Что за вещь гарник выиграл. Деньги убивают

Василий Шукшин – это человек, которого неоднократно называли самым «народным» режиссером Советского союза. Его фильмы рассказывали о тяготах и радостях простого сельского быта, а потому, рассказанные им истории, всегда были очень близки обычных зрителям. В какой-то мере именно поэтому Василий Шукшин и его творчество стали подлинной вехой своего времени – некой отметкой в истории СССР, которая навсегда осталась запечатлена в картинах великого автора.

В этой биографической статье мы постараемся проследить за основными этапами творчества Василия Шукшина, а также раскрыть некоторые тайны его жизни и судьбы.

Ранние годы, детство и семья Василия Шукшина

Будущий известный режиссер появился на свет в простой крестьянской семье. Его отец – Макар Шукшин – был расстрелян во времена коллективизации. Мама же – Мария Сергеевна – вышла замуж во второй раз и воспитывала детей от первого брака совместно с новым супругом.

Все родные нашего сегодняшнего героя были обычными крестьянами, а потому в раннем детстве Василий Шукшин даже не рассчитывал на то, что однажды сможет стать известным режиссером. Окончив «семилетку» в деревне Сростки, он переехал в город Бийск, где вскоре поступил в автомобильный техникум. В этом месте будущий режиссер проучился два с половиной года, однако диплома так и не получил. В 1945-м году он вернулся в родную деревню, где вскоре устроился работать в колхоз. В этом месте он проработал еще полтора года, однако в конечном итоге снова решил поменять род деятельности.

В 1947-м году он стал работать слесарем. В этом качестве он объездил множество городов и разных предприятий. Побывал в Калуге, Владимире, а также поселке Бутово, из которого его вскоре призвали в армию.

В 1949 он поступил на службу в Военно-Морской флот. В этом качестве он служил в городе Балтийск, а затем на Черном море. Весьма примечательно, что именно в свои армейские годы Василий Шукшин впервые увлекся творчеством. В свободные часы он писал различные поэмы и рассказы, которые впоследствии читал своим сослуживцам.

Вернувшись в родное село в 1953-м году, наш сегодняшний герой экстерном окончил среднюю школу и начал работать учителем русского языка, а затем директором сросткинской школы трудовой молодежи. Проработав в этом качестве всего несколько месяцев, Василий Шукшин задумался о переезде в Москву. Собрав все свои накопления, он купил билет на поезд и уже вскоре прибыл в столицу СССР. В этом городе наш сегодняшний герой поступил на режиссерский факультет ВГИКа, а параллельно начал рассылать свои рассказы в различные литературные издания. Таким образом, в 1958-м году состоялся писательский дебют нашего сегодняшнего героя – в журнале «Смена» был напечатан его первый рассказ «Двое на телеге».

Жизнь в искусстве: Василий Шукшин в литературе и кино

Впоследствии Василий Шукшин часто писал различные повести и рассказы. В его библиографии значится всего два полновесных романа, однако огромное количество повестей и рассказов с лихвой компенсирует это обстоятельство. Параллельно с литературным творчеством, Василий Шукшин также часто работал в кино. В 1956-м году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Тихий Дон» и с тех пор стал достаточно часто снимать и сниматься.

В 1958-м году, еще будучи студентом ВГИКа, Василий Шукшин исполнил свою первую главную роль в картине «Два Федора». После этого последовали другие актерские работы. Все складывалось очень успешно, однако в какой-то момент наш сегодняшний герой осознал, что хочет самолично создавать кинематографические произведения, прописывая действия персонажей от начала до конца.

Первой подобной работой Василия Макаровича стала лента «Из Лебяжьего сообщают». В работе над созданием данной картины Шукшин принял участие не только в качестве актера, но и в качестве режиссера и сценариста. Авторский дебют оказался очень удачным и уже в скором времени наш сегодняшний герой задумался о новых кинематографических проектах.


В общей сложности за свою карьеру Василий Макарович снял шесть кинолент, в работе над которыми чаще всего принимал участие также и в качестве сценариста. Параллельно с этим наш сегодняшний герой также плодотворно работал в качестве актера. В его фильмографии значится около тридцати ролей, каждая из которых стала по-своему яркой и интересной.

За свой выдающийся вклад в искусство актер и режиссер был отмечен множеством престижных наград, среди которых значится Государственная премия РСФСР, Ленинская премия, а также звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Шукшин отдавал творчеству всего себя, а потому совсем неудивительно, что даже его кончина совпала со съемками очередного фильма. В середине семидесятых годов он страдал от обострившейся язвы желудка, однако, несмотря на это, продолжал работать над новыми проектами. Серьезные приступы наблюдались у него во время съемок картины «Калина красная». Некоторое время спустя во время работы над другой лентой – «Они сражались за Родину» - один из подобных приступов стал для Шукшина фатальным.

Лежащего на палубе актера нашел его близкий друг Георгий Бурков . В этот момент сердце Василия Макаровича уже не билось.

Личная жизнь и наследие Василия Шукшина

После смерти нашего сегодняшнего героя многие его повести и романы были экранизированы другими режиссерами. Его именем был назван ряд улиц в городах РСФСР, а о его жизни и судьбе снято несколько документальных фильмов.


Кроме того, наследием великого советского режиссера являются его дети. От брака с Викторией Сафроновой у Василия Макаровича есть дочь Катерина. Кроме того, двое детей у Шукшина есть также от любовного союза с актрисой Лидия Федосеевой . Обе дочери – Мария и Ольга – на данный момент являются известными российскими актрисами.

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось - впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.


По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.


В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют - по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом "Смена" его рассказа «Двое на телеге».

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.


Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора - Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу . Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.


Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.


Василий Шукшин в фильме "Калина красная"

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой - конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).


Василий Шукшин в фильме "Печки-лавочки"

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.


Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.


На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.


В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.


На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой . Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей - Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а вела популярную программу «Жди меня».

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.


Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.


Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

Фильмография

  • Тихий Дон
  • Два Фёдора
  • Из Лебяжьего сообщают
  • Когда деревья были большими
  • Какое оно, море?
  • Если хочешь быть счастливым
  • Прошу слова
  • Они сражались за Родину
  • Живёт такой парень
  • Ваш сын и брат
  • Странные люди
  • Печки-лавочки
  • Калина красная

Библиография

  • Земляки
  • Любавины
  • Там, вдали
  • Живет такой парень
  • Характеры

По своему официальному «общественному положению» у Шукшина не было таких регалий, чтобы быть похороненным на самом престижном кладбище страны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (один из тысячи), лауреат Государственной премии СССР (один из трёх тысяч), кавалер ордена Трудового Красного знамени (один из десяти тысяч). Вот, пожалуй, всё… Как писатель (один из трёх тысяч) написал не так много (да и то, в основном, рассказы), как кинорежиссёр (один из тысячи) снял ещё меньше, а как актёр даже не заслуженный артист…

Чтобы быть похороненным на Новодевичьем кладбище, нужно быть Народным артистом СССР, министром или маршалом… Генерал-полковников хоронили уже на Троекуровском кладбище… Так что с точки зрения московских чиновников Шукшин был никто и звать его никак… В общем, шансы на Новодевичье были близки к нулю…

Да, была известность, популярность после выхода фильма «Калина красная»… Но у Высоцкого, например, она была на порядок больше, но ему это не помогло… Впрочем, у Высоцкого вообще не было хоть каких-нибудь государственных регалий и наград, да и умер он в самый неподходящий момент - властям народные похороны рядом с олимпийскими Лужниками были ни к чему… А так, при счастливом стечении обстоятельств, может быть, и лежал бы где-нибудь рядом с Василием Макаровичем… Ведь кроме постановлений и инструкций, в которых всегда предусматривались какие-нибудь «в виде исключения», существовало ещё и «телефонное право», которое чиновники рангом поменьше не могли игнорировать…

Решение о захоронении на Новодевичьем кладбище должен был принимать глава города, на тот момент председатель исполкома Моссовета В.Ф. Промыслов . Но он ходатайство о похоронах Шукшина на Новодевичьем сначала вполне обоснованно отклонил. После этого киношная и литературная общественность начала действовать более активно, причём на разных направлениях…

Как вспоминал оператор А. Заболоцкий , «многие включились помочь добыть место на Новодевичьем кладбище, и когда всё решилось, я и теперь не знаю ».

Первый уровень

Далее Заболоцкий пишет: «Я сам тогда разговаривал по телефону с Михалковым из квартиры Шукшина, а в другую трубку слушал Савва Кулиш , не даст соврать. Сергей Михалков сказал тогда: «На Новодевичьем кладбище для писателей есть несколько мест и претендентов много. Шукшин в их число не входит!». Дозвонились до Фурцевой Екатерины Алексеевны , сказала, что она разделяет с нами утрату и согласна, что ему место на этом кладбище, но она эти вопросы не решает. Василий Белов из зала центрального телеграфа, где они часто встречались с Макарычем, отправил телеграмму Михаилу Александровичу Шолохову : «На московской земле не нашлось места для Шукшина. Необходимо Ваше вмешательство». Позднее выяснилось — Шолохов телеграммы не получал ».

«Ходатайство о захоронении Шукшина на Новодевичьем председатель исполкома Моссовета Промыслов отклонил. Тогда одна народная артистка СССР, - глаза у Шкловского блеснули, - лауреат, Герой Социалистического Труда отдала своё место, которое по рангу было забронировано ей на Новодевичьем кладбище. Она написала в Моссовет об этом, звонила по телефону, и Шукшина похоронили на Новодевичьем кладбище…»

Кто же эта загадочная народная артистка?

Шерше ля фам 2, или Вичугский некрополь

Интересно было бы узнать, включились ли «помочь добыть место на Новодевичьем кладбище» и наши вичугские героини Румянцевы?

Есть во всей этой истории одно странное обстоятельство - это место, где был похоронен Шукшин. Это самое начало первого участка - то есть самая старая часть Новодевичьего кладбища. Вряд ли за Ангелиной Степановой было зарезервировано конкретное место, хотя, конечно, оно должно быть не очень далеко от могилы мужа…

Шукшин был похоронен, скорее всего, на месте чьего-то старого захоронения. Может быть, это была безхозная могила, а может быть и не безхозная…

А теперь посмотрим, кто похоронен на шукшинской аллее ещё, если пройти несколько метров далее. Через три могилы, в том же ряду, находится семейное захоронение вичугского фабриканта Николая Миндовского, построившего в Москве знаменитый особняк в стиле модерн (посольство Австрии); напротив похоронен крупнейший вичугский фабрикант и благотворитель Иван Кокорев, строитель знаменитой Красной церкви в Вичуге . Рядом похоронена Мария Викторовна Коновалова, принадлежащая к другому знаменитому роду вичугских фабрикантов. А в первом ряду находится скромное надгробие Дмитрия Травникова, крупнейшего московского винодела и виноторговца, основавшего вместе с братом винный завод , который в советское время назывался Московским комбинатом виноградных и десертных вин, а ныне «Винзавод » - крупнейший в России центр современного искусства. Две родные сестры виноторговца были жёнами вичугских фабрикантов. А третья сестра, похороненная рядом в семейном захоронении Миндовских, была тещей упомянутого выше Николая Миндовского.

То есть на шукшинской аллее находится целый вичугский купеческий некрополь!..

Теперь вспомним , «второй мамы» Шукшина. Она - уроженка Вичуги, её отец и дядя являлись купцами, главными вичугскими виноторговцами, в Москве Румянцевы жили в . «Совпадение? Не думаю!» - в таком случае сказал бы один известный телеведущий…

То есть Шукшин вполне мог быть похоронен в родственном захоронении О.М. Румянцевой, если оно там было. Разрешить могли «в качестве исключения». А останки предков Румянцевой могли перезахоронить на Ваганьковском кладбище… Но, как будет показано дальше, в этой истории замешаны столь мощные силы, что этой жертвы не требовалось и скорее всего, это простое совпадение…

Обратимся ещё раз к воспоминаниям Заболоцкого:

«Поползли слухи, многие проникли в периодическую печать. Одна из первых нелепостей — публикация Г. Бочарова в «Советской России». В ней был упрек близким Шукшина за то, что они бросили на кладбище вдову и мать. Эта статейка врезалась крепко в память многих россиян. В Сибири тётя-учительница укоряла меня: «Что же вы оставили мать и жену одних на могиле?». Зачем Бочарову нужна была эта выдумка? Вдову под руки я сам усаживал в машину Юрия Никулина — его узнавало оцепление, и мы быстро выбрались и скоро доехали домой на улицу Бочкова. При Марии Сергеевне неотступно была актриса Любовь Сергеевна Соколова и ехали они в той же машине Никулина».

Думаю, это была не выдумка. Когда увезли убитых горем мать, жену и сестру Шукшина, когда народ подрассеялся, к могиле, наверняка, подошли две заплаканные женщины - «вторая мама Шукшина» Ольга Михайловна Румянцева и её дочь Ирина… Они тоже были убиты горем и народ их принял за настоящую мать и жену Шукшина… Тем более, как выглядела мать, разумеется, никто не знал, и кто был женой Шукшина тоже мало кто знал, к тому же Ирина Румянцева чем-то похожа на Лидию Федосееву... Вот и перепутали!..

Новые действующие лица

Шукшин, как известно, мечтал снять фильм о Степане Разине. Сам написал сценарий, который направил в журнал «Искусство кино» для публикации. Журнал направил сценарий для получения рецензии историку С. Шмидту, специалисту по этому периоду истории.

Шмидту очень понравился сценарий, он написал восторженный отзыв. После публикации в журнале сценарий Шукшина даже получил премию как лучший сценарий года!..

Теперь обратимся к воспоминаниям Шмидта:

«Сценарий был напечатан в журнале "Искусство кино" за 1968 г., в №5 (с. 143-187) и №6 (с. 131-185). А затем мне позвонил от имени Шукшина (находившегося в то время вне Москвы, на съёмках) директор картины с просьбой консультировать при постановке фильма и помочь Василию Макаровичу увидеть в архиве (речь шла о Центральном государственном архиве древних актов) подлинники документов XVII в., и особенно «прелестных писем» Разина, т. е. грамот, которыми он «прельщал», привлекал на свою сторону народ. Я согласился, но желание В. М. Шукшина уже тогда приступить к работе над фильмом не осуществилось.

Об этом отзыве зашел позднее разговор в доме наших общих знакомых Румянцевых — Ольги Михайловны (редактора журнала «Октябрь», члена партии с дореволюционным стажем, скончавшейся 14 декабря 1988 г.) и её дочери Ирины Георгиевны (скончавшейся 14 апреля 1979 г.). Дом Румянцевых стал в 1960-е годы для Василия Макаровича родным. В воспоминаниях о Шукшине «Говорить правду, только правду» (в книге "О Шукшине. Экран и жизнь". М., 1979) Ольга Михайловна пишет о том, как образ Степана Разина и мотив воплощения его в искусстве сопутствовали Шукшину всё время, пересказывает содержание и моего отзыва на сценарий (с. 272-273).

Несколько раз Румянцевы звонили мне, когда "Вася" (как они называли его) заходил к ним. Но меня не оказывалось дома [ C . Шмидт жил недалеко, на Арбате].

Познакомились мы на премьере фильма "Печки-лавочки" в Доме кино. Говорили с ним (и Ириной Георгиевной Румянцевой) об этом фильме, об образе мыслей и жизни «дипломированной» интеллигенции, о характере моды в её среде на "народное". Поразила не столько мужиковатая угловатость Шукшина, которая сразу внешне бросалась в глаза, сколько интеллигентская застенчивость, несветская серьёзность, впитывание мыслей собеседника. Условились встретиться в доме у Румянцевых, поговорить и о Разине. Потом получил по почте книгу "Беседы при ясной луне" с надписью: «Сигурду Оттовичу Шмидту — на память, с уважением. Май 74 г. В. Шукшин».

А утром 3 октября 1974 г. Ирина Георгиевна прокричала мне горестно в телефонную трубку: "Вася умер!". Мы его хоронили. Букет и моих светлых роз лёг в его гроб».

Интересна фраза «Мы его хоронили». Что за этим скрывается? Не то ли, что одними из организаторов похорон были и Румянцевы? Тогда, может, всё же, совпадение, описанное выше, вовсе не совпадение?..

Казалось бы, всё, мы достигли нужного уровня глубины. Но это не так, это не финал. Точнее, это финал в стиле сериала «Мажор-2», когда выяснилось, что Мажор - вовсе не победитель, а ничего не подозревающая марионетка в руках более могущественных и тайных сил!..

Пятый уровень, или Финита ля КоГэБе…

Теперь пойдёт серьёзный разговор.

Открываем официальный сайт ФСБ и находим там воспоминания Филиппа Бобкова , бывшего первого заместителя председателя КГБ СССР, «Юрий Андропов , каким я его знал».

Цитата:

«Андропов реагировал на всё, что до него доходило и требовало "развязки", т.к. могло вызвать нездоровую реакцию в обществе.

Так он поступил в день похорон Василия Шукшина, творчество которого высоко ценил. Кто-то вдруг инспирировал слух о запрете хоронить писателя на Новодевичьем кладбище. Явная провокация не удалась, благодаря вмешательству Андропова».

Занавес!.. Финита ля комедия?.. Нет, рано!

Давайте посмотрим, кто же такой Филипп Бобков ? С 1969 года по 1983 год он был начальником 5-го управления КГБ , главной задачей которого являлась борьба с «идеологическими диверсиями», диссидентами, антисоветскими элементами, профилактика и предотвращение массовых беспорядков. Важными направлениями деятельности Бобкова были создание осведомительных сетей в кругах интеллигенции; а также кураторство над советскими творческими союзами, деятелями культуры, журналистами и шахматистами. Критики Бобкова упрекали генерала в конспирологическом мышлении.

Вот теперь картина становится более ясной. Вполне возможно, что здесь даже была спецоперация КГБ!..

После смерти Шукшина главному куратору Бобкову было ясно, что лучшее место для упокоения народного бунтаря Василия Шукшина - это закрытое Новодевичье кладбище… Открытое Введенское для этого не годилось, могло возникнуть нежелательное паломничество… И как-то так случилось, что маниакальная идея «обязательно на Новодевичьем» массово охватила нужные интеллигентские умы!..

Но идея-фикс ходоков уперлась в непробиваемого Промыслова, который, будучи не в курсе задумки КГБ, сопротивлялся и отказывал... Когда эта битва шла, были выходные, и, судя по всему, чаша склонялась на сторону московских чиновников. Даже уже была выкопана могила на Введенском кладбище. Бобков понял, что нужно действовать теперь открыто. В выходные он не беспокоил Андропова, но утром в понедельник доложил шефу ситуацию… И тут молниеносно всё завертелось. Сизов, разумеется, был тесно связан с органами, и, когда задача была озвучена, нужное письмо быстро написали… Промыслов, которому позвонил Андропов, быстро всё утвердил… Могилу выкопали, похоронная процессия двинулась в путь…

И сколько же человек подумало в этот момент, что это чудо случилось благодаря именно его усилиям?!

А в это время Леонид Ильич Брежнев вместе с Хонеккером праздновал в Берлине 25-летие образования ГДР .

Шестой уровень

В интернете можно найти , в котором приводятся слова Андрея Тарковского о том, что «Все во ВГИКе знали, что Шукшин - человек КГБ». Именно этим объясняли завистники успех мужиковатого Шукшина и в жизни, и в творчестве. Так это или не так, гадать не будем…

Приведу ещё одну цитату из воспоминаний Заболоцкого:

«Прилетел из Минска скульптор Боря Марков. Он снял маску, у него и хранится оригинал. Сразу же после похорон он вылепил голову. По-моему, самую суть Шукшина выразил Борис Марков. И его идея надгробного памятника, на мой взгляд, достойна была быть воплощённой: плита — как плаха, и на ней голова. Голова на плахе. Но идея эта не была принята многими, и в первую очередь вдовой Лидией Федосеевой. В 1980 году советами людей из окружения вдовы поставлена на могиле стела по проекту Бориса Жутовского . В камень впечатана фотография, сделанная Ковтуном».

Борис Жутовский - личность очень интересная, имеющая тесные связи с органами. Был штатным художником на разных судебных процессах. Абстракционист, которого обругал Никита Хрущёв на известной выставке. И кстати, именно он автор памятника Хрущёву на Новодевичьем кладбище: Эрнст Неизвестный изваял только голову.

Символизм надгробия Шукшину расшифровал некрополист Кипнис: «Куб — архитектурный образ вечности, а стела с обломанным концом — символ оборвавшейся жизни». Красиво!

Но с другой стороны, здесь можно увидеть и другую абстракцию - это меч, воткнутый в землю…
А меч с портретом - это что-то знакомое… Где ж это я видел? А, вот где!

2 октября в станице Клетской Волгоградской области пройдут дни памяти Василия Шукшина. Ровно 40 лет назад здесь на съемках фильма "Они сражались за Родину" умер один из самых самобытных писателей и актеров России. Жители Клетской - а в съемках тогда участвовала вся станица - вспоминают, как это было.

Цезарина Глазунова с сестрой, сыном и племянником были в числе тех, кто в фильме изображал беженцев. Репетиции длились в течение всего долгого, жаркого июльского дня.

Снимали на краю пшеничного поля, рядом с небольшой балкой, идущей к Дону, - рассказывает Цезарина Васильевна. - Два раза прошли толпой по пашне. А по большей части ждали. В середине дня приехали артисты. Сначала появился Никулин, а потом Шукшин. Со своим отношением к нему к тому времени я уже определилась - я была в него влюблена. И представляете: появляется Шукшин с моей соседкой Нинкой Захаровой. Сели на край оврага, Нина открыла свою сумку с харчами, сидят, ноги свесили, болтают, грызут яблоки. Как же я завидовала тогда Нине! Но о том, чтобы подойти, заговорить с ними, и речи не было.

Артисты во время съемок жили на борту теплохода "Дунай", который стоял прямо у берега Дона. Но Василий Шукшин дружил с семьей Захаровых, особенно с мужем Нины Павлом - "яркий, неординарный человек был, настоящий казак", "шукшинский герой", - отзываются о нем местные. Шукшину было с ним интересно, и он частенько бывал в его доме. У Захаровых Шукшин, Бурков и любили попариться в баньке. А после бани - непременное застолье. Мать Нины, "теть Шура", как ее звали друзья семьи, пекла к нему пышки. Но ни Шукшин, ни Бурков во время этого застолья никогда не пили. Говорили просто: "Мы свое уже отпили". Зато Шукшин любил, выйдя из бани, сорвать с росших тут же кустов огромный, мясистый помидор, обтереть его по-крестьянски, разломить, сахарный, и тут же, на месте, съесть, даже и без соли.

Нина Захарова до сих пор живет в Клетской, но с журналистами не общается. Да и для местных "шукшинскую" тему закрыла раз и навсегда: ничего рассказывать о Василии Макаровиче не хочет. Однако в Клетской и так "все знают", что последний в своей жизни раз парился в баньке "Василь Макарыч" в ее доме.

Иван Алексеевич Чекунов, начальник нашего аэродрома и "авиации" - в то время нашего основного вида транспорта (с ним дружили все артисты), рассказывал, что накануне смерти Шукшин был очень подавлен. Приходил в Клетскую на почту, дважды пытался дозвониться в Москву, домой. Не получалось. Вечером, наконец, ему ответили. Он узнал, что его жена, Лидия Николаевна, уехала на съемки в Болгарию. Очень он не хотел этой поездки - в Москве без родителей оставались маленькие дочери, но она его не послушала. Жара, баня, переживания из-за семьи; вечером Василий Макарович малость выпил...

Ни для кого не было секретом, что во время съемок фильма Шукшин параллельно работал над сценарием своего фильма про Стеньку Разина, - говорит местная жительница Валерия Селиверстова. - В то лето, когда шли съемки, мы с друзьями из Москвы отдыхали в палатках на берегу Дона. Конечно, знали про кино. И нам страшно хотелось попасть на съемочную площадку. Сели на моторку и поехали. Нас встретили очень приветливо. У моей подруги, Галины Евстратовой, с собой был сборник рассказов Шукшина "Беседы при ясной луне", она хотела получить автограф. Нас и направили на теплоход. Когда мы вошли в каюту Шукшина, поразились: весь стол, где стояла пишущая машинка, был уставлен стаканами в подстаканниках из-под кофе. Книгу он нам подписал, но эти стаканы - запомнились. По ночам он писал и, видимо, пил литрами кофе. Все это не могло не сказаться на сердце...

В местном музее сделали каюту N 9, в которой жил Василий Макарович. Подлинные, с теплохода, здесь жалюзи да спасательные круги. Спартанскую обстановку - два обитых дерматином дивана да маленький столик с пишущей машинкой между ними - воссоздали по фотографиям.

В середине 1990-х в прессе стала активно обсуждаться версия, что Шукшина на съемках фильма "Они сражались за Родину" отравили. В Клетской в это никогда не верили.

Да вы посмотрите: он работал на износ. И в фильме - не играл, а жил просто в образе своего героя. Он был нашим, своим, народным. Местные жители это очень чувствовали, - рассказывает заведующая отделом обслуживания районной библиотеки им. Шукшина Мария Урасова. - Не случайно ведь тянулись не к аристократичному, лощеному Тихонову, который был словно из другого теста: костюм шоколадного цвета, манеры, речь... "Липли" к Никулину и Шукшину. Шукшин к концу сентября ходил по станице такой уставший, натруженный. Говорили, что он и спать ложится в гимнастерке... И потом, фильм про Стеньку Разина как тяжело он пробивал. Снимать собирался здесь, в этих же местах, в излучине Дона.

Во время съемок у Бондарчука Шукшин, когда выдавалось свободное время, любил сидеть на вершине мелового холма. Вид на Дон, особенно сейчас, осенью, отсюда открывается такой, что и правда дух захватывает: делающая изгиб река занимает полмира; желтеющий на другом берегу лес, опрокинутый в воду; белая нить дороги внизу и небо - были б крылья, так бы и полетел...

Сейчас на утесе стоит часовня, освященная во славу святого Василия Великого - легкая, ажурная, воздушная, устремленная в небо, да простая деревянная скамья на том самом месте, где любил сидеть Шукшин. А чуть поодаль - братская могила и памятник тем самым солдатам, которые в 1942 году на самом деле сражались здесь за Родину.

2/10/14 , 06:05 pm


Станица Клетская, Волгоградская область.
Теплоход "Дунай". Место съемок фильма "Они сражались за Родину", где в ночь на 2 октября 1974 года при загадочных обстоятельствах скончался Шукшин.

Главный патологоанатом Москвы, прилетевший для вскрытия, в анамнезе написал: "Сердечная недостаточность". Хотя у Лиды до сих пор хранятся кардиограммы кремлевских врачей, снятые за месяц до событий, которые показывают сердце здоровым.

Перед смертью Шукшин был у Лидиной мамы в Питере по издательским делам, и мама всегда вспоминала, как он хорошо выглядел: свежий, красивый, молодой. Тело его играло. Он не был усталым, погашенным.
Лида:
"В Доме кино, куда привезли Васю, я инстинктивно попросила отрезать ножницами прядь Васиных волос. И отдала Толе Заболоцкому, чтобы он их сберег. А он на Новодевичьем положил их обратно в гроб. Теперь, говорят, ученые могут по волоску определить причину смерти".

Юрий Никулин (из воспоминаний):
"Удивительное совпадение. За день до смерти Василий Макарыч сидел в гримерной, ожидая, когда мастер-гример начнет работать. Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал что-то рисовать, что-то чертить на обратной стороне пачки сигарет "Шипка". Сидевший рядом Бурков спросил: "Что ты рисуешь?" "Да вот видишь, - ответил Шукшин, показывая на горы, небо, дождь. - Ну, в общем, похороны".

Слухи.
Панкратов-Черный:

- Жора Бурков говорил мне, что не верит, что Шукшин умер своей смертью. Василий Макарыч и Жора в ту ночь стояли на палубе. И так получилось, что после разговора Шукшин прожил всего 15 минут. Василий Макарыч ушел к себе в каюту веселым, жизнерадостным. И сказал Буркову: "Ну тебя, Жорка, к черту, пойду попишу". Потом Бурков рассказывал, что в каюте чувствовался запах корицы. Запах, который бывает, когда пускают "инфарктный" газ. Шукшин не кричал, а его рукописи, когда его не стало, были разбросаны по каюте. Причем было уже прохладно, и, вернувшись в каюту, ему нужно было снять сапоги, галифе, гимнастерку… Василия Макарыча нашли в нижнем белье, в кальсонах солдатских. Он лежал на кровати, только ноги на полу. Все говорили, что Шукшин был очень аккуратным человеком.

На съемках "О бедном гусаре…", когда я просил Буркова рассказать о Шукшине, он никогда этого не делал, хотя любое другое событие мог пересказывать несколько раз и ни разу не повториться…