Появление легендарного терминатора. А как же вкусности

:

“Роботы наступают” – очень интересная, актуальная и значимая книга не только для меня, как человека, который работает на российском кадровом рынке уже почти двадцать лет.

Форд заставляет задуматься о последствиях технологического прогресса, излагая информацию по различным отраслям так, что практически каждый человек может понять, как те изменения, в которых мы живем и которые мы сейчас наблюдаем, коснутся лично его в самое ближайшее время. Что произойдет с нашим свободным временем, медициной и образованием? Только ли положительное влияние оказывают роботы на нашу жизнь и во что превратится наш мир в будущем? Автор не хочет нас напугать, а хочет привлечь внимание и призывает задуматься.

Автор

Мартин Форд - современный американский ученый, инженер и предприниматель, основатель компании по разработке программного обеспечения в Кремниевой долине США. Форд исследует влияние искусственного интеллекта и робототехники на общество, мировую экономику и культуру.

Время написания

Книга «Роботы наступают» вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн» в 2016 году. Это вторая книга Мартина Форда, посвященная последствиям автоматизации, внедрению «умных» машин в жизнь людей и тому, что ждет человечество в будущем. Первая книга называется «Огни в туннеле: автоматизация, ускоряющая технология и экономика будущего» (2009).

О чем книга?

«Роботы наступают» - книга, в которой рассказывается о последствиях внедрения новых технологий в жизнь людей. В ней описываются как положительные, так и катастрофические перспективы этого интенсивного процесса.

У книги есть подзаголовок: «Развитие технологий и будущее без работы», так как одна из главных проблем, интересующих Форда, - влияние автоматизации и робототехники на трудовую деятельность людей: «Я собираюсь показать в этой книге, что развитие технологий уже привело к ощутимому сокращению возможностей для трудоустройства даже высоко­квалифицированных профессионалов во многих областях, включая юриспруденцию, журналистику, фармацевтику».

Мартин Форд убежден, что стремительное развитие технологий обязательно приведет к тому, что появятся такие машины, которые смогут выполнять любые задачи в рамках промышленной, бытовой и других сфер.

Первой под удар попадает сфера услуг, в которой трудится большая часть населения, выполняя рутинные, предсказуемые и повторяющиеся действия.

Распространение банкоматов, терминалов, касс самообслуживания и многого другого делает когда-то необходимые профессии ненужными. Многие компании комментируют это так: «Мы не стремимся к тому, чтобы сделать труд людей более эффективным. Наша задача - полностью избавиться от них».

Робототехника используется в сфере быстрого питания, розничной торговли, в сельском хозяйстве, где все реже применяется ручной труд. Наступление машин затронет и высокооплачиваемые профессии, которые требуют высокой квалификации.

Для Форда автоматизация - это не только залог процветания и перспективного будущего. Труд людей начинает обесцениваться, появляется все меньше рабочих мест, растет безработица и неравенство между людьми. Машины с искусственным интеллектом захватывают область культуры и искусства: компьютеры сами пишут музыку, рисуют картины: «Если компьютеры могут сочинять музыку, то нет ничего невероятного в том, что совсем скоро они сформулируют новую правовую доктрину или придумают новый подход к решению какой-либо проблемы в менеджменте. Пока же реальная угроза автоматизации по-прежнему распространяется лишь на те виды умственного труда, которые отличаются наибольшей степенью рутинности и шаблонности. Однако ситуация меняется очень быстро».

Форд показывает, как «омашинивание» захватывает области образования и здравоохранения. В области медицины роботы совершили особенный прорыв: появились установки, которые занимаются подготовкой инъекционных препаратов (в том числе и высокотоксичных препаратов химиотерапии). Ведется работа по созданию роботов-хирургов, разрабатываются роботы по уходу за пожилыми людьми. Однако вот что пишет Форд о внедрении технологий искусственного интеллекта в медицину: «Как только машины докажут, что они способны ставить точный диагноз и назначать эффективное лечение, врачам больше не нужно будет лично присутствовать при каждом визите пациента в клинику».

В главе, посвященной нанотехнологиям и отраслям будущего, Форд пишет о возможностях трехмерной печати, беспилотных автомобилях, которые заменят обычные машины. Роботизированные транспортные средства смогут предотвращать аварии, так как будут обмениваться информацией между собой. О пробках также можно будет забыть. Однако под удар попадут те, чья работа связана с транспортом. Например, таксисты и водители общественного транспорта.

Робот София шутит и размышляет о своей личности

При чем здесь религия?

Некоторые исследователи (с которыми сам Мартин Форд не согласен) считают, что в будущем люди даже смогут обрести бессмертие благодаря передовым технологиям по сохранению и расширению возможностей нашего биологического тела или же с помощью загрузки человеческого сознания в память компьютера или робота.

Увлеченность многих представителей научного сообщества и их сторонников идеей достижения вечной жизни с помощью развития технологий содержит религиозную причину и может перерасти в нечто, напоминающее культ: «если это движение найдет отклик среди широкой общественности, это создаст серьезную угрозу для общин, исповедующих традиционные религии, поскольку их обещания о спасении могут потерять свою привлекательность на этом фоне».

Форд не является сторонником таких взглядов на возможное бессмертие, относя их к области научной фантастики. Он смотрит на будущее «как на процесс ускоренного развития технологий и разрушения привычного порядка» и считает, что могут появиться технологии, которые расширят возможности интеллекта самого человека.

1. Профессор Берох Хошневис из Университета Южной Калифорнии занимается разработкой массивного трехмерного принтера, который сможет напечатать целый дом всего лишь за сутки. Управляемая компьютером установка перемещается по рельсам вдоль строительной площадки, накладывая слои бетона. С помощью этого принтера можно строить дома, офисные здания и даже многоуровневые комплексы.

2. В Японии разработали установку, которая умеет собирать плоды клубники, обладая способностью распознавать ее спелость и оттенки цвета. Машина собирает урожай со скоростью одна ягода каждые восемь секунд, работая без перерывов и выполняя большую часть работы в ночное время.


3. В 2012 году Лондонский симфонический оркестр исполнил композицию под названием «Переходы - в бездну», полностью написанную испанским компьютером Iamus.

4. Профессор Колтон из Лондонского университета создал программу искусственного интеллекта под названием The Painting Fool, которая может идентифицировать эмоции на фотографиях людей, а затем создавать абстрактные портреты, передающие эти эмоциональные состояния. Программа умеет критиковать саму себя и принимать решения о достижении или недостижении поставленных целей в процессе создания картины.

5. В 2014 года компания Google сообщила о том, что ее специалисты работают над особыми контактными линзами со встроенным крошечным датчиком глюкозы и модулем беспроводной связи. Линзы будут осуществлять постоянный контроль уровня глюкозы на основе анализа состава слезной жидкости.

В случае перехода уровня сахара в крови за пределы верхней или нижней границы допустимого диапазона мгновенно загорится крошечный светодиод, оповещая владельца линз об этом изменении.

6. В 2012 году сотрудники Педагогического колледжа Университета Акрона провели исследование, в ходе которого компьютеры с искусственным интеллектом должны были проверить 16 000 студенческих эссе. После ученые сравнили их с оценками, поставленными преподавателями-людьми. Результаты показали, что применение машинных технологий позволило «добиться практически такого же уровня точности и при этом в некоторых случаях оказалось даже надежнее».


Восстание машин: уже скоро

Отрывок из книги Мартина Форда «Роботы наступают»


Может ли другой человек научиться тому, что вы делаете в рамках своих должностных обязанностей, подробно изучив описание ваших действий? Можно ли освоить ваше ремесло, повторяя за вами те задачи, работу над которыми вы уже завершили, подобно тому, как при подготовке к экзамену учащийся выполняет практические задания? Если это так, то вполне вероятно, что однажды появится алгоритм, который сможет научиться делать всю работу - или значительную ее часть - за вас.

Причем вероятность именно такого развития событий многократно увеличивается по мере все более глубокого проникновения в нашу жизнь такого феномена как «большие данные»: организации собирают невообразимое количество информации практически обо всех аспектах своей деятельности, и с большой долей вероятности можно утверждать, что эти данные включают подробные сведения об огромном количестве профессиональных навыков и операций. Так что остается лишь дождаться дня, когда появится изощренный алгоритм машинного обучения, который, углубившись в оставленные предшественниками-людьми цифровые следы, сам всему научится.

Из этого следует вывод, что, скорее всего, от автоматизации в будущем не спасет ни получение дополнительного образования, ни освоение новых навыков. Взять, к примеру, рентгенологов - врачей, специализирующихся на интерпретации рентгеновских снимков. Чтобы стать специалистом в этой области, нужно очень долго учиться: обычно на освоение этой профессии уходит не менее тринадцати лет. Однако компьютеры стремительными темпами догоняют человека в способности анализировать снимки. Так что уже сейчас можно легко представить будущее - причем достаточно близкое будущее, - в котором практически всю работу за рентгенологов делают машины.



Китайский робот-пианист Teo Tronica с 53 пальцами на руках и итальянский пианист-виртуоз Роберто Проссада играют дуэтом на двух роялях в театре «Цзиньвань». Китай

Таким образом, уже совсем скоро компьютеры научатся легко и быстро осваивать новые навыки, особенно в тех случаях, когда у них будет доступ к большому объему данных для обучения. <…>

Информационные технологии заключают в себе такой уровень интеллекта, который в определенной степени можно назвать беспрецедентным для истории развития технологий. Компьютеры принимают решения и решают проблемы. Компьютеры - это машины, которые способны (в очень ограниченном и узкоспециализированном понимании этого слова) думать. Никто не станет утверждать, что современные компьютеры приблизились к тому, что можно назвать человеческим уровнем интеллекта. При этом очень часто упускается из виду главное: компьютеры все лучше и лучше умеют выполнять узкоспециализированные, рутинные и предсказуемые задачи и, вполне вероятно, в скором времени будут превосходить в этом умении многих людей, занимающихся сейчас такой работой.

Основным двигателем экономического развития в истории человечества была профессиональная специализация или, как бы это назвал Адам Смит, «разделение труда». Один из парадоксов прогресса в компьютерную эпоху заключается в том, что по мере увеличения степени специализации различные виды работ становятся все более легко поддающимися автоматизации. Многие эксперты сказали бы, что с точки зрения общего уровня интеллекта самые передовые современные технологии едва превосходят способности насекомого. И, однако же, насекомые не способны управлять реактивными самолетами, резервировать столики в ресторанах или вести торговлю на Уолл-стрит. Компьютеры сейчас делают все это, и совсем скоро они заявят о себе в огромном количестве других областей. <…>

Сделаем допущение, что все думающие машины, которые могут появиться в будущем, будут настроены дружественно, нам придется задуматься о тех громадных последствиях, которые это событие будет иметь для рынка труда и экономики. Очень трудно представить, что в мире, где машины могут делать всё, на что способны самые умные из людей (и даже больше), кому-то из людей удастся сохранить свое рабочее место.

В большинстве отраслей никто из людей, независимо от образования (пусть оно было получено в элитном университете) и подготовки, не сможет конкурировать с такими машинами. Причем в опасности окажутся даже и те профессии, которые, как можно было бы ожидать, являются исключительной прерогативой людей. Например, актерам и музыкантам придется конкурировать с цифровыми моделями, которые будут наделены настоящим разумом, а также сверхчеловеческим талантом. Они могут быть ни на кого не похожи - совершенно новые существа с безупречной внешностью - или же они смогут повторять черты внешности и характера реальных людей - как ныне живущих, так и умерших. Не ограничиваясь одними лишь относительно рутинными, повторяющимися и предсказуемыми задачами, машины смогут заниматься практически всеми видами деятельности.

Перевод с английского Сергея Чернина

magazine

4.5

Терминатор появился раньше, чем зрители могли себе это представить и этот фильм стал легендой фантастики. Но мало кто знает, как терминатор появился на свет.

Пожалуй, нет в мире более известного робота, чем Терминатор. Этот герой одноименного культового фильма (и его продолжений) навсегда завоевал сердца зрителей. Темные очки, черная куртка, ботинки и каменное лицо – этот образ знаком всем. Но мало кто знает, как он появился…

Никто точно не знает, как всемирно известный киборг появился на свет. Но если верить его создателю – Джеймсу Кэмерону, то впервые Терминатор привиделся ему в дешевом итальянском отеле, когда он спешно монтировал свой фильм «Пираньи 2», болея гриппом с высокой температурой. В бреду ему привиделась женщина, бегущая от какого-то кошмарного существа, способного изменять свою форму. Спустя несколько месяцев, когда Кэмерон начал писать сценарий, он превратил это существо в механическую машину, поскольку в то время не было еще таких технологий, чтобы создать на экране героя, способного менять внешность и форму в зависимости от обстоятельств.

Это лишь одна версия. Существует и другая.

По словам фантаста Харлана Эллисона, Кэмерон взял за основу своего сценария сюжетные линии трех рассказов писателя. Спустя некоторое время, после успеха первого фильма о Терминаторе, Эллисон подал на режиссера в суд иск о плагиате. Можно предположить и третью версию – Кэмерон придумал робота сам, а сюжет взял из рассказов Эллисона. Какой из версий верить – решать вам. Но важен тот факт, что о самом Терминаторе, Кэмерон особо не задумывался. Для него был важен сам сюжет – поучительная история о том, как человечество попадает под власть роботов.

Написав при помощи друга детства Уильяма Вишера 122-страничный сценарий, Кэмерон уступает его своей будущей жене, а пока – давней подруге, а по совместительству продюсеру Гэйл Энн Херд за символическую плату в 1 доллар, при условии, что постановку осуществит он. Спустя некоторое время производство фильма было запущено. Примечательно, что мы могли не знать того Терминатора, образ которого стоит у нас перед глазами!

Первоначально на роль робота-убийцы рассматривался О.Дж.Симпсон, позже сыгравший во всем сериях «Голого пистолета». По странному стечению обстоятельств, это он в 1994-м году будет оправдан судом за убийство свой жены. Но и тогда студия решила не рисковать и отвергла эту кандидатуру. Потом Кэмерон хотел сделать Терминатором своего давнего друга Лэнса Хенриксона. Он даже разработал образ Терминатора в расчете на Хенриксона.

Человек же, для которого роль робота серии T-800 CMS модели 101 стала главнейшей ролью в его жизни, австриец Арнольд Шварценеггер, должен был играть роль спасителя человечества Кайла Риса. О том, как Шварценеггер стал Терминатором, тоже существует несколько версий.

По словам Шварценеггера, он понял, что роль киборга – это его роль, и попросил Кэмерона отдать эту роль ему. Кэмерон же утверждает обратное – мол, присмотревшись к Арни, он понял что тот – вылитая машина для убийств. Какая бы из версий не была верна, главное, что Терминатор нашел своего «хозяина».



Из-за мизерности бюджета (всего 6 миллионов долларов) создать на экране то, что хотел Кэмерон – батальные войны, экшн и прочие сцены, необходимые для отображении войны людей и роботов, было очень затруднительно. Но благо Кэмерон, работая в студии Роджера Кормана, научился делать фильмы из ничего.

Так же – практически из ничего и появился Терминатор – робот с железным скелетом, изощренная система гидравлических мышц, сверхчувствительные сенсоры, сверхразрушительное вооружение, миниатюрный ядерный реактор вместо сердца и миниатюрный микропроцессор вместо мозгов. Так он выглядит на бумаге. Но чтобы создать подобный механизм в реальной жизни пришлось немало попотеть.

То, что мы видели на экране – этот шедевр, явный пример человеческого гения создан одним человеком Стэном Уинстоном, впоследствии ставшим известнейшим мастером по созданию механических существ (динозавры в «Парке Юрского периода», монстры в «Чужих»). По техническим обстоятельствам, не смотря на гениальность Уинстона, в некоторых сценах использовалась миниатюрная модель киборга (к примеру сцена на заводе).

В некоторых эпизодах Терминатора пришлось даже разделить на две части – верхнюю и нижнюю. И каждая часть появлялась в камере отдельно (разумеется зрители об этом не знали). А порой, рабочим приходилось проносить торс робота перед камерой на палках.



Без компьютеров, конечно, не обошлось. Однако цифровые разработки студии Industrial Light & Magic (ILM) дополнялись искусным гримом и «практическими эффектами» от Стэна Уинстона, легендарного голливудского мастера, который получил два «Оскара» за работу над вторым «Терминатором». «Я, как зритель, устал от цифровых эффектов, – объясняет Мостоу, – так что я пошел в ILM и сказал – ок, давайте договоримся: будем работать круглосуточно, но добьемся, чтобы наши кадры выглядели предельно реалистично…» Реализм нынче обходится дорого – бюджет третьего «Терминатора» составил $175 млн.

Работать над спецэффектами пригласили также художников-миниатюристов. Их «звездный час» – начало фильма, кошмар Джона Коннора, где показаны последствия разрушительной войны. Разрушенные здания, пустые улицы – все это миниатюрные модели. Камера показывает дно реки, сплошь покрытое черепами и разбитыми машинами. Часть черепов была сделана в натуральную величину, часть – в масштабе 1:2, еще часть – в масштабе 1:4. Остальные, на самом дальнем плане, заменялись теннисными мячами. Чтобы упрочить иллюзию перспективы и замаскировать изменения масштаба, «лица» некоторых скелетов делали искаженными. «Это классический прием при создании миниатюрных декораций в кино, который теперь применяется очень редко», – отмечает Брайан Гернард, глава группы, работавшей над моделями.

Другой удачной находкой пролога стала площадка для motion capture, усыпанная мешками с песком, ящиками из-под яблок и всяким мусором. Простая возможность показать, как армия терминаторов шагает по избитой и неровной поверхности, – статисты, наряженные в костюмы с датчиками, передвигались среди этого безобразия неловко, неуклюже и вообще точь-в-точь как роботы.

Главный Терминатор, Т-101, которого сыграл Арнольд Шварценеггер, вернулся на экран во всей красе своего фирменного облика: кожаная куртка, краги и темные очки. Одна из курток перекочевала на съемочную площадку из личной коллекции Арнольда: 12 лет назад он снимался в ней в «Терминаторе-2», и теперь она по-прежнему сидела как влитая.



Многие связанные с Терминатором эффекты создавались без помощи компьютеров, «по старинке» – с использованием накладного грима или механических трюков. По мере того, как Т-101 получал травмы и увечья, увеличивалось число накладок от Стэна Уинстона, также в дело шли муляжи, манекены и съемки на фоне зеленого экрана. Так, к примеру, снимался эпизод, в котором Терминатору, ведущему грузовик, предстояло вскрыть собственную грудную клетку, чтобы вынуть оттуда аккумулятор. На водительском сиденье был размещен муляж туловища Т-101, над которым и производилась душераздирающая операция, а сам Арнольд Шварценеггер устроился позади него так, чтобы его голова и руки казались вполне на своем месте. А для сцены, в которой Терминатор после схватки пытается водрузить на место свою голову, все необходимые движения проделывал дублер в костюме для motion capture, после чего на компьютере были подрисованы лицо и фигура будущего губернатора Калифорнии.

Противницей Арнольда на этот раз стала Т-Х, Терминатрикс – совершенная и очень сексапильная машина для убийства, состоящая из скелета и жидкого металла. Найти актрису на эту роль оказалось непросто. Пробы прошли 10 тысяч прекрасных дам, и выиграла в результате норвежская фотомодель и телевизионная актриса Кристанна Локен.



Работа над Т-Х, как и над другими терминаторами, начиналась со скелета, выстроенного в мастерской Стэна Уинстона. Чтобы придать героине более футуристический и зловещий вид, черный металлический скелет сделали хромированным. Пока Кристанна проходила тренировки по крав-мага и училась бегать на каблуках (с ее точки зрения, это было самым тяжким испытанием на съемках), на ILM была создана ее компьютерная модель. После этого параметры скелета были загнаны в компьютер, сопоставлены с моделью и подправлены с учетом фигуры актрисы.

Скелет Терминатрикс должен был пугать мир горящими голубыми глазами – в отличие от красных глаз Т-101. Создатели использовали очень яркие светодиоды. Специальная панель управления позволяла регулировать яркость и пульсацию огней, в зависимости от действий героини. Т-Х – более совершенная модель, чем наш старый знакомый Шварценеггер. «Нет ничего опаснее, чем женщина на задании», – комментирует Стэн Уинстон. Терминатрикс может принимать любую форму, а ее правая рука трансформируется в плазменную пушку, дрель или циркулярную пилу. Все это оружие работало: циркулярная пила поворачивалась, дрель – светилась и вращалась, а плазменное ружье имело сменные блоки, так что его можно было «заряжать».

Момент превращения руки в оружие всегда делался на компьютере и отрабатывался на трехмерных моделях. В дальнейшем судьба правой руки Терминатрикс решалась по-разному. В ряде планов оружие пририсовывалось на компьютере. Для других кадров Кристанне Локен приделывали фальшивую руку с очередной «убойной» насадкой. Актриса при этом надевала специальную одежду, которая удерживала ее настоящую руку за спиной. Иногда насадки пристегивались к руке Кристанны. Но, поскольку человеческая рука шире, чем плазменная пушка, эти кадры приходилось подчищать на компьютере.

Эпизод, в котором Т-Х, приняв облик жениха Кейт Брюстер (Марк Фамилиетти), садится в машину полиции, после чего протягивает руку через спинку переднего сиденья и тело водителя и завладевает рулем, – это не компьютерный эффект. Было снято около восьми последовательных фрагментов с Фамилиетти, который просовывал руку через дыру в голубом экране. Постепенно на руку наливали все больше и больше искусственной крови. Актера, игравшего полицейского водителя, снимали отдельно, и при компьютерном монтаже изображения совместили, а на грудь водителю добавили еще немного крови. Сотрудники ILM признаются, что снять эти восемь фрагментов было легче, чем рисовать цифровую руку, и к тому же это обошлось дешевле.

Фантастический боевик «Терминатор» стал культовым фильмом, который все мы смотрели не один раз. Сюжет этой киноленты хорошо нам знаком, однако, интересные факты касательно ее создания знают немногие. Именно о любопытных фактах, например, о существовании 5 разных версий сценария и широком использовании муляжей, мы поговорим далее.

Идея фильма буквально привиделась Джеймсу Кэмерону, когда в 1981 году в Риме, заканчивая съемки «Пираньи-2», он заболел лихорадкой и долгое время находился в бреду. В этом состоянии ему впервые явился жуткий образ робота с красными глазами. В соавторстве с Уильямом Вишером он написал сценарий, от которого поочередно отказался ряд крупных студий. Небольшая компания «Хемдейл» увидела потенциал в проекте и решилась профинансировать съемки, выделив 4 миллиона долларов.

Вначале в качестве претендента на роль Терминатора рассматривался черный актер и баскетболист О.Дж.Симпсон, однако продюсеры побоялись, что он не будет воспринят всерьез. Тогда Кэмерон стал писать роль робота под Ленса Хенриксена, поскольку решил, что терминатор должен действовать скрытно, не выделяясь в толпе.

На роль Кайла Риза продюсеры решили заполучить восходящую звезду - Арнольда Шварценеггера, но одной встречи режиссера и актера хватило, чтобы понять, что роль ему совершенно не подходит. Однако Кэмерона посетила другая идея.

«Пригласить Шварценеггера на роль робота не представлялось возможным. Терминатор должен быть лазутчиком, незаметно проникающим к противнику, а вы не сможете не заметить в толпе Арнольда. Но красота фильмов заключается в том, что им не нужно быть логичными. Они должны быть только правдоподобными», - говорил он позднее.
В результате Арнольд получил роль терминатора, а Хенриксену досталась небольшая роль детектива Вуковича (который, кстати, по сценарию должен быть начальником участка, а на экране стал скромным подчиненным лейтенанта Трэкслера).

Получив согласие Шварценеггера, продюсеры увеличили бюджет фильма до 6 миллионов.
Готовиться к роли Шварценеггер начал за месяц до начала съемок. Образ робота он основывал на движениях акулы: медленные и точные движения, характерный поворот головы вслед движению глаз - ничего лишнего. Также актер довел до автоматизма основные навыки обращения с оружием, разбирая и собирая его вслепую. Кроме того, Арнольд старался привыкнуть к звуку выстрелов, чтобы не моргать, нажимая на спусковой крючок. В результате его робот действует плавно, чтобы не выдать себя, но в то же время слишком механически для человека.

После того, как был найден злодей, пришел черед и остальных персонажей. Ризом стал Майкл Бин

На роль Сары рассматривалось огромное количество претенденток начиная от Бриджит Фонды и Дженифер Джейсон Ли и заканчивая Деброй Уингер. В итоге, как мы все знаем, самую главную роль в своей карьере получила Линда Хэмилтон.

Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария. Действие перенесено в современность, а события в будущем сильно урезаны. Кэмерону пришлось отказаться от идеи трансформирующегося робота (который превратится в Т-1000 в сиквеле). Была убрана идея того, что для поддержания органики Терминатор должен был есть. Всего было написано пять вариантов сценария, первый был датирован 11 октября 1982 года, а последний – 3 марта 1984 года.

Несколько сцен были сняты, но позже вырезаны из фильма. Некоторые чтобы не замедлять темп повествования, но две ключевые, где Сара предлагает Ризу уничтожить Сайбердайн системз чтобы предотвратить войну и та, где мы видим как работники Сайбердайн находят микропроцессор Терминатора, были вырезаны намеренно, чтобы эти задумки можно было использовать в возможном сиквеле. Как показала практика, это решение себя оправдало.

Кэмерон делал множество рисунков и раскадровок, призванных показать его видение фильма. Вот как выглядят раскадровки войны будущего из первого сна Кайла Риза.

А это раскадровки саморемонта Терминатора.

Кэмерон на площадке был невыносимо пунктуален и требователен, руководя каждым действием каждого члена съемочной группы секунда за секундой: "Ложись там, Арнольд. Потом, когда я скажу, начинай поднимать голову. Потом плечи. Потом садись. Затем посмотри прямо перед собой..." Он четко знал, что и как должно выглядеть. «Если кадр отклонялся на полдюйма, он замечал это и начинал беситься, - вспоминает Шварценеггер. - А если нужно было продемонстрировать трюк, он сам тебе его показывал безо всякой страховки.»

Всё производство фильма было подчинено сложнейшей задаче - уложиться в смету, и поиски в этом направлении приводили подчас к неожиданным находкам. Например, чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку («dolly»), оператор Эдам Гринберг импровизировал «съемки с тележки», сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью.

Бензовоз, взрывающийся в финале картины, был моделью в два метра длиной, чей взрыв был снят методом ускоренной съемки, а затем замедлен. Сцены из будущего снимались на миниатюрных моделях, которые зачастую были далеки от совершенства, но, благодаря мастерски построенному освещению и грамотной режиссуре, в фильме все выглядит впечатляюще.

Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации.

Было изготовлено несколько моделей эндоскелета робота: небольшая подвижная фигурка для съемок в полный рост, которую анимировали традиционным покадровым способом;

Муляж верхней части тела, которую ассистент носил на плечах или возил на специальной тележке и таким образом изображал робота в движении;

Полноростовая модель из полиуретана, которую в финале взрывал Кайл.

Кроме того, была изготовлена большая модель головы робота для съемок работы зрачков Т-800, которые были сделаны из обычных фотографических линз. Для финальной сцены, где робот гибнет под гидравлическим прессом (который, в свою очередь, изображали два куска пенопласта, покрашенные в темный цвет), использовали модель из плотной фольги с красными лампочками вместо глаз. Дым, идущий от уничтоженного Терминатора, - это просто дым от сигареты, который и вовсе попал в кадр случайно.

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь.

В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи.

В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.

Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской.

Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5-6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.

На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники - результат рирпроекции.

Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.

Слово «Терминатор» стало нарицательным, Шварценеггер наконец разучил как правильно произносить «I`ll be back» чтобы радовать многократно выросшую армию своих фанатов. Авторство фразы принадлежит самому Арнольду, правда, в сценарии она звучала несколько по-другому: «I`ll come back», но актер переделал ее. Впоследствии она стала очень популярна и неоднократно занимала высокие места в рейтингах цитат. Фраза стала визитной карточкой самого Шварценеггера, он произносит ее в одиннадцати своих фильмах и часто использует в публичных выступлениях.

Фильм до сих пор служит примером того, как благодаря упорству, таланту и убежденности в своих силах, можно снять один из определяющих фильмов поколения невзирая на мизерные ресурсы и отсутствие у окружающих веры в проект.

А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Но это уже совсем другая история…

Проблема эмоций и эмоциональности в решена на уровне психологии сотни лет назад. Все мы слышали о том, что ярость способна сделать человека практически «терминатором», который не чувствует боли и действует как автомат. Но есть важные проблемы и вопросы, ответы на которые даст эта новая статья. Она научит выживать в схватке с сильнейшим.

Проблема первая. Дело в том, что ярость мешает разуму и блокирует часть инстинктов. Ярость «ослепляет» человека и он становится уязвимым для более расчетливого и хладнокровного мастера единоборств. Да, она может повлиять на новичка, нерешительного или восприимчивого бойца, но является смертельно опасной при встрече с опытным воином — рукопашником.

Проблема вторая. Ярость не дает возможность адекватно и своевременно оценить ситуацию и адекватно реагировать на угрозы. В ментальном смысле «яростный боец» остается буквально «голым» перед невозмутимым мастером единоборств. Все ошибки человека в ярости, все его недочеты в технике, мастерстве, знаниях «оголяются» и буквально выпирают наружу. Такого бойца можно просчитывать как ребенка.

Проблема третья. Ярость при постоянном ее проявлении вредит здоровью в долгосрочной перспективе. По мнению Лао Цзы – вредит печени и убивает ее. Помимо этого повышенная эмоциональность расшатывает нервную систему, от которой, как известно, зависит развитие 90% болезней (это мнение автора www.сайт).

Как быть и что делать?

Десятилетия практики и медитации позволили мне прийти к выводу, что есть универсальный вариант психологического состояния бойца в момент схватки. Это совмещение двух понятий:

1. «Холодный разум».
2. «Горячее сердце».

То есть человек должен стремиться действовать в состоянии «холодной ярости», когда голова и инстинкты, а также сила и скорость реакции увеличиваются до предельных значений. Происходит это благодаря контролируемому вбросу адреналина. Контроль ярости ведет к победе и непобедимости и не накладывает на здоровье никаких ограничений.

Как создать такое состояние?

Ответ прост. Читайте Сутру Помоста шестого патриарха Хуэйнэна (чань-буддизм) и трактат Дао-Дэ-Цзин. Там есть все ответы на ваши вопросы, нужно лишь включить воображение и принять советы как универсальные для всех сторон жизни. Это не помешает сделать даже в случае если вы христианин или мусульманин, так как чань (японск. дзен) буддизм является не религией, а способом мировоззрения.

Учитесь контролировать эмоции, а не «убивать» их. Применяйте:

Медитацию.
.
Образное мышление.

Достичь прогресса в этом вопросе сложнее, чем в ОФП. Но достигнув определенного уровня, вы станете на голову более мастером, чем все спортивные чемпионы.

Я нашел название для этого состояния: «пустая голова», или «свободная голова». Применяя его, вы получаете в свое распоряжение мощное , превосходящее любую бойцовскую технику — холодную ярость, и пользуетесь всеми ее преимуществами:

Вброс адреналина делает вас менее восприимчивым к боли и позволяет делать то, что в обычном состоянии сделать невозможно.
Холодный расчет и невозмутимость духа дают возможность пользоваться инстинктами и переигрывать противника на подсознательном уровне.

В 2015 году Т-800 выглядит как человек, победивший машину, скрывающуюся внутри. Схватка далась ему тяжело: он научился проговаривать вслух не очень ловкие шутки, потерял физическую подготовку и просто устал. Молодая Сара Коннор называет его папочкой, а новой фирменной фразой уставшего возвращаться Терминатора становится «Я не стар, я устарел» - с точки зрения корпорации Skynet и с позиций робототехники.

Когда Кэмерон придумывал первого Терминатора, а Стэн Уинстон собирал его буквально из подручных материалов, малоподвижный и пугающий Т-800 был провозвестником мрачного будущего, живо представлявшегося зрителям: не так давно кончилась холодная война, парниковый эффект и экологические катастрофы из повестки заседаний ООН выбрались в публичную сферу, а экономические провалы политики США взялись списывать и на технократическую демократию. Малоподвижный Т-800 с немигающим красным взором был воплощением всех этих угроз.

Если же не хочется собирать действительно работающего Т-800, достаточно обзавестись качественной репликой, что и сделал Адам Сэвидж из «Разрушителей мифов»

В XXI веке пугающая привлекательность Терминатора уже не столь очевидна; публичные выступления на тему экологических катастроф все реже оказываются в новостной повестке; корпорациям все чаще удается побеждать свободную волю мыслящего индивида, просто помещая человека в условия тотального комфорта; а в желании построить боевого андроида не упрекнешь ни одну из держав (создание экзоскелетов и беспилотников не в счет, они совсем не похожи на людей). Но именно сейчас, когда пророческая сила творения Джеймса Кэмерона и Стэна Уинстона больше не действует, в поле робототехники и экспериментальной кибернетики доступны практически все составные детали Т-800. И пусть Джеймс Кэмерон и говорил, «мы можем построить такого робота, скорее, в 2029 году».

Нейронная сеть

Картезиански беспощадное сознание Терминатора заключено в самообучающемся компьютере, выстроенном по образу и подобию нейросети Skynet. У каждого Т-800 существует два режима работы: Hive и Rogue. В первом терминаторы синхронизируются с другими моделями и нейронным процессором Skynet, получая информацию от единой сети. Шаги в этом направлении делают сотрудники MIT, в 2014 году разработавшие программу совместного обучения для машин - чтобы несколько сервисных роботов делились полученными знаниями и могли обмениваться ими в любой момент.

Во втором - в режиме «непослушания» - Т-800 переходит к процессу самообучения - и каждая его прогулка превращается в этнографическое путешествие. В этом режиме его сознание сталкивается, в соответствии с мифологией франшизы, с опасными вопросами и искушениями: зачем я существую, какой высшей цели я служу? Skynet охранял киборгов от таких, безусловно, важных вопросов при помощи «внутренних блокираторов» - их обошли повстанцы в «Терминаторе-2: Судный день» и сумели укротить Т-800.

Главный претендентом на уровень осознанности Skynet является сеть, созданная учеными в лаборатории Google X. И, если Skynet хвастливо представляется «Мы Skynet, самый совершенный искусственный интеллект в пределах известной Вселенной», сеть Google X пока лишь занимается делом, приличествующим каждому ребенку: угадывает в очертаниях облаков привычные фигуры.

Впервые представленная в 2012 году нейросеть, состоящая из 1000 компьютеров и 16 000 ядер, сама научилась распознавать кошек и человеческие лица, а в 2015 году настолько расширила библиотеку известных ей изображений и концептов, что смогла выявлять знакомые образы даже в цифровом шуме.

Нейронная сеть Google продолжает заниматься самообучением и направлена на распознавание изображений - в отличие от Skynet, по официальной мифологии обретшего самосознание через три года после запуска в 1997 году и тогда же решившего, что пришло время для очистительной войны.

Машинное зрение

Драматичное видео, на котором АR-600 узнает своих создателей и других людей

Машинное зрение неразрывно связано с познанием и обучением машин. Спасибо механизмам типа DeepFace , различающим лица друзей на фейсбуке даже на аппетитно снятых завтраках; а также Google Photos (хотя и они порой дают курьезные сбои), How-old.net от Microsoft и разработкам Стивена Вольфрама. Системы распознавания лиц используются в работе социальных и гражданских роботов - даже первый российский робот АР-600, отчаянно похожий на Валли, умеет распознавать людей (по крайней мере своих создателей).

Аналогичное видение будет внедряться уже через несколько лет - DARPA

Но, если верить Джеймсу Кэмерону, разрешившему плоти Т-800 стареть, Терминатор относится к киборгам; в нем сочетаются механические детали с живыми тканями. А зрение киборгов устроено сложнее, чем видение роботов, - его разрабатывают и программисты, и робототехники, и специалисты по оптогенетике. Таких специалистов также поддерживает DARPA - агентство Пентагона, внедряющее в реальную жизнь боевые придумки, которыми давно пользуются игроки Battlefield. Благодаря DARPA американским военным будет доступно зрение Терминатора - в феврале 2015 представители агентства презентовали имплант , позволяющий проецировать на сетчатку носителя всю доступную информацию о видимом объекте.

Подобное нововведение не полностью соответствует зрению Терминатора, который может включать приближение, выводить на сетчатку данные о температуре объекта, его удаленности; включать режимы ночного видения и инфракрасного зрения, но достаточно близко с ним соотносится.

Интерфейсы взаимодействия «человек - робот»

Системы ввода/вывода, которыми оснащают промышленных и гражданских роботов, зависят от механизмов углубленного обучения (deep learning). Т-800, отличающийся дьявольски развитым логическим мышлением, всегда верно определяет ситуацию, в которой находится, способен лгать, изменять тональность голоса и строить планы иезуитской точности. Достичь уровня его осознанности пока не способен ни один сервисный робот. Робототехникам пришлось потратить много лет, чтобы спроектировать нелинейное взаимодействие человека и робота - чтобы последние могли принимать решения и представлять информацию, соотносясь с контекстом взаимодействия и статусом того, кто обращается за информацией.

Интересный пример контекстного взаимодействия - проект ученых из Корнелльского университета, создавших платформу Tell Me Dave . На базе «Дейва» роботов обучают понимать непрямые команды и адаптироваться к контекстам взаимодействия. Как пишут сами ученые, «наша задача - сделать так, чтобы робот, получив простую инструкцию «сделай чашку кофе», смог понять, как залить в чашку молоко; как поступить, если молоко там уже есть», - в общем, справиться с ситуацией. Терминатор, делающий Джону Коннору «кофе как обычно», - предельный уровень отцовской заботы.

Эндоскелет

Рука робонавта способна делать сложные движения; у нее 14 степеней свободы - отдельно двигается запястье, пальцы сгибаются в фалангах, способны сжиматься в кулак и показывать «победу» - совсем как человеческие

Изначальный облик Т-800 - металлический скелет с ужасающе ухмыляющимся черепом - Джеймс Кэмерон придумал еще до того, как взялся за написание сценария первого «Терминатора». Согласно Рэндаллу Фрейксу, разрабатывавшему историю вместе с Кэмероном, скелет Терминатора сделан из гиперсплава - металла куда более гибкого и прочного, нежели обычная сталь. В первой версии Т-800 не отличается грациозностью движений и обильно потеет (по одному из предположений, оттого что плоть отторгает металл и человеческая оболочка Т-800 постоянно воспалена).

Но металлический каркас обходился без таких трудностей - ему не вредили ни прямые выстрелы из дробовика, ни лобовые столкновения с гигантскими автомобилями. Пожалуй, в первых версиях скелету недоставало грациозности; но уже с наступления «Судного дня» Терминатор стал значительно подвижнее.

Рука Найджела способна проворачиваться на 360 градусов - она работает не так точно, как рука робонавта, и существенно облегчает домашние дела

Робонавт, разрабатывавшийся при участии Boston Dynamics для миссий NASA, отличается гибкостью, которая была бы к лицу Т-800, - рука, используемая для деликатных работ на космических кораблях, работает в широком температурном диапазоне и способна симулировать хватку человека практически в 90 процентах случаев.

Есть воодушевляющий пример и из области медицинской роботехники - Найджел Экланд обзавелся рукой Bebionic в 2012 году и с тех пор регулярно участвует на конвентах по роботехнике; профильная пресса именует его Human 2.0, а он отлично управляется с протезом: бионической рукой он может рисовать, писать, пользоваться холодильником и даже открывать пивные банки. Найджел, в отличие от первой версии Т-800, редко покрывается каплями пота и обычно излучает добродушие.

Питание

Робот «Атлант» освобожден потому, что носит с собой свою собственную зарядку

Лишь несколько существенных ограничений способны расстроить план по постройке Терминатора (не считая его некоторой старомодности и неуместности). В первую очередь - питание. В киновселенной вопрос подзарядки решается просто - киборг может 120 лет проработать на одной топливной ячейке, использующей изотопы иридия. Рэндел Флейкс, автор новелл по мотивам первого и второго фильмов, писал: «Терминатор может проработать 1095 дней в режиме постоянного включения 24 на 7. У него гарантированно будут случаться моменты экономии, когда потребление энергии падает на 40 процентов, а зрение переходит исключительно в инфракрасный режим». В реальности таких батареек с мощностью, достаточной для бодрого разгуливания, пока что не изобретено. Только в 2015 году разработанный студией Boston Dynamics человекоподобный робот «Атлант освобожденный» обзавелся портативным источником питания, позволяющим отключать его от проводного электричества.

Демонстрация экзоскелетов реально существующей компании Cyberdyne

Впрочем, главное условие для постройки Терминатора уже выполнено. Компания Cyberdyne, которая по сюжету франшизы спроектировала Skynet, существует в действительности c 2004 года. Ее директор, доктор Санкай, разрабатывает экзоскелеты под названием Robot HAL, с удовольствием фотографируется с макетами Т-800 и знает - для создания эффективного робота можно обойтись и без харизматичного актера. Правда, он сознательно ограничивает рабочие интересы компании медицинскими и сервисными роботами, но в публичных интервью порой со знанием дела ссылается на название компании.