Творческая мастерская «Осень золотая. «Творческая мастерская «Осенние фантазии»

Творческая мастерская «Дыхание осени»

6-7 классы (из опыта работы)

Накануне занятия учащиеся получают задание: понаблюдать за наступлением осени и нарисовать на альбомных листах яркие моменты.

В начале урока ученики рассаживаются группами по 6-8 человек. Далее мастерская проходит в такой последовательности.

I. Ребята вывешивают свои рисунки на доску. Все работы - изображение осени вчера, сегодня, завтра, учащиеся дают названия картинам.

II. Обмен впечатлениями.

III. Выступление групп, в ходе которых учитель записывает на доске названия картин. Например: «Музыкальная осень», «Пушкинская осень», «Осень идет», «Прощание с летом», «Поздняя осень», «Осенний этюд».

IV. Составляем «биографию» слова «осень»:

1. Определяем лексическое значение слова.

Осень - это время года между летом и зимой. Но это еще пора увядания, старости, приближения конца чего-либо. Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызвать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны, как бы "будить" наше воображение. К таким словам относится и слово "осень". Кроме времени года оно ещё обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово "осень" является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время всё в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

2. Записываем слово в фонетической транскрипции.

[О С " Э Н "]

3. Отмечаем орфограммы.

Осень - осенний орф. № 1

4. Подбираем однокоренные слова.

Осень – осенний, по-осеннему (одет), предосенний.

5. Даем этимологическую справку.

Осень - ж. р. - исконно-русское слово.

Есень (рязанское)

Осинь (украинское)

Осеньсь (древнерусское)

6. Составляем словосочетания.

Хлопотливая осень, рябиновые костры, багряные листья, хрустальный день, золотые монетки , осенняя печаль, разноцветная метель.

V. Работа в группах.

Как воспета осень в устном народном творчестве? Вспомните пословицы, поговорки, загадки, стихи.

1 группа читает пословицы:

· Осень - это перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льёт, снизу метёт.

· Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

· Осенью не всё ненастье, бывает и ясный день.

· Тёплая осень - к долгой зиме.

· Осень - то матка; кисель да блины.

2 группа читает наизусть стихи об осени,

3 группа читает стихи собственного сочинения.

Шубин Евгений:

Осенний лист упал на землю тихо.

А, падая, тихонько прошептал:

"Пришла пора - пора менять убранства.

Привет тебе, привет, осенняя пора!"

Нежинская Алёна:

Осень, осень золотая,

Что ты дремлешь, дорогая?

Скоро дождики пойдут,

И листочки опадут,

Листья золотом горят,

Осень радует ребят.

Я листочки соберу

И домой их принесу.

Голомоз Таисья:

Осень, милая моя, долгожданная,

Наконец - то ты пришла долгозванная.

Вся, как в золоте, одета, заколдована.

И полям, и лесам стало холодно.

Ты одета в милом, алом сарафанчике,

С желтым пятнышком на красненьком карманчике.

На головке у тебя веночек, а на шейке -

Розовый платочек.

VI. Составляем осенний словарь синонимов.

118" height="39" bgcolor="white" style="vertical-align:top;background: white"> огневой лимонный пламенный шафранный

рубиновый канареечный

коралловый

кровавый

гранатовый

кумачовый

червонный (устар.)

VII. Обращаю внимание учащихся на картины известных художников И. Левитана, И. Остроухова, Дарьина, Г. Грабаря, которые рисовали на своих полотнах осень.

Оказывается, об одном и том же можно рассказать по-разному: художник передаёт великолепие осенних цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка, а композитор передает осеннее настроение звуками.

VIII. Написание сочинения. Для создания осеннего настроения звучит музыка и А. Вивальди «Времена года», оставляю учеников наедине с их мыслями. Какие же сочинения получились? Вот одно из них.

Осень… Какое удивительное, всегда яркое, неповторимое время года. Кажется, что осень подкрадывается незаметно. Разве приметишь её первые робкие сигналы: желтый или красный лист, пылающий свет рябиновых костров, запах последних осенних цветов…

Осень… Шуршат под ногами опавшие листья, с печальным криком улетают на юг птицы, золотые монетки кружатся в осеннем вальсе. Березы и клены осень разукрасила янтарным цветом, а листья рябины - гранатовым.

Я очень люблю это время года, люблю осеннюю тишину, свежесть ветра, задумчивый лес, листопад, люблю гулять по осенним улицам родного города.

Осень… Какое удивительное, всегда волшебное и чудесное время года… «Унылая пора, очей очарованье». Это. Он очень любил осень и написал немало прекрасных стихов. В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна осень.

и, и, и посвятили госпоже Осени свои трогательные строки. А и А. Вивальди воспели красоту осенней природы в музыке.

Идет по земле осень, торопится, стучится в каждое окно. И мне совсем не хочется прощаться с золотыми осенними днями, с шелестом листвы и с грустной мелодией ветра.

Осень… Какое удивительное и всегда неповторимое время года…

Развитие дара речи учащихся – это серьёзнейшая проблема, и надо её решать. С чего же начинать учителю? Видимо, с главных вопросов: «Зачем говорить?», «Что говорить?», «Как говорить?» А творческие мастерские приучают детей осмысливать, оценивать услышанное, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Если ученик научился чувствовать красоту слова, он начинает стремиться увидеть в каждом предмете окружающего мира чудо и выразить свои ощущения красивой родной речью. Такие уроки позволяют мне увидеть в каждом ученике индивидуальность, интересную личность.

Творческая мастерская. Тема "Осень"



Пояснительная записка
1. Автор (ФИО, должность) Леванских Наталия Витальевна
2. Название ресурса
Первое занятие из цикла "Осень". Времена года. 3 класс. Внеурочная деятельность. УМК «Школа России»
3. Вид ресурса
Технологическая карта урока, пояснительная записка, приложения, конспект занятия.
4. Предмет, УМК Внеурочная деятельность. 3 класс, УМК «Школа России»
5. Цель и задачи ресурса
Ознакомить учащихся с разнообразием времен года в природе; устанавливать связи между живой и неживой природой; определять значение и ценность природы для человека; расширять представление учащихся о необходимости охраны окружающей среды; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; формировать умение работать с текстами, дополнительной информацией; анализировать предложенный материал; воспитывать бережное отношение к природе.
6. Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс: Учащиеся начальной школы, 3 класс
7. Программа, в которой создан ресурс Документ Microsoft Word 97-2003
8. Методические рекомендации по использованию ресурса Предлагаемая разработка занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на учителей, работающих с УМК «Школа России». Занятие построено на принципе деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу. Данное занятие предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.
Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом.
Развивать навыки работы над исследованием текста.
Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
Активизировать и развивать умение учащихся работать в паре, группе
Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся познакомятся с разнообразием времен года на примере осени;
научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; научатся умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника, осознают ценность природы для людей; развитие ассоциативного и творческого мышления, научатся формулировать выводы и обобщения.
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Оборудование :
индивидуальные технологические карты, ручки, тексты о осени, аудиозаписи с песнями о осени, стихи, пословицы, поговорки, приметы осени, картины художников (представлены на слайдах презентации или распечатаны на листах формата А4, вывешены на доску) (И. Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень" И. Левитан "Осенний день Сокольники" И. Левитан "Осень. Дорога в деревне" А. М. Герасимов "Дары осени" И. И. Бродский "Летний сад осенью" И. И. Бродский "Опавшие листья" И. С. Остроухов "Золотая осень").
Девиз занятия:
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять

Приветствие ребят.
Психологический настрой на творческую работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Сядьте так как вам удобно лицом ко мне.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
1. Индуктор
УЧИТЕЛЬ:
Дорогие участники, попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки:
1. Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
2. Я - в царстве луж, в краю огней и вод.
Я - в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?
(Осень)
3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
(Осенью)
4. Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
(Осень)
Итак, тема нашей мастерской – ОСЕНЬ.
Ход работы в ней я предлагаю вам отражать в индивидуальных листах
(технологических картах). Сделаем первую запись.
2.Самоконструкция
-А теперь подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ОСЕНЬ.
Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше) характеризующих осень. (Записывают).
- Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание.
- А теперь подумайте, на кого или что похожа осень. С чем или с кем вы сравнили бы осень (запишите в таблицу)
- Зачитайте ваши записи в паре. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свою тетрадь.
- Составьте на основе всех этих записей синквейн о осени.
(Пояснение учителя, что такое СИНКВЕЙН, как он составляется).
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
3. Социализация первичного продукта (первого текста)
-Представьте свое «произведении» в группе (4 человека).
Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным.
Выберите один текст(лучший) от группы для представления всей мастерской(12 человек).
4. Коррекция первичного продукта
- По-моему, получилось оригинально. Вот что значит благодатная тема для творчества. Действительно, прекрасные мгновения осени рисовали художники, о осени писали ученые, поэты. Я предлагаю вам несколько разных текстов о осени. Познакомьтесь с ними и выпишите понравившиеся слова, словосочетания из них (внесите их таблицу).
Тексты раздаются детям на парты.
С доски снимаются цветные фото картин и раздаются детям на каждую парту.
- Конечно же, осень была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат песни о осени. Послушайте внимательно эту музыку, ответьте на вопросы в таблице. (Звучат небольшие отрывки песен)
1. Ах, какая осень
2. Грибы
3. Дожди
4. Дождик
5. Здравствуй, осень
6. Ласковая осень
7. Осенние дни
8. Осенние дорожки
9. Осенний блюз
10. Осенний пейзаж
11. Осень (1)
12. Осень (2)
13. Осень милая, шурши
14. Осень наступила
15. Осень постучалась к нам
16. Песня про осень
17. Что нам осень принесёт
- Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, я, надеюсь, готовы к новому этапу творчества.
Напишите новый текст на тему: «Письмо осени ко мне».
Социализация вторичного продукта (второго текста)
-Представьте его сначала в группе, затем и в мастерской.
5.Рефлексия
-Уважаемые участники мастерской, наше совместное творчество завершается. Поразмышляйте над всем произошедшим сегодня, продолжив фразы (работа с технологической картой)
УЧИТЕЛЬ:
Огромное спасибо за работу. Мы сегодня говорили о осени. Я бы хотела вам пожелать, чтобы вы замечали в любом времени года, да и вообще в окружающем мире прекрасное и необычное.
Чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления.

Учитель :Аверьякова Надежда Николаевна
Творческая мастерская "Осенние фантазии".

Цель и задачи занятия:
Ознакомить учащихся с разнообразием времен года в природе; устанавливать связи между живой и неживой природой; определять значение и ценность природы для человека; расширять представление учащихся о необходимости охраны окружающей среды; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; формировать умение работать с текстами, дополнительной информацией; анализировать предложенный материал; воспитывать бережное отношение к природе.
Возраст учащихся, для которых предназначено занятие: 1- 3 классы

Предлагаемая разработка занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на учащихся начальной школы

Занятие построено на принципе деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу. Данное занятие предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.
Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом..
Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
Активизировать и развивать умение учащихся работать в паре, группе
Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся познакомятся с разнообразием времен года на примере осени;
научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; научатся умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника, осознают ценность природы для людей; развитие ассоциативного и творческого мышления, научатся формулировать выводы и обобщения.
Формируемые УУД
- Личностные . Регулятивные . Коммуникативные . Познавательные
Оборудование :
материал для поделок (заготовки), тексты стихотворений об осени, аудиозаписи с песнями об осени, стихи, пословицы, поговорки, приметы осени, картины художников (представлены на слайдах презентации или распечатаны на листах формата А4, вывешены на доску) (И. Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень" И. Левитан "Осенний день Сокольники" И. Левитан "Осень. Дорога в деревне" А. М. Герасимов "Дары осени" И. И. Бродский "Летний сад осенью" И. И. Бродский "Опавшие листья" И. С. Остроухов "Золотая осень").

Организация учащихся. Психологический настрой на творческую работу.
Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: -Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
Итак, тема нашей мастерской – ОСЕНЬ. И мы будем фантазировать на эту тему «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»
-А теперь подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ОСЕНЬ.
Запишите 3 сущ.(листопад, ветер, дождь), 3 глагола,(опадают, желтеет, дует) 3 прилагательных (можно больше) характеризующих осень.(красивая, золотая, мелкий, разноцветная) (Записывают).
- Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание.
- А теперь подумайте, на кого или что похожа осень. С чем или с кем вы сравнили бы осень (запишите в таблицу) (золотая осень, красавица,)
- Зачитайте ваши записи в паре. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свою тетрадь.
- Составьте на основе всех этих записей синквейн о осени.
(Пояснение учителя, что такое СИНКВЕЙН, как он составляется).
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).
3. Социализация первичного продукта (первого текста)
-Представьте свое «произведении» в группе (4 человека).
Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным.
Выберите один текст (лучший) от группы для представления всей мастерской(12 человек).
Коррекция первичного продукта
- По-моему, получилось оригинально. Вот что значит благодатная тема для творчества. Действительно, прекрасные мгновения осени рисовали художники, об осени писали ученые, поэты.

Конечно же, осень была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат песни о осени. Послушайте внимательно эту музыку, и посмотрите на картины великих художников.

Ах, какая осень
Здравствуй, осень
Ласковая осень
Осенние дни
- Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, я, надеюсь, готовы к новому этапу творчества.
Мы с вами создадим свою маленькую картину золотой осени. У вас лежат заготовки, над которыми вам надо потрудиться и превратить голые деревья в осенний наряд. Помогут вам наше конфетти, клей и ваше воображение