Не буду обижаться в тенистой аллее сыграть. Идем по жизни

Мы идем по жизни не старея,
Становясь мудрее с каждым днем.
По тенистой, липовой аллее,
Покидая счастье - счастья ждём.
И уже не важно сколько лет,
Дни рождения свои мы отмечаем,
Счастья своего не замечаем.
По аллее липовой идем.
А алея липовая в цвете,
Нас укроет от дождя и гроз
Не жалейте то, что не случилось.
Не жалейте не пролитых слез!

Идя по жизни, если думать
о плохом, лишь на него,
по большей части, обращая свои взоры,

То вас могу заверить в том,
что не заметите вы, как загромоздят
дорогу вашу его горы.

***
Подвластно силе притяжения
в Пространстве Мировом
всё – от его вершины до его подножья.

И какова её природа, если только не Любовь,
Любовь всё та же –
всеобъемлющая Божья?!

***
Безмерно будучи богат,
кто из богатства своего,
не извлекает для души полезной пищи,

Прожив хотя бы сотню лет,
и...

Жизни нашей короткой интрига
Быстро кончится считанной книгой…
Кто эту книгу прочтет, посмотри -
Рядом одни стеллажи, стеллажи…

Листики сжались под прессом годов,
Буквы застыли немые, без слов -
Истину кто-нибудь понял, скажи?
Нет? Все пошли в стеллажи, в стеллажи!

Радость брезжила в мраке когда-то,
Вся растворилась в солнце закатном.
Юности миг пролетел как стрела -
Жизнь хороша, но куда привела?

Жизнь моя - песни печальный мотив…
Сколько не пой - счастья будет...

Если есть там кто-то, помоги ты мне!
В небо я кричу, в небо голубое.
Мне не дай сгореть, ты в страстей огне,
Детям счастья дай, ну а мне покоя.

Есть для жизни всё и в любви есть счастье,
Отчего ж тогда мне покоя нет?!
Сердце рвёт тоска, мне в груди на части,
И не мил бывает тогда белый свет.

На часах по кругу, стрелка время гонит,
И никто не в силах разорвать тот круг.
И обруган будет, тот кто был не понят,
И обижен будет самый близкий друг.

Жизнь бежит по кругу, нам всё...

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

Упражнение 48. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом). Расставьте недостающие знаки препинания.

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли в чьих руках я находился (Пушкин). 2. Я ведь прекрасно знаю чьи это шутки (Гоголь). 3. Я тот чей взор надежду губит (Лермонтов). 4. Чей бы ты ни был заходи (Лесков).

Б) 1. Разве не понимаешь ты кто я такая? (Лесков) 2. Пусть та дочь и выручает отца для кого он доставал аленький цветочек (Аксаков). 3. Мы кто случился дома выскочили из своих комнат (Аксаков). 4. Это не обещало благополучия ни пешему ни конному кто бы ни подвернулся (Лесков).

В) 1. Он не дозволит себе того что могло бы бросить тень на его поведение (Лесков). 2. Что бы вы ни говорили я не поверю в его виновность (Лесков). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени что судорога перехватила ему горло (Лесков). 4. В котлетах что подавали за завтраком было очень много луку (Чехов). 5. Главным в их встрече было то что оба не смогли сказать друг другу (Гроссман). 6. Егорушка услышал тихое очень ласковое журчание и почувствовал что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чехов). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист вероятно оттого что я свистел недостаточно естественно (Тургенев). 8. Борис ещё поморщился немного что пьяница пред чаркою вина (Пушкин).

Г) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).

Д) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).

Ж) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в прошлом шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).

Упражнение 49. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания. Дайте полный разбор выделенных сложноподчинённых предложений.

1. Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков). 2. Лишь только я удалился от берега в моей душе зародилось какое-то беспокойство (Лесков). 3. Они не желают знать о наших проделках ибо не желают быть о них спрошенными (Лесков). 4. Он уехал начисто так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (Лесков). 5. Не увлекайся до безрассудства дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Лесков). 6. Люди придумывали себе пороки лишь бы не прослыть пресными (А.Н. Толстой). 7. Она была до того избалована что не знала меры своим прихотям (Лесков). 8. По мере того как он приходил в волнение он начинал пыхтеть свистать кричать (Лесков). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно как будто он Аксакову в газету передовицу писал (Лесков). 10. Он пошёл легко словно только из милости касался земли (Лесков). 11. Перед вечером она оправилась настолько что позвала Надю (Распутин). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск хоть поначалу она и собралась к мужу (Распутин). 13. Но в то время к которому относятся мои воспоминания в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов (Лесков). 14. Всё что можно было сделать уже сделано (Солоухин). 15. Разумихин был ещё тем замечателен что никакие неудачи его никогда не смущали (Достоевский). 16. Произошло то что обычно бывает с ребёнком (Липягин). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то что вовсе и не важно (Лесков). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений какими я мог похвастаться (Лесков). 19. Неужели он опять будет таким каким был когда-то? (Лесков). 20. Не до такой степени я глуп чтобы не разобраться в этом (Федин). 21. Из конца коридора с той стороны где был просторный ротмистрский номер послышалось несколько голосов (Лесков). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой какой он был на самом деле (Лесков). 23. Каждый кто называл Селивана «пугалом» сам был для него «пугалом» (Лесков). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине что я совсем не умел работать (Тендряков). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение будто она летела (Лесков). 26. Что есть тайна то и должно остаться тайною (Лесков). 27. Как начнёт рассказывать так животики надорвёшь от смеха (Лермонтов). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась оттого что она меня никак не ожидала (М. Горький). 29. Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево (Чехов). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру несмотря на то что она могла им очень «улыбнуться» (Лесков). 31. И, царевна! Девица плачет что роса падёт (Пушкин). 32. А у тебя сосед знать чёрствая природа что на тебе слезинки не видать? (Крылов). 33. Я подглядел как Лёшка тайком от мамы сушил на печи хлеб (Аксаков). 34. Бабушка охватила внучков руками как наседка покрывает цыплят крыльями (Лесков). 35. По мере того как танцевальный вечер подходил к концу в столовой становилось шумнее (Куприн). 36. Всякий раз как мне приходилось нанимать извозчика я вступал с ним в беседу (Тургенев). 37. Как бы нас с бабкой в покое вовсе оставили так лучше бы было (Куприн). 38. Я говорила хозяйке чтобы она послала за полицией (Лесков). 39. Этой пенсии было довольно для того чтобы жить с дочерью в своём городке безбедно (Лесков). 40. Я отнюдь не говорил того будто вы не подходите для этой службы (Лесков). 41. Ему сделали замечание что так служить нельзя (Лесков). 42. Сколько я ни прислушивался я не мог различить ни одного звука (Паустовский). 43. Она так и не узнала почему её так и не отдали в гимназию тогда (Пастернак). 44. Но вероятно потому что мягкий характер Марьи Ивановны был противоположен её характеру она очень привязалась к Марье Ивановне (Гроссман). 45. Один из них ждал когда же начнётся этот откровенный разговор (Гусев). 46. На другой день мать сказала ей что нужно делать в таких случаях (Пастернак).

НА СКАМЕЙКЕ, ГДЕ СИДИШЬ ТЫ, НЕТ СВОБОДНЫХ МЕСТ…
В жизни любого города центральный парк - такая же обязательная деталь, как главная площадь. Жители приходят сюда, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума и суеты, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, спокойно почитать, а зимой просто прогуляться по заснеженным аллеям.
Городской парк в Серпухове был создан в 1872 году. На этом месте в девятнадцатом веке находились винные склады и сараи для хранения товаров, производимых в Серпухове, а еще раньше здесь были общественные огороды. Создавался он не только на средства благотворителей - богатых фабрикантов и купцов, но и простых граждан. Интересная деталь: деревья для парка, или как его тогда называли, общественного сада, которые посадили «именитые» люди города, привезли уже взрослыми. Таким образом, жителям не надо было ждать, когда они подрастут - прогуляться по тенистым аллеям можно было сразу после открытия. Липы и серебристые тополя очень красиво смотрелись на фоне нескольких павильонов для чтения газет, игры в шахматы, шашки. Рядом был вырыт и наполнен водой пруд, устроены площадки для игр в крокет, мяч, лапту.
В центре возвели беседку, где по вечерам играл военный духовой оркестр. К ней от центрального входа вела широкая липовая аллея, по бокам которой стояли лавочки.Общественный сад стал излюбленным местом отдыха горожан. Он был открыт для всех слоев населения – богатых и бедных. Содержался и благоустраивался за счет добровольных пожертвований серпуховского купечества.

В военные годы парк был разрушен, но, начиная с 1943 года, для детей в зимнее время здесь был организован каток, а летом площадка для игры в мяч.
В послевоенные годы парк потихоньку стали восстанавливать. Ограда, правда, осталась старой, но на центральной аллее появилась круглая деревянная веранда, откуда в вечерние часы и по выходным дням доносились звуки духового оркестра. Тогда это было единственным местом отдыха и общения горожан.
Вспоминают супруги Филатовы, прожившие вместе более пятидесяти лет; для них парк был и остался одним из самых любимых уголков города:
- В конце сороковых годов по выходным дням в парке всегда было много гуляющих. Центральная аллея напоминала бурную реку: под звуки вальсов, полек, маршей люди шли непрерывным потоком, смеясь и увлеченно рассказывая что-то друг другу. Те, кому посчастливилось занять место на лавочке, спешили купить у продавщицы, стоявшей рядом с синим фанерным ящиком со льдом, мороженое: эскимо, но без палочки, или шедевр из двух круглых вафель, между которыми прятался сливочный кругляш. Оно было очень вкусным, а вафли настолько свежими, что хрустели.
Прямая главная аллея вела к зданию кинотеатра. До революции здесь размещался винный склад. Приземистое, одноэтажное, полуподвальной конструкции здание имело неказистый вид. Впрочем, тогда это вряд ли кто-нибудь замечал - кинотеатр был чрезвычайно популярен. Около входа стояли огромные очереди.
- Мы в то время очень любили трофейные фильмы, - делится воспоминаниями Нина Ивановна Филатова. - Они были с титрами, и приходилось все время читать перевод, но нам это не мешало. Особым успехом пользовались комедии. Чтобы попасть, например, на «Джорджа из Динки-джаза», нужно было отстоять несколько часов в очереди. Впрочем, наши советские фильмы были тоже очень популярны.
В пятидесятые годы здание кинотеатра сгорело, и позже, в 1953 году, было построено новое, с двумя кинозалами, по проекту серпуховского архитектора А.И.Ванеева. Оно стало настоящим украшением парка и получило название «Центральный». Один из его первых директоров А.М. Тихомиров - интеллигентный человек с разносторонними увлечениями. Благодаря ему кинотеатр всегда был очень популярен. На втором этаже появился первый в городе теннисный стол, где учились играть наши будущие мастера спорта Владимир Стольников и Анатолий Кузнецов.
В это же время в парке были построены тир, который постоянно осаждали любители пострелять, деревянное здание библиотеки, где можно было сыграть в шашки и куда перебрался шахматный клуб. Недалеко от пруда, на боковой аллее, был устроен небольшой фонтан, где каждый желающий мог сфотографироваться и потом получить фотографию в фигурной рамке, благодаря которой снимки пятидесятых годов ни с какими другими не перепутаешь.
- Сразу за тиром, справа от входа, стали возводить зеленый театр, - рассказывает Анатолий Алексеевич Филатов. - Бойко стучали молотками ученики бывшего фабрично-заводского, а потом строительного училища, выпускником которого я тогда был. Сцена, скамейки, ограда – все было построено нашими руками, как надо, на совесть, поэтому и прослужило почти тридцать лет. Здесь в летний период под открытым небом тоже показывали кинофильмы, выступали самодеятельные коллективы и приезжие артисты.
Недалеко от кинотеатра была сооружена парашютная вышка, где каждый мог продемонстрировать свою храбрость. Справа и слева от центральной аллеи красовались скульптуры Сталина и Ленина. Теперь на их месте разбиты клумбы.
Аттракционов тогда почти не было: ручная карусель с лошадками, которую вращали добровольцы, да гигантские качели. Их очень любили не только дети, но и взрослые.
В 1958 году на одной из аллей городского парка был установлен памятник Герою Советского Союза Олегу Степанову, погибшему в боях за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков (скульптор – серпухович А.Я. Певзнер). Олег Николаевич родился в 1924 году в Серпухове в семье рабочего. В действующей армии находился с июля 1943 года. В бою 26 июля 1943 года Степанов встал во весь рост и бросил гранату, заставив замолчать вражеский пулемёт. Своим героическим поступком он поднял бойцов в атаку, но сам, получив смертельное ранение в грудь, погиб. Прах героя перенесен и захоронен в Серпухове на Соборной горе. А в 1985 году именем Героя был назван городской парк.
Его мама, Мария Николаевна Степанова, до последних дней часто приходила в парк и стояла, склонив голову, у памятника сыну: «Живые цветы у солдатских сапог. Омытый дождями мрамор. Женщина. Губы шепчут: «Сынок...» И слышится женщине: «Мама...» - написал наш серпухович Б. Серман.

В советское время государством выделялись значительные средства на развитие и содержание парка. В конце семидесятых-начале восьмидесятых годов там было множество аттракционов, ухоженные аллеи, красивые клумбы. Гуляли лошади и пони, на которых с удовольствием катались малыши. Очень популярны среди молодежи в то время были цепочная карусель для взрослых и качели-лодочки. По вечерам играл вокально-инструментальный ансамбль, собирая к восьми часам вечера любителей потанцевать. Талантливые музыканты Королев, Половников, Проценко, Волков, Шульц… Кто-то из них стал преподавателем в музыкальной школе, кто-то нашел свое призвание в художественной самодеятельности. Танцы продолжались до одиннадцати часов под бдительным взором дружинников. Билеты стоили недорого, но находились желающие попасть на танцплощадку через забор. В пятидесятые годы администрация попыталась решить эту проблему, намазав забор дегтем, после чего одежда таких вот любителей была безнадежно испорчена, но в восьмидесятые к подобным “репрессиям” уже не прибегали.
Кинотеатр по-прежнему оставался одним из любимых мест отдыха. Очереди, если показывали французские кинокомедии с Пьером Ришаром или Луи де Фюнесом, были огромные. В фойе рядом с изречением В.И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» красовались фотографии известных артистов. Там же стояло пианино, посетителям играть на нем не возбранялось, и иногда можно было услышать очень неплохо исполненные романсы, вальсы или даже «Лунную сонату» Бетховена. На втором этаже часто проходили выставки картин или фотографий.

К концу 90-х годов парк пришел в упадок. Зона отдыха, расположенная в исторической части города и занимающая около семи гектаров, оказалась заброшенной. Ржавели и приходили в негодность качели и карусели, становилась неухоженной территория: старые и больные деревья погибали, а новые не высаживались. В кинотеатре потрескались стены, облупилась штукатурка у колоннад, во многих местах протекла крыша, перестало работать водоснабжение и отопление.
С 2000-го года начались работы по восстановлению парка: проведена необходимая уборка и обрезка деревьев, разбито несколько спортивных площадок со специальным покрытием для игры в теннис, футбол, волейбол, баскетбол. Восстановлена энергосистема парка, произведено декоративное освещение, разбиты цветники. За несколько месяцев рабочие выложили плиткой сеть пешеходных дорожек, главную аллею и площадку у входа. Водолазами был вычищен и благоустроен пребывавший ранее в ужасном состоянии пруд, построен причал.Кинотеатр «Центральный» преобразован во Дворец Торжеств «Центральный», на территории парка построены два ресторана, три летних кафе, установлено ограждение по всему периметру парка и пруда.
Теперь парк имени Олега Степанова является самым благоустроенным и ухоженным в городе. В июне прошлого года экологический отряд труда и отдыха, организованный на базе Центра по профориентации и трудоустройству молодёжи, ежедневно занимался его уборкой.Эффектно смотрятся главная аллея с воротами, фонарями, широкими лавками, клумбы и фонтанчик у «Центрального», спортивные площадки.
На сегодняшний день здесь проводится добрая половина городских мероприятий. Театрализованные представления, ярмарки, День молодежи, Праздник весны и труда, День защиты детей, День города... Летом работает культурно-спортивный лагерь, проект которого зародился по инициативе заместителя главы администрации Серпухова В.И. Мантуло. С тех пор он так и называется «Лагерь в парке». А еще для ребят проводятся праздники и устраиваются состязания на спортивных площадках.
Снова, как и двадцать лет назад, кружатся карусели, по пруду скользят катамараны, тут и там слышны голоса детей, азартно гоняющих по полю мяч. В городе с населением более ста тридцати тысяч жителей парк стал пока единственной современной зоной отдыха.
Елена Сарычева

буду время от времени пополнять тему.

***
Страшнее всего, когда больно другому.
Сам выдержишь, стерпишь, снесешь -
не впервой...
Страшнее всего, когда больно другому -
Вот рядом стоит он, ранимый, живой,
Не пустит слезы и никак по-другому
Не выдаст себя. Лишь в глазах будто ночь.
Страшнее всего, когда больно другому:
И рад бы помочь - и не можешь помочь.
1963

***
Как странно - сколько невеселых дней
Ушло с тех пор, как мы в большой разлуке,
Но с фотопленки памяти моей
Ты мне протягиваешь ласковые руки.

Вокруг палатки полночи кольцо
И дождь. И снова дождь. И запах прели...

А я печатаю твое лицо
На белой бересте Карелии.
Ночной вагон. Замолкли голоса.
И только искры, искры за окошком...

А я печатаю твои глаза,
На чемоданах, тамбурах, подножках.
И на картошке в бурой борозде.
И где-то возле порта у причала.
А я печатаю тебя везде -
И на снегах, и на горячих скалах.

Везде, где небо - синий самоцвет,
Где плавленный асфальт черней, чем сажа.

И ни к чему бумага "бромпортрет",
И проявителя не надо, и фиксажа.

И ничего не выдумать светлей,
И ретушировать и глянцевать напрасно -
На фотопленке памяти моей
Ты прявилась бесконечно ясной.
1963

***
Я ем виноград, я ем виноград,
Тот самый, что снился, бывало.
Я ем, наедаюсь, я ем, объедаюсь,
Я ем его до отвала.
Я ем виноград. Мне уже невтерпеж,
Но лезет он в рот, как нарочно.
Я ем виноград. Я ем виноград,
Покуда становится тошно.
Но я буду есть, но я буду есть
С утра и до позднего вечера.
А все оттого, что он под рукой
И просто мне делать нечего.
Не сладко, не кисло. Я ем виноград.
И завтра я есть его буду.
Я весь в винограде, я ем виноград
Покуда становится худо.
-Доколе? Доколе все это, - ору, -
Чего это маятся ради?!! -
А руки сами подносят к губам
Еще одну гроздь виноградин.
Я ем виноград. Но когда же конец
Часов виноградных вращенью?
По ягодке в рот. По ягодке в рот.
По ягодке - до отвращенья.
Я ем виноград. Буду есть виноград
Всю осень, все зиму, все лето.
Я ем...
Да неужто в аптеке у нас
Другого рвотного нету?!
1967

Песня о Петерисе.
Рыл канавы Петерис
В молодости звонкой,
Роет, роет, нюхает -
Лужа пахнет водкой!

Кошелек насытили
Эти подработки.
Кошелек открылся -
Слышен запах водки.

Обвенчался Петерис.
Рыл колодец рьяно.
Роет, роет, нюхает -
Водкой пахнет яма.

Тут его супружница
Как слезой зальется:
"Завали немедленно!
Нехочу колодца..."

Куролесил Петерис
Вдоль и посередке
Жизни, буйства пестрого,
В испареньях водки.

А скончался Петерис, -
Над землей могильной
Долго шел от цветиков
Запах водки сильный.

В гробе черви ползают,
Гложут доски с лаком,
Погрызут, понюхают -
Запах водки лаком!

Крупные и мелкие,
В крапинку, в полоску,
Жрут и жрут покойника,
Упиваясь в доску.

Возмущаться нечего,
Брось нравоученья!
И червяк малюсенький
Жаждет развлечения!
1969

Единственный грех
В чем грех Адама единственный? В том,
Что в Еву влюбился. За то и попало,
Когда дело Адама и Евы потом
На рассмотрение к Богу попало.
Бог сказал Адаму: "Ну как же ты мог!
Что за нравы... - И, глядя все строже: -
Ты ведь все-таки знал, что Бог есть любовь?"
"Нет, - сказал Адам. - Нет, я - тоже."
"Нет уж, черта в ступе, - заметил Бог
С нескрываемою досадой. -
Как вообще-то мог ты столь низко пасть
С этой Евой своей толстозадой?"
"Боже! Ниже тобой сотворенной земли
Я не падал с нею ни разу", -
Возразил Адам. Но Бог оценить
Не хотел остроумную фразу.
Он Адама с Евой из рая изгнал...
Что ж - зато с той поры на свете
В том, что делать нам с женами,
Ни перед кем,
Слава Богу, мы не в ответе.
Мы швыряем на ветер фиговый лист,
Косы Евы своей расплетая,
С чистой совестью: это ж единственный грех,
Не земной, а идущий от рая.
Насовсем нам в рай не вернуться вовек.
Грех Адамов, однако же, с нами.
Он-то может, единственный, в рай заглянуть
Позволяет и нам временами.
1972

Сомнения.
Страшна эта пропасть меж "да" и "нет".
Меж плюсом и минусом бездна.
Во имя чего я явился на свет?
Быть может, борьба бесполезна?

Меж плюсом и минусом не глубина,
А страшный бездонный провал.
Дорога в трясину во все вемена
Меж двух пролегала скал.

Безжизненна пустошь меж "нет" и "да".
Здесь эхо едва ль отзовется.
Земля не цветет, не бежит вода.
Вдруг здесь мне остаться придется?

Два солнца и каждое ярким лучом
Свой в небе зажжет расвет.
Есть справа плечо и слева плечо.
И пустота между "Да" и "Нет."

Раболепие.

Отца ли хороним
Или нянчим дитя -
Все, что мы произносим
Начинается с "я".

Я люблю,
Я скучаю,
Я ни дня не могу без тебя...
Умоляю, прости мне
Мое вечное "я".

Ты прости мне, дружище,
В этом "я" - вся натура моя.
Ты прости мне, что должен
Каждодневно терпеть мое "я".

И мой взгляд, неотвязно
Тебя ищущий день ото дня,
И мое равнодушье,
И издевку в глазах у меня...

Ах, простите мне, если
Я кажусь таким твердым подчас.
Просто быть хочу с вами,
Хочу быть среди вас.

Пока рядом с твоею
Вьется тропка моя -
Твоим "я" да простится
Мое грешное "я".

На палубе
Гул болтовни человечьей,
Качка словесных вод.
Рядом ныряют дельфины,
Что-то нам скажут вот-вот.

К мели болтун и болтунья
Ведут параход болтовни
Рядом ныряют дельфины,
Что-то нам скажут они.

Рокот людской говорильни,
Ритмы и дух суеты.
Рядом - дельфинье молчанье,
Острая боль немоты.

С непонятными странными жестами, в странной
Непонятной одежде, видать
домотканной,
С непонятным лица выраженьем, похожий
На сухой можжевельник, шел странный
прохожий.

И сказала ты мне: "Как он странен! Пожалуй,
Притворяется этот прохожий усталый".

У ворот он замедлил шаги и собаке
Огонек, словно кость, ловко бросил во мраке,
И спросил: "Как зовут вашу жабу?
Выходит,
Когда доят коров? И в хлеву верховодит?"

И сказала ты мне: "Этот странник играет
И нарочно под вечер нас так окликает:

"На концах ваших пальцев пылают ли свечи?
Поделится хочу с вами тайной сердечной,
Своим сердцем: какую вам дать половину,
Разделю с вами горе и вас не покину".

И сказала ты мне: "Человек этот шутит
На ночь глядя. Не верь ему,
толку не будет".

Мы тогда отвернулись, закрылись ворота.
А теперь его ждем - не является что-то.
Ночь как ночь.
День как день.
За год стог свой съедает корова.
Жаба пить молоко не приходит: ей лень.
Нам бы странного гостя какого!
1972

Половинки
Шепчет кролику кролик в траве под зеленым
кусточком:
"Дам тебе половину я
клеверного листочка.
Эту пленку полиэтиленовую
мы по-братски поделим,
Чтобы ты не промок, братец кролик,
крольчата не осиротели.
Я обнюхал деток твоих, как своих,
и капусту
Дам крольчатам твоим, как своим,
и порадуюсь хрусту".

Почему ты убил брата Авеля:
мог бы его пожалеть.)
Солнце лишь половину земли
освещает, другая -
В темноте; лев рычит, братца-кролика в ней настигая.
(Почему мы терзаемся завистью, Каин, ответь?
Почему ты убил брата Авеля:
мог бы его пожалеть.)
Плоховато мне слышно - слишком
далековато
Как два кролика рядом бегут по отаве,
два брата.
Шепчет кролику кролик: "Тебя я в обиду
не дам.
Этот клеверный лист мы тихонько съедим
пополам".
1973

***
Хватает хлеба,
Прекрасен белый свет,
И вдоволь неба, -
Ни в чем нехватки нет.

Снежка свеченье.
И взгляда не отвесть.
Но ощущенье
Нехватки все же есть.

Нет недостатка.
А все ж недостает
Чего-то. Шатко
И странно жизнь идет.

Звезды падучей
Укус блестящ и скор.
Какой-то жгучий
И тайный недобор.
1974

***
Ах, это все - бренчанье скорлупы
О скорлупу, - не расколоть ореха.
Немой показывает что-то - морщим лбы.
Во мне таится что-то, слабое, как эхо.

За десятью слоями. Шепот или крик.
Как будто в мох лицом уткнувшись -
так невнятно.
Меж тем как пробует еще сказать язык
О чем-то, слышанном давно и многократно.

Я запираю дверь, я дома, я один.
Молчу. Молчание теперь моя защита.
И слышу: вот оно Бог весть с каких глубин
Всплывает медленно, что было в сердце скрыто.
1974

Сегодня я сорвал с нее бусы, и они
рассыпались по траве. Я не мог видеть,
как она бережет их, а меж тем каждый день
кто-нибудь ей разбивает одну из бусинок.
Она делала вид, что этого не замечает, -
она бережет ниточку. Я не могу видеть, как
бусинок становится все меньше, а она все
еще украшает себя ими. Может быть, она
и вправду не видит, что бусинок остается все
меньше?
А может быть, просто не хочет видеть. Потому
что бусы - это ее вера в свою красоту, вера
в любовь, вера в красоту других. Поэтому она
бережет ее.
Но бережет она только ниточку, будто
в ниточке ее вера, а не в самих бусах.
Пока она так дрожит над своей ниточкой,
кто-то день за днем откусывает по одной
бусинке, и когда будут откушены все, ей
останется одна только ниточка.
Но еще ужаснее будет это мгновенье, когда
нить еще не совсем опустела, но осталось на
ней десяток бусинок или чуть побольше. Я не
хочу видеть ее в то мгновенье, когда она
будет гордиться этим последним десятком на
полуголой ниточке. Не лучше ли разорвать
ее сразу и нанизывать всякий раз заново,
чем вот так дрожать в страхе за нее и терять
бусинки - по одной, по одной, по одной?
(Терпеть не могу капли. Капли меня утомляют,
убывают ли, прибывают - одинаково
монотонно, одинаково печально. Кто пьет
вино по капле, кто дает реку пустыне по капле?
Страшная выдумка инквизиции -
медленные капли на голову -
Еще-еще-еще-еще-еще...
Еще-еще-еще-еще-еще...)
Я никому никогда не говорил, что для меня
она значит. Даже ей.
Болят бусинки, исчезая по одной, и совсем
не болит ниточка.
Сегодня я сорвал с нее бусы, и они рассыпались
по траве.
Она думает, будто я ее ненавижу.

Слово это, когда говорится оно в конце,
разрушает все предложенье. "К сожаленью".
Сказанное в конце, взрывает оно все
предложенье. Всю предыдущую жизнь.
- Вот она, благодарность. Я для него каждый
кусок от себя отрывала (и там, в темноте,
под этими словами или между ними вдруг
мелькнет это словечко - "к сожаленью"). -
Воистину уничтожающе это слово. Крест
на всем предложенье. На всей прожитой
жизни. Резкий удар как кнутом по лицу -
к сожаленью!
Кормили, выхаживали и - к сожаленью!
Любили тебя - к сожаленью. Жертвовали
собой - к сожаленью. Жаль, сожалею -
зря.
У яблони, что тобою посажена, отрубает
цветущую ветку топор - к сожаленью.
Ползет ксожаленьюзмея, жалят
ксожаленьюскорпионы.
Спичка ухмыляется под крышею дома.
Этот человек сам мне рассказывал,
как строил он дом для брата своего,
и вот он внезапно берет камень в руку
и швыряет в окно - к сожаленью! Берет
ксожаленьюспичку, и вот уж огонь
побежал по крыше.
Опасное слово. И ставится всегда в конце,
когда уже сделано что-то.
Никто не скажет вначале - "к сожаленью,
построю дом", "к сожаленью, выхожу замуж".
Только в конце приходит оно, чтобы все уничтожить.
"Дом этот я выстроил, к сожаленью".
Мертвая точка, граница, за которой смерть, -
вот что такое "к сожаленью". Строим
свою жизнь или жизнь ближних своих только
до этого слова - "к сожаленью".
Когда ты его произнес (или только подумал,
произнес его мысленно), что-то умирает,
кому-то ты подписал смертный приговор -
другу своему, ближнему или себе самому.
В утренний час, когда солнце едва поднимается
в небе, произнеси это страшное слово -
"к сожаленью" - и солнце закатится,
не достигнув зенита.