Образовательная методика "добрые сказки". Информация об Лопатиной и Скребцовой

Мария Скребцова — автор песен, писатель, художник, поэт, переводчик и исполнитель

По специальности педагог и переводчик, Мария Скребцова известна как художник, автор многочисленных сборников стихов и детских книг, кроме того ее знают как музыканта, композитора и барда.

Песни, стихи и картины Марии — это попытка отразить внутренний мир человека и вспомнить обо всех самых светлых моментах в жизни. Творчество Марии проникнуто щемящей любовью к красоте природы, рассказывает о самых счастливых минутах детства, о маме, любви, вере и надежде.

Песни Скребцовой Марии можно персональном сайте автора: http://soulsongs.ru .

Алеся Лопатина — детский писатель и сказочница

В уютном деревянном доме в г. Видное живет сказочница Алеся (Александра Лопатина) - автор 80 детских книг и более 3 тысяч сказок обо всем на свете: о красках и музыке, о природе и профессиях, о математике и буквах, и конечно о доброте и любви.

Алеся считает, что сказка - уникальный способ, выразить то, что прячется в наших душах: наши мечты, чаяния и надежды на счастье! Она считает, что мудрая сказка так западает в душу ребенка, что он не может с ней расстаться. Образ сказки может вести за собой человека и влиять на события жизни.

«Волшебник взмахнет рукой, и все сбудется, - говорит сказочница Алеся. - Мы все волшебники, и сами можем исполнить наши желания. В жизни исполняется то, на что устремлены наши духовные силы. Стоит поверить - что сказка - это быль».

Сказочница Алеся часто помогает детям, оставшимся без попечения родителей и ведет проект «Сказкотерапия» в рамках Фонда Ольги Будиной

Творческий союз талантливых людей

Это более 80-ти новых развивающих книг для детей по творческому и нравственному образованию детей.

Мудрые и добрые сказки, стихи и развивающие задания, рассказы и веселые игры помогают детям проявить свое творчество в любом предмете: музыке и математике, русском языке и изобразительном искусстве. Проект «Добрые сказки» это погружение в творчество, развитие творческого и нравственного отношения к жизни.

Многие педагоги, сталкиваясь с книгами этих авторов, признают, что подобных книг в России еще не было. Сами авторы объясняют, что секрет успеха книг заключается в концентрации добрых и мудрых текстов, базирующихся на нравственных принципах человечества.

Презентация проекта «Добрые сказки», «Молодая гвардия», г. Москва

Самое важное в серии книг А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их питомцам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Главный смысл обучения детей авторы видят в духовно-нравственном воспитании. Посвящены ли книги и занятия м детьми таким традиционным школьным предметам, как математика, русский язык, труд, рисование и т.д., или относительно новым на постсоветском пространстве – этике, эстетике, валеологии, человековедению, мировой художественной культуре, вы встретите в ней много добрых и мудрых сказок и стихов, написанных авторами или найденных ими среди сокровищ мировой литературы.

Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Мария Скребцова и Александра Лопатина предлагают читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами, как повод для размышления о смысле жизни, честности, доброжелательности. Авторы также используют произведения русских и зарубежных классиков, фольклор более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей сказки, притчи классиков, оригинальные произведения самих авторов предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение. Авторами на протяжении 15 лет написано более 30 книг.

В чем уникальность методики авторов книг? Если традиционная отечественная школа предполагает "наукоучение", развитие навыков логического мышления ребенка, литературоведение при анализе художественного произведения, то А.А. Лопатина, М.В. Скребцова в русле гуманистической педагогики сотрудничества обращаются к личностному осмыслению прочитанного каждым читателем. Задания, вопросы к сказкам, притчам побуждают ребенка, взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.

Авторы предлагают юным читателям осмыслить собственный жизненный опыт, чувства в разговоре о проблемах произведения, его "проживание-переживание" в творческих заданиях. Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых поможет выстраиванию доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к учебе.

Самое важное в серии книг А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их питомцам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Главный смысл обучения детей авторы видят в духовно-нравственном воспитании. Посвящена ли книга таким традиционным школьным предметам, как математика, русский язык, труд, рисование и т.д., или относительно новым на постсоветском пространстве – этике, эстетике, валеологии, человековедению, мировой художественной культуре, вы встретите в ней много добрых и мудрых сказок и стихов, написанных авторами или найденных ими среди сокровищ мировой литературы. Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Об авторах

Скребцова Мария и Лопатина Александра являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию.

Мария Скребцова, 1968 г. рождения, окончила институт иностранных языков имени Мориса Тореза в 1990г. Преподаватель французского языка, автор двух поэтических сборников, вышедших в свет в 1993 и 1994 году.

Лопатина Александра, 1951 г. рождения, преподаватель мировой художественной культуры и истории религии, окончила институт в 1976г.

От авторов:

Мы сказочники и авторы 50 книг. Собираем и пишем добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие сказки. Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 1000 по разным темам. Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество.

Отзывы педагогов

Педагоги порой из самых удаленных городов и поселков пишут о том, как книги помогают им переосмыслить свои занятия с детьми и выстроить их по-новому, делая главный акцент на развитии духовных качеств ребенка. Книги используются педагогами самых разных предметов, воспитателями и родителями, в школах, клубах, детских домах и даже в таких учреждениях, как социальные приюты.

Из письма: "В Иркутске книги используются в 68 школах, детских садах и клубах. В вспомогательной школе педагоги были поражены, когда на уроках по духовному воспитанию у них стали участвовать в обсуждении самые трудные дети, которых было невозможно вовлечь в процесс обучения. Дети стали лучше говорить. Даже язык педагогов изменился, что заметили проверяющие и заинтересовались, какие книги используются для таких интересных уроков".

"Уроки нравственного здоровья вдохновляют возможностью сеять добро и ставят перед ребятами, и нами педагогами, выбор, куда идти: к свету или бродить во тьме".

Дополнительная информация

Книги А. Лопатиной и М. Скребцовой апробированы во многих школах и детских садах России и СНГ. К настоящему моменту издано свыше 50 детских книг общим тиражом свыше 600,000 экз.

Книги А. Лопатиной и М. Скребцовой в 1998 г. были награждены почетным дипломом конкурса "Лучшие книги года" По детским книгам Лопатиной и Скребцовой составлены авторские программы и проведены семинары во многих городах России и СНГ. Многие из книг были переведены на английский язык - подробности на английской версии сайта Moral Education: Kind Book. Данный зарубежный проект Добрые Сказки - Kind Book пользуется большим спросом на Западе. Книги Kind Book приобрели популярность в Канаде, США, Англии, ЮАР и Индии. Отдельные книги даже уже переведены на голландский и персидский языки. Положительные отзывы педагогов, родителей и учеников подтверждают необходимость нравственного и творческого развития детей в школе.

А. Лопатина, М. Скребцова

Д обрый Р ебенок

Мальчик спросил солнышко:

- Нет, - ответило солнышко, - никогда не видело.

- Хочешь, я тебе ее покажу, - сказал мальчик. - Я знаю один подвал, где всегда очень темно.

- Хочу, - ответило солнышко, - это интересно.

Мальчик и солнышко пошли в подвал.

Мальчик открыл дверь, солнышко осветило подвал и спросило:
- А где же темнота?

^^^
КТО ВЫРАСТИЛ ЯГОДКУ?

Однажды девочка нашла в траве красную сладкую ягодку, съела ее и сказала:
- Спасибо, ягодка, что угостила меня.

Почему ты мне не говоришь спасибо? - послышался тоненький голосок.

- Ой, кто это? - испугалась девочка.

- Я водичка, я поила твою ягодку, чтобы она выросла большая пребольшая.

И мне забыли сказать спасибо, - прогудел толстый голос.

- Кто это говорит таким толстым голосом? - удивилась девочка.

Я земля, я кормила твою ягодку, чтобы стала сладкой пресладкой.

Мне тоже никто не сказал спасибо, - раздался звонкий голос.

- А ты кто? - спросила девочка в ответ.

Я солнышко, я грело твою ягодку, чтобы была она красная прекрасная.

- Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солнышко, за то, что вырастили для меня красную, большую и сладкую ягодку, - сказала девочка и весело побежала домой.

А водичка, земля и солнышко снова стали работать и вырастили много новых ягодок, яблочек и орешков. А что еще они вырастили, догадайся сам?!



^^^
ЧУДЕСНЫЙ ПОДАРОК

Посадила мама в саду на даче маленькую веточку. Увидел мальчик веточку и спрашивает:
- Зачем ты здесь растешь?

Чтобы яблочки для тебя вырастить, - отвечает веточка.

Ты не можешь яблочки вырастить. Они растут на яблоне, на большом дереве, - не поверил мальчик.

На следующий год снова пришел мальчик в сад, а веточки нигде нет. Растет на ее месте маленькое деревце, повыше его ростом. Спрашивает его мальчик:
- Деревце, ты не видело здесь маленькой веточки?

Это я и есть, - отвечает деревце. - Ты меня не узнал, потому что я выросло.

Почему ты растешь быстрее меня? - удивился мальчик.

Хочу поскорее тебя яблочками угостить, - отвечает деревце.

Ты стало выше меня, но все равно ты не похоже на большую яблоню, - опять не поверил мальчик.

Прошел еще один год. Мальчик снова пришел с мамой в сад, а маленького деревца нигде нет. Растет на его месте молодое дерево, ростом выше мамы. Спрашивает его мальчик:
- Дерево, ты не видело здесь маленькое деревце?

Это я и есть, - отвечает молодое дерево, - посмотри, у меня для тебя подарок - три розовых цветочка.

Можно я их сорву? - попросил мальчик.

Если ты их сорвешь, не получишь другой чудесный подарок, - ответило молодое дерево.

Мальчику очень хотелось получить новый чудесный подарок, и он не тронул цветочки.

Когда лепестки у цветов осыпались, вместо них появились твердые зеленые шарики. Они не понравились мальчику, и он перестал приходить в гости к молодому дереву.

Однажды, в конце лета, мама позвала мальчика в сад и говорит:
- Посмотри, сынок, что нам наше молодое дерево подарило.

Смотрит мальчик и видит: вместо твердых зеленых шариков висят три больших красных яблока.

Откуда они взялись, мама? - удивился мальчик.

Догадайся сам, сынок, кто для тебя вырастил этот чудесный подарок, - ответила мама.


^^^
СКАЗКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАЙЧИКЕ

Проснулось утром солнышко, умылось под дождиком и посмотрело сверху на город. Все ли там в порядке. В городе было все в порядке. Дома стояли, машины ехали, взрослые спешили по делам, малыши играли.

Посмотрело солнышко на лес. В лесу тоже было все в порядке. Деревья росли, птицы песни пели, звери по лесу бегали.

Посмотрело солнышко на луг и увидело беспорядок. Зайчата на лугу весело травку щипали, а один сидел в траве и плакал.

Почему ты плачешь? - спрашивает солнышко зайчонка.

Я родился слепым, мои глазки всегда закрыты и не видят света. Поэтому мне очень грустно, - отвечает зайчик.

Солнышко приласкало грустного зайчонка лучиками, согрело его своим теплом. Успокоился он и рассказал солнышку свою историю.

Однажды я попал к людям. Они жили в большом доме и часто говорили: "Нужно зажечь свет". Я спросил у дедушки, что такое свет. Он дал мне холодный длинный предмет и сказал, что это свеча. Наверху у свечи был горячий огонек, и я обжег лапку.

Тогда я спросил у папы, что такое свет. Он дал мне круглый горячий предмет и сказал, что это лампа, но я только обжег носик.

Я спросил у мальчика, что такое свет. Он сделал во дворе костер. Палки и веточки стали такими горячими, что обожгли мои ушки.

Хочешь, я превращу тебя в солнечного зайчика? - спросило солнышко.

Конечно, хочу, - обрадовался зайчонок.

Солнышко протянуло свой луч зайчонку, он прыгнул на него и сам стал светом.

С тех пор солнечный зайчик помогает всем, кому нужен свет.

Не может мальчик в лесу гриб найти: темно под кустом, ничего не видно. Прыгнет солнечный зайчик под куст, и гриб сразу находится.

Долго спит девочка, никак не проснется. Не хотят глазки открываться. Согреет солнечный зайчик глазки девочки, и они сразу откроются.

Солнечный зайчик и тебе поможет, если позовешь его.

^^^
ДОБРОЕ ОБЛАКО

Утром мама сказала мальчику:
- Скорее одевайся. Сегодня светит солнышко, и мы пойдем гулять.

Но тут на небе показалось облако, и мама решила:
- Нет, лучше останемся дома, вдруг будет дождик.

Мальчик обиделся на облако и сказал сердито:
- Уходи с неба. Ты мне гулять мешаешь.

Облако спустилось пониже, заглянуло в окошко к мальчику и предложило:
- Хочешь по небу погулять? Я тебя на себе покатаю.

Мальчик очень обрадовался, открыл окошко и прыгнул прямо на облако.
Поплыл мальчик на облаке над крышами домов, над улицами, над машинами.

Слышит, как все они просят:
- Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, а дождика все нет и нет.

Хорошо, - сказало облако, - и полило всех маленьким дождиком.

Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали.

За городом было поле. Облако поплыло над полем, и мальчик увидел много-много желтых колосков.

Напои нас скорее, облако, - зашелестели колоски. Без дождика мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.

Хорошо, - согласилось облако, - и полило колоски средним дождиком.

Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.

Налей мне скорее водички, облако, - попросил пруд. - Я совсем высох. Мои рыбки без водички не могут дышать и плавать.

Хорошо, - согласилось облако.

Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали веселые песенки. Только облако стало маленьким. Говорит оно мальчику:
- Пора возвращаться, пока я совсем не растаяло.

Вернулся мальчик домой, а мама ему говорит:
- Дождик кончился, снова светит солнышко, и можно идти гулять.

Я знаю, я летал на облаке и видел, как дождик всем помогал, - ответил мальчик.

Разве можно летать на облаке? Оно пушистое и похоже на дым, - не поверила мама.

А ты как думаешь, можно ли летать на облаке?

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ

Знакомство с солнечным лучом

Рано утром мышонок Рыжая Спинка вылез из норки под старой сосной, вскарабкался по ее шероховатому стволу и уселся на широкой толстой ветви, в ожидании, когда над краем горы появится солнце.

«Если сидеть тихо-тихо, - думал Рыжая Спинка, - можно услышать первый солнечный луч и понять самое главное».

Рыжая Спинка хотел понять самое главное: откуда взялся лес, солнце, звезды - весь чудесный мир вокруг. Никто кроме него этим не интересовался.

Зачем мне это знать? - фыркал заяц, когда мышонок его спрашивал, откуда все взялось. - Мне должен знать: какая трава вкусная и как от врагов спрятаться.

Даже старший брат мышонка Быстрые Лапки - не знал ответа на главный вопрос.

Ты лучше изучай полезные секреты природы: какие корешки самые вкусные и какие листья заживляют ранки, - учил он Рыжую Спинку. Мышонок Быстрые Лапки часто отправлялся в дальние походы к озеру; за это его и прозвали Быстрые Лапки.

Если Рыжая Спинка спрашивал о самом главном младшего брата, мышонка по имени Домосед, тот ворчливо отвечал:

Глупости это, лучше помоги мне норку почистить.

Мышонок Домосед считал, что самое главное в жизни - побольше припасов иметь, и не забивал себе голову глупыми вопросами.

Однажды Рыжая Спинка ждал, как обычно, когда взойдет солнце. Он задумался и не заметил, как первый луч коснулся его ушек. Мышонок словно оцепенел и очнулся только тогда, когда его снизу позвал Быстрые Лапки:

Эй, Рыжая Спинка, слезай. Пошли, я покажу тебе земляничную поляну.

Рыжая Спинка слез с задумчивым видом, потер лапками мордочку и сказал:

Со мной сегодня случилось чудо! Ко мне солнечный луч пришел.

Вот так чудо, - засмеялся Быстрые Лапки. - Солнечные лучи приходят каждое утро и к тебе, и ко мне, и ко всем зверям, птицам и цветам.

Нет, - ответил Рыжая Спинка, - ты не понял. Солнечный луч вошел прямо в меня. Он попал в мое сердце, и я стал легким, как золотое облачко.

Ты кто? - спросил я его:

А как ты думаешь? - ответил он.

Ты - нежная солнечная струна.

Правильно, я всегда такой, каким ты меня видишь, - засиял он в ответ.

Почему ты раньше не приходил ко мне?

Каждое утро я приходил к тебе. Ты знал это и всегда спешил на встречу со мной.

Ты удивительный! Ты светишь снаружи, но как будто ты внутри меня, в моем сердце, - прошептал я.

- Запомни свои слова, и я тебя никогда не оставлю... засиял солнечный луч.

- Тут ты позвал меня, и я перестал его слышать.

Да, - Быстрые Лапки задумался, - наверное, ты проглотил солнечный луч.

Нет, - ответил Рыжая Спинка, - ничего я не глотал, и даже с ним разговаривал без слов. Я думаю, это волшебный солнечный луч. Завтра я спрошу его о самом главном , а сейчас надо подкрепиться.

И мышата побежали за земляникой.

СКАЗКА 2

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ
(сказка 2)

Разве можно разделить свет на части

На следующее утро мышонок Рыжая Спинка выскочил из норки и увидел, что моросит дождик. Быстрые Лапки, которому хотелось посмотреть, как Рыжая Спинка разговаривает с солнечным лучом, высунул мордочку вслед за ним, но тут же спрятался обратно.

Рыжая Спинка, залезай назад, видишь дождь идет; сегодня твой волшебный луч не придет, - позвал он, но мышонок Рыжая Спинка не послушался брата и осторожно вскарабкался по мокрому стволу. Только он примостился на зеленой, пушистой ветке, как капля дождя упала ему прямо на нос.

Из-за тебя солнечного луча не видно, - упрекнул мышонок каплю и вдруг услышал:

Солнечный луч послал меня на землю. Он дает земле свет и тепло, а я пою ее.

Ты с ним знакома? - удивленно спросил Рыжая Спинка.

Конечно, - зазвенела капелька, - мы с ним друзья.

Тогда, ты, наверное, знаешь, откуда все взялось: наш лес, и вся земля?

Все началось, мышонок, с самого первого солнечного луча и от самой первой капельки. Они подружились и вместе согрели и напоили землю. С тех пор солнечные лучи и капельки воды всегда дружат. Я родилась в большом прозрачном озере, и солнечные лучи играли с нами в блики и зайчики. Потом один жаркий лучик унес меня на небеса. Там я росла в туче вместе с другими капельками и вот прилетела, чтобы напоить землю.

Ты такая маленькая, что не сможешь напоить даже мышонка! - воскликнул Рыжая Спинка.

Но ведь нас много, мышонок! Каждой травинке, каждому листочку достанется своя капелька. Солнечный луч тоже малютка, но солнце посылает на землю мириады своих лучей, и всем хватает тепла и света.

Ты права, капелька, - ответил мышонок, - но мне кажется, не стоит греть и поить всех без разбора. Злых зверей я бы не стал поить и греть.

- Разве можно разделить свет и воду на части , мышонок? Это вы разделили мир на добрые и злые части, но свет и вода - для всех.

Спасибо тебе, капелька, - поблагодарил Рыжая Спинка, - ты хотя и маленькая, но очень мудрая.

Рада, мышонок, что помогла тебе. Слизни меня, и я напою тебя, - зазвенела капелька.

Рыжая Спинка слизнул капельку язычком и пошел погреться в норку. Он хотел подумать над словами капельки, но заснул, и ему приснился удивительный сон.

СКАЗКА 3

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ
(сказка 3)

Почему улетели дождевые капельки

Рыжей Спинке приснилось, что он стал маленькой тучкой, внутри которой живут капельки. Он взлетел высоко в небеса и познакомился с другими тучками. Все они ласково здоровались с мышонком. и Рыжая спинка предложил тучкам поиграть с каким-нибудь облачком в пятнашки, Было приятно плавать по синему небу, но капельки позвали его:

Рыжая Спинка, ты забыл про дела, нам надо напоить кого-нибудь. Спускайся к земле.

Мышонок хотел еще полетать в вышине, но неожиданно почувствовал, что не может возражать капелькам, и полетел вниз, к лесу.

На краю лесной прогалины, в кустах, лежала волчица. Палило солнце, и она тяжело дышала, высунув красный язык. Ночью она попала в капкан, но сумела вырваться из него. Однако ее задняя лапа была сломана. Волчица зализывала рану и очень беспокоилась о своих маленьких волчатах, которые остались одни в норе. С тоской смотрела волчица на приближающуюся маленькую тучку. Может пойдет дождик? Тогда она утолит жажду и доберется до своей норы.

Капельки уже приготовились ринуться вниз, но Рыжая Спинка закричал:

- Нет! Я не хочу поить волчицу. Она страшная и ловит на обед разных зверей.

И тучка пролетела мимо. На соседней поляне кто-то жег костер, и большое пятно чернело посреди нее. Цветы и травы вокруг кострища повяли, были поломаны и потоптаны.

Давай напоим их, мышонок, чтобы они быстрее ожили и выпрямились, - предложили капельки.

Нет, капельки, пожалуйста, полетели дальше, - попросил Рыжая Спинка, - у меня есть очень хорошая идея. Возле нашей норки брат Домосед посадил большой огород. Когда стоит жара, Домосед целыми днями носит воду для поливки. Вот я и придумал полить огород. То-то Домосед удивится.

Капельки не отвечали, и Рыжей Спинке стало не по себе. В этот момент капельки вдруг покинули его и устремились к земле.

Прощай, Рыжая Спинка, - зазвенели они, улетая, - ты не понял самого главного.

---

Виталий Бианки

Чьи это ноги

Виталий Валентинович Бианки

Чьи это ноги?

Летал Жаворонок высоко над землёй, под самыми облаками. Поглядит вниз сверху ему далеко видно - и поёт:

Я ношусь под облаками,

Над полями и лугами,

Вижу всех, кто подо мной,

Всех под солнцем и луной.

Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать.

Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:

Сверху ты всё видишь, - это правда. А вот снизу никого не узнаешь.

Как это может быть? - удивился Жаворонок. - Непременно узнаю.

А вот иди ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идёт.

Ишь какая! - говорит Жаворонок. - Я к тебе подойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.

Вот и видно, что ты ничего земного не знаешь, - сказала Медянка. Первое - я не змея, а просто ящерица; а второе - змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь, зубы у них такие длинные, и в зубах - яд. А у меня гляди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь.

А где же у тебя ноги, если ты ящерица?

Да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змеи?

Ну, если вправду ты - безногая ящерица, - сказал Жаворонок, - так мне бояться нечего.

Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лёг рядом с Медянкой.

Вот лежат они рядышком. Медянка и спрашивает:

Ну-ка, ты, верхогляд, узнавай, кто идёт и зачем он сюда пожаловал?

Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают.

Перешагнули ноги через Жаворонка и пропали: не видать больше.

Медянка на Жаворонка посмотрела и улыбнулась во весь рот.

Облизнула сухие губы тонким язычком и говорит:

Ну, друг, видно, не разгадал ты моей загадки. Кабы ты знал, кто через нас шагнул, так не испугался бы. Я вот лежу и смекаю: две ноги высоких, пальцев на каждой счётом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идёт большая, высокая, по земле гулять любит - хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль это прошёл.

Тут Жаворонок встрепенулся весь от радости: Журавль ему знакомый был. Спокойная птица, добрая - не обидит.

Лежи, не пляши! - зашипела на него Медянка. - Гляди: опять ноги идут.

И верно: ковыляют по земле голые ноги, неизвестно чьи.

Пальцы словно лоскутами клеёнки обшиты.

Отгадывай! - говорит Медянка.

Жаворонок думал-думал, - никак не может припомнить, чтобы прежде такие ноги видел.

Эх ты! - засмеялась Медянка. - Да ведь это совсем просто отгадать. Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут - спотыкаются. Вот в воде с ними удобно, повернёшь ногу боком - она воду как ножом режет; растопыришь пальцы, - и весло готово. Это Чёмга-нырец - водяная такая птица - из озера вылезла.

Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.

Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья.

Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута.

Вот чудеса! - сказал Жаворонок. - Кажется, крылатая тварь, как и я, а на земле узнать её никак не могу.

Ага! - обрадовалась Медянка, - не можешь узнать. Хвастался, что под луной всех знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.

Тут Летучая Мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на дерево.

А уж из-под земли другие ноги лезут.

Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в разные стороны вывернуты.

Затрепетал Жаворонок, а Медянка говорит:

Лежу, гляжу и смекаю: лапы в шерсти - значит, звериные. Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землёй жить, землю лапами рыть да назад её за собой отбрасывать - очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Гляди, гляди, а то он сейчас опять под землю уйдёт.

Зарылся Крот в землю - и опять нет никого. Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки.

Это что за акробат? - удивился Жаворонок. - Зачем ему четыре руки?

А по веткам в лесу прыгать, - сказала Медянка. - Ведь это же Белка-Векша.

Ну, - говорит Жаворонок, - твоя взяла: никого я на земле не узнал. Дай-ка теперь я тебе загадку загадаю.

Загадывай, - говорит Медянка.

Видишь в небе тёмную точку?

Вижу, - говорит Медянка.

Отгадай, какие у неё ноги?

Да ты шутишь! - говорит Медянка. - Где ж мне так высоко ноги разглядеть?

Какие тут шутки! - рассердился Жаворонок. - Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.

Кивнул Медянке на прощанье, вскочил на лапки и улетел.



С ТУПЕНИ М УДРОСТИ

50 УРОКОВ О ДОБРЫХ КАЧЕСТВАХ

http://www.dobrieskazki.ru/books2_37.htm

Нравится

Скребцова Мария Владимировна
Лопатина Александра Александровна

Сайт "ДОБРЫЙ РЕБЕНОК"

Нравственное и Творческое Развитие Личности

Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 700 по разным
темам:
Природа:
Сказки лиственного леса
Сказки хвойного леса
Сказки о комнатных цветах
Сказки полевых и лесных цветов
О целебных травах для детей
Природоведение в сказках
Природа - глазами души
Питание:
Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
О хлебе и кашах (сказки о злаках)
Овощи целители (сказки об овощах)
Сказки фруктовых фей (о фруктах)
Ягодная академия (сказки о ягодах)
Сказки доброго самовара (о чае)
Об орехах и шоколаде.
Образование:
Сказки о буквах и словах
Добрая математика в сказках
Сказки о профессиях и мастерах
Искусство:
Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
Музыкальные сказки (готовится)
Тайны творчества (о картинах и художниках)
Другое:
600 Творческих игр для больших и маленьких
Беседы и сказки о семье
150 сказок о добрых качествах (в трех томах)

Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества
ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться,
переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий
человек сам способен на творчество.

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.
Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое.

Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
- Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
Пожалела осень ольху и говорит:
- Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где ольха - там сена вороха."
Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
- Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

Александра Лопатина


В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник. Жилище его было так просторно и так высоко, что ветер свободно прилетал к нему в гости. Художник любил свой чердак, ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - с такой высоты он не видел цветов, а он любил их. Иногда в банке у окна стоял букет полевых или лесных цветов, но чаще она пустовала, художник много работал и редко выходил на прогулки. Он скучал по цветам и, может поэтому, часто видел их во сне, и даже разговаривал с ними.
Однажды ему приснился удивительный цветок, невиданной красоты. Этот цветок не рос на лугу, или в лесу под кустом, но парил в небесной вышине и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли.

Художник распахнул окно, протянул к цветку руки и воскликнул:
“Волшебный цветок, кто наполнил тебя таким дивным светом?!”
И услышал в ответ: “Сияние Благословенной Красоты!”
- А почему твои листочки плачут?
- Мое сердце истекает слезами жалости к спящим душам.

Художник проснулся, вскочил, распахнул окно и долго вглядывался в светлеющее небо, а потом нашел чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и печь, а ведь стояла зима. Но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он зашвырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дорожал от холода, но не было сил затопить печь.

Вдруг раздался звонок, с трудом художник поднялся и открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка с большой виолончелью.
“Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки, но, кажется, не туда попала?”
“Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вспомнив, как часто звуки виолончели будили его на заре. Потом он вернулся в комнату и в беспамятстве свалился в постель. Очнулся художник от того, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым и теплым чаем.

В печке весело потрескивали дрова, а горло было укутано теплым шарфом. В углу стояла виолончель, и глаза маленькой незнакомой девочки смотрели на него с тревогой. “Ну, пожалуйста, выпейте, это очень полезный отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло”, - просила она. Художник, выпил целых три чашки и тут же уснул. Всю ночь ему снились глаза незнакомой девочки, ему было тепло и хорошо от их лучистого света, но он никак не мог вспомнить, где он видел их раньше. Целую неделю болел художник, и девочка ухаживала за ним. Она появлялась после обеда, топила печь, поила художника чаем с травами и иногда немножко играла на виолончели. “Вы знаете, - извинялась она, - я еще не научилась играть по-настоящему, я пока играю по-своему.”

Но художнику ее музыка, сама она и все, что с ним случилось, казалось волшебным сном. На седьмой день, проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым. Увидел в углу заброшенный холст и решил нарисовать портрет своей маленькой спасительницы. Он так увлекся работой, что не заметил, как наступил обед, и девочка опять пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла. С холста смотрел на нее цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли слез. “Какой волшебный цветок”, - прошептала девочка.
“Это - твой портрет, - ответил художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.”

  • Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри?
  • Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок?
  • Какою была маленькая девочка?
  • Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка.
  • Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?

Избранные сказки в файле ниже:

  • Сказки малышам , 748 Kб
  • СКАЗКИ О МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЕ. , 113 Kб

Амрита-Русь, 2008 г.

Одну из книг этой серии мы уже читали здесь: Как оказалось, идея добрых сказок на этой книге не заканчивается, а только начинается. Как-то немодно нынче громко говорить и писать о нравственных ценностях, о патриотизме и даже красоте окружающего мира. Больше других книг и других передач. Для родителей же более ценными изданиями были и остаются те, которые учат пониманию вечных ценностей: дружба, уважение к родителям, уважение к своей истории, мудрость предков. Ничего с этим не поделать – даже телевидению.

Проект «Добрые сказки» - это несколько книг, посвященных вышеуказанным темам. Они предназначены для чтения детям от 2 до 6 лет, можно и старше. В книгах собраны тематические циклы сказок и стихов по определенным темам. Известно, что дети лучше постигают какое-либо знание через сказку. В книгах педагогов Лопатиной и Скребцовой как раз собраны сказки, задания к ним, вопросы по теме. Названия книг говорят сами за себя: "О самом главном" (Психологические сказки для детей), "Мудрость на каждый день" (365 мудрых советов для детей и родителей), «Секреты мастерства» (100 уроков о профессиях и мастерах), «Начала мудрости» (50 уроков о добрых качествах), «Сказочный справочник здоровья в трех томах», и так далее.

В 1998 году Российская Ассоциация издателей присудила этим книгам почетный диплом, назвав их "Лучшими книгами года".

ЦВЕТОК КАКТУСА

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? - думал кактус. «А небо - это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!? Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!» Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами - с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...

«Другие! Вот бы увидеть их!» - мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные. «Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», - вздыхал мечтатель. «Ха-ха-ха», - смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда», - так говорили звезды. «Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», - размышлял кактус. «Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», - говорили кактусу звезды. «Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» - спрашивал кактус. И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...» Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! - заметил один из людей и прикоснулся к нему. - Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» - и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки - острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» - говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу. Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» - и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении. «О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», - удивлялся кактус. А прекрасный цветок - чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом. Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив».

(фрагмент из книги "НАЧАЛА МУДРОСТИ")

Оказывается, учить рисованию тоже можно через сказку. Для любого вида творчества очень важен настрой. Мамы знают, как трудно усадить за стол для лепки или рисования ребенка, который активно носится по квартире – или в принципе не расположен к какому-либо творческому занятию. Неусидчивый, как говорят педагоги. Но ведь это не диагноз. И знакомить с рисованием никогда не поздно – можно сделать это через сказку. Для маленьких детей легко придумать сказки на ходу, родители применяют свою фантазию. А в помощь детям постарше – пожалуйста, книжка.

ПОГРУЖЕНИЕ В НАТЮРМОРТ

Творческое задание «Смотри внимательно»

В течение десяти секунд педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети рассматривают этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривают с ними и пользуются ими.

Вместе с педагогом дети обсуждают, как они воспринимали натюрморт во время первого и во время второго просмотров.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

- Что натюрморт может рассказать о характере художника?

- Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки), что вы на нем изобразили бы?

- Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?

- Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?

(фрагмент из книги «КРАСКИ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ. Как научить рисовать каждого»).

Настрой важен для любого занятия, даже если это праздник. Вот, какую удивительную историю придумали авторы «добрых сказок» о дне рождения.

Саша проснулся с ощущением праздника. Возле кровати стоял новенький самокат, а на стуле лежал футбольный мяч. «Сегодня мой день рождения!» - вспомнил мальчик. Он быстро вскочил и выбежал из комнаты. Все поздравляли и целовали именинника. В гости пришли друзья с подарками. Лучший друг Саши - Вадик, принес самодельную машинку в подарок и сказал:

- Эта машинка с секретом. Если повернешь руль направо, снова вернешься в свой день рождения и получишь еще один праздник. Ты же всегда мечтал об этом.

Все засмеялись над шуткой Вадика. Саше больше всего понравилась книга о гоночных машинах. Друзья долго рассматривали эту книгу, а потом устроили во дворе соревнования по самокатным гонкам. После чая с тортом все собрались уходить.

- Саша, хочешь повернуть руль у машинки? – вдруг спросил Вадик.

Саша засмеялся и повернул руль.

Он снова проснулся в своей постели и с изумлением увидел два совершенно одинаковых самоката в своей комнате. Только один был запыленный, а другой - новенький и блестящий. Два футбольных мяча лежали рядом с самокатами. Два одинаковых новых костюма висели на стуле. Саша выбрал слегка помятый и с пятном на локте. Все еще сомневаясь, он вышел из комнаты. Снова раздались поздравления и восклицания. Снова в гости пришли друзья. Когда Женя протянул Саше книжку про гоночные машины, Саша вздрогнул и прошептал:

- У меня уже есть такая.

- Ну и что, лишнюю книжку кому-нибудь подаришь, - предложил Женя.

- Все за стол, - весело позвала мама.

Саше был такой сытый, что не смог съесть даже порцию своего любимого салата. Да и другие гости почти не прикоснулись к еде. Мама расстроилась и принялась убирать со стола нетронутые блюда.

- Давай, посмотрим твою книгу о гоночных машинах, - предложил Вадим.

- Не хочу, мы уже смотрели. Верни все назад. Это совсем не интересно праздновать один и тот же день рождения два раза, - закричал Саша.

- Ну, тогда поверни руль у машинки в другую сторону, - спокойно ответил Вадим.

Саша схватил машинку и быстро повернул руль. Друзья исчезли. Саша стоял один с машинкой в руках посреди комнаты.

- Саша, помоги мне все убрать со стола, а потом поиграешь с машинкой, - попросила мама.

Вопросы и задания к сказке "ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ":

Ты бы хотел, чтобы у тебя было два дня рождения в году или даже больше?

Если бы у тебя была машина времени, как бы ты ее использовал? Придумай сказку об этом.

Почему мальчик из сказки отказался от второго дня рождения, если у него стало в два раза больше подарков?

Придумай сказку о том, как один волшебник забирал дни рождения у вредных детей, и как дети возвращали свои дни рождения назад.

(фрагмент из книги "В гости к празднику").

Обучать буквам и цифрам через игру, это вообще святое дело. Особенно если хочется обучить ребенка до школы, а это желание уже превратилось в повсеместную тенденцию. Сейчас много спорят: стоит ли нагружать ребенка знаниями до школы, не будет ли это перегрузкой. Специалисты уверены – нет, не будет. Дети любят учиться больше всего на свете, как бы это странно не звучало. Смотря как их учить. Учеба с помочью родителей через игровую форму – лучшего времяпровождения не придумаешь.

Буква Г

Встретились на дороге гусенок и щенок.

- Р-р-р, - зарычал щенок, - я тебя укушу!

- Ш-ш-ш, - зашипел гусенок, - я тебя ущипну.

- Нельзя так грубо разговаривать, - строго сказала буква Г.

Она подарила щенку - « гав-гав », а гусенку - « га-га-га ».

- Га-га-га, - закричал гусенок, - давай играть.

- Гав-гав, - ответил щенок, - побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

- Га-га-га, - пойдем ко мне в гости, я угощу тебя горохом.

- Гав-гав, - ответил щенок, - ты очень гостеприимный.

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

(фрагмент из книги «Добрая азбука»).

Родители четко знают, что детям нельзя баловаться с водой, разливая ее по полу, нельзя брать спички и нельзя есть землю, приносить домой грязные камни, и так далее. Но они не всегда понимают, что объяснять детям суть природных явлений можно не только через «нельзя». Когда ребенок с раннего детства знает, что такое вода, и зачем она нужна, он и сам не будет стремиться вылить ее на голову ближайшему родителю. И спички он будет настойчиво искать потом – в школьном возрасте, когда все ими играют, так или иначе. Несмотря на фатальность (все равно будет разливать, все равно будет поджигать, все равно будет копаться в земле) – необходимость правильных установок никто не отменял. Они все равно застрянут в голове и выдадут когда-нибудь нужные ориентиры.

Кому нужна водичка

Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:

- Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!

Большая лужа моментально испарилась.

- Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, - спросил у девочки котенок.

Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»

Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.

- Мама, - закричала девочка. - Мне срочно нужна вода для рыбок.

- Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, - ответила мама.

- Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? - тихо спросила девочка.

- Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, - серьезно ответила мама.

Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».

- Дочка, вода снова бежит из крана! - обрадовалась мама.

Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.

Вопросы и задания:

Включите музыку. Все дети - струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.

Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?

Нарисуй портрет воды.

(фрагмент из книги «Сказы матушки земли»).

В обзоре использована информация с сайта dobrieskazki.ru.