Образ анны карениной в романе толстого кратко. Образ женщины в литературных произведениях

Да, любят ставить нашу классику за рубежом, очень любят.
А из русских писателей - экранизировать книги Льва Николаевича Толстого. Началось это еще со времен и продолжается до сих пор. Иногда уже хочется закричать: «хватит, горшочек каши, не вари!».

Разглядывая кадры из последнего фильма "Анна Каренина" с Кирой Найтли в главной роли, мне в голову пришла идея вместе с вами вспомнить костюмы к четырем другим популярным иностранным экранизациям (всего их в мире насчитывается около 30-ти).Автор поста la_gatta_ciara

(В этом ролике присутствует и наша версия "Анны Карениной" о которой я говорить не буду, поскольку о советских экранизациях надо писать отдельно).

Фильм 1-й. Грета Гарбо и Джон Гилберт в Любви (1927 г).

Самый ранний немой фильм, который я видела, снятый по «Анне Карениной», был фильм «Любовь» с прекрасным актерским дуэтом Грета Гарбо (Анна) - Джон Гилберт (Вронский).


кадр из фильма Love

Пикантность и популярность этому фильму добавляла реальная между этими двумя актерами. С экрана в зал просто искры летели от бушующей неподдельной страсти!


кадр из фильма Love

Костюмы соответствовали времени съемок фильма, т.е. 1927 году, и были по-своему эффектными. Отвечал за актерский гардероб Гилберт Кларк.Автор поста la_gatta_ciara

кадр из фильма Love

Забавно, что у фильма существовало два разных финала: семейное счастье Анны и Вронского после смерти Каренина (именно такой смотрела я, представьте себе мой шок!) - для проката в США, и трагический - для проката в Европе.


сцена на скачках в фильме Love

Фильм 2-й. "Анна Каренина" (1935 г.) от Адриана.

Но Грета Гарбо так прониклась к этому персонажу, что в 1935 году снова снялась в еще одной версии, уже звуковой. В этот раз фильм так и назывался «Анна Каренина». Говорят, Гарбо не могла найти общий язык с актером, играющего Вронского, "химии" не получилось...

За платья героини здесь отвечал легендарный художник по костюмам Адриан, и они уже стилизованы под описываемую в романе эпоху.

кадр из фильма "Анна Каренина" (1935 г.)

Кстати, а как же выглядела женская мода времен Анны Карениной?Автор поста la_gatta_ciara

Роман «Анна Каренина» писался в 1873—1877 годы, публиковался в журнале в 1875—1877 годы. Значит, в фильмах должны быть платья конца 1870-х годов.

М. Врубель. Иллюстрация к "Анне Карениной" 1887 г.

мода 1875 года

Женское платье того времени было не таким широким, как в середине XIX века, но имело шлейф и турнюр.

Dress, Afternoon Grace King (American) 1870-75

под платьем:

два варианта турнюра

Оно было перегружено всевозможными деталями, драпировками, бантами, вышивками и являло собой настоящее произведение портновского искусства.

подлинные платья 1875-77 гг.

Dress 1876-78

Вернемся к платьям Адриана. Дизайнер не являлся поклонником аутентичного подхода к костюму, я уже писала это в постах о фильмах и .
«Анна Каренина» не стала исключением. Автор поста la_gatta_ciara

Грета Гарбо в фильме "Анна Каренина" (1935 г.)

К сожалению, это не лучшая работа Адриана. Создается ощущение, что без обильных блесток и перьев художнику было скучно.

Грета Гарбо в фильме "Анна Каренина" (1935 г.) и платье, проданное на аукционе за 40 000 $

А вот чего в фильме много, так это оборок и кружев.

На мой вкус, рюши и Гарбо — вещи несовместимые, но Адриану так не казалось.

3. "Анна Каренина" (1947 г.) от Сесил Битона.


Это фотографии к другому, уже британскому фильму «Анна Каренина» 1948 года с Вивьен Ли в главной роли.

Vivien Leigh as Anna Karenina. Costume and photo by Cecil Beaton for British Vogue, 1947 и эскиз костюма.Автор поста la_gatta_ciara

Костюмы к этому фильму делал не менее знаменитый, чем Адриан, художник и фотограф Сесил Битон (автор платьев к фильму «Моя прекрасная леди». О платье и художнике я писала ).


Если учесть, что для Англии конец 40-х был тяжелым периодом, когда ткани продавали по талонам, то костюмы начинают казаться просто роскошными. Битон и Ли для пошива костюмов ездили в Париж.

Фильм 4-й. "Анна Каренина" от Маурицио Милленотти.

А вот этот международный проект «Анна Каренина» с Софи Марсо 1997 года, уверена, помнят многие.Автор поста la_gatta_ciara

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

Поскольку производственная компания Icon Productions , которая начинала снимать этот фильм, принадлежит Мелу Гибсону, то у меня не вызывает удивления ни выбор актрисы на роль главной героини, ни художника по костюмам.

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

Софи Марсо снималась с Гибсоном в 1995 году в фильме «Храброе сердце», а Милленотти работал с Гибсоном на фильме «Гамлет» Дзеффирелли в 1990 году.

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

костюмы к фильму были изготовлены в легендарных римских мастерских "Тирелли" (я писала о них ) и ничем не отличаются от настоящих платьев той поры.Автор поста la_gatta_ciara

На сегодняшний день, среди зарубежных экранизаций этой книги, это максимально соответствующие моде 1870-х годов костюмы и аксессуары.

Что и понятно, ведь Милленотти, до того, как стать художником по костюмам, работал в ателье «Тирелли» и имел возможность видеть, как работают знаменитые художники: , (выделенные цветом слова отошлют вас к соответствующим моим постам об этих художниках).

Интересна и цветовая концепция костюмов Анны — это черно-белая гамма, в которой то начинает превалировать черный цвет, когда над Анной сгущаются тучи, то белый, когда жизнь ее наполняет любовь и радость.

кадр из фильма «Анна Каренина»

Фильм 5-й...

Про последний фильм, который сейчас премьерно шагает по миру, а у нас выйдет в прокат только зимой, писать не хочется совсем.

Имя удожника по костюмам фильма - Жаклин Дюрран, которая делала костюмы к фильму «Гордость и предубеждение» 2005 года, с тем же режиссером и с той же, простите, очень нелюбимой мною, Кирой Найтли - о многом мне говорит. И те костюмы были ужасные, не только с точки зрения несоответствия эпохе, но и по пропорциям и крою (что не мешало, к моему удивлению, номинировать Жаклин на Оскар за тот фильм), и эти наряды мне кажутся опереточными, несмотря на украшения от Шанель. Хотя, фильм я пока не видела, значит, есть шанс, что я ошибаюсь и все не так кошмарно.

кадр из фильма «Анна Каренина» (2012 г.)

А пока я с ужасом смотрю на водевильного Вронского

и Кити, похожую на невесту в царицынском парке.

Это Вронский и Анна

А это - Каренин (его играет Джуд Лоу. Как быстро летит время: а ведь еще недавно он играл молодых и красивых...)

А вот фотографии для журнала Vogue легендарного фотографа Марио Тестино — хороши.

Автором романа «Анна Каренина» является народный просветитель, психолог, классик романистики, философ и русский писатель Л. Н. Толстой. Начало его литературной деятельности приходится на 1852 г. Именно тогда была опубликована его автобиографическая повесть «Детство». Это была первая часть трилогии. Несколько позже появились произведения «Отрочество» и «Юность».

Еще одним из самых известных трудов Л. Н. Толстого является роман-эпопея «Война и мир». Поводом для написания произведения явились севастопольские и кавказские события. Роман описывает военную кампанию и разворачиваемые на ее фоне семейные хроники. Это произведение, главным героем которого автор считает народ, доносит до читателя «народную мысль».

Проблемы супружеской жизни Л. Н. Толстой отразил в своем следующем сочинении - романе «Анна Каренина».

Значение творчества Толстого

Произведения выдающегося русского писателя в значительной мере повлияли на мировую литературу. Авторитет Толстого при его жизни был поистине неопровержимым. После смерти классика его популярность выросла еще больше. Вряд ли найдется человек, который останется равнодушным, если ему в руки попадется «Анна Каренина» - роман, который рассказывает не только о судьбе женщины. Произведение ярко описывает историю страны. В нем отражена и та мораль, которой придерживается и жизнь самых низов. Читателю демонстрируется блеск салонов и нищета села. На фоне этой неоднозначной русской жизни описывается неординарная и яркая личность, стремящаяся к счастью.

Образ женщины в литературных произведениях

Героями сочинений классиков прошлого часто становились представительницы прекрасной половины человечества. Примеров тому можно привести множество. Это Екатерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» писателя Островского. Ярок образ Нины из «Чайки» Чехова. Все эти женщины в борьбе за свое счастье противостоят общественному мнению.

Эту же тему затронул в своем гениальном произведении и Л.Н. Толстой. Анна Каренина - образ особой женщины. Отличительной чертой героини является ее принадлежность к высшей ступени общества. Кажется, все у нее есть. Анна красива, богата и образованна. Ею восторгаются, ее советы принимают во внимание. Однако она обделена счастьем в супружеской жизни и испытывает одиночество в своей семье. Вероятно, судьба этой женщины сложилась бы иначе, если бы в ее доме царила любовь.

Главная героиня романа

Для того чтобы понять, почему Анна Каренина бросается под поезд в конце произведения, необходимо внимательно прочесть сочинение великого писателя. Только понимание образа этой героини позволит сделать определенные выводы.
В начале повествования Анна Каренина предстает перед читателем привлекательной молодой женщиной, принадлежащей к высшему обществу. Доброжелательной, веселой и приятной в общении описывает свою героиню Л. Н. Толстой. Анна Каренина - примерная жена и мать. Больше всего она любит своего маленького сына. Что касается мужа, то внешне их отношения просто образцовые. Однако при ближайшем рассмотрении в них заметна искусственность и фальшь. С мужем женщину связывают не любовные чувства, а уважение.

Встреча с Вронским

С нелюбимым мужем Анна жила в роскоши и достатке. У них рос сын Сереженька. Вроде бы жизнь удалась. Однако все кардинально меняет встреча с Вронским. Образ Анны Карениной с этого момента претерпевает коренные изменения. В героине просыпается жажда любви и жизни.

Зарождающееся новое чувство неумолимо тянет ее к Вронскому. Сила его такова, что сопротивляться Анна просто не в состоянии. Честной, искренней и открытой представляется читателю Анна Каренина. дает понимание того, что в фальшивых и сложных отношениях с мужем она жить просто не в состоянии. В результате Анна уступает возникшему страстному чувству.

Расставание

Образ Анны Карениной противоречив. Подтверждение этому заключено в ее жизни вне брака. По понятиям героини, счастье может быть возможным только тогда, когда строго исполняются законы. Она попыталась начать новую жизнь. При этом основой послужило несчастье людей, близких для нее. Анна чувствует себя преступницей. В то же время от Каренина исходит великодушие. Он готов все простить жене и сохранить брак. Однако эта высокая нравственность мужа вызывает у Анны только ненависть.

Устами жены автор сравнивает Каренина со злой и бездушной машиной. Все свои чувства этот сановник сверяет с нормами закона, который установлен церковью и государством. Несомненно, он страдает от того, что ему изменила жена. Однако делает это своеобразно. Ему хочется просто стряхнуть с себя «грязь», которой его «забрызгала» Анна, и спокойно продолжать свой В основе его чувств лежат не сердечные переживания, а холодный ум. Рациональность Каренина позволяет ему найти путь жестокого наказания для Анны. Он разлучает ее с сыном. Героиня оказывается перед выбором. И она уходит к Вронскому. Однако этот путь оказался для нее гибельным. Он привел ее к пропасти, и этим можно объяснить тот факт, что Анна Каренина бросилась под поезд.

Второй главный герой произведения «Анна Каренина»

Алексей Вронский является блестящим представителем высших кругов России описанного в романе периода. Он красив, богат и обладает большими связями. Флигель-адъютант Вронский добр и мил по натуре. Он умен и образован. Образ жизни главного героя романа характерен для молодого аристократа того времени. Он служит в гвардейском полку. Его траты в год составляют 45000 рублей.

Вронского, разделяющего привычки и взгляды аристократической среды, любят товарищи. После встречи с Анной молодой человек заново пересматривает свою жизнь. Он понимает, что обязан изменить ее обычный уклад. Вронский жертвует свободой и честолюбием. Он подает в отставку и, расставшись с привычной для него светской средой, ищет новые жизненные пути. Перестройка мировоззрения не позволила ему получить удовлетворение и спокойствие.

Жизнь с Вронским

Почему Анна Каренина бросается под поезд в конце романа, ведь судьба связала ее с прекрасным молодым человеком, подарив искреннее и глубокое чувство? Несмотря на то, что к главной героине пришла любовь, после ухода от мужа женщина не может найти покоя.

Ни глубокое чувство к ней Вронского, ни родившаяся маленькая дочь, ни развлечения и поездки успокоения ей не приносят. Душевный разлад Анны еще более усугубляется в связи с разлукой с сыном. Общество ее не понимает. Друзья от нее отворачиваются. С течением времени к Анне все чаще приходит осознание всей глубины своего несчастья. Характер героини меняется. Она становится подозрительной и раздражительной. В качестве успокоительно Анна начинает принимать морфий, который еще больше усиливает возникшие чувства. Женщина начинает без всяких оснований ревновать Вронского. Она ощущает зависимость от его желаний и любви. Однако Анна прекрасно понимает, что Вронский из-за нее отказался от многого важного в жизни. Именно поэтому она стремится весь его мир заменить собой. Постепенно распутать клубок сложных отношений становится все труднее, и к героине начинают приходить мысли о смерти. И это для того, чтобы перестать быть виноватой, переложив возникшее чувство на Вронского, одновременно освободив себя. Все это и послужит ответом на вопрос: «Почему Анна Каренина бросается под поезд?»

Трагедия

В образе главной героини своего романа Толстой показал непосредственную и цельную женщину, которая живет чувством. Однако весь трагизм судьбы и положения было бы неверно объяснить только лишь ее натурой. Он находится гораздо глубже, ведь именно социальная среда стала причиной того, что почувствовала отчуждение общества Анна Каренина.

Характеристика образа главной героини свидетельствует о том, что ее заботят только личные проблемы - брак, любовь и семья. Ситуация, которая сложилась в ее жизни после ухода от мужа, не подсказала достойного выхода из создавшегося положения. Почему Анна Каренина бросается под поезд? Ее отчаянный шаг можно объяснить невыносимой жизнью, которая наступила в связи с неприятием ее поступка обществом.

Истоки трагедии

Нелегкая судьба женщин описывается во многих литературных произведениях. Она не миновала пушкинскую Татьяну и тургеневскую Елену, некрасовских декабристок и героинь Островского. Общим с Анной Карениной у них является естественность и искренность поступков и чувств, чистота мыслей, а также глубокая трагичность судьбы. Переживания своей героини Толстой показал читателям наиболее глубоко, полно и психологически тонко.

Началась трагедия Анны даже не тогда, когда ею, замужней женщиной, был брошен настоящий вызов обществу. Неудовлетворенность своей судьбой возникла еще в тот период, когда ее, еще совсем юную девушку, выдали замуж за царского чиновника. Анна искренне пыталась создать счастливую семью. Однако это ей не удалось. Тогда свою жизнь с нелюбимым мужем она начала оправдывать любовью к сыну. И это уже трагедия. Будучи живым и светлым человеком, Анна впервые осознала, что такое настоящая любовь. И не удивительно, что из опостылевшего ей мира женщина попыталась вырваться на свободу. Однако при этом она лишилась своего сына.

Душевные муки героини

Свою новую жизнь Анна скрывать от окружающих не хотела. Общество это попросту шокировало. Вокруг Карениной выросла настоящая стена отчуждения. Ее начали осуждать даже те, кто поступал в своей жизни намного хуже. И вот с этим отторжением смириться Анна не могла.

Да, высший свет показал свое лицемерие. Однако женщина должна была осознавать, что находится не в вакууме. Живя в обществе, приходится считаться с его законами и порядками.

Толстой - мудрый психолог. Душевные муки героини своего романа он описывает просто потрясающе. Осуждает ли автор эту женщину? Нет. Он страдает и любит вместе с ней.

Анна Каренина – центральный персонаж одноименного романа писателя . В начале произведения читатель видит только положительные стороны многогранной личности главной героини. Барышня привлекательна, доброжелательна и весела. Помимо прочего, она является примерной женой и любящей матерью.

Весь этот идеализированный образ рушится, когда в жизни Анны появляется граф Вронский, и Каренина понимает, что ради зарождающегося в ее груди нового чувства она готова поступиться и положением в обществе, и семьей, и религиозными убеждениями, и собственным достоинством.

Роман «Анна Каренина»

Летом 1873 года Лев Толстой сообщил своему окружению радостную новость о том, что он практически закончил новый роман, и пообещал скептически настроенным друзьям через три месяца продемонстрировать финальный вариант произведения. В итоге три месяца растянулись на пять лет, и первое книжное издание «Анны Карениной» вышло только в 1878 году.

Отзывы о шедевре мировой классики были крайне противоречивыми. Так именитый писатель , прочитав книгу от корки до корки с присущим ему абсолютным эстетическим чутьем, назвал Толстого «Богом искусства», а отозвался об «Анне Карениной», как о «коровьем романе», в котором Вронский - «влюбленный бык».


В литературном шедевре традиционно выделяются две сюжетные линии. Первая – роман замужней Анны Карениной с потерявшим голову от любви к ней молодым (разница в возрасте между Анной и Алексеем 5 лет) графом Алексеем Вронским; а вторая – семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой. Если сравнивать две эти пары, то конфликты Левина и Щербацкой меркнут на фоне царившей в отношениях Вронского и Карениной всепоглощающей, доводящей до безумия страсти.

Анна была замужем за знатным петербургским чиновником Алексеем Карениным, от которого она родила ребенка – Сергея. Этот брак был образцово-показательным до тех пор, пока Каренина по приглашению своего брата Степана Облонского (Стива) не приехала в его дом, чтобы примирить родственника с женой Дарьей Александровной (Долли), которая уличила мужа в измене с гувернанткой.

По приезду в Санкт-Петербург на вокзале Каренина встретила обаятельного офицера Вронского. В момент, когда взгляды Анны и Алексея пересеклись, между ними пробежала искра, и хотя Каренина пыталась скрыть свою заинтересованность, молодой граф понял, что приглянулся незнакомке по едва мелькнувшей на ее лице улыбке.


Книга "Анна Каренина"

Примечательно, что в этот день Алексей планировал предложить свояченице Степана Облонского – Кити Щербацкой – руку и сердце, но после судьбоносной встречи передумал. Молодой человек не знал, что ради него юная особа отказалась от возможности стать женой Константина Левина.

Вскоре Каренина и Вронский столкнулись на балу в доме Облонских. Там даже влюбленная в офицера Кити увидела, что Анна и Алексей настолько погружены друг в друга, что не замечают ни людей, ни событий, происходящих вокруг них.

Примирив брата с супругой, Анна поспешно возвратилась в родные края к семье, а влюбленный до беспамятства Вронский, забыв о рамках приличия, устремился вслед за ней. Там молодой граф, которого абсолютно не смущало наличие у избранницы ребенка и мужа, начал ухаживать за дамой.


Иллюстрация к роману "Анна Каренина"

На протяжении года молодые люди встречались на светских раутах и балах. Душевная близость и непреодолимое желание быть друг с другом взяли верх. Анна и Алексей стали любовниками, и за развитием их отношений наблюдало все высшее общество, включая супруга Анны, который был осведомлен об изменах Карениной.

Даже когда муж узнал, что его благоверная ждет от любовника ребенка, мужчина не подал на развод, заявив, что если Анна выберет Вронского, то она никогда больше не увидит сына. При родах Каренина чуть не умерла и в приступе агонии просила у мужа прощения, однако, придя в себя через месяц, барышня уехала заграницу вместе с молодым любовником и дочкой, оставив Сергея на попечении отца.

Правда, мечты Карениной о беззаботной жизни с возлюбленным разбились вдребезги о серые будничные реалии. Анна постоянно ревновала Вронского и требовала повышенного внимания к своей персоне, но граф с каждым днем все больше отдалялся от нее.


Возвращение в Петербург ничего не изменило. Каренина и Вронский поняли, что безрассудное поведение привело к тому, что все друзья и знакомые отвернулись от них. В итоге влюбленные переехали в поместье, расположенное за городом. Там Алексей занимался благотворительностью и пополнением семейного бюджета.

Однако Анна деловые поездки возлюбленного рассматривает, как повод, для того чтобы провести время в компании других дам, и все чаще закатывает сцены ревности на пустом месте.

Затем они переехали в Москву для того, чтобы Анна смогла решить вопрос с бракоразводным процессом. На протяжении шести месяцев барышня находилась в подвешенном состоянии, ожидая решение суда. В этот период пропасть между Карениной и Вронским стала непомерно большой, а параноидальные мысли не давали ей покоя.


Женщина предложила Алексею уехать обратно в деревню, но офицер заявил, что перед отъездом ему нужно съездить к матери для решения важных деловых вопросов. Анна подумала, что эта поездка – своеобразные смотрины, – и мать Вронского нашла повод для того, чтобы свести сына с княжной Сорокиной.

Отчаявшаяся Каренина бросилась вслед за любимым на вокзал. Там женщина вспомнила первую встречу с Вронским и осознала, как тяжела ее ситуация. Чтобы искупить грехи и развязать всем руки, Анна бросилась под поезд. Алексей тяжело переживал утрату и, чтобы убежать от тягостных мыслей, ушел добровольцем на войну, оставив ребенка на воспитание Алексею Каренину.

Стоит отметить и то, что на протяжении всего романа автор также развивает и сюжетную линию Левина и Кити, которые в итоге поженились и завели ребенка, показывая читателю на примере истории любви этих героев, как в его представлении должна выглядеть образцовая семья.

Образ

Роман «Анна Каренина» был написан после того, как в руки к Толстому попал пятый том сочинений , которого писатель считал своим наставником. Там взгляд творца застопорился на строке «Гости собирались на дачу…», после чего в воображении прозаика начали хаотично возникать образы, лица, события и имена, которые после перенесения на бумагу и составили черновой вариант «Анны Карениной».


Стоит отметить, что пушкинские коллизии долга и страсти были крайне близки Льву Николаевичу, именно поэтому главная героиня в черновиках звалась Татьяной, а ее внешние удивительно породистые черты были списаны с дочери литературного пророка – Марии.

Анна – это персонаж, соединивший в себе черты характера и особенности поведения знакомых и друзей Толстого. Умная, располагающая к себе свободолюбивая женщина, не умела лицемерить и не терпела фальши в других. В ее отчаянном желании отдаться чувствам было «что-то жестокое, чужое, бесовское».


Нырнув в омут амурных страстей и забыв о муже и сыне, Анна из добропорядочной барышни превратилась в особу, живущую только собственными желаниями. Героине стали безразличны страдания супруга, который был готов простить ей все. В финале произведения Каренина из женщины, отдающей себя без остатка любимому мужчине, превратилась в тирана, требующего безоговорочного повиновения и безграничного внимания.

Известно, что до того, как приступить к работе над романом, Лев Николаевич узнал о трагедии в семье близких знакомых. В то время разводиться было не принято. Подобное действие приводило к порицанию и осуждению со стороны общественности. Однако сестра приятеля Толстова без угрызений совести развелась и через пару месяцев повторно вышла замуж.


Анна Каренина бросается под поезд

Затем случилось еще одно несчастье: под поезд бросилась Анна Степановна Пирогова, покинутая любовником – соседом Льва Николаевича. Творец видел изуродованный труп женщины, и это событие произвело на него неизгладимое впечатление. Сейчас все биографы сходятся во мнении, что эти семейные драмы послужили материалом для создания персонажей и романа в целом.

Актеры

Первой актрисой, сыгравшей роль Анны Карениной, была Сорочтина. Эта артистка сыграла в немой ленте, увидевшей свет в далеком 1911 году. Картина была разделена на две части, хронометраж которых составлял 15 минут. К сожалению, экранизация, снятая приглашенным в Россию французским режиссером Морисом Метром, была утеряна.

В 1912 году образ замужней дворянки на себя примерила звезда французского немого кино – Жанна Делвэйр, – а через два года российский режиссер Владимир Гардин повторно экранизировал скандальный роман Толстого, пригласив на главную роль актрису Марию Германову.


Представителей киноиндустрии из Штатов шедевр мировой литературы также заинтересовал, и в 1915 году первой американской Карениной стала актриса Бетти Нансен. Затем последовало еще три европейских экранизации произведения: 1917 год – Италия, роль Анны сыграла Фабиан Фабре; 1918 – Венгрия, роль Карениной досталась Ирен Варшаньи; 1919 – Германия, в Анну перевоплотилась Лиа Мара.

Режиссер Эдмунд Гулдинг в 1927 году стал последним, кто выпустил в свет немое кино, в основе сюжета которого лежало произведение Льва Толстого. Его лента называлась «Любовь», а роль главных героев исполнили и Джон Гилберт.


В 1934 году зрители услышали берущие за души диалоги Вронского и Анны во французской экранизации романа с Ритой Уотерхаус в главной роли. В свое время эта экранизация не вызвала восторга у зрителей, а позднее пленка и вовсе была утеряна, поэтому киноманы первой экранизацией «Анны Карениной» со звуком считают фильм Кларенса Брауна.

Съемки ленты длили два месяца, а на роль главной героини режиссер вновь позвал Грету Гарбо. Стоит отметить, что гонорар актрисы составлял $275 тыс. при бюджете фильма в $1,25 млн.


На рубеже 50-х и 60-х роман экранизировался в Великобритании Бразилии и даже Аргентине. Самая удачная адаптация была создана в Великобритании. В фильме, снятом Рудольфом Картье за три дня, Анну сыграла Клер Блум, а Вронского – молодой .


Александр Зархи в 1967 году показал миру Каренину в цвете. Во время создания киноленты режиссеру советовали взять на роль главной героини признанных красавиц советского кинематографа. В итоге Александр остановил свой выбор на , которая благодаря колоритной внешности добавила персонажу Толстого загадочности. Примечательно, что роль Вронского в картине досталась бывшему мужу Самойловой – актеру .

В 1974 году свет увидели сразу две «Анны Карениных». Первая – итальянский сериал с Леа Массари в роли Анны, запомнившийся зрителю только костюмами персонажей, которые создал небезызвестный дизайнер . Вторую ленту – мюзикл с балериной в образе Карениной – сняли в СССР.


Затем интерес к роману значительно упал. В период с 1977 по 1997 годы в образе Карениной побывали только три актрисы: Никола Паже, и . Экранным любовником Биссет стал актер, известный киноманам по роли Супермена, – , – а компанию Софи Марсо составил будущая звезда «Властелина колец» и «Игры престолов» – .


В 2000 году звезда «Гарри Поттера» – Хелен Маккрори – перевоплотилась в Анну Каренину в британском сериале, а в 2009 году , снял свое видение романа, пригласив на главные роли и .

2012-ый ознаменовался выходом в свет голливудской экранизации режиссера Джо Райта с и в главных ролях. Через пять лет (в апреле 2017-го) представил зрителям свое видение романа – сериал «Анна Каренина» с , и в главных ролях.

Стоит отметить, что споры о том, кто же был лучшей актрисой, и кто наиболее точно передал характер главной героини Льва Николаевича Толстого, не утихают и по сей день.

Фильмы

Всем известно, что наряду с романом «Война и мир» второе крупномасштабное произведение писателя Льва Николаевича Толстого, сделавшее его имя бессмертным, – «Анна Каренина».

Представители киноиндустрии первый раз экранизировали этот шедевр мировой литературы в 1910 году, и на сегодняшний день список картин, в основе сюжета которых лежит история любви замужней дамы Анны Карениной и бравого офицера Алексея Вронского, исчисляется десятками (включая немые ленты). Итак, фильмы по порядку:


Грета Гарбо в роли Анны Карениной в фильме "Любовь" 1927 года

Немое кино:

  • 1910 – «Анна Каренина» (Германская империя)
  • 1911 – «Анна Каренина» (Российская империя)
  • 1912 – «Анна Каренина» (Франция)
  • 1914 – «Анна Каренина» (Российская империя)
  • 1915 – «Анна Каренина» (США)
  • 1917 – «Анна Каренина» (Италия)
  • 1919 – «Анна Каренина» (Германия)
  • 1927 – «Любовь» (США)

Звуковое кино:

  • 1934 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Рита Уотерхаус)
  • 1935 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Грета Гарбо)
  • 1948 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Вивьен Ли)
  • 1953 – «Анна Каренина» (телеспектакль, в роли Анны – Алла Тарасова)
  • 1958 – «Запрещенная любовь» (в роли Анны – Зулли Морено)
  • 1960 – «Река любви» (в роли Анны – Фатен Хамама)
  • 1961 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Клер Блум)

  • 1967 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Татьяна Самойлова)
  • 1970 – «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны – Маргарита Бальбоа)
  • 1974 – «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны – Леа Массари)
  • 1974 – «Анна Каренина» (фильм-балет, в роли Анны – Майя Плисецкая)
  • 1975 – «Страсть Анны Карениной» (фильм-балет, в роли Анны – Людмила Черина)
  • 1977 – «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны – Никола Паже)
  • 1975 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Мария Силва)
  • 1985 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Жаклин Биссет)
  • 1995 – «Большой огонь» (1995) (мини-сериал, в роли Анны – Кэрол Альт)

  • 1997 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Софи Марсо)
  • 2000 – «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны – Хелен Маккрори)
  • 2009 – «Анна Каренина» (сериал, в роли Анны – Татьяна Друбич)
  • 2012 – «Анна Каренина» (в роли Анны – Кира Найтли)
  • 2017 – «Анна Каренина. История Вронского» (в роли Анны – Елизавета Боярская)

Театр и мюзиклы

Стоит отметить, что, помимо киноадаптаций, сюжет романа «Анна Каренина» неоднократно брался за основу в театральных спектаклях и мюзиклах.

Так, в 2012 году в завершение юбилейного сезона в Театре имени автор спектакля «Берег женщин» – Анжелика Холина – представили искушенной публике хореографический спектакль «Анна Каренина» на музыку композитора .

Главные роли в постановке, отражающей драматизм романа в языке жестов артистов и атмосферном музыкальном сопровождении, достались актерам Дмитрию Соломыкину и Ольге Лерман. В 2017 году пользующийся спросом у зрителей спектакль все также доступен для просмотра зрителям Вахтанговского театра.


В 2014 году в оперном театре Цюриха состоялась премьера балета «Анна Каренина» немецкого хореографа Кристиана Шпука. Известно, что на подготовку постановки ушло два года. Основная сложность заключалась в выборе музыкального сопровождения.

По признанию Шпука, ему хотелось, чтобы композиции отражали чувство одиночества, постепенно охватывающее главную героиню. В итоге Кристиан остановил свой выбор на партитурах Сулхана Цинцадзе, Иосифа Барданашвили, и Витольда Лютославского.

В 2016-ом российский зритель получил возможность насладиться классическим произведением литературы, поставленным на западноевропейский лад. Шпук привез свое детище в Москву в Музыкальный театр имени и Немировича-Данченко, чтобы продемонстрировать любителям высокого искусства свое видение «Анны Карениной».


В беседе с представителями СМИ Кристиан заявил, что при работе с членами труппы пытался в первую очередь убрать присущий танцорам балетный пафос. Шпук хотел, чтобы артисты не играли, а проживали жизнь персонажей. Именно поэтому в балете каждое движение, вплоть до поворота головы, отражает душевные переживания как главных, так и второстепенных героев.

Также в 2016-ом на сцене Московской оперетты состоялась премьера мюзикла «Анна Каренина», у истоков создания которого стояли люди, ранее поставившие мюзиклы, пользовавшиеся невероятным успехом у публики – «Граф Орлов» (2012) и «Монте-Кристо» (2008).

Любой желающий и в 2017 году может посетить постановку, усладить свой взор прекрасно выстроенными декорациями, а также прочувствовать тончайший психологизм и эмоциональную глубину великого романа Льва Толстого.

Анна Аркадьевна Каренина — персонаж романа Л. Толстого «Анна Каренина»

Погружаясь в атмосферу романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого, читатель невольно задумывается над непростой судьбой женщины, смыслом ее жизни и ролью любви. Характеристика.

Главная героиня романа – Анна Каренина предстает перед нами светской молодой женщиной с весьма привлекательной внешностью. Она открыта, доброжелательна, весела. Анна лишена всего этого напускного, присущего светским дамам того времени, она прекрасная мать и любящая жена. Для окружающих ее семья представляется образцовой. Но только Анна знает, что за показным лоском скрывается фальшь и притворство. Супругов связывает вовсе не любовь, а только лишь взаимное уважение.

Картина Крамского. Прообраз Карениной

Встреча с свежим ветром перемен врывается в жизнь главной героини романа. Ее завораживает нахлынувшее чувство, которому она не в силах противостоять. Анна начинает испытывать жажду жизни и потребность в любви. В конце концов, эта страсть овладевает ею полностью. При всем этом Анна испытывает мучительные угрызения совести, ощущает себя предательницей. Поведение Каренина усугубляет ее состояние, он великодушно прощает изменницу, старается сохранить брак. Чувства Анны к супругу от безразличия перерастают в ненависть.

Уход от мужа не приносит Анне Карениной долгожданного душевного покоя. Никто и ничто не может избавить Анну от тягостных мыслей. Ее сердце перестало радоваться и маленькой дочери и возлюбленному Вронскому. Она разочарована в том, что ее любовь не смогла преодолеть, выпавшие на ее долю испытания. В своих бедах женщина начинает обвинять Вронского:

«Моя любовь…все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя».

Усугубляется ситуация, тем, что Анна вынуждена пребывать в разлуке с собственным сыном. Героиня начинает чувствовать себя несчастной, а излишнее употребление морфия и вовсе усугубляет ее состояние. Анна устала чувствовать себя виноватой и обреченной, героиню все чаще посещают мысли о смерти. Жизнь Карениной рушится в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств.

В основе романа заложено традиционное понятие о нравственности женщины. В романе четко прослеживается одна из основных тем творчества Толстого – отчужденность мира от человека. Любовь Анны Карениной к Вронскому оказалась под мощным влиянием общественного порицания. Неискренность и разобщенность в семье, стали главной причиной трагедии, случившейся с этой привлекательной и искренней женщиной.

Лев Николаевич, будучи тонким психологом, в своем романе избегает однозначных характеристик героев и их поступков. Это позволяет читателю оценить ситуацию, в которую попала Анна Каренина, самостоятельно, опираясь на собственную систему ценностей и представления о «плохом» и «хорошем». Ответ на вопрос: «Кто повинен в смерти Анна Карениной?», автор оставляет открытым. Однако он подводит читателя к осознанию того, что главной причиной разрушения личности является расстройство душевного баланса и моральное разрушение.

Анна Каренина, персонаж, который будет иметь своих прототипов во все времена. В современном обществе немало женщин, которые вынуждены бороться за свою любовь, вступаю в конфронтацию с обществом и противоречия с собой. Кинематографические и театральные постановки представляют нам образ Анны Карениной, через призму собственного видения.

На смерть героини можно посмотреть как на душевную слабость, а можно оценивать наоборот, как силу характера. Глубина чувств, целостность характера и злободневность вечных человеческих проблем выходят на первый план в романе и реализуются в образе Анны Карениной.

Актрисы сыгравшие Каренину:


Грета Гарбо
Вивьен Ли
Татьяна Самойлова
Софи Марсо
Кира Найтли

Кто есть кто в Стар Варс Цитаты великих мафиози Шедевр от Спилберга — Ready Player One Кто лучший персонаж «Холодного сердца»?
Мир Холодного сердца Кит Харингтон на шоу Джимми Киммела Тест по фильму «Первому игроку приготовиться»