Спектакль поэт. Детские театральные студии проекта The Seasons

Екатерина Усовецкая отзывы: 5 оценок: 18 рейтинг: 19

7 ноября 2012 года спектаклю "Поэт" присужден гран-приз IX театрального фестиваля "Молодые-Молодым".

Рецензия от писательницы и литературного критика Влады Ладной, спектакль "Поэт".

Как писал Станислав Лем, всё в мире - шифр. И извивы коры на дереве, и рисунок на перьях птицы. Вселенная всё время пытается нам что-то сказать, только говорит не напрямую, а кодируя свои сообщения.

Спектакль "Поэт" в Smile:) Театре - тоже сплошная загадка и шифрограмма.

Классическая поэзия - и использование пантомимы на грани клоунады. Элементы комедии дель-арте. Даже явные отсылки к немому кино с его чёрно-белой гаммой, утрированностью движений и чувств. Зачем? Кто пробегает в сцене диалога в саду? К чему такая необычная манера чтения стихов?

С какой стати действие происходит на фоне скупо белой кирпичной стены, напоминающей то ли монашескую келью с её аскетизмом и богатством духовной жизни, то ли экран в кинотеатре, на котором ещё только предстоит возникнуть мирам и походам и который поэтому безжалостно взывает к воображению зрителя.

Бог в деталях. Детали в спектакле тщательно выверены. Мистический вой метели, потусторонняя зелень лунного света, арлекинада, кривлянье на чопорном балу. Изысканна сцена диалога лицеистов в саду. Разговор о вечном, сопровождаемый ползаньем букашек, порханьем бабочек-однодневок. Жестокое напоминание о хрупкости жизни, даже если это жизнь человека, венца творенья. И когда в конце юные философы у нас на глазах превращаются в мотыльков и улетают, от этого превращенья веет сказочностью пополам с горечью. То ли гусеницы стали прекрасными шоколадницами - ах, какая прелесть! То ли карма настигла грешников, и они из поэтов переродились в низшие созданья.

Это просто на грани эпатажа.

Традиции и новаторство, классическое и шокирующее современное так страстно соединяются в спектакле, что он начинает походить на симбиоз средневековой гравюры Дюрера и металло-космического звездолёта из фантастического романа. Спектакль стирает границы между прошлым и будущим, между эпохами и пространствами, между видами искусства и стилями.

Неискушённому зрителю постановка трудна для понимания. Зачем так сложно?

Ответ очевиден.

Чтобы заставить нас с вами думать. Чтобы разбить все шаблоны и стереотипы. Чтобы развеять в прах затасканность школьного

восприятия Пушкина. Чтобы заново открывать для себя гениальную простоту его творений. Находить в ней неизмеримую сложность бытия. Блуждать в неисповедимых лабиринтах человеческого духа. Запутываться в них - и упорно искать выход. И помнить: истина - в поисках истины.

Разгадывайте, распутывайте шарады и коды спектакля. Они сродни тайнам самой жизни. Вы не разочаруетесь, если не ищете лёгких путей.

Аноним отзывы: 1 оценок: 9 рейтинг: 5

Впечатления от спектакля были яркими. Удивило, что, как правило, после окончания действия, все вскакивают со своих мест и мчатся в гардероб. А тут... Ребята сидели на месте и не торопились
уходить. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА! Поскольку мы проходили на уроках литературы этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, то было интересно отгадывать их в стихах, Понравилось, как обыграли южную ссылку.
СПАСИБО за доставленное удовольствие.

Наталья Иванова отзывы: 1 оценок: 3 рейтинг: 4

«Smile:) Театр». Почти три часа пополудни. Впереди еще немного времени. Мы ждем начала спектакля.

В России если спектакль называется «Поэт», то о ком - не спрашивают. Публика с интересом рассматривает нарочито бутафорскую колонну, необычные занавесы. Все говорит о своеобразии постановки. В таком интерьере само понятие спектакля кажется относительным, схематичным. Предчувствия правы. Неожиданное начало (для него приходится вернуться на лестницу) только подтверждает условность наших ожиданий. Сначала такая необходимость – довериться художественному пространству режиссера – раздражает. Хочется раскритиковать «ма-а-асковский» акцент, мелирование в волосах «няни», хочется поинтересоваться, уместны ли подтяжки в гардеробе лицеистов, а потом… потом с доверием погружаешься в хронотоп событий, даешь себя вести молодым актерам по страницам стихов – не биографии, а именно стихов. В ритм словам – строкам – вздохам – движениям воспринимаешь и принимаешь новую реальность и умудряешься вдруг прожить, принять такое видение судьбы Поэта. Улыбаюсь, услышав любимые «Стансы» на французском, как они и были написаны. Думаю, не знай я перевода – я поняла бы его без затруднений. Пытаюсь делать записи и пометки, еще не зная, что дома обнаружу лишь отрывки, лишь строки, строки, строки… Известные – из стихов, менее зачитанные – из переписки.

Актеры берут харизмой, обаянием, молодостью. Берут надрывом без писка, искренностью без панибратства. Обращает внимание прием прочтения пословно. Монолог «разыгрывается на двоих» за счет разбиения реплик интонацией – может быть, не всегда подразумеваемой классиками литературоведения. Стихи оживают, и, наверно, это самое верное определение тому, что происходит на сцене.

Поневоле возвращаясь мыслями к началу спектакля, сожалею, что дала волю скепсису. Так возраст, опыт, искушенность собирает дань со взрослых – педагогов и членов жюри конкурса «Золотой витязь», собравшихся в зале. Наверно, старшеклассники были бы более благодарной, доверчивой, принимающей без условностей аудиторией. Остается им и порекомендовать спектакль – такой не-хрестоматийный, такой юный, такой оригинальный, как – сам Поэт.

Как я пою спектакль

В день спектакля я сплю допоздна, чтобы мое тело отдохнуло как можно полнее, а проснувшись, выпиваю чашку кофе с сахарозаменителем, ничего больше, и так всегда. Ясно, что первая моя мысль, в голосе я сегодня или нет. Могу проверить его звучание в душе, как и любой человек, но делаю это не ради удовольствия услышать себя под аккомпанемент шума воды. Состояние голоса - для певца жизненно важный фактор.

Интересно, почему всех так волнует, какое влияние оказывает на голос половая функция? Может быть, потому что вокалисты всегда ищут для себя оправдание, когда бывают не в голосе, и чрезмерная половая активность выглядит благородной причиной, извиняющей певца. Или же просто потому, что секс невероятно интересует всех, и всегда кстати любой повод, лишь бы поговорить о нем.

Многие певцы, в частности, тенора убеждены: занятие любовью непосредственно перед выступлением в спектакле благотворно влияет на голос. Терри МакИвен, который вскоре станет директором театра в Сан-Франциско, уверяет, что может по звучанию голоса определить, была у певца половая близость ночью в канун спектакля или нет. Один мой коллега настолько убежден в полезном воздействии секса, что нередко организует подобное «мероприятие» на скорую руку в своей грим-уборной.

Мой друг Хосе Каррерас здесь занимает, по-моему, правильную позицию. «Я знаю, что секс идет на пользу моему голосу, - говорит он, - но не берусь судить о моих коллегах. Я никогда не проводил время в постели с тенором».

Это все так нелепо. Как и Хосе, не могу удержаться и не пошутить над этим, когда журналисты задают мне вопросы о сексе… причем постоянно. Авторам репортажа на обложке «Ньюсуик», которые спросили меня, что я думаю на этот счет, я ответил:

Думаю, что секс настраивает мое тело так же, как вокализы мой голос… а вокализы я пою ежедневно.

Кроме шуток, я думаю, что лучше все-таки воздержаться от половой близости в день, когда нужно петь, и накануне тоже. Считаю более правильным вообще не давать организму никаких нагрузок в этот промежуток времени. Ты можешь петь одинаково плохо спустя пять минут после полового акта и даже через пять дней. Однако не думаю, что взаимосвязь тут может быть столь предсказуемой, как многие хотели бы нас уверить.

Так или иначе, не стоит оказываться во власти подобной проблемы и допускать ее влияния на твою жизнь. Один мой коллега по Метрополитен очень строг в этом отношении. Его жена откровенно жалуется, что муж не выполняет свои супружеские обязанности - как накануне, так и после спектакля: «А ведь он поет, - добавляет она, - два раза в неделю!»

Что касается обычного для меня регламента в день перед выступлением в оперном спектакле, то позвольте, описывая его, набросить на вопрос о сексе покрывало.

После кофе и душа две минуты пою вокализы. Если голос звучит, прекращаю занятия и отдыхаю до завтрака. Если голоса нет, все равно кончаю петь вокализы через две минуты… немного расслабляюсь и только потом сажусь за стол. После завтрака какое-то время провожу за мольбертом или чтением. Стараюсь избегать встреч с людьми - разговоры утомляют голос.

Потом опять отдыхаю несколько часов и снова начинаю петь вокализы. Если голоса по-прежнему нет, форсирую его, даже кричу, если необходимо. Продолжаю упражнения до тех пор, пока не убеждаюсь, что голос вернулся. Еду в театр. И снова вокализы, чтобы проверить, не потерял ли голос по дороге.

Крестьянский парень Неморино из «Любовного напитка» Доницетти - одна из особенно любимых партий Паваротти.

Как считал сам певец, она очень близка ему по характеру, и потому войти в этот образ ему не составляло труда.

Добираюсь до театра на своем старом «Мерседесе», который держу в гараже «Резиденции Марии-Терезы», где останавливаюсь всякий раз, когда выступаю в Ла Скала. Это очень удобная и спокойная гостиница, где я снимаю достаточно просторные апартаменты, чтобы разместить там свои картины, - номер с кухней, где могу приготовить что-нибудь вкусненькое для себя и моих друзей.

Центр Милана - сплошной кошмар, здесь транспорт движется по улицам лишь в одну сторону. Я плохо знаю город, но от гостиницы до театра Ла Скала мог бы доехать с закрытыми глазами. Я люблю управлять машиной и предпочитаю сам сидеть за рулем. Все мои друзья знают о моей страсти и часто, когда бываю за границей, позволяют мне водить их машины в наших совместных поездках.

После спектакля или какого-нибудь другого волнующего события ничто не доставляет мне столько удовольствия, как оказаться за рулем какой-нибудь мощной машины и на большой скорости помчаться по автостраде. Это потрясающий способ снять напряжение, только не говорите дорожной полиции, что советую вам делать то же самое.

Ла Скала разрешает мне парковать машину во дворике за сценой, что очень удобно. Приезжаю всегда за час или полтора до поднятия занавеса.

Сегодня впервые пою в Ла Скала «Любовный напиток» и поэтому волнуюсь намного больше обычного. Я всегда нервничаю перед выходом на сцену. И любой певец, который станет уверять вас, будто совершенно спокоен, скажет неправду.

Но, бывает, переживаю особенно сильно. Например, когда впервые выступал с моим сольным концертом на телевидении по национальному телеканалу США, я так перепугался, что, кажется, уже ничего не соображал.

Миланские критики могут превратиться в настоящих садистов. Невозможно предугадать, когда они решат расправиться с каким-нибудь певцом и чем может обернуться их враждебность.

Подозреваю, что во многих случаях причина чисто эмоциональная, без какой бы то ни было связи с реальным исполнением. Естественно, они знают о моих успехах в США и в других странах, что меня и пугает. Они не любят, когда иностранцы указывают им, каких итальянских теноров надо похвалить или раскритиковать.

Кроме того, что-то не нравится мне собственное горло. Оно вроде бы и не болит, но все же чуточку не такое, каким должно быть… как раз та самая «чуточка», которая и заставляет меня нервничать больше обычного.

Вхожу в свою грим-уборную, где стены отделаны темным деревом. Слышу, как в соседних комнатах мои коллеги поют вокализы - привычная атмосфера за кулисами оперного театра перед началом спектакля. Иду узнать, приехала ли и как себя чувствует моя Адина - Мирелла Френи. Она сидит за гримерным столиком, улыбается мне и шлет воздушный поцелуй.

Моя грим-уборная находится на мужской половине как раз над ее комнатой. Меня встречает костюмерша, женщина средних лет, уже давно работающая в Ла Скала. Мой костюм готов, но сначала я должен настроиться, сесть за пианино и спеть вокализы, затем отправиться в небольшую комнату в конце коридора, где меня ждет гример, с которым на генеральной репетиции мы придумали хороший грим для моего Неморино.

Усаживаюсь перед ярко освещенным зеркалом спиной к двери и, пока мастер работает, обмениваюсь через стекло приветствиями с друзьями, которые приходят навестить меня. Даже если переживаю, как сегодня, мне все равно удается пошутить и посмеяться вместе с ними.

Режиссер Жан-Пьер Поннель приходит напомнить мне о небольших изменениях, о которых мы договорились на генеральной репетиции. Поначалу постановку оперы «Любовный напиток» режиссер осуществил в оперном театре в Гамбурге.

Гример закончил работу над моей физиономией. Теперь я - загорелый деревенский парень, который много времени проводит на солнцепеке, когда пасет овец. (Эту идею - превратить Неморино в пастуха - предложил Поннель.) Парик с короткими курчавыми волосами укреплен на моей голове и, кажется, идет мне. Не всегда возникает такое хорошее ощущение после того, как меня загримируют и оденут. Возвращаюсь в грим-уборную, мне помогают надеть костюм, который в основном состоит из просторной, чрезвычайно удобной деревенской рубашки.

Теперь я готов, и остается только ждать выхода на сцену. Вот тут-то волнение дает себя знать особенно остро. Сажусь за пианино и пробую голос. Все на месте, но горло не в порядке. Оно очень беспокоит меня. Что-то мешает мне, и это «что-то» может сказаться на голосе не сию минуту, а повлиять на него через час. Между тем должно пройти еще три часа, прежде чем прозвучит последняя нота.

Ко мне в грим-уборную заходит преподаватель вокала театра Ла Скала. Он делает это перед каждым спектаклем. Здоровается, садится за пианино и берет аккорд. Пою фразу в мажоре. Идем дальше, постепенно повышая ноты. Когда подходим к «до», маэстро останавливается и оборачивается ко мне.

Идет? - интересуется он.

Признаюсь, что в горле что-то мне мешает. Он уверяет, что голос в порядке. Уходит.

Наступает самое мучительное время. Ты сделал все, что следовало, но остается еще двадцать минут до поднятия занавеса. Теперь можешь только сидеть и спрашивать себя, как же ты дошел до того, что выбрал себе профессию, которая заставляет тебя, взрослого дядю, напяливать на себя какой-то странный костюм и выходить на сцену перед тысячами людей с риском оказаться посмешищем или вызвать скандал.

Опера - замечательный вид искусства, потому что в ней соединено множество элементов. И каждый из них может погубить певца, даже если он превосходно справится с остальными. Когда занавес уже готов подняться, опера для исполнителя перестает быть старинным драгоценным сокровищем из великого художественного собрания, а превращается в минное поле.

Наконец пришло время занять нужное место на сцене, и я отправляюсь в свой крестный путь. Костюмерша следует за мной с бутылкой минеральной воды, коробкой булавок и всякими другими мелочами.

Подойдя к сцене, принимаюсь искать на полу согнутый гвоздь. Это примета, в которую верю уже давно. Я не могу петь, пока не найду такой гвоздь. Обычно это удается сделать без труда, поскольку столярных и плотницких работ за кулисами всегда бывает немало.

В этой примете соединились два типично итальянских суеверия: металл приносит удачу, а согнутая форма гвоздя напоминает рог, который спасает от невезения.

Все смеются над моей привычкой, и бывали случаи, когда некоторые рабочие сцены, стараясь помочь мне, тоже принимались искать на полу согнутый гвоздь. Неправда, будто посылаю вперед Адуа отыскать такой гвоздь, как мне довелось прочитать где-то. Тот, кто писал подобное, не знает мою жену. Более того, эта моя привычка очень сердит ее, потому что гвоздь я сую, разумеется, в карман, и там образуются дырки, которые ей потом приходится зашивать.

Теперь многим известна эта моя примета, и поклонники со всего света присылают самые невероятные гвозди: некоторые серебряные, а один даже массивный из литого золота. Но мне нужен самый обычный железный гвоздь, найденный за минуту до выхода на сцену, чтобы отвести неудачу.

Прихожу на свое место. В первом акте «Любовного напитка» Поннель придумал сельский пейзаж - с домиком Неморино в ложе просцениума слева. А напротив - домик Адины, девушки, которую любит мой герой. Этими ложами обычно пользуются только администраторы театра, но для нашей постановки они превращены в декорации. Я, правда, редко оказываюсь в своем домике, так как почти все время нахожусь на сцене.

Сажусь на скамейку. Слышу шум в зале: океан, способный обласкать тебя или убить. Мне дают нечто вроде игрушки - соломенного ягненка, его нужно держать на руках, исполняя первую арию. Дирижер поднимается на подиум и раскланивается в ответ на приветствия оркестра. Публика безмолвствует.

Вот они - самые ужасные минуты. Тут уже никак не можешь пойти на попятную. Спектакль начался. Сижу в своем домике, обливаюсь потом, он струйками стекает по шее, а ведь еще целых три часа надо петь. Я согласился бы стать кем угодно, только не солистом оперы. Я готов вернуться в школьный класс к тем маленьким дьяволятам… Куда угодно. Молюсь. Верю в доброго бога. Но и веры недостаточно, чтобы одолеть мучительное волнение. Не думаю, что у меня есть какой-нибудь враг, но если бы он существовал, я и ему не пожелал бы таких ужасных минут, как эти.

Начинается увертюра, поднимается занавес. Вскоре мне предстоит выйти на сцену и начать маленькую пантомиму с девушкой, в которую я влюблен, и которая в свою очередь выйдет из дома с противоположной стороны. Однако за долгие годы карьеры я уже убедился, что наделен каким-то особым свойством, помогающим мне преодолевать паралич от волнения. Когда нужно появиться на сцене, что-то как бы отключается в моем сознании, я превращаюсь в действующее лицо и уже ни о чем постороннем больше не думаю.

Происходит нечто вроде самогипноза, и объяснить «это нечто» трудно. Я становлюсь героем оперного спектакля. Отчасти благодаря полнейшей сосредоточенности, которую считаю совершенно необходимой для любого хорошего исполнения, идет ли речь об опере или о концерте. А отчасти, думаю, потому, что возникает нечто вроде психологической защиты от огромного груза ответственности. Если только позволишь себе думать о том, что тебя ожидает в ближайшие часы - обо всех возможных опасностях, риске и множестве деталей, которые нужно помнить, о технических и музыкальных задачах, о разногласиях с дирижером в прочтении партитуры…, о публике, прежде всего о публике, об этом неподатливом, полном капризов Молохе, - если только станешь сейчас думать хотя бы о малой толике всех волнующих проблем, то просто рухнешь в беспамятстве.

Полнейшая сосредоточенность, исключающая из сознания все, что не касается твоего непосредственного действия в данную конкретную минуту, именно такое состояние совершенно необходимо для достижения высшей степени художественного мастерства, но и отчасти ради самосохранения. Ты - простой деревенский парень, влюбленный в девушку, которая тебя отвергает. И ничего больше. У меня часто бывало, что я надолго забывал о публике. Если что-то и входило в сознание из того мира, который создали Доницетти и Феличе Романи, то это дирижер, машущий в полутьме своей палочкой.

В «Любовном напитке» я сразу же должен начать с большой арии. Неморино стоит возле своего домика в лучах прожекторов, прижимая к груди соломенного ягненка, и поет: «Как прекрасна, как дорога…» Это красивая мелодия, нежное признание моего героя в любви к Адине, но ария не без риска для тенора, особенно потому, что он еще не успел разогреться.

Все идет хорошо, и публика дает мне это понять своими аплодисментами… отнюдь не безумными, но сердечными, почти горячими. Просто поразительно, как я улавливаю настроение зала еще раньше, чем зазвучат аплодисменты. Это нечто на уровне подсознания. Редко случалось, когда реакция слушателей в конце какого-нибудь номера оказывалась для меня неожиданной… своей холодностью, равнодушием или восторгом. Всегда чувствую ее раньше, нежели она проявляется.

Теперь, когда Мирелла поет незамысловатую арию Адины, рассказывая подругам историю Тристана и Изольды, я ощущаю большую теплоту зрительного зала. Какая публика способна остаться равнодушной перед Френи? Одного ее облика достаточно, чтобы покорить всех. А то, что она великая певица, сопрано самой высокой пробы, становится очевидным во время исполнения первой же арии, даже если та проста и незатейлива, и Мирелла не может сразу же показать все свое мастерство.

По роли Неморино должен влюбленными глазами смотреть на Адину с другого конца сцены. А как Лучано Паваротти, я любуюсь ею и думаю: мы родились почти одновременно - наши дни рождения разделяют несколько месяцев, мы выросли в одном квартале небольшого города, а теперь вместе поем в самом знаменитом оперном театре мира, исполняя две великие партии итальянского оперного репертуара. Какая радость работать с Миреллой! И как с певицей, и как с подругой.

Первый акт идет хорошо, чувствую, что публика «оттаивает» и получает все больше удовольствия от певцов. Но я прекрасно знаю: если даже она одобрит именно твое исполнение, зал в любую минуту может восстать против всего спектакля. Дулькамара эффектно появляется на сцене и поет свою арию зазывалы. Теперь я вступаю с ним в дуэт, прося продать напиток, выпив который Адина полюбит Неморино.

Мне очень нравится этот дуэт. Сюжет совершенно ясный и очаровательно комичный: наивный крестьянин, верящий в чудо, и бесстыжий шарлатан, продающий пустышку вместо эликсира.

Музыка замечательно передает радость Неморино, когда ему удается уговорить столь ученого человека помочь ему завоевать любовь девушки, а Дулькамара так счастлив, что нашел наивного простачка, которого легко обмануть. Музыка чудесно подчеркивает веселый характер этой игры: люди могут обманывать друг друга, но каждый имеет прекрасную возможность получить все, что ему необходимо. Здесь, на мой взгляд, итальянская комическая опера достигает своей вершины. А таких эпизодов в «Любовном напитке» достаточно.

В конце первого акта Неморино в отчаянии мечется по сцене, и все смеются над ним, ведь сейчас Адину готовят к свадьбе с его соперником.

Бурная сцена очень утомительна для меня: когда опускается занавес, я совершенно обессилен. Направляюсь в гримуборную, почти не слыша аплодисментов, которые вроде бы и восторженные, но не ошеломительные. Милан еще не покорен. Еле перевожу дух, обливаюсь потом.

Добравшись до своей комнаты, падаю в кресло. Пью немного минеральной воды, потом чашку теплого чая. Мой голос, похоже, пока держится, но впереди еще два акта.

Сольный концерт в Ла Скала. 1983 г.

Входит моя жена. Она говорит, что публика довольна. Но мне нельзя расслабляться, пока не спою большую арию во втором акте «Вижу слезу украдкой я…».

Антракты - это как бы нейтральная полоса, когда на короткий промежуток времени оказываешься вне сражения, но война еще не окончена. Поначалу в перерывах мне не хотелось никого видеть, кроме жены. Теперь я уже не столь строго отношусь к посещениям моей грим-уборной, но только после окончания спектакля вновь становлюсь доступным миру животным.

Вытираю пот, поправляю грим и ожидаю выхода. Кажется, не прошло и двух минут, как я снова на сцене - выторговываю у Дулькамары вторую бутылочку любовного эликсира. В сцене опьянения, когда я уже записался в рекруты, чтобы заплатить за напиток, бутылка вдруг разбивается у меня в руках. Не замечаю крови, пока не выхожу за кулисы. Костюмерша промывает порезы и заклеивает пластырем, чтобы публика ничего не заметила.

На репетициях, и на генеральной тоже, бутылка всегда была пластиковая. Решили, что так будет спокойнее. По каким-то причинам, о которых узнаю позже, реквизитор вздумал заменить ее стеклянной, не предупредив меня. Стою на сцене в полной уверенности, что держу в руках бутылку небьющуюся, и вдруг она внезапно разлетается на куски. Конечно, имелся, наверное, какой-то повод для замены - может, затерялся пластиковый сосуд или произошла еще какая-нибудь подобная глупость, - но обнаружить ее во время спектакля…

Невольно воспринимаешь случившееся как предательство со стороны человека, чей долг, напротив, помогать тебе. Такого рода неприятности происходят, к сожалению, довольно часто, вынуждая сильно нервничать, а порой и взрываться гневом.

В сравнении со многими певцами, среди которых есть люди, просто склонные к скандалам, у меня, к счастью, мало случалось неприятностей на сцене. Однажды, когда я выступал в Сан-Франциско, вдруг почувствовал, как подо мной заходил пол. Это началось сильное землетрясение. Признаться, кроме тех случаев, когда поднимаюсь по трапу в самолет, обычно я достаточно храбр. И тогда тоже вел себя совершенно Спокойно-Потом мне говорили, что мое поведение предотвратило в театре панику.

Во время спектакля могут произойти и другие мелкие события, которых даже не замечаю. На сцене я целиком погружаюсь в действие оперы. Помню все же один случай, когда по рассеянности едва не испортил всю свою роль. Пел «Богему» в Анкаре. Поскольку не знаю турецкого языка, то исполнял партию Рудольфа по-итальянски, а остальные певцы отвечали мне на своем языке. Очень странно оказалось слышать столь знакомую музыку в сочетании с какими-то совершенно непонятными словами! Мне стало невероятно смешно. И в самом деле, кто не отвлекся бы, если б, играя роль парижского поэта прошлого века, вдруг услышал, что ему отвечают по-марсиански?

Но вернемся к «Любовному напитку» в Ла Скала. Наконец все партнеры покидают сцену и оставляют тебя одного. Выхожу в центр огромного сценического пространства и пою одну из самых великих теноровых арий, когда-либо написанных - «Una furtiva lacrima» - «Вижу слезу украдкой я…». Ария изумительная и очень загадочная, потому что до нее музыка в опере звучала живая и веселая… А тут вдруг эмоциональный настрой совершенно меняется, и Доницетти включает в партитуру единственный номер непостижимой серьезности и красоты, как бы говоря слушателям: «Вы достаточно повеселились, а теперь хочу напомнить вам, что я - великий композитор и вы слушаете замечательных певцов».

Но пока оркестр исполняет светлую, печальную интродукцию, могу лишь надеяться, что публика Ла Скала готова послушать просто хорошего певца.

Очень трудно объяснить людям другой национальности, что происходит, когда итальянский тенор исполняет перед итальянской публикой одну из величайших арий нашего оперного репертуара.

Нужно чувствовать сердцем, как много значит для нас опера, сколь глубоко чтим мы наших композиторов, как близка нам их музыка, как важна она для нашего национального престижа.

Когда начинаю петь «Unafurtiva lacrima», то не знаю точно, но могу себе представить, какие изумительные воспоминания возникают у меломанов, сидящих в зале. Возможно, они помнят, как пели эту арию Джильи, Скипа, Ди Стефано, Тальявини или еще какой-нибудь великий тенор, выступавший на этой же сцене, чье исполнение стало для слушателей одним из самых волнующих моментов в жизни. А теперь вот и я набрался нахальства соперничать с ними. Когда пою первые ноты - нежно, мягко, - непередаваемое волнение охватывает всех - и меня, и публику.

Ария необычна не только потому, что это единственный печальный номер во всей комической опере. Большинство великих теноровых арий итальянского репертуара, как правило, заканчивается высокой нотой, и если возьмешь ее как следует, то можешь привести публику в безумный восторг.

В арии «Una furtiva lacrima» нет ничего привычного… Это просто отчаянно прекрасная музыка, которая может выявить малейшие недостатки плохо поставленного голоса.

Я пою начальную изумительную по красоте мелодию с ее драматической и неожиданной переменой тональности в самом волнующем месте. С незначительными вариациями мелодия повторяется в конце арии. С точки зрения технических трудностей «Una furtiva lacrima» несложна. Но певцу надо извлечь из музыки весь ее огромный эмоциональный накал, поэтому ария невероятно трудна для исполнения.

Полагаю, что это самая коварная ария из всего великого тенорового репертуара: она сразу же показывает достоинства и недостатки певца.

Вот я взял последнюю ноту, держу ее. Наступает мгновение тишины. Думаю: ария прошла хорошо. И тут раздаются аплодисменты, оглушительные, невероятные. Театр Ла Скала обезумел. Стою недвижно, опустив руки, стараясь не выходить из образа. Тысячи мыслей проносятся в голове. Естественно, я доволен, что ария уже спета, счастлив, что Ла Скала аплодирует мне, и критики, надеюсь, похвалят. Я победил.

Но возникает и другая мысль, которая может показаться наглой. Я считаю, что музыкальный номер, даже самый прекрасный, сам по себе не является законченным произведением. Замысел композитора еще должен быть раскрыт исполнителем в пении, и если чувствуешь, что тебе удалось это сделать, ощущаешь себя как бы частичкой маэстро, создавшего музыку.

Овация продолжается, и я по-прежнему стараюсь не выходить из образа. Одно время я раскланивался на аплодисменты в середине акта, если мне казалось, что им нет конца. Я думал, что подобным поведением успокою публику, не перестающую отбивать себе ладони, даю ей знать, что отвечаю на ее восторг.

Но потом понял: если зал безумствует, как сейчас в Ла Скала, то отвечать на аплодисменты, выходить из образа и благодарить слушателей от себя лично просто нельзя - это еще больше возбуждает их.

Если хочешь получить хоть какую-то надежду двинуться дальше, чтобы потом вернуться домой и поужинать, должен стоять как манекен - сияющий благодарностью манекен, пока публика не отведет душу.

На другой день газеты писали, что овация после «Unafurtiva lacrima» длилась десять минут. Очень долго. Я благодарен залу даже за минуту. Один друг сказал мне, что в этот вечер я совершил чудо - высокомерная публика Ла Скала уподобилась горячим неаполитанцам, обожающим свой Сан-Карло.

А я тем временем стою недвижно, безмерно счастливый, бесконечно благодарный и немного смущенный.

Наконец спектакль можно продолжить. Еще немного пою вместе с Миреллой и затем начинаю финальную сцену. Когда опускается занавес, восторг, который публика выразила после моей знаменитой арии, с невероятной силой вспыхивает вновь, но теперь овация адресована только Мирелле Френи и спектаклю в целом. А когда вызовы следуют один за другим, чувствуешь себя вознагражденным за ужасные минуты, что пережил в начале оперы. Признаюсь, люблю аплодисменты. Они необходимы мне как воздух.

Как человек любвеобильный, я и сам нуждаюсь в ответной любви, и есть нечто волшебное в чувствах, какими заражает тебя публика. Это действительно не похоже ни на что на свете. С друзьями и близкими ты никогда не можешь быть уверен, любят ли они тебя по-настоящему и сколь долговечны их привязанности. А в отношениях между певцом и публикой все как на ладони - если обожают тебя, то говорят об этом прямо. А не любят, притворяться не станут… И самое замечательное - пока можешь давать им то, чего ждут от тебя, они постоянно, каждый вечер будут готовы выражать тебе свои горячие чувства.

Наконец, спектакль действительно окончился, и я сижу в своей грим-уборной. Здесь же мой отец, приехавший на машине из Модены. Он тепло обнимает меня. Множество друзей и незнакомых людей толпятся у двери, протискиваются вперед и окружают меня. Кто угодно может прийти ко мне в гримуборную после спектакля.

Подходит Адуа и крепко целует в губы, а между тем вокруг так много других красивых женщин. Какой-то журналист из Рима интересуется:

Кто же из них ваша жена?

Все смеются.

Дочери тоже обнимают меня, за ними подходят сестра и тетушки. Мамы, разумеется, нет. Она ни разу не посетила театр, когда пою я. Она может слишком разволноваться и опасается, что сердце не выдержит слишком сильного переживания. Однако мы с Миреллой через неделю будем выступать с концертом в Модене, и мама обещала, что, может быть, придет. Посмотрим.

Грим-уборная заполнена друзьями, родственниками. Все один за другим подходят ко мне. Целую каждую женщину, которая пришла поприветствовать меня… каждую - от восьми до восьмидесяти лет. Очень люблю такие минуты - шучу со всеми.

Какой-то старик хватает мои руки и целует их, кто-то другой говорит:

Нет слов!

Я отвечаю:

Вижу, вам понравилось, дорогой друг?

Подходят все новые и новые люди.

Спустя какое-то время замечаю, что мои близкие, с которыми должен отправиться ужинать, уже проявляют нетерпение, но они знают, я буду оставаться в грим-уборной до тех пор, пока не уйдет последний посетитель.

Наконец, мы сидим за столом в ресторане, который я предпочитаю в Милане всем другим. Никогда не бываю настолько счастлив, как после успешного выступления, тут я могу расслабиться в обществе дорогих мне людей. Разумеется, ем я много. За время спектакля я теряю в весе до пяти килограммов, но сразу же набираю их, особенно если поглощаю пищу так усердно, как сегодня вечером, но кто способен думать о диете в столь счастливые минуты?

Более того, можно ли вообще о чем-то думать сейчас? Следует только благодарить Бога за возможность делать именно то, что хочешь делать, и именно так, как тебе хочется.

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

СПЕКТАКЛЬ СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ Я никогда не видел на сцене великую актрису Екатерину Павловну Корчагину-Александровскую. Москвичу, приехавшему на несколько дней в Ленинград, нелегко достать билет на спектакль с ее участием. Но я прочел о ней много воспоминаний, читал о

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

Климентовский спектакль М. Н. Климентова-Муромцева была в свое время известной оперной певицей, посвятившей себя в конце карьеры педагогической деятельности… Я ставил с ее ученицами и учениками показной спектакль из разных отрывков. Благодаря своей популярности и

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Спектакль «Чистка» Занавес! Голубое загадочное небо. Звучит церковное пение. В луче солнца возникает Владыка. По небу летают ангелы и ракеты, боги и вертолеты…ВЛАДЫКА. «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои,

Из книги Целиковская автора Вострышев Михаил Иванович

Разъездной спектакль На сцене стоит небольшой круглый столик с фотографией Михаила Зощенко на нем. Звучит фонограмма голоса писателя…Так начинался комедийный спектакль, поставленный по страницам "Голубой книги" Зощенко. Четыре его участника - артисты Вахтанговского

Из книги Сотый шанс автора Стуриков Николай Андреевич

КОМЕНДАНТСКИЙ «СПЕКТАКЛЬ» Товарищи по бригаде в тот день заметили: Михаила будто подменили, будто в нем заиграла невесть откуда взявшаяся сила.- Ты словно уже паришь в небесах, - заметил Соколов.- Теперь, Володя, порядок. Этот Ганс или Фриц сам показал мне, что нужно

Из книги Дарю, что помню автора Весник Евгений Яковлевич

Спектакль «Чистка» Занавес!Голубое загадочное небо. Звучит церковное пение. В луче солнца возникает Владыка. По небу летают ангелы и ракеты, боги и вертолеты…Владыка. «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои,

Из книги В круге последнем автора Решетовская Наталья Алексеевна

Кукольный спектакль Агентство ЮПИ распространило 18 декабря 1972 г. сообщение своего московского корреспондента: «Западные дипломаты, на днях беседовавшие с 54?летним автором, скептически отнеслись к его жалобам… Они не раз видели Солженицына в московских магазинах,

Из книги «Король и Шут»: ангелы панка автора Либабова Евгения

Из книги Писательские дачи. Рисунки по памяти автора Масс Анна Владимировна

«…Спектакль идет к концу…» Сентябрьское воскресенье 1979 года. Папе восемьдесят три. Слабость, задыхается, плохо слышит, все хуже видит. То и дело погружается в дрёму. В глубину его сознания подчас не добраться, но там, в глубине, - все осталось на прежних местах, там и

Из книги Высоцкий и Марина Влади. Сквозь время и расстояние автора Немировская Мария

Глава 2. Летний спектакль Наигранно приветливый голос стюардессы проговорил о том, что рейс № 128 «Париж - Москва» заходит на посадку. Ее упрямый ремень все никак не хотел застегиваться, а московское небо мало чем отличалось от французского, даже несмотря на всю

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

Как я пою спектакль В день спектакля я сплю допоздна, чтобы мое тело отдохнуло как можно полнее, а проснувшись, выпиваю чашку кофе с сахарозаменителем, ничего больше, и так всегда. Ясно, что первая моя мысль, в голосе я сегодня или нет. Могу проверить его звучание в душе, как

Из книги Гоголь автора Степанов Николай Леонидович

СПЕКТАКЛЬ В самом начале 1836 года Петербург был взволнован происшествиями, которые занимали долгое время столичных жителей и служили неистощимой темой разговоров. В феврале произошел пожар масленичного балагана Лемана. При пожаре погибло много зрителей. Дощатые стены,

Из книги Фридл автора Макарова Елена Григорьевна

20. Спектакль «Светлячки» Началось все с актрисы, которая вызвалась позировать мне обнаженной. За это я помогу ей оформить детский спектакль. У нас тут, как при феодальном строе, все зиждется на натуральном хозяйстве. За частные уроки расплачиваются хлебом или маргарином,

Из книги Борис Рыжий. Дивий Камень автора Фаликов Илья Зиновьевич

ФИЛЬМОГРАФИЯ. СПЕКТАКЛЬ Телепередача «Магический кристалл»: режиссер Элеонора Корнилова. СГТРК, 2000.«Под небом, выпитым до дна»: режиссер Марианна Казнина. Кинокомпания «Страна», 2005.«Борис Рыжий / Boris Ryzhy»: режиссер Алена ван дер Хорст (Aliona van der Horst). Zeppers Films (Голландия),

Из книги Главная тайна горлана-главаря. Книга вторая. Вошедший сам автора Филатьев Эдуард

Революционный спектакль В ноябре 1918 года гетман Украины Павел Скоропадский объявил всеобщую мобилизацию, и Николай Бурлюк (поэт-футурист, брат Давида Бурлюка, ставший боевым офицером) был отправлен служить в Одессу, в Радиодивизион. Он мог повторить строки, написанные им

Из книги Товарищ Ванга автора Войцеховский Збигнев

1. Когда спектакль не готовился Практически все приемы Вангой посетителей, описанные ее сторонниками и апологетами, рассказывают об одном и том же сценарии встреч: буквально с порога Ванга ошарашивает входящего каким-либо сведением из его жизни, что безошибочно

Что делать, если ваш ребёнок увлёкся театром и хочет больше узнать о нём? Можно предложить попробовать себя в роли театрального критика, актёра или участником хора. Катерина Антонова выбрала самые интересные, продуманные и прекрасно зарекомендовавшие себя старые и новые театральные студии Москвы, в которые смело можно идти учиться.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Для поющих

1. Детский хор Большого театра

Старейшая детская студия в городе, 1920 года создания. И тогда и сейчас отбор в Детский хор Большого - жесточайший, дети там учатся с 6-7 лет и до 17-18. Работает два хормейстера, репетиции проходят трижды в неделю по 2-2,5 часа по вечерам. Но поскольку работа хора связана с жизнью театра, то бывают и утренние оркестровые репетиции, и выезды на гастроли. Кроме того, Детский хор ведёт собственную активную концертную деятельность, выступая на всех музыкальных сценах Москвы и не только. Дети заняты почти во всех оперных и нескольких балетных спектаклях репертуара, поэтому они постоянно занимаются с режиссёрами и балетмейстерами. Участники Детского хора не платят за занятия, более того, сами получают зарплату. Прослушивания проходят в начале каждого сезона, во второй половине сентября, и к ним допускаются дети от 6 до 13 лет, которые должны подготовить по три песни без сопровождения.

2. Детский хор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко

Детский хор при «Стасике» существует с 2004 года. Сегодня воспитанники этого коллектива заняты в восьми спектаклях текущего репертуара («Аида», «Богема», «Севильский цирюльник, «Сказка о царе Салтане», «Тоска», «Тангейзер», «Хованщина» и «Щелкунчик»). Младший хор занимается по вторникам, старший - по субботам, однако общие репетиции могут быть назначены, когда это нужно театру в соответствии с афишей и общим графиком репетиций. Занятия в хоре - бесплатные, а прослушивания идут весь сезон, во время занятий. Но договариваться нужно заранее.

3. Детская оперная студия Детского музыкального театра имени Наталии Сац

Воспитанники этой студии, организованной шесть лет назад, участвуют в 13 спектаклях репертуара и, соответственно, очень много занимаются. В их программе четыре предмета: хор (музыкальная грамота), мастерство актёра, основы сценического движения и танца и история театра. Занятия проходят в будни с 15.00 до 20.00 в театре по адресу Проспект Вернадского, 5. В среднем дети проводят в театре около восьми часов в неделю. Но, конечно, в период репетиций и выпуска спектакля, в котором заняты студийцы, их нагрузка увеличивается. Обучение бесплатное. Вступительные прослушивания проходит с 28 августа по 5 сентября. По словам руководителя студии Надежды Твердохлебовой, предпочтение отдаётся детям, которые параллельно занимаются в музыкальных школах, имеют вокальные данные, чувство ритма и хороший слух, коммуникабельность, желание работать в коллективе. Сегодня в студии занимается 70 учеников в возрасте от 6 до 13 лет.

4. Студия при Камерном театре им. Бориса Покровского

Этой студии, которую создал сам Борис Покровский в конце 70-х, через год исполнится 40 лет. Сегодня её воспитанники участвуют почти во всех спектаклях театра, а занимаются в самом центре Москвы, на Никольской, 25, по воскресеньям и понедельникам. Кроме того, в период выпуска новых спектаклей студийцев вызывают на репетиции. Занятия в студии бесплатные, а для того чтобы поступить в неё, нужно спеть песню, быть готовым похлопать ритм и, может быть, что-то станцевать. Обязательное условие - наличие у ребёнка отличного голоса и слуха. Принимают в студию детей от 4-5 лет. Прослушивания обычно назначают на конец августа-начало сентября.

Для играющих

5. Студии при Центральном доме актёра

Детским студиям Дома актёра в этом году исполнилось 25 лет, всё это время руководит ими Анатолий Данилов. Когда-то в начале 90-х, по просьбе легендарной Маргариты Эскиной, он организовал при Доме актёра небольшой детский центр. Теперь это огромная образовательная империя, куда входят больше десяти студий и в которой учится больше 200 человек. Студии ориентированы на самый разный возраст, от дошколят до старшеклассников, и разные интересы детей. Есть студии общего театрального профиля, есть - с музыкальным или танцевальным уклоном, а есть - изобразительные. Занятия проходят по выходным в Доме актёра (ул. Арбат, 35).

В Новый год и в конце сезона, в мае, студийцы показывают на Большой сцене Дома актёра спектакли и сценки, подготовленные за год. В фойе проходит выставка учеников изобразительных студий. Тогда же, в мае, ведётся набор детей для обучения на следующий сезон. Запись в группы и студии производится до 15 мая 2017 года. С каждым вновь поступающим дошкольником сначала встречается педагог-психолог и только потом принимается решение о приёме ребёнка в группу.

6. Детская театральная лаборатория в Еврейском музее и Центре толерантности

Театральная лаборатория при Детском центре Еврейского музея открылась в 2017 году и рассчитана на группы 5-6 и 7-10 лет. Занятия проходят по воскресеньям, кроме того, участники ездят на экскурсии в известные московские театры и общаются с художниками, композиторами, режиссёрами. Пилотная версия программы заняла два месяца, в финале каждая из групп поставила свой спектакль. Ведёт занятия Ика Мунипова, театровед и режиссёр. На занятиях делают упор на телесные практики - в этом детям помогает хореограф, педагог креативного и развивающего танца Татьяна Фатеева.

В лаборатории главное внимание уделяется процессу и эксперименту. «Мы учим детей слушать мир и прислушиваться к себе, извлекать звуки из неочевидных предметов, наблюдать, исследовать, взаимодействовать друг с другом. А главное - быть внимательным и не терять концентрацию», - говорит создатель лаборатории Ика Мунипова. В качестве материала для спектаклей выбираются современные книжки, которые любят дети. В пилотной программе ставили «Идём ловить медведя» Майкла Розена и «Волшебный палец» Роальда Даля. Следующий набор в лабораторию планируется осенью.

7. Детские театральные студии проекта The Seasons

Две группы, совсем маленькие - от трёх с половиной до четырёх лет, и дети постарше - от пяти до семи лет - занимаются раз в неделю в «Мамином садике» в Каретном ряду. Младшую группу ведёт Максим Коваленко. Его задача - дать максимальное количество упражнений на ощущение себя в пространстве, развитие ораторских способностей, смелости и решительности, артистизма и выразительности. Результат еженедельных часовых занятий - спектакль, который ведущий сочиняет вместе с участниками на интересных для этого возраста произведениях, например, сказке «Теремок».

Ведущая старшей группы, актриса и режиссёр Ульяна Лукина, говорит про себя и свои уроки так: «Актёрские тренинги и упражнения, которые я подобрала для нашего курса, нацелены на развитие слухового, зрительного внимания и наблюдательности, пластической выразительности, связной речи, двигательных способностей детей (ритмичность, быстроту реакции, координацию движений). Но особое значение я уделяю развитию воображения и внимания». В рамках её курса дети сами сочиняют сказки, а потом разыгрывают их на сцене. Занятия проходят раз в неделю по вторникам. Набор в обе группы проходит в сентябре и в январе, соответственно. Время финальных показов - это декабрь и май. Берут всех детей, безо всяких прослушиваний.

8. «Домашний театр »

«Домашний театр» создан Арсением Эпельбаумом и Ольгой Зейгер, выходцами из легендарного театра «Тень». Премьеры в этой студии, у которой три филиала в Москве, - проходят каждый месяц. И каждый месяц что-то особенное: то Шекспир, поставленный в технике бумажного театра, то Чехов своими словами. В процессе подготовки спектакля каждый ребёнок пробует всё: рисовать декорации, работать осветителем, писать текст, режиссировать и, конечно же, играть. В конце каждого месяца - премьера, аншлаг и оглушительный успех. «Высокохудожественное развлечение для высококультурных детей» стартует в начале каждого месяца без предварительных отборов, так как создатели этой студии полагают, что все дети способны творить. Особенно под их чутким и умелым руководством.

9. Студия при Театре юного актёра

Здесь два отделения: дошкольное, куда берут всех, и школьное, куда нужно поступить, подготовив для прослушивания две песни, стих и басню. Все студийцы занимаются дважды в неделю. Младшие - по два часа по утрам во вторник и четверг, а те, кто уже ходит в школу, - вечерами в те же дни. Занятия у последних (пение, танец и актёрское мастерство) длятся три часа, с половины пятого до половины девятого. Дважды в год, в конце декабря и в конце мая, студийцы показывают свои работы на отчётных концертах, а некоторых счастливчиков отбирают для участия в репертуарных спектаклях Театра юного актёра. Обучение платное, прослушивания проходят в конце мая. В этом году будут набирать только мальчиков - от 7 до 15 лет.

спектакль, в котором поют, а не говорят

Альтернативные описания

Вид театрального искусства

Единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь, вместо того, чтобы истечь кровью (Борис Виан)

Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

Вид искусства

Здание, где бродит призрак у Ллойда Уэббера

Мыльная...

Спектакль с ариями

Отпетая театральность

Комедия английского поэта Джона Гея «... нищего»

На латыни это слово означает «труд», «изделие», «творение», перейдя в итальянский язык, оно стало означать «сочинение, произведение», а затем уже и конкретный вид искусства

Опера латышского композитора М. Зариньша «... на площади»

Опера латышского композитора М. Зариньша «... нищих»

Драма, положенная на музыку

Спектакль, где артисты открывают рот только для того, чтобы что-нибудь спеть

Спектакль, в котором застреленный человек, прежде чем умереть, долго поет

Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют

Музыкально-театральное произведение

Музыкально-драматическое произведение

Жанр на сцене «Мариинки»

. «аида» Верди

. «сочинение» по-латыни

. «травиата», жанр

. «кармен», жанр

Жанр на сцене «Большого»

Музыкальный жанр

. «трехгрошовая...»

. «риенци» Вагнера

. «риголетто» Верди

Певучая драма

Жанр «Аиды» и «Травиаты»

Жанр искусства на сцене

Музыкальный спектакль

Любимый жанр Бизе

. «трехгрошовая...», Машков

. «Хованщина»

Искусство, процветающее в Большом театре

Спектакль для теноров и сопрано

Там все поют перед смертью

. «севильский цирюльник» как жанр

Произведение, где все поют

Браузер

. «иоланта» Чайковского

. «стихия» Ирины Архиповой

Классическое певческое искусство

Сериал про Мухомора

Здание призрака у Ллойда Уэббера

Драматический жанр для вокалистов

Спектакль в «Ла Скала»

Любимый жанр Верди

Спектакль в Мариинке

Музыкальное искусство

Жанр музыкально-драматического искусства

Произведение для театра

Спектакль в Большом театре

Подруга балета

Произведение композитора

. «аида» как творение

В каком спектакле все поют?

. «порги и Бесс»

Спектакль по нотам

. «мыльная...» на телеэкране

Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

. "Аида" Верди

. "Аида" как творение

. "Иоланта" Чайковского

. "Мыльная..." на телеэкране

. "Порги и Бесс"

. "Севильский цирюльник" как жанр

. "Стихия" Ирины Архиповой

. "Хованщина"

. "Риголетто" Верди

. "Риенци" Вагнера

. "Трехгрошовая..."

. "кармен", жанр

. "травиата", жанр

В каком спектакле все поют

Ж. итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка умалит. подходит иногда ближе к водевилю

Жанр "Аиды" и "Травиаты"

Жанр на сцене "Большого"

Жанр на сцене "Мариинки"

Искусство Кабалье

Опера латышского композитора М. Зариньша "... на площади"

Опера латышского композитора М. Зариньша "... нищих"

Спектакль в "Ла Скала"

Певческое искусство