Межнациональные отношения сегодня краткие тезисы. Доклад: Межнациональные отношения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Открытый урок на тему:

«Нации и межнациональные отношения»

Провела учитель

истории и обществознания

Крылова Л.В.

Мичуринск - 2016

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

(Антуан де Сент – Экзюпери)

Цель : продолжить работу по формированию знаний учащих­ся о нациях, межнациональных отношениях в обществе,

Формирование умения использовать полученные знания на практике,

Воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям

другой национальности.

Учащиеся должны знать, что:

1) в структуре общества важное место занимают общности,
объединяющие людей по национальному признаку;

    исторический путь каждого народа объясняет возникновение
    национальных традиций и обычаев;

    обострение межнациональных отношений бывает из-за тер­риторий, социально-экономических условий и т. д.;

    каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен
    чувствовать себя равноправным гражданином;

    разжигание национальной розни запрещено законом.

Учащиеся должны понимать, что такое: этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.

Учащиеся должны уметь:

    объяснять смысл основных понятий;

    называть различные причины национальных конфликтов;

    определять значение национальных традиций;

    находить пути предотвращения национальных конфликтов.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Проверка домашнего задания.

I . Тест.

1) Социальная группа - это:

а) любая совокупность людей, имеющая какой- либо социально значимый признак (пол, возраст, профессия, власть и др.);

б) группа, представляющая собой определенный социальный
стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оценивае­мый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведе­ние или будущее.

2) Что из перечисленного попадает под определение социаль­ной группы?

а) класс; б) социальный слой, в) семья; г) всё перечисленное выше.

3) К какому понятию относится следующее определение: «по­ложение личности, занимаемое в обществе в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, семейным положением?

а) «престиж», б) «социальный статус»; в) «авторитет».

4) Что является признаками предписанного статуса?

а) Национальность, квалификация;

б) социальное происхождение, национальность;

в) образование, квалификация.

5) Как называется поведение, которое ожидают от человек данного социального статуса?

а) достигаемый статус; б) престиж; в) социальная роль.

6) Пианистка К. получила на конкурсе молодых исполнителей почётную грамоту. Это пример:

а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной санкции.

7) Продолжите предложение.

Статус ученика школы предполагает…

II . Изучение нового материала.

    Этнические общности.

    Причины межнациональных конфликтов.

    Пути разрешения межнациональных конфликтов.

4. Межнациональные отношения в современном обществе.

Слово учителя.

Помимо классов, сословий и других групп, социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности людей.

В курсах истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся формы общности людей.

Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе?

На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется….

Какая же историческая общность объединяет людей на этом этапе? (Народность)

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных племён и народностей в результате их соединения, «перемешивания».

Нация - историческая общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального характера.

Эти исторические общности в науке принято называть этническим.

Этнические общности

/ \ \

племя народность нация.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.

Какой вывод можно сделать из приведённых данных?

(Большинство народов проживает в многонациональных государствах).

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А.С. Пушкин.

Но, к сожалению, в современном мире мы видим множество межнациональных конфликтов. В этом понятии слово «конфликт» нам уже знакомо. Давайте вспомним, что оно означает.

(«Конфликт» - столкновение, межнациональный – между представителями разных национальностей).

Межнациональный конфликт – споры, столкновения, возникшие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.

В чём причина конфликтов на национальной почве?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с материалом учебника

Причины межнациональных конфликтов.

(появляются после того, как учащиеся называют данную причину)

1. Территориальные споры .

Из истории мы знаем, что в разные её периоды происходило передвижение

каких- то народов, завоевание, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Менялись и неоднократно границы. В настоящий момент, когда возникает территориальный спор, доказать что- либо очень трудно, а попытка силой решить этот вопрос ведёт к немыслимым бедствиям.

2. Неравенство социально- экономических условий.

Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - всё это становиться источником недовольства, порождает конфликтную ситуацию.

3. Ущемление прав по национальному и религиозному признаку.

Если в государстве вводятся ограничения на использование языка того народа, который является меньшинством, если преследуется национальная религия, то отношения в обществе становятся напряжёнными.

4. Национальные предрассудки, низкая культура.

Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.

Насколько сильны национальные предрассудки среди подростков нашей школы мы решили выяснить, проведя анкетирование по теме межнациональных отношений в 8-9 классах.

Анкета.

1.Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?

2. Влияет ли цвет кожи и национальность на интеллектуальные и моральные

качества человека?

3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?

4. Готов ли ты помочь в беде человеку другой национальности?

5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришёл твой друг,

национальность которого отличается от твоей?

6. Надо ли обсуждать тему межнациональных отношений.

Анализ анкетирования показал, что:

1.Большая часть опрошеных гордится своей национальностью.

2. Для основной части учащихся интеллектуальные и моральные качества человека не зависят от национальности.

3. Чуть больше половины учащихся имеют друзей среди представителей другой национальности.

4. Подавляющее большинство ребят готовы помочь в беде человеку другой национальности.

5. 80% родителей относятся положительно к дружбе их ребёнка с человеком иной национальности.

6. 75% учащихся считают, что в межнациональных отношениях не всё так хорошо, как хотелось.

Вы, ребята, должны понимать, что в современном мире многонациональны не только государства, но и города, сёла. Коллективы с многонациональным составом в наши дни стали нормой не только на земле, но и в космическом пространстве.

Исторически наше государство складывалось как сообщество разных народов, культур и религий.

Ещё писатель Алексей Степанович Хомяков во второй половине 19 века отмечал:

«Русский смотрит на все народы, замежёванные в бесконечных равнинах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берёт жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала».

А в 20 веке поэт и драматург Юлий Кирсанович Ким (его отец- кореец, а дед по материнской линии- из Калужской области) писал(читает ученик):

…Отчасти я вполне чистопороден,

Всесвятский, из калужских христиан,

Но по отцу - чучмек я, инородец,

И должен убираться в свой Пхеньян.

Куда же мне, по- вашему закону?

Мой край теперь отчасти только мой.

Пойти на Волгу, побродить по Пскову

Имею право лишь одной ногой?

Во мне кошмар национальной розни.

С утра я слышу брань своих кровей:

Одна кричит, что я кацап безмозглый,

Другая - почему- то, что еврей.

…А мой язык, любимый и привычный,

Его питал полвека этот край.

Так русский он иль русскоязычный?

Какая общая мысль объединяет высказывание Хомякова и стихотворение Кима? Какую особенность межнациональных отношений в нашей стране они раскрывают? (Межнациональные браки)

От смешанных браков рождаются дети, которые соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков, которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов. Любые претензии на «чистокровность» есть обман, путь в тупик, причём тупик кровавый, о чём говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Как же предотвратить национальные конфликты?

При решении межнациональных конфликтов необходимо со­блюдение гуманистических принципов политики в области нацио­нальных отношений:

Отказ от насилия и принуждения,

Мирное урегулирование спорных проблем;

Поиск согласия;

Равенство наций и народов;

Признания прав и свобод человека важнейшей ценностью.

Эти гуманистические принципы нашли отражение в Конституции Российской Федерации

Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в Конституции России?

Ребята, вам было дано задание: в Конституции РФ в главе 2 и 3 найти статьи, которые регулируют национальные отношения.

Какие это статьи? (ст.19,26,29,68,69). Прокомментируйте их.

Статья 19 .

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

    Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлеж­ности.

    Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и твор­чества.

Статья 29

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 68.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право
на сохранение родного языка, создание условий для его изуче­ния и развития.

Статья 69.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочис­ленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Наше государство многое делает для того, чтобы каждый человек, к какой бы нации он не относился, чувствовал себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, имел возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Но многое зависит и от каждого отдельного человека, от нас с вами. Необходимо проявлять уважение, терпение к людям другой национальности, их верованиям, обычаям, сочувствие к беженцам, мигрантам, большинство из них не от хорошей жизни покинули родные места. Нам нужно учиться жить в согласии в этом многообразном мире.

В заключении мне хотелось бы напомнить вам слова Антуан де Сент- Экзюпери: « Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Его слова - не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. В наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжали наши традиции, но и восхищались нашим умением прощать, творить добро и быть терпимым друг к другу.

Домашнее задание: § 25, сформулировать правила взаимоотношений между людьми разных национальностей.

Подведение итогов урока.

За долгую историю человечества различные нации формировались, изменялись, смешиваясь с другими и привнося в них свои особенности. Эти процессы связаны с расселением и перемещением больших групп людей.

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения - это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Изучение проблемы межнациональных отношений началось в Америке. В этой стране остро встал вопрос о взаимоотношениях белого и чернокожего населения, которым, в силу особенностей исторического развития, пришлось налаживать совместную деятельность в рамках одного государства.

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее приемлемым способом налаживания связей между народами является образование многонациональных государств. В них признаются права и свободы всех наций, запрещается дискриминация на национальной почве, разрешается использование родного языка в быту и образовании.

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Что мы узнали?

Изучив тему 11 класса обществознания, мы выяснили, что межнациональные отношения - это отношения между народами одного или нескольких государств. Вопрос наций и межнациональных отношений имеет особую важность в современном обществе. Он призван уничтожить любые проявления дискриминации наций, открыть свободный доступ каждому человеку к благам общества.

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.

Род- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.

Племя - объединение нескольких родов.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:

1. единство территории

2. единство языка

3. общность исторической судьбы

4. общая культура

5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства

6. устойчивая государственность

7. единство экономических связей

8. развитая соц. структура

Национальность - принадлежность к определенной нации

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.

Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.

Этнос -совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы, они умирают.

Межнациональные отношения:

1. отношения между различными государствами

2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны

Формы межнациональных отношений:

1. мирное сотрудничество

Этническое смешивание (межнациональные браки)

Этническое поглощение-ассимиляция - полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)

2. этнический конфликт

Основные направления в развитии межнациональных отношений:

1. интеграция - стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)

2. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизми др.). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.

Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.

Причины межнациональных конфликтов:

1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам

2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни

3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения

4. экологические

5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов

6. исторические - прошлые взаимоотношения народов

7. конфессиональные

Типы межнациональных конфликтов:

1. государственно-правовой - неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)

2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)

3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)

4. социальнопсихологический - нарушение прав человека (права русских в прибалтике)

Дискриминация - принижение, умаление, ущемление прав

Национализм -идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Шовинизм -крайняя степень национализма.

Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.

Сегрегация -вид расовой дискриминации.

Способы решения межнациональных конфликтов:

1. гуманистический подход к решению нац. проблем

Добровольный поиск согласия и отказ от насилия

Признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов

Уважение суверенитета народов

2. переговоры между конфликтующими сторонами

3. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

4. применение правового механизма.

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности (этносы ) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и

другими связующими факторами.

Основные формы этнических общностей

Например : на основе объединения восточных племен, как полнее, кривичи и др., образовалась древнерусская народность. Она явилась общим корнем белорусской, украинской и русской народностей, которые впоследствии сложились в нации.

В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.

В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.

Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданом, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.

Что такое межнациональные отношения? Это определенные отношения, возникающие между этносами, которые охватывают все без исключения сферы общественной жизни.

В современном мире отношения между народами играют большую роль, так как процесс глобализации обуславливает постоянные контакты и культурный обмен между этносами. Происходит межэтнические интеграции. Примером такой интеграции может служить ЕС, где народы объединяются культурно, экономически и политически.

Помимо стратегии политической интеграции (ЕС), существуют и иные виды интеграционного процесса. Пример – США, концепция «плавильный котел». Под этим выражением подразумевается, что в Америке люди, принадлежащие к различным этносам, смешиваются, происходит объединение народов, составляющих США, в общий этнос «американцы». США – страна, основанная эмигрантами со всех земли.

Возможен еще один процесс, именуемый этнической миксацией (перемешиванием). Он происходит тогда, когда в смешении нескольких этносов образуется один новый. Например, затундренные крестьяне в Якутии – это народ, вобравший в себя как русские, так и якутские национальные особенности. Затундренные крестьяне сохранили православную веру, но заключали браки с коренными народами Сибири. Происходил обоюдный обмен бытом, что привело к образованию нового этноса.

Существует явление ассимиляции, когда культура одного народа «поглощается» другим. Один из народов лишается собственного языка, национального самосознания, обычаев, традиций, культуры. Этот процесс может происходить как и мирным путем (ассимиляция русскими переселенцами финно-угорских народов северо-восточной Руси: чудь, меря, весь), так и насильственным (арабские завоеватели ассимилировали христианское население, долго проживавшее на ближнем Востоке).

Учеными выделяется процесс аккультурации, при котором две отличные друг от друга культуры уподобляются друг другу, смешиваются. Нации могут как и интегрироваться, так и дифференцироваться.

По национальному признаку государства принято разделять на многонациональные и мононациональные. РФ является ярким примером многонационального государства, ведь в России живет практически 200 различных народов. Мононациональным государством можно назвать, например, Португалию, где этнос португальцев составляет подавляющее большинство. Национальные проблемы могут возникнуть практически в любой стране, поэтому власть должна знать об основных видах национальной политики:

  1. Политика мультикультурализма. Ее цель – сохранить в государстве индивидуальные различия в культуре между народами и обеспечить мирное сосуществование с сохранением самобытности этносов. Американский «плавильный котел» является прямой противоположностью этого способа, ведь в нем происходит не сохранение уникальности народов в государстве, а единение наций в один большой этнос.
  2. Национализм. Эта политика превозносит нацию, народ в качестве высшей ценности. Всплески национализма не раз приводили к негативным последствиям, популисты, демагоги многократно апеллировали к чувству национального величия, гордости, чтобы склонить народ на жестокие меры к другим народам. Национализм не пользуется популярностью, когда в государстве дружественные отношения между нациями, он активизируется, если настали трудные времена. У популистов получается взывать к примитивному чувству национальной гордости, когда ситуация в стране нестабильна и зреют межэтнические конфликты.
  3. Шовинизм. Данная политика названа «в честь» Шовена. Он был солдатом наполеоновской армии и яростно одобрял завоевания французского императора. Под термином «шовинизм» подразумевается избыточная, чрезмерная националистическая политика.
  4. Дискриминация. Подобная политика лишает людей какой-либо национальности определенных прав, ставит их в униженное положение по отношение к «привилегированному» народу. Евреи в Российской империи подвергались серьезной дискриминации. Существовала «черта оседлости» — ограниченная территория, на которой евреи имели право проживать.
  5. Апартеид. К определенному этносу применяются крайне суровые дискриминационные меры. Апартеид получил особое распространение в ЮАР, где потомки буров-колонистов не воспринимали коренное население Африки как равных себе людей. Африканцам выделяли определенные территории, за пределами которых им запрещено было жить. Места их проживания назывались «бантустаны».
  6. Сегрегация. Если проводится такая политика, то определенный этнос лишается части своих прав по причине национальной принадлежности.
  7. Геноцид. Поголовное истребление неугодного народа. Уничтожение мирного населения по этническому, религиозному, иному признаку. Создание концентрационных лагерей и других мер, направленных на полное, тотальное уничтожение народа. Геноцидом занимались турки в годы Первой Мировой войны. Турки убивали армян, понтийских греков и ассирийцев. Стоит отметить, что Турция до сих пор отказывается признавать факт геноцида.
  8. Холокост. Политика нацисткой Германии, направленная на полное уничтожение еврейского народа и всего, что с ним связано. Более половины евреев, проживающих на земле, погибло в ходе нацистского холокоста.
  9. Сепаратизм. Сепаратистами называют людей, стремящихся к обособлению собственного народа от государства. Сепаратистами современной жизни можно назвать испанских басков, которые уже много лет добиваются независимости.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты. Пути их разрешения

Межнациональный конфликт есть столкновение интересов народов. Он может возникать по различным причинам, которые изложены ниже:

  • Религиозные причины. Крестовые походы, Реконкиста, арабские завоевания.
  • Экономические причины. Спор за какой-либо ресурс, собственность, выгодную территорию. Франция и Германия долгие годы вступали в борьбу за Эльзас и Лотарингию, где находятся ценные залежи угля.
  • Культурные. Народы, проживающие в одном государстве и имеющие разный быт и традиции, могут вступить в конфликт на культурной почве.
  • «Столкновение цивилизаций». Когда два крупных народа, отстаивающих две разные модели ценностей сталкиваются, происходит столкновение цивилизаций. Войны торгового Карфагена и аграрного Рима – яркий пример такого конфликта.
  • Исторические причины. Армения и Азербайджан на протяжении многих лет конфликтуют за Нагорный Карабах.

Виды межэтнических конфликтов:

  • Конфликт стереотипа. У народа создается негативное восприятие в отношении соседа, обусловленное историческим прошлым. Это приводит к конфликту, например, между палестинцами и евреями.
  • Идейный конфликт. Нация выдвигает территориальные притязания на земли, которые она считает исторически своими. Такие притязания были у Византии на территорию бывшей Римской империи.

Межнациональные конфликты должны решаться, чтобы народы нормально взаимодействовали. Есть следующие стратегии для разрешения конфликтных ситуаций:

  • Установить, какие требования имеют враждующие стороны, и постараться найти компромиссное решение.
  • Использовать санкции. Экономические ограничения и военная интервенция. Последний метод очень спорен. С одной стороны, можно уничтожить радикалов, а с другой стороны, это может повлечь к дальнейшей эскалации конфликта.
  • Достичь временного перерыва. Стороны успокоятся и будут готовы к сотрудничеству.
  • Принимать профилактические меры для предупреждения конфликта.

Нации и межнациональные отношения – важная тема в современном обществе.