Какие бывают частушки их виды. История частушки

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

Происхождение частушки

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот прием называется психологическим параллелизмом.

Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

О чем она, частушка?

Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

Частушка в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без огня...".

В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Поют частушки и школьники.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Реферат

по древнерусской литературе

«История частушки.

Частушка на этапах российской и советской истории»

ученицы ___ класса

Пироговской школы

Богдановской Марии.

ИСТОРИЯ ЧАСТУШКИ.

ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ

И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ .

1.ЧАСТУШКА

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще - гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:

На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...

Другой возражает:

На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга - матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).

2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).

В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ

Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях - две:

Давай, Милка, страдать вместе,

Я с гармонью, а ты в пес не!

а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):

У меня миленков тридцать,

Я не знаю, куда скрыться.

Пойду с горя на реку –

Все сидят на берегу.

Я хотела в воду пасть –

Закричали во всю пасть!

наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда - парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка - с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь. В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки - они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива. В третьем, как неожиданный подарок, - дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:

Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.

Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устнопоэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм) и образы-символы (березка, туман и др.), у песни частой - веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим - к гармонисту, к подруге), у пословицы - афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая - бегала, завлеку - за реку, праздник - дразнит, резиновы - разинули, спорили - скоро ли... У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.

Частушка знает пародию на самое себя - это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы - это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать картофель и т. п..

В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения коротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.

4.ЧАСТУШКА - ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне - покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить...»), в частушке - желание поспорить.

В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру. Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:

Не хочу сидеть с лучиной -
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна -
Дайте милого сюда.

(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)

Частушка - песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время - бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые - те же русские люди - насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:

Красны-белы, сложьте ружья,

Замиритеся войной,

Отпустите наших миленьких

Нераненых домой!

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:

Эх, яблочко, куда котишься,

В Вечека попадешь – не воротишься.

(Вечека – ВЧК.)

Белые отвечали на тот же мотив:

Пароход идет

Мимо пристани,

Будем рыбу кормить

Коммунистами.

Был и танец такой матросский «Яблочко».

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается.

А потом попал в частушки и Сталин:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:

Начинает богатеть:

Окна тряпкой затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.

И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:

Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю 20-ого столетия. А не собирали их потому, что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия (будущий НКВД, а еще позднее - КГБ). Эта комиссия наводила ужас на людей. Но они все-таки не молчали:

Эх, раз , еще раз ,
Спела бы , да что - то,
На Гороховую , 2,
Ехать неохота .

(На Гороховой, 2, помешалась петроградская ВЧК.)

17 января голодного 1920 г. Корней Иванович Чуковский записал в
свой дневник частушку, которую сообщил ему девятилетний сын:

Нету хлеба , нет муки ,
Не дают большевики .
Нету хлеба , нету масла ,
Электричество погасло .

Немало озорных, вызывающих частушек, куплетов складывалось и в годы сталинского террора:

«Идут года,

Сменяются генсеки», -

Сказал интеллигент

На лесосеке.

Родился в селенье Гори

Мне, тебе и всем на горе

У сапожника Васо

Трижды сукин сын Сосо.

(Васо и Сосо - грузинские уменьшительные имена от Виссарион и Иосиф.)

Ах огурчики мои,

Помидорчики:

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

Президента Югославии Тито в последние годы жизни Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака» (не желал Тито, хоть и был коммунистом, ползать перед Сталиным на брюхе!). Но вот умер Сталин, и отношения с Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения не могут не помнить:

Дорогой товарищ Тито ,
Ты теперь наш друг и брат !
Как сказал нам сам Никита ,
Ты ни в чем не виноват .

А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и... ничего не делали. Опустели магазины.

Перестройка - мать родная,
Хозрасчет - отец родной .
Чем родители такие ,
Лучше буду сиротой !

Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии:

Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу :
То им серп в окошко суну ,
То им молот покажу .

Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по своей форме близки к настоящей частушке («Мимо тещиного дома я без шуток не хожу...» и «Мимо нашего райкома...»), некоторые совсем далеки от нее. Но нет сомнения, что все это индивидуальные сочинения. Все здесь: и ритм, и рифма, и словесная ткань - от литературы. Возможно, и авторы этих куплетов кому-то и известны. Однако в отличие от обычного литературного произведения текст все-таки стремится к анонимности, распространяется устно подобно текстам анекдотов.

В последние десятилетия городское безымянное творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по своему происхождению частушка, наоборот пришла в город.

6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ» ЧАСТУШКИ

В начале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.

Прежде бабам жизнь какая –

Замужем век мучиться;

А теперь мои три дочки

В институтах учатся.

«Замужем век мучиться» - как и первую строчку, просто не спеть. Частушка песенка молодежная. А тут героиня - пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!). Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалил советскую власть! Похвалил какой-то один человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение самого народа. Ведь такие стишки печатались без фамилии, в ряду настоящих частушек.

7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня...». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел:

Ох, ох, не дай Бог,
В солдата влюбляться:
Усы капки, как иголки,
Лезет целоваться.

А кто-то, глядя па приехавшего заводского парня, тут же добавляет:

Ох, ох, не дай Бог,
С рабочими знаться:
Руки в дёгте, сам в вару,
Лезет целоваться.

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор:

Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

У милёночка в дому
Была конференция:
Ему невесту выбирала
Вся интеллигенция!

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,
Ученица - не позор!
Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица расцвела…» - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом,
особым построением, зачинами.

И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам ношу!». Или «Слава те Христу, что хорошенька расту!».

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

Список литературы:

Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей до классиков 19 века»

Словарь юного литературоведа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Проект « История появления частушки на Руси» Подготовили: Мухаметгалиева Алина Малютина Ольга-6 класс Руководитель: учитель русского языка и литературы Кравченко Людмила Михайловна

Цель проекта: развитие творческой инициативы у учащихся, формирование умения ставить и решать задачи, умения самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, учить детей самостоятельно работать с информацией, находить источники, из которых можно почерпнуть знания. Воспитывать у учащихся значимые общечеловеческие ценности, толерантность, чувство ответственности, развивать исследовательские творческие способности учащихся. Задачи проекта: воспитывать у детей любовь к русской литературе, к устному народному творчеству, уважение к традициям своего народа, научить детей знать происхож дение и появление частушки на Руси.

Частушка(припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый распространенный ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку, потому говорят, что частушки сложил русский народ. Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки - гармоника, гармошка. Встает вопрос: А когда же появилась частушка? Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи – ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки,белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. .

У этих народов такие песенки появились раньше. Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные, получилась удобная, легкая для запоминания песенка. В частушке объединились стихи лирической песни с афористичностью пословиц и поговорок.

Первоначально частушки возникли в мужской среде. Парни собирались тесным кружком и горланили их. Толкование слова «частушка» в «Словаре живого великорусского языка В.И.Даля» нет. В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, тараторка, переберушка, скоморошина, проходная. Ещё есть частушки, возникшие от возгласа и называются они « ихохошка ».Вот пример: А вот частушка-хохотушка» Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися. Да и в рот катилися! Я иду, иду, Самовар в руках несу. Ей,чай,чай, чай, Уж, ты матушка, встречай!

Часту́шка - короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «яблочко». Говорится в частушках и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним нравится новая жизнь, другим – нет.Кто-то поёт о Ленине, кто-то о Сталине. Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Мне не надо ничего, Про войну рассказывать, Я сама туда поеду Раны перевязывать.. пастушка в военное время поддерживала народ и в тылу, вЧ основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Частушка в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Сейчас много частушек, отражающих современную жизнь, поют их и в школах на праздниках, вечерах, на уроках музы ки

Частушка существует и в наши дни. В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не теряла смысла любовь и всё , что с ней связано. Но жизнь меняется, поэтому меняются и переделываются частуш ки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Школьные частушки *** ВЫ КРАСИВЫЕ ВСЕГДА: « ХВОСТИКИ», КОСИЧКИ. МЫ ЗА НИХ, БЫВАЕТ, ДЁРНЕМ,ТОЛЬКО ПО ПРИВЫЧКЕ! *** КАК ПРИХОДИТ ПЕРЕМЕНКА ЛЮБИМ С ВАМИ ПОИГРАТЬ: УБЕГАЕМ, ЧТО ЕСТЬ СИЛЫ, ЧТОБ МОГЛИ НАС ДОГОНЯТЬ!

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Частушка это жанр русского фольклора, оформившийся в последней четверти 19 в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. С начала 20 в. частушки начали проникать к украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам. Сборники частушек стали появляться только в 20 в.: Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909; Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - 4 строчный - сформировался во второй половине 19 в., он исполнялся под пляску и без нее. Частушки собственно плясовые, исполняемые только под пляску (например под кадриль), также являются 4 строчными. Кроме того, существуют 2 строчные частушки: «страдания» и «Семёновна». Частушки принято называть поэзией малой формы, однако она никогда не поется одна («Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу…»). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (до 100). Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы - как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушке свойственна речитативность. Каждый регион имел особый словесного текста и напева, особую манеру исполнения и приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Их называли «припевки», «пригудки», «прибаски», «коротушки», «собирушки» и пр. Термин «частушка», также народный, был введен в научный обиход в 1889, когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа (Успенский Г. Новые народные песни (Из деревенских заметок). Частушки имеют сельское происхождение и бытование. Их ответвлением, трансформацией стали, частушки исполнявшиеся в городских «низах» и среде рабочих. Их высокую популярность и продуктивность сохраняют в современном фольклоре.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам , однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи -девушка и парень, а самая популярная тема -любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание. Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разно­ образные жизненные явления, выражая положительную или отрицательную их оценку . Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип частушки- четырехстрочный - сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно пля­совые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки : "стра дания" и "Семёновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устой­ чивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно ис­полнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к на­певной декламации). В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают им­провизацию, занимающую в частушке значительное место.

Частушка – один из немногих жанров традиционного русского фольклора, тексты которого не заучиваются наизусть специально и не разучиваются предварительно, а во многих случаях сочиняются на ходу. Частушка – это почти всегда импровизация.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но час тушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек происходит объединение частушек, возникает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудо­вых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.

Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармо­нисту. Например:

Играй, гармонист.

Играй, не ломайся!

Для кого-нибудь не надо -

Для нас постарайся! (В начале).

Ой, спасибо, гармонист.

За игру отличную!

Я еще тебе желаю

Милку симпатичную! (В конце) 1 .

Спевы, построенные на диалоге - перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов - частушки, име­ющие общее начало (запев): Эх, яблочко..., Самолет летел..., Не ходите, девки, замуж... и др. Особый способ циклизации имеют частушки "Семеновна": он напоминает цепочную композицию народных лирических песен. Например:

Самовар с трубой начинал кипеть,

А я "Семеновну" начинаю петь.

Частушки имели сельское происхождение и бытование . От­ветвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских "низах", в среде рабочих. Свою высокую популярность и про­дуктивность частушки сохраняют и в современном фольклоре.

Когда появились частушки?

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерни­ях. Ученые предполагают, что возникла частушка первоначально в крестьянской девичьей среде, а исполнялись они на девичьих посиделках, между хороводами, на праздниках, во время народных праздничных гуляний.

Каждый регион имел особый характер текстов частушек и напева , особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: "саратовские", "тамбовские", "воронежские", "рязаночка", "елецкая". В народной среде выделялись частушечники - знатоки частушек, их исполнители и создатели, владеющие основным репертуаром своей местности. С начала XX в. русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чу­вашам, татарам и другим. В местах русско-мордовского пограничья протяжные двустрочные частушки стали называть по-мордовски - матани (в переводе - "песенки").

В разных местах частушки называли по-разному: песни, ко­ роткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собируш к, сбирушки и проч. Термин частушка, также народный, был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор - писатель-демократ Г.И. Успенский 2 .

В отличие от Г.И. Успенского, проявившего живой интерес к час­тушке, многие находили в ней "упадок истинного творчества" народа. Вот что писал Ф.И. Шаляпин: "Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гар­моника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель..." 3 .

Частушка - показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи. Ускорившиеся темпы жизни, постоянный приток новых впечатлений, частая смена переживаний - все это сделало актуальной короткую подвижную песенку.

Частушки - главный жанр крестьянской лирики в позднем традиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни. Короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (в Курской и Тамбовской областях частушки называли скоморошника ми или скоморошными песнями).

Очевидно, что часть скоморошьего репертуара была воспринята так называемыми нескладухами - частушками, в которых основную художественную роль играет комический абсурд. Например:

Вы послушайте, девчата,

Нескладушу буду петь:

На дубу свинья кладется,

В бане парится медведь.

В песенниках XVIII в. зафиксированы плясовые песни, по размеру напоминающие частушки. Иногда частушки исполнялись на напевы известных плясовых песен "Камаринская " и "Ба рыня". Короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядово­му фольклору утилитарная направленность, они - чисто лири­ческий жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb).