Как общество относится к нищим. Нищие и обездоленные

Для ребенка очень важен, так как его недостаток может повлечь за собой появление проблем с опорно-двигательным аппаратом в старшем возрасте. Некоторые мамочки, узнав об этом, спешат в аптеку за очередной баночкой искусственного препарата с этим органическим соединением. Однако делать этого не нужно. Только доктор может назначать этот витамин, ведь иногда вред от него может быть больше, чем польза. Сегодня узнаем, к каким последствиям может привести нехватка этого элемента в организме, всем ли деткам можно его давать и в какой дозировке. Также определим, в каких формах выпуска реализуется препарат с этим органическим соединением, и до какого возраста целесообразно давать подобные средства.

Роль в организме

Давать ли ребенку витамин Д, решает только мама с лечащим доктором. Но о важности этого элемента должны знать все. Так, достаточное количество витамина Д гарантирует:

Рост мышц, костей.

Укрепление иммунной системы.

Крепость зубов.

Предупреждение развития рахита.

Отличную работу сердца.

Борьбу с раковыми клетками.

Бесперебойную работу щитовидной железы.

Отличную свертываемость крови.

К чему может привести нехватка этого органического соединения

Недостаток витамина Д у детей может спровоцировать появление таких негативных последствий:

Замедленный рост зубов.

Деформация костей.

Снижение уровня кальция, вследствие чего может развиться рахит.

Повышенная возбудимость.

Беспокойство, пугливость.

Нарушение сна.

Проблемы с внутренними органами.

Возникновение залысин на затылке у младенца.

Задержка в развитии.

Искривление ножек.

Кисловатый запах пота, аммиачный «аромат» мочи.

Увеличение родничка.

Всем ли нужно давать

На вопрос о том, нужен ли ребенку витамин Д, некоторые педиатры отвечают, что нет. В советские времена малышам всем поголовно давали рыбий жир. Сейчас медицина поменялась, врачи стали думать по-другому. Некоторые доктора не считают необходимым специально покупать в аптеке этот витамин. Другие педиатры напротив, назначают его для профилактики возникновения рахита. Поэтому на вышеуказанный вопрос однозначного ответа нет. Мамы должны доверять закрепленным за их детками педиатрам и уже со своим специалистом обсуждать вопрос необходимости принятия рыбьего жира или другого препарата.

Витамин Д малышу понадобится, если:

Семья живет на севере.

Кроха находится на искусственном вскармливании.

Во время прогулок мама использует детский солнцезащитный крем для своего малыша.

Новорожденный смуглый. Дело в том, что у малышей с темной кожей витамин Д плохо вырабатывается.

Малыша не выгуливают, с ним не выходят на улицу.

Семья живет в крупном городе с загрязненной окружающей средой.

Прием органического соединения малышам до 12 месяцев

Витамин Д для детей до года педиатры назначают часто. Однако родители не должны бездумно бежать в аптеку за препаратом. Можно поговорить с врачом, обсудить с ним ваше времяпрепровождение с малышом. Рассказать, что вы ежедневно гуляете с крохой на улице, дышите свежим воздухом, лицо сыночка или дочки не закрываете от солнышка. Также непременного сообщите педиатру, если вы часто выезжаете с малышом за город, на дачу, например. Ведь чистый воздух ни в коем разе не будет препятствовать задержанию солнечных лучей и синтезу витамина Д.

И если доктор выслушает вас и проанализирует ситуацию, то он, конечно же, не будет настаивать на искусственном получении этого элемента.

Но если мама действительно редко выходит с малышом гулять на улицу, тогда целесообразно назначать витамин Д. Сегодня фармацевтический рынок предлагает вниманию родителей большой выбор средств с этим элементом.

Целесообразность применения добавки после 1 года

Педиатры по-разному назначают пациентам витамин Д. До какого возраста давать ребенку эту добавку, определяет только доктор, исходя из многих факторов: условия жизни, цвет кожи крохи и др. Многие врачи рекомендуют принимать этот витамин до 2 лет. Однако некоторые специалисты считают, что пить искусственную добавку малышам после 1 года не нужно. Ведь детки в 1 годик уже ходят, мамы их уже не прячут под капюшонами, поэтому мальчики и девочки получают необходимую дозу витамина. К тому же если до 1 годика рацион новорожденных однообразен и крохи, находящиеся на искусственном вскармливании, недополучают этот элемент, то после 12 месяцев детки едят практически все. Пища у них становится разнообразной, богатой различными микроэлементами, в том числе и таким органическим соединением, как витамин Д. Детям до какого возраста обычно дают этот элемент? Педиатры стараются назначать его максимум до 3 лет. После этого детишкам выписываются уже другие препараты - комплексные средства.

Форма выпуска

Итак, вы решили, что дополнительный витамин Д для ребенка будет кстати. Зайдя в аптеку, вы услышите от фармацевта вопрос о том, в какой форме выпуска вам нужен препарат. Но вы не знаете о нем ничего, хотя должны заранее поинтересоваться об этом. Итак, витамин Д для ребенка производится в трех формах:

  1. Спиртовый раствор.
  2. Драже.
  3. Масляный раствор.

Дозировка

Недоношенным малышам - по 8 тыс. МЕ в день.

Здоровым доношенным деткам - со 2 недели по 500 МЕ в сутки.

Если нужно вылечить рахит, тогда используют масляный или спиртовой раствор. Лучше применять первую форму препарата, поскольку во втором случае существует высокая вероятность возникновения гипервитаминоза. В этом случае нужно принимать по 1 капле ежедневно в течение месяца.

Назначается при размягчении костей. Дозировка в этом случае составляет 3 тыс. МЕ в течение 1,5 месяца. Также его назначают при недостаточности околощитовидных желез, при костных заболеваниях (до 1 млн МЕ в день).

А если переборщить

Некоторые люди считают, что нехватка витамина Д у ребенка это хуже, чем его переизбыток в организме. Но это не так. Родители должны знать, что неконтролированный прием этого элемента может негативным образом сказаться на состоянии здоровья ребенка. При передозировке возможны такие негативные проявления:

Хрупкость костей.

Нарушение функций почек, сердца, печени.

Потеря аппетита.

Тошнота.

Головные боли.

Общая слабость.

Появление белка в моче, лейкоцитов.

Повышение температуры тела.

Раздражительность, нервозность.

Если такие симптомы наблюдаются, тогда нужно перестать кормить малыша таким элементом, как витамин Д. Сколько давать ребенку этого синтетического средства, должен решать только доктор. Самостоятельно мама ни в коем случае не должна устанавливать дозировку препарата.

Оптимальная форма выпуска

Многие родители теряются и не знают, какой витамин Д давать ребенку: масляный или водный? Если покупать препарат по типу первого варианта, тогда можно переусердствовать и дать крохе лишнего. Но водный медикамент часто вызывает аллергическую реакцию у малышей, а также воспаления в кишечнике. Но это не всегда и не у всех. Оптимальной формы выпуска нет, для отдельно взятого новорожденного подходит своя дозировка и вид препарата.

Аптечные медикаменты: названия

Некоторые родители не задумываются над тем, нужно ли давать ребенку витамин Д - они прямиком идут в аптеку за лекарством. На их удивление, там кроме советского рыбьего жира продается множество других препаратов. Например, популярными средствами являются «Аквадетрим», «Вигантол». Также фармацевт может порекомендовать препарат «Колекальциферол». Есть более дорогое средство - «Д3 Девисол Дропс». Некоторые врачи считают, что это лучший витамин Д для детей. Хотя у доктора Комаровского другие взгляды на эту тему. Знаменитый педиатр считает, что лучшим витамином Д считается солнышко и разнообразное питание. А различные синтетические препараты никогда не будут лучше природных методов воздействия на организм.

Целесообразность применения летом

Если витамин Д для ребенка зимой необходим ввиду того, что солнышко в зимнюю пору года уже не выделяет достаточного количества этого нужного элемента, да и малыши в холодное время года редко выходят на улицу, то в жару пить это органическое соединение не является правильным. Если детки летом гуляют на улице, едят продукты животного происхождения, тогда они не нуждаются в дополнительном приеме этого важного элемента. Достаточно находиться в течение получаса на детской или спортивной площадке, чтобы организм самостоятельно выработал необходимое количество витамина Д в коже. Однако, если ребенок и летом не бывает на улице в силу определенных обстоятельств (лежит в больнице, не встает с кровати по причине недуга и др.), тогда ему нужно принимать этот элемент для профилактики.

Витамин Д бывает нескольких типов, самыми распространенными являются Д2 и Д3. В первом случае человек получает его с пищей, а во втором - с солнечным светом. Д3 является более мощным органическим соединением, он покрывает до 95% потребностей организма в этом элементе.

Стоимость

Цена на препараты, содержащие витамин Д, может быть различной и зависеть от нескольких факторов: форма выпуска средства, объем упаковки, количество таблеток, местоположение аптеки и ее накрутка. Например, за масляный раствор объемом мл придется отдать около 130 рублей. Если покупать витамин Д в капсулах (60 штук), тогда нужно заплатить примерно 900 рублей. Приобретая водный раствор (10 мл), нужно приготовить около 200 рублей.

Заключение

Из статьи вы узнали много интересной информации касательно такого органического соединения, как витамин Д: до какого возраста давать ребенку этот элемент, обязательно ли принимать его малышам до 3 лет, чем чреват недостаток этого витамина в организме. Поняли, что врачи неоднозначны во мнении о том, что искусственные препараты с этим органическим соединением так необходимы деткам. Некоторые считают, что вполне достаточно бывать на улице, нежиться под теплым солнышком и правильно питаться. И тогда не нужно дополнительно покупать синтетические препараты с витамином Д.

Истории про рахитичных детей и спасительный витамин Д для грудничков рассказывают друг другу молодые мамы в очереди к педиатру. Притчи и небылицы передаются из уст в уста, обрастая все новыми ужасающими подробностями. Однако наука делает свои открытия в области метаболизма витамина Д и макроэлементов Ca и Р. Кто же прав и на кого положиться в заботе о здоровье ребенка? Поговорим в этой статье.

Главная цель каждой мамочки - вырастить здорового, счастливого малыша.

Страшный зверь

Витамин Д относят к группе жирорастворимых, одной из его основных функций является участие в усвоении макроэлементов кальция и фосфора. То есть при недостатке этого витамина в организме снижается усвоение кальция даже при его удовлетворительном поступлении с пищей, что у детей может привести к заболеванию .

Витамин Д вырабатывается в кожном покрове под воздействием ультрафиолетовых лучей. Он также содержится в некоторых видах продуктов - жирных молочных и кисломолочных, не постной рыбе, икре, яичном желтке.

То есть при адекватном образе жизни ребенка и его родителей витамин Д вырабатывается в организме либо поступает с пищей (грудное молоко, полноценное питание подросших детей). Откуда же растут ноги у страшилок?

Как правило, полезный компонент поступает из пиши в организм крохи.

Бедные дети пролетариата

Все началось более чем 100 лет назад, в эпоху масштабного развертывания фабрик и мануфактур. У многих детей местных рабочих, вынужденных селится в лачугах самых задымленных окраин городов, были найдены схожие симптомы - бугристые лбы, «шишки» на костях конечностей, укороченные бедренные кости. Проведенные исследования показали, что недостаточная инсоляция и скудное питание (недостаток витамина Д у детей) вызвали изменения в формировании скелета, в том числе его недоразвитие.

Холодной зимой ваше чадо особенно сильно нуждается в пополнении запасов витаминов.

На сегодняшний день назначение педиатром витамина Д детям грудного и раннего возраста в осеннее-зимний период практикуется во всех странах бывшего СССР. Насколько оно обосновано?

Недостаток витамина Д - в чем опасность?

При острой нехватке витамина Д в организме ребенка наблюдается снижение усвоения кальция, и как следствие - нарушение формирования костей скелета. При систематическом недостатке этого витамина нарушается кальциевый обмен в организме, деформируется костная ткань, ухудшается , замедляется развитие организма. Если упустить время, и вовремя не восполнить недостаток кальция и витамина Д, скелет ребенка останется деформированным, тем самым «рахитичным», и во взрослом возрасте также не произойдет изменений.

Замедление некоторых процессов роста костных составляющих организма возникает при нехватке все того же элемента.

Давайте пить витамин Д литрами

Если важность витамина Д для растущего организма столь велика, почему бы не давать его ребенку превентивно? Разве витамины бывают лишними? Да, витамины бывают лишними, такое состояние называется гипервитаминоз. Опасность бездумного выпаивания витамина Д заключается в следующем: все жирорастворимые витамины очень легко передозировать, достаточно превысить суточную норму в 3-5 раз (сравните с водорастворимыми витаминами - в 100-300 раз). Избыток, особенно длительный, витамина Д вызывает следующие симптомы:

  • снижение аппетита;

Колики и боли в животике не исключены, если лекарство принято в большом количестве.

  • или , нехарактерный стул;
  • слабость ребёнка, раздражительность;
  • проблемы со сном;

Зеваю, зеваю, а заснуть не могу!

  • боли в суставах конечностей;
  • дистрофия;
  • изменения в сердечной мышце, в мочевыводящей системе.

Давать или не давать?

Любой педиатр назначит витамин Д вашему малышу, просто потому что таковы директивы здравоохранения. Он не спросит ни о характере питания вас и вашего ребенка, ни о продолжительности моциона. Любой врач работает в системе, и обязан перестраховываться. Даже всеми любимый доктор Комаровский, ратующий за естественное взращивание детей, говорит о том, что витамин Д необходим 100% всем детям. И он прав. Но давать ребенку этот витамин перорально (т.е.в ротик) нужно лишь в определенных случаях:


Дети до 6 месяцев, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, должны получать витамин Д с большой осторожностью - он может вызвать проблемы в ЖКТ.

Симптомы, которые нужно отслеживать при приёме витамина Д:


Внимательно наблюдайте за состоянием малыша с самого начала приема лекарственных средств.

Если у малыша проявился хотя бы один из симптомов или общее состояние ребенка вселяет в вас подозрение, отмените витамин Д и последите за ребенком неделю. За это время организм малыша восстановится, и вы сможете судить, как он воспринял витамин Д.

Формы выпуска

Различают масляный и водный раствор витамина Д. На российском рынке известны следующие жидкие препараты витамина:

  • Вигантол;
  • Видехол;
  • Витамин D3;
  • Витамин D3 БОН.

Доктор может прописать препарат в качестве профилактики здоровым деткам.

В масляном растворе (Вигантол, Видехол и другие) витамин находится в естественной жирорастворимой форме, но по этой же причине его легче передозировать, особенно младенцу до 6 месяцев.

  • Вигантол назначают здоровым детям со 2-го месяца по 1 капле в сутки (5 дней даете, 2 дня перерыв), исключая весенне-летние месяцы. Прием в среднем до 2 лет.
  • Недоношенным детям по 2 капли в сутки начиная с 10 дней (прием 5 дней через 2), исключая летние месяцы.

Аналоги препарата «Вигантол» принимаются в соответствии с инструкцией. Всегда следите за состоянием ребенка при приеме «Вигантола» и его аналогов.

Водная форма витамина Аквадетрим считается «безвредной» из-за того, что водорастворимую форму витамина труднее передозировать. Однако эта форма витамина Д часто вызывает негативную реакцию со стороны ребенка, вплоть до стойкой аллергии или хронических рецидивирующих воспалений в кишечнике.

Капли Аквадетрим хороши, но иногда могут вызывать аллергию. Следите за реакцией организма малыша на лекарство.

Аквадетрим содержит 500 МЕ витамина в 1 капле. Дозировка в сутки:

  • здоровым детям с 1 месяца до 2-3 лет - 1-2 капли;
  • близнецам, недоношенным, детям при тяжелых условиях жизни - 2-3 капли.

В весенне-летний период дозу снижают до 1 капли либо прекращают профилактику. Противопоказаниями являются повышенная чувствительность ребенка к компонентам препарата (в частности к бензиловому спирту), гипервитаминоз, гиперкальциурия, гиперкальциемия, почечная недостаточность. Всегда следите за ребёнком при приеме капель Аквадетрим .

Мамочка всегда знает, чего не хватает ее крохе.

Купить витамин Д можно в любой аптеке, цена колеблется от 180 до 230 рублей.

Грудное молоко

При вскармливании ребенка по рекомендациям ВОЗ - исключительно грудное молоко до 6 месяцев и продолжение кормления до 2 лет - наблюдается значительно меньший процент заболевания рахитом, чем у детей на искусственном вскармливании. Грудное же молоко содержит определенное количество витамина Д, способное удовлетворить потребности растущего организма, но только при достаточных моционах с ребенком! Достаточные прогулки - это не реже раза в два дня, а идеально - каждый день не менее 40 -60 минут. При этом рекомендуется оголять конечности ребенка или тело(в соответствии с погодой) и не пользоваться солнцезащитными кремами.

Грудное молочко мамочки является лучшим средством против всех недугов.

Лучше небольшой рахит, чем небольшой гипервитаминоз Д - такая поговорка была популярна среди врачей ещё недавно, но за последние годы педиатры увлеклись назначением витамина Д без адекватных доз кальция.

Причина - в отсутствии необходимых знаний о рахите и о витамине Д.

В чем причина рахита?

Наука сегодня раскрывает значение неблагоприятной экологической обстановки в развитии рахита: накопление в организме свинца, хрома, стронция - все эти элементы имеют тенденцию «заменять» кальций в костных и других тканях.

Но в развитии рахита играет роль не столько дефицит витамина Д (как образующегося в организме, так и принимаемого с пищей), сколько врождённые и приобретенные нарушения функции кишечника, печени, почек, связанные с питанием мамы и её ребёнка .

В питании мамы, как правило, не хватает кальция, железа, цинка, меди, селена, йода, белка, клетчатки, большинства витаминов и множества других биологически активных веществ.

Среди детей с рахитом только у 15-20% обнаруживается снижение содержания витамина Д. В то же время почти у всех детей с рахитом обнаружен дефицит других витаминов (А, С, группы В), железа. У подавляющего большинства детей раннего возраста с признаками рахита гиповитаминоз Д отсутствует!


Такими образом, рахит возникает из-за того, что в диете беременной и кормящей женщины мало кальция и много фосфатов, нитратов, хлоридов, фторидов и других закисляющих агентов, например, сахара и стрессов.

Конечно, желательно полноценно кормить будущую маму не за месяц до наступления беременности, а на протяжении нескольких лет. Кто не накормил «до»…(сегодняшнего дня), кормите сейчас. А кто уже столкнулся с рахитом, кормите ребёнка и маму!

Признаки рахита

Поначалу ребёнок зависит от мамы. Так, лишая маму зубов, лишая её ткани упругости, приводя к растяжкам (стриям), варикозному расширению вен нижних конечностей, болям в суставах и особенно позвоночнике, ребёнок борется за жизнь в условиях дефицита кальция.

А когда мама переводит ребёнка на смешанное, а хуже того - искусственное питание, дефицит кальция растет. Его не хватает для минерализации костей, хрящей, кожи и внутренних органов. От его дефицита страдают все органы и системы.

Со стороны нервной системы наблюдается повышенная возбудимость, беспокойство, пугливость, раздражительность, капризы , заметно нарушается сон, дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Наблюдается повышенная потливость , особенно во сне и при кормлении.

Недостаток кальция в костях, связках и мышцах приводит к вялости, дряблости и пониженному тонусу мышц , разболтанности суставов и плоскостопию, которое затем пытаются длительно лечить «припарками», как всегда, не устраняя причину.

Отчего зависит развитие рахита?

В развитии рахита очень важно не только количество кальция, но и его соотношение с фосфором, магнием, витамином Д, парагормоном, кальцитонином, гормоном роста и другими биологически активными веществами.


Если в кишечнике достаточно ионизированного кальция, то и витамина Д будет образовываться достаточно. Если кальция в кишечнике мало, то в кровь выбрасывается гормон, который активизирует образование витамина Д, и вместе они вымывают кальций из костей в кровь и кишечник.

Витамин Д выполняет роль наполнителя кровотока кальцием. В случае дефицита кальция в кишечнике синтез витамина Д для того и снижается, чтобы не допустить разрушения костей, которые надо строить а не ломать.

Чем опасен гипервитаминоз Д?

Мама, получив инструкции доктора принимать витамин Д и желая ускорить процесс выздоровления, зачастую увеличивает эту дозу ещё в 2 раза! И получает хронический гипервитаминоз Д.

Гипервитаминоз легко возникает у детей , находящихся на искусственном вскармливании; у детей, перенёсших родовую травму, у детей, матери которых принимали во время беременности высокие дозы витамина Д. Осложнениями гипервитаминоза могут быть пневмония, пиелонефрит, миокардит, панкреатит и другие.

К ранним симптомам гиперкальциемии (много кальция в крови), возникающей при избытке витамина Д, относят тошноту, срыгивания грудного молока, рвоту пищей, слабость, головную боль, сухость во рту, запор, металлический привкус во рту, мышечные боли и боли в костях.

Более поздними симптомами передозировки витамина Д являются образование большого количества мочи, жажда, отсутствие аппетита, уменьшение массы тела, конъюнктивит, нарушение пищеварения, боязнь света, неинфекционный насморк, сыпь, повышение температуры тела, белок в моче, повышение холестерина в крови.


Излагаю все это так подробно, потому что родители в большинстве своем не думают о том, что произойдёт в организме человека, особенно ребёнка под воздействием витамина Д и любого другого препарата.

Адекватная пропорция кальция к витамину Д должна составлять (стремиться) некоторое количество, соотнесённое к нулю, то есть к хорошему кальцию вообще не надо добавлять витамин Д.

Отравление витамином Д развивается чаще у детей первого полугодия жизни при приеме больших доз витамина в течение относительно короткого промежутка времени (2-3 недели) . При индивидуальной повышенной чувствительности оно проявляется с самого начала введения препарата в дозах, близких к физиологическим.

Что заменит витамин Д?

До того, как медики-бизнесмены синтезировали витамин Д, маме и ребёнку в рацион просто добавляли кальций и рыбий жир.


При необходимости из компонентов, содержащихся в рыбьем жире и других продуктах питания, организм может сам образовать активные формы витамина Д. Если они не синтезируются, значит, на то есть причина. Слепое увеличение дозы витамина Д-3 без введения адекватного количества усвояемого кальция чревато серьёзными последствиями.

Я рекомендую детям и мамам принимать спирулину, детский Биокальций, аминокислотный хелатный кальций или детский Нанокальций. В последних двух витамина Д нет, а биодоступность кальция из этих БАДов составляет около 90%. Мамам необходимо принимать хитозан, кальций и спирулину в первую очередь до беременности, кальций и спирулину - во время беременности и кормления грудью.

Доктор Пилюк

Уважаемые читатели! Принимаете ли вы и ваши дети витамин Д? Читаете ли вы состав комплексных витаминов? Ждем ваших ответов в комментариях!

Страница 1

Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездо­ленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьян­ское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и по­собия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее отно­сить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми прихо­дилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали орео­лом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближен­ными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоя­нии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милосты­ни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в про­шлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государст­ва, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попро­шайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось пре­ступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во вто­рой раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В неко­торых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бро­дяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материаль­ным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с мно­годетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноцен­ный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безра­ботные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие на­дежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жиз­ни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непре­стижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дис­комфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают пло­хие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой ква­лификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действи­тельности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбле­ния становятся обычным делом.

§ 20. Бедные

Бедность - это экономическое и социальное состояние лю­

дей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. Но бедность - еще и культурное явление.

Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ истиль жизни, передающиеся из поколения в поколе­ ние нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой культуре.

В зависимости от того, насколько высок уровень экономи­ ческого развития страны, бедность охватывает либо значи­ тельную часть населения, либо малую. В 1992 г. в США к бед­ ным относили 14% населения, а в России - 80% . Иными словами, большинство россиян в 1992 г., а затем, после кризи­ са 17 августа 1998 г., оказалось у самого порога бедности либо перешагнуло его.

Порог бедности - это сумма денег, официально установ­

ленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии удовлетворить только самые необходимые потребности. Его также называют «уровнем бед­ ности». В России он получил дополнительное название прожи­

точного минимума.

ПРОЖИТОЧНЫМ МИНИМУМОМ называют набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позво­ ляет человеку удовлетворять минимально допустимые, с науч­ ной точки зрения, потребности.

Раньше человечество жило много хуже и численность бед­ ных была выше. В Древней Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрож­ дения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился до 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к бедным, а через 50 лет - всего 15%. Таким образом, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня - меньшинства.

В СССР бедных было незначительное меньшинство. Однако после «шоковой терапии» 1992 г. и дефолта 1998 г. ими оказа­ лось большинство населения. Когда Россия экономически ок­ репнет, количество бедных в ней уменьшится, а численность среднего класса возрастет. А что станет с богатыми? Есть осно­

Обычно ученые-социологи выделяли абсолютную и относи­ тельную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле ли­ бо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозмож­ ность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некий стандарт, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не смо­ жет позволить себе купить компьютер или японский телевизор.

Нищета - этокрайняя бедность. Нищим считался чело­ век, живущий подаянием, собирающий милостыню, способ­ ный удовлетворять только физические потребности, обеспечи­ вающие лишь биологическое выживание. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. Нищих вклю­ чают в состав так называемогоандеркласса, т.е. буквально некласса, или слоя, стоящего ниже всех классов.

Но не всех живущих в абсолютной бедности следует назы­ вать нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее от­ носить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В од­ них случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других - нищих и попрошаек ок­ ружали ореолом святости. Отношение к нищим могло менять­ ся в одной и той же стране на протяжении разных эпох.

В России нищие до 1917 г. считались убогими, т.е. обижен­ ными обществом, но приближенными к Богу. После револю­ ции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда.

В Европе XVI века, пока государство не взяло на себя заботу

о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считал­ ся посланцем Бога. У русских крестьян подача милостыни ни­ щим считалась очищением от грехов. В XIX веке один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, он даже за высокую плату не соглашался работать, ссы­ лаясь на болезни и немощь.

Но чувство уважения и сострадания постепенно уходило в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганное ростом числа попрошаек и нищих. Государство постоянно ужесточало меры против попрошайничества и бродяжничест­ ва, считая их преступлением.

Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжи­ гали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. Но в то же время для бродяг строили ночлежные дома и приюты, созда­ вали фонды помощи, однако как социальная категория они ни­ когда не исчезали.

Бедные не являются экономически самостоятельной катего­ рией, так как неспособны обеспечить материальное благополу­ чие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, посо­ биям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверенитет, но не лишаются конституционных прав и соци­ альных привилегий, существующих в обществе. Правда, реали­ зовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная жизнь существует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.

Материальная нужда сказывается на детях. Часто они вы­ нуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не мо­ гут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы им расши­ рить свой кругозор. Родители, как правило, малообразован­ ные, не в состоянии помочь детям в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторите­ том. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом роди­ телей, то на свет появляется неполноценное потомство.

В США в состав бедных включают следующие группы: без­ работные, малооплачиваемые рабочие, недавние иммигран­ ты, люди, переехавшие из деревни в город, национальные меньшинства, бродяги и бомжи, люди, не имеющие возмож­ ности работать из-за старости, увечья или болезни, неполные семьи, где отсутствует отец.

Раньше в СССР к категории бедняков относили членов многодетных семей, инвалидов с детства (по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители деревень.

Понятия: бедность, порог бедности, нищета.

Вопросы и зад ан и я

1. Расскажите, как вы понимаете, что такое относительная бед­ ность и абсолютная бедность.

2. Расскажите об образе жизни бедных людей и нищих.

3. Перечислите причины бедности людей в современной России.

4. Как общество относится к нищим?

*5. Английский экономист Т. Мальтус считал: бедность - след­ ствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая им, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государствен­ ные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной бла­ готворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России?

*6. Существуют две противоположные точки зрения на бед­ ность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глуб­ же нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше бо­ гатых, тем богаче население в целом, а следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие ар­ гументы вы приведете в защиту своей позиции?

*7. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, раз­ рушительных войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Дайте

письменный ответ,

■ П робл ем а. Среди социологов XIX века бытовала и такая точ­

ка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она - необходи­ мый элемент укрепления социального порядка, поскольку очи­ щает общество от наименее приспособленных. Какова ваша точка зрения?

П р а к т и к у м, В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения.

Как вы думаете, где больше бедных - в богатых или в бедных странах?

§ 21. Этнос: нации и народности

ЭТНОС (от греч. ethnos - племя, народ) - собирательное на­ звание для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

Когда мы говорим об этносах, то сразу же вторгаемся в по­ граничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос - в широком смысленарод­ ность илинация - сочетает в себе и биологические, и соци­ альные свойства. Они предопределяют все многообразие ти­ пов людей. Среди них ведущими выступаютсоциальные факторы. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или бе­ лый цвет лица - это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, нехватку солнечных лучей и т.д. Географическая изолиро­ ванность, труднопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, взглядах, языке, привыч­ ках и традициях, культуре тех кровнородственных общно­ стей, компактно обитавших в данной местности. Они опреде­ лили характер и своеобразие этих общностей - этносов.

От своих собратьев по животному миру человек среди про­ чего отличается еще и тем, что только он знает своих предков; т.е. только у людей существует межпоколенная связь, переда­ ваемая не биологическим, а социальным путем, есть семья, род и клан, из которых, как из первичной материи, формиру­ ется племя - самая ранняя форма этноса.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя пред­ полагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколен ныв общностилюдей. Теперь мы имеем два признака этно­ са - кровнородственные узы и межпоколенная общность. Первый целиком биологический, второй уже с серьезной при­ месью социальных факторов. Но мы и говорили о том, что эт­ нос - пограничная категория, с двойственной природой - би­

ологической и социальной. В отличие от него классы, сосло­ вия и профессии - чисто исторические и социальные группы. Если профессию вы можете выбрать добровольно, то нацио­ нальность вы не выбираете. Ее вы наследуете от родителей. Если родители разных национальностей, то ребенок вправе выбрать ту или другую национальность (у русских, как прави­ ло, по отцу, у евреев - по линии матери). Значит, националь­ ность - смешанный статус.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, не только древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, куль­ тура, особенности быта, язык и территория.

Язык - отличительный признак этноса. Обычно один эт­ нос - один язык. Однако нередко на одном языке могут гово­ рить несколько народов. Например, почти все народы Латин­ ской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. Точно так­ же на английском языке говорят не только англичане, но и ан­ гло-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируют общий язык. Со временем он обогаща­ ется новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.

Другой отличительный признак этноса - определенная территория.Она, как и язык, может расширяться, обнов­ ляться, когда этносы переселяются на новые места или осва­ ивают новые земли. Большинство этносов проживают ком­ пактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Так, французы проживают во Франции, испанцы - в Испании, англичане - в Англии.

Связь между этносом, языком и территорией очень тесная. Действительно, за что борются малые народы? За свою терри­ торию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. Борются часто не на жизнь, а на смерть.

Объединяют этносы также обычаи, традиции, особенности культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, отличающие его от другого народа.

У некоторых этносов долгое проживание на одной террито­ рии накладывает неизгладимый отпечаток на миросозерца­

ние, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Кста­ ти сказать, таких народов большинство. Некоторые чуть ли не всю жизнь бродят по земному шару. Например, цыгане. Обща­ ясь с самыми разными народами, они, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.

Не меньшую роль играет еще один признак общего - эт­ ническое, илинациональное, самосознание. Надо чувствовать своюпринадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и цен­ ности. Цыгане, где бы они ни скитались, носили с собой свои традиции. Русские старообрядцы, оказавшись за рубежом, тоже свято хранят особенности своего быта и культуры. Этни­ ческое сознание - этодуховное отождествление человека со своим народом.

Духовное отождествление сильнее территориального или языкового. Те же русские, осевшие 30- 50 лет назад во Фран­ ции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордо­ стью именуют себя русскими. Они остались русскими по кро­ ви и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия. Но они и сами явля­ лись духовными лидерами нации, чувствуя за нее историче­ скую и культурную ответственность. Речь идет, конечно же, о русском дворянстве и интеллигенции.

Сложнее дело обстоит с русскими эмигрантами последнего десятилетия. Одни легко ассимилировались, другие легко ис­ пытывают острую ностальгию по России. Но у многих из них есть возможность свободно посещать свою историче­ скую родину.

Если человек пренебрежительно или высокомерно отно­ сится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духов­ ном смысле он уже потерял родину, хотя территориально про­ живает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы ту или иную группу людей считать этносом, необходимо выполнение следующих условий:

- кровное родство - единство происхождения от общего предка;

- устойчивая межпоколенная преемственность;

- единство территории;

Единство языка;

- общность исторической судьбы;

- общая культура и традиции;

- общее самосознание.

Эти признаки правильнее будет именовать этнообразующими факторами.

Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической)родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком мигрировал впоследствии, уже сформиро­ вавшись в единую общность, и которая стала его второй роди­ ной, т.е.исторической родиной, или куда мигрировала толь­ ко его часть. Нас будут интересовать два последних случая.

Миграция, или переселение со своей исторической роди­ ны, послужила основой формирования, например, современ­ ного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн. человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они.назывались булгарами и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII веке, откуда их вытес­ нило другое тюркоязычное племя - хазары.

Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из них достиг территории современной Болгарии за Ду­ наем. Там проживали славянские племена, переселившиеся за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили заду­ найских славян и сформировали славяно-тюркское государст­ во, во главе с ханом Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славян­

ский язык, стал формироваться теперь уже славянский бол­ гарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болга­ рия (Булгария) - Волжско-Камская (территория современно­ го Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формиро­ вании современных татар, чувашей, башкир и других поволж­ ских народов. В X -XIV веках они создали мощное государст­ во - самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Оно торговало с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами. Булгария даже соперничала с Древнерусским го­ сударством, но, как и последнее, была покорена монголо-тата- рами. Еще в X веке молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за под­ держкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы

и медресе. Археологические находки предметов быта с надпи­ сями свидетельствуют о широком распространении грамотно­ сти среди булгарского населения. В Булгарии появляются соб­ ственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В XIV-XV веках, по мере ослабления Золотой Ор­ ды, усиливается военное давление Руси. Русские занимают булгарский престол и подчиняют его Москве. Самостоятель­ ность сохранили только северные территории, где сформиро­ вались новое государство - Казанское ханство и новый этнос - казанские татары. Такова историческая судьба некогда едино­ го этноса, одна половина которого превратилась в проводника

и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая - в проводника ислама на территории славян­ ского государства Руси.