Выставка тканей в эрмитаже. «Эрмитажная энциклопедия текстиля

С 29 июля в Зимнем дворце на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» впервые представлены текстильные коллекции Эрмитажа во всём их многообразии, от первобытных образцов до тканей XX века, от Античности и Востока до современной Европы.

Платье парадное придворное императрицы Марии Федоровны (1847-1928): лиф, юбка, шлейф
1880-е
Мастерская «Izambard Chanceau»
Санкт-Петербург, Россия
Бархат, атлас, кружево, серебро, нить золоченая, бить золоченая, канитель, блестки, китовый ус, бронза; золотое шитье, литье, штамповка, золочение, ручная работа

Медальон с изображением богини земли Геи
IV-V вв.
Египет
Шпалерное плетение, лен, шерсть.

Ткань с павлинами и утками на желтом фоне
1786-1794
Фабрика Лазаревых, с.Фряново, ткач Сергей Стрельников, (Московская губерния), Россия
Шелк, синель; брошировка, фон атлас

Ткань зеленая, затканная золочеными нитями, с узором из пальметок и фантастических зверей
Конец XIV в.
Италия. Лукка (?), Венеция (?)
Шелк, «кипрское золото»

В Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, костюмов, вышивок и кружева. По многообразию текстильная коллекция музея может претендовать на энциклопедичность охвата как исторических периодов, так и географических ареалов, где когда-либо существовали производства текстиля.

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока. Здесь можно увидеть никогда не покидавший стены Зимнего дворца гобелен «Крестница Фей», который был преподнесен Николаю II лично французским президентом Феликсом Фором (Félix Faure). Среди других ценных подарков Российскому императорскому дому – шпалеры, ровно триста лет назад привезенные из Парижа Петром I. Редкостью является полный костюм кавалера английского ордена Подвязки, подаренный Александру II королевой Великобритании Викторией. К уникальным экспонатам можно отнести костюм Евгения Богарне, пасынка императора Наполеона, привезенный в Россию в 1839 году после свадьбы его сына Максимилиана и дочери Николая I Марии.

На выставке также показаны образцы парадного костюма, военной и придворной униформы: платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра III и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками талантливых русских и иностранных мастеров и ведущих модных домов Европы и России XVIII – начала XX века. Кроме военных мундиров на выставке показаны яркие образцы из прекрасной коллекции знамен.

В коллекции Эрмитажа, наряду с предметами из Зимнего дворца и других царских и великокняжеских резиденций, хранятся произведения из собраний русских аристократов. Особенно богатыми были коллекции князей Юсуповых, куда входили первоклассные шпалеры, костюмы кружево, среди них роскошное свадебное покрывало с гербами рода Юсуповых и графа Сумарокова-Эльстон.

Собрание восточного текстиля в Эрмитаже включает редкие и интересные памятниками. Русские цари в своей казне хранили большое количество китайских шелков и вышивок. Многие изделия были поднесены в качестве дипломатических подарков. Например, тканая шелковая шпалера с изображением журавля была подарена китайским императором Петру I.

Персидские и турецкие бархаты XVI века можно увидеть в русских церковных облачениях, оплечья которых были вышиты в XVII веке русскими мастерами. Зрители имеют также редкую возможность познакомиться с роскошными восточными коврами, вытканными в мастерских Индии, Ирана и Кавказа.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Собрание, насчитывающее тысячи предметов, распределено по научным отделам Эрмитажа. Наиболее ранние образцы текстиля хранятся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, Отделе Античного мира и Отделе Востока.

Текстильное собрание Отдела археологии насчитывает более тысячи предметов, принадлежащим различным историческим эпохам – от неолита до Средневековья. Древнейшие на выставке предметы текстиля относятся к эпохе неолита (3-е тысячелетие до н. э.) и были созданы строителями свайных поселений на северо-западе России.

В Эрмитаже хранятся многочисленные и разнообразные коллекции памятников скифской эпохи (IX–III века до н. э.), включающие и текстильные находки. Ими особенно богаты погребения кочевых «вождей» на территории Саяно-Алтая: раннескифские комплексы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве и, конечно, знаменитые «ледяные» курганы Алтая, в первую очередь Пазырыкские.

География находок более позднего времени значительно шире. Редкие образцы текстильных изделий ранневизантийского времени – златотканые каймы – происходят из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI–VII веков на Госпитальной улице в Керчи.

В ходе археологического изучения Старой Ладоги – известного памятника эпохи викингов и Древней Руси – была получена значительная коллекция текстиля VIII–X веков. Исследование средневековых памятников Прибалтики дало много фрагментов шерстяных и льняных тканей, принадлежавших племенам латгалов IX–XII веков.

Находки из курганов средневековых кочевников XII–XIII веков на Днепре составляют коллекцию узорных шелковых тканей и вышивок, в том числе, вероятно, византийского производства. Узорные ткани и вышивки из китайского шелка происходят из знатного погребения монгольского времени в Южной Сибири.

В Отделе Античного мира хранится собрание тканей из античных некрополей Северного Причерноморья. Ткани относятся к разным периодам античной эпохи – от V века до н. э. до IV века н. э. Наиболее ранние шерстяные ткани покрыты узорными и сюжетными росписями с именами изображенных персонажей.

Собрание Отдела Востока Эрмитажа насчитывает около десяти тысяч единиц различных текстильных изделий (костюмы, отрезы тканей, археологические находки), в том числе около пятисот ковров из Турции, Азербайджана, Ирана, Китая и Индии. Крупнейшая коллекция предметов одежды и ковров, китайских шелковых тканей и вышивок происходит из погребений элиты кочевников сюнну в горах Ноин-Ула на севере Монголии. Уникальные предметы текстиля из аланского могильника Мощевая балка (Северный Кавказ, Адыгея) сохранились в условиях высокогорья, по которому в VIII–IX веках проходил один из отрезков так называемого Шелкового пути (основная часть коллекции выставлена в зале 57 Зимнего дворца). На другом конце Шелкового пути – у города Дуньхуан на северо-западе Китая – в пещерном буддийском монастыре Могао найдены фрагменты китайских шелков VIII–X веков. Важнейшее собрание тканей и буддийских знамен XII–XIV веков было привезено в Санкт-Петербург из развалин города Хара-Хото государства Западная Ся, которое существовало на северо-западе Китая в X–XIV веках.

В Египте, благодаря сухому и жаркому климату, прекрасно сохранился текстиль разных эпох. Красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV–XII веков – одна из блестящих страниц христианской художественной культуры Египта. Узорные завесы, шали, туники, покрывала, салфетки вытканы из шерсти и льна в гобеленовой (шпалерной) технике. В конце XIX века они приобретались у местных жителей и торговцев.

В 1885 году Императорский Эрмитаж приобрел в Париже коллекцию произведений средних веков и эпохи ренессанса, в которую входили ткани, вышивки и шпалеры, составляющие сегодня гордость эрмитажной коллекции. На выставке впервые показаны итальянские средневековые ткани и вышивки из Нидерландов вместе с современными им тканями из Китая и Египта, что позволяет наглядно проследить взаимные влияния и обмены ткацкими технологиями, а также художественные связи между различными странами.

Значительная часть эрмитажной коллекции тканей, вышивок, шпалер XIII–XVI веков, которая иллюстрирует все этапы производства, происходит из коллекции Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В Пикетном зале Зимнего дворца зритель может увидеть итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, а также итальянские затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Образцы персидских и турецких тканей того же времени, показанные вместе с итальянскими тканями, демонстрируют обоюдные заимствования в узорах.

Экспозиция «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» позволяет не просто увидеть предметы из хранилищ музея, не экспонирующиеся на постоянных выставках, но также узнать о взаимосвязи текстильных технологий и орнаментаций разных стран.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный буклет. Автор текста и куратор выставки – Татьяна Николаевна Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Выставка организована при поддержке компании

В парадных залах Зимнего дворца открылись две выставки, одна из которых посвящена истории тканей, вторая – их реставрации. В Государственном Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, знамен, шпалер, костюмов, вышивок и кружева - настоящая энциклопедия текстиля с эпохи неолита до наших дней, географически представляющая все населенные людьми территории планеты, обитатели которых занимались ткачеством.

Впервые в Зимнем дворце представлены текстильные коллекции Эрмитажа во всём их многообразии, от первобытных образцов до тканей XX века, от Античности и Востока до современной Европы.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Здесь можно увидеть красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV–XII веков, итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Представлены редчайшие китайские ткани и ранневизантийские золототканые каймы VI–VII веков, уникальные предметы, в том числе детские игрушки, одежда и даже шелковая обувь, из аланского могильника Мощевая Балка (по территории Адыгеи проходили обходные тропы Великого шелкового пути).


Медальон с изображением богини земли Геи. Египет. IV-V вв. Лён, шерсть, шпалерное ткачество


Ткань зелёная, затканная золочеными нитями, с узорами из пальметок и фантастических зверей. Италия. Лукка(?), Венеция (?). XIV в. Шёлк, "кипрское золото"

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока.

В Гербовом зале, на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» показаны предметы, жизнь которых была значительно продлена благодаря реставрации: знамена и штандарты, с реставрации которых началась история реставрации тканей в Эрмитаже, шпалеры и декоративные вышивки, предметы церковных облачений, светского и военного костюма, а также мемориальный костюм российских императоров.

Большой интерес представляет история реставрации и консервации археологических тканей. Выбор экспонатов для выставки обусловлен не столько их уникальностью и высоким художественным уровнем, сколько возможностью наглядно показать, как решаются сложные реставрационные задачи и как постепенно за восемьдесят лет менялся сам подход к реставрации памятников.


Хоругвь с изображение Георгия Победоносца. XVI в. Италия. До и после реставрации

Среди особенно любопытных экспонатов - тканая шелковая шпалера с изображением журавля, подаренная китайским императором Петру I, парадный костюм Петра I, сшитый для коронации Екатерины I, надетый после его смерти на Восковую персону, кафтан и штаны, поднятые с затонувшего в 1724 году судна «Архангел Рафаил», парадное платье императрицы Марии Федоровны,супруги Александра III, шпалера «Нарцисс у источника», тканый портрет великого князя Николая Павловича и др. Не все эти предметы можно видеть в постоянной экспозиции Эрмитажа.


Парадный костюм Петра I, сшитый для коронации Екатерины I. 1724 г. Россия, Санкт-Петербург


Платье парадное придворное императрицы Марии Фёдоровны (1847-1928). Мастерская «Izambard Chanceau». 1880-е гг. Россия, Санкт-Петербург

Выставочный проект, приуроченный к открывающейся в Эрмитаже в сентябре Генеральной ассамблее Международного общества изучения старинных тканей, организован при поддержке компании LVMH. К нынешней выставке подготовлены иллюстрированный буклет и научный каталог.

From 29 July the exhibition “The Hermitage Encyclopaedia of Textiles. Conservation” in the Armorial Hall of the Winter Palace presents museum objects whose life has been repeatedly extended thanks to restoration.

There are banners and standards, tapestries and decorative embroideries, church vestments, civilian and military clothing, and also memorial articles once worn by Russian rulers. Worthy of separate attention is the history of the conservation of archaeological fabrics. The choice of exhibits for display was determined not so much by their uniqueness and high artistic quality, as by the opportunity to demonstrate clearly how difficult restoration tasks are tackled and how the approach to the conservation of articles itself gradually changed, which methods remain relevant and which new tendencies predominate today.

Some of the exhibits have their own unique restoration history. Peter the Great’s ceremonial costume, made for the coronation of his wife Catherine as empress-consort and put on the wax figure of the Emperor after his death, and the uniform that Peter wore at the Battle of Poltava are Russian national relics that became museum exhibits as far back as the 18th century. The coat and breeches raised by archaeologists from the merchant vessel Erzengel Raphael that sank in the Baltic in 1724 are ordinary articles of Western European dress from the early 18th century, but the story of their restoration is unique and of interest not only to specialists.

The history of textile restoration in the Hermitage began with work on banners. The task of preserving as far back as the late 19th century was resolved by pasting the worn-out pieces of cloth onto a new backing. At present, a widely-used method for reinforcing museum fabrics is to attach them to a new backing by sewing, as well as by employing modern adhesives. Today restorers have the opportunity if necessary to remove aged glue and carry out a repeat restoration, applying new methodologies. An example of such work is provided by the restoration of several 18th-century Turkish silk banners that had previously not been renovated, and also for the repeat restoration of two Bavarian banners from 1812 and an 18th-century Swedish banner. After cleaning and reinforcement Russian 18th- and 19th-century banners backed using glue or silk threads retain their historical appearance. The restoration of the banner of the Life Guards Preobrazhensky Regiment preserved not only the silk base and embroidery, but also the various darnings and painstakingly fine sewing up of tears done by different hands that prolonged the life of the object and embody its history.

The Hermitage possesses an extensive collection of Western European and Russian tapestries. The tapestry depiction of Narcissus at the Pool and the tapestry portrait of Grand Duke Nikolai Pavlovich included in the exhibition demonstrate the method of making good losses in the wool and silk weft following the original weaving technique to reconstruct the original appearance of the composition. Another approach to restoration is exemplified by the tapestry of A Lady at Her Toilet that was previously back with tulle using flour paste. This method made it possible to keep the tapestry in a stable condition for a time, but it distorted and in places completely destroyed the depiction. In a repeat restoration, the tapestry was attached to a new backing using restoration stitching imitating the tapestry weaving technique.

A special place within restoration work is taken by the conservation of archaeological artefacts. The Hermitage has Greco-Roman, Coptic and Byzantine fabrics, fragments of clothing, hangings and saddle cloths from the kurgans of the Altai mountains and northern Mongolia that were discovered during archaeological excavations. Among the unique exhibits preserved by restoration using flour paste are articles from the Pazyryk burial mounds of the Altai from the 5th–3rd centuries BC: a large felt carpet and the world’s oldest woollen pile carpet from the Fifth Kurgan. It has been part of the permanent display since the restoration carried out in 1949–50. The restoration of the felt stockings from the Second Pazyryk Kurgan that was carried out in 2016 after preliminary analytical and practical work made it possible to reunite a host of separate, badly distorted fragments, to come close to an understanding of the true shape and to better determine the dimensions of the archaeological artefacts.

The display includes Chinese scrolls carrying portraits of military commanders and painted silk wallpapers. Some of the latter were used in the decoration of the rooms of the Menshikov Palace. Unique experience in the restoration of Chinese pictorial wallpapers and extremely high professional skills enabled the artist-restorers in 2007 to embark on the restoration of 18th-century Chinese scrolls depicting outstanding generals that were in a perilous condition. The five portraits in the form of vertical scrolls were created in China in 1760 on the orders of Emperor Qianlong.

The exhibition includes items of formal, festive, ceremonial and military dress, as well as church vestments. Of particular interest are the memorial items from the “Wardrobe of Peter I”, the uniforms of emperors and dresses of empresses that have come down to the present day. The restoration of clothing entails not only cleaning and strengthening the fabrics, but also reconstructing the shape and cut of an article. Conservation of outfits requires an individual approach with a specific method of restoration being developed for each fabric.
Weapons, armour and elements of horse tack are often combinations of metal, wood and leather, finished with a variety of fabrics – wool and silk, plain and patterned, satiny and velvety, often embellished with gold embroidery. The elimination of deformations in three-dimensional, multi-layer materials, cleaning and strengthening of the fabrics and the restoration of the gold needlework makes it possible to present such museum exhibits as cuirasses, saddles and horsecloths in their proper form, giving them back the original appearance often distorted by time. Exhibition visitors will be able to appreciate the historical and artistic value of a saddle and bridle set that belonged to Empress Catherine II, to view the gold embroidery on velvet saddles and to wonder at the armour of an 18th-century Indian warrior belonging to a type called a “coat of a thousand nails”.

An example of complex restoration is provided by works of gold embroidery – Early Russian needlework and Western European embroideries. After cleaning and reinforcement of the fabrics the attachment of the metallic threads is carried out with extreme precision, returning the pattern of the image and giving the precious threads back their original colouring. The panel depicting St George, made in Western Europe in the first quarter of the 17th century, the Russian needlework shrouds of The Presentation in the Temple and Three Saints from the 1600s and the icon St Mikhail of Chernigov from the second half of the 16th century have recovered their richness of colour thanks to the recreation of the artistic stumpwork and embroidery. The restoration of a Chinese hanging depicting a dancing crane required the making of composite threads from peacock feathers and silk that were twisted from analogous materials. The restoration of a lace bedspread made from extremely fine linen that is a masterpiece of French applied art from the last third of the 18th century was performed with virtuoso skill and tremendous delicacy.

Headwear and footwear, a bugle-work fire screen and a lace fan, dolls and an embroidered velvet cushion – each of the pieces of applied art has its own characteristics. The use to which articles were put often determines their state of preservation. Bugle-work embroidery incorporated into a fire screen was subjected to strong shifts of temperature and humidity. Silk and velvet slippers were a popular wardrobe item and their owners wore them frequently. Folk headdresses with gold embroidered decoration were carefully treasured, not simply handed down from generation to generation, but also used only as intended. A Dutchwoman doll was presented to Emperor Alexander I in the summer of 1814, when he visited the town of Zaandam (or Saardam), where Peter the Great had lived while learning to build ships. The “Landlady of the Little House at Saardam” has a large wardrobe and a host of accessories. Work to conserve the doll’s clothing has been performed several times – in 1912, 1948 and 1997–98, thanks to which this unique item now features in the exhibition.

The State Hermitage Publishing House has produced a scholarly illustrated catalogue for the exhibition with an introduction by Svetlana Borisovna Adaksina, Deputy General Director and Chief Curator of the State Hermitage. The exhibition curator is Marina Vladimirovna Denisova, head of the Laboratory for the Scientific Restoration of Fabrics and Water-Based Paintings in the State Hermitage’s Department of Scientific Restoration and Conservation.

The exhibition has been organized with the support of the company

В Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, костюмов, вышивок и кружева. По многообразию текстильная коллекция музея может претендовать на энциклопедичность охвата как исторических периодов, так и географических ареалов, где когда-либо существовали производства текстиля.

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока. Здесь можно увидеть никогда не покидавший стены Зимнего дворца гобелен «Крестница Фей», который был преподнесен Николаю II лично французским президентом Феликсом Фором (Félix Faure). Среди других ценных подарков Российскому императорскому дому - шпалеры, ровно триста лет назад привезенные из Парижа Петром I. Редкостью является полный костюм кавалера английского ордена Подвязки, подаренный Александру II королевой Великобритании Викторией. К уникальным экспонатам можно отнести костюм Евгения Богарне, пасынка императора Наполеона, привезенный в Россию в 1839 году после свадьбы его сына Максимилиана и дочери Николая I Марии.

На выставке также показаны образцы парадного костюма, военной и придворной униформы: платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра III и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками талантливых русских и иностранных мастеров и ведущих модных домов Европы и России XVIII - начала XX века. Кроме военных мундиров на выставке показаны яркие образцы из прекрасной коллекции знамен.

В коллекции Эрмитажа, наряду с предметами из Зимнего дворца и других царских и великокняжеских резиденций, хранятся произведения из собраний русских аристократов. Особенно богатыми были коллекции князей Юсуповых, куда входили первоклассные шпалеры, костюмы кружево, среди них роскошное свадебное покрывало с гербами рода Юсуповых и графа Сумарокова-Эльстон.

Собрание восточного текстиля в Эрмитаже включает редкие и интересные памятниками. Русские цари в своей казне хранили большое количество китайских шелков и вышивок. Многие изделия были поднесены в качестве дипломатических подарков. Например, тканая шелковая шпалера с изображением журавля была подарена китайским императором Петру I.

Персидские и турецкие бархаты XVI века можно увидеть в русских церковных облачениях, оплечья которых были вышиты в XVII веке русскими мастерами. Зрители имеют также редкую возможность познакомиться с роскошными восточными коврами, вытканными в мастерских Индии, Ирана и Кавказа.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Собрание, насчитывающее тысячи предметов, распределено по научным отделам Эрмитажа. Наиболее ранние образцы текстиля хранятся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, Отделе Античного мира и Отделе Востока.

Текстильное собрание Отдела археологии насчитывает более тысячи предметов, принадлежащим различным историческим эпохам - от неолита до Средневековья. Древнейшие на выставке предметы текстиля относятся к эпохе неолита (3-е тысячелетие до н. э.) и были созданы строителями свайных поселений на северо-западе России.

В Эрмитаже хранятся многочисленные и разнообразные коллекции памятников скифской эпохи (IX-III века до н. э.), включающие и текстильные находки. Ими особенно богаты погребения кочевых «вождей» на территории Саяно-Алтая: раннескифские комплексы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве и, конечно, знаменитые «ледяные» курганы Алтая, в первую очередь Пазырыкские.

География находок более позднего времени значительно шире. Редкие образцы текстильных изделий ранневизантийского времени - златотканые каймы - происходят из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI-VII веков на Госпитальной улице в Керчи.

В ходе археологического изучения Старой Ладоги - известного памятника эпохи викингов и Древней Руси - была получена значительная коллекция текстиля VIII-X веков. Исследование средневековых памятников Прибалтики дало много фрагментов шерстяных и льняных тканей, принадлежавших племенам латгалов IX-XII веков.

Находки из курганов средневековых кочевников XII-XIII веков на Днепре составляют коллекцию узорных шелковых тканей и вышивок, в том числе, вероятно, византийского производства. Узорные ткани и вышивки из китайского шелка происходят из знатного погребения монгольского времени в Южной Сибири.

В Отделе Античного мира хранится собрание тканей из античных некрополей Северного Причерноморья. Ткани относятся к разным периодам античной эпохи - от V века до н. э. до IV века н. э. Наиболее ранние шерстяные ткани покрыты узорными и сюжетными росписями с именами изображенных персонажей.

Собрание Отдела Востока Эрмитажа насчитывает около десяти тысяч единиц различных текстильных изделий (костюмы, отрезы тканей, археологические находки), в том числе около пятисот ковров из Турции, Азербайджана, Ирана, Китая и Индии. Крупнейшая коллекция предметов одежды и ковров, китайских шелковых тканей и вышивок происходит из погребений элиты кочевников сюнну в горах Ноин-Ула на севере Монголии. Уникальные предметы текстиля из аланского могильника Мощевая балка (Северный Кавказ, Адыгея) сохранились в условиях высокогорья, по которому в VIII-IX веках проходил один из отрезков так называемого Шелкового пути (основная часть коллекции выставлена в зале 57 Зимнего дворца). На другом конце Шелкового пути - у города Дуньхуан на северо-западе Китая - в пещерном буддийском монастыре Могао найдены фрагменты китайских шелков VIII-X веков. Важнейшее собрание тканей и буддийских знамен XII-XIV веков было привезено в Санкт-Петербург из развалин города Хара-Хото государства Западная Ся, которое существовало на северо-западе Китая в X-XIV веках.

В Египте, благодаря сухому и жаркому климату, прекрасно сохранился текстиль разных эпох. Красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV-XII веков - одна из блестящих страниц христианской художественной культуры Египта. Узорные завесы, шали, туники, покрывала, салфетки вытканы из шерсти и льна в гобеленовой (шпалерной) технике. В конце XIX века они приобретались у местных жителей и торговцев.

В 1885 году Императорский Эрмитаж приобрел в Париже коллекцию произведений средних веков и эпохи ренессанса, в которую входили ткани, вышивки и шпалеры, составляющие сегодня гордость эрмитажной коллекции. На выставке впервые показаны итальянские средневековые ткани и вышивки из Нидерландов вместе с современными им тканями из Китая и Египта, что позволяет наглядно проследить взаимные влияния и обмены ткацкими технологиями, а также художественные связи между различными странами.

Значительная часть эрмитажной коллекции тканей, вышивок, шпалер XIII-XVI веков, которая иллюстрирует все этапы производства, происходит из коллекции Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В Пикетном зале Зимнего дворца зритель может увидеть итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, а также итальянские затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Образцы персидских и турецких тканей того же времени, показанные вместе с итальянскими тканями, демонстрируют обоюдные заимствования в узорах.

Экспозиция «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» позволяет не просто увидеть предметы из хранилищ музея, не экспонирующиеся на постоянных выставках, но также узнать о взаимосвязи текстильных технологий и орнаментаций разных стран.

Свет в залах приглушенный, чтобы не повредить тканям.

В свое время Эрмитаж выпускал pdf для свободной загрузке про реставрацию. Так вот, у некоторых костюмов, которые кажутся на витрине немного потертыми, исходное состояние было такое, что... ну в общем, они теперь с иголочки - аккуратной иголочки и соответствующей оригиналу ниточки, как этот мундир Петра I.

Очень хорошо, что их не оставили в оригинальных лоскутках и лохмотьях, а ведь когда-то считалось, что музейный текстиль не надо трогать вообще. Благодаря реставраторам можно с удовольствием смотреть на предметы, к которым вернулись узоры и большей частью краски, и испытать удовольствие от сочетания фактур, почти такое же, как сто и двести, а то и все четыреста лет назад.

На примере шпалер, гобеленов и декоративных вышивок это особенно четко понимаешь.

Текстиль это ведь не только платья, но еще и знамена, обувь и даже части доспехов. Вот это седло и упряж принадлежали Екатерине II:

Туфли, конечно, очень хорошенькие, и даже на устойчивом каблуке, но явно того периода, когда левый и правый предмет обуви делали одинаковым. Даже думать страшно, как такое разнашивать:

Есть и просто ткани именно как образцы тканей, каждый венецианский отрез вызывает в памяти . Понятно, почему техника тиснения на бархате его так завораживала.

Часть экспонатов можно было узнать по (хотя она проходила в 2014, такую роскошь забыть трудно). Визитной карточкой той выставки были великолепные придворные "форменные" платья:

Ну и знаменитые маскарадные костюмы с "Русского бала" 1903 года, наряды которого знакомы всем, у кого была дома вот такая колода карт :

И несколько прекрасных платьев в стиле модерн в "бальной" витрине:

Учитывая количество пайеток, бисера и мелких деталей, многие потребовали внимания реставраторов.

Не всегда самые интересные экспонаты расшиты серебром или золотом или кружевами. Мимо коричневого строгого сюртука в зале реставрации легко пройти, а он, кстати, поднят с затонувшего корабля и приведен в приличный вид. Фото с сайта музея:

Не говоря уж о войлочных чулках из древнего кургана и тому подобных диковинах.

Ну и раз заговорили о диковинах - французское платье XVIII века (1730-1750). Одно дело, когда читаешь о фижмах и прочих каркасных штучках, другое дело возможность оценить габариты своим глазом. Скорее всего фижмы складные. А на спинке модная складка Ватто . Интересный контраст - складка эта добавляет непринужденность за счет свободных линий, но "непринужденность" будет последним словом, которое вспоминается при взгляде на эту юбку.

А вот к восточной ткани с изображениями, иллюстрирующими романтическую историю Лейлы и Меджуна (ну как романтическую,
там все умерли), чуть позже добавили оплечье и получилось богатое церковное облачение. Несколько двусмысленное, но только для музейных работников (и людей, внимательно читающих таблички).

Про облачение Ордена подвязки даже отдельное видео стримили , настолько много интересного осталось под плащем. В ролике показывают шляпу и чулки (которые просто не поместились на стенде), и как переливается серебряный глазет камзола и штанишек.

Посмотрите, какой щегольский редингот (1790) - даже безголовый маникен делает денди.