Как называется этот город в графстве сомерсет. Смотреть что такое "Моэм, Уильям Сомерсет" в других словарях

Уильям Сомерсет Моэм родился в январе 1874 года на территории британского посольства в Париже. Место для родов было выбрано не случайно. Посольство, расположенное фактически на французской земле, по закону является частью английского государства, соответственно ребенок, рожденный на его территории, получает британское гражданство. Такое решение было принято, дабы оградить Уильяма от французских законов, гласивших об обязательной мобилизации на фронт в случае войны. У Уильяма был старший брат Фредерик, который в отличие от него самого воплотил мечты родителей в реальность и стал адвокатом.

Родителей мальчик лишился рано – когда ему было восемь, от чахотки скончалась мать, а двумя годами позднее, от рака ушел и отец. Тогда же осиротевшего Уильяма было решено отправить к родственникам в Англию. Ему было крайне непросто – он совершенно не знал английского, а после пережитого стресса и переезда в Уитстабл и вовсе стал заикаться. Моэм без особого энтузиазма вспоминал собственное детство. Нескладный мальчишка небольшого роста, со слабым здоровьем и дефектом речи – таким он описывает себя маленького. Он не раз признавался, что ему был чужд спорт, которому англичане уделяли так много времени, и он всеми силами пытался оградиться от общества, а новые знакомства завязывал кране редко и неохотно.

Образование и дальнейшее становление

Более-менее обжившись на новом месте, Моэма ждало очередное испытание – поступление в начальную школу. Заведение было выбрано без проблем – им стала Королевской школе в Кентербери. Такой выбор был предсказуем – Генри Моэм, воспитывавший мальчика, служил помощником епископа в одной из церквей, а потому школа при монастыре была идеальным вариантом. После школы он продолжил обучение, поступив в Гейдельбергский университет. Здесь он впервые проявил в себе талант писателя, создав первое произведение — биографию композитора Мейербера. К сожалению, сочинение постигла печальная участь – оно было сожжено. Причем самим Уильямом, после того, как издательство отказало ему в печати. С 1892 года Моэм обучался в медицинской школе, где как и прежде продолжал писать. Позже он проработал почти пять лет в больнице в Ламберте – одном из самых бедных районов Лондона, что в дальнейшем повлияло на формирование его политической позиции. Этот период в жизни писателя ознаменован романом «Лиза из Ламбета» (1897) и пьесой «Леди Фредерик» (1907), принесшей ему первый успех.

Первая мировая и ее отражение в творчестве

Во время Первой мировой войны, Моэм, как и большинство сознательных британских граждан, стали на защиту границ страны. Если кто-то отправлялся на фронт, то Уильям стал сотрудничать с государственным ведомством британской контрразведки, в роли самого настоящего разведчика. Одной из первых его задач в новом амплуа стала поездка в Россию, где он должен был помогать Александру Керенскому — главе Временного правительства. Последнему нужно было любой ценой сохранить Россию в статусе участника военных действий. Так как Моэм был восхищен русской литературой, изучал язык и просто всей душой симпатизировал этой стране, поездка открывала для него абсолютно новые горизонты. Уильяму довелось побывать в самых отдаленных уголках огромной страны и пообщаться с множеством известных политических деятелей. В итоге, миссия все же оказалась «невыполнима» — в свете происходящих событий и развернувшейся Октябрьской революции, Моэм спешно покинул страну. Как и любой творец, Уильям «запечатлел» время работы разведчиком в своей работе – сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент», вышедшем в 1928 году.

Дальнейшая жизнь

Через два года после возвращения с России, в 1919, Уильям снова пожелал «острых ощущений» и отправился в путешествие по Азиатским странам – ему просто необходимо было вдохновение. Позже, вернувшись домой и приступив к работе, он смог проявить себя и как талантливый драматург, представив миру пьесы «Круг» (1921) и «Шеппи» (1933).

Завидное упорство и увлеченность своим делом сделали Моэма одним из самых известных и состоятельных писателей Англии уже к началу 40-х. Он никогда не отрицал того, что ему нравится получать гонорары за свои труды, но при этом всегда говорил, что это не является для него первостепенной задачей. Гораздо важнее для него было делиться с читателем своими мыслями, идеями и образами, которые то и дело появлялись в его сознании.

Вторую Мировую войну, Моэм, уже будучи в довольно солидном возрасте, провел в США, создавая сценарии, а позже корректируя их. В 1944 году мир увидел роман писателя «Остриё бритвы».

Путешествия играли важную роль в жизни Уильяма. В них он находил вдохновение, отдыхал от мирской суеты и раскрывал новые грани своего таланта. Он посещал разные уголки земного шара до тех пор, пока не понял, что больше ни ничего не смогут ему дать. Он утверждал, что состоялся как личность и автор, больше меняться ему нет смысла. В конце 40-х годов Моэм отказался от написания драматургических и художественных работ, избрав для себя прозу и эссе на более «приземленные» темы. Последней напечатанной работой при жизни Моэма стали заметки с элементами автобиографии, опубликованные в 1962 году в одном из лондонских еженедельников. Моэм владел шикарной виллой на Французской Ривьере, где в свое время собиралась вся литературная элита, а среди гостей писателя били даже Уинстон Черчилль и Герберт Уэллс.

Не стало писателя в одном из госпиталей под Ниццей – его жизнь оборвалась на 91 году из-за осложнений после пневмонии.

  • При жизни Сомерсет Моэм завещал никогда не открывать миру и не предавать огласке личную корреспонденцию. В 2009 году запрет писателя был снят — писательница Селина Хастингс, автор биографии Моэма, получила разрешение Королевского литературного фонда ознакомиться с материалами.
  • Норма работы Моэма по написанию своих творений была предельно скромной – 1000-1500 знаков в день, и занимала от силы 3-4 часа. И обязательно утром!
  • Уильям Сомерсет Моэм, не отрицавший (но и не подтверждавший) своей бисексуальности, лишь в страсти признался, что он «на три четверти гомосексуал, и лишь одна часть в нем традиционна».
  • У писателя была жена — Сири Велком – с которой он прожил более 10 лет (1917-1929), но в итоге, брак распался.
  • Прах писателя был развеян под стеной Библиотеки Моэма, в школе, в которой он сам когда-то делал первые шаги в науке.

Вам повсеместно встречаются белые комочки пасущихся овечек, то здесь, на юге, где земля плодородна, овец значительно меньше, а на здешней почве выращивают всевозможные культуры.

Здесь всегда хороший урожай яблок, из которых делают лучший в Англии сидр. Здесь выращивают ивы, из которых плетут корзины и мебель.

Кроме того, Сомерсет известен своим сыром Чеддер , который делают в одноименном городе.

Ландшафт графства образован холмистыми долинами и цепями холмов. В этих холмах сохранились пещеры с наскальными рисунками, и в них до сих пор выдерживают сыр Чеддер.

Кстати именно в графстве Сомерсет, в ущелье Чеддар был найден легендарный Чеддарский человек - древнейший найденный в Британии полностью сохранившийся скелет, датируемый 7150 годом до нашей эры.

Крупнейший город графства Сомерсет - город Бат . Однако его столицей является город Тонтон.
Бат был основан еще кельтским королем Бладудом .

Однажды Бладуд решил поехать в Рим учиться, и его мать отдала ему свое золотое кольцо. Вернувшись на родину, выяснилось, что король заболел проказой, и поэтому, его решили изгнать. Бедняга стал пасти свиней. Но, как известно, свиньи любят повозиться в грязи, и они нашли подходящее местечко. Привыкнув бродить вместе со свиньями, бывший король стал принимать грязевые ванны вместе с ними и неожиданно излечился (скорее всего, болен он, по-видимому, был не проказой). Тогда король решил возвратиться и, предъявив золотое кольцо в качестве доказательства своей личности, основал на месте целебного источника город Бат. История основания города и открытия источников кстати напоминает немного и историю основания в .

Завоевав Британские острова, римляне оценили местный источник и стали его использовать, основав здесь бани (Roman Bath) . Именно от бань и произошло позднее название города - Bath .

Температура воды источника - больше 40 градусов и здесь ее проходит более 1 миллиона литров в сутки.

На месте прежнего кельтского храма, посвященного местной богине Сулис , римляне возвели храм Минервы. Но, нужно отдать должное римлянам. Приходя на новые земли, они варварски ничего не уничтожали, как это делали впоследствии другие завоеватели по всему миру. Они возводили дороги, здания, храмы, акведуки, которые простоят века. И этот город из уважения к кельтской богине они назвали Аква Сулис (воды Сулис).

После ухода римлян англосаксы, пришедшие на их место, все разрушили. Однако с приходом Вильгельма Завоевателя Бату не дали пропасть. Постепенно здесь начал возводиться собор.

История возведения этого собора тоже окутана мифами.

В начале XVI века епископу Бата Оливеру Кингу приснился сон, в котором Бог собрал всех ангелов и сказал, что вскоре новый король построит здесь новый собор. Епископ понял, что речь относилась к нему, ведь его фамилия была «Кинг». Он сломал старый собор и начал возведение нового, на фасаде которого он повелел изобразить свой сон.

Дерево оливы, намекающей на имя епископа.

Ангелы, взбирающиеся и спускающиеся по лестнице.

Интерьеры Батского собора напоминают капеллу Королевского колледжа в .

Построенный в стиле английской перпендикулярной готики, он также содержит чисто английские черты, которые больше нигде в мире не увидишь - веерные своды .

Резные деревянные хоры.

Ангелы, украшающие орган и играющиее на разных инструментах, наверняка служат олицетворением того, что льющаяся по стенам собора органная музыка явно божественного происхождения.

Вне всякого сомнения, подобная истинная, словно природная, гармония в камне способствует становлению такой же гармонии в душе каждого, кто посетит это храм света.

Город Бат входит в список культурного наследия ЮНЕСКО и славится своей архитектурой георгианской эпохи (XVIII век).

Это город золотых стен, которые сложены из желтого песчаника. Доминирующим направлением георгианского стиля является палладианство , для которого характерно веяние греческого и римского стилей.

Здание городского собрания (Assembly Rooms ).

Музей английской писательницы Джейн Остин на Gay street.

Улица Гая (Gay street) ведет к месту под названием "Круг" или в дословном переводе - "Цирк" - Circus . Это комплекс зданий, построенный Джоном Вудом в 1754 году.

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.

Моэм родился в семье дипломата, рано осиротел, воспитывался в семье дяди-священника и школе-интернате для мальчиков "Кингз Скул"; изучал медицину, получил диплом врача. После успеха его первой книги, романа "Лиза из Ламбета" (1897), он решил оставить медицину и стать писателем. Этот период его жизни косвенно отражен в его романах "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1930). Несколько написанных следом романов денег не принесли, и Моэм обратился к драматургии. После громкого успеха комедии "Леди Фредерик" (1907) Моэм стал преуспевающим автором. С этого времени он часто и много ездил по свету, в частности, выполняя задание британской разведки в 1916-1917 годах, побывал и в России, о чем поведал в сборнике рассказов "Эшенден, или Британский агент" (1928). В том же году он купил виллу на французском Лазурном берегу и жил там постоянно, кроме периода с октября 1940 по середину 1946 года. Урна с прахом Моэма, согласно его воле, захоронена у стены созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы "Кингз Скул".

Драматург и эссеист. Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа "За заслуги" (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы - в 1903-1933 годах их было поставлено около 30 - отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу - это новеллы, романы и эссеистика, в т. ч. книга "Подводя итоги" (1938), в которой свободное эссе о литературе и искусстве, осторожная авторская исповедь и эстетический трактат сплавлены в примечательное художественное целое.

Рассказчик. Взыскательное мастерство формы - крепко выстроенный сюжет, строгий отбор материала, емкость детали, естественный как дыхание диалог, виртуозное владение смысловым и звуковым богатством родного языка, раскованно-разговорная и вместе с тем сдержанная, неуловимо скептическая интонация повествования, ясный, экономный, простой стиль - делает Моэма классиком рассказа 20 века. Многообразие характеров, типов, положений, конфликтов, сопряжение патологии и нормы, добра и зла, страшного и смешного, обыденности и экзотики превращают его новеллистическое наследие (подготовленное им в 1953 году полное собрание рассказов включает 91 произведение) в своего рода "человеческую трагикомедию". Однако этот свод смягчен бесконечной терпимостью, мудрой иронией и принципиальным нежеланием выступать в роли судьи ближнего своего. У Моэма жизнь как бы сама себя рассказывает, сама себя судит и выносит нравственный приговор, автор же не более, чем наблюдатель и хроникер изображаемого.

Романист. Достоинства объективной манеры письма и блестящего стиля, которым Сомерсет Моэм в немалой степени обязан своей любовью к мастерам французской прозы, присущи и его лучшим романам. Помимо "Бремени", это роман о художнике "Луна и грош" (1919) и роман об актрисе "Театр" (1937), образующие вместе с романом о писателе "Пироги и пиво" нечто вроде трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, а также "Узорный покров" (1925), "Рождественские каникулы" (1939) и "Острие бритвы" (1944). За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых "вечных" тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных им образов: "...больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства" ("Узорный покров"). Жизнь Ларри Даррелла, главного персонажа итогового для Моэма романа "Острие бритвы", и есть художественное воплощение этой высшей формы красоты.

Источник энциклопедия компании "КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ" и Wikipedia.org

Моэм Уильям Сомерсет (Maugham William Somerset) (1874–1965), английский писатель и драматург.

Родился 25 января 1874 в Париже. Отец – Роберт Ормонд Моэм, юристконсульт британского посольства во Франции; мать – Эдит Мери (урожденная Снелл). Дедушка – видный адвокат и соучредитель Английского общества юристов, поэтому мальчику заранее прочили юридическую карьеру. Однако, семейной традиции последовали лишь трое его старших братьев. Один из них, Фредерик Герберт даже занимал должность лорда канцлера между 1938–1939. Мать Моэма болела туберкулезом и умерла в 1882. Через два года от рака желудка умер отец.

Потеря близких тяжело отразилась на психике ребенка. В 1884 его взял на воспитание брат отца Генри Макдоналд Моэм, викарий собора в Вайтстебле графство Кент, Англия. Начальное образование получил в Королевской школе в Кентербери. До десяти лет говорил только по французски. Постоянно подвергался насмешкам за плохой английский язык и маленький рост. Из за нервного стресса у Сомерсета развилось легкое заикание, которое становилось заметным при волнении.

В 1890 Моэм поступил в Гейдельберский университет на отделение литературы и философии. Вернувшись в Англию, Моэм около месяца служил в юридической конторе. По настоянию дяди продолжил образование в медицинском колледже при больнице Святого Фомы в Лондоне. В 1897 Моэм получил диплом врача, однако работать по специальности не стал и полностью посвятил себя литературе.

Первый роман Моэма «Liza of Lambeth» появился в 1897. Начинающий автор быстро пробрел известность. Огромным успехом у публики пользовалась комедия «Lady Frederick» (1907).

В 1908 на лондонских сценах одновременно шли сразу четыре его пьесы. Творческое наследие Моэма весьма обширно: пьесы («A Man of Honour», 1903; «Jack Straw», 1908; «The Explorer», 1908; «Landed Gentry», 1910; «The Land of Promise», 1913; «The Constant Wife», 1926 и др.), романы («The Making of a Saint», 1898; «The Hero», 1901; «Mrs Craddock», 1902; «Of Human Bondage», 1902; «The Moon and Sixpence», 1919; «Theatre», 1937; «The Razor’s Edge», 1944 и др.), сценарии, рассказы, путевые заметки и пр. Он получал огромные гонорары и еще при жизни превратился едва ли не в живого классика. Впрочем, сам Моэм оценивал свой талант весьма скромно: «Самый первый среди второразрядных».

В 1909 Моэм увлекся 21 летней актрисой Этельвин Джонс (Ethelwynne Sylvia Jones), игравшей в его пьесе «Penelope». Дочь драматурга Генри Артура Джонса; домашнее прозвище Сью (Sue). Моэм сделал ей предложение, но получил неожиданный отказ. Отношения продолжались около восьми лет, но не имели продолжения. Э. Джонс стала проотипом Рози – одной из героинь романа «Пироги и пиво» («Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard», 1930).

В 1911 Моэм познакомился с Сири Барнардо (Maud Syrie Barnardo, 1879–1955). Дочь организатора приютов для бездомных детей Томаса Джона Барнардо и его жены Сары Луизы Элмсли. Родилась 10 июля 1879 в Хэкни, Англия. В 1901 в Хартуме вышла замуж за богатейшего производителя фармацевтических препаратов Генри Веллкома (Henry Wellcome, 1853–1936). В 1903 родила сына Генри Маунтни Веллкома. Ребенок страдал умственным расстройством, что сильно омрачало совместное проживание и послужило одной из причин разлада. В 1915 в Италии Сара Веллком родила дочь Мери Элизабет (1915–1998), отцом которой, судя по всему, являлся Моэм, за которого, после официального развода, 26 мая 1917 вышла замуж.

В начале Первой мировой войны Моэм записался добровольцем в группу водителей санитарных машин Красного Креста во Фландрии. В нее входили еще 23 крупных писателя того времени, в т. ч. Эрнест Хемингуэй, Джон Дос Пассос и др. Во время пребывания на Западном фронте Моэм был завербован шефом военной разведки Великобритании Джоном Уоллинджером. В течение нескольких лет работал связником агентурной сети MI 6 в Европе; выполнял особые поручения в Швейцарии и России.

В 1928 Моэм официально развелся с женой, с которой практически никогда не жил под одной крышей. При разделе имущества Сири Моэм получила дом на Кинг Роуд в Лондоне, автомобиль Роллс Ройс, ежегодную пенсию в 2400 фунтов для себя и 600 фунтов для дочери. Впоследствии она обнаружила талант дизайнера по интерьерам. Ее проекты с преобладанием белых тонов пользовались повышенным спросом самой состоятельной и аристократической публики.

Из за угрозы немецкой оккупации в 1940 Моэм перебрался в Соединенные Штаты.

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 в городке Сен Жан Кап Ферра от пневмонии; его пепел развеян в парке Королевской школы в Кентербери, где он когда то учился.

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в британском посольстве в городе Париж. Такое появление ребенка на свет было скорее запланированным, нежели случайным. Поскольку в тот период времени во Франции писали закон, суть которого состояла в том, что все юноши, родившиеся на территории Франции, должны были быть обязательно призваны в армию по достижению ими совершеннолетия.

Естественно, сама мысль о том, что их сын, в жилах которого течет английская кровь, в скором времени может стать в ряды армии, которая будет сражаться против Англии, пугала родителей и требовала решительных действий. Избежать такого рода ситуации можно было лишь одним способом – родив ребенка на территории английского посольства, что, согласно существующих законов, приравнивалось к рождению на территории Англии.

В семье Уильям был четвертым ребенком. И с самого раннего детства ему предрекалось адвокатское будущее, так как и его отец, и дед были видными адвокатами, двое братьев впоследствии стали адвокатами, а самым успешным считался второй брат Фредерик Герберт, который в последствии стал лорд-канцлером и пэром Англии. Но, как показало время, планам не суждено было сбыться.

Рождения в Париже не могло не сказаться на ребенке. Так, например, мальчик до одиннадцати лет говорил только на французском языке. А причиной, побудившей ребенка начать изучать английский язык, стала внезапная смерть его матери Эдит от чахотки, когда ему было восемь, а двумя годами позже умирает и отец. В результате мальчик оказывается на попечении своего родного дяди Генри Моэма, который проживал в городе Уитстейбл в Англии, в графстве Кент. Дядя был приходским священником.

Этот период жизни не был для маленького Моэма счастливым. Дядя и его жена были весьма черствыми, скучными и достаточно скупыми людьми. Также перед мальчиком остро встала проблема общения со своими опекунами. Не зная английского языка, он не мог наладить отношения с новыми родственниками. И, в конце концов, результатом таких перипетий в жизни юноши стало то, что он стал заикаться и эта болезнь, у Моэма останется на всю жизнь.

Учиться Вильяма Моэма отправили в Королевскую школу, которая находилась в Кентербери - древнем городке, расположенном на юго-востоке от Лондона. И здесь у маленького Уильяма было больше поводов для беспокойства и переживаний, нежели для счастья. За его природную низкорослость и заикание его постоянно дразнили сверстники. Английский с характерным французским акцентом также был причиной насмешек.

Поэтому переезд в Германию в 1890 году для учебы в Гейдельбергском университете был неописуемым, непередаваемым счастьем. Здесь он наконец-то начинает изучать литературу и философию, всеми силами пытается избавиться от присущего ему акцента. Здесь же он напишет свою первую работу - биографию композитора Мейербера. Правда это сочинения не вызовет «бурных оваций» у издателя и Моэм сожжет его, однако это будет его первая осознанная проба пера.

В 1892 году Моэм переезжает в Лондон и поступает учиться в медицинское училище. Такое решение не было вызвано тягой и склонностями к медицине, а было принято лишь потому, что юноше из приличной семьи нужно было получить какую-нибудь более-менее приличную профессию, также оказало свое влияние и давление дяди в этом вопросе. Впоследствии он получит диплом терапевта и хирурга, и даже какое-то время проработает в больнице Святого Фомы, которая находилась в одном из самых бедных кварталов Лондона.

Но самым главным в этот период для него становится литература. Он уже тогда четко понимает, что именно это и есть его призвание и по ночам начинает писать свои первые творения. В выходные же посещает театры и мюзик-холл «Тиволи», где он с самых задних мест пересмотрит все представления, которые только можно было посмотреть.

Период жизни связанный с его врачебной карьерой просматривается в его романе «Лиза из Ламбета», который издательство «Фишер Анвин» выпустило в 1897 году. Роман был принят и профессионалами, и широкой общественностью. Первые тиражи разошлись за считанные недели, что придало Моэму уверенности в правильности его выбора в сторону литературы, а не медицины.

1898 год раскрывает Вильяма Моэма Сомерсета как драматурга, он пишет его первую пьесу «Человек чести», премьера которой состоится на сцене скромного театра лишь спустя пять лет. Фурора пьеса не вызвала, ее играли всего два вечера, отзывы критиков были, мягко говоря, ужасными. Справедливости ради, стоит отметить, что позже, спустя год, Моэм переделает эту пьесу, в корне изменив финал. И уже в коммерческом театре «Авеню-тиэтр» пьеса будет показана более двадцати раз.

Несмотря на относительно неудачный первый опыт в драматургии, не пройдет и десяти лет, как Уильям Сомерсет Моэм станет широко известным и признанным драматургом. Особенным успехом пользовалась комедия «Леди Фредерик», которая была поставлена в 1908 году на сцене «Корт-Тиэтр». Также было написано ряд пьес, поднимающих вопросы неравенства в обществе, лицемерия, продажности представителей разных уровней власти.

Эти пьесы общество и критики принимали по-разному – одни резко критиковали, другие – хвалили за остроумие и сценичность. Тем не менее, несмотря на неоднозначность отзывов, следует отметить, что накануне Первой мировой войны, Моэм Сомерсет стал признанным драматургом, спектакли, по произведениям которого с успехом шли как в Англии, так и за ее пределами.

В начале войны писатель служил в составе «Британского Красного Креста». В дальнейшем сотрудники широко известной английской разведки МИ-5 вербуют его в свои ряды. Так писатель становится разведчиком и отправляется сначала на год в Швейцарию, а затем в Россию для выполнения секретного задания, целью которого было не допустить выхода России из войны. Он встречался с такими известными политическими игроками того времени, как Керенский А.Ф., Савинков Б.В. и другими.

Позже Моэм напишет, что эта идея была заранее обречена на неудачу и агент из него получился никакой. Первым положительным моментом этой миссии, стало открытие Моэмом для себя русской литературы. В частности он открыл для себя Достоевского Ф.М., а особенно был поражен произведениями Чехова А.П., даже стал учить русский язык, дабы читать Антона Павловича в оригинале. Вторым моментом - стало написание Моэмом сборника рассказов «Эшенден или Британский агент», посвященного шпионской тематике.

В период между двумя мировыми войнами писатель много пишет, а также часто путешествует, что дает ему почву для написания новых и новых произведений. Теперь это уже не только романы или пьесы, но также были написаны ряд новелл, очерков, эссе. Особое место в творчестве писателя является автобиографический роман «Бремя человеческих страстей». Такие писатели того времени, как Томас Вулф, Теодор Драйзер признали роман гениальным. В этот же период времени Моэм тяготеет к новому для него направлению - социально-психологической драме. Примерами таких произведений являются «Неизвестность», «За заслуги», «Шеппи».

Когда началась Вторая мировая война Моэм находился во Франции. И оказался он там не случайно, а по распоряжению министерства информации он должен был изучать настроения французов, посещать корабли в Тулоне. Результатом таких действий стали статьи, которые дают читателю полную уверенность в том, что Франция будет биться до конца и выстоит в этом противостоянии. Такими же настроения пронизана и его книга «Франция в войне».

А всего лишь через три месяца после выхода книги Франция сдастся, а Моэму нужно будет срочно выезжать из страны в Англию, поскольку ходили слухи, что немцы занесли его имя в черный список. Из Англии он едет в США, где и прибывает до конца войны. Возвращение во Францию после войны было полно печали - его дом был разграблен, в стране была полная разруха, но главным положительным моментом было то, что ненавистный фашизм был не просто остановлен, а разгромлен до основания и можно был жить и писать дальше.

И вполне не случайно, что в этот послевоенный период Сомерсет Моэм пишет исторические романы. В книгах «Тогда и теперь» и «Каталина» писатель повествует о власти и ее влиянии на человека, о правителях и их политике, уделяет внимание истинному патриотизму. В этих романах видна новая манера написания романов, в них много трагизма. «Острие бритвы» - один из последних, если не сказать - последний, значительный роман писателя. Роман стал итоговым во многих отношениях. Когда однажды у Моэма спросили: «Как долго он писал эту книгу», то ответ был - «Всю жизнь».

В 1947 году писатель принимает решения утвердить «Премию Сомерсета Моэма», которой должны быть удостоены лучшие английские писатели в возрасте до 35 лет. В июне 1952 года в Оксфорде писатель удостоился почетной степени доктора литературы.

В последние годы своей он погружается в написание эссе. И книга «Великие писатели и их романы», вышедшая в 1848 году является тому ярким подтверждением. В этой книге читатель встречается с такими героями как Толстой и Достоевский, Диккенс и Эмили Бронте, Филдинг и Джейн Остен, Стендаль и Бальзак, Мэлвилл и Флобер. Все эти великие люди, сопровождали Моэма на протяжении его долгой жизни.

Позже, в 1952 году, выходит его сборник «Переменчивое настроение», состоящий из шести эссе, где видны воспоминания о таких романистах, как Г. Джеймс, Г. Уэллс и А. Беннетт, с которыми был лично знаком Сомерсет Моэм.

Писателя не стало 15 декабря 1965 года. Это случилось в Сен-Жан-Кап-Ферра, во Франции. Причиной смерти стала пневмония. Как такового места захоронения у писателя нет, было решено развеять его прах под стеною Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.