История создания джоконды леонардо да винчи. Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи



Собрать пазл


Комментарий


Похожие


Избранное

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами. Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра.

КОММЕНТАРИИ: 47 Написать

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами.

Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра. По одной из версий, моделью Леонардо была не Лиза Герардини, а ученик художника Салай, образ которого можно встретить на многих картинах Леонардо, но большинство историков всё-таки сходятся во мнении, что это портрет Лизы Герардини (Лизы дель Джокондо), жены флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.

«Мона Лиза» входила в число избранных работ, с которыми сам живописец не расставался. Некоторые специалисты считают «Джоконду» квинтэссенцией не только творчества да Винчи, но и его мировоззрения и философии.

Другие версии

Загадка «Моны Лизы»

Сегодня любой человек может заказать для себя портрет за приемлемую для него цену. Однако, ещё несколько десятилетий назад, такую роскошь могли позволить себе лишь достаточно состоятельные люди.

В период эпохи Возрождения считалось престижным, когда человек мог заказать у художника свой портрет. Такая услуга стоила довольно дорого, и поэтому его наличие в интерьере подчеркивало высокий социальный статус человека, и убедительно свидетельствовало о его материальном достатке.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, также известная как «Джоконда», по праву считается самым узнаваемым портретом во всём мире. Ежегодно тысячи людей из разных стран приезжают в Париж и посещают Лувр, чтобы самим увидеть этот шедевр. Леонардо Да Винчи оставил миру не просто портрет женщины, а загадку. Гений не оставил никаких записей о своём произведении, но многие искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что художник начал работу над созданием портрета в 1503 году. Существует гипотеза, что картина была заказана богатым флорентийским купцом, торговавшим шелковыми тканями, Франческо дель Джокондо и его супругой Лизой. Однако, по неизвестным причинам, портрет не был доставлен заказчику.

Исследователи предполагают, что портрет был создан в честь какого-то события. Возможно, он был заказан Франческо дель Джокондо, чтобы украсить новый дом, который был им приобретён в 1503 году. А может быть, картина была написана в честь рождения второго ребёнка в семье Джокондо – Андреа, который появился на свет в декабре 1502 года, спустя три года после смерти дочери в 1499 году.

История создания портрета до сих пор остаётся загадкой. До сих пор нет достаточно аргументированной версии, что за женщина изображена на полотне и существовала ли она в действительности. По словам современников, Да Винчи никогда не расставался с ним и даже увёз его с собой во Францию к королевскому двору. Лишь находясь при смерти, художник вынужден был расстаться с портретом, подарив его своему другу и покровителю, королю Франциску I, который впоследствии добавил полотно в свою личную коллекцию.

Таинственная улыбка «Моны Лизы» стала предметом вдохновения многих творческих натур. При первом взгляде на портрет, кажется, что его героиня кокетливо улыбается, но если присмотреться внимательней – можно увидеть, что на лице женщины нет даже тени улыбки.

Улыбается «Мона Лиза» или нет? Отчасти. Именно такой ответ на этот вопрос даёт большинство известных исследователей-искусствоведов, изучающих картину на протяжении многих лет. Они предполагают, что когда зритель смотрит на портрет, то, в первую очередь, обращает внимание на глаза «Моны Лизы», а все остальное, в том числе и её рот, находятся в области периферийного зрения. Видя периферийным зрением, человек неясно различает детали, но может увидеть чёрный и белый цвета, а также тени и движение. Поэтому из-за теней на щеках «Моны Лизы» и уголках рта создается впечатление, что её губы приподняты в полу-улыбке.

Конечно, восприятие тех или иных эмоций, как и красоты, зависит зрителя, поэтому никто с точностью не может сказать, улыбается Джоконда на картине или наоборот, пребывает в меланхолии.

Сюжет

Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Ее муж, торговец тканями из Флоренции, очень любил свою третью жену, а потому портрет был заказан у самого Леонардо.

Женщина сидит на лоджии. Считается, что изначально картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн.

Одна из загадок — действительно ли Лиза дель Джокондо изображена на полотне. В том, что эта женщина жила на рубеже 15−16 веков, сомнений нет. Однако некоторые исследователи полагают, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей. Как бы то ни было, в итоге получился образ идеальной женщины той эпохи.

Есть версия, что для «Джоконды» позировал мужчина

Как тут не вспомнить расхожую одно время историю о том, что разглядели медики в портрете. Врачи всевозможных специальностей анализировали картину каждый на свой лад. И в итоге «нашли» у Джоконды столько болезней, что вообще непонятно, как эта женщина могла жить.

Кстати, есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.

«Иоанн Креститель»

Пейзаж за спиной Джоконды кажется мистическим, словно воплощением снов. Он не отвлекает наше внимание, не позволяет взгляду блуждать. Напротив, такой пейзаж заставляет нас полностью погрузиться в созерцание Джоконды.

Контекст

Да Винчи писал портрет несколько лет. Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой, где и продал за очень большие деньги королю Франциску I.

Да Винчи не отдал «Мону Лизу» заказчику

Далее судьба полотна складывалась непросто. Его то восхваляли, то забывали. Но культовым оно стало в начале XX века. В 1911 году разгорелся скандал. Итальянец украл работу Леонардо из Лувра, правда, до сих пор неясна мотивация. Во время расследования под подозрением были даже Пикассо и Аполлинер.


Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы, 1954

СМИ устроили вакханалию: ежедневно и так и сяк обмусоливалось, кто же вор и когда полиция найдет шедевр. По степени сенсационности конкуренцию смог составить только «Титаник».

Секрет загадочности «Моны Лизы» — в том, как Леонардо использовал сфумато

Черный пиар сделал свое. Картина стала почти иконой, образ Джоконды был растиражирован как загадочный и мистический. Люди с особенно тонкой душевной организацией порой не выдерживали силы новоявленного культа и сходили с ума. Как следствие, «Мону Лизу» ждали приключения — от покушения с кислотой до атаки тяжелыми предметами.

Судьба художника

Живописец, философ, музыкант, естествоиспытатель, инженер. Человек универсальный. Таким был Леонардо. Живопись была для него инструментом универсального познания мира. И именно благодаря ему живопись стали понимать как свободное искусство, а не просто ремесло.


«Франциск I при смерти Леонардо да Винчи». Энгр, 1818

До него фигуры на картинах были похожи скорее на статуи. Леонардо первым догадался, что на полотне нужна недосказанность — когда форма, как бы прикрытая вуалью, местами словно растворяется в тени. Этот метод называется сфумато. Ему-то Мона Лиза и обязана своей загадочностью.

Уголки губ и глаз прикрыты мягкими тенями. Это создает ощущение недосказанности, выражение улыбки и взгляд ускользают от нас. И чем дольше мы смотрим на полотно, тем сильнее нас завораживает эта загадочность.

Шедевром восхищаются более восьми миллионов посетителей ежегодно. Однако то, что мы видим сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинальное творение . От времени создания картины нас отдаляет более 500 лет…

КАРТИНА МЕНЯЕТСЯ С ГОДАМИ

Мона Лиза меняется, как настоящая женщина… Ведь сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зеленые тона (не зря же современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника).

Портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причиненных в результате многочисленных реставраций. А деревянные опоры - сморщились и покрылись трещинами. Претерпели изменения под воздействием химических реакций и свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами.

Почетное право создать серию снимков "Моны Лизы" в высочайшем разрешении было дано французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра.

Стоит отметить, что Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки "голой" картины, то есть без рамы и защитного стекла. При этом он использовал уникальный сканер собственного изобретения. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных.

ВОССОЗДАННАЯ КРАСОТА

В 2007 году на выставке "Гений да Винчи" были впервые обнародованы 25 секретов картины. На ней посетители впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок "Моны Лизы" (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи).

Снимки представили перед читателями картину в первозданном виде, подобно тому, какой ее видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья…

Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем, скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!

КТО НА КАРТИНЕ

"Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырех лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна".

Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы – жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари – и все поверили. Но вероятностно, это ошибка, и на портрете другая женщина.

Доказательств немало: во-первых, головной убор – вдовья траурная вуаль (между тем Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), во-вторых, если существовал заказчик, почему Леонардо не отдал ему работу? Известно, что художник держал картину у себя, а в 1516 году, покидая Италию, увез ее во Францию, король Франциск I в 1517 году заплатил за нее 4000 золотых флоринов – фантастические деньги по тем временам. Впрочем, и ему "Джоконда" не досталась.

Художник не расставался с портретом до самой смерти. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция д"Авалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела мягкий и веселый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, благодаря чему появился на свет их сын Ипполито.

В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и столь любимым им рассеянным светом. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь.

Художники Ренессанса максимально раздвинули философско-художественные горизонты творчества. Человек вступил в соперничество с Богом, он подражает ему, он одержим великим желанием творить. Его захватывает тот реальный мир, от которого отвернулось Средневековье ради мира духовного.

Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство.

Техника сфумато давала возможность оживлять пейзажи и удивительно тонко передавать игру чувств на лицах во всей ее изменчивости и сложности. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы! Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть. Его глаз различает малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: "Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность".

ПОКЛОНЕНИЕ

Как утверждают эксперты, ее звали Мона Лиза Герардини дель Джокондо, … Хотя, может, Изабелла Гуаландо, Изабелла д"Эсте, Филиберта Савойская, Констанция д"Авалос, Пачифика Брандано… Кто знает?

Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет "придворной дамы в прозрачном покрывале" был украшением королевских коллекций. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: "Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире". Повсюду – и в замках, и в городских домах – дочерей пытались "обучить" знаменитой улыбке.

Так прекрасный образ превратился в модный штамп. У профессиональных художников популярность картины всегда была высока (известно более 200 копий "Джоконды"). Она породила целую школу, вдохновляла таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро. С конца XIX века "Моне Лизе" стали посылать письма с объяснением в любви. И все же в причудливо складывающейся судьбе картины недоставало какого-то штриха, какого-то сногсшибательного события. И оно произошло!

21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: "Джоконда" украдена!" Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции "Джоконду" оплакивали даже уличные музыканты. "Бальдассаре Кастильоне" кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал – ведь это был всего лишь "обыкновенный" шедевр.

"Джоконду" нашли в январе 1913 года спрятанной в тайнике под кроватью. Вор, бедный итальянский эмигрант, хотел вернуть картину на родину, в Италию.

Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала "насмешливой" и даже "торжествующей"? особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Если для одних это была лишь картина, пусть и отличная, то для других – едва ли не божество. В 1920 году в журнале "Дада" художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии "загадочнейшей из улыбок" пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов "ей невтерпеж". В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.

Есть версия, что этот рисунок - ранняя версия "Моны Лизы". Интересно, что здесь в руках у женщины - пышная ветвь.Фото: Википедия.

ГЛАВНАЯ ТАЙНА…

…Скрыта, конечно же, в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.

Некий "специалист широкого профиля" уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку "его улыбка очень привлекает гомосексуалистов".

По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка "Джоконды" выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность.

С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. Еще одна схожая версия? "Мона Лиза" - автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.

Подобная загадочная улыбка была и в самом деле присуща Леонардо; о чем, например, свидетельствует картина Вероккьо "Товия с рыбой", на которой архангел Михаил написан с Леонардо да Винчи.

Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): "Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника". Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: "В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблен в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса? Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства".

ВРАЧИ СТАВЯТ ПО УЛЫБКЕ… ДИАГНОЗ

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Так, известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич "болезнью Моны Лизы", видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству. Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. "Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы", - утверждает эксперт. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены не глазах "натуры" или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться "нарисовать рот, не глядя на него". Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.

Существует версия, что на картине изображен сам художник. Фото: Википедия.

Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.

СЕКРЕТ ТЕНЕЙ И ОТТЕНКОВ

Загадки бессмертного творения не дают покоя ученым со всего мира вот уже много лет. Так, ранее ученые использовали рентгеновские лучи, чтобы понять, как Леонардо да Винчи создавал тени на великом шедевре."Мона Лиза" была одной из семи работ Да Винчи, исследованных ученым Филиппом Уолтером и его коллегами. Исследование показало, каким образом ультратонкие слои глазури и краски были использованы для достижения плавного перехода от светлого к темному. Рентгеновский луч позволяет исследовать слои, не повреждая полотно

Технология, которой пользовались Да Винчи и другие художники эпохи Ренессанса, известна как "сфумато". С ее помощью удавалось создавать плавные переходы тонов или цвета на полотоне.

Одно из наиболее шокирующих открытий нашего исследования - то, что вы не увидите на полотне ни одного мазка или отпечатка пальцев, - рассказала участница группы Уолтера.

Все настолько совершенно! Именно поэтому полотна Да Винчи было невозможно анализировать - они не давали легких ключей к разгадке, - продолжила она.

Предыдущие исследования уже установили основные аспекты технологии "сфумато", однако группа Уолтера открыла новые подробности того, как великому мастеру удалось достичь подобного эффекта. Группа использовала рентгеновский луч, чтобы определить толщину каждого слоя, нанесенного на полотно. В результате удалось выяснить, что Леонардо да Винчи был способен наносить слои толщиной всего в пару микрометров (тысячная миллиметра), общая толщина слоя не превышала 30 - 40 микрометров.

ОКУТАННЫЙ ТАЙНОЙ ПЕЙЗАЖ

За спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж - окрестности североитальянского городка Боббио (Bobbio), утверждает исследовательница Карла Глори (Carla Glori), чьи доводы приводит в понедельник, 10 января, газета Daily Telegraph.

К таким выводам Глори пришла после того, как журналист, писатель, первооткрыватель могилы Караваджо и глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети (Silvano Vinceti) сообщил, что разглядел на полотне Леонардо загадочные буквы и цифры. В частности, под аркой моста, расположенного по левую руку от Джоконды (то есть, с точки зрения зрителя, в правой части картины), обнаружились цифры "72". Сам Винчети считает их отсылкой к неким мистическим теориям Леонардо. По мнению Глори, это указание на 1472 год, когда протекающая мимо Боббио речка Треббия (Trebbia) вышла из берегов, снесла старый мост и вынудила властвовавшее в тех краях семейство Висконти возвести новый. Весь остальной вид она считает пейзажем, открывавшимся из окон местного замка.

Ранее Боббио было известно прежде всего как место, где расположен огромный монастырь Сан-Коломбано (San Colombano), послуживший одним из прототипов для "Имени розы" Умберто Эко.

В своих выводах Карла Глори идет еще дальше: если место действия - не центр Италии, как ученые полагали прежде, исходя из того, что Леонардо начал работу над полотном в 1503-1504 годах во Флоренции, а север, значит, его модель - не жена купца Лиза дель Джокондо (Lisa del Giocondo), а дочь миланского герцога Бьянка Джованна Сфорца (Bianca Giovanna Sforza).

Ее отец, Лодовико Сфорца, был одним из главных заказчиков Леонардо и известным меценатом.
Глори считает, что художник и изобретатель гостил у него не только в Милане, но и в Боббио - городке со знаменитой в те времена библиотекой, также подвластном миланским правителям.Правда, скептически настроенные специалисты утверждают, что и цифры, и буквы, обнаруженные Винчети в зрачках Моны Лизы, не более чем трещины, образовавшиеся на полотне с течением веков… Впрочем, исключать их того, что они были нанесены на полотно специально, никто не может…

СЕКРЕТ РАСКРЫТ?

В прошлом году профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета заявил, что улыбка Моны Лизы видна лишь если смотреть не на губы изображенной на портрете женщины, а на другие детали ее лица.

Маргарет Ливингстон представила свою теорию на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере, штат Колорадо.

Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, считает американский ученый.

Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени.

Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением, - заявила Маргарет Ливингстон.

Чем больше смотришь прямо на лицо, тем меньше используется периферическое зрение.

То же самое происходит, если смотреть на одну букву печатного текста. При этом другие буквы воспринимаются хуже, даже с близкого расстояния.

Да Винчи использовал этот принцип и поэтому улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть на глаза или другие части лица изображенной на портрете женщины…

История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Девушку звали Мона Лиза. Второе название полотна - "Джоконда" - как-то ближе широкой аудитории.

Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории.

Как она выглядит

Как выглядит «Мона Лиза»? Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Картина написана маслом на доске из тополя. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Она расположилась на фоне пейзажа. В ее портрете зрителя притягивает облик - ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь.

В мировом искусстве найдется очень мало портретов, которые смогут сравниться с «Моной Лизой» силой выражения человеческой индивидуальности, переданной в единстве интеллекта и нрава. Там, где находится картина «Мона Лиза», витает дух тайны и загадочности. Известный портрет да Винчи отличается от всех остальных запечатленных изображений периода кватроченто необычной интеллектуальной заряженностью.

От «Джоконды» исходит чувство силы, которое является органическим сочетанием ощущения личной свободы и внутренней собранности. Улыбка женщины никоим образом выдает пренебрежения или превосходства. Ее воспринимают как результат полного самообладания и спокойной самоуверенности.

Всемирная слава

«Мона Лиза» (оригинал) была бы еще долго известна только искушенному и тонкому знатоку изобразительного искусства, если бы с ней не произошла одна удивительная история, принесшая полотну всемирно известную популярность.

С самого начала XVI столетия шедевр сберегался в королевской коллекции. Сюда он попал благодаря который купил его после кончины Леонардо. В 1793 году изображение поместили в Лувре. Большинство людей знают этот музей как место, где находится картина «Мона Лиза». Но речь сейчас не об этом.

Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Через два года в Италии картина была найдена. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.

Тайна личности

Тяжело идентифицировать особу, изображенную на полотне. По этому поводу представлено много спорных гипотез. Исследователи расходятся во мнениях. Приверженцы разных теорий выдвигают следующие утверждения относительно личности Моны Лизы: одни из них уверены, что это Изабелла из Эсте. Вторые - что на картине молодой человек в одежде женщины. Третьи склонны к тому, что это супруга знатного флорентийца дель Джокондо. Еще говорят, что это обыкновенная или собственный автопортрет да Винчи.

Тайна «Моны Лизы» остается неизвестной и сегодня. В 1517 году великого мастера посетил кардинал Луи Арагонский. Секретарь монсеньора описал эту встречу. Он записал, что Леонардо да Винчи продемонстрировал Луи три своих картины. На одной была изображена флорентийская дама, которую написали с натуры по прошению Джулиано Медичи. На второй был изображен лик молодого И третье полотно оказалось портретом и Марии с новорожденным Иисусом.

Некоторые историки утверждают, что флорентийской дамой была именно Мона Лиза. Но, может быть, это был и какой-либо иной портрет, с которого нет никаких копий и даже не осталось свидетельств о нем. Поэтому Медичи не мог иметь ничего общего с «Моной Лизой».

Как найти картину

Где находится картина «Мона Лиза», известно всем жителям нашей планеты. Она сберегается в Лувре. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. А само изображение покрывает толстая броня. Рядом с портретом постоянно находится пара охранников, сюда устремляется несчетное число посетителей. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре, и нигде больше. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.

Оттенки и тени

Ученые всей планеты не могут успокоиться, пытаясь разгадать тайны портрета «Мона Лиза» (музей, где он находится, указан выше). Несколько лет назад они прибегли к использованию дабы понять, как мастер создавал тени на своем полотне. Филипп Уолтер и его коллеги исследовали семь картин да Винчи, среди которых была и «Джоконда». Рентгеновские лучи дают возможность изучить портрет, не повредив при этом слои краски.

В ходе исследований было установлено, что Леонардо пользовался популярной в его время техникой «сфумато». Она делала возможными мягкие переходы цвета или оттенков на полотне.

Самым шокирующим открытием Уолтера было то, что на картине невозможно увидеть ни одного отпечатка пальца или мазка. Все выполнено просто совершенно, а потому анализировать «Мону Лизу» невероятно трудно.

Ученые выяснили, что Леонардо обладал способностью наносить слои, толщина которых была всего два микрометра, а общая толщина шага не была больше 30-40 мкм.

Неоценимый шедевр

Сколько же стоит сейчас «Мона Лиза»? Цена ее не определяется в денежных знаках. Но легендарная «Джоконда» внесена в книгу рекордов Гиннеса как полотно, застрахованное на наибольшую сумму. В 1962 году она составляла сто миллионов долларов. Но сегодня Лувр тратит эти деньги не на страховку, а на охрану. Принимая во внимание произошедшую инфляцию, в 2006 году эта сумма приравнивалась бы уже к 670 миллионам американских долларов. Таким образом, изображение Моны Лизы является самым дорогим портретом на Земле.

Тайна, покрытая мраком

«Джоконда» вызывает кучу вопросов. Один из них - почему у женщины отсутствуют брови. Конец XV - начало следующего столетия известны тем, что в моде тогда были полностью удаленные брови. Так, можно сделать вывод, что дама, изображенная на полотне, следила за всеми тенденциями стиля, а потому брови у нее и были выщипаны. Но инженер из Франции Паскаль Коте утверждает, что брови все-таки были.

Воспользовавшись суперсовременным сканером, исследователь сделал копию полотна, на которой обнаружились следы бровей. Паскаль уверен, что эти штрихи были и изначально, но впоследствии стерлись.

Причинами этого могли стать чрезмерно усердные намерения сохранить шедевр. На протяжении пяти столетий полотно часто чистили, а потому мелкие элементы на нем вполне могли стереться.

Неудачную попытку реставрации «Моны Лизы» также называет Коте в качестве «пропажи» бровей. Но так и не ясно, как же все-таки могли они полностью исчезнуть.

Хоть одним глазком

Где находится картина «Мона Лиза» читателю уже известно. И, наверное, каждому человеку хочется хоть раз в жизни, издалека, но увидеть оригинал, который покорил мир. Этот портрет хранит столько тайн и загадок, что просто невозможно не попытаться разгадать хоть одну из них. Но это еще не удалось никому. Все они известны только Леонардо, который унес их с собой, оставив будущим поколениям лишь загадки и свой бесценный, бессмертный шедевр.

Мона Лиза – это самое известное произведение в художественном мире, которое создал самый известный автор – Леонардо да Винчи. Это легендарное творение искусства, которое окутано сотнями тайн и неразгаданных загадок, которое завораживает умы многих исследователей и обычных непосвящённых зрителей.

Интерес к творению был всегда, но он особо обострился в последние годы после выхода романа «Код да Винчи» Дена Брауна, а также фильмов по мотивам этой книги. И сейчас вы узнаете про самые невероятные и интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи.

Факты о Мона Лизе

  • Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
  • Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
  • В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
  • Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
  • Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.



  • Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
  • Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
  • В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
  • Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
  • Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.