Техника рисования пастелью сухой. Как рисовать пастелью: основные моменты

Как рисовать пастелью: сухая пастель

В этом уроке я познакомлю вас с пастельными мелками ; расскажу, что они собой представляют и как ими пользоваться. Вы откроете для себя новое направление в создании ярких и красочных работ, которые не теряют своих качеств и которые можно рисовать как дома, так и вне его.

Почему именно пастель?

Должна признать, что пастель – мой абсолютный фаворит среди всех способов рисования. Динамика невероятного разнообразия цветов потрясает воображение, а детализация иногда поражает. Для работы вам нужны всего лишь лист бумаги и пастель – больше ничего. Вы можете быстро получить готовый рисунок дома или вне стен, и вам не придется ждать, когда он подсохнет.

Для меня рисование пастелью – что-то вроде осознанного выбора преимущества тонкостей, и под этим я подразумеваю:

— разные оттенки пастельных мелков и карандашей, с которыми я работаю;

— цвет бумаги или картона, которые я использую (должны ли они блестеть под моим рисунком или нет?);

— цвета, которые я уже использовала и тот эффект, который появляется при нанесении на них новых цветов;

— как растушевка пальцем может изменить рисунок;

— хватит ли мне духа оставить четкие линии нерастушеванными.

Чем не являются пастельные мелки

Мел

Пастель – не то, чем учителя пишут на классной доске и не то, чем дети рисуют на асфальте. Мел изготавливают из карбонатной извести и смешивают с красителем, и обычно он слишком блеклый и достаточно твердый.

Масляная пастель

Как и пастельные мелки, масляную пастель делают полностью из пигмента, однако масляную пастель смешивают с невысыхающей масляной субстанцией и восковым связующим веществом. Ее можно использовать вместе со смолой, чтобы приготовить пасту.

1. Пастель

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Это и делает их мягче мела, а область применения более универсальной. Они отличаются по цвету от спокойных тонов до очень ярких и являются прекрасным инструментом для создания больших и маленьких картин в любых условиях.


Некоторая пастель тверже, чем обычно, и мне кажется, что между ними небольшая разница. Я пользуюсь и теми, и другими как для масштабного рисования, так и для создания деталей – правда, некоторые виды более хрупкие. Я чувствую разницу только в цвете.


Пастель выпускают круглой и квадратной формы. Опять же, я пользуюсь и теми, и другими мелками как для масштаба, так и для деталей. Тем не менее, у каждого из видов есть свои преимущества – они дают разные типы штрихов. Внизу вы можете увидеть фрагмент картины с шерстью воющего волка. Вы видите разные штрихи и те места, где я пользовалась круглыми и квадратными мелками, но я сознательно наносила штрихи краем квадратного мелка, чтобы придать шерсти эффект спутанности.

Совет

Когда вы начинаете рисовать, не намечайте основу графитным карандашом, так как на него плохо ложится мелок. Пользуйтесь пастельным карандашом или, если у вас его нет, карандашом конте, углём или, наконец, самой пастелью.


Какие мелки выбрать?

Вы можете купить коробку пастелей с разными цветами. Компания Inscribe предлагает неплохой набор для начинающих, 48 цветов с различными оттенками по разумной цене. Однако их мелки довольно твёрдые, немного размазывающиеся; ими сложно рисовать тонкие линии. Избегайте наборов, в которых много ярких цветов, так как при рисовании вы поймете, что такое «разнообразие» слишком ограничивает.

Урок переведен с сайта design.tutsplus.com.

Пастель - чудесное «орудие» изобразительного искусства, позволяющее создавать удивительно искренние и живые картины. Существует великое множество техник работы пастелью, каждая из них может благополучно использоваться и отдельно, и в сочетании с прочими. Комбинируя разные техники рисования, удается добиваться новых изобразительных способов - выразительных и неординарных.

Выбирая технику работы пастелью, не стоит думать, что существуют какие-либо каноны рисования - «вот так рисовать правильно, а вот так - нет». Живопись - вещь свободная, творческая, она любит полет фантазии и требует вдохновения. Главное, в рисовании пастелью - делать то, что нравится. И делать - с удовольствием.

1. Рисование кончиком пастели. Учтите, что пробуя разные техники работы пастелью, нужно работать брусками разной мягкости. Каждая пастель - твердая, мягкая, полумягкая, дает разный результат. То же относится и к разным маркам этого изобразительного материала. Рисование кончиком пастельного мелка - самый простой способ создания рисунка. Брусок держат в руках подобно карандашу. Создаваемая линия точно повторяет каждый жест художника. Меняя давление на мелок, можно изменять толщину создаваемых линий. Жмете сильнее - больше пастели остается на бумаге. Чтобы линия была тонкой, старайтесь максимально смягчить нажим. Рисуя, работайте всей рукой, а не одним запястьем - рисунок получится более свободным.

2. Рисование краем пастели. Эта техника работы пастелью хороша для быстрой работы, когда нужно закрасить большие участки. Чтобы работалось удобнее, разломите брусок посередине. Но будьте бережливы, помните - самый маленький мелок пригодится для рисования. Регулируя нажим, удается создавать участки разной структуры. Пастель со стершимися сторонами можно использовать для рисования тонких линий - ее острые края как раз подойдут для нанесения тонкой штриховки. Эта техника рекомендована при работе с мягкими и полумягкими пастелями.

3. Штриховка: простая и пересекающаяся. Если вам доводилось рисовать обычными карандашами, вы уже знакомы с этой техникой. Работа пастелью сводится к созданию близко расположенных, параллельных линий. Такой способ рисования больше подходит для твердых пастельных палочек и пастельных карандашей. Рисуя второй слой линий - обычно, его наносят под углом 90 градусов по отношению к предыдущему, получают пересекающуюся штриховку. Применяя штриховку, можно вволю поэкспериментировать над цветом и тоном рисунков. Меняя направление линий, удается добиваться ощущения объемности изображаемых предметов.


4. Растушевка (смешивание). Пастель нельзя смешать заранее - до нанесения на бумагу. Чтобы смешивать цвета, применяется растушевка. Техника работы пастелью, предполагающая создание плавных переходов от цвета к цвету, может быть реализована двумя способами. Можно просто размещать цвета в непосредственной близости, а можно смешивать пастель прямо на бумаге. Растушевку можно делать с помощью каких-либо подручных инструментов или просто пальцем. Можно одеть перчатку, чтобы защитить руки от краски. Большие участки можно растушевывать стороной ладони, мелкие - ватой, куском бумаги, ластиком и прочими подходящими предметами. Чтобы не навредить рисунку, растушевывая пастель, старайтесь придерживаться следующих правил:
. Используя для смешивания цветов палец или всю руку, обязательно очищайте ее время от времени. Иначе вы неосторожно загрязните работу. Самый простой и удобный вариант - иметь под рукой упаковку влажных салфеток.
. Бруски пастели после использования можно вымыть, а загрязненный слой на конце убрать при помощи точилки.

5. Сграффито (от итальянского sgraffito — царапать). Данный метод включает процарапывание одного цвета для того, чтобы показать нижний цвет, лежащий под верхним. Он чем-то напоминает процарапывание через слой чернил, однако там можно проводить лишь линии белого цвета на черном фоне, а масляная пастель дает возможность получать более разнообразные цветовые эффекты.

Эта методика является одной из многих, которые были позаимствованы из живописи с использованием масляных красок. Сам Рембрандт зачастую процарапывал основанием кисти влажный слой масляных красок, чтобы передать фактуру деталей кружева, расположенного на воротнике, или волосков на лице.

Хотя техника может также использоваться для иных изобразительных средств, в особенности цветных карандашей. Она почти идеально подходит для использования с масляной пастелью, поскольку ее можно положить относительно толстым слоем, который будет оставаться достаточно сырым, чтобы его было легко удалить острым орудием.

Выполненные в технике сграффито рисунки должны быть заранее продуманы. Данный метод не сочетается с импровизацией — необходимо постоянно держать в памяти конечный образ рисунка, тщательно планируя последовательность наложения слоев, каждый свой шаг.

Первый этап — покрытие бумаги достаточно плотным слоем цвета, сильно вдавливая его в полотно (при желании, для первого слоя можно использовать акварель, акриловые краски либо чернила).

Второй слой ложится более свободно, таким образом, чтобы его можно легко удалить каким-то острым инструментом, к примеру, ремесленным ножом. Чтобы рисовать более толстые линии можно попробовать ручку кисти.

Полезный совет процарапывание выйдет более удачным, если Вы будете работать темным по светлому, так как масляная пастель отличается ограниченной покрывающей способностью, а значит находящийся сверху бледный цвет «утонет» в более темном цвете основы. Добиться разнообразия можно путем применения нескольких цветов для одного из слоев рисунка.

Процарапывание — это превосходный метод, так как работая масляной пастелью невозможно добиться настолько тонких линий.

6. Украшение. Эта техника работы пастелью, по сути, является разновидностью штриховки, выполняющейся путем кратких, точечных ударов. Получается своеобразная живописная вибрация, похожая на scumbling (лессировка, покрытие полупрозрачными красками). Благодаря подобному украшению, цвета смешиваются оптически - глазами, а не на бумаге. Методика наконечника весьма часто используют для передачи переливчатости тканей, перьев, атмосферных эффектов, использующих игру света.

Вы слышали о волшебной технике рисования пастелью? Для начинающих и опытных художников - это настоящее удовольствие. Не нужно тратить годы на обучение. Всего за несколько уроков можно освоить поэтапно рисование масляной пастелью для начинающих. Простейшие приемы помогут создавать пейзажи, натюрморты и портреты. Предлагаем несколько секретов, которые значительно ускорят обучение начинающих рисованию пастелью. Ведь это не только просто, но и необычайно интересно.

Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)

Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к "мягким". Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.

Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.

Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.

Пастель - это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью - это что-то среднее между живописью и рисунком.

Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.

Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.

Из истории материала

Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово "пастель" сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением "паста".

Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово "пастельный". Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 - 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы "Наби". С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 - 17 евро.

Четыре вида пастели для рисования

Современные специалисты разработали четыре вида мелков:

  1. Сухие. Их чаще всего используют новички, они легко растушевываются, стираются ластиком, перекрываются другим тоном.
  2. Масляные. Для рисования нужны определенные навыки. Они сложно выводятся, штрихи не подлежат исправлению.
  3. Восковые. Они не растушевываются. Ложатся очень красиво, в виде глянцевого слоя. Эти мелки хороши в работе, годятся для рисования на вощеной бумаге.
  4. Акварельные.

В одном рисунке используется только один вид пастели. Рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков.

Бережное обращение с работами из пастели

Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.

Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.

Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:

  1. Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
  2. Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
  3. Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.

Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа - это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.

Приобретите планшет или мольберт

Для работы с пастельными палочками нужно вертикальное расположение бумаги или под небольшим наклоном. Так легче оценивается общая картина и легче переносятся линии натюрмортов или портретов на бумагу. Для удобства приобретите мольберт или планшет. Эти приспособления можно опирать о спинку стула или стол.

Правильное использование мелков

Качественные пастельные палочки - не дешевый материал. Рациональное использование одного набора позволит пользоваться ими долго. Если вы начинающий художник, для начала приобретите 10 - 15 основных оттенков. Выбирая мелки в магазине, попросите испробовать их. Качественные палочки создают бархатистый слой, без крошек. Пастель должна хорошо растушевываться.

Специальная рифленая бумага

Кроме пастельных карандашей, купите тонированную рифленую бумагу. На ней максимально проявляются все возможности прессованных палочек. В продаже есть готовые альбомы для таких карандашей с листами разных оттенков. Чаще всего предлагают серые, светло-коричневые, терракотовые листы. Они перекладываются специальной калькой. Иногда цвет бумаги может совпадать с одним из изображаемых оттенков объекта.

Растушевка работ

Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки. Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов.

В продаже предлагаются бумажные растушевки. Они бывают разных размеров и сделаны из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки также подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками, спонжиками для макияжа. Также важно приобрести ластик для пастели.

Вскрытие лаком

Требуют обязательного вскрытия специальным лаком. Делайте это с помощью пульверизатора. Вполне возможен вариант закрепления лаком для волос. Распыляйте средство на расстоянии 30 см от рисунка. В художественных магазинах продаются специальные баллончики для закрепления.

Поэтапная работа для начинающих

Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки. Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени.

Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.

После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.

В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.

Книга Маргарет Эванс "Техника рисования пастелью для начинающих"

Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.

Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:

  • Выбор цвета.
  • Тонкости композиции и перспективы.
  • Рисунки с натуры.
  • Беглые зарисовки и использование фото.
  • Изображение растений в горшках.
  • Рисуем сад.
  • Изображение букетов.

Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.

Особенности работы с масляными пастельными карандашами

Масляные мелки отличаются от сухих. Они чем-то напоминают восковые палочки, ведь в их состав входит льняное масло. Начинающим художникам советуют использовать сухую пастель. Но если вы приобрели масляную, то полезно узнать некоторые моменты ее поэтапного использования.

Масляная пастель имеет более яркий окрас, поэтому многим хочется купить именно ее. Для рисования масляными мелками подойдет не только специальная бумага, но и наждачная, дерево, металл, стекло, оргалит, холщовая ткань.

Можно выделить четыре основных этапа в работе с масляной пастелью:

  1. Сначала делается подмалевка, выделяется свободная зона и зона локальных тонов.
  2. Для создания глубины и яркости наносятся многоуровневые слои.
  3. Медленно добавляются итоговые мазки.
  4. Очищаются края фона, изображаемых предметов, заднего плана.

Масляная пастель не осыпается, а со временем затвердевает.

Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.

Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.

Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.

Пастель для рисования может быть четырёх видов:

  • сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))

Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.

Сухая пастель

Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.

Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.

Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.

В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:

  • твердую hard
  • мягкую soft
  • супер-мягкую extra soft

Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.

Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.

Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.

Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.

Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.

Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.

Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.

Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.

Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.

Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.

Самые известные импортные производители пастели:

  • французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).
  • Хорошего качества пастель производят такие фирмы как
  • Rembrandt ,
  • Schminke ,
  • Faber-Castell
  • Talles (Голландия)
  • Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo , с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.

Больше зарубежных марок-производителей пастели:

Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия), Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея), Crayon.

Распространенные российские марки пастели:

  • Подольск-Арт-Центр
  • Сонет
  • Аква-Колор
  • Спектр

Пастельные карандаши

Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:

  • удобны в использовании,
  • позволяют наносить более аккуратные штрихи,
  • не пачкают руки.

Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.

Производители карандашей:

  • Faber Castell
  • Derwent
  • Cretacolor
  • Stabilo

Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши - Conte. Самые твердые – у Faber Castell.

Масляная пастель

Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.

Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.

Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи. Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.

Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.

Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.

В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.

Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier .

Восковая пастель

Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.

Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.

Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».

Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?

Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.

Акварельная пастель

У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.

Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.

Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!

Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.

Таким образом, под одним и тем же словом, , можно понимать совершенно разные мелки.

Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!

Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!

Техника итальянского рисунка: смотрите видео в свободном доступе!

Я собираюсь нарисовать этот натюрморт масляной пастелью. Я работаю в стиле реализм и использую смешанную технику. Этот натюрморт был установлен в моей студии, также я фотографирую свои натюрморты, т.к. часто рисование занимает слишком много времени. Этот урок покажет вам мой подход и, надеюсь поможет.

Я использую темно синюю бумагу теплого тона, а так же пастельный карандаш, мастихин для удаления излишков пастели с бумаги, растушки бумажные разных размеров. Это цвет бумаги, которую я использую. Ялюблю брать цвета, гармонирующие и дополняющие натюрморт, а эффект цветной бумаги помогает цветам масляной пастели раскрыться.Для использующих сухую пастель рекомендую грунтованную бумагу, а для масляной мне нужна поверхность поглощающая частицы и не имеющая текстуры (не люблю углубления текстурированой бумаги)
Я использую пастель Holbein и Sennelier.

Рисунок начинаю на другом листке бумаги, позже переведу его на рабочую. Рисовать пастелью я люблю начинать имея точный рисунок, поэтому начинаю на бумаге, где я могу стирать, уточняя линии.
Делаю рисунок на листке бумаги карандашом НВ, уточняю его карандашом Н и удаляю все лишние линии.

Переворачиваю бумагу, и на обратной стороне белым мелом прочерчиваю все линии, затем помещаю лист на синюю бумагу и прохожусь по линиям карандашом Н, не нажимая слишком сильно, чтобы не повредить бумагу. Мел отпечатался на бумаге

По следам мелка я прошлась белым пастельным карандашом, чтобы не потерять изображение. Я не положила все линии скатерти и семян решив сделать это позже (что оказалось ошибкой и затруднило работу) Когда я начинаю рисовать пастелью, кладу кусочек такой же бумаги под руку, чтобы тестировть как цвета будут выглядеть на бумаге

Для начала я кладу базовые цвета локальных объектов. Люблю работать надо всем рисунком сразу, нежели по кускам. Начинаю с Sennelier n18, brilliant-yellow-на переднем плане, Holbein cadmium orange- на заднюю дыню. Сливы я набросала в 4 оттенках красного и начала скатерть.

Теперь я начала уточнять дыню. Здесь использую палец для затирки. Также кладу cadmium orange на желтую часть.

Переднюю дыню затираю пальцем (тяжело делать фотографии левой рукой)
Начинаю семена с верха передней дыни. Цвет между дынями(темно-оранжевый)- это Holbein Sennelier n 200 mandarin, нюанс 1. Добавляю больше красного на заднюю сливу и затираю пальцем. Также работаю над краями тарелки

Продолжаю работу над дынями добавлением желтого и мандаринового на переднюю дыню, затираю пальцем. Добавляю цвета второй дыне, используя Sennelier Mandarin. Перехожу к семенам, главное- это думать о них как об объемных формах с с падающим на них светом и тенью.
Продолжаю накладывать Sen.Yellow n 18 и Cadm. orange n 4 на центре. Начинаю работать над цветом кожуры- базовый слой Sen. N 94,добавляю немного sen. 99 и немного sen n 28.

затем затираю границу кожуры и мякоти

Добавляю немного белого в этот участок
(заметка автора — для мандаринового обыкновенный оранжевый подойдет тоже)

Здесь я работала над задней дыней и скатертью за ней, также задней сливой- добавила красных тонов и белые блики, затерла края сливы растушкой. Кладу Sennelier голубовато- серый на темные части сливы т.к они казались слишком яркими.Иногда при работе с растушкой,она забирает много цвета на себя, поэтому я клау немного бардового на саму растушку и работаю ей по сливе. Добавила оранжевого задней дыне и затемнила кожуру возле мякоти.

Затираю грани, перенося смешиванием немного темно- зеленого на мякоть, чтобы срез не казался таким острым.

Кладу немного больше тона в зону семян задней дыни, не используя новых цветов. Далее работаю над затиркой слив и теней на скатерти около них.

В основном здесь я затираю пальцем.

Сегодня я работаю над задним планом.Использую те же цвета оранжевого и желтого, чтобы закончить работу в зоне семян, я затирала небольшие участки бумажной растушкой.

Кладу Senn N84 под тарелкой и затираю его по форме дуги тарелки. Перехожу к работе над семенами первого куска, излишки пастели снимаю мастихином.

использую те же желтые и оранжевые. Затираю в основном пальцем.

Я пыталась уточнить семена, падающие с переднего куска дыни. Также затемнила передний кусок. Использовала оранжевые, желтые и белый.
Затираю под семенами.

Перехожу к тени под дыней и работаю над внутренней дугой тарелки.
Прямо под дыней я положила Sennelier N8 Holbein и indigo N1. Я смешала их вместе затирая пальцем и подчистила дугу тарелки бумажной растушкой.

Если я допускаю ошибку, я соскабливаю первый слой пастели мастихином, затем обмакиваю тряпочку в минеральный растворитель и стираю остатки. Когда высыхает, я переделываю неудавшееся место.

Работаю над клеточками и это фото показывает какой цвет я использовала

На етой стадии затираю грани клеточек растушкой

Кладу блики на тарелку, чтобы она была стеклянной

Здесь я уточнила скатерть и тень передней сливы.

Работаю над тенями под дыней и семенами, лежащими на терелке.Решила попробовать твердый смешиватель цветов.

Использую плоский для смягчения квадратиков и острый для смешивания цвета семян на тарелке

Работаю над краем тарелки и скатертью в етом месте, добавила теней от семян на тарелку.

Сейчас я в основном работаю над тенью под дыней

Закончила тени под дыней

некоторые доработки

Законченая работа!