Сынок почему опять двойка потому что пишется. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова

«Опять двойка!»

Цели: 1) раскрыть основную мысль картины;

    подготовить учащихся к описанию изображённого на картине;

    средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в семью ученик-двоечник.

Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова «За мир!», «Опять двойка».

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.

Опережающее домашнее задание : придумать рассказ на тему: «История двойки» (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить биографию художника, историю создания картины «Опять двойка».

Ход урока.

    Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

    Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике.(Анжелла)

4. История создания картины «Опять двойка».

Вадим . Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.

6. Беседа по вопросам. Анализ картины.

? В каком жанре написана эта картина? (Картина написана в бытовом жанре).

    Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра.

Как художник показал, что главный герой картины - ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него).

Определите возраст ученика . (Мальчику примерно 10-11 лет).

    Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки).

Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)

Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).

Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).

Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).

Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки). ?Какими художественными средствами автор её выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц).

Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.).

7. Словарная работа.

    Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

    Работа над деформированными предложениями .

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

8. Составление плана.

    История создания картины.

    Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

    Осуждающий взгляд матери.

    Взгляд и поза сестры.

    Собака - верный друг мальчика.

    Основная мысль картины.

    Моё отношение к картине.

9. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

10. На втором уроке ребята пишут сочинение.

Образец сочинения.

Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником , под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

    Сообщение о художнике

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Опять двойка!»

История создания картины «Опять двойка».

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

1) раскрыть основную мысль картины;
2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.

Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова “За мир!”, “Опять двойка”.

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности – лицо, фигура, поза.

Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: “История двойки” (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить биографию художника, историю создания картины “Опять двойка”.

Ход урока

1. Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

2. Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике. (слайд №1)

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” (слайд№2)

3. История создания картины “Опять двойка”.

Вадим (слайд№3). Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”.

4. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.

5. Беседа по вопросам. Анализ картины (слайд№4).

В каком жанре написана эта картина? (Картина написана в бытовом жанре).

  • Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра (слайд№5).

Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него).

Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).

  • Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?
  • (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

О чём говорит его “бывалый” портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки).

Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)

Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).

Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).

Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).

Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки) (слайд №6). ?Какими художественными средствами автор её выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц).

Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.).

6. Словарная работа (слайд №7,8,9).

  1. Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

  1. Работа над деформированными предложениями
  2. .

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

7. Составление плана (слайд №10).

  • История создания картины.
  • Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
  • Осуждающий взгляд матери.
  • Взгляд и поза сестры.
  • Собака – верный друг мальчика.
  • Основная мысль картины.
  • Моё отношение к картине.
  • 8. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

    9. Домашнее задание (слайд №11).

    Образец сочинения

    Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина “Опятьдвойка”.

    Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

    Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

    Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

    Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

    И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

    Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

    Познакомить с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова.

    Продолжить работу по формированию у учащихся умения писать сочинение по картине.

    Развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.

    Планируемые результаты:

    Запомнить сведения о жизни и творчестве художника;

    Анализировать содержание картины;

    Составлять связные высказывания при описании картины как устно, так и письменно;

    Уметь формулировать свое мнение и вести диалог с окружающими;

    Учиться понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;

    Зная признаки текста, написать сочинение по теме;

    Самостоятельно вносить коррективы в написанный текст.

    Оборудование:

    Портрет Ф. П. Решетникова;

    Репродукции картин;

    Орфографические словари.

    Ход урока:

    I. Вступительное слово о жизни и творчестве Ф. П. Решетникова.

    В самом начале урока предлагаю вам рассмотреть репродукции картин известного русского художника Федора Павловича Решетникова. Прочитайте названия. «Достали «языка», «Прибыл на каникулы», «Мальчишки», «Опять двойка».

    Кто герои этих картин?

    Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

    Верно, мы будем писать сочинение по картине. Чтобы узнать, по какой именно, необходимо расставить буквы по порядку.

    У автора этих картин очень необычная судьба. Он родился в 1906 г. на Украине в селе Сурско-Литовское. Отец его был иконописцем. Талант художника передался от отца Федору и его старшему брату. Мальчик остался сиротой в 3 года. Он жил у брата, который расписывал церкви. Еще совсем маленьким Федя старался помочь брату, как мог: готовил краски и кисти, сам учился рисовать. Но шла Гражданской война, еды в семье брата не хватало. И Федя ушел в поисках работы. Не боясь, он брался за любой тяжелый труд. В каждую свободную минуту рисовал. Очень хорошо у него получались веселые карикатуры. Позднее он закончил художественный институт и стал профессиональным художником.

    В студенческие годы осуществилась его детская мечта. Он с экспедицией ученого Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Сибиряков» побывал в Арктике. В члены экипажа его брать не хотели. Но когда он нарисовал смешные карикатуры на всех членов экипажа, Шмидт зачислил его в штат. И не пожалел. Работы Федор не боялся, его помощь нужна была и кочегарам, и матросам, он и сам стоял на вахте. А в самые трудные минуты его жизнерадостные рисунки поднимали всем настроение.

    Шмидт взял его и в следующую экспедицию на пароход «Челюскин». Когда случилась беда, и льды сдавили пароход со всех сторон, Решетников вселял во всех надежду на спасение своим оптимизмом. Даже в это сложное время он умудрялся выпускать газету под названием «Не сдадимся», которая поддерживала людей до самого спасения. Позднее Решетников нарисовал групповой портрет всех членов экипажа.

    Труды его жизни высоко были оценены советским государством. Он был лауреатом разных премий. Присвоено высокое звание Народного художника СССР. Умер в 1988 г.

    II. Беседа по картине. Составление плана.

    Картину «Опять двойка» Федор Павлович написал в 1952 г.

    Послушаем сообщение о том, как художник готовился ее писать.

    (Ученица рассказывает предысторию написания).

    (1-й вариант картины "Опять двойка")

    Чтобы воплотить все свои замыслы, художник выполнил очень много набросков. Сначала он решил изобразить класс, сидящих учеников и учителя. Потом ему пришла мысль нарисовать учительницу, ведь в основном в школе работают женщины. Картина показалась ему обычной и скучной. И он перенес действие домой. Вместо учительницы нарисовал маму паренька.

    Вначале на рисунках были только мальчик с матерью. Интересно, что писал он всех персонажей с натуры. Так, он попросил позировать для картины мальчика-вратаря из дворовой команды. Он не сказал ему, о чем будет картина. Иначе ушастый вратарь с вихрами на голове мог и не согласиться.

    Позднее появились и остальные герои. Даже пса он написал с натуры. Вы можете представить, как можно заставить собаку позировать? Так вот художник придумал держать кусочки колбаски на весу, чтобы собака стояла на задних лапках. И за это время он успел сделать наброски.

    Рассмотрим картину внимательно. Каков ее жанр? (Бытовой жанр).

    Назовите место, где происходит событие. (Комната в квартире).

    Нашего ли времени изображенный эпизод? Что помогло вам это определить? (Определенные вещи).

    Перечислите всех героев картины.

    Что за момент на ней изображен? Подтвердите свою мысль развернутым ответом.

    (Мальчик только что зашел домой)

    Каким образом художник выделил главного героя?

    (Во всей композиции он изображен на переднем плане. Остальные смотрят на него).

    Опишите мальчика: внешний вид, поза, выражение лица. Что он испытывает?

    (У него поношенное пальто и старый портфель. Он катался на коньках, возможно, и на портфеле. В игре забыл про уроки. Опустил голову, вот-вот заплачет. Ему стыдно).

    Так же опишите остальных героев.

    (Мама расстроена. Руки печально и устало опущены.

    Сестра явно отличница, аккуратная, смотрит строго, осуждает.

    Брату смешно, он лукаво ухмыляется.

    Пес рад, виляет хвостом).

    Ваши предположения, что хотел сказать нам этой картиной художник?

    (Плохо и невесело приносить двойки. Огорчаются самые близкие люди, которые о тебе заботятся).

    (Они неяркие, приглушенные, потому что далеко не праздничное событие).

    Назовем пункты плана, по которому будем писать.

    1. Начало — где происходит эпизод.
    2. Кто бросился навстречу мальчику первым?
    3. Какие чувства у всех членов семьи на его отметку?
    4. Заключение. Мои чувства по поводу картины.

    III. Словарная работа.

    Портфель, пальто, перевязан бечевкой, радостная собака, велосипед, смотрит с укоризной и осуждением, голубоватый цвет стен.

    Другие трудные для написания слова можно посмотреть в словаре.

    IV. Прослушивание одного устного рассказа.

    V. Письменная запись текста.

    VI. Дома дописать и проверить сочинение. Дополнительно устно придумать свой заголовок.

    Уроки 54–55. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ В СОЧИНЕНИИ ПО КАРТИНЕ
    (Ф. П. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА»)
    Обучать написанию сочинения с грамматическим заданием, отрабатывать
    умения правильно писать
    Урок развития речи
    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
    понятия «тема», «основная мысль», «художественные средства»; уметь
    составлять рассказ­повествование на основе жанровой картины, раскрывать
    основную мысль.
    Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного
    опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию
    из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­
    диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
    словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
    электронных носителях.
    Личностные: понимание русского языка как одной из основных
    национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли
    родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
    моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
    образования
    Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
    фронтальная
    Цель
    деятельности
    учителя
    Тип урока
    Планируемые
    образовательн
    ые
    результаты
    http://www.uroki.net
    http://www.zavuch.info
    http://www.intergu.ru
    Методы и
    формы
    обучения
    Образователь
    ные
    ресурсы
    Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
    М у л ь т и м е д и й н ы й р я д: презентация по теме урока, выполненная
    Наглядно­
    учителем или группой подготовленных обучающихся
    демонстрацио
    нный
    материал
    Основные
    понятия
    Диалог, монолог
    http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html
    http://festival.1september.ru/subjects
    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

    Организационная структура (сценарий) урока
    Этапы
    урока
    1.
    Актуа
    лизаци
    я
    и
    пробн
    ое
    учебно
    е
    действ
    ие
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Воспроиз
    ведение
    ранее
    изученно
    го,
    установл
    ение
    преемств
    енных
    связей
    прежних
    и новых
    знаний и
    применен
    ие их в
    новых
    ситуация
    х.
    Словесно
    ­
    иллюстра
    тивный
    рассказ о
    художни
    ке
    с
    элемента
    ми
    беседы
    по
    Деятельность учителя
    – Сегодня мы с вами на уроке
    вновь работаем по картине и
    познакомимся с художником
    Федором Павловичем
    Решетниковым. А картина, по
    которой вы будете писать
    сочинение, очень интересна тем,
    что на месте ее главного героя
    может оказаться любой из вас.
    Сообщение учащегося о
    художнике.
    Родился Федор Павлович
    Решетников в 1906 году в селе
    Сурско­Литовском
    Екатерининской области в семье
    потомственного иконописца.
    Интерес к живописи рано
    проявился у мальчика. Маленький
    Федя присматривался ко всему,
    что делал его старший брат­
    художник, часто помогал ему:
    растирал краски, натягивал
    холсты, мыл кисти, а иногда
    рисовал и сам.
    Четырнадцатилетним мальчиком
    Решетников покинул дом отца:
    настало время начинать
    самостоятельную жизнь, самому
    зарабатывать кусок хлеба. Ездил
    он по стране, работал в различных
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Груп
    повая
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Отвечают
    на
    вопросы.
    Строят
    понятные
    для
    партнера
    высказыв
    ания
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Устн
    ые
    ответ
    ы
    Личностные:
    имеют
    мотивацию к
    учебной
    деятельности.
    Познаватель
    ные:
    выполняют
    учебно­
    познавательны
    е действия в
    материализова
    нной и
    умственной
    форме;
    осуществляют
    для решения
    учебных задач
    операции
    анализа,
    синтеза,
    сравнения,
    классификации
    ,
    устанавливают
    причинно­
    следственные
    связи.
    Регулятивны

    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    е: принимают и
    сохраняют
    учебную
    задачу.
    Коммуникат
    ивные: задают
    вопросы,
    отвечают на
    вопросы
    других,
    формулируют
    собственные
    мысли,
    высказывают и
    обосновывают
    свою точку
    зрения
    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    содержан
    ию
    картины
    Деятельность учителя
    мастерских, на шахтах, но не
    забывал любимое с детства
    ремесло. С особым удовольствием
    он рисовал декорации для местных
    театров.
    В 1926 г. Решетников приезжает в
    Москву и поступает сначала на
    рабфак искусств, а затем в
    Московский художественный
    институт. Будучи студентом, он
    плавал на легендарном корабле
    «Челюскин» и сделал там
    множество зарисовок. Суровая и
    необычная природа Арктики,
    героический труд мужественных
    людей – всё это захватило
    художника. Вместе с другими
    героями­челюскинцами он был
    снят с дрейфующей льдины
    отважными летчиками и,
    возвратившись, написал несколько
    картин, посвященных Арктике.
    В годы Великой Отечественной
    войны Решетников был на фронте,
    защищал Севастополь, освобождал
    от фашистов Крым. После войны
    художник вернулся к своей
    профессии. Любимыми героями
    его полотен стали дети. Известные
    картины художника:
    «Нарушитель», «За мир», «За
    уроками», «Прибыл на каникулы»,

    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Деятельность учителя
    «Переэкзаменовка», «Достали
    языка», «Опять двойка!».
    – Еще в юности, бывая в
    Третьяковской галерее, художник
    задерживался у картины В. Е.
    Маковского «Свидание с сыном»
    (на доске – репродукция
    картины). Он не мог без волнения
    смотреть на голодного,
    оборванного мальчика, с
    жадностью жующего калач,
    принесенный матерью. Наверное,
    именно в эти минуты и зародилась
    тема детства в творчестве
    Решетникова. Полотна художник
    создает для детей, дети и
    становятся главными героями его
    картин.
    Н а д о с к е: репродукции картин,
    главными героями которых стали
    дети: «Прибыл на каникулы»
    (1948 г.), «Опять двойка» (1952 г.),
    « Достали языка» (1943 г.), «За
    мир» (1950 г.).
    Этимологическая страничка:
    Картина (от русского «карта») –
    произведение живописи в красках.
    Репродукция (лат.) –
    воспроизведенный посредством
    печати рисунок или картина.
    – Обратите внимание на
    выражение лиц героев. Художник

    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Деятельность учителя
    умеет точно передать мысли и
    чувства, переживания и
    настроение героев.
    Картина «Опять двойка!» была
    написана
    в 1952 году.
    Сообщение учащегося об истории
    создания картины «Опять
    двойка».
    Однажды художник сидел на
    уроке математики и в одной из
    московских школ и наблюдал, как
    ученик не мог решить задачу у
    доски. Он сразу представил себе,
    как дома встретят мальчика с
    двойкой, как горько опять будет
    родным. Художник хотел
    показать, почему не пятерки, а
    двойки приносит в портфеле этот
    ученик. Сейчас картина «Опять
    двойка» выставлена в Москве, в
    Третьяковской галерее. Зрителей
    перед ней всегда много, особенно
    школьников. Тут есть на что
    посмотреть и над чем задуматься.
    Одни улыбаются, глядя на
    неудачника, другие смотрят с
    сочувствием, даже с тревогой,
    вспоминая свои злополучные
    двойки. Но равнодушных перед
    этим полотном не бывает. А вот
    что о работе над картиной говорил

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Эвристич
    еская
    беседа,
    чтение
    творческ
    их работ
    2.
    Выявл
    ение
    места
    и
    причи
    ны
    затруд
    нения
    Деятельность учителя
    сам Решетников: «Для героя
    картины мне позировали четыре
    обыкновенных мальчика. Что
    стало с ними потом? Как только
    картину поместили на выставке,
    трое из ребят пришли ко мне. Они
    рассказали о своих успехах.
    Недавно я встретил четвертого
    «двоечника» и с трудом узнал его:
    он вырос, окреп, закончил
    ремесленное училище и сейчас
    работает мастером на заводе»
    Проверка домашнего задания.
    Учащиеся читают свои
    придуманные истории,
    выявляют самые оригинальные,
    нелепые; оценивают.
    С л о в о у ч и т е л я. Ч т е н и е
    п и с ь м а
    Ф. П. Решетникова.
    Дорогие ребята!
    Мне известно, что на одном из
    ваших уроков вы будете
    обсуждать содержание
    картины «Опять двойка!».
    Мне очень приятно, что мой
    творческий труд заслуживает
    вашего внимания, и поэтому
    хочется для вас еще многое
    сделать (в меру своих сил и
    возможностей, конечно).
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Формули
    руют
    собственн
    ые мысли,
    высказыв
    ают и
    обосновы
    вают
    свою
    точку
    зрения.
    В
    сотрудни
    честве с
    учителем
    и
    одноклас
    сниками
    делают
    Груп
    повая
    ,
    инди
    видуа
    льная
    Вопро
    сы
    для
    уточн
    ения
    инфо
    рмаци
    и
    Личностные:
    осознают свои
    трудности и
    стремятся к их
    преодолению;
    проявляют
    способность к
    самооценке
    своих
    действий,
    поступков.
    Познаватель
    ные:
    устанавливают
    причинно­
    следственные
    связи, делают
    выводы.
    Регулятивны

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    выводы
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    е: осознают
    недостаточнос
    ть своих
    знаний.
    Коммуникат
    ивные: задают
    вопросы с
    целью
    получения
    необходимой
    для решения
    проблемы
    информации
    Деятельность учителя
    Вообще обсуждение
    художественных произведений
    принесет вам большую пользу
    для развития вашего кругозора.
    Вы будете в дальнейшем лучше и
    свободней разбираться в
    искусстве.
    Да и нам, художникам,
    интереснее создавать
    произведения для тех, кто в них
    заинтересован, кто правильно
    понимает. Поэтому я желал
    бы, чтобы вы провели
    обсуждение картины «Опять
    двой­ка» – на пятерку! Желаю
    вам здоровья и больших успехов в
    учебе!
    Ф. Решетников
    3.
    Целеп
    олаган
    ие
    и
    постро
    ­ение
    проект
    а
    выход
    а из
    затруд
    нения
    Раскрыти
    е
    сущност
    и новых
    понятий,
    усвоение
    новых
    способов
    учебной
    и
    умственн
    ой
    деятельн
    – Что объясняет нам название
    картины?
    – Чем вам понравилась картина?
    – В каком жанре она написана?
    (Картина написана в бытовом
    жанре.)
    – Как художник показал, что
    главный герой картины – ученик?
    (Мальчик композиционно
    расположен на переднем плане.
    Взгляды остальных героев
    картины (матери, сестры,
    братика) устремлены на него.)
    Фрон
    тальн
    ая,
    инди
    видуа
    льная
    Отвечают
    на
    вопросы.
    Строят
    понятные
    для
    партнера
    высказыв
    ания
    Личностные:
    осознают свои
    возможности в
    учении;
    способны
    адекватно
    рассуждать о
    причинах
    своего успеха
    или неуспеха в
    учении,
    связывая
    успехи с
    Устн
    ые
    ответ
    ы.
    Вопро
    сы
    для
    уточн
    ения
    инфо
    рмаци
    и

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    ости
    учащихс
    я. Беседа
    по
    вопросам
    .
    Анализ
    содержан
    ия
    картины
    Деятельность учителя
    – Определите возраст ученика.
    (Мальчику примерно 10–11 лет.)
    – Опишите внешний вид
    мальчика, его позу. Что можно
    сказать о выражении его лица?
    (Мальчик одет в школьную
    форму, на нем пальто на вырост
    с меховым воротником, на ногах
    новые блестящие галоши. Он
    стоит, опустив голову, не смея
    поднять глаз на своих родных.)
    – Нам без слов ясно, что сегодня
    он опять получил двойку. И
    название картины подтверждает,
    что это его не первая двойка.
    – О чем говорит его «бывалый»
    портфель? (В руках мальчик
    держит потертый, рваный
    портфель. Зимой он служит ему
    санками, а летом – футбольным
    мячом. Замок на портфеле
    давно сломан, поэтому
    портфель перевязан длинной
    бечевкой. Из него вместо
    учебников торчат коньки.)
    – Какова обстановка квартиры,
    изображенной на картине? Как
    живут ее герои? (Живут они
    небогато. Может быть, мама
    одна воспитывает детей. Но она
    заботится о них, несмотря ни на
    какие трудности. Дома
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    усилиями,
    трудолюбием.
    Познаватель
    ные:
    извлекают
    необходимую
    информацию из
    прослушанного
    объяснения
    учителя,
    высказываний
    однокласснико
    в,
    систематизиру
    ют
    собственные
    знания.
    Регулятивны
    е: планируют

    сотрудничеств
    е с учителем и
    одно­
    классниками
    или
    самостоятельн
    о)
    необходимые
    действия,
    операции,
    действуют

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    по плану.
    Коммуникат
    ивные: строят
    небольшие
    монологически
    е
    высказывания,
    осуществляют
    совместную
    деятельность в
    парах и
    рабочих
    группах с
    учетом
    конкретных
    учебно­
    познавательны
    х задач
    Деятельность учителя
    чистота, у героя картины новое
    пальто, девочка стоит в
    выглаженной форме, младшему
    братишке купили велосипед.)
    – Как относится мама к появлению
    своего сына с очередной двойкой?
    (Стиснув руки, эта молодая, но
    уставшая от забот женщина с
    немым упреком смотрит на
    сына. Сколько проблем у матери,
    да еще сын ее подводит. Вот как
    он отплатил ей за ее заботу о
    нем и любовь!)
    – Каково отношение к мальчику
    младшего братишки? (Он
    катается на велосипеде и
    посмеивается над двоечником.)
    – Что выражают взгляд и поза
    сестры? Как она учится? (Сестра
    смотрит на своего брата
    с осуждением, укоризной.
    Чувствуется, что
    девочка очень аккуратная и
    учится на «отлично».
    Сейчас она повторяет уроки,
    собирается в школу. Ее
    портфель новый, не
    потрепанный, как у мальчика.)
    – Кто встречает мальчика с
    радостью? (Собака с радостью
    бросилась к мальчику, положив
    лапы ему на грудь. Для нее

    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Деятельность учителя
    возвращение хозяина домой –
    всегда радостное событие, так
    как ожидается прогулка. Собака
    любит своего друга.)
    – Есть ли у мальчика возможность
    учиться? (Условия есть. В
    комнате мы видим обеденный
    стол, левее – письменный стол с
    настольной лампой; на стене в
    другой комнате висит
    географическая карта.
    Прилежность сестры и
    трудолюбие мамы должны
    быть примером для мальчика.)
    – Какова основная мысль
    картины? (Невесело приносить
    домой двойки.)
    – Какими художественными
    средствами автор ее выразил?
    (Средствами живописи. Он
    расположил героев так, чтобы
    каждый, находясь на своем
    месте, был хорошо виден. Все
    действующие лица связаны
    одним общим переживанием. Об
    этом говорят их позы,
    выражения лиц.)
    – Раскрытию замысла художника
    помогают и краски. Каков колорит
    картины/сочетание различных
    цветов? (Художник сочетает
    различные цвета, которые в

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    4.
    Прак­
    тическ
    ая
    деятел
    ьность
    Анализ
    языковы
    х единиц,
    подбор
    своих
    примеро
    в,
    иллюстр
    ирующих
    природу
    изучаемо
    го
    языковог
    Деятельность учителя
    основном неяркие, приглушенные,
    ведь он рассказывает не о
    праздничном событии, а об
    обычном дне в одной семье. Это
    голубовато­серые стены
    комнаты, коричневый пол,
    пальто болотного цвета на
    мальчике и т. д. Представим
    эту картину без красок. Мы бы,
    конечно, поняли, что происходит
    в комнате, но характеристики
    действующих лиц побледнели бы,
    исчезло бы настроение
    напряженности – картина
    потеряла бы свою
    выразительность.)
    Дополняет ответы, организует
    и сопровождает деятельность
    обучающихся
    С л о в а р н а я р а б о т а.
    1. Записать словосочетания,
    объяснить орфо­
    граммы:
    потертый портфель,
    поношенное пальто, длинная
    бечевка, детский велосипед,
    любимая собачка, голубовато­
    серые стены, простенький
    коврик, хохолок на макушке,
    темная косынка, смотрит с
    укоризной.
    2. Работа над деформированными
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Отвечают
    на
    вопросы,
    под
    руководс
    твом
    педагога
    составля
    ют план
    работы
    над
    заданием
    Фрон
    тальн
    ая,
    инди
    видуа
    льная
    Вопро
    сы
    для
    уточн
    ения
    инфо
    рмаци
    и
    Познаватель
    ные: читают и
    слушают,
    извлекая
    нужную
    информацию, а
    также
    самостоятельн
    о находят ее в
    материалах
    учебников,
    рабочих

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    о
    явления,
    составле
    ние
    плана
    сочинени
    я
    Деятельность учителя
    предложениями:
    Держит, руках, портфель, в,
    потертый, мальчик, рваный.
    Него, сестра, осуждением, на,
    смотрит, с.
    3. Работа со словами, записанными
    на доске:
    печаль, грусть, тоска, скорбь,
    огорчение, беспокойство,
    неприятность, беда, горе,
    несчастье.
    – Распределите данные слова­
    синонимы на две группы. В чем
    разница между словами?
    – Подберите слова­антонимы для
    характеристики сестры и
    мальчика.
    Составление плана.
    1) История создания картины.
    2) Главный герой картины
    (внешность, поза, портфель).
    3) Осуждающий взгляд матери.
    4) Взгляд и поза сестры.
    5) Собака – верный друг мальчика.
    6) Основная мысль картины.
    7) Мое отношение к картине
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    тетрадей.
    Регулятивны
    е:
    контролируют
    учебные
    действия,
    замечают
    допущенные
    ошибки;
    осознают
    правило
    контроля и
    успешно
    используют его
    в решении
    учебной
    задачи.
    Коммуникат
    ивные:
    осуществляют
    совместную
    деятельность в
    парах и
    рабочих
    группах с
    учетом
    конкретных
    учебно­
    познавательны
    х задач, умеют
    задавать

    Этапы
    урока
    5.
    Перви
    чное
    закреп
    ление.
    6.
    Самос
    тоятел
    ьная
    ра­
    бота
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    Подбор
    своих
    примеро
    в,
    иллюстр
    ирующих
    природу
    изучаемо
    го
    языковог
    о
    явления,
    составле
    ние
    связных
    рассказо
    в об
    изученны
    х
    нормах.
    Письмен
    ная
    работа
    Деятельность учителя
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Составление устного рассказа по
    картине.
    Опрос 2–3 учеников.
    Инди
    видуа
    льная
    Отвечают
    на
    вопросы,
    выполняю
    т
    упражнен
    ия.
    На втором уроке учащиеся
    пишут сочинение
    (образцы сочинений см. в
    Приложении к уроку)
    Пишут
    сочинени
    я
    Устн
    ые
    ответ
    ы.
    Пись
    менн
    ые
    работ
    ы
    вопросы для
    уточнения
    последователь
    ности работы
    Познаватель
    ные:
    осуществляют
    для решения
    учебных задач
    операции
    анализа,
    синтеза,
    сравнения,
    классификации
    ,
    устанавливают
    причинно­
    следственные
    связи, делают
    обобщения,
    выводы.
    Регулятивны
    е: адекватно
    оценивают
    свои
    достижения,
    осознают
    возникающие
    трудности,
    ищут их
    причины и

    Этапы
    урока
    Обучающ
    ие
    и
    развиваю
    щие
    компонен
    ты,
    задания
    и
    упражнен
    ия
    7.
    Включ
    ение в
    систем
    у
    знаний
    и
    повтор
    ение
    Обобщен
    ие
    полученн
    ых
    на уроке
    сведений
    ,
    оцениван
    ие
    Деятельность учителя
    Осуществл
    яемая
    деятельнос
    ть
    учащихся
    Форм
    ы
    орган
    изаци
    и
    взаим
    одейс
    твия
    Формируемые
    умения
    (универсальные
    учебные
    действия)
    Проме
    жуточ
    ный
    контр
    оль
    Проверка письменных работ
    пути
    преодоления.
    Коммуникат
    ивные:
    формулируют
    собственные
    мысли,
    высказывают и
    обосновывают
    свою точку
    зрения
    Познаватель
    ные:
    приобретают
    умения
    использовать
    полученные
    знания и
    умения в
    практической
    деятельности и
    повседневной
    жизни
    Оцен
    ивани
    е
    работ
    ы
    учащи
    хся
    на
    уроке
    Инди
    видуа
    льная
    ,
    групп
    овая
    Отвечают
    на
    вопросы.
    Определя
    ют
    уровень
    приобрет
    енных
    знаний

    Приложение
    Образец сочинения (первый)
    Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей.
    Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и
    стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот
    решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с
    решением не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого
    мальчика у доски, крошащего мел, но он представил, как этого двоечника
    встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять
    двойка».
    Главный герой картины изображен на переднем плане. Он даже не смотрит на
    своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил
    нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в
    коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На
    ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит
    потертый, старый портфель. Замок на нем давно сломан, поэтому перевязан
    портфель длинной бечевкой. Он стал таким потрепанным, потому что мальчик
    осенью и весной гоняет его вместо мяча, а зимой ездит на нем с горок.
    Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.
    Мальчик пришел домой грустный, и все поняли, что он получил плохую
    оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжав до боли руки, сложила их на
    колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, убирает, покупает
    сыну новые вещи, а он лишь огорчает ее.
    Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так
    как брат вновь расстроил ее. Сама она очень аккуратная, все ее вещи в порядке,
    портфель выглядит как новый. Девочка учится на «отлично» и обижена на
    брата: как можно постоянно получать двойки?
    Посмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в
    школу еще не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице
    катается он на велосипеде.
    И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину,
    положила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять.
    Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик
    уроки, поэтому и получил двойку.

    Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться
    хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене
    висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины просто
    лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой
    двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
    Образец сочинения (второй)
    Перед нами репродукция картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Общий
    фон таков: просторная городская квартира. Нам видна только гостиная с
    паркетным полом, на котором лежит коврик. На стене – отрывной календарь и
    часы. У стены – стол, покрытый светлой скатертью.
    Через широко распахнутую дверь видна часть второй комнаты. Большое окно
    с тюлевыми занавесками. Под ним расположены отопительные батареи. Слева от
    окна, на стене, висит большая географическая карта. На подоконнике стоит
    горшок с растением.
    На переднем плане изображен главный герой. «Светлая голова с хохолком на
    макушке. Пухлые губы, живые, немного грустные глаза» – так описывает его
    художник.
    Мальчик только что пришел из школы. В руках у него портфель, который
    перевязан веревкой. Лицо и поза мальчика выражают раскаяние в совершенном
    проступке.
    На втором плане картины мы видим маму, маленького братишку и сестру
    двоечника. Серьезная девочка в школьной форме с аккуратно заплетенными
    косичками с осуждением смотрит на брата.
    Присела на стул мама. На ней домашняя одежда, передник, на голове
    косынка. Наверное, она пришла с кухни, услышав звонок в дверь. У нее очень
    грустное лицо. Мама расстроилась из­за двойки больше, чем мальчик.
    Зато на лице младшего брата мы видим улыбку. Он даже остановил свой
    велосипед, чтобы посмотреть на провинившегося. «Вот сейчас тебе достанется!»
    – будто бы говорит его взгляд.
    И только собака с радостью встретила своего хозяина. Она положила лапы
    ему на грудь и преданно смотрит на мальчика.

    Большинство как советских, так и современных школьников получали задание по литературе - написать сочинение по картине «Опять двойка». Решетников Федор Павлович, создавший это полотно, был довольно известным художником. Его картины известны многим со школьной скамьи.

    Как создавалась картина

    История картины «Опять двойка» очень интересна. Изначально художник имел совсем другой замысел. Его желанием было описать советского ученика, то отнюдь не двоечника, а, наоборот, отличника. Решетников даже посещал школы, наблюдая за поведением детей. Но однажды выбранный для описания отличник получил неудовлетворительную оценку. Мастеру понравилась необычная реакция ребенка. Таким образом родился замысел известной нам картины.

    В середине прошлого века, в 1952 году, рождается всем нам известное полотно «Опять двойка». Изображенный на ней школьник являлся типичным лоботрясом того времени. Советские ученики знали, что на него равняться нельзя. Вообще, это было смелым по тем временам решение - изобразить на полотне двоечника, а не отличника.

    По мотивам этой картины создана серия в известном детском киножурнале, который смотрели все советские ребята, - «Ералаш».

    Непритворная печаль

    Начать сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П) стоит с описания главного героя. Мальчишка пришел домой после школы очень грустным. По его лицу вся семья прочитала, что он снова сегодня провинился. Ребенок с печальным лицом отворачивается от родных, кажется, что ему очень стыдно. Но что мы увидим, приглядевшись к нему? Мальчик держит в руке портфель, в котором лежат коньки. Вероятно, он после школы совсем не грустил, а весело проводил время с друзьями. Розовые щеки ребенка пылают совсем не от стыда, а от подвижных игр на улице в зимнее время. На это указывает и перевязанный веревкой портфель. Вероятно, он служил мальчишке санками на горке. Но раскаявшееся лицо мальчика говорит об обратном - ему очень стыдно, и это непревзойденно изобразил Ф. Решетников. «Опять двойка» - картина, заставляющая школьников задуматься над своим поведением.

    Сестра-пионерка

    Вся семья собралась возле парнишки. Каждый из них по-своему оценивает поведение. Самой строгой оказалась старшая сестра. На ней а значит, с учебой у девочки все в порядке. В отличие от брата, школьница уже давно пришла домой и успела выполнить домашнее задание. Описание этого момента должно содержать в себе сочинение по картине «Опять двойка». Решетников бесподобно изобразил эмоции на лице старшей сестры. Девочка не просто злая, она возмущена поступком брата. Ей, пионерке, стыдно за него. При этом она понимает, что парнишка, получив двойку, не пошел тут же домой, а отправился развлекаться. Возможно, именно ее мальчик боится больше собственной матери.

    Руки опускаются…

    Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.

    Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.

    Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец - собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.

    А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.

    Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.

    Интерьер

    Как мы видим, на картине изображена типичная советская квартира. Угол изображения - треугольник, что довольно распространено в живописи. Обстановка в квартире скромная, но уютная. Стол застелен чистой скатертью, на стене висят часы с маятником, на подоконнике растут домашние цветы. Самое примечательное, что есть в интерьере комнаты, это календарь с картиной того же самого художника. Она называется «Прибыл на каникулы».

    Смысл этого полотна в том, что на нем изображен бравый суворовец, отличник, приехавший домой отдохнуть. У него никогда не будет такого печального лица, как у нашего двоечника, ведь он отличник и целиком положительный герой! Художник изобразил на стене картину «Прибыл на каникулы», чтобы создать контраст. Мальчишка-двоечник с коньками в портфеле противопоставлен отличнику-суворовцу. Но какой живой облик у нашего провинившегося персонажа! Его эмоции трудно передать словами. Таким образом, описать картину «Опять двойка» поможет сравнение этих двух героев.

    Стоит отметить и еще одну деталь, касающуюся интерьера. Художник мастерски использует игру цветов. Комната, в которой находится провинившийся, выполнена в темных тонах. Сестра-пионерка изображена на олицетворяя собой прекрасное будущее всей молодежи. Такой контраст позволяет понять, что мальчишка идет неправильной дорогой и должен быть направлен на путь исправления, когда не будет получена опять двойка.

    Основная мысль картины

    Этот художественный шедевр известен школьникам с советских времен. Картина стала очень популярной в нашей стране. Ее включили в программу изучения не только на уроке изобразительного искусства, но и на русском языке. Практический каждый ученик имел возможность описать эту картину. К примеру, в разделе «Развитие речи» она как нельзя лучше подойдет для изучения описания состояния. «Говорящие» эмоции на лицах домочадцев помогут школьнику передать, что чувствовал каждый из героев.

    Основной мыслью картины является изображение персонажа, который не хочет учиться, и теперь ему приходится отвечать за это перед всеми членами семьи. Так поступать стыдно, это должен запомнить каждый ребенок. Нельзя лениться и развлекаться, если не выполнены уроки.

    Заключение

    Сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П.) обязательно должно включить в себя то, какую роль это полотно сыграло в советской живописи. Трудно переоценить, насколько важной она считалась в середине прошлого века. В 1957 году знаменитый художественный музей «Третьяковская галерея» выкупил у Федора Павловича эту картину. Популярность ее достигла такого пика, что какое-то время она явилась обложкой для учебника начальных классов «Родная речь». Глядя на нее, каждый школьник мог на месте главного героя и задуматься о своих успехах в учебе.