История создания ревизора кратко. Комедия Ревизор

Пражский крысарик или ратлик (чешск. Pražský krysařík, англ. Prague Ratter) маленькая порода собак, родом из Чехии. Согласно стандарта породы считается самой маленькой собакой в мире, в отличие от стандарта , который не описывает ее высоту в холке, только вес.

Вероятно, пражский крысарик самая старая порода Чехии. Упоминания о ней встречаются в древнейших источниках. Название породы происходит от немецкого “die Ratte“ (крыса) и обозначает назначение породы — крысолов. Несмотря на то, что некоторые из крысариков сохранили свои инстинкты охотника по сей день, никто их не использует в качестве истребителя грызунов.

Более того, те крысы, которых мы знаем сегодня — гораздо крупней, сильней и агрессивней крыс средневековья. Даже предки крысариков не справились бы с ними, так как это серая крыса или пасюк (лат. Rattus norvegicus), а тогда в средневековой Европе жила черная крыса (лат. Rattus rattus).

Черная крыса жила в амбарах, где не только поедала зерно, но и делала его непригодным в пищу, отравляя своими отходами. Более того, они являлись переносчиками чумы, вспышки которой выкашивали целые города в средние века.


Кошек в те времена было мало, да и отношение к ним было не чета современному. По-этому, горожане использовали собак в качестве крысоловов. Например, практически все терьеры того времени занимались тем, что душили крыс. Иначе собаку просто не содержали, она должна была отрабатывать каждый кусок хлеба.

На территории современной Чехии этим занимались ратлики. Мы точно не знаем, как они выглядели в то время, вероятно были похожи на современных собак. Даже достоверную дату появления породы сказать сложно. Но, к моменту появления и популярности кошек в Европе (около 15 века), крысарики уже служили людям около 800 лет.

Согласно хроникам, это были тихие, активные, чуткие собаки. В замках и на псарнях их содержали вместе с другими собаками: гончими, борзыми. Так что крысарикам пришлось научиться уживаться, иначе они бы не выжили в конфликтах.


Первое упоминание о породе встречается в хрониках Эйнхарда (770-840), франкского ученого и историка. Он описывает их как подарок от чешского принца Леха. Стоит упомянуть, что Лех с большой долей вероятности не является именем, а уважительным обращением к знатной особе. Принц вручил ратликов в качестве подарка императору Карлу Первому.

Польские источники упоминают двух других собак чешского происхождения, которые жили у короля Болеслава Смелого. Автор старейшей польской хроники — Галл Аноним, пишет что Болеслав обожал этих собак, но говорит о них как о иноземной, чешской породе.

Более полная информация появляется гораздо позже, в французских источниках. Жюль Мишле описывает их в своей книге Histoire de France. Три собаки были подарены чешским королем Карлом IV, французскому Карлу V. Что случилось с третьей собакой — неизвестно, но две перешли по наследству сыну Карлу VI.

Благодаря своему практическому назначению, порода смогла пережить упадок средних веков, прижилась у простого населения. К эпохе Возрождения, она все еще существует, более того, переехала из замков во дворцы. Вместо упоминаний в хрониках, ратликов теперь рисуют на картинах, как спутников вельмож.

К 19 веку, интерес к породе упал на фоне популярных тогда . Последовавшие Первая и Вторая мировые войны окончательно уничтожили интерес к породе. Кинологи Т. Роттер и О. Карлик пытались возродить породу, но Чехия была под Советской властью и племенные книги были утрачены. Возрождение породы началось на родине в 1980 году, но до начала следующего века она не была известна за пределами страны. Сегодня ей ничего не угрожает, но популяция небольшая. Насчитывается около 6000 собак, плюс порода до сих пор не признана FCI. Наибольшую популярность крысарики получили на родине и в странах бывшего СССР.

Описание

Их часто путают с или . Это изящные, худощавые собаки, с длинными и тонкими лапами и длинной шеей. Тело короткое, почти квадратного формата. Хвост прямой. Голова изящная, грушевидной формы, с темными, выпуклыми глазами.

Морда короткая, с четко выраженным стопом. В холке они достигают 20-23 см, весят от 1.5 до 3.6 кг, но обычно вес около 2.6 кг.

Особенностью породы является окрас: черно-подпалый или коричнево-подпалый, с пятнами на морде, груди и лапах. Шерсть блестящая, короткая, близко прилегает к телу.

Характер

Пражские крысарики живут рядом с человеком около 1000 лет. И если бы они не были веселыми, активными и милыми, то вряд ли бы им это удалось. Эти маленькие собаки крепко привязаны к своим хозяевам, но при этом обладают собственным характером. Они любят игры, активность, быть в компании людей и не любят скуку и одиночество.

Несмотря на скромные размеры, чудесно усваивают команды и базовый курс дрессировки проходят без проблем. Они послушные, ласковые, очень любят внимание и похвалу. Их можно рекомендовать начинающим собаководам, так как нет проблем с доминантностью, агрессией или территориальностью.

Кроме того, крысарики будто созданы для жизни в квартире. С одной стороны они маленькие, с другой не нуждаются в больших физических нагрузках.

Большим плюсом для содержания в квартире будет то, что они довольно тихо себя ведут. Для маленьких пород собак это не то чтобы не характерно, а практически исключено.

Из минусов — могут страдать от синдрома маленькой собачки. Но, это не их вина, а владельцев, которые не понимают что собака это не ребенок. Кроме того, характерный для породы охотничий инстинкт не исчез полностью и собаки преследуют белок, хомяков, мышей и крыс.

Уход

Чрезвычайно простой, минимальный. У собаки прямая шерсть, за которой просто ухаживать и миниатюрные размеры. Особое внимание нужно уделять ушам, форма которых способствует попаданию грязи и инородных предметов.

Здоровье

Продолжительность жизни до 12-14 лет. Не страдают от особых заболеваний, но в силу сложения склонны к переломам и травмам глаз.

Авг 8, 2017 admin

Те, кто намерен обзавестись американским питбультерьером, должны отчетливо осознавать, что порода была выведена для смертельных собачьих схваток и лишь спустя время адаптирована для иных целей: охоты, выпаса скота, а также розыска, спасения и защиты людей.

История происхождения породы

До собачьих боев предки питбультерьеров использовались в импровизированных сражениях против быков, кабанов и медведей. В 1835 году Великобритания законодательно запретила травлю быков, и собаки оказались не у дел.

Они пригодились организаторам кровавого спорта в США, не желавшим расставаться со своим прибыльным занятием . Американский питбультерьер стал результатом вязки староанглийских бульдогов (выносливых и мощных) и стремительных, с хорошим чутьем, терьеров.

Это интересно! Американским бридерам удалось создать новую породу, получившую имя American Pit Bull Terrier. Слово «pit» переводится как яма для боев, а «питбультерьер» как бойцовый бультерьер. Сокращение «питбуль» в переводе с английского трактуется как «бойцовый бык» и является в корне неверным.

Порода не признана Международной Кинологической Федерацией (FCI), тем не менее, страной зарождения питбультерьеров принято считать США.

Описание, внешний вид питбультерьера

Существует разница между псами рабочего и . Также питбультерьеры делятся на три типа: бульдожий, терьерий и смешанный.

К размерам собак обычно не придираются, оценивая гармоничность телосложения. Рост зависит от костяка и массы, от которой отталкиваются при оценке собачьих габаритов. Вес варьируется в интервале 12-36 кг. Кобели традиционно крупнее сук.

Стандарты породы

Питбультерьер находится под официальным запретом в Австралии и государствах Евросоюза, но есть две структуры, признающие породу – ADBA и UKC.

Вторая организация так описывает стандарт породы американский питбультерьер:

  • Сухая прямоугольная голова имеет среднюю длину, плоский (но широкий между ушами) череп. На квадратной морде заметны выпуклые щеки и сильные челюсти с ножницеобразным прикусом.
  • Уши поставлены высоко: могут быть естественными либо купированными. Для глаз, имеющих миндалевидную форму, допускается любой цвет. Ноздри носа широко раскрыты.
  • Чуть выпуклая мускулистая шея расширяется к холке. Лопатки (широкие и мускулистые) поставлены косо, спина слегка покатая, живот (без шерстяного покрова) втянут, поясница немного выпуклая.
  • Глубокую грудную клетку нельзя назвать слишком широкой. Истинные рёбра – эластичные, в меру выпуклые, тесно прилегающие друг к другу; ложные рёбра – длинные.
  • Конечности имеют крепкие округлые кости, пясти – крепкие и прямые, бедра – мускулистые и достаточно длинные, лапы – средние.
  • Шаг пружинящий и легкий. Не допускаются иноходь и ходьба вразвалку. Короткий, низко посаженный хвост при движении/возбуждении поднят до линии спины.
  • Шерсть плотная, короткая, жесткая и блестящая, лишенная подшерстка. Разрешены любые окрасы (кроме merle) и белые пятна.

Характер собаки породы питбультерьер

Вышколенный американский питбультерьер миролюбив, предан семье и хозяину, хорошо ладит с детьми и терпеливо выдерживает их натиск.

Если собака приобретается не для участия в боях, ей обеспечивают повышенные физические нагрузки, дающие выход ее гиперактивному темпераменту и выносливости. Чем интенсивнее питомец выкладывается на тренировке, тем меньше шанс столкнуться с его немотивированной агрессией.

Это интересно! Питбультерьеру нужна не физкультура (бег, прыжки, игра в апорт), а спорт, такой как вейтпуллинг, аджилити, байк- и скиджоринг. Периодически утяжеляйте собачью амуницию: так тренировка будет эффективнее, да и мышцы пса обретут красивый рельеф.

Считается, что порода легко дрессируется, так как от служения хозяину получает положительные эмоции . При дрессировке собаку мотивируют и поощряют, не применяя физическое наказание, которое обычно ведет к исключению пса (забитого либо озлобленного) из племенного разведения.

Питбультерьер завоевал доверие американских и российских стражей порядка: собак, обладающих превосходным нюхом, задействуют в поисках взрывчатки и наркотиков.

Продолжительность жизни

Представители породы в среднем живут от 8 до 15 лет. Если вам попадется щенок без характерных генетических отклонений, вполне возможно, что он доживет лет до 20 и чуть больше.

Держать питбультерьера в квартире – дело несложное, но ответственное . Самое главное – дать возможность своему энергичному питомцу разрядиться, для чего прогулку дополняют элементами тяжелой атлетики.

Уход, гигиена

Уход такой же, как и за всеми гладкошерстными породами. Короткая шерсть не нуждается в частом расчесывании и мытье. Питбультерьер чистоплотен и даже на прогулках пачкается нечасто. После пребывания на улице собаке моют лапы, а полностью купают раз в полгода.

Если животное много бегает по твердой поверхности, его когти стачиваются сами. В противном случае укорачивать их будет хозяин. Периодически заглядывайте в ушные раковины – они должны быть чистыми и сухими.

Рацион – чем кормить питбультерьера

Ваш воспитанник обязан выглядеть поджарым, а не рыхлым, поэтому исключайте все каши (от них питбультерьера разносит). Из этих же соображений собаке не дают хлеб и сухари. Основной упор – на животные протеины.

  • куриные, говяжьи либо индюшиные субпродукты;
  • куриные яйца (по 1 шт. 3-4 р в неделю);
  • кисломолочные изделия;
  • овощи – на вкус собаки (белокочанная и цветная капуста, морковь, кабачки, болгарский перец, брокколи, тыква, свекла и помидоры).

Важно! Мясные и кисломолочные продукты дают в разные кормления. Поскольку пользы от чистого мяса не очень много, его обязательно смешивают с сырыми тертыми овощами, приправляя столовой ложкой растительного масла (лучше оливкового).

Можно включать в меню рыбу, но в ней недостаточно питательных веществ, да и не каждый питбультерьер ее способен переварить. Смешанная с овощами рыба рекомендована для сбрасывания лишнего веса .

Число кормлений зависит от времени года: в жару достаточно одного кормления (в сутки), в холода переходят на двухразовое.

Болезни, породные пороки

Как и остальные породы, питбультерьер склонен к генетически обусловленным недугам или недомоганиям, виной которых становятся некачественный корм или плохой уход.

К типичным заболеваниям относят:

  • Болезни сердца, нередко сопровождаемые хрипом и кашлем.
  • Сбои в работе щитовидной железы (включая гипотериоз), приводящие к ожирению и иным, более серьезным, патологиям.
  • Дисплазию тазобедренного сустава.
  • Аллергические реакции на разные виды раздражителей.
  • Дирофиляриоз – поражение гельминтами, имеющее хронический характер и тяжелые последствия.
  • Демодекоз.

Так называемый рабочий щенок понадобится тем редким хозяевам, кто планирует выставлять собаку на контрактные матчи. Перед такими людьми стоит по-настоящему сложная задача, так как боевые качества пса раскрываются не ранее, чем ему исполнится 2 года.

Некоторой гарантией наследования воли к победе (гейма) станут чемпионские звания родителей щенка, если они участвовали в подобных схватках. Но, вне зависимости от бесстрашия ближайших родственников, вашему питомцу надо будет пройти персональный гейм-тест.

Это интересно! В поединке двух псов с одинаковым весом проигравшим оказывается тот, кто отступает первым.

Поведение собаки на ринге дает основание отнести ее к одному из типов:

  • смертельный – собака бьется до последней капли крови;
  • усиленный – пес дерется из последних сил, на дрожащих лапах;
  • стандартный – собака сражается, пока не ощутит сильную усталость.

Большинство покупателей ищет собаку для домашнего содержания, реже – для разведения . Такие животные не будут проходить гейм-тесты: для них важны соответствие стандарту, отсутствие породных дефектов и миролюбивый нрав.

Где купить, на что обратить внимание

В США нередко покупают щенков-подростков, которым уже исполнилось полгода . В этом возрасте понятно, к какому классу относится ваше приобретение – шоу (для выставок и разведения), брид (для вязок) или пэт (для домашних игр).

Сторонники покупки более юных щенков напоминают о том, что в 6-8 месяцев у питбультерьера есть не только характер, но и привычки, изменить которые будет непросто (тем более, что и сама порода к поверхностному отношению не располагает).

Важно! Прежде чем идти к заводчику, соберите информацию о нем. Поговорите с тем, кто брал у него щенков, узнайте, с какими проблемами в воспитании они столкнулись.

Как и при покупке других собак, важно проанализировать поведение родителей и самого щенка. Собаки не должны выказывать агрессию либо, наоборот, быть излишне робкими.

Цена американского питбультерьера

На сайтах бесплатных объявлений размещены предложения со смехотворной стоимостью щенков АПБТ – 10 тысяч рублей. Продавцы заявляют о чистокровности, наличии необходимых документов и прививок, расхваливая родителей живого товара. Понятно, что такую собаку можно брать в качестве компаньона, не мечтая о выставках и контрактных боях.

Настоящая цена на питбультерьера стартует с 20-25 тысяч рублей . Российская кинологическая федерация породу не признает, и все официальные бумаги, включая родословную, собакам выдают в кинологических организациях США.

Щенки от титулованных отца/матери не стоят меньше 30 тысяч рублей, но чаще за них просят 40-45 тысяч рублей. В России не очень много племенных питомников, сосредоточенных на разведении питбультерьеров: кроме Москвы и Санкт-Петербурга, питомники можно найти в Тамбове, Волгограде и Павловске.

История создания «Ревизора»

Рождение и становление комедии

О том, как Николай Васильевич Гоголь создавал свою комедию написано много книг и статей, но наиболее авторитетными на наш взгляд являются труды М. Б. Храпченко и Э. Л. Войтоловской.

В своем письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о «Женитьбе», а за одно, так как искал поддержки и ждал совета от Александра Сергеевича, просит его подсказать сюжет, «... хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта» . Пушкин на просьбу Гоголя откликнулся и поделился с ним сюжетом, который волновал и его самого. Пушкин рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника, а остановлен был лишь тогда, когда стал брать прошения. Позже, уже в 1913 году, историк литературы Н.О.Лернер в своем труде «Пушкинский замысел «Ревизора» // Речь. 1913.» , сделав анализ и писем Пушкина, и самого текста «Ревизора», пришел к выводу, что некоторые черты Свиньина и Хлестакова совпадают. Прототипом Хлестакова оказался довольно известный своим современникам живописец, историк, создатель «Отечественных записок». Лернер отождествлял ложь Хлестакова с ложью Свиньина, считал, что и похождения их до крайности похожи.

После того как сюжет был передан Пушкиным в 1835 году Гоголю, Николай Васильевич начал работу над «Ревизором». Первый вариант комедии был написан довольно быстро, этому свидетельствует письмо Гоголя к Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором писатель говорит о завершении первых двух черновых редакций «Ревизора».

Исследователь А. С. Долинин в «Ученых записках Ленинградского гос. пед. ин-та» все же высказывает сомнение в том, что Гоголь мог за полтора месяца проделать такую огромную и кропотливую работу, ведь по его словам, писатель достаточно долго «оттачивал» свои произведения. Долинин считает, что Пушкин передал сюжет Гоголю намного раньше, возможно в первые годы из знакомства. История о Свиньине просто осталась в памяти писателя, а реализовать сюжет он решил тогда, когда пришла идея о написании последней комедии.

И все же большинство исследователей истории литературы считают, что черновые наброски Гоголь писал всегда достаточно быстро, а вот на «оттачивание» уходило гораздо больше времени.

Войтоловская считает, что установлена связь между идеей сюжета Пушкина и «Ревизором» Гоголя, хотя и не ясна точная дата начала работы над комедией.

Первый вариант «Ревизора» был существенно переделан, в результате чего комедия обрела более целостную структуру. Но и после второй редакции писатель снова внес ряд изменений, после чего пьеса была передана, наконец, в печать и отправлена в театральную цензуру. Но и после получения разрешения на театральную постановку, которое было дано 2 марта, Гоголь не переставал улучшать своего «Ревизора». Последние исправления были приняты театральной цензурой всего за несколько дней до выхода комедии на сцену.

В ходе создания «Ревизора» Гоголь не чувствовал сложностей, которые могли сопровождать работу писателя над большим произведением. Образы, которые проходят через всю пьесу, сформировались сразу; уже в первой редакции мы наблюдаем все ключевые события, всех главных героев с их отличительными чертами. Поэтому сложность творческого процесса заключалась вовсе не в поисках сюжетных линий, а в более ярком и точном раскрытии характеров персонажей.

Этому произведению Николай Васильевич придавал большое значение, ведь именно этим и можно объяснить то, что он продолжал работать над текстом и после первого издания пьесы. Когда Погодин спрашивал Гоголя о том, чтобы выпустить второе издание «Ревизора», писатель отвечал, что нужно немного подождать, так как он начал переделывать некоторые сцены, которые, на его взгляд, выполнены небрежно. Исправлены были, прежде всего, сцены встречи чиновников с Хлестаковым в начале четвертого акта, они стали более естественными и энергичными. Уже после этих изменений в 1841 году выходит второе издание комедии, но Гоголь понимает, что его работа над «Ревизором» еще не закончена. И осенью 1842 года писатель снова шлифует пьесу целиком. Все это и есть процесс художественной обработки автором своего произведения, в результате которого заметна выразительность каждой детали. В комедии было очень мало сцен, которые Гоголь не переделывал, пытаясь добиться глубины образов и речи. Только шестая редакция «Ревизора» стала окончательной.

Чтобы понять замысел Гоголя, прежде всего следует обратиться к важнейшей мысли, сформулированной им в статье 1847 года «Авторская исповедь»: «Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. В „Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда ещё во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть. Я сам почувствовал, что смех мой не тот, какой был прежде».

Для Гоголя, высоко почитавшего гений Пушкина, всегда были важны пушкинские оценки и советы. И дело не в том, что тогда, когда Гоголь делал первые робкие шаги в литературе, Пушкин был в расцвете творческих сил и прижизненной славы. Дело в том, что Гоголь осознавал «простоту, величие и силу» творчества Пушкина, видел в нём не просто литератора, а самобытного и неповторимого национального русского писателя. Об этом Гоголь сказал в замечательной статье «Несколько слов о Пушкине». Начатая в 1832 году, она была напечатана в 1835 году. Смерть Пушкина Гоголь воспринял как свою личную трагедию. С этого времени чувство творческого одиночества не покидало писателя, усиливаясь с годами.

Н.В. Гоголь. Художник Горюнов. 1835 г.

Гоголь утверждал, что сюжет «Ревизора» был подсказан ему Пушкиным. В письме от 7 октября 1835 года он обращался к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». В «Авторской исповеди» Гоголь указывал: «Мысль „Ревизора" принадлежит... Пушкину».

Комедия была начата в октябре, а закончена 4 декабря 1835 года, меньше чем в два месяца. Весной 1836 года было опубликовано отдельное издание «Ревизора». Гоголь неоднократно перерабатывал текст. В 1841 году комедия вышла вторым изданием с некоторыми изменениями. И только в 1842 году «Ревизор» появился в окончательном виде. В этой редакции текст был значительно переработан (вранью Хлестакова придан вдохновенный гиперболический характер, переделана финальная сцена, вставлено обращение городничего к публике: «Чему смеётесь? - Над собою смеётесь!..» и т. д.). Текст последней редакции, печатавшийся во всех изданиях Гоголя, зазвучал со сцены только в 1870 году.

«Ревизор». Титульный лист первого издания комедии. 1836 г.

Для вас, любознательные

Не все исследователи «Ревизора» безоговорочно признают роль Пушкина в создании этой комедии. Вот как излагает эту проблему в книге «Гоголь» И.П. Золотусский: «Конечно, Пушкин мог вспомнить анекдот, записанный у него в дневнике, где речь идёт о некоем Криспине, который приезжает в губернию на ярмарку и которого принимают за важное лицо. Такой случай был со Свиньиным, и тот сам рассказал о нём Пушкину. Да и сам Пушкин попал однажды в подобную историю, когда во время путешествия в Нижний Новгород и Оренбург его приняли за человека, присланного ревизовать губернию.

Но к тому времени, когда Пушкин мог предложить этот сюжет Гоголю, существовала уже и комедия Квитки „Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе", где была обыграна точно такая же история. А в 1835 году в „Библиотеке для чтения", которую усердно читал Гоголь, появилась повесть А. Вельтмана „Провинциальные актёры", где опять-таки все напоминало тот же сюжет. Актёр Зарецкий, не успевши переодеться в обычное платье, прибывает в уездный город в костюме маркиза Лафаста. Будучи сильно пьян, он вываливается из брички на окраине города, и подобравшие его люди принимают его за настоящего генерала. К тому времени в городе ждут генерал-губернатора. Решив, что это он и есть, чиновники и обыватели приходят в ужас.

Прибытию Зарецкого предшествует описание именин в доме городничего. Песельники пожарной команды поют отцу города многие лета, а купцы преподносят его жене кулёчки для пополнения домашней экономии. В разгар торжества в комнаты врывается уездный казначей, который первым обнаружил Зарецкого, и объявляет, что генерал-губернатор уже в городе. Разражается паника. „В одно мгновение непроспавшаяся полицейская команда поставлена на ноги; письмоводитель с синим носом сел составлять рапорт о благосостоянии города и список колодников, содержащихся в остроге, другие побежали ловить на рынке подводы и рабочих людей для очищения улиц". Городской лекарь при мундире и шпаге является к всё ещё пьяному Зарецкому. Городничий, сопровождавший его, почтительно остаётся у двери. Не понимая, что вокруг происходит, Зарецкий сыплет монологами из пьесы „Добродетельная преступница, или Преступник от любви". Поскольку имена действующих лиц пьесы и имена присутствующих совпадают, это производит ошеломляющий эффект. Все поражены, что „генерал-губернатор" знает каждого в лицо. Возвышенный тон его речей, их обличительные и неистовые интонации приводят всех в трепет. И лишь разоблачение мнимого генерал-губернатора, связанное с приездом в город остальных актёров, спасает положение.

Зарецкого в его костюме с фольговыми звёздами везут в сумасшедший дом. Он сидит там на кровати и декламирует, то „воображая себя честолюбцем Фиеско", то „маркизом Лафастом". Несчастный пьяница, принятый за значительное лицо, а затем за бунтовщика, и вправду сходит с ума. Отныне его сцена - камера в жёлтом доме, а зрители - сумасшедшие. Они „забывают свою манию... и... внимательно, безмолвно, разинув рот, дивятся исступлённому искусству Зарецкого".

Пусть почтенная публика, что называется, судит, где и у кого Гоголь почерпнул сюжет для комедии. Была ли это мысль Пушкина, так счастливо обыгранная им, переделка и преображение уже прочитанного и услышанного, или сама действительность подбросила Гоголю этот „русский анекдот".

Ситуация, описанная Квиткой и Вельтманом, содержащаяся в сюжете Пушкина, повторялась ежечасно на русских дорогах, в уездных и губернских городах, а также в самой столице, где перед появлением ревизора из ревизоров - императора - всё приходило в блеск и трепет».

"Комедия "Ревизор". История создания".

Цели урока:

· Познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

· Дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Ход урока.

Слово учителя.

Русского мы просим! Своего давайте нам!

Что нам французы и весь заморский люд!

Разве мало у нас нашего народа?

Русских характеров? Своих характеров!

Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов…

На сцену их! Пусть видит их весь народ!

Пусть посмеется им!

Гоголь - один из самых зачитанных школьной программой писателей. В этом качестве он может соперничать даже с Пушкиным. Гоголь в школе - это наше всё, добротное и надёжное. Для всех классов - с 5-го по 10-й. Во всех видах - эпос, драма и даже лирика. Методической литературы - не перечитать (есть даже несколько книг с одинаковым названием «Гоголь в школе»).

При всём этом Гоголь - один из самых непрочитанных в школе писателей. И здесь тоже пушкинская участь: душа - “в заветной лире”, “für Wenige”, а толпа продолжает торить свою бессмысленную тропу к памятнику-идолу. Уж не об этом ли памятнике школьного масштаба речь у Александра Кушнера:

Быть классиком - значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О, Гоголь, во сне ль это всё, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться - куска проглотить
Не мог при свидетелях - скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком - в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щёголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Слово о жизни и творчестве.

– годы жизни.

После окончания гимназии – Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками. С 1831г. имя Гоголя широко известно российскому читателю – в свет вышел сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

В 1848г. после паломничества в Святую землю к гробу Господню (г. Иерусалим) Гоголь возвращается на родину. Большую часть времени живет в Москве, посещает Петербург, Одессу, Украину. В феврале в доме на Никитском бульваре, где жил у графа, в состоянии глубокого душеного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома “Мертвых душ”. Через несколько дней 21 февраля он умер. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).

Комедия “Ревизор”.

Шел 1835 год. Гоголь в Петербурге, городе театров. Встретившись с Пушкиным, писатель просил: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта”. И поэт рассказал ему о том, как в Нижнем Новгороде его приняли за ревизора; рассказал и о том, как один его знакомый выдавал себя в Бессарабии (Молдавия) за важного петербургского чиновника. Анекдот о мнимом ревизоре так привлек Гоголя, что тот сразу же зажегся мыслью написать “Ревизора”, и комедия была написана удивительно быстро, за два месяца, - к концу 1835 года. Человека приняли не за того, кто он есть на самом деле, лицо “незначительное” выступило как “значительное”. За всем этим путаница. Но ошибка, путаница является душой комедии, постоянным источником смешного.

Первая постановка пьесы была 19 апреля 1836г. в Петербургском Александринском театре, а 25 мая – в Московском Малом театре.

Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади театра. Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать, сановники. В царской ложе – Николай I с наследником, будущим Александром II. На галерке теснятся зрители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя – В, Жуковский, Б. Вяземский, И. Крылов, М. Глинка и другие. Вот что рассказывает Анненков об этом первом представлении “Ревизора”: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Недоумение растет с каждым актом. Все происходящее на сцене страстно захватывало сердца зрителей. Всеобщее негодование довершено было пятым актом”.

Царь на представлении много смеялся, желая, видимо, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит ее принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, он хотел ослабить общественное звучание “Ревизора”. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех”.

Сюжет комедии подарил Гоголю Пушкин. Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил автору пьесы раскрыть нравы чиновников николаевского времени: казнокрадство, взяточничество , невежество и произвол. Чиновничество становилось силой. По всей стране скрипели перья, протирались мундиры, пухли горы бумаг. А за всем этим жила, страдала, пела и плакала Русь.

Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии.

Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.

Итак, комедия была поставлена на сцене. Но немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.

“Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”. А несколькими днями позже, в письме к историку, он с горечью замечает: “И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…”

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Литературоведческий комментарий .

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).

Особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене: (пьесы)

    Драма (пьеса) – литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия и драма. Комедия – вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим. Коллизия – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. Ремарки – пояснения для постановщиков спектакля и актеров.

В них сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению (авторские ремарки называются афишами), обозначается место действия (комната в доме, город, ничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению.

2. В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.

По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт.

Композиция пьесы.

3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.

Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.

Развязка – событие, завершающее действие.

Вешалка" href="/text/category/veshalka/" rel="bookmark">вешалки . Гоголь знал: театр начинается с афиши.

Гоголь говорил, что “если мы хотим понять драматические произведения и его творца, мы должны вступить в его область, познакомиться с действующими лицами”…

Откроем программку и, внимательно знакомясь с действующими лицами комедии, попробуем угадать по фамилии о характере героя.


В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк - струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга.»

Анна Андреевна

Его жена

Лука Лукич Хлопов

без имени и отчества.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья.

Артемий Филиппович Земляника


Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почмейстер.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские

Иван Алексеевич Хлестаков

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь.

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав.

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские.

О чем успели поразмыслить, познакомившись с фамилиями действующих лиц?

Демонстрация творческого задания:“У театральной афиши”.

· Сделать афишу к пьесе.

· Сделать программку к спектаклю.

· Нарисовать иллюстрации к пьесе (любого персонажа)

· Парад героев

Городничий.

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков.

Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский ,

оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин ,

судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника ,

попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”

В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.

Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.

“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.

Но… герои разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).

Объявление домашнего задания.

https://pandia.ru/text/77/499/images/image004_10.png" alt="C:\Documents" align="left" width="50" height="79 src=">5. “Человек “пожилых лет”, смотрит вниз, в разговоре с барином принимает грубое выражение”

САМЫЙ УМНЫЙ

1. Полтава находится в 1430 верстах от Петербурга и в 842 верстах от Москвы. 1верста =1,067м. Каково расстояние от Москвы до Полтавы и от Петербурга до Полтавы?

2. “Впрочем, я так только упомянул об уездном суде, а по правде сказать, вряд ли кто-нибудь заглянет туда. Это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует”. Как объясняет это заявление городничий?

3. Его фамилия-синоним полицейского самодержавного режима в значении: своевольный и грубый администратор.

4. У “почта” определяется как:
1) “учреждение срочного сообщения для пересылки писем и вещей”;
2) “место приема писем и посылок”.
В “Ревизоре” 2 смысла. А какие еще обязанности были у Шпекина?

5. Какого чина был Хлестаков?

6. Кто такой городничий?

7. Что такое богоугодные заведения?

8. Кто такой частный пристав?

9. Что значит инкогнито?

10. Что такое ботфорты?

11. Кто написал роман “Юрий Милославский”?

12. Что за блюдо “лабардан”?

13. Кто такой и что такое моветон?

Фамилия __________________ Имя _________________ Дата _____________

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

*С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк - струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга.»
Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Анна Андреевна

Его жена

Лука Лукич Хлопов

без имени и отчества.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья.
В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений.
Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почмейстер.
Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские
Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь гибким »

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь.
Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав.
Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские.
Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.