Лоренцо гиберти бронзовые двери флорентийского баптистерия. Гиберти лоренцоскульптуры и биография

(ок. 1378 - 1455)

Лоренцо Гиберти - итальянский скульптор, ювелир, декоратор и историк искусства, яркий представитель Раннего Возрождения и один из величайших мастеров рельефа.

Его отец был сыном нотариуса, мать - крестьянкой. Художественное образование молодой Лоренцо получил в ювелирной мастерской своего отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле (возможно, этот Бартолуччо был настоящим отцом Гиберти, сам художник оставил об этом противоречивые сведения). Лоренцо усвоил у Бартолуччо навыки ювелирного дела, обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нашего времени не дошли).

В 1401 году, в возрасте 21 года, принял участие в конкурсе рельефов бронзовых дверей для баптистерия во Флоренции. Гиберти выиграл соревнование, обойдя ближайших конкурентов - Донателло и Брунеллески. Конкурсный рельеф Гиберти, изображающий жертвоприношение Исаака (в Библии эта история называется Жертвоприношение Авраама), сейчас находится в Национальном музее Барджелло, во Флоренции.

С 1401 по 1424 гг. (то есть, более 20-ти лет) Гиберти работал над дверями северного входа в баптистерий. Двери были разработаны достойными ранее выполненной работы Андреа Пизано (этот скульптор в 1330 году закончил работу над созданием южных дверей баптистерия). Рельефы Гиберти изображают сцены из жизни Иисуса, а также представляют четырех евангелистов и Отца церкви. На протяжении этих лет также выполнил несколько впечатляющих скульптур для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции: Святого Иоанна Крестителя, Святого Матфея и Святого Стефана.

Когда мастеру исполнилось 43 года, от Флорентийской синьории (так назывался орган городского управления Флоренции) он получил заказ по созданию восточного входа баптистерия. Скульптор посвятил примерно 23 года этой работе, за это время его мастерская стала одним из основных центров флорентийской творческой активности. Известно, что помощником в его мастерской работал Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры.

Получил больше свободы при выполнении дверей восточного входа. Двери имеют десять квадратных панелей. Новая система перспектив была мастерски использовала Гиберти в архитектурном окружении трех рельефов: Исаака, Иосифа, Соломона. С легкой руки Микеланджело, флорентийцы гордо называют эту его работу «Врата рая». Истрики искусства справедливо считают эти врата произведением, в такой же мере знаковым для кватроченто, как живопись Мазаччо или постройки Брунеллески.

В дальнейшем пять из десяти панелей Восточных врат были оторваны при наводнении 1966 года, а позже восстановлены с помощью точных копий из Сан-Франциско. Чтобы защитить оставшиеся оригинальные части от загрязнения, они были заменены точными копиями в 1990 году.

В последние годы своей жизни написал книгу «Комментарии» в 3-х томах, записки об итальянском искусстве. Эта книга содержит анализ раннего искусства Италии и собственных работ Гиберти. Том первый Гиберти посвятил античности, в нем он пересказал историю античного искусства по Плинию. Второй том - наиболее интересный, он посвящен искусству средних веков. Но главное заключалось в том, что Гиберти первым обратился в своей работе к биографиям художников.
Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключил он свой трактат автобиографией.

При жизни познал признание современников и славу. Он по праву считается одним из гениальных мастеров Возрождения. Он скончался всего через 3 года после завершения работы над «Вратами рая». Похоронен в полу базилики Санта Кроче (то есть, Святого Креста), в той церкви, где хранится множество произведений искусства и где нашли свое упокоение самые знаменитые жители Флоренции.

Щелкните по миниатюре скульптуры, посмотрите оригинал, прочитайте текст под картинкой-оригиналом. Листайте галерею по ссылке Дальше под правым верхним углом картины-оригинала. При необходимости возвращайтесь назад - по ссылке Назад под левым верхним углом.
Для удобства откройте галерею во весь экран щелчком клавиши F11.

Баптистерий Сан-Джованни (Флоренция)

(то есть, Святого Иоанна Крестителя)
Флоренция, Италия

Это восьмигранное церковное сооружение в самом центре Флоренции, рядом с собором Санта-Мария дель Фьоре было возведено в 4 - 5 вв. Современный облик баптистерий получил в 11 - 13 вв. Снаружи здание облицовано зеленым и белым мрамором (в так называемом «инкрустационном» стиле). Каждая грань баптистерия имеет трехлепестковое деление, украшена пилястрами и увенчана антаблементом и полукруглыми арками, обрамляющими окна. Здание имеет три входа, три пары ворот, которые принято называть вратАми">

ИНТЕРЬЕР
Флоренция, Италия

Интерьер баптистерия - двухордерный и очень красивый. Нижний ордер - с колоннами из порфира, верхний - с пилястрами, обрамляющими двухарочные окна. Поверхность стен покрыта мраморной мозаикой с геометрическими узорами, напоминающей мощение пола. Декоративная отделка интерьера баптистерия поражает своей роскошью и изобилием деталей">

СВОД КУПОЛА
Мозаика
Флоренция, Италия

Очень красивые мозаики свода выполнены в 13 веке. Самое видное место среди них занимает громадное изображение «Христа во славе» работы Коппо ди Марковальдо. Относительно небольшие панно, расположенные ярусами, - это сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, Христа, Иосифа, Книги Бытия, Небесной теократии с Христом и серафимами, а также орнаментальные мотивы. В соответствии с традициями византийской живописи все эти изображения помещены на сверкающем золотом фоне">

ЮЖНЫЕ ВРАТА БАПТИСТЕРИЯ. 1330
Позолоченная бронза
Баптистерий Сан-Джованни. Флоренция, Италия

Андреа Пизано - флорентиец, который учился в Пизе у выдающегося скульптора Джованни Пизано, в эпоху Проторенессанса сделал новый шаг в развитии итальянского ваяния. На рельефах Южных врат - сюжеты из жизни Иоанна Крестителя и аллегории добродетелей. 28 рельефов заключены в излюбленную готикой форму рамы поля - квадрифолий">

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 18.10.2016 16:41 Просмотров: 1907

Лоренцо Гиберти – крупнейший скульптор эпохи Раннего Возрождения, живший во Флоренции.

Он является одним из основоположников скульптуры Ренессанса, открывшим новый этап в развитии итальянской скульптуры.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 г. во Флоренции. Его отчим, Бартолуччо Гиберти, был ювелиром. Этим же искусством в юности занимался и Лоренцо. Пробовал себя и в живописи. Но затем полностью посвятил себя скульптуре, и это было связано с тем, что в 1401 г. во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, который находился рядом с собором Санта-Марие-дель-Фьоре.

Баптистерий

Баптистерий во Флоренции
Баптистерий – отдельно стоящее круглое или многогранное в плане здание, предназначенное для обряда крещения. Оно обычно завершается куполом. Внутри здания – бассейн для крещения. Старинные мастера украшали его мозаикой или тематической скульптурой, поэтому баптистерий становился произведением искусства.
В Древнем Риме баптистерием называли бассейн с холодной водой в термах. И только с IV в. баптистерием называют храмы в честь Иоанна Крестителя и предназначавшиеся для обряда крещения.
Среди самых известных в мире баптистериев – баптистерий Сан Джованни, один из лучших образцов романского стиля . Он был построен на месте античного храма, посвященному Марсу.
Восьмиугольное здание снаружи облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями. Каждая грань украшена пилястрами, полукруглыми арками.

Л. Гиберти «Сотворение Адама и Евы». Фрагмент восточных дверей флорентийского баптистерия. Бронза
Но главную славу баптистерию принесли бронзовые двери и мозаичное украшение интерьера. С трех сторон здания располагаются ворота. Именно на исполнение этих ворот в 1401 г. был объявлен конкурс. Среди конкурсантов были Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. Гиберти и вышел победителем, хотя оба автора были новаторами в скульптуре (в изображении обнажённого тела, в передаче движения). Но Брунеллески создал очень эмоциональные изображения, в которых жесты и движения наполнены драматизмом и экспрессией. Рельефы Гиберти спокойнее, отделке деталей он уделил особое внимание; изображённые им фигуры взаимосвязаны в композицию, техника работы отмечена совершенством.
Южные ворота выполнял Андреа Пизано (жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей). Северные ворота – Лоренцо Гиберти (сцены из Нового Завета, Евангелисты, Учителя церкви). Самые знаменитые ворота – восточные. Их выполнил Гиберти (сцены из Ветхого Завета).

Лоренцо Гиберти. Восточные ворота
Воротами восхищался сам Микеланджело: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Поэтому восточные ворота Гиберти называют «Райскими». Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. 10 больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину.

Фрагмент ворот

Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей
Интересно отметить, что бронзовая копия этих ворот установлена с северной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге. Выполнил копию литейщик В. П. Екимов.

Ворота Казанского собора Санкт-Петербурга
Ворота Гиберти и до настоящего времени считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто. Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников и скульпторов.
Интерьер Баптистерия украшен мозаиками в византийском стиле, купель декорирована мозаиками. Гробницу Иоанна XXIII создали Донателло и Микелоццо ди Бартоломео.

Другие работы Лоренцо Гиберти

Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Орсанмикеле, они размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), св. Матфея (1421), св. Стефана (1425-1426).

Церковь Орсанмикеле во Флоренции

Орсанмикеле (итал. Or San Michele) – церковь во Флоренции, уникальное по своей форме и значению архитектурное сооружение. Этот дворец выполнял одновременно функцию городского зернохранилища и храма. Церковь была построена в период с 1337 по 1350 гг. А название её произошло по имени женского монастыря VIII в. «Сан-Микеле в саду», который находился на этом месте. В 14 нишах на 4 внешних стенах церкви были помещены скульптуры святых покровителей и других святых, которые выполнили известные художники и скульпторы: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо.

Л. Гиберти. Статуя св. Стефана

Л. Гиберти. Статуя св. Матфея
Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423-1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, принадлежавшую прежде императору Нерону, изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431–1447).
Гиберти был одним из самых образованных людей своего времени. Он написал «Комментарии» (1447-1448) – книгу об истории итальянского искусства, в которую вошла его автобиография – это была первая автобиография художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы.
Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XV в. В его мастерской обучались и работали скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и др.
Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455 г.

ГИБЕРТИ ЛОРЕНЦО - итальянский скульптор и ювелир.

Был усы-нов-лён от-чи-мом, юве-ли-ром Бар-то-ло (Бар-то-луч-чо) ди Ми-ке-ле (?-1422), обу-чал-ся у не-го же и до 1444 года име-но-вал се-бя Ло-рен-цо ди Бар-то-ло. Кро-ме Фло-рен-ции, с ко-то-рой свя-за-на творческая дея-тель-ность Гиберти, по-се-тил Ве-не-цию (1424-1425 годы), Сие-ну и Рим.

Под влия-ни-ем искусства ан-тич-но-сти Гиберти прео-до-лел тра-ди-ции ин-тер-на-цио-наль-ной го-ти-ки, в ко-то-рых он был вос-пи-тан, став од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков искусства Воз-рож-де-ния. Гиберти опи-рал-ся на об-раз-цы ан-тич-ной пла-сти-ки; воз-ро-дил и усо-вер-шен-ство-вал тех-ни-ку ли-тья из брон-зы мо-ну-мен-таль-ной скульп-ту-ры. Па-рал-лель-но с До-на-тел-ло раз-ра-бо-тал сплю-щен-ный рель-еф, ис-поль-зую-щий жи-во-пис-ные при-ё-мы и пер-спек-тив-ные по-строе-ния.

В 1401-1402 годах Гиберти ис-пол-нил брон-зо-вый рель-еф «Жерт-во-при-но-ше-ние Ав-раа-ма» (Национальный му-зей Бард-жел-ло, Фло-рен-ция) для кон-кур-са на оформ-ле-ние вто-рых (се-вер-ных) две-рей фло-рен-тий-ско-го бап-ти-сте-рия, раз-де-лив по-бе-ду с Ф. Бру-нел-ле-ски. По-след-ний от-ка-зал-ся от даль-ней-шей ра-бо-ты, и за-каз был пе-ре-дан Г. Соз-дан-ные им северной две-ри (1403-1424 годы) пол-но-стью по-вто-ря-ют ком-по-зи-цию южных две-рей А. Пи-за-но (1330-1336 годы): ор-на-мен-таль-ные тя-ги раз-би-ва-ют по-верх-ность две-рей на 28 квад-ра-тов, в ко-то-рые впи-са-ны об-рам-ляю-щие рель-е-фы квад-ри-фо-лии. В двух ниж-них ря-дах их за-пол-ня-ют оди-ноч-ные фи-гу-ры про-ро-ков и си-вилл. Раз-но-об-ра-зие ком-по-зиционных ре-ше-ний, тон-кое чув-ст-во рит-ма, при-ро-ж-дён-ное да-ро-ва-ние де-ко-ра-то-ра от-ли-ча-ют рель-е-фы Гиберти от ра-бот А. Пи-за-но. Для фло-рен-тий-ской церкви Ор-сан-ми-ке-ле Гиберти ис-пол-нил брон-зо-вые ста-туи Святого Ио-ан-на Кре-сти-те-ля (1413-1414 годы), Святого Мат-фея (1419-1423 годы), Святого Стефана (1425-1429 годы); со-здал так-же 2 рель-е-фа для бап-ти-сте-рия в Сие-не (ме-ж-ду 1416 и 1427 годами).

Са-мой зна-чительной ра-бо-той Гиберти ста-ли тре-тьи (вос-точ-ные) две-ри бап-ти-сте-рия во Фло-рен-ции (1424-1452 годы); сво-им названием «Рай-ские две-ри» («Porta del Paradiso») они обя-за-ны вос-тор-жен-ной оцен-ке Ми-ке-ланд-же-ло . Де-сять боль-ших квад-рат-ных рель-е-фов из по-зо-ло-чен-ной брон-зы по-свя-ще-ны ис-то-ри-ям Ада-ма и Евы, Каи-на и Аве-ля, Ноя , Ав-раа-ма, Исаа-ка, Ио-си-фа, Мои-сея, Иса-йи, Да-ви-да, Со-ло-мо-на; их об-рам-ля-ют стоя-щие в не-глу-бо-ких ни-шах не-боль-шие фи-гу-ры биб-лей-ских пер-со-на-жей, там же по-ме-ще-ны ав-то-порт-ре-ты Гиберти и его сы-на Вит-то-рио. Скульп-тур-ное ре-ше-ние «Рай-ских две-рей» от-ме-че-но гар-мо-ническим со-вер-шен-ст-вом слож-ных мно-го-фи-гур-ных ком-по-зи-ций с ве-ли-ко-леп-ны-ми ар-хитектурными фо-на-ми и пей-заж-ны-ми па-но-ра-ма-ми. Изо-бра-жён-ные сце-ны упо-доб-ле-ны кар-ти-нам (не-да-ром по от-но-ше-нию к ним час-то упот-реб-ля-ет-ся тер-мин «жи-во-пис-ный рель-еф»); дей-ст-вие раз-ви-ва-ет-ся в раз-ных, ухо-дя-щих в глу-би-ну пла-нах, и мас-тер пе-ре-даёт эту глу-би-ну не толь-ко пер-спек-тив-ным со-кра-ще-ни-ем, но и по-сте-пен-ным по-ни-же-ни-ем са-мо-го рель-е-фа (от вы-со-ко-го до поч-ти плос-ко-го).

В кон-це жиз-ни Гиберти соз-дал трак-тат «Ком-мен-та-рии» [с 1447 года; в русском переводе - «Com-men-tarii. За-пис-ки об италь-ян-ском ис-кус-ст-ве» (примечания и вступительная статья А. Гу-бе-ра), 1938], вклю-чаю-щий в се-бя од-но из пер-вых из-ло-же-ний це-лост-ной ис-то-рии искусства от ан-тич-но-сти до вре-ме-ни жи-зни ав-то-ра, ав-то-био-гра-фию Гиберти и на-учные све-де-ния о пер-спек-ти-ве , оп-ти-ке, ана-то-мии и др.

Его сы-новья - скульп-то-ры Вит-то-рио (1418 или 1419-1496 годы) и Том-ма-зо (около 1417 - по-сле 1455 года).

Биография

Азы своей профессии Лоренцо начал приобретать в мастерской Бартолуччо . В 1401 Гильдия Arte di Calimala объявляет конкурс для выбора автора новой пары Бронзовых дверей для Флорентийского Баптистерия. Конкурс проводится на основе бронзовых рельефов, изображающих жертвоприношение Исаака, которые участники должны были предварительно предоставить для оценки. Финалистами конкурса стали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески . После долгих обсуждений новый более экономичный в использовании бронзы метод и более лиричный стиль приносят Лоренцо победу и он начинает трудится над второй парой бронзовых дверей (первой в его карьере, но до этого в Баптистерии уже стояли двери, исполненные Андреа Пизано). Работа занимает у автора 21 год. Новые двери состоят из 28 рельефов, 20 из которых изображают жизнь Христа из Нового Завета, нижние же были заняты сценами из жизней четырех евангилистов и отцов церкви.

В 1424 году скульптор совершает поездку в Венецию , вернувшись, ныне знаменитый во Флоренции Гиберти начинает разрабатывать дизайн для третьей пары бронзовых дверей, установленных в восточном входе в Баптистерию и посвящает этой работе 27 лет своей жизни. Двери включают в себя 10 рельефов со сценами из Старого Завета. После работы с Донателло в Сиене, Гиберти находится под влиянием его таланта в работе с недавно открытыми законами перспективы и техникой гладкого рельефа. Новые рельефы Лоренцо включают более сложные композиции из архитектуры и фигур. На этот раз они не повторяют форму, предложенную Пизано - квадратная форма выбрана Гиберти для увеличения сложности и визуальной насыщенности. "Врата Рая", как их позже назвал Микеланджело, получились поистине великолепными. При наводнении 1966 года пять из десяти панелей были оторваны. Позже панели восстановили по точным копиям из Сан-Франциско , а в 1990 году, опасаясь загрязнений, панели заменили точными копиями.

В течение этих лет Лоренцо также работал над статуями для церкви Орсанмикеле - Святого Матфея , Святого Стефана и Иоанна Крестителя .

Начиная с 1445 г. работал над «Комментариями» - автобиографическим текстом.

  • В честь Гиберти назван кратер на Меркурии .

Библиография

  • Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих . Т.2. М., 1963
  • Гиберти Лоренцо. Комментарии // Мастера искусства об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения / Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966

Напишите отзыв о статье "Гиберти, Лоренцо"

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Гиберти, Лоренцо

Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.

Лоренцо Гиберти


Когда Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к созданию недостающих дверей древнейшего и наиболее почитаемого храма Флоренции - Сан-Джованни, то всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во Флоренцию. Они должны были представить компетентным судьям и горожанам свои работы. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти.

Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1378 году. В юности учился у золотых дел мастера, работал как живописец. Затем Лоренцо скитался по разным городам. Некоторое время работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты.

Вот что пишет сам Гиберти:

«В юношеские мои годы, в лето от рождества Христова 1400, я уехал отсюда из-за появившейся во Флоренции эпидемии, а также несчастья, обрушившегося на родину, вместе с одним выдающимся живописцем, которого призвал синьор Малатеста в Пезаро. Он поручил нам одну комнату, и мы расписали её с величайшим прилежанием. Дух мой очень сильно стремился к живописи, и это было причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в которой я находился, доставили мне славу и пользу. Но в это время мои друзья написали мне, что попечители храма Сан-Джованни Баттиста рассылают приглашения всем мастерам, которые прославились своей учёностью и от которых они хотели получить доказательства».

Живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, но можно предполагать, что они были высокого уровня. Ведь не зря синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своём дворе.

Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров: троих флорентийцев и четырёх тосканцев. Среди последних был и Лоренцо.

Все семеро должны были сделать одну контрольную работу - «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. В число участников вошли тогда почти неизвестные, а в скором будущем великие мастера Возрождения Брунеллески и Донателло. Сроку исполнения работы - один год. Впоследствии Джорджо Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в неё всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений».

Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался изготовлением моделей из воска и гипса. Каждую новую модель Гиберти в отличие от других конкурентов показывал всем желающим. Он верил в свои силы и не боялся дурного глаза. Напротив, молодой скульптор дорожил мнением понимающих людей.

В 1402 году наступило время подведения итогов. 34 видных художника и скульптора долго и внимательно знакомились с произведениями. После многочисленных обсуждений лучшими были признаны произведения Брунеллески и Гиберти. По версии Вазари:

«Донато (Донателло. - Прим. авт.) и Филиппо (Брунеллески. - Прим. авт.), увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо». Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.

Гиберти сразу же принялся за работу. Разве он мог тогда подумать, что создание дверей для Флорентийского баптистерия займёт основную часть его жизни! Он решает следовать опыту Андреа Пизано, отлившего южные, самые первые, двери храма. Лоренцо избирает для дверей практически такую же композицию - те же 28 полей, из них 8 нижних отведены для отдельных аллегорических фигур, берёт излюбленную готикой форму рамы поля - квадрифолий.

Но свой рассказ о жизни Христа он начинает не с верхнего левого рельефа и кончает не справа внизу, как это сделал Пизано. Гиберти идёт от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Искусствовед Б. Р. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своём распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто… Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке - слева направо и снизу вверх - совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора».

Гиберти вместе со своими учениками поглощён работой над дверьми Сан-Джованни. Но приходится иногда отрываться. Знаменитому теперь скульптору поступают приглашения из Рима, Сиены, Венеции. Вот что пишет Гиберти о работе в Сиене:

«Сьенская коммуна поручила мне исполнить две истории для купели: одна история - когда святой Иоанн крестит Христа, и вторая - когда святого Иоанна приводят к Ироду. Затем я собственными руками сделал из бронзы статую святого Матфея высотою в четыре с половиной локтя. Затем я сделал из бронзы гробницу мессера Леонардо Дати, генерала ордена братьев-проповедников: это чрезвычайно учёный человек, и я сделал его портрет с натуры; гробница исполнена в низком рельефе с эпитафией внизу. Также благодаря мне были исполнены в мраморе гробницы Лодовико дельи Обицци и Бартоломео Валори, похороненных в церкви братьев-миноритов. Кроме того, я изготовил бронзовую раку для церкви Санта-Мария дельи Анджели, где молятся монахи-бенедиктинцы; в этой раке помещены были мощи трёх мучеников: Прота, Гиацинта и Немезия. На передней стороне её были изображены два ангелочка, держащие в руках гирлянду из оливковых ветвей, на которой написаны имена этих мучеников. В это время я оправил в золото один сердолик, величиною с орех в скорлупе, на котором были изображены превосходнейшим образом три фигуры, исполненные руками выдающегося античного мастера. Для черенка я сделал дракона с полураскрытыми крыльями и опущенной головой, шея посередине изогнута, крылья образуют собой ручку печати. Дракон или змея, как скажем мы, был среди листьев плюща; моей рукой были вырезаны вокруг фигуры античные буквы, называющие имя Нерона, которые я сделал с великим прилежанием».

Есть у мастера заказы и из родной Флоренции. Так, Гиберти выполняет три бронзовые статуи для украшения Сан-Микеле: Иоанн Креститель (1414), св. Матфей (1419–1422), св. Стефан (1428).

Прошло уже больше двадцати лет с той поры, как он начал работу над заказом Флорентийской синьории. Наконец большой труд окончен. Многочисленные граждане Флоренции пришли посмотреть на дело рук великого художника. Были мастера и из других городов. Успех оказался необычайно велик. Тут же последовал заказ на новые двери. Они должны были украсить главную, восточную, сторону баптистерия.

В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми дверьми, которые Микеланджело назовёт «Врата рая», они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь мир.

Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс, и Гиберти не мог не почувствовать эти перемены. Он сам участвовал в происходящем, не мог быть в стороне.

Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для рельефов. Теперь это были не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно разные события библейской истории. Лоренцо, глядя на свои модели из воска, понимал: форма квадрифолия здесь не подойдёт. Она слишком сложна.

И он выбирает квадрат - широкая, устойчивая форма, чрезвычайно удобная для перспективных построений. Гиберти принимает также решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24.

«На задней стороне дверей, - пишет М. Ненарокомов, - так и сохранилась на вечные времена разметка на 24 квадрата. И всё равно что-то не устраивало Лоренцо. Ему не хватало места на дверях. Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Измельчить масштаб - создастся впечатление муравейника. Увеличить масштаб самих фигур - меньше их уместится.

А что если фигуры пророков (ведь для каждого из них - своё поле, целых восемь полей) перенести в обрамление рельефов? Поместить их как маленькие статуи в ниши, устроенные по бокам рельефов. Прекрасная мысль! Но и этого кажется Лоренцо мало. Он решается на уже совсем смелый шаг - уменьшает количество рельефов до десяти. Итак, по новой схеме площадь дверей поделится на десять равных полей квадратной формы, вокруг которых будет пущено скульптурное обрамление.

В таком виде он и оставил композицию. Сказал об этом канцлеру Бруни. Тот пришёл в ужас. Полный разрыв с традициями, как же так? Но Лоренцо стоял на своём: десять полей, и ни на одно больше. Поспорил, поспорил Леонардо Бруни, да и согласился. Знал, что тяжёл характер у мастера. Тяжёл, упрям, как бронза, из которой отливает Гиберти свои рельефы…

…Первый раз в жизни „колдует" Гиберти над такими большими рельефами. Есть простор, и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах. Это уже не маленькие отдельные элементы здания, это огромные арки с лестницами, террасы, на которых происходит действие. А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Каждый рельеф - это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Не в силах он уйти от действительности».

В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясён обилием античных памятников. Позднее римские арки скульптор перенесёт на свои рельефы. Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Днём он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» - историю искусств. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат.

О его значении говорит М. Ненарокомов:

«Он разделил его на три части. Первую часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и учёный пересказал историю античного искусства по Плинию. Вторая - наиболее интересная. Она отведена искусству средних веков. Лоренцо начал её с характеристики этого искусства. Но главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям художников.

Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография была первой, его или Альберти, но собственная биография Лоренцо ближе к нашему пониманию этого жанра».

А работа над воротами всё продолжается… И чем дольше трудится над вратами скульптор, тем больше его волнует вопрос перспективы. В связи с этим он начинает заниматься строением глаза, теорией света, всем тем, что связано с оптикой. После смерти на столе в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения.

Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Истории Иакова и Исава» в сложную многоплановую композицию. Глубина изображённого на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Отчасти Гиберти добивается этого, варьируя высоту рельефа и делая фигуры первого плана почти круглыми. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Но значительно важнее тщательно выверенная оптическая иллюзия удаления в пространстве фигур и архитектурных сооружений, отчего происходит постепенное, а не беспорядочное, как прежде, уменьшение их размеров.

Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах - изображения пророков, между ними - медальоны. «Врата рая» потребовали у скульптора двадцать семь лет жизни. Двадцать семь лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты - сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».

В 1452 году Лоренцо Гиберти наконец окончил восточные двери. Он представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из самых счастливых дней. Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни. Всеобщий восторг - лучшая награда Гиберти.

А всего через три года Лоренцо Гиберти не станет.