В порту какой страны стоит статуя посейдона. Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие

Посейдон с мыса Сунион, бронзовая статуя

Бронзовая статуя была найдена в море у мыса Артемисий (о. Эвбея) в 1928 году. Вторая четверть V века до н. э. - один из интереснейших периодов в развитии греческого искусства. Это время напряженных поисков, время, когда мастера скульптуры овладевают приемами реалистического изображения человеческого тела, познают выразительные возможности движущейся фигуры. В активном движении раскрывается внутреннее состояние человека.

Подлинный шедевр греческой скульптуры - созданная в эту эпоху бронзовая статуя бога Посейдона, которую обнаружили на дне моря, у мыса Артемисион. Обнаженный бог моря с телом могучего атлета представлен в момент, когда он бросает свой трезубец в противника. Величественный размах рук и упругий сильный шаг передают властный порыв разгневанного бога. С большим мастерством скульптор показал живую игру напряженных мускулов. Скользящие блики светотени на зеленовато-золотистой поверхности бронзы подчеркивают крепкую лепку форм. Двухметровая фигура Посейдона поражает глаз безупречной красотой силуэта. Вдохновенное лицо бога кажется воплощением могучей морской стихии, струн воды как бы сбегают по прическе и бороде.

Статуя Посейдона - прекрасный образец высокого искусства бронзового. В V веке до н. э. бронза стала излюбенным материалом скульпторов, так как ее чеканные формы особенно хорошо передавали красоту и совершенство пропорций человеческого тела. В бронзе работали два крупнейших скульптора V века до н. э. - Мирон и Поликлет. Их статуи, прославленные в древности, до наших дней не сохранились. О них можно судить по мраморным копиям, выполненным римскими мастерами пятьсот лет спустя после создания оригиналов, в I-11 веках н. э.

Большинство туристов, отдыхающих в Афинах, стараются не упустить возможность совершить интереснейшую прогулку на автомобиле, который в Греции довольно просто можно взять в аренду, или на экскурсионном автобусе, к легендарному мысу Сунион. Этот мыс расположен в южной части Аттики и славится тем, что на нем находятся развалины некогда величественного Храма Посейдона. Сунион всегда был заселен рыбаками, которые, выходя в Эгейское море, никогда не оставались без улова. А как может быть иначе, ведь к ним был милостив сам морской владыка Посейдон, храм которого был возведен на высокой скале прямо у моря.

В настоящий момент дорога от Афин до мыса Сунион, благодаря развитой в Греции инфраструктуре туризма и развлечений, дает возможность путешественнику не только насладиться открывающимися живописными видами, но и передохнуть в пути на одном из великолепных греческих пляжей. Вдоль дороги довольно часто можно встретить различные рестораны и бары: это не просто придорожные забегаловки, в любом из них предлагается гостям солнечной страны все великолепие ее национальной кухни. Конечная точка пути - мыс Сунион и, конечно же, поражающие своими размерами, руины Храма Посейдона.

Греческим ваятелям, как и всем античным художникам, тема моря никогда не была чуждой, так как храмы Посейдона находились не только во многих прибрежных городах Эллады, но даже в глубине суши (например, в Аркадии и Беотии). А каждый храм или святилище в античной Греции, как известно, украшался статуей бога или героя, ради поклонения которому его и строили. Не были исключением и храмы морского владыки. И хотя скульптурных изображений, стоявших в его святилищах, до нас дошло не так уж много, все же иконография этого божества, т. е. набор определенных изобразительных качеств, формирующих в целом представление об этом образе, в данном случае довольно устойчива.

Посейдона мы узнаем, прежде всего, по его атрибутам: трезубцу, дельфину, изображению частей корабля или его оснастки — якорю или веслу, а также, правда, это встречается не часто, венку на голове, как правило, из веток сосны. Вероятно, это связано с тем, что знаменитые Истмийскией игры — спортивные состязания в честь Посейдона, проходили на Истме (перешейке, связывавшем Пелопоннесский полуостров с материковой Грецией) в сосновой роще и венок из сосновых веток был наградой победителю. Однако, если атрибуты указывали лишь на функции изображенного персонажа, то о его божественной сути свидетельствовали, прежде всего, атлетически совершенная фигура, торжественная поза, исполненная величия и достоинства, и благородное строгое лицо. Таким предстает перед нами Посейдон в творениях мастеров эпохи расцвета греческой культуры.

Наибольшее распространение в античном искусстве получили два типа статуй — так называемый латеранский тип, представленный статуей Посейдона в коллекции Латеранского музея в Ватикане, и тип «Мелос», названный так по находке на острове Мелос (датируется концом II в. до н.э., хранится в Афинском национальном музее).

Римская работа II в. н.э. по греческому оригиналу конца IV в. до н. э. Мрамор. Выс. 80,0 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Первый тип, восходящий к греческому бронзовому оригиналу середины IV в. до н.э., отличается характерной постановкой фигуры Посейдона, изображенного обнаженным: он стоит, поставив правую ногу на нос корабля и наклонившись вперед. Левой рукой владыка морей опирается о трезубец; его голова, повернутая вправо, слегка наклонена вниз. Второй тип — мелосский, распространившийся, начиная со II в. до н.э., демонстрирует прямую постановку корпуса и головы. Посейдон облачен в плащ, спускающийся с левого плеча на спину и закрывающий нижнюю часть тела. Правой рукой, поднятой вверх, он опирается о трезубец, в левой держит дельфина.

Восточное Средиземноморье. II-I вв. до н.э. Серебро. Выс. 6,5 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Римские копиисты, создавая статуи Нептуна, активно использовали греческие варианты изображений Посейдона, дополнив иконографический ряд еще одним, близким к мелосскому, с той лишь разницей, что у его правой ноги помещалась фигура дельфина с высоко поднятым хвостом.

Статуи Посейдона ставились в его храмах часто вместе с другими скульптурами, олицетворявшими морскую стихию. Так, греческий писатель и путешественник II в. Павсаний писал, что в Коринфе, в храме Посейдона, «в храме, по величине не очень большом, стоят медные тритоны. В преддверии храма находятся статуи: две — Посейдона, третья — Амфитриты и еще одна — Талассы (Моря), тоже медная» (Павсаний. II. I. 7).

Изображения Посейдона-Нептуна и его морского окружения создавались греческими и римскими ваятелями не только в круглой скульптуре или свободно стоявших на открытом пространстве скульптурных группах, но и в рельефной пластике, в том числе на саркофагах — римских погребальных памятниках: вместе с супругой Амфитритой он плывет по волнам в колеснице, в которую впряжены морские кони — гиппокампы, а рядом их сопровождают тритоны и дочери старца Нерея — морские нимфы нереиды. В таких сценах Посейдон-Нептун воспринимался в сознании зрителя как проводник душ умерших в загробное царство, где правил его брат Аид.

Среди легенд и мифов, связанных с морем, особое место занимают рассказы о чудесных спасениях людей или героев во время их плавания по морским просторам, когда в роли спасителя выступали, например, дельфины (миф об Арионе). До нас дошли и рассказы о преданной дружбе дельфинов и детей: один из них мы знаем в передаче римского писателя I в. Плиния, о другом повествует Павсаний: «...я сам видел дельфина, выказывающего благодарность мальчику за то, что он вылечил его, когда рыбаки его ранили; я видел этого дельфина, как он слушался зова мальчика и носил его на себе, когда ему хотелось покататься» (Павсаний. III. XXV. 7). Именно такие истории вдохновляли скульпторов, создававших статуэтки, подобные той, что представлена на выставке (кат. 3). Правда, вместо ребенка верхом на дельфине плывет Эрот, бог любви, но это лишь причуда реставратора XVIII в., дополнившего античную фигуру ребенка крылышками божественного сына Афродиты.

Римская работа по греческим образцам III в. до н.э. Мрамор. Выс. 87,0 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Пещера Пентели или Врата Конца

    На юго-восточном склоне горы, на уровне 720-ти метров находится вход в пещеру Пентели. В переводе на русский язык это слово звучит как «Врата Конца». В глубине пещеры начинается сложная сеть различных коридоров и подземных штолен, которая тянется на многие километры под землей. Многочисленные аномалии и паранормальные явления, которыми богато это место не дают покоя ученым, и по сей день.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 1)

    Сказать, хотел увидеть Грецию всю жизнь, наверное, было б неправильно, но за последние 35 лет, я ручаюсь. А тут и повод подвернулся - 18 июня 2006 года в пригороде Афин концерт Роджера Уортерса. Прямо напротив моего дома - турфирма. Перехожу улицу, захожу, говорю: «Так, мол и так. Хочу. Это возможно?» «Скорее всего - да, но позвони через три дня. Скажем точно» - говорят. Звоню, договариваюсь, жду, получаю визу, билеты, инструкции… И рано утром 16/VI’06 на Boeing-737 «Пулковских авиалиний» лечу в мечту… CUT16/VI’06.Небо чистое только над Питером и Грецией, остальное прикрыто облаками.

    Родос. Родосская крепость

    Если Вы планируете посетить сказочный остров Родос, то непременно уделите свое внимание Родосской крепости – с 1988-го года объекту всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот поразительный памятник талантливой инженерной мысли был построен в средние века рыцарями-госпитальерами, которые захватили остров во время крестовых походов. Почти 220 следующих лет эта твердыня считалась самой неприступной и наиболее защищенной во всем христианском мире.

    Тайное общество-"Филики Этерия" в Одессе

    Александруполи

    Многим людям не чуждо стремление летом поехать куда-нибудь на юг. Даже если они едут в Грецию, то все равно хотят отдохнуть именно на южной ее части. Предлагаю Вам посетить фракийский город Александруполи, расположенный на северо-востоке Эллады. Город основал Великий полководец и завоеватель Александр Македонский в 340-м году до н. э.

На юге Атики находится окутанный легендами мыс Сунион. Место это славится развалинами знаменитого храма Посейдона, который дарил рыбакам из ближайших деревень богатый улов. В благодарность они построили храм в честь могущественного Бога моря на вершине скалистого утеса, у самого берега Эгейского моря.

Добраться от Афин до мыса Сунион можно по хорошей дороге среди живописных холмов. В пути перед путешественниками будут открываться прекрасные пейзажи. Отдохнуть от долгого пути можно на пляже или наслаждаясь ароматными национальными блюдами в одном из ресторанов или кафетериев вдоль дороги. Конечным пунктом приятной поездки станут скалы мыса Сунион с удивительными развалинами храма Посейдона.

Легенды о Посейдоне

Согласно мифологии, Зевс с помощью братьев Аида и Посейдона убил своего отца, который самостоятельно повелевал всеми стихиями. После его смерти власть над морями и реками досталась Посейдону. Стоит отметить, что греки не представляли своей жизни без моря. По нему проходили многочисленные торговые пути, в нем рыбаки ловили рыбу, а ныряльщики добывали раковины и жемчуг.





Не удивительно, что после великого Зевса Посейдон был главным Богом древних греков. Перед выходом в море каждый рыбак и мореплаватель приносил дары Посейдону и просил его благосклонности. Иначе великий покровитель мог рассвирепеть и разбить вдребезги судно. Бог Посейдон был очень щедр, но и справедливо карал непочтительных.

Чтобы выказать свое благоговение, греки построили святилище Посейдона, а позднее, когда оно разрушилось, воздвигли прекрасный храм. Они верили, что это принесет благосклонность могучего божества. Ведь даже обладая огромным могуществом, боги отличались наличием человеческих эмоций и страстей. Они радовались подношениям и злились за невнимание, любили и свирепствовали. Поэтому алтари и храмы, где можно было задобрить бога, стали обязательными во времена античности.

Остатки Храма Посейдона

За несколько десятилетий до постройки храма, до 480 г. до н.э., вместо храма на скале находилось святилище Посейдона, в котором люди могли оставить подарки и попросить его покровительства. Однако всего через 10 лет после постройки, во время атак персов, святилище было разрушено.

Историки и археологи солидарны, что окончание строительства храма приходится на 440 гг. до н.э. Руководил им и проектировал здание архитектор, конструировавший святилища Гефеста (бога огня) и богини возмездия Немезиды. Документального подтверждения этим догадкам не найдено, но схожесть архитектуры позволяет строить такие предположения. В древности храм не пустовал. Его постоянно посещали рыбаки и мореплаватели вплоть до I в. н.э. При раскопках развалин археологи обнаружили огромную фигуру мужчины, а также несколько человеческих фигурок значительно меньшего размера. Сейчас они перевезены в столицу и выставлены на всеобщее обозрение в Музее археологии.

Храм Посейдона – величественное сооружение, оно простояло несколько веков, но время не щадит ничего. До нашего времени почти полностью сохранились лишь двенадцать огромных колон и небольшие остатки основания. Колоннада поражает своими размерами, при длине 31,12 м её ширина составляет 13,47 м. На архитравном перекрытии сохранились картины сражений между кентаврами и лапифами, а также Тесеем и быком. Кроме монументальных развалин туристы могут насладиться великолепными красотами Эгейского моря.

Альтернативная история храма

Среди историков есть те, кто не поддерживает общее мнение относительно постройки храма Посейдона. Пораженные размерами сооружения, они уверены, что храм воздвигли не древние греки, а атланты – жители легендарной Атлантиды. Ученые считают, что стиль архитектуры расходится с типичным для античных построек. Даже в работах Платона храм Посейдона описывается как величественное сооружение, которое способно сразить любого человека.

Вид на море с мыса Сунион

В украшении стен и потолка храма использовались слоновая кость, золотые и серебряные пластины. Во внутренней части был разбит сад с гигантскими деревьями. Периметр храма украшали множество золотых скульптур с ликами царствующих особ. В главном зале на огромной колеснице восседал Посейдон в окружении нимф с дельфинами. Историки сомневаются, что люди могли создать подобное строение и предполагают вмешательство атлантов.

Что надо знать туристу?

Кто хоть раз наслаждался видами со скал мыса Сунион, возвращается снова и рекомендует другим включить эту экскурсию в туристическую программу. Великолепные пейзажи и ошеломляющие колонны храма Посейдона на мысе Сунион просто завораживают. Руины доступны к посещению ежедневно с 8:30 до 20:00, с начала апреля и до октября.

За вход на территорию исторического памятника необходимо заплатить. Стоимость билета для взрослого составляет 4 евро. Граждане стран Евросоюза, которым не исполнилось 18 лет, могут любоваться красотами абсолютно бесплатно.

Храм Посейдона на мысе Сунион (недалеко от Афин): описание, история мыса, поселение со стенами, другие храмы, карта с остановками, много фото, положение надписи «Byron», время работы, стоимость билета и другая полезная информация.


Храм Посейдона на мысе Сунион был тем местом, где моряки молились богу об удачном завершении плавания, принося ему в жертву животных и другие дары. Храм Посейдона находится в 69 километрах к юго-востоку от Афин и стоит на высоте, примерно, 60 метров над уровнем моря.








Мыс Сунион

Мыс Сунион , самая южная оконечность Аттики, был важным стратегическим пунктом, с которого город-государство Афины контролировал проход в Эгейское море, к Пирею – главному порту, а также к городу-порту Лаврион и окружавшим его серебряным рудникам, благодаря которым Афины стали главным военным и культурным центром V века до н.э.

Первым о мысе Сунион упоминал Гомер в своей «Одиссее» (ок. VIII в. до н.э.), описывая его как «священный для афинян мыс». О стоявшем на нём храме Посейдона писали драматурги Еврипид (в «Киклопе») и Софокл, а также «отец комедии» Аристофан.