Шпаргалка: История развития культуры и искусства. История развития культуры и искусства

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: Тексты пирамид, Книга мертвых, Тексты саркофагов, Песня арфиста.

5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, Мальчик, вынимающий занозу. Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый Дискобол, известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

8. Особенности

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра "ДИЗАЙН" Конспект лекций дисциплины "История культуры и искусств" (Федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин) Шифр дисциплины по учебному плану: ЗФ.01 ТУЛА 2006 г. 2 Конспект лекций дисциплины "История культуры и искусств" Введение Искусствоведение как комплекс наук о всех видах художественного творчества, их месте в общей системе человеческой культуры и как наука с пластических искусствах (в более специальном смысле). Основные разделы искусствоведения и специфические направления. Теория, история и критика искусства. Иконология, структурализм, знаточество, формальный метод, социология, психология и экология искусства. Проблема стиля как один из важнейших предметов искусствоведения. Стилистический анализ и его цель. Школы современного искусства. Классификация видов искусств. Специфика и сущность различных видов искусств. Пластические искусства: тектонические и изобразительные. Архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн Архитектура: взаимосвязь функционально-технических и духовно- эстетических начал. Специфические художественные средства архитектуры: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм.; пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных и отделочных материалов, синтез искусств, архитектоника как выражение главной образной идеи произведения искусства, сооружения, как основной принцип построения, конструкция, текстура. Архитектура как один из основных (наряду с изобразительным и декоративными искусствами) видов пространственных искусств; 1) художественно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционированием; 3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства и организующих его объектов, которыми являются постройки (культовые, жилые, административные, промышленные, общественные и т.д.), открытые 3 городские пространства (площади, улицы, парки), а также комплексы построек и открытых пространств (районы города и т.д.), которые оформляются как ансамбли. Функциональные свойства построек: неприступность, открытость, вместимость, уют. Декоративно-прикладное искусство как вид искусства. Бифункцинальность: декоративность, утилитарность. Орнамент как структурная основа изделия, как узор. Классификация декоративно-прикладного искусства. Функциональность и материал (металл, керамика, стекло, серебро, золото, фарфор, бронза, фаянс и т.д.). Декоративно-прикладное искусство наряду с архитектурой и дизайном - постоянно действующий фактор эстетической организации среды и эстетического воздействия. Дизайн - новый вид эстетической деятельности в сфере промышленного производства; его задачи, его значение в жизни общества. Живопись, скульптура, графика, фотоискусство. Живопись как вид изобразительного искусства. Жанры: портрет, пейзаж, натюрморт; исторический, бытовой, мифологический, батальный, анималистический жанр. Основные разновидности живописи - станковая и монументальная (каменная, керамическая, смальтовая мозаика, витраж, фреска и другие виды росписи). Особые виды живописи: иконопись, миниатюра, декорационная живопись (театральная декорация и кинодекорация), диорама и панорама. Выразительные средства: композиция, рисунок, колорит; тон, цветовые градации, локальный цвет, красочная гамма, валёры, рефлексы, фактура, линейная и воздушная перспектива, светотеневая моделировка. Основные технические разновидности живописи. Основные инструменты: кисти,- мастихин, аэрографы. Скульптура как вид изобразительного искусства. Жанры, Разновидности - круглая скульптура и рельеф. Станковая, монументальная и монументально- декоративная скульптура. Скульптура малых форм. Технология и материалы. 4 Графика как вид изобразительного искусства. Жанры: пейзаж (в т. ч. путевые зарисовки), портрет (в т. ч. зарисовка с натуры); карикатура, (сатирический рисунок, шарж), плакат, газетная графика и т.д..Уникальная, печатная, компьютерная графика. Графика письма (шрифт, эпиграфика, каллиграфия). Графический дизайн. Технические разновидности графики (монотипия, коллаж, акватипия, акварель, гуашь, пастель, тушь, фотомонтаж, ксилография, линогравюра, цинкография, литография, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и т.д.). Художественно-выразительные средства. Фотоискусство как вид пластических искусств; использующий изобразительные и выразительные возможности фотографии; Жанры. Этнографическая, географическая, батальная, репортажная фотография. Художественная фотография и гиперреализм. Теория искусства Художественный метод как исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве. Художественный метод и художественное направление в искусстве. Понятие стиля. История больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета и упадка от античности до начала XX века. Романтизм, классицизм и реализм, модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и. символизм, критический реализм, веризм, риджионализм и натурализм, модернизм (сюрреализм, гиперреализм, авангардизм, абстракционизм, кубизм, фавизм, экспрессионизм, конструктивизм, беспредметное искусство, абстрактный экспрессионизм, ташизм, акционизм, информальное искусство, поп-арт), импрессионизм и неоимпрессионизм, барокко и необарокко, готика и неоготика, неорусский тиль, неоренессанс, неореализм и т.д. Критика искусства как раздел искусствоведения 5 Критика - один из видов научной творческой деятельности, оперативный анализ художественных произведений в контексте современной культуры. П. Аретино - "отец" художественной критики; 16 век. "Салоны" Дени Дидро во Франции - жанр критического обзора выставок; 18 век. Ш. Бодлер, Т. Готье, Э. Золя во Франции, Д. Рёскин-в Англии, В. В. Стасов в России; 19 век. А.Н. Бенуа в России - начало 20 века. Значение критики; ее влияние на движение искусства, на вкусы, оценки, миросозерцание зрителей. Иконология, иконография и формальный метод Иконология как направление в искусствоведении. Э. Кассирера (немецкий философ-неокантианец). Иконография (раздел искусствоведения, изучающий темы, символы и сюжеты искусства) и иконология. Принципы иконологии и формальный метод. К. Фидлер. А. Хильдебранд. Ханс фон Марэ. Г. Вёльфлин. Понятие структурализма; взаимодействие иконологии и структурализма. Социология искусства Теории социально-экономического развития, сложившиеся в русле историко- культурных концепций Г.Гегеля. Основоположник социологии искусства - французский философ И. Тэн. Линии развития социологии искусства: общефилософская, теория и история искусства, практическая социология искусства. Психология искусства Психология искусства как раздел искусствоведения.и как искусствоведческое направление. Психоанализ (3. Фрейд); идеи "коллективного бессознательного" (К.Г. Юнг); закономерности зрительного восприятия - (В. Арнхейм). Значение психологии искусства в конце 20 века. Художественная деятельность и художественная культура Зарождение художественной деятельности. Художественное и религиозное 6 сознание в мифологическом контексте. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства. Искусство в художественной культуре. Духовное содержание искусства: гносеологический и аксиологический аспекты. Система образов как внутренняя форма произведения искусства. Материально-конструктивная грань художественной формы. Структура художественно-творческого процесса. Художественное произведение как органическая целостность. Психологическая структура восприятия художественного произведения. Функции искусства в его отношений к человеку, обществу, природе, культуре. Художественное развитие человечества в контексте художественной культуры. Общие закономерности художественно-исторического процесса: 1. Художник как субъект творчества; 2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства; 3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии. Социокультурные детерминанты художественного развития: общественное сознание и художественное творчество, искусство и сословно-классовая структура общества, национальная структура общества и искусство. История искусства. Взаимосвязь всемирной истории и истории искусств. История и развитие искусства от древности до наших дней. Общие и уникальные для каждого региона и страны историко-художественные, социальные и национальные свойства искусства. Уровень развития художественной жизни различных регионов мира, взаимосвязь и совпадение отдельных эпох истории искусств с эпохами всемирной истории. Особенности развития искусства в различных регионах мира. Культура первобытного общества Особенности мифологического мышления. 7 Аналогия как принцип объяснения мира (по Э.Б. Тайлору). Анимизм - древнейшее мировоззрение человека. Родственные отношения членов первобытного родового общества как причина возникновения идея всеобщей одушевленности (А.Ф. Лосев). Мир как универсальная родовая община. Вещь как единство сущности и явления. Первобытный образ мира. Магические представления первобытного человека. Два основных принципа магии (Дж. Фрэзер). Л. Леви-Брюль о первобытной мифологии как принципе выражения первобытного мышления и видения мира. Бессистемность первобытной мифологии. Прелогичность первобытного мышления. Миф как тайна и священная собственность племени. Миф как комплекс представлений о сверхъестественном. Мифологическое время и его свойства. Партиципация и ее роль в функционировании первобытного общества. Искусство в восприятии первобытного человека. Периодизация искусства первобытного общества. Искусство палеолита. Общая характеристика периода. Сложение родовой организации, появление первых религиозных воззрений. Разнообразные по форме орудия. Основа экономического существования - загонная охота. Появление первых предметов искусства - изображения животных. Период Ориньяк-Солютре. Ареал распространения предметов искусства. Рисунки начала периода - «макароны», отпечатки рук, обведенные в круг. Эволюция изображений от первых несовершенных рисунков животных до изображений с правильными пропорциями и четким контуром. Статика как основа стилистики изображений периода. Особенности мелкой пластики. «Палеолитические венеры», их предназначение, основная художественная задача и стилистика (сочетание условных форм и преувеличений с натуралистическими подробностями). Период Мадлен. Наивысший расцвет искусства эпохи палеолита. Ареал распространения росписей. Расположение росписей в пещере: загадка первобытного мировоззрения. Техника росписей и специфика колорита. Художественные особенности изображений: позы и 8 движения, масштаб изображений, стремление к передаче объема, экспрессия и убедительность, натурализм. Отсутствие композиционных взаимосвязей между отдельными персонажами (сцена из пещеры Ляско как уникальная попытка создания связной повествовательной композиции). Искусство мезолита. Общая характеристика периода. Начало современной геологической эпохи Небольшие коллективы родственников как основа социальной организации. Родовые могильники как свидетельство ее укрепления. Появление лука и стрел, лодки, плетения тканей, деревянной утвари. Место расположения наскальных росписей. Увеличение общих масштабов изображения. Художественные особенности изображений: появление сюжетной композиционной структуры, главный персонаж которой -человек. Схематизм человеческой фигуры. Основная художественная задача - передача экспрессии человека, восприятие последнего как действия, а не предмета («Охота на оленей» в ущелье Валлторта). Искусство неолита. Общая характеристика периода. «Неолитическая метаморфоза» (П. Тейяр де Шарден). Расселение человечества на обширной территории. Переход к скотоводству и земледелию. Переход к оседлому существованию. Патриархат как основа социальной организации. Появление гончарного производства, ткачества, зачатков металлургии. Усложнение представлений о мире и его функционировании. Художественная практика эпохи неолита. Исчезновение монументальных наскальных росписей (исключение - неолитическая культура Сахары). Наиболее распространенные виды искусства - декорирование керамических сосудов и петроглифы. Появление условно-орнаментальных форм в искусстве, основой изображения становится символ, знак, а не образ (развитие абстрактного мышления). Повсеместное распространение одних и тех же знаков - общность неолитической культуры при одновременном появлении локальных особенностей и отличий. Изучение неолитическим 9 художником ритмических закономерностей орнамента. Органическая связь орнамента с формой сосуда. Стилистический анализ керамики Трипольской культуры. Искусство эпохи бронзы. Общая характеристика периода. Появление литейного дела. Развитие орудий труда и улучшение обработки земли. Появление культа военных вождей. Укрепление патриархальной организации. Мегалитическая архитектура, ее связь с усложнившимися религиозно- культовыми идеями и потребностями. Распространение мегалитов. Формы и способы украшения менгира. Дольмен - результат использования стоечно- балочной архитектурной конструкции. Виды и предназначение дольменов. Кромлех, его устройство и связь с солярными и лунными культами. Кромлех как первобытная обсерватория. Кромлех в Стоунхендже, его композиция и история. Художественная практика эпохи бронзы. Углубление локальной дифференциации отдельных культурных традиций. Развитие торевтики. Технический уровень исполнения изделий из бронзы и других металлов и их художественные особенности. Появление гончарного круга и усложнение форм керамических сосудов. Художественные изделия из металлов в курганах Майкопской и Кобанской культур. Искусство эпохи железа. Общая характеристика периода. Улучшение обработки земли железными орудиями. Усиление имущественного расслоения. Усложнение духовной культуры. Специализация представителей художественного творчества. Появление локальных вариантов в пределах одной и той же археологической культуры, различия стилистических приемов между ними. Художественная практика эпохи железа. Декоративность и орнаментальность, стремление к пышности и роскоши, усложненность и перегруженность композиции - стилистические черты художественных изделий периода. Развитие гончарного производства, появление 10 усовершенствованных форм керамики. Усложнение орнаментального декора керамической посуды, появление изображений животных и людей - персонажей мифов. Культура Гальштаттского периода. Особенности художественных изделий. Искусство Скифской культуры. Искусство и предметная культура Древнего Египта Периодизация. Общая характеристика древнеегипетской культуры. Относительная географическая замкнутость. Ирригационная система земледелия, требующая централизованного управления. Широкое распространение различных пород камня, месторождения золота в Нубии, почти полное отсутствие дерева, привозное серебро. Раннее зарождение культуры, базирующейся на мировоззрении первобытного человека эпохи неолита. Замедленное развитие древнеегипетского общества, длительное сохранение магических первобытных представлений. Искусство додинастического периода (кон. 5-4 тыс. дон.э.). Формы захоронений, определяемые спецификой веры в загробное существование. Мелкая пластика из захоронений. Стенные росписи в захоронениях: поиск выразительности в передаче наиболее существенного. Отбор изобразительных приемов. Росписи из гробницы вождя в Иераконполе. Рельефы на плитках для растирания краски. Плитка фараона Нармера. Тематика сюжетов. Обилие иероглифов, связь изображения с приемами пиктографического и более позднего иероглифического письма. Оформление характерных особенностей изобразительного канона: построчность композиции, разномасштабность фигур фараона и подданных, чертежность изображения (использование метода ортогональных проекций для повышения информативности изображения - по Б.В. Раушенбаху). Искусство Древнего царства (XXX - XXIII вв. до н.э.) Искусство I - II династий. Развитие заупокойного культа, разработка и усложнение гробницы. Возникновение и распространение мастабы. Устройство и оформление мастабы. Некрополи в Саккаре и Абидосе: черты архитектуры и

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и . В этих работах ученый обозначил и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью , уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры. Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с у восточных славян и соседних племен. «Двоеверие» - причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается письма в , развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир - Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани - княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено, культура и история России становятся иными. Основное последствие нашествия – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV - по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил новые мессианские чаяния в концепции

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. - середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена , Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм » (вторая половина XV в. - XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVII в.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны- синтез портрета и иконы.
  • также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. - начало XX в.)

Период Императорской России - время представления ее нового обличья. С Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры XVIII века

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры XIX века

Это период своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее . Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это:

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь