Русский художник к малевич является представителем. Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, создатель знаменитой супрематистской иконы – «Чёрного квадрата».

Ранние годы

Казимир Малевич родился 11 февраля (по старому стилю – 23 числа) 1879 года в Киеве в семье выходцев из Польши. 1 (13) марта ребёнка крестили по католическому обряду. Общепринятая дата была взята из церковно-приходской книги киевского костёла св. Александра, однако некоторые исследователи настаивают на достоверности другой даты – 1878.

Отец мальчика, Северин Антонович работал управляющим на местном саххароваренном заводе Николая Терещенко. Мать, Людвига Александровна, в девичестве Галиновская, ухаживала за детьми. Дома говорили по-польски, и в последствии Казимир относил себя к полякам, хотя в некоторых анкетах в графе «национальность» писал «украинец».

Детство Малевич провёл на Подолье, начальное образование получил в пятиклассном сельскохозяйственном училище. Семья была вынуждена часто переезжать, поскольку отца постоянно переводили с одного завода на другой.

В возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко. В юные годы он увлекался творчеством передвижников, много писал с натуры.

В 1896 году семейство перебралось в Курск. Здесь Малевич нанялся работать чертёжником в Управление Курско-Московской железной дороги, однако занятия живописью не забросил. Амбициозный юноша даже организовал в городе художественный кружок.

В 1898 году Малевич женился на тёзке Казимире Ивановне Зглейц. Супруги венчались в курском католическом Храме Успения Богородицы. В 1904 году художник решился на переезд в Москву. Казимира была настроена решительно против, так как оставалась одна с детьми, и в семейной жизни наметился разлад.

5 августа 1905 года Малевич подал заявление о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако получил отказ. Не желая возвращаться домой, Малевич поселился в художественной коммуне в Лефортово, расположенной в просторном доме художника Курдюмова.

Весной 1906 года у Малевича не осталось средств даже на общежитие, и он был вынужден вернуться в Курск. Летом он повторно подал прошение в училище, но его снова не приняли.

Москва

В 1907 году мать художника переехала в Москву и велела сыну переезжать с семьёй к ней. Она сняла пятикомнатную квартиру и арендовала столовую на Тверской. Позже семья была вынуждена перебраться в меблированные комнаты в Брюсовом переулке. Малевичи вновь разругались, и Казимира, забрав детей, уехала в Мещерское, где устроилась фельдшерицей в психиатрической больнице.

Вплоть до 1910 года Малевич брал уроки академического рисунка и живописи в частной студии Ф. И. Рерберга.

Дебют Малевича произошёл в 1907, когда он принял участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Там он познакомился с знаменитым авангардистом, основателем общества «Бубновый валет» Михаилом Ларионовым.

В 1909 году Малевич развёлся и повторно женился на Софье Михайловне Рафалович. Отцу невесты принадлежал особняк в Немчиновке – здесь художник устроил себе студию. Будучи самоучкой, Малевич, с одной стороны, на удивление хорошо ориентировался в авангардистских течениях, с другой, явно не находил себе места. В течение нескольких лет он метался от одного сообщества к другому, порой враждебного предшествующему.

В 1910 году Малевич принял участие в групповой выставке «Бубнового валета», в феврале 1911 – в выставке «Московского салона», в апреле-мае – в выставке петербургского «Союза молодёжи».

В 1912 году художник выставил более двадцати полотен в духе неопримитивизма на скандальной выставке группы «Ослиный хвост», отколовшейся от «бубновалетцев». Там он познакомился с футуристом и автором собственной теории цвета Михаилом Матюшиным. Художники оказались единомышленниками; завязалась дружба.

В 1913 году Малевич расписал «экраны» (задники) для «Первого в России вечере речетворцев» в Москве, а также выступил на «Диспуте о современной живописи» в Петербурге. Петербургский диспут проходил под председательством Матюшина, Малевич вёл себя вызывающе, выкрикивая фразы, наподобие: «Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем!».

Сотрудничество с футуристами оказалось наиболее плодотворным. Художник оформил ряд футуристических изданий, принял участие в групповой выставке объединения «Мишень». Свои картины того периода художник характеризовал как «заумный реализм» или «кубофутуристический реализм»,

В декабре в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера футуристической оперы Матюшина «Победа над Солнцем» на слова Кручёных и Хлебникова, для которой Малевич создал декорации и эскизы костюмов. Этот момент можно назвать поворотным для художника, поскольку, по его словам, именно в ходе подготовки к спектаклю у него родилась идея «Чёрного квадрата».

В 1914 году Малевич принял участие в эпатажной акции, устроенной Алексеем Моргуновым на Кузнецком мосту. Художники прогуливались по Москве с деревянными ложками в петлицах – в те времена жест достаточный, чтобы взбудоражить прохожих.

С наступлением Первой мировой войны Малевич обращается к книге: сотрудничает с издательством «Сегодняшний лубок», иллюстрирует Кручёных и Хлебникова.

В 1915 году выставляется на выставке «Трамвай В» в Петрограде.

Супрематизм и «Супремус»

Казимиру Малевичу принадлежит заслуга создания одного из наиболее влиятельных течений в авангардистском искусстве XX века – супрематизма. Его возникновение можно датировать 1915 годом, когда в свет вышел манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Его издал Матюшин. В том же году Малевич представил 39 полотен, названных им «супрематистской живописью» в рамках выставки «0,10».

1 января 1916 года (19 декабря 1915 года по старому стилю) состоялось одно из ключевых событий в истории искусства XX века – на очередной выставке «0,10» Малевич представил на суд публики «Чёрный квадрат». По замыслу художника, квадрат должен был стать частью триптиха, но оставшиеся его части – «Чёрный круг» и «Чёрный крест» – были продемонстрированы позднее и остались без внимания.

В течение первого полугодия Малевич успел развернуть активную популяризаторскую деятельность, сделав супрематизм важнейшим течением в авангарде. Он организовал общество «Супремус», куда вошли такие живописцы, как Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Иван Клюн, Мстислав Юркевич и др. Выступил с докладом «Кубизм – футуризм – супрематизм» на организованной в сотрудничестве с Иваном Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Продемонстрировал 60 новых полотен на очередной выставке «Бубнового валета», обманным путём принял участие в выставке «Магазин», устроенной Владимиром Татлиным. Татлин запретил Малевичу выставлять супрематические работы, но тот его перехитрил, придя на открытие с нарисованной на лбу цифрой «0,10» и самодельным плакатом.

Летом того же года художника забрали в армию. Он оказался под Смоленском в 56-м запасном пехотном полку и был демобилизован в 1917 году. К лету был практически готов к выходу первый номер журнала «Супремус», однако накануне революции рубль резко упал, а цены на типографские услуги взлетели до невозможного. Вдобавок, соратники оставляли художника. О журнале пришлось позабыть.

В августе Малевича назначили председателем художественного отдела в Московский совет солдатских депутатов. После революции он стал комиссаром по охране памятников старины, а также членом Комиссии по охране художественных ценностей. Это ни для кого не стало сюрпризом: Малевич с давних пор симпатизировал левым и даже участвовал в баррикадных боях в 1905. Однако весной 1918 художник с горечью отметил в статье для газеты «Анархия»: « Год прошёл, а что сделали для искусства все комиссии театров, художественные отделы? Ничего».

В октябре 1917 Малевича также избирали председателем «Бубнового валета», что вызвало ярость у его вечного соперника Татлина и недоумение у Поповой и Удальцовой. Они перессорились, в результате чего распался «Супремус».

Деятельность после революции

В начале 1918 Малевич выступил на скандальном диспуте футуристов «Заборная живопись и литература».

В июне 1918 года Малевич был назначен Луначарским заведующим музейной секцией в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО). Малевич начал работу с написания декларации прав художника. Затем приступил к созданию проекта гигантского центра современного искусства: в него должны были войти мастерские и жилища художников. Его безумным идеям не дано было реализоваться, однако он продолжил продвижение по карьерной лестнице: уже осенью он получил должность преподавателя в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), сменивших дореволюционные МУЖВЗ и Строгановку. В течение последующего года в заведение принимали всех желающих без экзаменов.

В 1919 Малевич экспонировал ещё один цикл работ на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» на X Государственной выставке. В ноябре художник принял решение переехать из столицы в Витебск.

Здесь он вошёл в преподавательский состав Народного художественного училища «нового революционного образца», возглавляемого Марком Шагалом. Под занавес года выходит эссе Малевича «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открывается первая прижизненная ретроспективная выставка супрематиста – «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

Художник, между тем, взял передышку и всецело посвятил себя преподавательской деятельности, стал много писать, увлёкся архитектурой. В 1920 году вокруг него сложился круг преданных сторонников из его учеников. Вошедшие в него Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник и Н. Коган основали группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Когда у Малевича родилась дочь, он назвал её в честь объединения – Уной.

В 1922 году Малевич завершает главную теоретическую работу его жизни – теоретико-философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске примерно в это же время выходит его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В том же году Малевич и несколько его учеников отправляются в Петроград. Художник работает в местном Музее художественной культуры, параллельно выставляется на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1925 году в Москве открывается вторая по счёту ретроспектива, приуроченная 25-летию творческой деятельности художника. Малевич читает доклад в Государственной Академии художественных наук (ГАНХ), рисует эскизы оформления Петроградского государственного фарфорового завода.

В период с 1924 по 1926 Малевич занимал пост директора Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК) и возглавлял формально-теоретический отдел. Там же прочёл доклад «Левые течения в русской живописи за 15 лет».

Увлечение Малевичем архитектурой, некогда инспирированное исканиями Эля Лисицкого, переросло в нечто большее: он создал концепцию архитектонов – живописных архитектурных супрематических моделей. Художник вошёл в состав Объединения современных архитекторов (ОСА) и представил свои идеи на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня 1926 года после выхода статьи Г. Серого ГИНХУК со скандалом закрыли и полностью ликвидировали.

В 1927 году Малевич в третий раз женился, новой пассией оказалась Наталья Андреевна Манченко. С ней он прожил остаток жизни по адресу улица Союза связи, д. 2 / 9, кв. 5.

Весной художник отправился в длительную командировку в Польшу, а затем в Германию. Он посетил Большую берлинскую художественную выставку и Баухаус в Дессау, где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем.

В 1928 году Малевич вернулся к станковой живописи. Работая в московском Государственном институте истории искусств и параллельно готовясь к очередной выставке в Третьяковке, художник занялся восстановлением своих ранних работ по памяти. Таким образом были воссозданы картины «импрессионистского периода», «крестьянский цикл» и третий вариант «Чёрного квадрата». Последний пришлось писать заново по просьбе руководства, так как подлинник уже тогда был в плачевном состоянии.

Цветовой символизм

Выражаясь словами самого Малевича, «супрематическое философское цветовое мышление» ставится художником во главу угла. Живописец-супрематист должен отказаться от повествовательности и принципа мимезиса (подражания, реалистического воспроизведения окружающего мира) и, отбросив старые формы, создавать новое при помощи одного лишь цвета и простейших геометрических элементов.

Цвет у Малевича становится не просто ключевым инструментом, но полноценной, самостоятельной живописной единицей. Отношения формы и цвета у него иерархичны: если цвет – держава первого ряда, то форма выполняет прикладные функции.

Художник оставил огромное количество теоретических работ, в которых даёт обоснование супрематизму и своей теории цвета. Стремясь к «чистой живописи», Малевич отвёл цвету определяющую роль: «Супрематизм в одной своей стадии имеет чисто философское через цвет познавательное движение, а во второй – как форма, которая может быть прикладная, образовав новый стиль супрематического украшения».

Особое внимание нужно уделить цветовой палитре супрематизма. Красный, чёрный и белый – архетипическая цветовая триада – призваны выполнять онтологические функции. «Самое главное в супрематизме – два основания – энергии чёрного и белого, служащие раскрытию формы действия». Три супрематических квадрата являются у Малевича мировоззренческими установками: «чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие».

Исследуя механизмы восприятия, Малевич приходит к выводу, что супрематическому холсту должно быть белым, ведь этот цвет пробуждает ощущение бесконечности. Чаще всего цитируемый тезис художника из программного манифеста «Супрематизм» звучит так: «я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами». Белый холст обозначает переход от эмоций в «белое как истинное реальное представление бесконечности», переход к чистому Познанию.

Как апологета беспредметной живописи, Малевича чрезвычайно волновала проблема соотношения цвета и формы. На эту тему была написана небольшая статья «Форма, цвет и ощущение» (1928). Это ещё одна работа о супрематизме и новом искусстве, подчинённом требованию передавать «ощущения сил, развивающихся в психофизиологических областях человеческого существования». Супрематизм выражает эти ощущения посредством простых геометрических форм, очищенных от смысловых наслоений, сгруппированных в строгие композиции. Что касается выбора подходящего цвета для этих форм, то Малевич утверждает, что он должен быть произвольным, зависящим лишь от воли художника. Принимая во внимание гипотезу о том, что каждой форме соответствует свой цвет, он всё же призывает делать выбор интуитивно. Многочисленные опыты, проведённые им лично, показали, что определённая форма вызывает у большинства испытуемых ассоциации с одним и тем же цветом. Но, как справедливо заметил Малевич, в контексте живописного полотна краски и формы воспринимаются не в отрыве друг от друга, а вместе; они подчинены общей динамике, выполняют одну определённую задачу, реализуют замысел художника. И цвет, и форма следуют за чувствами и ощущениями, живопись у Малевича – не средство, но само содержание.

Закат жизни

20 сентября 1930 года Малевича арестовали: ему вменяли в вину статью 58, пункт 6 – шпионаж. Он пробыл в заключении без малого три месяца и вышел на свободу лишь 6 декабря. Ему грозил срок лишения свободы до трёх лет, а если бы шпионаж признали «вредным для интересов СССР), то и расстрел. У художника изъяли незначительное количество иностранной валюты, сохранившееся ещё со времён командировки и несколько писем.

В 1932 году Малевич работает над проектом картины «Соцогород», который так и не был реализован. С этого момента становится очевидной деградация художника. Он участвует в конъюнктурных мероприятиях и пишет портреты в духе соцреализма. В 1933 году Малевич получает диагноз рак предстательной железы.

В 1935 году за несколько месяцев до его смерти состоялся последний показ работ художника на родине – следующий пройдёт лишь в 1962 году.

Гибель и значение для мировой культуры

Казимир Малевич скончался 15 мая 1935 года в Ленинграде после продолжительной мучительной болезни. По завещанию художника, его тело поместили в «супрематический гроб», выполненный в форме креста. Его перевезли в Москву, кремировали в Донском крематории, а урну с прахом захоронили под любимым дубом художника неподалёку от деревни Немчиновка. Над могилой установлен памятник с изображением чёрного квадрата.

В годы войны могила была утрачена и найти её точное местоположение не представляется возможным. Уже в годы войны на её месте возникло пахотное поле, поэтому сегодня мемориальный знак располагается на опушке леса в двух километрах от изначального захоронения.

Значение Малевича для мирового искусства трудно переоценить. Наряду с Кандинским, Купкой, Мондрианом его признают одним из основоположников абстракционизма, основателем нон-фигуративной, беспредметной живописи. Он оказал влияние на последующие поколения художников совершенно различных направленностей, его можно считать одним из предтеч акционизма, минимализма, концептуализма и т.п.

Знаменитый «Чёрный квадрат» считался какое-то время утраченным и был обнаружен в Самаре в 1993 году. Его приобрёл Инкомбанк за 250 000 долларов. В апреле 2002 года картину выкупил и передал Эрмитажу Владимир Потанин.

3 ноября 2008 года «Супрематическая композиция» (1916) Малевича ушла с молотка аукциона Sotheby s за рекордные 60 млн. долларов.

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Безработная

Женщина

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах.

Яблоня в цвету

Жнец на красном фоне

Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.).

Две женщины в саду

Женщина в желтой шляпке

С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.).

На сенокосе

Мужчина

Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

Женщина-работница

Солдат первой дивизии

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.).

Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)

Пловцы

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.

Портрет дочери художника

Бегун

На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму». Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917.

Две мужские фигуры

Плотник

В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Сбор урожая

Крестьянка

В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым.

Летчик

Корова и скрипка

В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.

На даче

Портрет Ивана Клюна

В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой).
В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом.

Станция без остановки. Кунцево

Портрет Уны

В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда «Супрематизм. Мир как беспредметность».

Три женщины

Садовник

В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердителей нового искусства» (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

Купальщицы

Лесоруб

В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

Супрематизм

Самовар

В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.

Голова

Портрет жены художника

После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

Крестьянин

Красная фигура

В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность».

На бульваре

Весна

Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.

Высшее общество в цилиндрах

Портрет члена семьи

В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл.

С коляской

Пейзаж

В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

Жница

Спортсмены

В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.

Желтый хаос

Супрематизм

В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы. Живописец, график, педагог, теоретик искусства. В 1895-1896 занимался в Киевской рисовальной школе, в середине 1900-х посещал занятия в Московском училище ваяния и зодчества и Строгановском училище, учился в частной студии в Москве.

Пейзаж с белыми домами

Красная конница

Участвовал во многих выставках, инициированных Михаилом Ларионовым, а также в мероприятиях петербургского общества "Союз молодежи" (1911-1914).

В 1915 году на выставке в Петрограде показал тридцать девять полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение "Черный квадрат". Супрематическкую беспредметность рассматривал как новую ступень художественного сознания.

Цветочница

Весений пейзаж

С конца 1919 года по весну 1922 года жил и работал в Витебске. После переезда в Петроград (1923) возглавил Музей художественной культуры, впоследствии - Государственный институт художественной культуры (Гинхук, закрыт в 1926), где под его руководством учились и работали Николай Суетин, Константин Рождественский, Анна Лепорская.

Черный квадрат и красный квадрат

Черный крест

После поездки в Польшу и Германию (1927) возвратился к фигуративной живописи. В 1928-32 гг. создал более сотни живописных работ и множество рисунков, вошедших во "второй крестьянский цикл". Большую их часть показал на персональной выставке в Третьяковской галерее в 1929 году.

Черный квадрат

Казимир Малевич – это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое... Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.

Малевич, а есть ли смысл?

Я говорю «Малевич» – вы представляете черный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а еще много разных цветных фигур. И не только фигур. Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает – очень долго и скучно в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – это был протест. Творчество, как протест. Попытка создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать. Прошло сто лет, как был создан «Черный квадрат», а он до сих пор не дает людям покоя, и многие считают своим долгом свысока бросить «и я так могу». И вы так можете, и Малевич смог. Малевич был первым, кто додумался до такого – и поэтому стал популярным.

Даже художница и та черпает вдохновение из полотен мэтра!

Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.

Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.

Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг подборки.

Как Малевич понимал живопись?

Об этом можно сказать одной цитатой:

«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».





Чем оно отличается от произведения «нечистого»? Тем, что живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни.

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Что еще рисовал Малевич?

Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.

Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:

Пейзаж. «Весна»:

Портрет девушки:

После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.

А это – картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг – и мы увидим движение.

Еще одна «подвижная» картина – «Сбор урожая»:

А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.

Ткани от Малевича

Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.

По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.

Чем вдохновлялся Малевич?

Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.

1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.

2. Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.

3. Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.

4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

5. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.

6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.

Открытие памятника «Черному квадрату»:

Памятник творчеству Малевича:

7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.

10. Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.

7 фактов о «Черном квадрате»

1. Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.

2. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:

3. Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.

4. «Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.

5. Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.

6. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.

7. Главная ценность «Черного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем – собственного производства.

Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:

«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

(1878, близ Киева - 1935, Ленинград). Живописец, график, теоретик искусства.

Творчество К. С. Малевича занимает особое место в истории русского искусства. Он является создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства - знаменитого супрематизма. Художник родился в семье выходцев из Польши. Его отец работал на сахарно-свекольных заводах и в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев-Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.

Картины Малевича К. С. с названиями

Зал 1

Зал 2

Зал 3

Зал 4

Зал 5

Зал 6

Зал 7

Зал 8

Зал 9

Зал 10

Зал 11

Зал 12

В 1894-1896 годах он занимался в Киевской рисовальной школе. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Малевич работал чертежником в управлении железной дороги, чтобы накопить средства для получения художественного образования. В Курске он входил в кружок любителей искусств, который организовали чиновники железнодорожного управления. В кружке Малевич познакомился по репродукциям с произведениями И. Е. Репина и И. И. Шишкина. Творческие поиски привели его в начале 1900-х к работе с натуры на открытом воздухе и к импрессионизму («ЦВЕТОЧНИЦА», 1903, ГРМ; «НА БУЛЬВАРЕ». 1903, ГРМ; «ВЕСНА - ЦВЕТУЩИЙ САД», 1904, ГТГ). В то время Малевич три раза пытался поступить в МУЖВЗ, но попытки были неудачными. В 1906 году он занимался в московской студии Ф. И. Рерберга, где готовили к вступительным экзаменам в Училище, но и это не помогло. Скорее всего. Малевич так и не попал в Училище и легенду о пребывании в нем добавил к своей биографии уже в 1920-х накануне персональной выставки 1929 года в Третьяковской галерее. Ф. И. Рерберг ввел Малевича в Московское товарищество художников, где он выставлял свои работы в 1907-1910 годах. Там Малевич познакомился с художниками - сторонниками обновления в искусстве - Н. С. Гончаровой , М. Ф. Ларионовым , Д. Д. Бурлюком . Встретив единомышленников, он отказался от попыток стать студентом Училища и продолжил работать самостоятельно. Уже в 1910 году М. Ф. Ларионов пригласил его принять участие в выставке объединения «Бубновый валет». В Москве, очевидно, не без влияния своих новых друзей, Малевич заинтересовался иконами, которые воспринял как эмоциональное крестьянское искусство. В это время он обратился к неопримитиву (“КОСАРЬ”, 1912 ; «ЖНИЦА», 1912, Картинная галерея, Астрахань; «КРЕСТЬЯНКА С ВЕДРАМИ И РЕБЕНКОМ». 1912) и с этими работами вместе с Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым принял участие в выставке «Союза молодежи» в 1911 году в Петербурге, а затем в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень» в 1912 и 1913 г.. В 1913 г. Малевич обратился к кубизму («ДАМА У РОЯЛЯ», 1913; «САМОВАР», 1913; «ЖИЗНЬ В НЕБОЛЬШОЙ ГОСТИНИЦЕ», 1913-1914). Кубизм стал для Малевича выражением нового подхода к художественному творчеству, так как он считал кубистическую форму признаком развитой психики человека, который уже может взглянуть на мир по-новому: «Мы дошли до отвержения разума в силу того, что в нас зародился другой, у которого тоже есть свой закон и конструкция и смысл». «Другой разум» в теории Малевича получил название «заумного». Одним из первых результатов размышлений художника о новом искусстве стала его совместная работа с М. В. Матюшиным и А. Е. Крученых над оперой «Победа над солнцем». Пролог написал В. Хлебников, Малевич выполнил эскизы костюмов и декораций.

Цвет и чувство динамики художник считал основными и фундаментальными элементами живописи. Цвет несет в себе энергию, которая не связана с предметом, поэтому это изобразительное средство не нуждается в форме. Но беспредметность не предполагает отмену «старого» искусства, а является его логическим продолжением и завершает собой тенденцию, которую начали мастера кубизма. Показательно, что беспредметные работы Малевич выполнял в традиционной технике письма маслом на холсте. Свою теорию искусства он разрабатывал на протяжении 1914-го года, уединившись в мастерской. Велико было желание изумить публику, но недаром говорится, что все тайное становится явным. Новые произведения Малевич представил на «Последней футуристической выставке картин 0,10» в 1915 г., организатором которой был его случайный визитер художник И. А. Пуни. Чтобы сохранить свое первенство, Малевич накануне выставки опубликовал брошюру, на обложке которой впервые появился новый термин: «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Название было образовано от латинского слова «supremus» - «высший». Среди 39 представленных па выставке работ были знаменитые ныне картины «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» (1914-1915) и «КРАСНЫЙ КВАДРАТ» (1915), а также «СУПРЕМАТИЗМ. АВТОПОРТРЕТ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ» (1915) и целый ряд полотен под одинаковым названием «СУПРЕМАТИЗМ». В начале 1920-х этот ряд дополнили «ЧЕРНЫЙ КРЕСТ» и «ЧЕРНЫЙ КРУГ». В 1916 Малевич организовал группу «Супремус», в задачи которой входила теоретическая и практическая разработка идей супрематизма. В нее вошли И. В. Клюн , Л. С. Попова , О. В. Розанова , Н. А. Удальцова , А. А. Экстер , Н. М. Давыдова. В том же году Малевич был призван на военную службу. В 1917 он был избран в Московский Совет солдатских депутатов, в котором стал председателем художественного отдела. После Октябрьской революции, в 1918 г., Малевич был также избран членом разных комиссий: Комиссии по делам искусств Наркомпроса: Комиссии по охране художественных ценностей искусства и старины, Музейной комиссии. В 1919 г. Малевич руководил мастерской в Государственных свободных художественных мастерских и в том же году получил приглашение работать в Витебской Высшей народной художественной школе, которую возглавлял М. З. Шагал . Малевич стремился внедрить коллективный метод образования и творчества, который вызвал методологические споры с М. З. Шагалом. В результате М. З. Шагал уехал из Витебска, а Малевич занял его место на посту руководителя школы. В 1920 г. в итоге поисков организационных форм и названия «новая хартия в искусстве», как обозначил группу сам Малевич, получила имя Уновис (Утвердители нового искусства). На выставках все картины экспонировались анонимно. В 1920 у Малевича родилась дочь Уна (названа в честь Уновиса), и в том же году он издал в Витебске альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

В 1922-м году Малевич с несколькими учениками, в том числа И. Г. Чашником и Н. М. Cyeтиным , возвратился в Петроград и занялся воплощением идей пространственного супрематизма, разработкой путей его практического применения. В том же году Казимир Северинович занял пост директора Музея живописной культуры, а в 1923 г. и вплоть до 1926 г. был директором Государственного института художественной культуры (Гипхука). Здесь он руководил формально-теоретическим отделом, отделом материальной культуры и в 1925 году совместно с учениками создал пространственные супрематические модели - «архитектоны». В связи с рядом разногласий художник был вынужден уйти из Гинхука. В 1927 г. Казимир Северинович побывал в Германии с выставкой своих работ и в 1928 г. вернулся в Россию.

В этот период и вплоть до 1930 г. он опубликовал ряд статей о современном искусстве в харьковском журнале «Новая генерация». Коллеги по Государственному институту истории искусств, сотрудником которого в это время был Малевич, отрицательно относились к его исследовательской деятельности и добились, чтобы художник покинул институт. На это Малевич ответил заявлением о том, что «Искусствоведы всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

В этот период художник снова вернулся к живописи в крестьянской теме, соединив в картинах идеи кубофутуризма и супрематизма («КРЕСТЬЯНИН», 1928-1932, ГТГ; «ТОРС В ЖЕЛТОЙ РУБАШКЕ», 1928-1932, ГРМ, «ПЕЙЗАЖ С ПЯТЬЮ ДОМАМИ», 1928-1932, ГРМ). В ГРМ; «ПОРТРЕТ В. А. ПАВЛОВА», 1933, ПТ).

(Москва).

Стиль: Работы на Викискладе

Казими́р Севери́нович Мале́вич (11 (23) февраля , Киев - 15 мая , Ленинград) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - направления в абстрактном искусстве .

Биография

Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве . По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича - 1878 год , однако, имеется запись в приходской книге за 1879 год костёла св. Александра в Киеве о том, что Казимир Малевич родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по старому стилю) 1879 года . Семья будущего художника жила в Киеве на Бульонной улице (с 2012 года она носит имя Казимира Малевича), в Киеве похоронен его отец .

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению . Отец Казимира Малевича Северин Малевич (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда) и мать Людвика (Людвига Александровна, в девичестве Галиновская) обвенчались в Киеве 26 февраля 1878 года (по старому стилю) . Отец работал управляющим на сахарном заводе известного промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковской губернии). По данным одной белорусской газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича якобы был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845-1902) [неавторитетный источник? ] . Мать Людвига Александровна (1858-1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск . Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертежником на железной дороге и с другой - жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (1881-1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы .

В Курске семья Малевичей снимала дом (пять комнат) по ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн, за 260 рублей в год. Здание сохранилось до наших дней, но находится под угрозой разрушения.

В 1905 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против. Ведь Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

5 августа 1905 года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц - по московским меркам, очень дешево. Но через полгода, весной 1906-ого, когда деньги на жизнь закончились, Малевич был вынужден все же вернуться назад, в Курск, к семье и службе в Управлении Курско-Москвской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.

В 1907-м году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих детей, уехала в село Мещерское и нашла работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с врачом, она оставила детей у одной из сотрудниц больницы.

С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве

В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детьми, они были у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович, вскоре стала гражданской женой Казимира Малевича (несколько лет Малевич не мог получить развода с первой женой).

В 1909 году развёлся с первой женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? - 1925), отцу которой принадлежал дом в Немчиновке , куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета ».

В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле - мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи ».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника » в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (художник входил в группу молодых художников «Ослиный хвост »). Познакомился с М. В. Матюшиным .

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем » (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных , пролог В. Хлебникова , декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» - задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 1914 году, вместе с Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг » и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм - футуризм - супрематизм» в организованной совместно с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял участие в выставке «Магазин». Экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус » (в него входят О. В. Розанова , Л. С. Попова , А. А. Экстер , И. В. Клюн , В. Е. Пестель и др.), готовил к изданию одноимённый журнал. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году он опубликовал статьи в журнале «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса . Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф ». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году он вернулся в Москву. Руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонировал супрематические работы на X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск , где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал .

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников - УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий , Л. Хидекель , И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под влиянием Эль Лисицкого, начались первые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

1921 год. Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом - «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками - членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в государственной Академии художественных наук (ГАНХ) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

В 1926 году экспонировал архитектоны на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде » была опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.

В 1927 Казимир Северинович вступил в третий брак - с Наталией Андреевной Манченко (1902-1990).

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем - в Берлин (29 марта - 5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау , где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем . 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 год. Малевич работал в Государственном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900-1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903-1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908-1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галереи, была в довольно плохом состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В Государственном институте истории искусств был закрыт отдел, которым руководил Малевич.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА » .

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль - май).

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года.

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом - картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

1933 год - началась тяжелая болезнь (рак предстательной железы).

1934 - участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года).

В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого , о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Именно на этой киевской улице - тогда Бульонской - родился в 1879 году К.Малевич.

Знаменитые картины

  • Супрематическая композиция - продана 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby"s за $60,002,000

Выставки

Персональные выставки

  • - «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва
  • - Персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва
  • - «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва , Государственная Третьяковская галерея
  • Ленинград , Русский музей , 10 ноября - 18 декабря .
  • - - «Казимир Малевич. 1878-1935», Москва , Третьяковская галерея , 29 декабря 1988 года - 10 февраля 1989 года
  • - «Казимир Малевич. 1878-1935», Амстердам , Stedelijk Museum Amsterdam , 5 марта - 29 мая .
  • - - «Казимир Малевич в Русском Музее», Санкт-Петербург , Государственный Русский музей , 30 ноября 2000 года - 11 марта 2001 года

Коллективные выставки

  • - XIV выставка Московского товарищества художников
  • - «Бубновый валет»
  • - первая выставка общества «Московский салон»
  • - выставка петербургского «Союза молодёжи»
  • - «Последняя футуристическая выставка „0,10“».
  • - - «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х», Санкт-Петербург , Государственный Русский музей , 30 ноября 2000 года - 26 марта 2001 года

Избранные работы

    Супрематическая композиция . Середина 1910-х (мотив 1915 г.). Частное собрание (ранее в собрании МоМА)

    Супрематизм . 1915-1916 (по другим данным, 1917). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

    Эскиз к картине «Пейзаж новый» . 1929-1932. Частное собрание

    Портрет Уны . 1934. Частное собрание

Библиография

Сочинения Казимира Малевича

  • Малевич К. В. Хлебников // Творчество, 1991, № 7, с. 4-5.
  • Малевич К. По лестнице познания: Из неопубликованных стихотворений / Вступ. сл. Г.Айги (1991, тираж 1000 экз.)
  • Малевич К. Лень как действительная истина человечества. С прилож. ст. Ф. Ф. Ингольда «Реабилитация праздности» / Предисл. и примеч. А. С. Шатских (1994, серия «Библиотека Сергея Кудрявцева», тираж 25 именных и 125 нумерованных экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы. 1913-1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подг. текстов и комм. А. С. Шатских ; раздел «Статьи в газете „Анархия“ (1918)» - публ., сост., подг. текста А. Д. Сарабьянова (1995, тираж 2750 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930 / Сост., предисл., ред. переводов, комм. Л.Демосфеновой; науч. ред. А. С. Шатских (1998, тираж 1500 экз., доп. тираж 500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С прилож. писем К. Малевича к М. О. Гершензону. 1918-1924 / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2000, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2003, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинеий в пяти томах. Т 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций, Записки и заметки. Поэзия. 2004.
  • К. Малевич. Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с., Серия «Азбука-классика», 3000 экз., ISBN 978-5-389-02945-3

О Казимире Малевиче

Книги

Альбомы, каталоги
  • Андреева Е. Казимир Малевич ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. - СПб.: Арка, 2010. - 28 с. ISBN 978-5-91208-068-5
  • В круге Малевича: Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х. - [Б.м.]: Palace Editions, 2000. - 360 с. - ISBN 5-93332-039-0
  • Казимир Малевич. 1878-1935: [Каталог выставок 1988-1989 гг. в Ленинграде, Москве, Амстердаме] / Предисл. Юрия Королёва и Евгении Петровой; вступление В. А. Л. Беерена. - Амстердам : Stedelijk Museum Amsterdam , 1988. - 280 с. - ISBN 90-5006-021-8
  • Казимир Малевич в Русском музее. - [Б.м.]: Palace Editions, 2000. - 450 с. - ISBN 5-93332-009-9
Мемуары, переписка, критика
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. В 2 т. - М.: RA, 2004. - ISBN 5-269-01028-3
  • Малевич та Україна / Укладач антології Д. О. Горбачов. - Київ, 2006. - 456 с. - ISBN 966-96670-0-3
Монографии
  • Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910-1930. Thames and Hudson, 1982.
  • Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись. Теория. - М.: Искусство , 1993. - 414 с.
  • ISBN 0-500-08060-7
  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917-1922. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 256 с. - 2000 экз. - ISBN 5-7859-0117-X
  • Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. - М.: Три квадрата, 2009. - 464 с. - 700 экз. - ISBN 978-5-94607-120-8
  • Хан-Магомедов С. О. Казимир Малевич. - М.: Фонд «Русский авангард», 2009. - 272 с. - (Серия «Кумиры авангарда»). - 150 экз. - ISBN 978-5-91566-044-0
Биографии
  • Шатских А. С. Казимир Малевич. - М.: Слово, 1996. - 96 с.
  • Нере Жиль . Малевич. - М.: TASCHEN, Арт-Родник, 2003. - 96 с. - ISBN 5-9561-0015-X

Статьи

  • Азизян И. А. К. Малевич и И. Клюн: от футуризма к супрематизму и беспредметному творчеству // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. - 2001. - № 2. - С. ???
  • Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3: Желаемое и действительное / Под ред. И. А. Бондаренко . - М. : УРСС, 2002. - 328 с. - ISBN 5-8360-0043-3 .
  • Горячева Т. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 1. - С. 49-59.
  • Горячева Т. Малевич и Ренессанс // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 2/3. - С. 107-118.
  • Гурьянова Нина . «Декларация прав художника» Малевича в контексте московского анархизма 1917-1918 годов // Искусство супрематизма / Ред.-сост. Корнелия Ичин. - Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2012. - С. 28-43.
  • Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе // Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. - М.: ОГИ, 2000. - С. 132-139.
  • Курбановский А. Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической феноменологии // Историко-философский ежегодник - 2006 / . - М.: Наука , 2006. - С. 329-336.
  • Н. О. Малевич возрождённый // НГ Ex libris. - . - 1 апреля .
  • Михалевич Б.А. «Черный квадрат» в Эстетическом поле (Творческие принципы Казимира Малевича) // Сб. «Автор и зритель» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т). - 2007.
  • Михалевич Б. Эстетическое поле. Гармония «Хаоса» в искусстве (К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов) // «Альманах-2» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т). - 2007.
  • Михалевич Б. Искусство в эстетическом поле. Субстанциализм (… линиями Авангарда) // «Альманах–3» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т) - 2008.
  • Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // Вопросы философии - 1991. - № 11. - С. ???
  • Робинсон Э. Апофатическое искусство Казимира Малевича // Человек. - 1991. - № 5. - С. ???
  • Артур Рудзицкий Киев под знаком Малевича -документы, фото, текст книги А.Туровского на англ.языке
  • Фиртич И. Г . «Англичании в Москве» К. С. Малевича как Притча о Новом видении // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. - СПб., 1997. - С. 30-40.
  • Шатских А. С. Малевич в Витебске // Искусство . - 1988. - № 11.
  • Шихирева О. Н. К вопросу о позднем творчестве К. С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. - СПб., 1997. - С. 67-74.

Фильмография

  • Государственным Русским музеем и студией «Квадрат фильм» снят фильм «Казимир Малевич. Преображение ».
  • Фильм Дмитрия Горбачева «Казимир великий или Малевич крестьянский». Национальная кинематека Украины. Киевнаучфильм. 1994
  • Витебский Центр Современного искусства на основе работ художников УНОВИС и сочинений К.Малевича снял фильм «Казимир Малевич. Будет Яснее Солнца ».

См. также

Примечания

  1. Д. Горбачев. Малевич и Украина. - Киев, 2006. - 456 с. ISBN 966-96670-0-3
  2. Родословие и предки К. С. Малевича // Малевич о себе. Современники о Малевиче. Авторы-составители И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. Т. 1. Москва, 2004. С. 372-385.
  3. Шатских А. С. Казимир Малевич. - М.: «Слово», 1996. - 96 с.
  4. Историк: «В некоторых анкетах 1920-х годов в графе „национальность“ Казимир Малевич писал: украинец» 09.04.2009. Артур Рудзицкий
  5. Александровский костёл - Костел Святого Александра
  6. Кто Вы, Казимир Малевич? Елена Новикова «Зеркало недели» № 26, 09 июля 2005