Белая гвардия тема дома. Анализ темы семейных ценностей в романе м.а

Урок – мастерская в 11 классе

«М.А.Булгаков. Образ Дома в романе «Белая гвардия».

Цели урока:

    показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость;

    закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения;

    формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения;

    развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно;

    воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.

Оборудование:

1) Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

    Карточки с заданиями для групп.

    На доске – высказывания Песталоцци (швейцарского педагога), Байрона, М.Ю.Лермонтова.

Человек, как и птица, не ищет нового гнезда если ему хорошо в старом.

Песталоцци.

Где любят нас – лишь там очаг любимый.

Байрон.

Поверь мне – счастье только там.

Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.Лермонтов.

Ход урока.

I. В. Ребята, как вы считаете, что нужно человеку (вам) для счастья? Запишите.

О. – любовь - любимая работа - понимание

- семья - друзья - Родина и т.д.

родной дом

В. Что из перечисленного вами можно включить в понятие «Дом»? У. Сколько же смыслов в этом маленьком слове – Дом! Это олицетворение Родины, семейного очага, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут. Тема Дома – традиционная для русской литературы. Особенно тревожно звучит она в литературе ХХ в.

В. Кто из русских писателей XIX века считал, что именно семья, дом – источник жизни, и своих любимых героев наградил этим счастьем? Назовите поэта начала ХХ века, в творчестве которого звучит тема дома?

О . Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.

У. Образу Дома, практически отсутствующему в советской прозе 20-х годов, отведено одно из основных мест в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

II. «Погружение в текст». Класс работает в парах, имея право выбрать одно из заданий. Ребята перечитывают текст, выписывают отдельные слова, словосочетания и предложения, обсуждают.

а) Опишите дом Турбиных, отмечая детали, подчеркивающие стабильность бытия в этом семействе. (гл.1,2)

б) Расскажите о жителях этого Дома. (гл.1,2,3)

в) Как выглядит дом Лисовичей? (гл.3,15). Можно ли его назвать домом с большой буквы? Почему?

г) Какова судьба Дома в вихре войны? (гл.1,2, 3, 19,20).

д) Прочитайте сон Алексея Турбина о мортире (гл.12). Что он символизирует?

III . Заслушивание ответов. Общее обсуждение.

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи - надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь - и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное.

У . Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

IV. Попробуйте нарисовать модель мира. Какое место в нем занимает Дом?

(Марс и Венера - Мир – Город - Дом)

Модель мироздания

Марс Венера

ВОЙНА РЕВОЛЮЦИЯ


ХАОС РАЗРУХА

В центре – Дом Турбиных, «тихая гавань», противостоящая всем ветрам и бурям.

В. Почему М.А. Булгаков так много внимания уделяет образу Дома? Что этим утверждает автор?
О. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – Дом, Родину, Семью. Автор утверждает, что человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Для полнокровной, здоровой жизни необходимо каждому любить свою Семью, свой Дом.

У. Автор «Белой гвардии» был далек от тех, кто в 20-е годы призывал «отречься от старого мира», «разрушить до основания». Наоборот, через весь роман проходит тема сбережения духовных, нравственных, культурных традиций, которая воплощена в образе Дома, автор поэтизирует все лучшее, что было в прошлом. В порушенной революцией жизни было счастливое детство Булгакова и его героев, прекрасные книги, музыка, культура, были добрые человеческие отношения и, главное, были высокие нравственные принципы, согласно которым даже «честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете».

V. Сделаем вывод в четырех строках:

1) тема; -уютный; ДОМ - греет;

2) описание темы в - большой; - помогает ;

словах- признаках (какой); - дружный; - защищает;

3) описание действия в - теплый и т.д. - укрывает и т.д .

4) одно слово или словосоче- тание, которое обобщает - ПРИЮТ;

сказанное. - КРЕПОСТЬ;

- НАЧАЛО НАЧАЛ;

- ОСНОВА ОСНОВ и т.д.

VI. Подведение итогов. Самоанализ . Цель - проанализировать свои чувства, мысли, ощущения

1) О чем заставил задуматься вас наш сегодняшний разговор?

2) Комфортно чувствовали ли вы себя на уроке?

3) Что нового открыли в себе?

У. Мастерская дала возможность заглянуть в себя, в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным. Дом охраняет человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки.. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой Дом, без него человек не может быть счастлив. Знаете пословицы о Доме? (Дома и стены помогают. Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Своя хатка – родная матка. Семья в куче – не страшна и туча.)

Сочинение

Булгаков - писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918- 1919 годов. Писатель рассуждает о войне и мире, о человеческой вражде и прекрасном единении - «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса». Говоря об исторической катастрофе и гибели России, центральными образами романа он делает вещи далеко не столь масштабные - Город и Дом. Дом Турбиных в романе олицетворяет собой все то прошлое, что сейчас беспощадно уничтожается ветром революции. В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Булгаков с большим вниманием рисует бытовые детали этого Дома. Кремовые шторы, печь, часы, все это - составляющие того мира, который символизирует уют и прочность жизни. Булгаков рисует не столько быт, сколько бытие, в философском понимании этого слова. Он идеализирует бытовую норму, семейную жизнь. Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город - часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство страстей и битв включается в общемировой контекст. За окнами Дома Турбиных происходит беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. А внутри, за шторами, сохранилась вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах. «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Дом вполне реален, это квартира, где живут главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. В доме у Турбиных все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом… На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время членами семьи и друзьями. Здесь и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества - все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время. Все это символы устойчивости жизни. Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, ноне сдается. Его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Охранять «человеческий покой и очаг» - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира.

Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась - друзья детства Алексея Турбина. Елена, сестра Турбиных, - хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Дом вместе с его обитателями прошел через это страшное время, когда рушились все ценности и нравственные устои, выстоял, и вновь собирает под своей крышей близких людей. Именно семейные ценности, тепло, любовь его обитателей друг другу, духовные традиции, позволили Дому не разрушиться в период исторических катастроф. В итоге после военных событий герои снова собираются в доме. И в теплых уютных комнатах поселяются сны, которые, хотя и напоминают героям о тех страшных событиях, которые им довелось пережить, все-таки не страшны. Стены дома защищают его обитателей от всех ужасов жизни. Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, «вещественно» претворена она в образе Дома, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Другие сочинения по этому произведению

«Дни Турбиных» пьеса об интеллигенции и революции «Дни Турбиных» М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и о революции. "Дни Турбиных" М. Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)

Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия. Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего романа.

Историческое время и свершающиеся события, великие, близкие по масштабу библейским, уже осмыслены автором в первом предложении произведения Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. В этот трагический союз эпохи и мировых событий вписана история обычной семьи Турбиных, бытие которой становится фокусом всех ключевых проблем и характернейших черт времени и разделено вехой революционного года на 2 этапа ДО и ПОСЛЕ. Смерть главы семьи - матери, центра всего прежнего турбинского космоса - также пришлась на страшный год, первый от начала революции совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий.

И единственной защитой, спасительным кораблем в страшном море бедствий становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности.

Рассмотрим первую картину турбинского дома. Рисуя ее, автор подчеркивает старину - традицию слово в переводе означает передача, обжитость, сложившийся издавна уклад жизни и семейных отношений. Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, сохраненными памятью, укреплена привычками, ставшими частью характера самого рода Турбиных. Центр интерьера - и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, мудрая скала, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

Она же - хранительница семейной истории надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом -хроника, Книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов. От этой же домашней печки и пляшет человек в жизни, полагает Булгаков чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение.

И Турбины учатся у своего дома их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению Булгакова, дан человеку испокон веков предками так и устроен их дом. Каждая комната имеет свое назначение столовая, детская, спальня родителей, все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных это особые микромиры, необходимые составляющие большого мира Семьи, показанного глазами не только автора, воссоздавшего в этом интерьере мир собственного детства, но и уже взрослых Турбиных вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом все это его воспоминания и вечная память его героев.

Образ именно этого коллективного героя - семьи Турбиных, прежде включавшей старших, родоначальников, создателей традиции, а ныне обезглавленной, но все же живущей и хранящей свой мир и интересен автору.

Но не столько социальное положение Турбиных семья интеллигентов волнует автора, сколько их духовное состояние, воспитанное, выращенное в стенах этого дома. Не только материальные богатства зажиточной семьи золоченые чашки, столовое серебро, но и духовные сокровища наполняют его как часто читался у изразцовой площади Саардамский Плотник книга о Петре I , хорошо знакомы Турбиным исторические фигуры Алексея Михайловича, Людовика XIV пусть поначалу знакомство состоялось на узорах потертых ковров почти родными стали персонажи русской литературы шкафы с книгами, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой. Пушкинское Береги честь с молоду, с детства усвоенное Турбиными, постоянно будет ощущаться далее в каждом поступке каждого из них. Весь интерьер строится на олицетворении живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, изготовленные еще тогда, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава, и герой детской книжки Саардамский Плотник, и даже кровати с блестящими шишечками Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому пониманию жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Запах хвои от праздничной елки и таинственного старинного шоколада, исходящего от книг, бронзовая лампа под абажуром еще один вечный символ целостности и вечности домашнего уюта, чудные завитушки на турецких коврах и музыка, родной голос часов - вот тот неповторимый и хрупкий мир, который будут защищать Турбины от страшных разрушительных напастей, нахлынувших с волнами гражданской войны. Важный предмет турбинского домашнего мира - часы бронзовые, с гавотом - в спальне матери, черные стенные с башенным боем - в столовой.

Символика часов одна из самых говорящих в мировом искусстве. У Булгакова она обретает новые смыслы если в период до начала революции играющие свою музыку часы были знаком обитаемости, движения, бурления жизни в этих стенах, то теперь, после смерти отца и матери, их стрелки отсчитывают последние часы прекрасной, но уходящей прежней жизни. Но автор не верит в возможность гибели этого дома. И даже в стилистике этого фрагмента, в использовании повторов рефреном дважды проходит били башенным боем он утверждает вечность, незыблемость как материальных символов часы и бронзовая лампа, так и духовных, ведь часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. Это и есть главная цель создания интерьера дома Турбиных. 2.2. ДУХОВНЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИЙ В РОМАНЕ БЕЛАЯ ГВАРДИЯ Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, вещественно претворена она в образе Дома, как видно, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Этот образ, в прошлом неоднократно раскритикованный нетерпеливыми реформаторами литературы и жизни, по праву реабилитируется и возвышается современным прочтением.

Булгаковский Дом вполне реален, это квартира, где поселены главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов.

Хозяйкой и душой его является Елена Турбина-Тальберг, и прекрасная Елена, олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности, та, которой можно посвятить строки С. А. Есенина из поэмы Черный человек В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство. Из этого дома крысьей побежкой уходит бесчестный и двуличный Тальберг, и друзья Турбиных залечивает в нем свои израненные тела и души. И даже тот, кто подобно председателю домового комитета - приспособленцу и трусу Лисовичу по прозвищу Василиса, ненавидит жильцов дома, именно в нем ищет защиты от грабителей.

Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Более того, его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек воюет и, в сущности, говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует. Охранять человеческий покой и очаг - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие.

Да, автор Белой гвардии был далек от тех, кто в 20-е годы упоенно призывал весь мир насилья мы разрушим до основания, отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. И я считаю, что совсем не случайно темой его романа стало не отречение от всего прошлого, а сохранение и поэтизация всего лучшего, что было в нем - прежде всего принципов высокой духовной культуры, нравственности, которыми он в собственной жизни дорожил превыше всего, будучи человеком, не прощавшим никакого предательства, рыцарем благородства и порядочности Воплощенная совесть.

Неподкупная честь. Идея высокой нравственности была столь органичной для булгаковского самосознания и миропонимания, что не могла не проникнуть в самую глубь Белой гвардии, предопределив не только ее тему, но и характер центрального конфликта. Страстно защищает писатель Дом, оплот покоя, надежды, любви, очаг культуры, хранилище традиций.

Как строевой клич о приближающемся испытании, долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа. В доме Турбиных все красиво мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом.

Все это символ устойчивости жизни Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и турбинскими друзьями.

Здесь запечатлены и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества - все, чем богата была жизнь семейства в разное время. В доме Турбиных знают и любят музыку. Снег и огоньки за окнами напоминают Мышлаевскому знаменитую оперу Римского-Корсакова Ночь перед Рождеством. Вслед умирающему Тальбергу поет разноцветный Валентин голосами братьев Я за сестру тебя молю из оперы Фауст Гуно, словами известного романса Глиэра ободряет Шервинский Елену Жить, будем жить. Великая русская

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Семья. История Выводы по II главе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об.. Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали.. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

    Е. Мустангова: «В центре творчества Булгакова - роман “Белая гвардия”... Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными, выдержаны в тоне немного снисходительного любования...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. «Белая гвардия» - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве...

  1. Новое!

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале "Россия" были напечатаны две первые части романа Михаила...

Образ дома в романе «Белая гвардия»
Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. По всей стране царит хаос. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Постоянно слышны приближающиеся к городу выстрелы. Где человек может обрести покой, если вокруг происходит подобный ужас? Для семьи Турбиных островком надежды стал их дом.
Здесь по-прежнему стоят на столе розы, а к женщине относятся, как к божеству. Семья Турбиных живет по законам долга и чести, которые издавна соблюдались в старой России. Порядочность и верность своим идеалам стали в этой семье настоящим культом. Здесь умеют бережно относиться к друзьям и родным, ценить своих близких.
Все Турбины – люди высокой культуры. Они слушают «Фауста» и читают Достоевского. Впрочем, даже мелкие подробности подчеркивают тревожное состояние всех вокруг. Пианино давно замолкло, а Алексей Турбин читает «Бесов». Если вспомнить, что этот роман повествует о революционерах, то можно сказать, что выбор книги не случаен.
С первых страниц читатель видит, как Турбины мужественно переживают смерть матери. Уже тогда становится понятно, что жизнь непоправимо изменилась. Продолжают идти часы, стоит изразцовая печка, вся семья из последних сил старается сохранить в доме уют. Пока им это удается, но надолго ли?
Сбежал из города муж Елены, но он всегда был несколько чужим в этой семье. Не хватало в нем стойкости, честности, отваги. Гораздо ближе Турбиным по духу оказались друзья Алексея: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Для них в доме всегда находилось место. Они знали обо всех горестях и радостях этой удивительной семьи.
Роман Булгакова насыщен мелкими бытовыми деталями. То, что в более поздней советской литературе презрительно называли мещанством, в «Белой гвардии» описано с поразительной теплотой и трогательностью. Читатель знает все подробности прежнего уклада жизни в доме Турбиных. Они выполняют последнюю волю матери, которая завещала дружно жить. Именно взаимовыручка внутри семьи помогает героям преодолеть все невзгоды.
Мир, находящийся за кремовыми шторами этого дома, постепенно погружается в неразбериху войны, теряет прежние краски. Здесь же продолжают читать и искренне улыбаться друг другу, смело глядя в лицо наступающей опасности. Теплоту, царящую в это семье, мгновенно ощутил приехавший Лариосик. Он изо всех сил стремится быть полезным, чтобы остаться в столь притягательном доме Турбиных. Поначалу его воспринимают, как нелепого чужака, но вскоре он становится своим. Примечательно, что Лариосику стали доверять довольно быстро, а вот Тальберг оставался чужаком, прожив здесь несколько лет. Почему так получилось? Думается, что все дело в искренности. Лариосик сердцем принял те правила, по которым живет семья Турбиных, а для Тальберга они всегда оставались пустым звуком.
В своем романе Булгаков нередко использует противопоставления и контрасты. Он показывает читателю унылую квартиру инженера Лисовича, чтобы уют и теплота Турбинского дома чувствовались еще острее. В доме Василисы не поют песен. Сюда не приходят друзья. Здесь царит страх, а не любовь. Лисович готов на любое предательство лишь бы спасти свою шкуру. У этого человека нет ничего святого.
Повсюду царит паника. Лишь дом Турбиных остается маяком, обещающим спокойствие. Сюда стремятся самые разные люди. Что же столь притягательное и волшебное есть в этом доме? Ответ прост – здесь живет настоящая любовь. Стремление сберечь свою семью и друзей, не отступив от принципов чести и долга, можно назвать одной из важнейших нравственных идей романа «Белая гвардия».