Пастух и пастушка анализ главам. Пастораль в искусстве

Произведение, о котором мне бы хотелось рассказать, писалось Виктором Астафьевым с 1967 по 1974 год. Это маленькая повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о Великой Отечественной войне.
Тема войны занимала не последнее место в русской литературе второй половины XX века. «Пастух и пастушка» - лишь одно из произведений, освещающих ее. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям пережить смерть близких, тяжелые травмы, страх, боль. Повесть состоит из четырех частей, или глав: «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение». Каждая часть имеет свой эпиграф. Так, еще не прочитав произведем ния, можно понять, о чем пойдет речь. К первой части - «Бой» эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь пойдет о бое, об отрешенности солдат от всего, что не касается боя, о самоотверженности и смелости.
Слова Ярослава Смелякова «И ты пришла, заслышав ожиданье...» послужили эпиграфом ко второй части «Свидание». В этой части повести главный герой Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. Во второй части содержится завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация - сцена прощания.
Третьей части предшествуют строки из лирики вагантов, напоминающие влюбленным, что наступает утро, сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие и влюбленных ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. «И жизни нет конца и мукам - краю» - эпиграф к четвертой части повести «Успение», в которой читатель станет свидетелем смерти полюбившегося героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи - страшные последствия войны.
Простой разговорный язык, которым написана повесть, делает ее легко читаемой и понятной. Речь спокойна, хотя достаточно эмоциональна. Виктор Астафьев старается приблизить языковую манеру к просторечной, но, видно, из этических соображений не употребляет нецензурные слова, брань.
Главным героем повести является Борис Костяев, командир взвода. Борис - молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою - решителен и порой безрассуден. Зачастую без надобности вылезал из окопа, кричал «Ура», рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.
Астафьев вообще немало внимания уделяет описанию внешности и краткому рассказу о жизни героев, даже эпизодических, для того, чтобы показать, что сотворила с людьми война. Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском трактористе, Астафьев подробно описал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубаху, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе пел, в крупном издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь он мог бы сделать неплохую карьеру.
Центральное место в повести занимает любовь. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал потребность в сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем привыкнуть к смерти.
С Люсей взводный познакомился в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел двадцать первый год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. Будучи смертельно раненным, Борис боялся умереть, но доброта, милосердие медсестры санпоезда Арины и лицо женщины, смотревшее на израненного Костя- ева через оконное стекло, такое близкое и сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, «с потайной улыбкой на губах», тихо, но с достоинством, как умеет умирать только русский солдат.
Шла война... Тяжелые дни, проходившие в боях и переходах, не только часто ожесточали людей, но и доводили их до потери человеческого облика. Это выразилось в месяцами порою ношенной одежде, немытых неделями телах, жутком запахе просоленной кожи, пота, смешанном с запахом папирос и самогона. Для всех повестей Астафьева свойственна реалистичность и автобиографичность. Правда, немного обособленно среди них стоит повесть «Пастух и пастушка». Писатель и сам отмечает эту обособленность, называя свое произведение современной пасторалью.
Несмотря на суровость и даже жестокость событий той жизни, которую ведут герои Астафьева, ему совсем не чужды сентиментальность и пасто- ральность. Подзаголовок позволил взять повествование в некое обрамление, начав и закончив его сценами, оторванными от основного сюжета. Они усугубляют общее настроение произведения. Пастораль на фоне войны - это по существу открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное: тонкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы но и солдат в душе, до конца уверенный в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому, лирическому и пасторальному.
Солдаты из взвода Костяева только что заняли небольшую деревню и находят там старика и старушку, «преданно обнявшихся в смертный час». От других жителей они узнали, что эти старики пасли колхозных коров - пастух и пастушка. Их наскоро похоронили, и Астафьев не скажет о них больше ни слова. В повести просматриваются, хотя и неотчетливо, противопоставления: идиллическая картина из античных времен - стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и - убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе погибшие. Именно они навеяли писателю мысль о жизни и любви другого мужчины и другой женщины, о внезапной и сильной любви и горестной их разлуке. Любовь эта краткая - в грохоте войны, но будет сопровождать их до конца жизни. Ему жить недолго, он умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя рядом с его могилой. Да, война ожесточает людей, лишает их семейного крова, обычных человеческих отношений и чувств. И все-таки война властна не над всем и не над всеми. Не властна она, например, над Люсей и Борисом, не властна над их любовью.
Астафьев часто обращается к пейзажам. Они разрушают тягостное впечатление от повести, побуждают не только героев, но и читателя поверить в доброе мирное будущее. Красота природы, слияние с ней дают силы для существования. Природа - источник энергии и успокоения.
Важное место в повести занимает письмо матери Борису. Горе матери-солдатки, отдавшей войне единственного сына, вызывает не только сочувствие, но и преклонение перед самоотверженностью и силой воли русских женщин.
Жизнь и смерть - вот тема произведения. Не раз на протяжении повести автор заставляет героев задуматься над ней. Зачем так мучаются люди? Зачем войны? Смерти? За одно только горе матерей, переживших своих сыновей и дочерей, нам никогда не расплатиться.

Урок 6. Обсуждение повести В.П. Астафьева

«Пастух и пастушка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: сообщение преподавателя, анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Повесть В.П. Астафьева «Пастухи пастушка» относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его особое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное отношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

II. Аналитическая беседа

Каков жанр «Пастуха и пастушки»? Как жанр соотносится с названием и с тематикой повести?

(Астафьев определил жанр своей повести как «современную пастораль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красоты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, чувствительную повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.)

Где и когда происходит действие повести?

(Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом месте военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и место придает повествованию обобщающий характер.)

Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

Каков событийный фон повести?

(В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костяева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.)

Как изображает Астафьев боевые действия и главное - чело века на войне? (Зачитаем и прокомментируем эпизоды.)

(Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было неразорвавшимся от напряжения».

Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображение его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «вопящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеждает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жалость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполняет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.)

Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хутора в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..»

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки...»

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденному врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

(Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного возникновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте других текстов): «На заре ты ее не буди…»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год.

Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные…»

Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.)

Каковы особенности астафьевского символа?

(Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это воспоминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белье. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдилась любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впечатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая…» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых войной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого везет в тыл санитарный поезд.)

Каково значение этого символа?

(С помощью символа Астафьев подчеркивает чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, его способность к возвышенной любви. В то же время символ помогает созданию антивоенного пафоса повести, показывает несовместимость естественных человеческих чувств и войны, античеловеческую сущность войны, утверждает мысль о преодолении смерти.)

В чем особенность образа Люси?

(Для создания образа возлюбленной Бориса Астафьев использует приемы романтизма. Читателю неясно, кто она и откуда. По отдельным деталям становится понятно, что Люся не деревенская женщина, что она начитанна, музыкальна, чутка. В ней есть присущие романтической героине глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то». Портрет Люси несколько расплывчат: убегающий взгляд, невзаправдашние глаза, которые делаются иногда загадочно-переменчивыми, «то темнея, то светясь, и жали как бы отдельно от лица». Писателю важно изобразить не конкретные черты лица, не четкий облик героини, а ее таинственную сущность, ее способность любить.

Героиня, правда безымянная, действует в зачине и эпилоге повести. Читатель догадывается, что это Люся, через годы отыскавшая могилу Бориса. Она пронесла любовь через всю жизнь. Ее обещание вскоре воссоединиться со своим возлюбленным навечно тоже становится символом вечной любви.)

Какое значение имеют эпизодические персонажи?

(В повести множество эпизодических героев, изображенных писателем выразительно и ярко. Это комбат Фалькин, родом из семиреченских казаков; партизанский связной Хведор Хвомич, у которого фашисты сожгли и дом, и семью; солдат Корней Аркадьевич Ланцов, из рабочих, который в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился. Это он читает молитву над могилой убитых стариков - пастуха и пастушки.

Есть в повести и отрицательные персонажи. Это злой, хитрый, ловкий солдат Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было: он угождает штабному офицеру, перебирается подальше от передовой, порой и мародерствует. Это «зажратая пэпэжэ» - походно-полевая жена врача госпиталя. О ней писатель говорит с презрением: Не одного еще такого вот мямлю-мужика обретает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады».

Антиподом Бориса изображен помкомвзвода старшина Мохнаков, живущий по принципу: все дозволено, война все спишет. В то же время он «как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта Война погубила его душу, и он сам понимает это: «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. Зато почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками, я бы их!..» Старшина принимает роковое решение - погибнуть, так как жестокость не дает ему жить. Он бросается с миной под немецкий танк.

Это очень сильный образ, показывающий сложность, неоднозначность человеческой натуры. Война даже у таких сильных людей может отнять душу, погубить в них человеческое. И все же Мохнаков - герой.)

(Астафьев пишет очень эмоционально, взволнованно, порой напрямую обращаясь к своему герою-солдату: «Бейся, вояка, и не метусись... Боже упаси ослабить огонь!»; «Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?» Порой встречается юмористический тон. Например, когда Астафьев пишет о солдате, который ползет в окоп, но при этом даже сматериться ему нельзя, облегчить душу: «Никакого богохульства позволить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью». Сцены, посвященные любви героев, написаны в лирическом ключе, тон становится приподнятым, сентиментальным, возвышенным.)

(Сам Астафьев пишет об этом так: «Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к противоречию с той действительностью, когда люди убивают людей. Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раздавили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом…»)

Высказывание Астафьева пронизано высоким гуманистическим пафосом. Он обходится без возвышенной лексики - сам тон автора, повторяющиеся синтаксические конструкции («не могут не наступить», «не могут не привести») придают словам писателя выразительность, уверенность, становится очевидной бесспорность победы человеческого разума над безумием войны.

Задания

1. Соотнесите литературные реминисценции повести с их источниками (в скобках дается правильный ответ):

А) Борис, обнаружив, что заснул на ходу, говорит: «Если зайца долго лупить, он спички зажигать научится...». Кто автор этой фразы? (А. П. Чехов )

Б) Взгляд Люси сравнивается с виденными в детстве «давным-давно, в тридевятом царстве, в зимнем государстве» печальными, «беззащитными» глазами «лошадки». Откуда пришел этот образ? (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В) Люся прошептала: «На заре ты ее не буди». Кто автор этой строчки? (А. А. Фет)

Г) Из какого произведения взята строка эпиграфа к первой части: «Есть упоение в бою»? (А. С. Пушкин, «Пир во время чумы»)

3. Какие литературные традиции продолжает Астафьев в повести «Пастух и пастушка»? Какие отвергает? В чем новаторство Астафьева?

4. Какую роль играют названия четырех частей повести: «Бой». «Свидание», «Прощание», «Успение»?

5. Прочитайте сцену смерти Бориса. Какие художественные средства придают ей силу?

6. В чем особенность изображения Астафьевым времени и пространства в повести?

Повесть «Пастух и пастушка» Астафьева, написанная в 1967 году, стала первым крупным произведением писателя о войне. Он не раз возвращался к героям, событиям, переписывая их судьбу и редактируя книгу. Это история всепобеждающей любви, над которой не властны ни обстоятельства, ни даже смерть.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пастух и пастушка» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Борис Костяев – двадцатилетний лейтенант, командир взвода, порядочный молодой человек с чистым сердцем.

Люся – ровесница Бориса, его первая и единственная любовь.

Другие персонажи

Мохнаков – старшина, любитель выпить, отчаянный человек.

Арина – санитарка, простая, жалостливая девушка.

По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой « стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море ».

У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую « травою-проволочником и полынью ». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: « Как долго я тебя искала!»…

Часть первая. Бой

Советская армия добивала « почти уже задушенную группировку немецких войск », командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.

Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем « головатые стрелы снарядов ».

Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько « бойцов в батальон, никто из них не возвращался ». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.

За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – « они лежали, прикрывая друг друга ». От хуторян он узнал, что супруги « приехали сюда с Поволжья в голодный год » и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные « пастух и пастушка ». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.

Часть вторая. Свидание

Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку « торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка ». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.

Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте « среди грязных, мятых и сердитых солдат ». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила « убойно пахнущее зелье », поблагодарив бойцов за их возвращение.

В хорошо натопленной « хате жарко и душно », и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.

Заметив, что старшина Мохнаков стал грязно приставать к Люсе, Борис вывел его на улицу и пригрозил убить. Между двумя людьми, прошедшими множество военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть. Раздосадованный Мохнаков отправился спать в другую избу.

В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как « сон медведем навалился на него ».

Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало « от нетерпеливой жажды схватки », и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.

Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, « да еще так близко ».

В одном из сараев был найден мертвый немецкий генерал, покончивший жизнь самоубийством. Командующий, о котором ходили легенды, приказал похоронить его со всеми причитающимися почестями, тем самым подав бойцам « пример благородного поведения ».

Борис Костяев со своими солдатами вернулся в дом к Люсе. Той ночью лейтенант впервые узнал, что такое женщина, и любовь « закружила, закружила и понесла, понесла над землею ». Расслабленный и расчувствовавшийся, Борис принялся рассказывать Люсе о себе, своей жизни. Он вспомнил, как однажды ездил с матерью в Москву на балет. На сцене « танцевали двое – он и она, пастух и пастушка », и в своей любви и « доверчивости они были беззащитны », но при этом совершенно недоступны злу.

Молодые люди с наслаждением упивались этой волшебной ночью, позабыв о войне и смерти. Они прекрасно понимали, что эти счастливые мгновения в их жизни больше никогда не повторятся…

Часть третья. Прощание

Люся принялась мечтать, как после окончания войны она прибежит на вокзал встречать Бориса, и, счастливые, они начнут вместе строить новую жизнь. Девушка была уверена, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток, но неожиданно пришел приказ – срочно собираться и догонять основные силы.

Сраженная предстоящей разлукой, Люся не нашла в себе силы проводить Бориса. Но после не выдержала, догнала машину, на которой он ехал, и без всякого стеснения принялась крепко целовать лейтенанта.

Часть четвертая. Успение

Борис, которому « тоска прожгла глаза », отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться – взвод вновь принял участие в боях, в которых погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.

Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжело раненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная, и максимум через две недели « он снова будет в строю ».

Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его « на эвакуацию ».

В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.

Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он « плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде ». Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.

Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех « пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век ».

Послушав землю, седая женщина « с уже отцветающими древними глазами » пообещала скоро встретиться там, где « уж никто не в силах разлучить » их. Женщина ушла, а он « остался один – посреди России » …

Заключение

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 299.

Тема: «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!..»

(Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»)

Лапина Г.Н . учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2, пос. Сернур, Республики Марий Эл

Цель : 1) проанализировать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», пробудить интерес к произведению, вызвать у детей размышления о прочитанном, эмоциональный отклик, неприятие войны и кровопролития;

2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность;

    воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, способность сопереживать, сочувствовать.

Оборудование урока: записи песен военных лет, портрет писателя В.П.Астафьева, выставка книг о войне и портреты писателей- фронтовиков, авторов этих книг, стенд «Ах, война, что ж ты , подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым»;

иллюстрации, рисунки учащихся к повести «Пастух и пастушка».

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.

Урок сконструирован с применением компьютерных технологий. Кадры военной хроники с помощью проектора выведены на экран и вызывают эмоциональный настрой учащихся. При исполнении песни «Эхо любви» использована программа караоке, электронная презентация.

Продолжительность урока: 45 минут

Методические приёмы : аналитическая беседа, выступления учеников с проектами, показ кадров военной хроники, анализ эпизодов, прослушивание песен о войне, чтение наизусть стихотворений, словарная работа, исполнение песни «Эхо войны» ученицей.

Эпиграф: Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.

    Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры» и показываются кадры из фильма.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

Вступление .

Каждый год в майские праздники народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни, кланяется живым. В этом году страна отмечает 70-летнюю годовщину со дня Победы. Все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной. И мы не вправе забывать об этом. Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, исстрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения): Б.Васильев , К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев . Онипервыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Сегодня на уроке речь пойдет о повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». В этом произведении автор не только проклинает бесчеловечность фашизма, но и утверждает, что даже страшное испытание войной не исказило, не порушило в русских людях человеческого, не смогло задушить любовь.

    Краткая справка о писателе. (Проект ученицы).

В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.

Осенью 1942 года ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранило, контузило. Словом, на войне как на войне. «О войне писать трудно …, - говорил Виктор Петрович,. - До сих пор не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу . Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда ». Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки».

Это одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он переписывал ее тринадцать раз, начал работать над ней с 1967. Появилась впервые в журнале «Наш современник» в 1971 году. . Главная ее мысль - проклятие войне и тем, кто ее затевает.

В своем неприятии войны Виктор Петрович Астафьев следует за великим Львом Николаевичем Толстым, который считает: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас почему-то принято думать ».

Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.

Так что эта повесть писалась не для тех, кто прошел войну, а для тех, кто живет сейчас, и кто будет жить после нас. Страстный призыв автор вложил в уста скромного героя своей повести Корнея Аркадьевича Ланцова: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война долна быть последней! Послед-ней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!...».

    Словарная работа

Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. Современная пастораль - так определил писатель жанр своей повести

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis ) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

В основе же «современной пасторали» Астафьева - один из катаклизмов 20-го века - Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть

IV Аналитическая беседа по повести «Пастух и пастушка».

-Расскажите краткое содержание повести . (Рассказ ученика).

Вывод учителя.

Много их еще до сих пор ненайденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землею, по России, по Европе….

Перед таким холмом опустилась на колени женщина, героиня повести Виктора Астафьева, большую часть своей жизни потратившая на то, чтобы у полосатого железнодорожного столбика с цифрой, на сигнальном кургане, отыскать могилу с пирамидкой. Немолодая уже женщина, потому и шла она тяжело, и дышать ей было трудно, и сердце то частило, то отваливалось в беззвучье, и глаза ее, когда-то «невзаправдашно» красивые - уже отцвели.

Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

Любовь и только любовь.

Повесть имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается данной сценой. В повести рассказывается о большой любви двадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. В перерыве между тяжелыми боями в одной из деревень встретил Борис свою Люсю. История их любви - лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Тяжела и горька была разлука с Люсей. Война продолжалась. Шли ожесточенные бои, калечились судьбы людей. Погибают бойцы взвода Костяева: любимый им Карышев, молоденький солдат Шкалик, бросается под танк опытный старшина Мохнаков. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны, от любимой. Умер он в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке в центре России.

- Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но … «они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час». Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе навеки вечные - в этих строках доказательство той великой силы любви, которая неподвластна войне, несущей смерть.

Пастух и пастушка - символ повести. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?

Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Виктор Астафьев взял один из драматических эпизодов войны, когда немецкая группировка войск, почти задушенная советскими войсками, отказалась принять ультиматум о безоговорочной капитуляции и с отчаянием обреченных бросилась в контратаку в надежде прорваться под покровом беспросветной ночи. Но назад им ходу нет. «Казалось, вся война была здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей». В этом повседневном напряжении подлинный героизм людей.

Командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых.

- Не психуй! Пропадешь ! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.

- Расскажите один из самых ярких эпизодов .

Командир взвода Борис Костяев нащупал у себя на поясе единственную противотанковую гранату в тот момент, когда вражеский танк нахально утюжил наши окопы. В ярости бросился он за танком, «а ноги, ровно бы вывернутые в суставах, не держали взводного, и он падал, запинался об убитых, раздавленных людей. Он утерял где-то рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать ее, и плакал от того, что не может настичь танк и ноги не владеют у него». Он совершает подвиг, но сколько нелепого, ребячьего видится в его жестах, движениях («приподнялся и, ровно в чику играя, кинул »). И рядом с ним спокойный, уверенный, мужественный, бывалый воин - старшина Мохнаков. Всюду, где он появляется, он делает то, что больше всего нужно людям: «увидел девушку-саниструктора без шапки, снял свою и небрежно насунул ей на голову, а потом раздобыл ей меховые офицерские рукавицы; слазил в немецкий танк, отыскал там флягу с водкой, распределил раненым». В каждом его поступке - уверенность, спокойствие, мужество и доброта. Геройски погибает старшина.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки .

(Рассказывает один из учеников).

IV Обратимся к кадрам хроники … (Показываются кадры из фильма «От Кремля до Рейхстага».

V . - Что вы можете рассказать о любви героев?

Среди жестокости, крови, смерти, наперекор войне, вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое - любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая. Любовь обрушилась на Бориса. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес, желание проявить лучшие свои человеческие качества. «Женщина! Так вот что такое женщина….». Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. Вошла как самая непостижимая загадка. «Никак она не постигалась, эта женщина или девушка…все в ней вроде бы и близко, а не схватишь, все вроде бы доступно - просто, но и одного взгляда хватало, чтобы убедиться, как пугающе глубоко и далеко что-то скрыто в ней… ».

В повести «Пастух и пастушка» обстоятельства встречи героев и возникновения любви чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой и страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Кажется, что Борис и Люся в своем неожиданном и прекрасном чувстве были предназначены друг для друга.

- Я всю жизнь, с семи лет, может быть, даже раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его. И вот он пришел!..

- И ты знаешь, знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать!..

После недавнего боя в Борисе все испепелилось, и только власть женщины вывела его из состояния гнетущего одиночества и пустоты. Он как будто преобразился, казнясь, стыдясь и радуясь своему чувству: «Люся! Что же она с ним сделала?»

Н о прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают:

Увы, о смерти.

Люся от счастья восклицает: «Умереть бы сейчас!» А в Борисе при этом слове сразу все оборвалось. «В памяти отчетливо возникли старик и старуха, седой генерал на седых снопах кукурузы, обгорелый водитель «катюши», убитые лошади, раздавленные танками люди, мертвецы, мертвецы…».

На простой вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис хорошо, разумно ответил: «Беда не в этом….страшно привыкнуть. Примириться с нею страшно, страшно, когда слово «смерть» делается обиходным, как слова «есть, спать, любить». Люся и Борис, наивные, запрещают себе говорить о смерти, но взорвалась противотанковая мина, сотряслось все вокруг, и невольно вырвалось: «еще чьей- то жизни не стало…».

Астафьев показывает, как из ада войны и смерти, наперекор им произрастает любовь. Мы рождены друг для друга… Вот появилась на свете душа, которая может чувствовать ее печаль, жалеть ее и слышать все-все, что есть в ее душе…Прижавшись к друг другу, сидели они, соединенные этой душевной тягой».

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Рассказ ученика о письме.

Письмо никого утешить не могло, более того, оно вызвало обжигающую откровенность Люси: «Зачем война? Смерти? Зачем? - и смятение: страшно-то как жить!» - и авторское негодование: «Нельзя же тысячи лет очищаться страданием и надеяться на чудо!».

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

Шла война. Разлука неизбежна. Тяжка и горька она. Борис уехал вместе со своим взводом воевать дальше.

Часто, очень часто герои произведений поступают вопреки свои чувствам. И здесь, на войне, любовь торжествует над ужасами, страхами, смертью. Любовь всемогуща. Но мы видим, как сдерживают свои чувства люди, стесняются любить на войне, ставя превыше всего, чувство долга перед Родиной. Не могут они быть счастливыми, когда кругом война сеет ужас и смерть.

VI . Далее события развиваются очень стремительно. Группировка окруженных немцев разбита, уничтожена : «…кучами лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар. Они хватались за ноги … Обороняясь от жалости и жути, Борис, зажмуривая глаза, про себя твердил как заклинание: «Зачем пришли, кто вас звал?»

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жизнь - чувства неистребимо человеческие - не заглушили голос рассудка.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей - жить им или умереть.

И снова встают перед Борисом вопросы мирового масштаба. Одно желание у него было: скорее уйти из этого хутора, от изуродованного, заваленного трупами людей поля, и увести с собой остатки взвода.

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день:

Солдат в истерике расстреливает пленных немцев.

Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

Стало рвать лейтенанта, и накатило на него, навалилось «чувство гнетущего, нелегкого покоя», он стал казаться себе жалким и одиноким. В сущности, с этих минут и началась та болезнь Бориса, которая и привела его к гибели от легкой раны, болезнь, рожденная войной.

Смерть солдата Карышева, которого Борис любил; гибель Мохнакова, который добровольно бросился под танк; собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика. Все это давит и давит душу Бориса. В довершение ко всему - тоска по матери и дому.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?

VI / Мозговой штурм с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Вывод: На этот вопрос отвечает сам

«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость - человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все - остался от человека мешок с костями».

Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь - символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: « Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!» Жизнестойкость уходит.

Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.

Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться. Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Звучит стихотворение в исполнении ученика.

Луна взошла, светла пшеница,

Чуть золотеет сизый дым.

Я вновь пришел тебе присниться,

В цветах, с гармошкой, молодым.

И ни повестки, ни вокзала,

И смех, и губы не на срок.

И ты сама зубами развязала

Солдатский узел всех дорог…

А я еще на Брянском фронте

Убит с полротой по весне

Под утро спящих вдов не троньте -

Они целуют нас во сне.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя!»

Маленький безвестный полустанок в степи, могила с пирамидкой, могильный холм, через годы и годы сросшийся с «большим телом земли». Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины с печальными древними глазами ?

В нем ее счастье и ее любовь.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а освятила всю жизнь и память человека.

А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она преодолевает любовь - поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.

«Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми», - на пределе человеческого произносит светлый парень Борис Костяев.

Но та война не стала последней.

И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить

VII . Звучит песня « Эхо любви » в исполнении ученицы .

Домашнее задание : написать сочинение-эссе: «Такое легкое ранение, а он умер». Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?

Виктор Петрович Астафьев Отечественную войну узнал не понаслышке. Он ее прошел рядовым, придя на фронт добровольцем. Почему же его не повысили на фронте даже до сержанта? Это можно понять, даже не читая биографию писателя, достаточно прочитать его повесть «Пастух и пастушка». Анализ этого произведения обнажает глубокое понимание автором страшной, нечеловеческой сущности войны. Командовать, т. е. посылать подчиненных на смерть, и быть гуманистом высокой пробы - вещи несовместимые.

Данная статья - о его повести «Пастух и пастушка». Краткое содержание произведения Астахова убеждает нас в полной гармонии уникальной авторской формы и авторски переосмысленной военной истории.

Рядовой, прошедший войну

Все это было пережито им в полной мере. Воевал Виктор Петрович шофером, связистом, артиллеристом… Награжден орденом «Красного знамени», медалями «За отвагу». Звание - рядовой. Видел он все то, что представил своим читателям в повести. Поэтому и стиль его изложения эпичный, в нем ощущается толстовская обстоятельность, внимательность ко всем деталям. Все увидеть, все пережить, представить своим читателям правдивое лицо войны… Такую важнейшую задачу решает Астафьев-художник в повести «Пастух и пастушка». Анализ ее первой части представляет нам стремление писателя сотворить невозможное - написать пастораль войны. Этой смертельной, огненной, обжигающей стихии.

Астафьевская пастораль войны

Почему же автором выбран жанр пасторали, по своему определению, идеализирующей мирную, простую деревенскую жизнь? Астафьевская пастораль… Она представляет особое, переосмысленное описание войны, где не в силах превозмочь патетизм человеческих чувств, красоту человеческих душ. Виктор Петрович убеждает читателя в том, что любовь сильнее войны, своим произведением «Пастух и пастушка»

Анализ первой части повести начнем с трогательной картины. Поседевшая женщина в пальто устаревшего кроя идет, не скрывая слез, вдоль железной дороги по дикой степи с потрескавшейся безжизненной почвой, где растет лишь жесткая трава-проволочник да полынь-чернобыль. По дороге она считает полосатые километровые столбики..

Дойдя до нужного, она сворачивает к кургану и подходит к цели своего путешествия - пирамидке памятника, звезда с которого «отопрела и отпала». Нам становится понятным, что покоится здесь кто-то, кто очень дорог ей. Эта женщина - Люся, а нашла она могилу лейтенанта Бориса Костяева. Она произносит пронзительные слова, прижавшись лицом к могиле: «Почему ты лежишь один посреди России?». По художественной силе этот сюжет сходен с встающим ослепляющим «черным солнцем» Шолохова, которое увидел Григорий после гибели любимой.

Аналогии астафьевского произведения с шолоховским «Тихим Доном»

Не правда ли, перекликается с началом астафьевской повести «Пастух и пастушка» эпиграф, данный Михаилом Александровичем своему творению? Там поэтически говорится о многострадальной русской земле, о молодых вдовах…

Далее, словно пользуясь машиной времени, отматывает Астахов время назад и погружает читателя в обстановку жестокого боя. Взвод лейтенанта Костяева держал оборону, встав на пути идущих на прорыв обезумевших окруженных немцев. Их поддерживала огнем батарея эрэсовцев («катюш»). Впереди по врагу прямой наводкой били полковые пушки. Сзади - фронтовая артиллерия (гаубицы). Однако немецкая пехота все же прорвалась к окопам взвода.

Настоящий рукопашный бой описывает Астафьев. «Пастух и пастушка» дают читателю возможность почти осязаемо прикоснуться к этому аду - с предсмертными криками, матами, разящими ударами выстрелами в упор. Рядом с так и не привыкшим к войне лейтенантом Борисом Костяевым сражался замкомвзвода старшина Николай Васильевич Мохнаков. Он воевал, начиная с отступления от границы и был страшен для врага: то прячась в сугроб, то выскакивая из него, разя лопаткой и пистолетными выстрелами. Старшина был везде в гуще боя: отдавал команды, защищал растерявшегося лейтенанта. Его внутреннее состояние чем-то было сходным с состоянием шолоховского геройствовавшего, сумасбродничавшего, не задумываясь, убивавшего врагов. Однако внутренняя сущность астафьевского старшины, его душа выжжены войной. Вспомним, что писал о подобном состоянии Шолохов: его герой не смог бы выдержать ясный взгляд невинного ребенка - отводил глаза.

Связь с пасторальным жанром. Трагедийная сцена

Важную сюжетную функцию первой части покажет нам анализ повести «Пастух и пастушка». Начав с высокой трагедийной ноты, автор наращивает эмоциональный накал вплоть до уродливо трансформированной войной классической пасторальной сцены - обнявшихся пастуха и пастушку.

Однако эти персонажи, столь популярные в европейском искусстве XVI-XVII веков, молодые, смотрящие друг на друга влюбленными глазами, представленные на идиллическом лоне природы, трансформированы автором применительно к страшным реалиям войны.

У Астафьева пастух и пастушка - это старик и старуха, занятые выпасом стада, убитые шальным вражеским снарядом. Два мертвых тела людей, крепко держащихся за руки, прикрывающих друг друга телом от обстрела. Они лежат за баней, вблизи «картофельной ямы».

Катарсис бойцов

Эта сцена, увиденная бойцами, едва вышедшими из страшного боя, не оставляет их равнодушными. Отметим, что она является центральной трагедийной сценой всей повести, ее лейтмотивом, который намеренно вводит в начале произведения Астафьев «Пастух и пастушка», внезапно прерывая динамику повествования.

Что же происходит в этой сцене? Внезапно у бойцов, только что убивавших и убиваемых, при виде этих двух трупов наступает катарсис, духовное прозрение. Они уже (пожалуй, все, кроме старшины Мохнакова) не отождествляют себя с войной, а противопоставляют ей. Потрясение, испытанное ими, столь глубоко изображает Астафьев, что всеобщее оцепенелое молчание при их похоронах бойцами взвода Бориса Костяева нарушает лишь молитва, которую самопроизвольно, от души произносит долговязый рядовой Ланцов. Его товарищи понимают - другие слова здесь неуместны.

Далее, начиная со второй главы, повесть «Пастух и пастушка» (краткое содержание произведения покажет это читателю) обретает осязаемость. Это тема фронтовой любви Люси и Бориса. Однако она, по замыслу автора, сюжетно не самостоятельна. Эта любовь рассматривается Астафьевым сквозь призму уже показанной им пасторальности, в вышеописанной нами трагедийной сцене. В ней, как камертон, ощущается высокий гуманистический пафос противопоставления человеческой души, человеческой любви аду войны.

Привал в доме Люси

Бойцы останавливаются в доме, где проживает Люся. О том, что чудом здесь остались целыми дома, рассказывает нам устами хозяйки повесть «Пастух и пастушка». Краткое содержание этого произведения сообщает, что читатель вводится в обстановку отдыха и ночлега бойцов после нечеловеческой бойни. Осталось позади время, когда, едва выпрыгнув из окопа, они все были равными перед смертью, когда, распаляя себя матом, становились составляющими ужасной машины смерти: убивающие и убиваемые, они, наконец, ощутили себя в небоевой обстановке. Бойцы приходили в себя, снимая сковывающий их души стресс, заливая его самогоном, выгнанным из свеклы. Старшина всегда умудрялся доставать его. Правду рассказывает нам об отдыхе после боя «Пастух и пастушка». Анализ произведения в этом эпизоде выделяет два аспекта: развернутую картину типажей героев и завязку отношений Бориса и Люси.

В этой сцене писатель Астафьев, словно кинорежиссер, представляет своим читателем крупные планы героев книги, с умением опытного художника несколькими штрихами изображает личность каждого. Очень неодинаковы эти солдаты, сведенные войной в один взвод.

Подробней о войне и солдатах

Москвич лейтенант Костяев, начавший воевать, когда немцев гнали с Кубани и Кавказа, быстро растерял юношеский пыл. О непреходящей солдатской мудрости рассказывает нам «Пастух и пастушка». Анализ главы «Бой» доносит нам кровью и потом полученный ратный опыт самого автора: чтобы воевать и оставаться живым, нужно понимать войну, зазря не геройствовать, вовремя выбирать относительно безопасное место и, не жалея мозолей на руках, окапываться. А выпрыгнув из окопа, следует остервенело стрелять по врагу, другого выхода нет. Лейтенант Борис, понявший это, полностью идентифицирует себя с солдатами, чувствует их поддержку.

Среди бойцов есть трое-четверо, не умеющих пить, быстро хмелеющих. Однако пить надо. Чтобы не нарушилась психика от созерцания ликов смерти. Пили больше других лишь старшина, «кум-пожарник» (т. е. потенциальный стукач) Пафнутьев да кумы-алтайцы Карышев и Малышев из деревни Ключи. Не вызывает сомнений, что подобные типажи видел на фронте и сам Астафьев. «Пастух и пастушка» анализирует то, как устроен этот воинский коллектив.

Каин и Авель

Ведь здесь есть не только люди «от сохи». Служит во взводе и человек образованный, бывший корректор Корней Аркадьевич Ланцов, тонко чувствующий антагонизм войны и души человеческой. Когда его рассуждения после выпитого самогона опасно касаются культа личности, старшина выгоняет его на улицу - «просвежиться».

Ведь во взводе есть мужчина средних лет по фамилии Пафнутьев, бравирующий своим умением писать доносы. Впрочем, старшина Мохнаков, зная об этом, вовремя психологически воздействует на стукача, чтобы тот не проявлял свой опасный «талант». Правдивый - этот образ намеренно ввел в канву рассказа Астафьев. «Пастух и пастушка» анализирует эпоху и персонажи - сексоты присутствуют в произведении, как и в жизни.

Кумы-алтайцы

Алтайцы воюют по-крестьянски основательно. Они одновременно спокойные и отважные, самая крепкая поддержка командира взвода. Карышев по-крестьянски исчерпывающе излагает причину, за что он воюет. Здесь даже не пахнет идеологией. Он крестьянин, воюет за родную землю, которую у него, хлебороба (главного человека на земле), враг пытается забрать. Таким образом о том, что эта война стала народной, рассказывает нам «Пастух и пастушка». Анализ произведения подводит нас к толстовской «дубине народной войны», заносящейся и опускающейся на головы агрессоров. А еще этому человеку из народа принадлежит глубокая, философская мысль, о том что на земле святы две вещи: материнство, рождающее жизнь, и хлебопашество, питающее ее. И это произнесено им в аду войны!

Лейтенант одергивает старшину

У выпившего больше всех сибиряка Мохнакова под воздействием водки «пробуждается кураж», когда его соратники засыпают, он, желая секса, пристает к хозяйке дома. Эту попытку пресекает лейтенант Борис, вызвавший старшину «на улицу» и бесстрастно пообещавший убить его в случае повторной попытки. Старшина, понимая, что его собственная душа ожесточилась донельзя, интуитивно ощущает правоту Бориса. Однако он понимает и то, что его расколотой войной душе уже не ощутить высоких чувств. Он уходит спать в сарай.

Люся все это видит. Она центральный женский образ в повести «Пастух и пастушка». Анализ краткий этого произведения раскроет особенную его роль в астафьевской пасторали. Именно она является астафьевской Джокондой. Ее сложный образ обрисован автором тонко и трогательно. Русская женщина, волей судьбы оказавшаяся в украинской деревне. Огромные черные глаза, худощавое продолговатое интеллигентное лицо, тугая коса, беспокойные руки. Ее мимика, манера говорить, настороженное внимание, проницательность свидетельствуют о богатстве ее души. Этот образ действительно украшает астафьевскую пастораль «Пастух и пастушка». Содержание повести благодаря ему трансформируется из плоскости войны в аспект человеческих отношений, человеческих ценностей, ведь любовь, в отличие от войны, вечна.

Любовь

В третьей части писатель рассказывает нам о прекрасной любви, о высоких чувствах. «Ну почему же мы встретились именно на войне?» - вопрошает то ли любимого, то ли Всевышнего Люся. Многое пришлось пережить ей во время окупации. Позже расскажет она влюбленному в нее Борису и об извращенцах-фашистах, и о полицаях, бессовестно хозяйничавших в этих краях. Из ее уст мы узнаем, что она получила музыкальное образование. Книги по юриспруденции, контрастирующие с сельской избой, свидетельствуют о втором - юридическом - образовании. Неожиданный штрих - Люся, пребывая в душевном волнении, по-мужски закуривает махорку. Курящие женщины тогда не были редкостью, это также показывает нам художественную достоверность и целостность повести «Пастух и пастушка». Анализ текста, впрочем, показывает, что даже возникшая светлая любовь не может сразу же освободить душу Люси от боли, нанесенной войной. Однако молодая женщина чувствует потребность любить, воспринимает себя мудрее своего любимого, «старше его на сто лет», ощущает материнскую нежность и жалость к «своему рыцарю», сражающемуся за Родину. Между молодыми людьми вспыхивает взаимное глубокое и нежное чувство, противиться которому они более не могут.

Снова на фронт

«В ружье, военные!» - прерывает эту идиллию старшина, передавая приказ командира роты, майора Филькина. Рота, отдохнувшая и получившая новую технику, выдвигалась на линию фронта. Люся вышла на зимнюю дорогу провожать любимого. Изложение этого момента автором опять приобретает черты эпичности. Влюбленная женщина сердцем ощущает, что случится непоправимое. Она, замерзая на холоде, уже после отъезда военной колонны продолжает стоять в прострации, шепча: «Возвращайтесь живыми!» А вернувшись домой, даже не закрывает входную дверь и долго не может согреться, ощущая какой-то мистический пронизывающий холод.

Завершение трагедии

Заканчивается наше изложение содержания повести «Пастух и пастушка». Анализ по главам, совершенный нами, переходит к своей заключительной стадии - главе «Успение». Ею логически завершается трагическая пастораль Астафьева. Железные жернова войны безжалостно и неразборчиво перемалывают людей, противостоящих ей своим человеческим естеством. Поразительную по своей глубине мысль высказал старшина Мохнаков о том, что на фронте люди братством живы. Отчего-то смерть вдруг получила власть над героями книги Астафьева… С чего все началось? Возможно, с предательства. Появился в полку новый капитан-особист. Приглянулся ему Пафнутьев, за которым водились наклонности иуды. И донес он, окаянный, и на старшину «за мародерство», и на лейтенанта «за связь с подозрительной женщиной», а пуще всех - на вольнодумствующего интеллигента Корнея Аркадьевича Ланцова. Последнего вскоре забрали якобы для работы во фронтовой газете. Однако следующим пострадал сам Пафнутьев. Он, забыв от жадности про бдительность, позарился на трофеи. Ему оторвало взрывом мины обе ноги. В предсмертном раскаянии он рассказал все старшине. Однако беда никогда в одиночку не ходит. Когда бойцы из взвода лейтенанта Бориса Костяева беспечно возвращались в расположение после доставки раненого в медсанбат, вражеский снайпер смертельно ранил алтайца Карышева. Вскоре заболел старшина Мохнаков, как пишет Астафьев, «той болезнью, что в окопах не лечится». Он, щадя товарищей, стал жить отдельно, есть отдельно, перестал общаться. А в бою старшина начал искать смерти. Он все спланировал. Решив умереть по-геройски, Мохнаков достал Ее, словно хлеб, он носил в своем вещмешке. С нею он бросился под наступающий вражеский танк. Вскоре был ранен в плечо и главный герой повести, лейтенант Борис Костяев. К тому времени он испытывал тяжелый душевный кризис. События мелькали в его сознании, словно калейдоскоп. Он так и не «вжился в войну». Знакомство с Люсей казалось ему нереальным. Смерть боевых товарищей угнетала.

Попав в медсанбат с нетяжелым ранением, лейтенант столкнулся с безразличием старшей медсестры и лечащего врача. Лечили его формально. А уж о том, что одновременно следовало лечить и его тонкую и исстрадавшуюся душу, израненную войной, речь не шла. На самом же деле ранение оказалось не столь уж безобидным, а душевные страдания - более существенными, чем можно было предположить. Проницательный врач, понявший, что здоровье раненого в этом госпитале ухудшается, распорядился перевезти его в другой госпиталь. Однако Борис не доехал. Он умер в дороге. Причем впопыхах его тело оставили в одном из вагонов, стоящих в тупике. Начальник полустанка вместе со сторожем похоронил героя в наспех выкопанной яме. Пьяница-сторож обменял белье покойного на литр водки. Выпив и расчувствовавшись, он вырезал из ручки носилок пирамидку-памятник и вбил его в землю в головах покойного.

Заключение

Повесть заканчивается той сценой, с которой она началась. Поседевшая Люся, бездонные глаза которой от возраста словно выцвели, так и жила после смерти своего любимого одиноко. Найдя его могилу, она совершает задуманное - обещает скоро прийти к нему.

Пастораль замкнулась, завершается и повести «Пастух и пастушка» анализ. Любовь, пусть даже трагическая, побеждает войну.

Закатное солнце озаряет степь и возвращающуюся к полустанку женщину, одетую в старомодное пальто…