И а бунин сведения из биографии. Нобелевская премия изгнаннику Бунину


Жизнь изгнанника

Весной 1920 года Бунин со своей второй женой Верой Николаевной Буниной-Муромцевой покинули большевистскую Россию. 28 марта они прибыли в Париж. За спиной Бунина уже были почётное членство в Российской академии наук (1909), повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), принёсшие автору широкую российскую известность, знаменитые рассказы «Захар Воробьёв», «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско». Но свои самые совершенные вещи в прозе – такие как «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева» и «Тёмные аллеи» – Бунин написал в эмиграции.

Жилось ему здесь нелегко. Особую тяжесть придавало вечное безденежье и плохое знание французского языка. А Бунин не привык экономить! При этом в его доме в пригороде Парижа, по старому дворянскому обычаю, всегда находились прихлебатели. Они использовали многие слабости Бунина. Слабости, которые удивительным образом сочетались с необыкновенным литературным даром этого человека.

Среди постоянных обитателей дома были и молодая писательница Галина Кузнецова с мужем. Хуже нужды было для Веры Николаевны видеть, как рано утром Галина выходила из спальни Ивана Алексеевича. А если они при этом встречались, Галина, глядя в глаза жены, говорила, что, мол, мы всю ночь разговаривали о литературе!

Конечно, русское окружение боготворило писателя. И хотя он жил во Франции, его почему-то часто сравнивали с Гёте (Johаnn Wolfgаng von Goethe). «Пожалуй, это ему больше льстит, чем всякие наивные сопоставления с другими великими предшественниками», – свидетельствует литературный критик Александр Бахрах.

Однако отношения с литературными мэтрами русского зарубежья складывались напряжённо. Вот что рассказывает поэт Георгий Адамович о встрече под Ниццей с Буниным за чаем у русского прозаика, поэта и философа Дмитрия Мережковского и его жены, поэтессы Зинаиды Гиппиус: «С возрастом Бунин стал красивее и как бы породистее. Седина шла ему, шло и то, что он сбрил бороду и усы. Появилось в его облике что-то величавое, римски-сенаторское, усиливавшееся с течением дальнейших лет. Бунин был очень оживлён, сказал, что заставил себя вырваться только на часок-другой, „а то пишу, пишу, не отрываясь“. Однако от расспросов Зинаиды Николаевны уклонился. „Да ведь вам и не интересно, вы ведь считаете, что я не писатель, а описатель… Я, дорогая, вам этого до самой смерти не забуду!..“».

Деньги Бунину приходили всё реже. В дневнике (который опубликован вопреки запрету автора после его смерти) Иван Бунин писал: «1. Х. 33. Вчера именины Веры. Отпраздновали тем, что Галя купила кусок колбасы. Недурно нажился я за всю жизнь!..».

О Нобелевской премии в доме говорили давно. Она представлялась едва ли не единственным выходом из бедственного положения.

Вокруг Нобелевской премии

В литературных кругах того времени ходила легенда, связанная с Нобелевской премией по литературе за 1933 год. Суть её такова: поговаривали, что среди кандидатов на премию были Максим Горький, Иван Шмелёв (которого Иван Бунин активно звал за границу, обещая помочь его семье), Дмитрий Мережковский и сам Бунин. Иван Шмелёв, чтобы успокоить страсти, заранее предложил: кому бы ни досталась премия, её денежное содержание разделить между претендентами. На что уверенный в себе Бунин ответил отказом.

Та же легенда в другом изложении выглядит так. Быть вполне уверенным, что Нобелевская премия достанется ему, а не Бунину, Мережковский не мог и потому посчитал, что лучше обеспечить себя, на всякий случай. Дело было весной 1932 года, когда Мережковский у себя дома на одном из «литературных воскресений» предложил Бунину:

– Давайте, Иван Алексеевич, заключим пакт. Если мне достанется Нобелевская премия, я вам отдам половину, если вам – вы мне. Поделим её пополам. Застрахуемся взаимно. Тут, в присутствии их всех, – он обвёл взглядом сидящих за столом, – дадим друг другу честное слово, что поделим премию.

Но Бунин решительно покачал головой.

О лоббировании (как это назвали бы сейчас) интересов Ивана Бунина в части присуждения Нобелевской премии знали тогда многие, и многие принимали в этом активное участие. Но сам Иван Алексеевич более всего надеялся на помощь жившего тогда в Петербурге Эмануэля Нобеля (Emаnuel Nobel), родного брата знаменитого Альфреда Нобеля (Аlfred Nobel).

Известие о смерти Эмануэля Нобеля Галина Кузнецова в своей книге «Грасский дневник» описывает так: «Получили известие… у Эм. Нобеля кровоизлияние в мозг, упал в ванной. И. А. читал письмо за завтраком. С первых же строк весь покраснел и ударил кулаком по столу:

– Нет! Вот моя жизнь! Всегда так!»

Оборотная сторона Нобелевской премии

Известие о присуждении Нобелевской премии застало Ивана Бунина в зале небольшого кинотеатра в Грасе, где он смотрел фильм с Галиной Кузнецовой. С ней, а также с Верой Николаевной, писатель поехал на торжественную церемонию в Стокгольм.

Конечно, слава, конечно, всемирный почёт! Но можно себе представить, что формулировка Стокгольма «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» была не совсем по сердцу Ивану Алексеевичу. «Бунин неизменно хотел, – вспоминает Бахрах, – чтобы его в первую очередь считали поэтом, а как раз его поэзию ставили не на тот уровень, на котором „котировалась“ его проза. Во всяком случае, отношение критики и читающей публики к его поэзии его и раздражало, и обижало, и огорчало, и укрепляло его нелюбовь не только к Блоку или Белому, но и полное равнодушие к стихам Ахматовой, отталкивание от Цветаевой, отсутствие интереса к Мандельштаму и Пастернаку».

На обратном пути они заехали в Дрезден, к старому знакомому, русскому философу Фёдору Степуну. У Степуна в это время гостила его сестра Марго. И случилось то, что случилось: Галина и Марго полюбили друг друга. Не приведи это к трагедии в жизни Ивана Алексеевича, мы бы не стали ради такого пассажа усугублять извечный дефицит места на газетной полосе.

Напряжённым оказался и визит (по уверению Нины Берберовой – последний) к Дмитрию Мережковскому и Зинаиде Гиппиус. В своей знаменитой книге «Курсив мой» Нина Берберова (в общем-то, часто несправедливая в своих оценках Ивана Бунина) вспоминает:

«…Все, за исключением одной Зинаиды Николаевны, встали и почтительно замерли на своих местах. Мережковский, побледнев до пепельной серости, вскочил и ещё больше сгорбившись, суетливо, почти вприпрыжку, бросился встречать.

Казалось, даже тусклая лампа над столом засветила ярче, когда в столовую легко, твёрдо и не спеша вступил, держась необычайно прямо, ново-нобелевский лауреат. Его худое, бритое лицо с зоркими глазами, с чуть презрительно сжатыми тонкими губами выражало царственную, высокомерную благосклонность. За ним, придавая ещё большую торжественность его появлению, скромно шли Вера Николаевна и Галина Кузнецова.

Зинаида Гиппиус одна среди этого моря почтительного волнения сохраняла спокойствие и хладнокровие, внимательно рассматривала вошедших сквозь стекла своего лорнета. Грациозно подавая руку Бунину, она протянула лениво:

– Поздравляю, – добавив после короткой паузы: – И завидую».

Отношение литературной элиты русского зарубежья к решению Нобелевского комитета не было однозначным. Об этом свидетельствует, например, высказывание Марины Цветаевой: «…буду сидеть на эстраде и чествовать Бунина. Уклониться – изъявить протест. Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина – и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький. Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи».

На войне как на войне

Немцы вошли в Париж 14 июня 1940 года. Русские евреи, оказывавшие основную поддержку русским изданиям в Париже, должны были бежать из страны. Журнал «Современные записки» (в котором печатался, например, роман Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева») закрылся. Тургеневская библиотека на улице rue de la Bucherie была разграблена нацистами и вывезена в неизвестном направлении. Несколько ящиков архива Бунина из её подвалов исчезли.

Как сообщил автору собиратель первых изданий сожжённых нацистами книг, бывший солдат вермахта Георг Зальцман (Georg Sаlzmаnn), нацисты очень досконально проверили все издания из Тургеневской библиотеки. В список № 1 вредной литературы (полное название: «1. Liste des schädlichen und unerwünschten Schrifttums») из русских авторов они внесли произведения Ильи Эренбурга, Михаила Кузмина, Юрия Либединского, Михаила Зощенко, Фёдора Сологуба, Владимира Ильина, Фёдора Гладкова, Иосифа Калинникова, Соломона Аша, Ивана Родионова. Книг Ивана Бунина в этом списке нет. И это было залогом того, что Бунина и его семью нацисты не трогали.

В 1943 году в Нью-Йорке издательство «Новая земля» выпустило сборник рассказов Ивана Бунина «Тёмные аллеи» – вершину лирической прозы писателя, подлинную энциклопедию любви. Любви к женщине и к России. Её читали как раз в то время, когда на просторах России, на Курской дуге, были разгромлены основные танковые соединения фашистской Германии.

Победа Советского Союза в войне с фашистами многими эмигрантами воспринималась как залог коренных изменений во внутренней политике столь любимой ими родины. Те, кто поверили в это и дожидались советских войск в Софии, Праге, Вильнюсе, жестоко поплатились: скажем лишь о том, что русский религиозный философ Л. П. Карсавин закончил свою жизнь в сталинском лагере; культуролог и географ П. Н. Савицкий был осуждён на 8 лет лагерей за контрреволюционную деятельность, и так далее.

В Париже, куда советские войска не дошли, патриотические настроения захватили многих. Иван Бунин даже получил советский паспорт. Его уговаривали вернуться на родину. О том, что происходило дальше, можно найти сведения в воспоминаниях бывшего сотрудника внешней разведки КГБ Батраева Бориса Никодимовича. Уже после смерти Ивана Бунина он занимался отправкой остатков бунинского архива в СССР, для чего несколько раз встречался с Верой Николаевной Муромцевой-Буниной. В одной из бесед она рассказала: «В 1945 году Бунин получил советское гражданство и приступил к решению практических вопросов для переезда в Москву. А помешал этому… нелепый случай, какой-то злой рок. Вскоре после войны в Париже побывал Константин Симонов… Направляясь к Симонову в консульство СССР, он (Иван Алексеевич) рассчитывал найти понимание, дружеское участие, а столкнулся с жёстким, бездушным обращением. „На что вы истратили лучшие годы? На борьбу с нами?“ – такими словами был встречен Бунин. Словно мальчишку отчитал нобелевского лауреата Симонов. Надо знать характер Ивана Алексеевича… Тут же на глазах Симонова он разорвал свой советский паспорт…».

Вряд ли следует винить «злой рок». В конце концов, у Бунина перевесила мысль, что его именем будут манипулировать ненавистные ему большевики. Из всей литературной элиты русского зарубежья – а там, кроме упоминавшихся выше, были такие имена, как Николай Бердяев, Александр Куприн, Георгий Иванов, Марк Алданов, и так далее – после войны на родину, перед смертью, возвратились лишь поэтесса Ирина Одоевцева, рассказавшая о Бунине в своих воспоминаниях «На берегах Сены» (Москва, Художественная литература, 1989), и Нина Берберова.

Эпилог

Любой классик, в сущности, одинок. Это особенно ярко проявляется в стихах непризнанного Нобелевским комитетом поэта Ивана Алексеевича Бунина. Но ценители его поэзии помнят и перечитывают, среди прочего, строчки пронзительного стихотворения «Одиночество», написанного 110 лет назад:

…Сегодня идут без конца

Те же тучи – гряда за грядой.

Твой след под дождём у крыльца

Расплылся, налился водой…

Что ж, камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить

Представляя короткие рассказы Ивана Алексеевича Бунина немецкому читателю, издательство Fischer Verlag в 2005 (!) году назвала русского писателя «относительно неизвестным автором» («verhältnismäßig unbekannter Autor»). Такие несправедливые акценты расставляет XXI век.

Получил Нобелевскую премию по литературе и куда потратил выигранное богатство - в материале «АиФ-Черноземье».

10 ноября 1933 года стало известно, что писатель Иван Бунин стал первым русским литератором, удостоенным Нобелевской премии.

Известно, что выдвижению Бунина поспособствовал прозаик Марк Алданов. В 1922 году он обратился к известному французскому писателю Ромену Роллану, и тот внес его в список на соискание премии. Правда, в первый раз кандидатуру Ивана Бунина комитет не выбрал, и почетную награду писатель получил только через десять лет.

Существует легенда, что известия о премии Бунин получил, будучи в кинотеатре. Звонок из Стокгольма приняла его жена Вера Муромцева.

В официальном сообщении Нобелевского комитета говорится: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Многие литературоведы и сам Бунин считают, что фактически премию присудили за роман «Жизнь Арсеньева», который вышел в Париже в 1930 году. В романе так много пересечений с судьбой самого писателя, что многие называют его автобиографией Ивана Бунина.

«Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома», - сказал Бунин в своей «Нобелевской речи».

Лауреатам полагается и внушительное денежное вознаграждение - 170 331 шведских крон, что в ту пору равнялось 715 000 франков. Богатство Иван Бунин быстро растратил. Ему стали приходить письма от русских эмигрантов с просьбами о финансовой помощи, которую писатель без лишних вопросов предоставлял. На пожертвования и щедрые пирушки он быстро истратил 120 тысяч крон, а остальное вложил в какое-то «беспроигрышное дело». В итоге в концу жизни писатель еле сводил концы с концами, не приобретя на подаренные ему деньги ни бизнеса, ни недвижимости. Чтобы Нобелевский лауреат не влачил нищенское существование, друзья обратились к американскому филантропу, который до конца жизни платил Бунину пенсию.

«Через столетье говорит
Поэт — и слог его звенит —
В багряном расписная осень.
А кладбище печально спит,
Где на чужбине он лежит.
И грустно смотрит сверху просинь…»
Из стихотворения Тамары Ханжиной памяти Бунина

Биография

Удивительный факт, но этот талантливый, гениальный, образованный и утонченный человек не получил в молодости хорошего образования. Большую часть знаний и интерес к литературе, философии и психологии Ивану Бунину привил его старший брат, который с отличием окончил университет и много занимался с мальчиком. Возможно, именно благодаря брату Юлию Бунин и смог раскрыть в себе литературный талант.

Биографию Бунина можно читать словно роман с захватывающим сюжетом. Всю свою жизнь Бунин менял города, страны и, что не секрет, женщин. Одно оставалось неизменным - его страсть к литературе. Свое первое стихотворение он опубликовал еще в 16 лет и уже в 25 — блистал в литературных кругах обеих столиц России. Первой женой Бунина стала гречанка Анна Цакни, но брак этот продлился недолго, единственный сын Бунина скончался в пятилетнем возрасте, а спустя время писатель встретил главную женщину в своей жизни - Веру Муромцеву. Именно с ней, ставшей впоследствии официальной женой Бунина, писатель эмигрировал во Францию, так и не сумев принять большевистскую власть.

Живя во Франции, Бунин продолжал писать, там он создал свои лучшие произведения. Но он не переставал думать о России, тосковать по ней, тяжело переживая свое отречение. Впрочем, эти переживания только шли на пользу его творчеству, недаром повести, стихи и рассказы Бунина сегодня считаются золотым наследием русской литературы. За мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы, восьмидесятилетнему Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе - первому из русских писателей. Все годы эмиграции рядом с Буниным была его жена, Вера, которая стойко переносила и нелегкий характер мужа, и его увлечения на стороне. До самого последнего дня она оставалась ему верным другом, а не только женой.

Находясь во Франции, Бунин постоянно думал о том, чтобы вернуться в Россию. Но видя, что происходит с его соотечественниками, поверившими в благосклонность советского правительства и вернувшимися домой, писатель год за годом отказывался от этой затеи. Смерть Бунина наступила на 84-м году его жизни в его скромной квартирке в Париже. Причиной смерти Бунина, по заключению врача, стал целый букет болезней - сердечная недостаточность, сердечная астма и склероз легких. Отпевание Бунина прошло в русской церкви в Париже, затем тело было помещено в цинковом гробу во временный склеп - жена Бунина надеялась, что все-таки сможет похоронить мужа в России. Но, увы, этому не дано было случиться, и 30 января 1954 года прошли похороны Бунина с перенесением его гроба из временного склепа. Могила Бунина находится на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Жены Бунина — первая жена Анна (слева) и вторая жена Вера (справа)

Линия жизни

10 октября 1870 г. Дата рождения Ивана Алексеевича Бунина.
1881 г. Поступление в Елецкую гимназию.
1892 г. Переезд в Полтаву, работа в газетах «Полтавские губернские ведомости», «Киевлянин».
1895 г. Успех в литературном обществе Москвы и Петербурга, знакомство с Чеховым.
1898 г. Брак с Анной Цакни.
1900 г. Расставание с Цакни, поездка в Европу.
1901 г. Выход сборника стихотворений Бунина «Листопад».
1903 г. Присуждение Бунину Пушкинской премии.
1906 г. Начало отношений с Верой Муромцевой.
1909 г. Присуждение Бунину Пушкинской премии, избрание почетным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
1915 г. Публикация полного собрания сочинений Бунина в приложении к журналу «Нива».
1918 г. Переезд в Одессу.
1920 г. Эмиграция во Францию, в Париж.
1922 г. Официальный брак с Верой Муромцевой.
1924 г. Написание повести Бунина «Митина любовь».
1933 г. Присуждение Бунину Нобелевской премии по литературе.
1934-1936 гг. Публикация собрания сочинений Бунина в Берлине.
1939 г. Переезд в Грас.
1945 г. Возвращение в Париж.
1953 г. Завершение сборника рассказов Бунина «Темные аллеи».
8 ноября 1953 г. Дата смерти Бунина.
12 ноября 1953 г. Отпевание, помещение тела во временный склеп.
30 января 1954 г. Похороны Бунина (перезахоронение).

Памятные места

1. Деревня Озерки, бывшее имение Буниных, где прошло детство писателя.
2. Дом Бунина в Воронеже, в котором он родился и прожил первые три года своей жизни.
3. Литературно-мемориальный музей Бунина в Ельце, в доме, где Бунин квартировался гимназистом.
4. Дом-музей Бунина в Ефремове, где Бунин периодически жил и работал в 1906-1910 гг. и на котором установлена мемориальная доска памяти Бунина.
5. Санкт-Петербургская академия наук, почетным академиком которой был избран Бунин.
6. Дом Бунина в Одессе, где Бунин вместе с Муромцевой жили в 1918-1920 гг. до своего отъезда во Францию.
7. Дом Бунина в Париже, где он периодически жил с 1922 по 1953 гг. и где скончался.
8. Дом Бунина в Грасе, вилла «Жаннет», при въезде на которую установлена мемориальная доска памяти Бунина.
9. Дом Бунина в Грасе, вилла «Бельведер».
10. Памятник Бунину в Москве.
11. Памятник Бунину в Орле.
12. Памятник Бунину в Воронеже.
13. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронен Бунин.

Эпизоды жизни

Бунин обладал не только литературным, но и актерским талантом. У него была очень богатая мимика, он отлично двигался и танцевал, был отличным наездником. Известно, что сам Константин Станиславский приглашал Бунина играть в театре роль Гамлета, но тот отказался.

Последние годы жизни Иван Бунин жил практически в нищете. Те деньги, что он получил как нобелевский лауреат, писатель сразу же спустил на вечеринки и приемы, помощь эмигрантам, а потом неудачно вложился в какое-то дело и совсем прогорел.

Известно, что Иван Бунин, как и многие писатели, вел дневник. Последнюю запись он сделал 2 мая 1953 года, за несколько месяцев до смерти, которую, видимо, уже предчувствовал из-за ухудшения здоровья: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»

Завет

«Какая радость - существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только - видеть и дышать».


Документальный фильм, посвященный Ивану Бунину, из цикла «Гении и злодеи»

Соболезнования

«Великая гора был Царь Иван!»
Дон-Аминадо (Аминодав Пейсахович Шполянский), поэт-сатирик

«Необыкновенный был писатель. И необыкновенный был человек».
Марк Алданов, прозаик, публицист

«Бунин — явление редчайшее. В нашей литературе, по языку — это та вершина, выше которой никому не подняться».
Сергей Воронин, прозаик

«Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал пути к нему. Он нашел его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни и к своей родине и сказал великие слова о том, что счастье дано только знающим. Бунин прожил сложную, иногда противоречивую жизнь. Он много видел, знал, много любил и ненавидел, много трудился, иногда жестоко ошибался, но всю жизнь величайшей, нежнейшей, неизменной его любовью была родная страна, Россия».
Константин Паустовский, писатель

В Воронеже в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.

В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но проучился лишь пять лет, так как семья не имела средств. Осваивать программу гимназии ему помогал старший брат Юлий (1857-1921).

Свое первое стихотворение Бунин написал в восемь лет .

Его первой публикацией стало стихотворение "Над могилой Надсона", напечатанное в газете "Родина" в феврале 1887 года . В течение года в том же издании появились несколько стихотворений Бунина, а также рассказы "Два странника" и "Нефедка".

В 2004 году в России учреждена ежегодная литературная Бунинская премия.

В Париже прошла презентация первого полного 15-томного собрания сочинений Ивана Бунина на русском языке, включающее в себя три тома его переписки и дневники, а также дневники его жены Веры Муромцевой-Буниной и подруги писателя Галины Кузнецовой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Имя: Иван Бунин (Ivan Bunin)

Возраст: 83 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: русский писатель и поэт

Семейное положение: был женат на Вере Николаевне Муромцевой

Иван Бунин - биография

Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Он принадлежал к древнему, но обедневшему роду, давшему России Василия Жуковского - незаконного сына помещика Афанасия Бунина. Отец Ивана Бунина, Алексей Николаевич, в молодости воевал в Крыму, потом зажил в своем имении обычной, многократно описанной помещичьей жизнью - охота, радушный прием гостей, выпивка и карты. Его беспечность в итоге привела семью на грань разорения.

Все хозяйственные заботы лежали на плечах матери, Людмилы Александровны Чубаровой - тихой богомольной женщины, пять из девяти детей которой умерли в младенчестве. Смерть любимой сестренки Саши показалась маленькому Ване страшной несправедливостью, и он навсегда перестал верить в доброго Бога, о котором говорили и матушка, и в церкви.

Через три года после рождения Вани семья переехала в дедовское имение Бутырки в Орловской губернии. «Тут, в глубочайшей полевой тишине, - вспоминал позже писатель о начале своей биографии, - и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Его детские впечатления отразились в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», который сам Бунин считал главной своей книгой.

Он отмечал, что рано обрел удивительную чувствительность: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Родители уделяли сыну мало внимания, и его воспитателем стал брат Юлий, окончивший университет, успевший поучаствовать в революционных кружках чернопередельцев, за что год отсидел в тюрьме и был на три года выслан из Москвы.

В 1881 году Бунин поступил в Елецкую гимназию. Учился он средне, а из шестого класса его выгнали за неуплату - дела семьи стали совсем плохи. Имение в Бутырках было продано, и семья переехала в соседние Озерки, где Ивану и пришлось заканчивать гимназический курс экстерном, под руководством старшего брата. «Не прошло и года, - рассказывал Юлий, - как он так умственно вырос, что я уже мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы». Помимо занятий языками, философией, психологией, общественными и естественными науками Иван благодаря брату, литератору и журналисту, особенно увлекся литературой.

В 16 лет Иван Бунин начал «особенно рьяно писать стихи» и «необыкновенно много исписал бумаги», прежде чем решился послать стихотворение в столичный журнал «Родина». К его удивлению, оно было напечатано. Он навсегда запомнил восторг, с которым шел с почты со свежим номером журнала, поминутно перечитывая свои стихи. Они были посвящены памяти модного поэта Надсона, умершего от чахотки.

Слабые, откровенно подражательные вирши ничем не выделялись среди сотен им подобных. Прошло немало лет, прежде чем в стихах проявился подлинный талант Бунина. Сам он до конца жизни считал себя прежде всего поэтом и очень сердился, когда друзья говорили, что его сочинения изысканны, но старомодны - «теперь так никто не пишет». Он и правда избегал всяких новомодных течений, оставаясь верным традиции XIX века

Ранний, чуть видный рассвет, Сердце шестнадцати лет.
Сада дремотная мгла Липовым светом тепла.
Тих и таинственен дом С крайним заветным окном.
Штора в окне, а за ней Солнце вселенной моей.

Это воспоминание о самой первой юношеской любви к Эмилии Фехнер (прообраз Анхен в «Жизни Арсеньева»), молоденькой гувернантке дочерей жившего по соседству O.K. Туббе, винокура помещика Бахтиярова. На падчерице Туббе, Насте, в 1885 году женился брат писателя Евгений. Эмилией молодой Бунин увлекся настолько, что Туббе счел за благо отправить ее назад, домой.

Вскоре из Озерок, получив на то согласие родителей, отправился во взрослую жизнь и молодой поэт. На прощание мать благословила сына, которого считала «особенным от всех своих детей», родовой иконкой с изображением трапезы Трех Странников у Авраама. Это была, как писал Бунин в одном из своих дневников, «святыня, связующая меня нежной и благоговейной связью с моим родом, с миром, где моя колыбель, мое детство». Из родного дома 18-летний юноша уходил уже почти вполне сложившимся человеком, «с известным жизненным багажом - знанием народа подлинного, а не вымышленного, со знанием мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, почти знатоком русского языка, литературы, с сердцем, открытым для любви».

Любовь он встретил в Орле. 19-летний Бунин обосновался там после долгих скитаний по Крыму и югу России. Устроившись в газету «Орловский вестник», он сдружился с юной дочерью врача Варей Пащенко - она работала в той же газете корректором. На деньги брата Юлия они сняли в Полтаве квартиру, где жили гражданским браком -против венчания был отец Вари. Через три года доктор Пащенко, видя безмерную страсть Бунина, свое разрешение на брак все-таки дал, но письмо отца Варя скрыла. Она предпочла неимущему литератору его обеспеченного друга Арсения Бибикова. «Ах, ну к черту их, - писал Бунин брату, - тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки».

С 1895 года Бунин бросил службу и, перебравшись в Москву, целиком отдался литературе, зарабатывая стихами и небольшими рассказами. Его кумиром тех лет был Лев Толстой, и он даже ездил к графу спрашивать совета - как жить. Постепенно он стал вхож в редакции литературных журналов, познакомился с известными писателями, с Чеховым даже подружился и многому научился у него. Его ценили и реалисты-народники, и новаторы-символисты, но ни те, ни другие не считали «своим».

Сам он больше склонялся к реалистам и постоянно посещал «среды» у писателя Телешова, где бывали Горький, Скиталец, Леонид Андреев. Летом - Ялта с Чеховым и Станюковичем и Люстдорф под Одессой с писателями Федоровым и Куприным. «Это начало моей новой жизни было самой темной душевной порой, внутренне самым мертвым временем всей моей молодости, хотя внешне я жил тогда очень разнообразно, общительно, на людях, чтобы не оставаться наедине с самим собой».

В Люстдорфе Бунин неожиданно для всех, даже для себя, женился на 19-летней Анне Цакни. Она была дочерью одесского издателя-грека, владельца газеты «Южное обозрение», с которой Бунин сотрудничал. Поженились они после нескольких дней знакомства. «В конце июня уехал в Люстдорф к Федорову. Куприн, Карташевы, потом Цакни, жившие на даче на 7-й станции. Внезапно сделал вечером предложение», - записал Бунин в дневнике 1898 года.

Его очаровали ее большие черные глаза и загадочное молчание. После свадьбы выяснилось, что Аня весьма говорлива. Вдвоем со своей матерью она нещадно бранила мужа за безденежье и частые отлучки. Меньше чем через год у них с Анной произошел разрыв, через два года этот «водевильный» брак распался. Родившийся у них сын Николай умер от скарлатины в возрасте пяти лет. В отличие от Варвары Пащенко Анна Цакни никаких следов в творчестве Бунина не оставила. Варвару же можно узнать и в Лике из «Жизни Арсеньева», и во многих героинях «Темных аллей».

Первый успех в творческой биографии пришел к Бунину в 1903 году. За сборник стихов «Листопад» он получил Пушкинскую премию, высшую награду Академии наук.

Признали критики и его прозу. Рассказ «Антоновские яблоки» закрепил за писателем звание «певца дворянских гнезд», хотя жизнь русской деревни он изображал отнюдь не благостно и не уступал по части «горькой правды» самому . В 1906 году на литературном вечере у писателя Зайцева, где Бунин читал свои стихи, он познакомился с Верой Муромцевой, племянницей председателя первой Государственной думы. «Тихая барышня с леонардовскими глазами» сразу приглянулась Бунину. Вот как Вера Николаевна рассказывала об этой их встрече:

«Я остановилась в раздумье: не отправиться ли домой? В дверях появился Бунин. «Как вы сюда попали?» - спросил он. Я рассердилась, но спокойно ответила: «Так же, как и вы». - «Но кто вы?» -«Человек». - «Чем вы занимаетесь?» - «Химией. Учусь на естественном факультете Высших женских курсов». - «Но где же я могу вас увидеть еще?» -«Только у нас дома. Мы принимаем по субботам. В остальные дни я очень занята». Наслушавшись разговоров о распутной жизни людей искусства,

Вера Николаевна откровенно побаивалась писателя. Тем не менее она не смогла устоять перед его настойчивыми ухаживаниями и в том же 1906 году стала «госпожой Буниной», хотя официально зарегистрировать свой брак они смогли лишь в июле 1922 года во Франции.

В свадебное путешествие они надолго уехали на Восток - в Египет, Палестину, Сирию. Добрались в своих скитаниях до самого Цейлона. Маршрутов для путешествий заранее не намечали. Бунин был настолько счастлив с Верой Николаевной, что признавался, что бросит писать: «А мое дело пропало -писать я больше, верно, не буду... Поэт не должен быть счастлив, должен жить один, и чем лучше ему, тем хуже для писания. Чем лучше ты будешь, тем хуже...» - говорил он жене. «Я в таком случае постараюсь быть как можно хуже», - отшучивалась она.

Тем не менее следующее десятилетие стало самым плодотворным в творчестве писателя. Он был удостоен еще одной премии Академии наук и избран ее почетным академиком. «Как раз в час, когда пришла телеграмма с поздравлениями Ивану Алексеевичу в связи с избранием в академики по разряду изящной словесности, - рассказывала Вера Бунина, - у нас обедали Бибиковы. К Арсению у Бунина не осталось дурного чувства, они даже, можно сказать, были приятелями. Бибикова встала из-за стола, была бледна, но спокойна. Через минуту раздельно и сухо сказала: "Поздравляю вас"».

После «резкой заграничной оплеухи», как он называл свои путешествия, Бунин перестал бояться «сгустить краски». Первая мировая война не вызвала у него патриотического подъема. Он видел слабость страны, боялся ее гибели. В 1916 году он написал много стихов, включая и такие:

Вот рожь горит, зерно течет.
Да кто же будет жать, вязать?
Вот дым палит, набат гудет.
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать, и как Мамай, всю Русь пройдет...
Но пусто в мире - кто спасет? Но Бога нет - кому карать?

Вскоре это пророчество исполнилось. После начала революции Бунин с семьей уехал из орловского имения в Москву, откуда с горечью наблюдал за гибелью всего, что было ему дорого. Эти наблюдения отразились в дневнике, опубликованном позже под названием «Окаянные дни». Виновниками революции Бунин считал не только «бесноватых» большевиков, но и прекраснодушную интеллигенцию. «Не народ начал революцию, а вы. Народу было совершенно наплевать на все, чего мы хотели, чем мы были недовольны...

Даже помощь голодающим происходила у нас как-то литературно, только из жажды лишний раз лягнуть правительство, подвести под него лишний подкоп. Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди: как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать?»

В мае 1918 года Бунин с женой с трудом выбрались из голодной Москвы в Одессу, где пережили смену множества властей. В январе 1920-го они бежали в Константинополь. В России Бунина уже ничто не держало - родители умерли, брат Юлий был при смерти, былые друзья стали врагами или еще раньше уехали из страны. Покидая родину на перегруженном беженцами пароходе «Спарта», Бунин ощущал себя последним жителем затонувшей Атлантиды.

Осенью 1920-го Бунин прибыл в Париж и сразу же взялся за работу. Впереди были 33 года эмиграции, за которые он создал десять книг прозы. Старый друг Бунина Зайцев писал: «Изгнание даже пошло ему на пользу. Оно обострило чувство России, невозвратности, сгустило и прежде крепкий сок его поэзии».

О явлении нового таланта узнали и европейцы.

В 1921 году на французском вышел сборник рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско». Парижскую прессу заполнили отклики: «настоящий русский талант», «кровоточащий, неровный, но мужественный и правдивый», «один из самых больших русских писателей». От рассказов пришли в восторг Томас Манн и Ромен Роллан, который в 1922 году впервые выдвинул Бунина кандидатом на Нобелевскую премию. Однако тон в культуре того времени задавал авангард, с которым писатель не желал иметь ничего общего.

Мировой знаменитостью он так и не стал, зато эмиграция читала его взахлеб. Да и как было не залиться ностальгической слезой от таких строк: «И через минуту появились перед нами рюмки и фужеры, бутылки с разноцветными водками, розовая семга, смугло-телесный балык, блюао с раскрытыми на ледяных осколках раковинами, оранжевый квадрат честера, черная блестящая глыба паюсной икры, белый и потный от холода ушат с шампанским... Начали с перцовки...»

Былые пиры казались еще изобильнее в сравнении с эмигрантской скудостью. Бунин много печатался, но и его существование было далеко от идиллии. Напоминал о себе возраст, парижская зимняя сырость вызывала приступы ревматизма. Они с женой решили на зиму уезжать на юг и в 1922 году сняли в городке Грасс виллу с пышным названием «Бельведер». Там их гостями были ведущие писатели эмиграции - Мережковский, Гиппиус, Зайцев, Ходасевич с Ниной Берберовой.

Здесь подолгу жили Марк Алданов и бунинский секретарь, писатель Андрей Цвибак (Седых). Бунин охотно помогал из небогатых своих средств нуждающимся землякам. В 1926 году к нему приехала в гости из Парижа молодая писательница Галина Кузнецова. Скоро между ними завязался роман. Тонкая, деликатная, все понимающая Вера Николаевна хотела думать, что любовные переживания необходимы ее «Яну» для нового творческого подъема.

Скоро треугольник в «Бельведере» превратился в четырехугольник - это случилось, когда за Верой Николаевной стал ухаживать поселившийся в бунинском доме литератор Леонид Зуров. Сложные перипетии их отношений стали темой эмигрантских пересудов, попали на страницы мемуаров. Бесконечные ссоры и примирения попортили немало крови всем четверым, а Зурова и вовсе довели до сумасшествия. Однако этот «осенний роман», длившийся целых 15 лет, вдохновил все позднее творчество Бунина, включая роман «Жизнь Арсеньева» и сборник рассказов о любви «Темные аллеи».

Этого не случилось бы, окажись Галина Кузнецова пустоголовой красоткой - она же стала для писателя настоящим помощником. В ее «Грасском дневнике» можно прочесть: «Я счастлива тем, что каждая глава его романа была предварительно как бы пережита нами обоими в долгих беседах». Роман закончился неожиданно - в 1942 году Галина увлеклась оперной певицей Маргой Степун. Бунин не находил себе места, восклицая: «Как она отравила мне жизнь - до сих пор отравляет!»

В разгар романа пришло известие о присуждении Бунину Нобелевской премии. Вся русская эмиграция восприняла ее как свой триумф. В Стокгольме Бунина встречали король с королевой, потомки Альфреда Нобеля, разодетые светские дамы. А он смотрел только на глубокий белый снег, которого не видел со времен отъезда из России, и мечтал пробежаться по нему, как мальчишка... На церемонии он говорил, что впервые в истории премия присуждается изгнаннику, за которым не стоит его страна. Страна устами своих дипломатов настойчиво протестовала против вручения премии «белогвардейцу».

Премия того года составляла 150 тысяч франков, но Бунин очень быстро раздал их просителям. В годы войны он прятал в Грассе, куда не добрались немцы, нескольких литераторов-евреев, которым грозила смерть. О том времени он писал: «Плохо мы живем, очень плохо. Ну, картошку мерзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живем мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой». Несмотря на лишения, Бунин отвергал все предложения немцев перейти к ним на службу. Ненависть к советской власти была временно забыта -как и другие эмигранты, он напряженно следил за событиями на фронте, передвигая флажки на карте Европы, висевшей у него в кабинете.

Осенью 1944-го Франция была освобождена, и Бунин с женой вернулись в Париж. На волне эйфории он посетил советское посольство и сказал там, что гордится победой своей страны. Разнеслась весть, что он пил за здоровье Сталина. Многие русские парижане от него отшатнулись. Зато начались визиты к нему советских писателей, через которых передавались предложения вернуться в СССР. Ему обещали обеспечить царские условия, получше тех, что были у Алексея Толстого. Одному из искусителей писатель ответил: «Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал».

Заигрывания советской власти с писателем закончились после выхода в Нью-Йорке его книги «Темные аллеи». В них увидели чуть ли не порнографию. Он жаловался Ирине Одоевцевой: «Я считаю «Темные аллеи» лучшим, что я написал, а они, идиоты, считают, что я ими опозорил свои седины... Не понимают, фарисеи, что это новое слово, новый подход к жизни». Жизнь расставила точки - хулители давно забыты, а «Темные аллеи» остаются одной из самых лирических книг в русской литературе, подлинной энциклопедией любви.

В ноябре 1952-го Бунин написал последнее стихотворение, а в мае следующего года сделал последнюю запись в дневнике: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!» В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался в съемной квартире в Париже в присутствии жены и своего последнего секретаря Алексея Бахраха.

Он работал до последних дней - на столе осталась рукопись книги о Чехове. Все крупные газеты поместили некрологи, и даже в советской «Правде» появилось краткое сообщение: «В Париже скончался эмигрантский писатель Иван Бунин». Его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, а через семь лет рядом с ним нашла последний приют Вера Николаевна. К тому времени произведения Бунина после 40 лет забвения начали вновь издаваться на родине. Его мечта сбылась - соотечественники смогли увидеть и узнать сбереженную им Россию, давно канувшую в историю.