Сценарий концерта певицы. Сольный концерт

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения» . Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой ). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин . Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте , а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг . Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в статье.

Любой человек, которого в один прекрасный день заинтересовала игра на электрогитаре, найдет на просторах интернета огромное количество видео с участием мастеров гитарного искусства. Как правило, после нескольких просмотров живых выступлений тех же John Petrucci, Paul Gilbert, Nuno Bettencourt и прочих лидеров гитарной музыки, возникает желание научиться играть произведения любимых музыкантов. Это естественное развитие событий в подобной ситуации, и как ни странно, человек начинает тратить часы, дни и даже годы на то, чтобы осуществить разбор на электрогитаре, выучить конкретное произведение и сыграть его буквально нота-В-ноту с оригиналом. Это может быть рифф, соло или вообще вся песня целиком — в данном случае это не важно.

Итак, предположим, прошли годы с момента разучивания первых нот. Партия электрогитары выбранной композиции «села» в руки или можно сказать «прошилась» в мышечную память. Это означает, что интеллектуальный ресурс человека практически не задействован в процессе игры на электрогитаре. Все делают руки.

Следующим этапом будет серия попыток сделать cover на данную вещь. Более простой, но менее популярный вариант — это audio cover. Audio cover проще, чем video cover. Во-первых, есть шанс прописывать гитару кусками. Т.е. сыграл фразу, послушал. Получилось? Поехали дальше и т.д. Чем выше уровень исполнительского мастерства музыканта, тем большие по размеру куски он может прописать за один дубль. Во-вторых, когда на тебя смотрит объектив и моргает красная лампочка, напоминающая, что за тобой «следят», совладать с собой бывает сложнее. Опять-таки это относится к постигающим азы музыкантам.

К слову, периодическая практика студийной работы ценна тем, что, слушая себя в записи, можно заметить большинство своих ошибок. В то время, как играя в живую слышно только 30% неточностей. Это связано с тем, что игра на гитаре отнимает определенную долю внимания, и большая часть ошибок ускользает. Именно поэтому практическая студийная работа очень полезна в образовательном процессе.

Предположим, план удался, cover сделан — задача выполнена. Гитарист после прослушивания своего труда включает оригинальный трек, а затем свой и тут катастрофа! Создается впечатление, что, кроме минусовки, нет ничего общего между двумя треками. Хотя, казалось бы, все ноты на своем месте, фальши нигде нет. И не надо грешить на свою гитару, якобы не те струны, датчики, медиаторы, плохие комбики, примочки и т.п. Это все вторично и не столь важно. Истинной причиной колоссальной разницы оригинала и кавера является некорректная работа рук гитариста. Поверьте, если бы на месте начинающего музыканта оказались те же Andy Timmons , Greg Howe , Guthrie Govan , Doug Aldrich и прочие, плохого результата получиться не могло. И здесь опять-таки не столь важно, сыграет ли сам автор свою вещь или это сделает другой хороший профессионал. В обоих случаях это будет качественно исполненное произведение.

Так в чем же основной секрет? Как играть на электрогитаре? Ответ следующий: необходимо соблюдать .

Сразу внесу некоторую ясность — 8 из 10 принципов непосредственно зависят от постановки рук. («Постановка правой руки » и «Постановка левой руки »). Если с постановкой что-то не так, то с вероятностью 99,9% большинство принципов будут нарушены.

Итак, поговорим о каждом принципе более подробно.

Импульсивность

Чем импульсивнее атака струны, тем сильнее она колеблется. А чем сильнее колеблется струна, тем сильнее и продолжительнее резонируют гриф и корпус электрогитары, и за счет этого получается цепкий, насыщенный звук. Если взять электрогитару ценовой категории 3000$ и 200$ и атаковать их струны с одинаково малой импульсивностью, разница между звучанием дорогого инструмента и дешевого будет пренебрежимо мала. Однако если проделать то же самое, но с высокой импульсивностью, все сразу встанет на свои места, и от гитары за 200$ и мокрого места не останется.

Так что же такое импульсивность? Из школьного курса физики известно, что P=m*v, где P — импульс, m — масса, v — скорость. Именно про эту импульсивность идет речь. Из формулы видно, что импульс пропорционален массе и скорости физического тела. В нашем случае физическим телом является кисть правой руки (звукоизвлечение медиатором ) или пальцы левой руки (легато). Соответственно, если гитарист при атаке медиатором задействует только пальцы p и i, а не всю кисть, теряется масса m (это классическая ошибка). В результате автоматически получается малый импульс. Чтобы этого не произошло необходима правильная постановка правой руки, о чем уже говорилось в соответствующем уроке.

В свою очередь низкая скорость атаки струны также оказывает негативное влияние на импульсивность. Поэтому в момент удара медиатором движение правой кисти должно быть хлесткими и резкими, будто пощечина. Точно также hammer-on левой руки должны буквально стучать по накладке грифа. Для сравнения можно положить запястье левой руки на деревянный стол и бить по его поверхности пальцами в следующей последовательности: 4-3-2-1-2-3. Надо добиться эффекта равномерного сильного топота. При этом запястье не должно отрываться от поверхности стола. Это поможет работать только фалангами пальцев. То же самое должно происходить и на грифе.

Чистота

Про чистоту звукоизвлечения было уже сказано в уроке «». Вкратце напомню, что прижатыми к ладам или открытыми могут быть только игровые струны. Все лишние струны должны быть заглушены. Глушение осуществляется 1-м пальцем левой руки и ребром ладони правой руки. 1-й палец левой руки глушит все нижележащие струны от игровой и одну вышележащую, а ребро ладони правой руки глушит все остальное. Таким образом мы получаем четкое распределение обязанностей между правой и левой рукой.

Еще одним аспектом чистого звукоизвлечения являются паузы. Не владея информацией о правильном выполнении пауз, невозможно сыграть даже риффы на электрогитаре AC/DC — Back in Black или Highway to Hell, которые построены на трех-четырех аккордах, чем и привлекают новичков. Следует отметить, что паузы возможно выполнить только двумя руками одновременно. Пальцы левой руки должны отжать струны от грифа (если струны были зажаты) или коснуться их не прижимая к ладам (если струны были открыты). А ребро ладони правой руки необходимо поставить в область демпфирования. В случае, если использовать только левую руку, то вместо паузы будет слышен гул, похожий на отголосок демпфирования. Если же использовать только правую руку, то вместо паузы мы услышим звенящее подобие натурального флажолета.

Ритмичность

Почему-то крайне малое количество начинающих гитаристов уделяет внимание ритму. Если этой темой кто-то интересуется, то только по настоятельному совету компетентного в музыке человека. К сожалению, далеко не все гитаристы, которых мы видим на экранах телевизоров и на концертных площадках нашей необъятной Родины, имеют представление о ритме. Но раз «people хавает», зачем напрягаться? Могу сказать, что такая ситуация сложилась из-за музыкальной безграмотности подавляющего числа наших соотечественников. Действительно, откуда может взяться грамотность, когда эстрада забита некачественной низкосортной музыкой? Даже интернет не спасает ситуацию, потому что там не так просто наткнуться на команду с хорошей ритм-секцией — надо знать, что искать.

Когда все ноты и паузы кратны заданному стабильному темпу, человека в прямом смысле начинает «качать». Например, любые песни тех же AC/DC, Van Halen, Extreme, Ozzy, Guns’n’Roses, Motley Crew, Whitesnake ритмично и качественно прописаны. У всех фирмачей идеальная ритм-секция, иначе они ими бы не стали. Из современных особенно хочется выделить Nickelback и Godsmack. Их риффы на электрогитаре не отличаются особыми наворотами, но попробуйте их повторить. Могу поспорить, что даже через месяц каждодневных и упорных попыток у не владеющего ритмом человека ничего хорошего не получится. «На дурачка» такие вещи не делаются.

Естественно, в данном уроке я буду рассматривать ритм только с позиции гитариста. Предположим, есть источник сигналов (кликов), повторяющихся через одинаковый промежуток времени. Этим источником является метроном. В его ровности никто не сомневается. Задача: извлекать «слепую» ноту (чирк) одновременно с кликом. При точном попадании сигналы метронома не будут слышны. Это происходит, потому что звуки суммируются, пики амплитуды звуковой волны клика и чирка совпадут, и получится более плотный, цельный звук. А теперь представьте, если так непросто попадать под клик метронома, как же тогда сложно сыграть риффы Nuno Bettencourt, Van Halen, Zakk Wylde или сыграть соло Paul Gilbert, Jason Becker, John Petrucci? Как достигается такая ритмичность у гитаристов? Практикой и осознанием того, что необходимо делать. А прежде всего, необходимо научиться играть переменным штрихом .

Смысл переменного штриха заключается в том, что правая рука дышит 1/16-ми долями такта. Это значит, что каждое движение руки осуществляется именно в каждую 1/16-ю долю, не раньше и не позже. Движения руки делятся на два типа: реальные (удары) и мнимые (взмахи). Следовательно, если я хочу сыграть 1/16-ю ноту, я должен сделать только один удар (вверх или вниз). Если же мне нужно сыграть 1/8-ю ноту, я сделаю 1 удар и 1 взмах, так как 1/8 = 2/16; 1/4-ю ноту — 1 удар и 3 взмаха, потому что 1/4 = 4/16 и так далее. Таким образом, при условии идеально дышащей правой руки, получаются идеальные по длительности ноты.

Буквально в течение полугода обучения у моих студентов возникают плотные ассоциации между длительностями нот и количеством движений правой руки. Отмечу, что такой способ мышления в разы упрощает чтение нот и табулатур с листа. Данные ассоциации можно записать в виде системы равенств:

1/16Т = П = V;

1/8Т = 2/16Т = П (V) = V (П);

1/8Т. = (1/8+1/16)T = 3/16Т = П (VП) = V (ПV);

1/4Т = 4/16Т = П (VПV) = V (ПVП).

В вышеописанной системе равенств «Т » — полный такт, «П » — удар вниз, «V » — удар вверх, «(П) » — взмах вниз, «(V) » — взмах вверх.

99% риффов играется именно переменным штрихом с редкими исключениями. Исключения представляют собой изменения частоты дыхания руки, как правило, на 1/8 или 1/32 доли такта. В случае с соло нужно внести некоторую ясность. Не овладев переменным штрихом на примере риффов, не выработается привычка играть ритмично. Если гитарист не способен сыграть ритмически ровно рифф, который по определению является закономерной и логически зациклованной партией, состоящей из четвертей, восьмых или в крайнем случае шестнадцатых нот, то никогда в жизни он не сыграет ритмически ровно и сольную партию. Даже если гитарное соло не играется переменным штрихом, оно все равно должно подчиняться законам ритма, учиться соблюдать которые необходимо именно на риффах. Двигаться надо от простого к сложному, не пытаясь перевернуть под себя основы мироздания.

Должен сказать, что переменный штрих, это лишь малая составляющая правильной ритмичности гитариста. Необходимо регулярно записывать себя под метроном, а затем анализировать отклонения от кликов в секвенсоре и стараться свести их к минимуму. Тем самым выявляется свой собственный ритмический шаблон, которого впоследствии необходимо придерживаться. Уже исходя из этого будет понятно, сыграется ли гитарист с басистом или барабанщиком, совпадут ли у них ритмические шаблоны. Если же этого не произойдет, то скорее всего ритм-секция потерпит неудачу.

Оптимальность

Если внимательно посмотреть на руки хороших гитаристов во время исполнения ими более-менее насыщенной гитарной партии, то нетрудно заметить, насколько же мало движений они совершают. Казалось бы, звучит шквал разбросанных в разных октавах нот, но при этом руки хладнокровно и спокойно выполняют свою работу. Напрашивается вывод: любое движение должно быть обоснованно. Любой взмах правой кисти, сгибание фаланги пальца, изменение угла запястья и т.п. должны иметь смысл.

Только оптимизированными движениями можно что-то хорошо сыграть. Взять например, секстольные пассажи, сыгранные переменным штрихом. В этом случае звук будет извлекать кисть правой руки, а пальцы левой руки просто зажимать нужные струны. Следовательно, импульсивностью пальцев левой руки можно пренебречь, а это значит, что можно свести к минимуму расстояние «отлета» пальцев от струны. То есть, палец должен отрываться от струны на расстояние, превышающее амплитуду колебания самой струны не более, чем на 5 мм. Это позволит заметно увеличить скорость исполнения пассажа. Если те же пассажи играть легато, и использовать правую руку только при переходе со струны на струну, то звук уже будет извлекать левая рука, а значит, ее пальцы должны работать импульсивно. Но в этом случае появляется возможность оптимизировать движения правой руки. Чем меньше лишних движений ее ребра ладони, тем меньше вероятность появления грязи. Следовательно надо расставить направления ударов медиатором таким образом, чтобы минимизировать вертикальное движение правой кисти.

Кстати, техники Hybrid Picking, Chiken Picking и Economy Picking являются следствием оптимизации движений правой руки. С их помощью можно сыграть достаточно сложные пассажи и риффы, в которых присутствуют большие и частые переходы с одной струны на другую.

Динамичность

Практически каждый начинающий или уже играющий гитарист рано или поздно пользовался программой Guitar Pro . Если в ней забить гитарную партию, то ее потом можно включить и послушать. Услышанное является примером полного отсутствия какой-либо динамики. И неудивительно, ведь это MIDI-звук. Не надо уподобляться звучанию бездушной программы.

Чтобы добиться динамичного звукоизвлечения, надо варьировать такими параметрами как импульсивность атаки, угол наклона медиатора, его амплитуда и траектория движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Именно засчет правильной корректировки вышеназванных параметров у гитаристов есть возможность расставлять разные акценты на определенные ноты, тем самым создавая необходимую динамику.

Синхронизация

Синхронизация рук явлеятся необходимым условием в первую очередь ритмичности и скорости гитариста . Противоположностью синхронизации является рассинхрон, который бывает двух видов. Чтобы проще понять эту «классификацию», предположим, что правая рука имеет эталонную ритмичность. Тогда левая рука может либо отставать от правой (палец левой руки не успевает прижать струну к ладу, а медиатор уже нанес удар), либо наоборот — опережать ее (палец левой руки прижал струну чуть раньше удара медиатором). В первом случае нота будет звучать глухо, а может вообще не зазвучать и получится просто «чирк». Во втором случае левая рука фактически выполняет hammer-on, после чего медиатор атакует струну. Таким образом, получается сдвоенная нота.

В случае идеальной синхронизации момент прижатия струны к ладу и момент удара медиатором происходят практически одновременно. На пренебрежимо малый промежуток времени раньше все-таки действует левая рука.

Скорость

Данный принцип всегда отрабатывается последним. Это аксиома, смысл которой не подлежит дискуссиям. Не важно, насколько опытный гитарист: ученик, преподаватель, сессионник и т.д. Все гитаристы (да и музыканты в целом), изучая новый материал, играют его медленно. Об этом говорил Steve Vai на своем мастер-классе в 2006 году. Он привел себя в пример: придумав очередную сложную фразу, Steve играет ее как «школьник» — медленно и аккуратно, постепенно наращивая скорость.

Темп при посадке в руки нового материала должен быть настолько малым, чтобы гитарист успел обратить внимание на все имеющиеся нюансы: постановка рук (если речь идет о начинающих), ритмичность, динамичность, импульсивность и т.п. Только выполнение всех принципов дает сигнал к увеличению темпа игры. Причем, прирост количества ударов в минуту должен быть не более 5. Такое ограничение явлется оптимальным, т.к. человеческий мозг, а значит и мышечная память изменения практически не заметят. Поэтому вероятность того, что большая часть принципов не нарушится, будет достаточно велика, и гитарист не потеряет много времени на очередном приросте темпа.

Главное не терять объективность к своей игре и методично доводить качество игры на всех промежуточных скоростях до идеальной. Разница между опытным гитаристом и новичком в данном вопросе определяется следующими параметрами: начальный темп и время работы на промежуточных темпах.

Интонация

Здесь прежде всего пойдет речь об интонировании (умении точно воспроизводить звуковой тон). Иными словами, гитарист обязан извлекать ноты в строгом соответствии с их частотами. Необходимым условием хорошего интонирования является правильно настроенная гитара. В остальном все зависит от исполнителя. Если со статичными нотами в целом ситуация относительно простая (зажал струну на нужном ладу — получил нужную ноту. Хотя и здесь можно ошибиться, т.к. зачастую многие гитаристы допускают ошибки по интонированию, передавливая струны и смещая их при зажатии). Однако, в опредленных случаях гитару по сложности попадания в ноты можно приравнять к безладовым инструментам. Речь идет о бендах , где гитаристы вынуждены эксплуатировать свой слух и правильную моторику. Поэтому интонирование заслуживает отдельного и очень пристального внимания.

Кроме того, одна из самых сложных задач, стоящих перед музыкантами, это заставить инструмент петь. Не просто наигрывать красивую мелодию, а именно петь. Удивительно, но это на порядок сложнее, чем научиться играть секстолями в темпе 140-160 (14-16 нот секунду). Мой любимый пример «певучести» гитары это произведение May Lian — Grief . В этой вещи нет ни одной быстрой ноты, однако, действительно качественно сыграть ее могут лишь единицы. Усомнившимся ради эксперимента предлагаю попробовать сыграть данное произведение и записать себя на аудио или видео. Уверяю, что после сравнения себя с оригиналом, вы поймете, о чем идет речь. С гордостью отмечу, что May Lian дал наивысшую оценку моему исполнению Grief (см. раздел «Видео »).

Сложность гитарных партий таких произведений заключается в чрезвычайно развитых мелизмах (мелизмы — украшения мелодии). Применительно к гитаре мелизмами являются бенды (возвратные и невозвратные), слайды (определенные и неопределенные), вибрато (стабильные и не стабильные), работа рычагом. Именно мелизмы при грамотном обращении с ними создают эффект пения музыкального инструмента. Однако, вышесказанное относится не только к соло, но и к риффам. Взять, к примеру, рифф в песне Ozzy Osbourne — Desire и перечислить мелизмы, выполненные Zakk Wylde. Если их убрать, то появится большое количество пауз, пропадет так называемый «кач» и рифф окажется, мягко говоря, осиротевшим.

Драйв и креатив

Обсуждая данные принципы, не обойтись без разговоров о высоких материях. Отчасти, поэтому драйв и креатив последние в моем списке. Но этот ни коим образом не умаляет их значения в игре на электрогитаре и музыке в целом.

Драйв применительно к электрогитаре (от англ. «drive» — движение) — это культура звукоизвлечения на электрогитаре, подразумевающая непрерывное выполнение принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты и синхронизации в совокупности с эмоциональностью исполнения. Само собой, степень выполнения принципов варьируема в разумных пределах. Например Slash из Guns’N’Roses, при всем уважении, заведомо проигрывает по звукоизвлечению тем же Paul Gilbert, John Petrucci, Nuno Bettencourt и Steve Vai. Последние играют синхроннее, чище, у них больше запас прочности по скорости и т.д. Но не смотря на это, у Slash не менее солидная армия поклонников, которая получает кайф от его игры.

Креатив относительно электрогитары предполагает умение грамотно распоряжаться имеющимся техническим арсеналом (с точки зрения работы рук) и словарным запасом (с точки зрения музыкальных фраз), что позволяет разнообразить гитарную партию с целью повышения интереса звучания. Креатив нужен не только для создания собственных композиций, но и для игры каверов. Довольно часто, услышав кавер на какую-либо вещь, мы сравниваем его с оригиналом. Бывает, что даже сыгранное нота-В-ноту, не приносит какого-то особого удовольствия. Однако, если гитарист грамотно внесет свою манеру в кавер (речь не идет о тотальном изменении гитарной партии), то это может надолго засесть в голову слушателям, оставив при этом положительное впечатление. Надо отдавать себе отчет в том, что избыток креатива достаточно часто оказывает медвежью услугу. И если добавлять так называемое «свое звучание», то только если оно действительно хорошее, и в невульгарных пропорциях.

Заключение

Вот мы и рассмотрели 10 принципов игры на электрогитаре . Именно они являются основой игры на гитаре. Их нужно научиться выполнять, играя произведения разных жанров, в разных стилях и в разных ситуациях. И делать это надо постоянно. Тогда и только тогда исполнение можно будет назвать качественным.

Электрогитара, начавшая свое триумфальное шествие по всему миру во второй половине 20 века и сегодня в начале века 21 остается одним из самых культовых музыкальных инструментов. Давайте подробнее поговорим о ней.

Если вы самостоятельно обучались, не брали уроки игры на электрогитаре в Подольске или другом городе, то обучившись основам и приобретя технические навыки, можете попробовать играть известные композиции. И вот тут ждет большое разочарование, в вашем исполнении прекрасная музыка не имеет ничего общего с записями мастеров гитаристов. Почему это происходит, попробуем разобраться и понять чему я буду вас учить в моей школе игры на электрогитаре .

Уроки игры на электрогитаре от Арса.

Так почему же ваша игра на гитаре так отличается от игры известных гитаристов? Казалось бы не чувствуется фальши, вы честно используете изученные приемы гитарного искусства, а результат очень далек от эталонного исполнения.

Все дело в неправильной работе рук, важна их изначальная точная постановка. Существуют 10 принципов совершенной игры на гитаре:

  • импульсивность;
  • ритмичность;
  • чистота;
  • динамичность;
  • оптимальность;
  • синхронизация;
  • скорость;
  • мелодичность;
  • драйв;
  • креатив.

Из этих вышеперечисленных принципов 8 напрямую зависят от правильной постановки рук. Без этого выполнение правил не возможно. Кратко пройдем по этому списку, чтобы уяснить смысл принципов.

Что такое импульсивность. Если вспомнить уроки физики, то импульс — результат умножения массы на скорость физического тела. Заменим физическое тело кистью нашей руки:

  • правой – извлечение звука медиатором;
  • пальцы левой – легато.

Если гитарист при работе медиатором действует только пальцами рук, а не всей кистью, то теряется масса и в результате получаем довольно малый импульс. Это довольно часто встречающаяся ошибка, она происходит опять же из-за неправильной постановки правой руки.

С другой стороны, низкая скорость действия на струну, так же снижает импульс.

Чтобы этого не происходило, надо отработать удар медиатором хлестким и резким движением руки, будто наносите удар врагу. И таким же образом пальцы левой руки должны сильно стучать по накладке грифа, будто дробь выбиваете.

Хорошей тренировкой будет следующее упражнение: положить левую руку на стол и бить по столешнице пальцами в определенной последовательности. Эта цепочка цифр легко запоминается: 4-3-2-1-2-3. Весь смысл упражнения, добиться равномерного и сильного топота, не отрывая при этом запястье от поверхности. Точно такая же слаженная работа фалангами пальцев нужна на грифе гитары.

Чем импульсивнее воздействие на струну, тем сильнее она колеблется и тем больше и продолжительнее резонируют гриф и корпус инструмента. Итог – насыщенный объёмный звук.

Следующий важный принцип игры чистота звуко извлечения. Основное правило: прижатыми к ладам или открытыми бывают только игровые струны, а лишние в этот момент заглушены. Процесс глушения осуществляют первым пальцем левой руки и ребром ладони правой. Опять мы видим четкое распределение работы правой и левой руки.

Не забываем о роли пауз в чистом звучании гитары. Вот тут еще более ярко видна слаженность работы рук: пауза выполняется одновременно двумя руками. Пальцы левой руки отжимают струны от грифа, или наоборот касаются их, не прижимая к ладам. В тот же момент ребро ладони правой руки ставим в область демпфирования.

Основные принципы правильной игры на электрогитаре

Факт, что только небольшое количество начинающих обучение гитаристов уделяет должное внимание ритму. Поэтому так важен учитель, который обратить на это ваше внимание. Если все ноты и паузы кратны заданному темпу, то слушателя буквально начинает качать в такт ритму. У всех выдающихся исполнителей на электрогитаре идеальный ритм, иначе они бы не стали мастерами.

Проведем эксперимент: возьмем метроном как источник сигналов, повторяющихся через равный промежуток звуков, назовем их клики. Нам нужно извлекать из струны мертвую ноту, одновременно со звучанием клика метронома. Если два звука точно совпадут, то метроном не будет слышен, а получится цельный звук – струны и метронома. Но конечно достичь этого задача не из простых, можете попробовать. Однако подобная тренировка дает очень многое для совершенства игры на гитаре.

Посмотрите на руки известных гитаристов, когда они исполняют насыщенную гитарную партию, вы удивитесь, увидев, как мало движений они выполняют. Звучит буквально шквал из разнообразных нот, а руки мастера спокойно и ровно двигаются по инструменту. Вывод только один – любое движение ценно и осмысленно. Это и есть оптимальность, которая вырабатывается упорными тренировками.

Динамичность – это постоянное движение звука, достигаемое применением отточенной техники движений: импульсивность действия на струны, угол наклона гитарного медиатора, амплитуда и траектория его движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Этим достигается расстановка акцентов на ноты и создается динамика звучания.

Синхронизация оказывает большое влияние на ритмичность и скорость игры. Противоположность этой характеристики – рас синхронизация, когда из-за несогласованности и не одновременности движения правой и левой руки появляется сдвоенная нота. В идеальной синхронизации эти движения практически совпадают.

Последней, при овладении новым музыкальным материалом отрабатывается скорость. Все музыканты, не зависимо от опыта и уровня мастерства, играют новое произведение медленно, обращая в это время внимание на любой нюанс: ритмичность, постановку рук, импульсивность и динамичность и так далее. Только услышав и вникнув во все тонкости музыкального произведения, переходим к наращиванию скорости исполнения.

Прибавляем не больше 5 ударов в минуту, это оптимально для привыкания мозга и мышц. На любой скорости добиваться качества исполнения, лишь потом переходить дальше. Это работает для всех гитаристов, только мастер преодолеет путь быстрее.

Каждый гитарист желает научиться играть так, чтобы гитара в его руках пела. А эффект пения можно достичь только грамотным применением мелизмов. Мелизмы – это украшение мелодий, они есть у певцов, у музыкантов. В случае игры на гитаре украшениями служат бенды, вибрато, слайды и работа рычагом.

Теперь мы добрались до драйва и креатива. Под драйвом понимают культуру игры на инструментах, когда ритмичность звучания объединяется с эмоциональностью исполнения в неповторимый узор музыки.

Креативность везде означает новизну и оригинальность, а играя на электрогитаре, уметь грамотно применять технику исполнения и богатство запаса музыкальных фраз, значит неизмеримо повысить красоту и интерес звучания.

Школа игры на электрогитаре

Чтобы в достаточной степени овладеть правильными техническими навыками, освоить все 10 принципов игры на гитаре, надо обязательно пройти обучение у хорошего преподавателя. Ничто не заменит внимательное и профессиональное руководство. Обращайтесь в мою школу игры на электрогитаре в Подольске , и я постараюсь, научить вас тому, что умею сам. В соответствующем разделе моего сайта выложено видео, где вы сами можете посмотреть и услышать, как играют мои ученики. Если вы талантливы, целеустремлены и полны желания, научится мастерски играть на электрогитаре я готов вам в этом помочь.

Если у Вас ещё нет гитары, а есть только желание обзавестись инструментом, имейте в виду - Вам предстоит сделать нелёгкий, но, возможно, самый главный и ответственный выбор. Несмотря на обилие самых разнообразных инструментов в современных магазинах, нельзя полагаться только на Ваши финансовые возможности или на отзывчивость продавца. Лучше, если Вы можете воспользоваться советом грамотного педагога, заранее "пощупать" разные инструменты, вообще - имеете представление об инструменте, с которым Вам предстоит дружить долгие годы (возможно, всю жизнь!) Итак, выбор Вашей будущей гитары начинается с подробного внешнего осмотра. Вы должны заранее убедиться, что гитара прибыла к месту продажи без приключений и у неё нет следующих проблем: сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появится царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн. Теперь можно переходить к прослушиванию инструмента. Стоит поиграть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.

Электрогитара или полуакустика?

С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем ("заводятся"), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар - инструментов с воздушными полостями внутри деки - ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Самая важная часть любой гитары - гриф. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с Вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно Вам будет играть на данном инструменте. Любители жесткой быстрой музыки по достоинству оценят широкие и тонкие грифы. Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами. Также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары материал накладки грифа, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Если гриф прошел Ваши тесты -пора попробовать его в игре. Не стоит сразу подключать гитару к усилителю - послушайте, как звучит дерево. Поиграйте на всех ладах - от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковыеточки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если обнаружатся проблемы, совершенно не обязательно, что они связаны именно с грифом - вполне возможно, что струны опущены слишком низко, и необходимо поднять струнодержатель на деке (машинку). Если высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к корпусу (деке) гитары.

Звучание деки.

Дека (или корпус) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины дают больший сустейн { sustain - англ., длительность звучания нот). Лёгкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Фурнитура.

Стоит обратить внимание на следующие моменты. Все части фурнитуры должны быть лишены грязи, ржавчины и коррозии. Все части машинки не должны выглядеть игранными и потертыми. Механизмы колков должны крутиться ровно, без малейших усилий.

Струны.

На электрогитаре обычно используются металлические (стальные) струны. Это связано с использованием медиатора, с характером исполняемой музыки и т. д. Желательно, чтобы уже на стадии выбора инструмента комплект струн был готов к следующей продолжительной работе, т. е. струны должны быть в хорошем состоянии, весь аккорд настроен.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ :

Настало время включить в гитару шнур и послушать, как она звучит через усилитель. Первым делом нужно послушать, как звучит инструмент на каждом звукоснимателе в отдельности, и правильно ли работают ручки громкости и тона. Наиболее распространёнными являются гитары с двумя звукоснимателями. Один их них расположен около машинки - он имеет яркое звучание и на нём обычно играют ритм-партии. Другой устанавливается ближе к грифу - на нём обычно играют соло-партии с более мягким и поющим звуком. Также обязательно проверьте работу переключателя (тумблера) и гнезда, в которое включается шнур, о процессе проверки воткните шнур из гитары прямо в усилитель (комбо), не включая в цепь источники эффектов. Прослушайте каждый звукосниматель по отдельности и в комбинации с другими.

Усилитель.

Наиболее популярным является так называемый "комбик" (комбоусили-тель) - устройство, совмещающее в одном корпусе и динамик, и устройства звуковых эффектов. Эффекты, в свою очередь, делятся на 2 основные группы. Первая имитирует звуковое "эхо" - как бы естественный резонанс большой аудитории - это ревербератор, дилэй, хорус. Вторая группа создаёт специфический "роковый" гитарный звук, (" goodguitartone "), который связан с "правильными" нелинейными, частотными и другими искажениями сигнала электрогитары. Это фуз ( fuzz ), овердрайв ( overdriver ), сустэйн ( sustain ), дис-торшн ( distortion ), гранок ( grunge ).

Шнуры.

Это - та самая мелочь, от которой зависит очень многое. Старайтесь, чтобы шнуры, разъёмы и пр. были всегда у Вас в полном порядке, т. е. по возможности лучшего качества и в режиме неусыпной заботы - по возможности (и необходимости) не надо их топтать, проверять на сырость и влагу, давать запутываться в петли и т. д.

устройство гитары

Во всех гитарах - акустических, полуакустических, электрических с цельным корпусом - основные элементы одни и те же. Сейчас мы обращаем Ваше внимание на те, которые нужны Вам в первую очередь. Колки служат для натяжения струн или их ослабления до нужной высоты. На грифе располагаются пальцы при игре мелодий и аккордов. Сменные стержни вибрато на электрогитаре создают быстрые вибрации (осциллации) высоты на всех шести струнах. Адаптеры на электрогитаре воспринимают вибрацию струны и передают её на усилитель, где регуляторы тембра и громкости вместе с регуляторами усилителя воспроизводят нужные звуки. Лады, сторого говоря -это горизонтальные металлические порожки, расположенные поперёк грифа под струнами. Однако для практических целей удобней понимать под ладами пространство между порожками. Именно так это обычЦо изображают на схемах аккордов. Указатели (отметки) позиции пальцев на грифах акустических гитар обычно проставлены на третьем, пятом, седьмом и двенадцатом ладах. На электрогитарах, у которых гриф более длинный, есть дополнительные отметки позиции пальцев. Например, если схема аккорда начинается с десятого лада, Вы можете быстро найти его на гитаре, потому что это следующий лад за отметкой на девятом. Большинство современных гитар со стальными струнами снабжены также предохранительными пластинками, потому что их корпуса часто повреждаются медиаторами. Стальные струны могут быть разной толщины - начинающим по умолчанию обычно рекомендуется средняя.



НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

Высоту звучания струны определяет её вибрация в промежутке от верх него порожка до мостика. Также имеет значение и степень натяжения струны. Вращая колок, можно регулировать натяжение струны - натянуть её сильнее или ослабить. На следующей схеме показаны ноты, соответствующие на стройке шести струн. (В нотации ноты показаны на октаву выше их реально го звучания).

В международной (англоязычной) традиции нота Си обозначается как В. В разных изданиях Вы можете встретить также обозначение ноты Си как Н.

Настроить гитару можно разными способами. Можно воспользоваться клавишами фортепиано, можно - камертоном-дудкой для гитары, выдувая определённые ноты, обозначенные на дудке. Распространённый способ: на строить по камертону Ми самую нижнюю (шестую) струну. Далее - при жмите пятый лад на шестой струне. Вы услышите звук, на котором должна звучать открытая пятая струна. Аналогично: пятая струна на пятом ладу равняется открытой четвёртой; пятая струна на четвёртом ладу равняется открытой третьей; четвёртый лад на третьей струне даст высоту второй струны, а пятый лад на второй струне - высоту первой.

как держать гитару

Основные способы держать гитару делятся на следующие - в положении сидя и, соответственно - в положении стоя. Сидя: 1) ноги не перекрещены, гитара опирается на правую руку; 2) положить правую ногу на левую. Эту позу часто называют "небрежной" или "расслабленной". 3) Классическая - требует использования небольшой гитарной скамеечки под левую ногу высотой 12-15 см. В таком случае гитара опирается на левую ногу. Позы стоя (основные для исполнения на электрогитаре на сцене) -£ с лентой для поддержки гитары или без неё. По желанию можно использовать скамейку или низкий стул для опоры гитары на правую ногу. Желательно сразу стараться достичь независимого положения левой руки - чтобы Вы имели возможность снимать левую руку с гитары, не меняя при этом положения инструмента.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


В начальной позиции большой и указательный пальцы левой руки парал лельны друг другу. Если посмотреть на них сбоку, их положение напоминает форму буквы U . Остальные пальцы слегка согнуты:

Указательный палец должен быть расположен примерно под прямым углом к струнам, а середина большого пальца - посредине шейки грифа. Теперь прижмите указательный палец к первому ладу поверх всех струн, а большой - к шейке грифа. Большим пальцем правой руки защипывайте каждую струну движением сверху вниз и добейтесь чистого тона на каждой струне. Далее переходите ко второму ладу, потом к третьему и дальше по грифу, настолько высоко, как у Вас получится. Когда Вы таким образом используете указательный палец на всех струнах лада, у Вас получается так называемое барре. При игре обычных мелодий и аккордов кончики пальцев прижимают струны перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы левой руки следует ставить на лады ближе к правому порожку. Прижимать струны надо достаточно плотно, чтобы не было дребезжания, но при этом нельзя пере напрягать руку. Пальцы, не прижимающие струны, находятся на минимальном удалении от грифа. Обозначение пальцев (аппликатура) для левой руки: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец.

игра правой рукой

Сначала мы скажем несколько слов о классической постановке правой руки. От её положения зависит качество звука и развитие техники игры на гитаре. При правильной постановке руки предплечье свободно опирается на верхнюю часть корпуса гитары. Кисть руки расслаблена и свободно "пови сает" над струнами. Кончики пальцев касаются струн: указательный - треть ей; средний - второй; безымянный - первой. При этом пальцы и струны образуют прямой угол. Выпрямленный большой палец слегка выдвинут вперёд и устанавливается на шестой струне. При этом кисть руки немного отклонится вправо. Обозначение пальцев (аппликатура) для правой руки: большой палец или + ; указательный -1 или. ; средний - т или.. ; безымянный - а или...; мизинец - ch или е. Основные способы игры правой рукой: удар по всем струнам ("бой"), бас-аккорд (щипок), перебор, игра большим и указательным пальцем без смены струн и со сменой струн.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРА

Для электрогитары особенно важное значение имеет использование ме диатора и, соответственно, медиаторная техника.

Медиаторы бывают разных форм и размеров, сделаны из разных матери алов, могут быть толще или тоньше, соответственно разной гибкости. Ваш выбор зависит от типа музыки, от толщины используемых Вами струн, и, самое главное - нравится ли вам играть именно этим медиатором.

Держите медиатор между большим и указательным пальцами правой руки без напряжения, но всё же так, чтобы он не выпадал во время игры. При этом по струнам должен.ударять самый заострённый конец, причём так же пер пендикулярно, как и при игре большим пальцем. Методика развития техники игры медиатором основана на развитии техники игры переменным штрихом (чередующиеся удары вверх и вниз).

Сначала отрабатывается игра по одной струне, затем - повторяющиеся удары вверх, далее переменный штрих на смежных струнах и, наконец, техника игры с использованием скачков через струны. Приводим характер ные образцы ритмических моделей:

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Диапазон звучания гитары охватывает более 3-х октав. Все ноты пишутся в скрипичном ключе (ключе Соль). Мы показываем Вам весь рабочий диапа зон подряд - белыми нотами выделены диатонические (чистые) тоны, чёр ными - хроматические. Соседние хроматические звуки равны друг другу по звучанию (фа диез=соль бемоль). Обычно при движении вверх используются диезы, при движении вниз - бемоли.

Традиционная музыка организуется при помощи ладов (мажор и минор) и тональностей. Тональностью называется высотное положение лада. "Цент ральными" тональностями - без знаков - являются До мажор и Ля минор. Вверх от них располагаются диезные тональности, вниз - бемольные:


Теперь то же самое, но в другом порядке. Звукоряд октавы состоит из 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В латинской нотации они обозначаются соответственно как С, D , E , F , G , A , В. Ноты с диезами - До-диез. Ре-диез... обозначаются классически с приставкой - is - Cis , Dis ..., в популярных жан рах; соответственно ноты с бемолями - с приставкой - es - Des , Es и т. д. Ещё раз напоминаем, что нота Си = В . Мажорные тональности в классической теории обо значаются с приставкой - dur - C - dur , G - dur ; в популярной музыке они обо значаются просто прописными буквами – C , G ... Минорные - в классичес кой теории с приставкой - moll - A - moll , E - moll , в популярной - большими буквами + буква m - Am , Em . Кратчайшее расстояние между звуками (ла дами) равняется полутону, между двумя белыми нотами - двум полутонам, или одному тону. Строение мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон. Стандартная аппликатура мажорной гаммы:

Строение минорной гаммы (натуральной): тон-полутон-тон-тон-полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается 7-я ступень, в мелодическом - при движении вверх повышаются 6-я и 7-я ступени, при обратном движе нии эти ступени "натурализуются", т. е. играются с отменой повышения.

Мы привели типовые аппликатуры, т. е. большинство гамм в разных то нальностях играется именно такими пальцами. Гаммы играть нужно всем - именно на них лучше всего достигается правильная постановка пальцев, а также фрагменты гамм будут встречаться Вам в любых мелодических по строениях в дальнейшем.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА СТРУНАХ И ЛАДАХ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

Нота с точкой увеличивает длительность наполовину.


Звуки по длительности соотносятся друг к другу в соотношении 2:1 - одна целая равна двум половинкам, четырём четвертям, восьми восьмым и т. д. У каждой ноты есть ей соответствующая по длительности пауза:

Для более тонких градаций, а также для продолжения длительности за пре делами такта ноты залиговываются друг с другом. Это касается нот на одной высоте. (Лига, соединяющая разные ноты, означает связное исполнение и называется фразировочной).

ТАКТ И ТАКТОВЫЙ РАЗМЕР :;

Музыкальное произведение делится ритмически на отрезки, называемые тактами. Такты отделяются друг от другажертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби - это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя - длительность одной доли. Также тактовый размер указывается каждый раз при его изменении. Первая доля такта является опорной (акцентированной) -сильной долей.

Сыграйте эту тему, пользуясь аппликатурой гаммы Ля-минор. Вы можете исполнить эту мелодию как пальцами, так и используя медиатор. Также сыграйте тему на октаву выше - у Вас получится полноценная пьеса. Вни мательно проанализируйте интервальный состав мелодии - Вы должны , найти здесь следующие интервалы: приму, малую и большую секунду, малую и большую терцию, кварту, малую и большую сексту, октаву.

аккорды. цифровка

Аккордом называется сочетание 3-х или более звуков, построенных по терциям. Трёхзвучные аккорды называются трезвучиями, четырёхзвучные - септаккордами, далее соответственно будут нонаккорды (5), терцдецимак-корды (6) и т. д., но - в нашей практике мы ограничимся трезвучиями и септаккордами. Мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой - С, D ..., минорные - с буквой m - Cm , Dm ; септаккорды - С7 или С m 7. Увеличенные аккорды обозначаются как + или aug ( augmented ). Уменьшенные - ° или dim ( diminished ). Есть ещё аккорды с заменёнными тонами, например, квартой вместо терции, такие аккорды обозначаются как sus (сустейн) - смешанный. И ещё бывают аккорды с добавленными тонами, их обозначают как add ( ad ditional ). Для аккомпанирующей гитары разработаны специальные сетки с обозначениями:

таблицы аккордов

В ообще в эстрадной и, в частности, джазовой музыке используется очень большое количество аккордов, включая септаккорды, нонаккорды, ещё более сложные с альтерированием всех возможных слышимых ступеней, с пропу щенными и добавленными ступенями и т. д. Мы, для экономии времени и пространства, в данном пособии указываем только те, которые реально ис пользуются в популярной музыке. Заметим дополнительно, что Вы можете в любом аккорде брать не все указанные звуки (т. е. пропускать) - главное, чтобы в аккорде были слышны его лад, структура (трезвучие или септима), альтерированные тоны. И ещё - в данных таблицах мы используем формат " EasyGuitar ", т. е. первые, самые простые позиции аккордов; более слож ные Вы можете найти в специальном издании или подобрать сами.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ АККОМПАНЕМЕНТА

Не существует одного-единственного способа аккомпанемента, во всяком случае, в популярной музыке. Если Вы сами подбираете аккомпанемент, Вам лучше попробовать разные способы, чтобы Вы в итоге выбрали тот, который покажется Вам наиболее подходящим. Конечно, большую роль имеет темп и характер звучания мелодии. Для начала рекомендуем поиграть мелодии уме ренного движения. Самые подходящие темы для подобных упражнений - народные песни. Мы даём одну из них, причём отдельные фрагменты мы предлагаем саккомпанировать разными способами. Внимание: мы созна тельно не пишем аккомпанирующую партию нотами, а лишь даём общее движение - пожалуйста, поэкспериментируйте и найти нужные звуки сами!

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ СОКРАЩЕНИЯ

В музыке (в популярной особенно) часто используются способы сокраще ния нотного письма - для удобства чтения, экономии места и более ясного представления формы. Самые употребительные из них -реприза: фрагмент повторяется целиком без изменений или с вариацией окончания (варианты обозначаются вольтами - их число равно количеству разных вариантов). Два популярных символа - сэньо - знак возвращения и фонарь - знак перехода вперёд. Популярное музыкантское выражение - "с сэньо на сэньо, с фонаря на фонарь" подчёркивает, что это парные знаки. Если вы в нотах увидели одно сэньо или фонарь, ищите к нему пару и лучше сделайте это сразу, чтобы не заблудиться потом.

ИГРАЕМ КЛАССИКУ

Редкий начинающий музыкант в процессе обучения обходится без испол нения классических произведений, и это далеко не случайно - если мелодию из популярных жанров можно сыграть не строго (скажем так), то классичес кая тема требует обязательности, выполнения заданных условий, т, е. - что написано, то и должно быть воплощено, иначе музыка прозвучит фальшиво. Обычно мерилом классического жанра считаются произведения И. С. Баха. Мы пока так далеко забегать пока не будем, а предложим Вам два произведе ния из так называемой "золотой" коллекции. Эти темы звучат вполне конт растно, но на гитаре (при качественном исполнении) они сохраняют как ори гинальное звучание, так и подчёркивают достоинства Вашего инструмента.



ИМПРОВИЗАЦИЯ. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОПЕВАНИЯ

Значительная часть джазовых импровизаций построена на наработанных мелодических формулах, которые пальцы выполняют автоматически, опира ясь на механическую память. Мы предлагаем Вам ещё раз воспользоваться аппликатурой мажорных и минорных гамм, на которых построены опевания мажорных и минорных мелодических отрезков.

ГАРМОНИЯ. ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА.

Для джазовых гармоний, начиная с периода свинга, характерно напря жённое ("подталкивающее") движение. Квинтовые соотношения аккордов, проявляющиеся в обороте II - V -1, приобретают хроматическое напряже ние, разумеется, в "блюзовую" сторону. Это достигается заменой традиционных квинтовых моделей их тритоновыми аналогами:


ШАГАЮЩИЙ БАС

Шагающий бас в последнее время приобрёл популярность как самостоя тельный приём в соло ив аккомпанементе. По своей структуре этот способ игры представляет собой комбинацию акомпанемента солирующей гитары и партии бас-гитары. При игре басовые звуки извлекаются большим паль цем, остальные - по аппликатуре левой руки. При игре медиатором используются только басовые звуки, аккордовые берутся пальцами. Предлагаем Вам освоить два основных вида аппликатуры:


Эта тема очень полезна для развития правой руки. В американской лите ратуре такой ритм называется "Тамб Бас" или ровный бас. Эта пьеса осно вана на технике 3-пальцевого штриха. Играйте сначала эту пьесу медленно, затем увеличивайте темп до Умеренно.

План

І. История гитары

1. Доклассический период

2. Классический период

3. Гитара в джазе

4. Традиционный джаз

5. Период свинга

6. Современный джаз

7. Гитара в рок музыке. Фьюжн

8. О гитаре и теппинге

ІІ. Методика игры на гитаре

а) Посадка гитариста;

б) Настройка гитары;

в) Простейший бой.

2) Приёмы игры на акустической гитаре:

а) Арпеджио;

в) Тремоло;

г) Расгеадо;

д) Пиццикато;

е) Легато;

ж) Стаккато.

3) Ногтевой способ игры на гитаре:

а) Флажолеты натуральные;

б) Мелизмы

4) Смена позиций.

І. История гитары

1. Доклассический период

По мнению ряда исследователей прототипами гитары являются древнейшие музыкальные инструменты: ассиро-вавилонская кефара и египетская кифара. Корни этих инструментов уходят ещё в первобытный строй, когда люди научились использовать в борьбе за существование лук. Первобытные охотники не могли не заметить зависимости звука тетивы при пуске стрелы, от размеров лука (длинны, силы натяжения, толщины тетивы). Если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то все они будут издавать разный по высоте звук. Быть может именно такой вид имела первобытная «кифара», которая легла в основу практически всех струнных музыкальных инструментов.

В центрах первых цивилизаций, Месопотамии и Египте, разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд(1) музыкальные инструменты внешне похожие на современную гитару) получили дальнейшее конструктивное развитие. Благодаря экономическим и культурным связям, кифары распространились по всему Средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до нашей эры, в том числе на юг Пиренейского полуострова в древнее государство Тартес (современная Испания, которая считается родиной классической гитары). Античные авторы (Геродот, Посидоний, Страбон) отмечали высокую образованность тартессийцев, обладавших письменностью и самобытной музыкальной культурой (3). Впоследствии кифары распространились и в Греции (в I тыс. до н. э.) К сожалению о музыкальных и исполнительско -технических формах того времени можно лишь догадываться чисто логически. Изучая исторические письменные документы, археологические раскопки с изображениями античных музыкантов, можно предположить, что на кифарах извлекали звук тремя способами:

1) - щипком

2) - лёгкими ударами по струнам всей кистью руки

3) - при помощи специальной щёточки или других приспособлений.

Все три вида звукоизвлечения на гитаре существуют и по сей день. Игра щипком стала основой классической школы, кистевым движением (разгеадо) - народная манера и звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилась в современной игре на электрогитаре с использованием медиаторов.

2. Классический период

Пройдя сложный путь развития, на рубеже XV-XVI веков конструкция гитары приняла современный вид. Первоначально на инструмент устанавливались пять струн, настроенные по квартам, как на лютне. Позже гитара стала шестиструнной, со строем более удобным для игры в открытых позициях* для более полного использования звучания открытых струн. Таким путём классическая гитара обрела окончательную форму.

Термин «открытая позиция» в джазовой гитарной литературе имеет несколько иной смысл. В данном случае под открытой позицией подразумевается любая аппликатурная форма, при которой используются открытые струны.

Период с конца XVIII до середины XIX веков называют эпохой расцвета классической гитары. Такие гитаристы как Д. Агуадо, Ф. Сор, М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и др. раскрыли возможности гитары как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Используя некоторые народные приёмы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы.

В России бoльшую популярность получила семиструнная гитара, в основном настроенная по терциям. Среди гитаристов-семиструнников XIX века особо следует выделить М. Высотского, М. Соколовского, Н. Макарова. Техника игры на шестиструнной и на русской гитаре практически ничем не отличается, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен для игры сложных полифонических произведений. Так как основное направление развития гитары шло по пути преодоления стереотипа, что гитара прикладной, чисто аккомпанирующий инструмент, строй шестиструнной гитары вытеснил терцовую систему настройки нашей «семиструнки».

В начале XX века наблюдается новый расцвет классической гитары. Этот период выдвинул ряд гитаристов, среди которых Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и др., чье творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов была на таком уровне, что позволяло исполнять очень сложные произведения, причём в больших концертных залах (без звукоусилительной аппаратуры). Стремясь увеличить громкость гитары гитаристы всё больше использовали ногтевой способ звукоизвлечения, который в настоящее время является преобладающим. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв достойное место среди других классических инструментов.

Развитие классической гитары происходит и в наши дни. На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MIDI-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам. Эти технические новинки наших дней снимают вопросы относительно громкости инструмента и обогащают новыми звуковыми красками. Пытаясь ещё больше расширить чисто исполнительские возможности, музыканты и гитарные мастера работают и над новыми конструктивными решениями. Одной из таких разработок является отечественная гитара - ГРАН (разработчики Владимир Устинов и Анатолий Ольшанский и расшифровывается как - Гитара Русская Акустическая Новая), объединяющая в себе 6 нейлоновых струн и 6 металлических, которые располагаются на разных уровнях. (кстати, эта гитара имеет патент на изобретение).

Гитарист имеет возможность извлекать звук как на нейлоновых, так и на металлических струнах, создавая ощущение игры двух гитар. Обидно, что эта гитара известна больше на Западе, чем в России. Владельцами этой гитары являются такие гитаристы как Пол Маккартни, Карлос Сантана и многие другие.

В целом у классических гитаристов можно определить две проблемы, преодоление которых и толкало гитару к развитию, выдвигая своих героев. Первая это громкость инструмента. Вследствие того, что гитара обладала тихим (относительно других классических инструментов) звучанием она, несмотря на благородство и красоту звука, многие столетия оставалась «домашним» инструментом. Второй проблемой классической гитары была полифония (многоголосие), т.е. гитаристы на протяжении веков «боролись» с этим сложным инструментом, пытаясь максимально сочетать мелодическую и гармоническую функции.

3. Гитара в джазе

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях - блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

1) Интонирование в блюзах выходит за пределы равномерно-темперированного строя. Некоторые звуковысотные элементы блюзового лада, по-видимому, относятся к более ранней музыкальной системе, которую вывезенные из Африки негры, отчасти сохранили в своём сознании. Быть может поэтому некоторые блюзовые гитарные приёмы так напоминают технику игры на индийском ситар (подтяжки струн), музыкальный язык которого относится к древнейшим формам. Пытаясь выразить свои чувства в музыкальных образах, негры интуитивно находили исполнительские гитарные приёмы, которые могли отражать их состояние души. Это относится к бэндам, игре при помощи слайдера, глубокая вибрация и т.д. Однако нельзя отрицать, что в большой степени происходил и обратный процесс, т.е. влияние европейской народной гитарной школы на формирование североамериканского музыкального языка.

2) Блюзовое ритмическое мышление основано на разнообразной синкопированной пульсации. Этот ритмический базис стал фактически атрибутом всех направлений и стилей джаз, рок музыки. Африканские танцы, первобытные религиозные обряды остались в подсознании американских негров в виде особого чувства ритма, которое в различных формах, отразилось при игре на европейских музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре.

3) Ещё одним неотъемлемым элементом блюза является его импровизационная форма, которая также своими корнями уходит в глубокую древность. Импровизация присуща практически всем народным музыкальным жанрам (фламенко, восточной музыке, цыганской и т.д.). В блюзе импровизация стала той движущей силой, которая способствовала развитию ладово-гармонических музыкальных форм и исполнительско-технического мастерства. С ростом инструментального исполнительского уровня, музыканты, стремясь отойти от стандартных импровизационных фраз, постепенно расширяли гармоническую и ритмическую основы. Менее чем за 3/4 века, гармония в джазе прошла путь развития от основных 3-х аккордов, до атональной ладовой системы. И хотя современная джазовая импровизация является профессиональным музыкальным элементом, требующим теоретической подготовки и высокого технического мастерства, в ней всегда присутствует фундаментальная основа блюзовой лексики.