Корреспондент «Ъ FM» — о заседании Мосгорсуда. «У нас абсолютно рабская психология»: как Алексей Серебряков объяснял «Аргументам и Фактам» свой отъезд в Канаду

Ирландский философ

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд

Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde

Английский философ, эстет, писатель, поэт ирландского происхождения. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода.

П ортрет Дориана Грея

Единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. В жанровом отношении представляет смесь романа воспитания с моральной притчей. Существует в двух версиях – в 13 главах и в 20 главах. Стал самым успешным произведением Уайльда, более 30 раз экранизировался.

По жанру «Портрет Дориана Грея» - это conte philosophique, интеллектуально-аллегорическая повесть, столь популярная в эпоху Просвещения, однако написанная с позиций декадентства конца века. В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибилла Вейн, новый Валентин - Джеймс Вейн. Как известно, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость.

Г лавные персонажи

Дориан Грей - юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник и развратник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Бэзил Холлуорд - художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом-хранителем Дориана Грея.

Лорд Генри - аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.


Сибила Вэйн - актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к её гибели.

Джеймс Вэйн - брат Сибилы, моряк. Человек военной выправки, практически потерявший смысл жизни после самоубийства Сибилы. Находит упокоение в желании мести.


К раткое содержание романа “Портрет Дориана Грея”

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощённым чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в своё время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюблённую - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолётных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в тёмном углу. Изумлённому Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за своё нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своём сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

Сегодня день рождения у российского режиссера театра и кино, сценариста, художественного руководителя московского театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, ему исполняется 49 лет. За свою творческую деятельность он снял более двух десятков работ, удостоенных российских и международных кинопремий. В 2017 году ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, хищении 133 млн рублей из бюджетных средств, выделенных на развитие проекта современного искусства «Платформа». Режиссер не признает свою вину и уже год находится под домашним арестом. Не смотря на это его последний фильм «Лето» вышел в прокат в июне этого года и был представлен на Каннском фестивале. Forbes собрал его высказывания о карьере режиссера, современном театре и кинематографе.

Передо мной в юности не стояло задачи куда бы то ни было, в том числе и в Москву, уехать из Ростова. Впрочем, я и театром не собирался заниматься.

Вообще, театр, если он не выводит зрителя из зоны комфорта, - это зря потраченный вечер.

Это политики любят направлять, указывать и поучать, а театр помогает заглянуть туда, куда самому заглянуть страшно.

Я думаю, что политическое кино - оно не про аспекты современной политики, а про то, что происходит с людьми здесь и сейчас, в России. Мне кажется, ничем другим вообще не стоит заниматься. Ни в театре, ни в кино.

Кино - это зеркало . Ты смотришься и видишь себя.

Про наш театр нельзя говорить. Канал «Культура» отказывается присылать камеры на наши премьеры, даже на самые громкие. Про мой спектакль, в котором, допустим, занят какой-нибудь артист, связанный с Первым каналом, на этом канале будут говорить, не упоминая фамилии режиссера.

Если не хочешь гражданской войны, задуши эту войну вначале в себе. Это не значит, что я всех люблю, но я всех уважаю. И сочувственно отношусь даже к мерзавцам, полагая, что они совершают гадости, за которые им потом будет либо очень стыдно, либо с ними что-то случится.

Некоторые спектакли я не могу смотреть. Физиологически невыносимо. Уважаю людей, которые их делают, знаю, что это тяжелый труд, но не могу.

В кино я не люблю кастинги . Невозможно по кастингу понять о человеке ничего, потому что у него стресс, у меня стресс. Я очень долго к людям приглядываюсь, мы о чем-то разговариваем или молчим. Достаточно мучительный процесс. Я точно знаю, что театр делается командой, каждая позиция здесь, от администратора на входе до пресс-атташе, очень важна. Не тот человек - и все будет не так.

Я вам честно скажу, иногда я прихожу к каким-то продюсерам и говорю открыто: «Давайте я сниму фильм или поставлю спектакль под другой фамилией. И посмотрим, что будет».

Мне важно знать, что я свободный человек , что театр - это не вериги или тазик с бетоном, в котором стоят мои ноги. Я хочу знать, что я волен уйти в любой момент - и нет никой драмы, я просто иду дальше.

Необходимость ставить современный текст у меня есть постоянно. Это некая режиссерская гигиена.

Для себя я до конца не могу сформулировать - должен ли сегодня режиссер быть такой фигурой, какой она сформировалась в XX веке - абсолютным диктатором, или нет? Он, для меня это несомненно, - демиург, творец театра.

Мы все время талдычим про «традиции» и «классику» в театре, но для меня совершенно очевидно, что, например, не бывает классического театра. Или - живой, современный механизм, или - театр-музей.

Культура - это привычка . Что до сих пор сохраняет Россию театральной державой при полном кризисе театра? Сила привычки. Привыкли, что театр - важная вещь: пусть мы даже в него не ходим, но он должен быть.

Есть Министерство культуры, нет Министерства культуры - никакое Министерство культуры не запретит поставить спектакль, если очень хочется его поставить. Для спектакля ничего не надо. Голый артист на голой сцене, как выясняется. Никакое Министерство культуры не заставит писателя не писать книжку, художника не писать картину .

Театр - это не про роскошь и не про «заработать много денег» , это про «заниматься искусством», это про формулирование идей, про исследование современного человека, про философию, про сочетание зеленого и фиолетового, наконец. Но не про деньги. Хочешь деньги зарабатывать - иди нефтью торговать или вон на госслужбу.

Российский режиссер документального кино Виталий Манский, известный такими картинами, как «В лучах солнца» и «Родные», прокомментировал Громадскому арест своего коллеги Кирилла Серебренникова. Это дело он называет чисто политическим. Власть, считает Манский, дает творческой интеллигенции понять, как нужно вести себя в преддверии президентских выборов-2018.

Раз — сидеть. Два — тихо

По вашему мнению, кому и чем помешал режиссер Серебренников?

Совершенно очевидно, что режиссер Серебренников был выбран как некий символ, знак для всего креативного класса, для всех творческих людей в стране. Как знак того, как нужно себя вести в стране накануне выборов, очередных выборов президента на теперь уже бесконечный срок (выборы президента России назначены на март 2018 года — ред.).

Поэтому это ясный, внятный, сформулированный, так сказать, даже не знаю, не заказ, а уже исполненный заказ государства, адресованный всем нам. Тут нет никаких в этом смысле вопросов и удивлений.

Выходит, вас этот арест не удивил?

Он меня удивил, естественно. Знаете, как когда ты знаешь, что человек, допустим, близкий тебе, болен и болен неизлечимо, - ты, конечно, всегда веришь в то, что он вылечится и будет здоровым, счастливым, молодым. Но когда наступает день его кончины, тебя это, конечно, потрясает.

В этом смысле процесс болезни общества не сегодня начался. И понятно, что когда я утром услышал о том, что Кирилла задержали и этапировали из Петербурга в Москву, прямо вырвав из съемочного процесса игровой картины, конечно, меня это потрясло.

И мы с нашими коллегами в «КиноСоюзе» (общественная организация российских кинематографистов — ред.) выступили , может быть, с самым резким заявлением с требованием к власти. В общем-то, такого тона заявлений «КиноСоюз» никогда не делал, потому что мы все действительно были потрясены. Но то, что это было в каком-то смысле неизбежно, потому что власть действительно наводит порядок в своих рядах, она всех строит по системе «упал — отжался», потому что ей нужно очень четко все провести в марте 18-го года, без сучка и задоринки.

И если для каких-нибудь бизнесменов, военных, промышленников они выбирают более мягкие формы объяснения того, как им нужно действовать, потому что они уже по определению как бы встроенные, то для художника они выбрали вот такую достаточно жесткую, но весьма внятную форму, так сказать, определения того, как нужно себя вести в ближайшие полгода.

Российского режиссера Серебренникова суд Москвы отправил под домашний арест (на фото - режиссер у здания Басманного суда Москвы 23 августа) Фото: EPA / SERGEI ILNITSKY

«Не с Кирилла это все началось»

Арест Серебренникова — это прецедент. 23 августа стало известно, что 33 человека уже в защиту Серебренникова. Сможет ли эта история объединить творческую интеллигенцию России, чтобы она, может быть, сделала какое-то внятное общее многоголосное заявление?

Нет, конечно. Это даже как-то наивно. Если бы это, понимаете, произошло… Но с другой стороны, это и не могло произойти, но если бы это произошло в России в 2008 году, может быть - да. Но сегодня мы живем в стране, где общество уже разделилось, где уже есть большинство, которое присягнуло власти, присягнуло во всех ее проявлениях, начиная с Крыма и заканчивая всем остальным.

Уже есть огромная армия художников, которые встроились, которым уже даже в чем-то комфортно в этом их новом мироустройстве. А вот те, кто еще сопротивляется, кто еще способен проявить какую-то независимую точку зрения - за ними тоже придут.

Весь этот процесс идет совершенно четко, последовательно, размерено, сценарий этих действий четко прописан. И власти ему не изменяют. То есть не с Серебренникова, не с Кирилла это все началось. У нас есть два союза, если говорить о кино, два киносоюза, две кинопремии - удивительным образом в маленьком кинематографе принципиально разные вручающие призы - и так далее и тому подобное.

Поэтому общество уже не консолидируется. Может быть, оно консолидируется, когда наступят другие времена, когда уйдет эта власть, но вот эта червоточинка другой идеологии, другого взгляда на жизнь, я хотел сказать — другой подлости, но, знаете, позиция - не всегда подлость, а она останется в людях.

Получается, по сути, для российского гражданина есть три сценария: первый — встроиться, второй — сидеть и ждать, когда за тобой придут; третий — сидеть и ждать, быть уверенным в том, что за тобой не придут, потому что ничего плохого не сделал, но все равно сидеть и ждать?

Нет-нет! Послушайте, если ты сидишь и ждешь, и, знаешь, что ты ничего плохого не сделал, - ты уже встроился. Поэтому один сценарий сразу убираем. Остается два - встроиться и не встроиться. Но если ты не встраиваешься, то ты не можешь стоять на месте, ты должен себя защищать и как-то выстраивать свою жизнь. То есть, если ты яркий человек, а не встроившийся, то просто ты не сможешь заниматься ни бизнесом, ни творчеством, ничем.

Ведь в принципе, что такое театр Серебренникова «Гоголь-центр», или что такое другие институции, на которые мы молились, как на такие островки здравого смысла и какой-то свободы? Это была иллюзия того, что в стране, да, вот генеральная линия такая, но есть пространство, где ты можешь быть, ну ощущать себя в каком-то более-менее свободном сообществе.

Вот сейчас стали эти пространства уничтожать. И я все-таки как руководитель «Артдокфеста» этот процесс прекрасно знаю не извне, а изнутри, потому что точно так же государство уничтожает «Артдокфест». Точно так же. Ну, может быть, менее радикально - меня никто не сажает - но я и разговариваю с вами не из Москвы, а из Риги. Меня еще попробуй посадить.

Виталий Манский на «Артдокфесте» в Москве. Фото: Facebook Виталия Манского

Тихие новаторы

Я процитирую то, что вы на днях заявили. Вы написали, что «этот арест отменяет хрупкий баланс общественного договора интеллигенции и власти, эти действия подрывают веру в возможность диалога». А в чем был диалог, собственно?

В разумных компромиссах. Вот давайте посмотрим: Кирилл Серебренников - он делал яркие, такие объемные, философские, новаторские постановки в театре, фильмы. Но, так сказать, митингово он себя не проявлял, он не был общественным деятелем. Так я осторожно скажу. То есть, он не делал заявлений, он не выступал… Я не помню, чтобы он выступал в поддержку (Олега) Сенцова, например, еще что-то.

Он находил определенный баланс во имя того, что занимался очень важным, жизненно важным для России пространством, во имя этой творческой свободы на своем небольшом пространстве своего театра и своего кинематографа. Он в угоду этому, может быть - а я знаю, что он человек достаточно убежденный, яркий и сформированный - отказывал себе в каких-то других проявлениях такого более гражданского плана.

И это был, как мне кажется, определенный компромисс. Вот сейчас этот компромисс бессмысленнен, потому что неважно, выступаешь ты или не выступаешь, - за тобой все равно придут, если ты не с ними. Вот и все.

Встроиться или уехать

Получается, что, как ни крути, эта творческая свобода или выбор быть свободным внутри, заниматься творчеством пока тебе позволяют, пока за тобой не пришли, это в какой-то степени самообман? Потому что видите — все равно пришли. Те, кто понимает, что за ними тоже могут прийти, должны сделать для себя какие-то выводы. Какие выводы сделают для себя эти люди, как вы считаете?

Я думаю, что большая часть сделает вывод, что жизненный комфорт или даже его иллюзия важнее, иллюзия комфорта, и будут все-таки еще больше встраиваться, потому что на это нацелена вся эта акция.

Ну а какие-то люди будут более четко формулировать свое несогласие, значит, обрекая себя на еще более тяжелое положение своих театров, своих проектов, своих фильмов, своих какие-то там институций, которые они поддерживают. И наверное, в каком-то смысле увеличится отток людей из России.

Но когда я говорю об увеличении, нужно понимать, что в принципе людей ярких в любом государстве не так много. Речь не о десятках тысяч. Но иной раз отъезд одного человека наносит больший урон.

Конечно, каждый сегодня для себя, я думаю, неосознанно, а кто-то и осознанно принимает решение о том, как он будет жить дальше. Потому что власти и старались сделать так, чтобы дело Серебренникова было показательным, вот оно и стало показательным для многих и многих людей.

Кирилл Серебренников в «Гоголь-центре». Фото: Facebook Кирилла Серебренникова

А чем эта история закончится для самого Серебренникова?

Прежде всего это сильнейший удар по человеку, по молодому человеку. Я вот не знаю, как-бы я выдерживал такой удар, если у меня отменяют за два дня до премьеры в Большом театре постановку, которую я долго вынашивал и с таким трудом делал.

Потом сажают всех моих продюсеров, потом меня выдергивают со съемочной площадки, и понятно, что, когда меня помещают под домашний арест, я не могу руководить театром, который я создавал.

Это сильнейший удар. И я, конечно, я желаю Кириллу сил, но я не знаю, как такой удар выдержать. И что-то мне подсказывает, что… не буду это даже произносить, потому что слово материально.

А кроме поддержки на словах, что еще те люди, которые готовы помочь Серебренникову, могут сделать, чтобы помощь была оказана?

Менять власть в стране.

Уже несколько дней российская общественность бурно обсуждает слова известного актера Алексея Серебрякова, сказанные им в интервью популярному видеоблогеру Юрию Дудю 20 февраля. Когда они обсуждали главного героя в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», которого сыграл Серебряков, Алексей в частности заявил: «Николай сдался и проиграл власти, потому что он русский. Американец берет и делает, потому что там психология другая — психология успеха, психология карьеры, психология того, что я имею право, у меня есть свободы, я свободен в своем волеизъявлении, я знаю, что я делаю, я несу ответственность за свою жизнь».

Актер признался, что перед интервью дал взятку сотруднику дорожной полиции: «Я нарушил немножко. Я не хотел тратить время, а он так хотел эту взятку. И я подумал: «Может, у него трое детей, черт его знает».

Заявление 53-летнего Серебрякова, актера действительно популярного (снялся в фильмах «Девятая рота», «Груз 200», «Обитаемый остров», «Пирамммида», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», британском сериале «МакМафия») вызвало невероятную шумиху. Это похоже на советские времена, когда отдельных деятелей культуры, ученых, правозащитников подвергали массовой травле в прессе. Считают своим долгом высказаться все кому не лень.

Например, певица Катя Лель , о которой россияне успели позабыть. По ее мнению, наглость и хамство — «это не про нас». «Русский народ — он как раз с состраданием, с глубокой душой, чем и отличался всегда» , — резюмировала певица.

Катя Лель

Вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал Серебрякова «врагом России» и сравнил его с Павлом Смердяковым, персонажем романа Достоевского «Братья Карамазовы». Актер сыграл эту роль в одноименном сериале.

Народный артист России Александр Панкратов-Черный тоже не согласился со словами коллеги. «Вы знаете, даже в деревню заезжаешь, и удивительная интеллигентность в людях. Я в Краснодарском крае с казаками встречаюсь, и, знаете, какая-то интеллигентность у них идет от природы. Я считаю, что это природой заложено — быть тебе хамом или не быть», — заявил Панкратов-Черный.


Александр Панкратов-Черный

Режиссер Владимир Бортко и вовсе усомнился в умственных способностях Алексея Серебрякова. «Я снимал его в двух фильмах, оба были предельно патриотичны. Тогда он не заявлял ничего подобного. Что с ним случилось сейчас, я не знаю. Национальная идея России — любить свою Родину» , — подчеркнул Бортко.


Владимир Бортко

«Серебряков — очень хороший артист, кстати. но это не означает, что он умный человек. Если он не желает любить свою Родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги получать. С его стороны это не очень логично и подловато. Он может оставаться там, где царят сила, наглость и хамство», — заявил Бортко.

Глава киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров посчитал мнение Серебрякова про Россию некрасивым и бесчестным. По его словам, подобные выпады помогут ему получить «какие-то плюсы» в Канаде, где теперь живет Серебряков. При этом Шахназаров усомнился в востребованности актера в США, Канаде или других странах.


Карен Шахназаров

Режиссер Андрей Кончаловский тоже прокомментировал высказывание Серебрякова. Он отметил, что слова актера являются всего лишь «одним из миллиона мнений». «Честно говоря, у меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет. Надеюсь, что он по-прежнему будет сниматься в России, чтобы жить, потому что там он вряд ли кому-то нужен» , — сказал Кончаловский.


Андрей Кончаловский

Народный артист России, режиссер Николай Досталь заявил: «Я люблю этого артиста! Он у меня снимался в „Штрафбате“. Это одна из лучших его ролей. Поэтому я не хочу комментировать. Я слышал это высказывание, но я не хочу ни осуждать, ни чего-то еще… Он мой товарищ и друг».



Николай Досталь

Неожиданно высказал свое мнение и некогда популярный актер Алексей Панин . «Вы посмотрите на лица людей, с какими рожами они ходят по улице… Страна хамов. Когда вы приходите в магазин в Европе, вам улыбаются. В Москве тоже улыбаются, только в „Азбуке вкуса“, потому что это магазин побогаче, а в „Пятерочках“ никто не улыбается», — заявил Панин.


Алексей Панин

По его мнению, жители России не уважают друг друга, и готовы уничтожить каждого, кто богаче, успешнее или красивее, демонстрируя свою «быдлосилу». Панин выразил сожаление, что не эмигрировал из России, когда у него были деньги. «Эту страну надо любить на расстоянии, приезжать кататься на лыжах, а так брать детей и валить отсюда. Если бы мое финансовое положение было бы таким, как десять лет назад, я бы собрал маму, дочку, всех в охапку, и моей ноги в этой стране не было бы уже давно. Уехал бы к чертовой матери, к черту на рога — только бы вон из этой страны» , — отметил он. Панин добавил, что Россия — гомофобная страна, люди в ней злые, и жить в ней нельзя.

Продюсер Федор Попов («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов») поддержал Серебрякова: «Алексей Серебряков состоялся в профессии, он настоящий гражданин. Да, он резкий, но я знаю много известных людей, составляющих цвет нации, которые тоже резки. А что же ему, смотреть сквозь пальцы? Он, повторяю, гражданин, его трогает это, у него есть дети, семья, он в первую очередь заботится о них. Это очень достойно мужчины. Меня поразило то, что его дети приемные, он усыновил двух мальчишек — я об этом не знал, это трогает. Он актер, у него тонкая эмоциональная конституция, он все пропускает через себя. Я могу с чем-то не согласиться, но очень его понимаю».



Продюсер Федор Попов

Юморист Ефим Шифрин на своей странице в Facebook выступил в защиту Серебрякова: «Леша Серебряков — ум, честь и совесть нашего, местами безмозглого, бесчестного и довольно бессовестного времени. Правда может быть угловатой, особенно, когда усталость и запальчивость диктуют резкие и ранящие формулировки. Но и рисовать овалы в возрасте, когда лукавить или лгать стыдно, ему тоже уже незачем».


Ефим Шифрин

Сатирик Виктор Шендерович едко прокомментировал кампанию против Серебрякова. Вспомнил он и режиссера Кирилла Серебренникова, который уже полгода находится под домашним арестом по надуманному обвинению в краже бюджетных денег.

«У России сегодня два смертельных врага — Серебренников и Серебряков. Один разворовал все деньги, выделенные на культуру, и осталось только на самом донышке, на пару Михалковых и одного Мединского, а другой нас так глубоко оскорбил, что Государственная дума упала от возмущения в обморок всем списочным составом, и Россия теперь лежит беззащитная, бери кто хочешь. Одна надежда на Путина, но он на бюллетене. Даже не знаю, что делать» , — написал сатирик на своей странице в Facebook.


Виктор Шендерович

Самое интересное, что и критики, и поддерживающие Алексея Серебрякова вовсе забыли про еще одно резкое высказывание актера в том же интервью. Когда Юрий Дудь поинтересовался, что больше всего не нравится актеру в президенте России Владимире Путине, Алексей ответил: «Два „В“ — вранье и воровство… бесконечное». «Наше с ним видение мира столь не соединимо, столь не связано, что… что бы я ему не сказал, ничего в нем не переделает и ни к чему не приведет », — подчеркнул Серебряков.


Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»

22 февраля актер не стал отказываться от своих слов. «Я сказал все, что я сказал. Если мне потребуется что-то договорить, я обращусь к господину Дудю и ему договорю », — подчеркнул Серебряков.