Блудный сын в таверне рембрандт ван рейн. История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Сказка про Золушку столетия назад вложила в женскую душу постулат красивой любви, когда Она без усилий становится прекрасной, Он борется за неё и ему неважно, кто Она. А ещё Он непросто красив, богат, умен.

Он мужчина, рядом с которым ХОРОШО. Все поколения женщин в большей или меньшей степени верят в эту сказку, сильно или не очень мечтают о такой неземной любви и, обязательно, ищут такого замечательного Мужчину.

Причем порой упорно не видя, что тратят жизнь на слабохарактерное и абсолютно безвольное существо, стараясь его хоть немного приблизить к нужному идеалу.

Мужчина или…

Ой, сколько же их безвольных и слабохарактерных, которые прикрываясь обстоятельствами, душевными метаниями и нестабильностью ситуации готовы тратить свою жизнь на всё что угодно, кроме, действительно, мужских занятий! К последним обязательно должны относиться:

  • содержание семьи, причем достойное;
  • принятие решений;

Мужчина может быть подкаблучником, но не фанатиком этого дела. Пусть жена сама решает, какого цвета шторы будут смотреться лучше в гостиной и куда поставить шкаф. Но! Деньги на эту самую штору мужчина должен заработать, а шкаф переставить.

Слабохарактерному мужчине тяжело решиться на какое-то действие. Его существо против любых изменений, ему комфортно и всё устраивает при любых жизненных обстоятельствах.

Жизнь слабых мужчин

Как построена жизнь мужчины, у которого слабый характер? Поглубже запрятаться в свою скорлупу и не высовываться из неё ни при каких обстоятельствах. До таких мужчин, что называется, не достучаться.

Им не то чтобы всё равно, есть ли в доме еда и прибит ли гвоздь, им трудно решиться сделать шаг и хотя бы начать думать о том, как это плохо жить без хлеба и гвоздей в стене.

Самые наглые из таких слабохарактерных существ готовы пролежать жизнь на диване, порой даже досаждая своими рассуждениями на предмет того, что нет достойного проекта для реализации себя любимого.

А, вообще, узнать слабохарактерного мужчину достаточно просто :

  • Он нерешителен во всем.
  • Ему легче быть одному, чем даже поддерживать беседу.
  • Он не хочет работать или работает там, где не обижают и его мало волнует, что не платят.
  • Он неспособен быстро реагировать.
  • Принять какое-то решение для него настоящая мука.
  • Он быстро может стать алкоголиком или наркоманом.
  • Вступает в барк он только, если есть решительная женщина рядом, которая приняла решение.

Но! Такими людьми не становятся в одночасье и нужны годы, чтобы убить в человеке чувство собственного достоинства.

Причины слабохарактерности

Слабаками не рождаются, ими становятся. Очень много нерешительных мужчин родом из детства, где были:

  • слишком авторитарная мать;
  • грубый и злой отец;
  • злые одноклассники;
  • жесткая учительница.

Всё это привело к тому, что маленький мужчина много лет назад выбрал для себя следующую модель поведения: ничего не предпринимать, так как всё равно всё будет неправильно.

Есть ещё категория мужчин, представитель которой не так закомплексованы, но, скажем, достаточно ленивы. И во взрослой жизни стать слабохарактерными, им помогают жены. Последние долго пилят своих мачо, ругают, тем самым заставляя принять глобальное решение – лучше ничего не делать, меньше будешь виноват.

Бороться со слабохарактерностью можно вполне успешно. Главное, как всегда, понять, что это нужно и действовать сообща.

Как стать сильнее?

Как и любая другая пагубная привычка (алкоголь, обжорство, игра) слабохарактерность становится сущностью человека. Эта фобия может разъесть весь внутренний миропорядок.

Победить её за один раз вряд ли возможно. Чтобы стать другим человеком нужно сделать очень многое:

  1. Поменять весь свой жизненный уклад. Заставить себя лучше выглядеть, по-другому питаться, одеваться, делать заряду и так далее.
  2. Принимать решения, причем любые, и исключительно самостоятельно. Точнее, советоваться можно и нужно (особенно если кто-то пытается помочь изменить характер), но инициатива должна исходить от самого.
  3. Делать усилия над собой постоянно, давать слабину нельзя.

При выполнении всех этих правил, через несколько месяцев появится абсолютно другой человек, который с ужасом будет вспоминать, каким он был раньше. Здесь, как всегда, неоценимой может быть помощь женщины.

Рембрандт - Блудный сын в таверне.
Год создания: 1635
Холст, масло.
Оригинальный размер: 161 × 131 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») — знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия). Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). Существует версия, что первоначально на картине были и другие персонажи, но потом художник решил оставить только себя и Саскию, и холст с левой стороны был обрезан самим Рембрандтом.

К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына». Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

Автопортрет с Саскией или Блудный сын в таверне — знаменитая картина-автопортрет Рембрандта, где он изобразил себя с супругой Саскией персонажами притчи о блудном сыне. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника. В это время Рембрандт стал известным и популярным живописцем, у него появились ученики, а заказы были распределены на годы вперед. И в семейной жизни у художника все было хорошо. Поэтому он решил создать семейный портрет. Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). Так как полотно было обрезано Рембрандтом, существует версия, что на отрезанной части картины были другие персонажи, но потом живописец решил оставить только себя и супругу. Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство. Он одет в элегантный камзол со шпагой, на его голове богатая шляпа с пером, а правой рукой он поднимает хрустальный бокал с вином. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Несмотря на кажущуюся легкость и веселость картины, мастер одной деталью напоминает о том, как закончится библейская притча. На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее.

Рембрандт Возвращение блудного сына, около 1666-69 годов.

В гравюрах и живописи

Сначала были фрески и витражи. Отдельные сюжеты знаменитой евангельской притчи изображены на стенах французских кафедральных соборов и, в отличие от некоторых более поздних художественных произведений изобразительного искусства, рассказывают обо всех этапах мытарств блудного сына: получение наследства, пир и кутеж, работа свинопасом, возвращение к отцу и, конечно, прощение.

В 1541 году голландский художник Корнелис Антониссен создает гравюру на дереве, на которой изображен сын, сидящий на коленях у отца в окружении фигур, каждая из которых подписана: Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Некоторые искусствоведы склонны считать именно эту гравюру прообразом знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», написанной художником в 60-х годах XVII века. На картине Рембрандта изображен финальный эпизод притчи, который, собственно, чаще всего и использовали художники. Еще одна знаменитая работа Рембрандта — «Блудный сын в таверне», где художник изобразил самого себя в роли блудного сына, а также свою жену Саскию — была написана за тридцать лет до появления картины «Возвращение блудного сына».

Рембрандт, «Блудный сын в таверне». Около 1635 год.

Некоторые художники посвятили притче сразу несколько произведений. Так, в Национальной галерее США выставлена картина Бартоломео Эстебан Мурильо «Возвращение блудного сына», а в Национальной галерее Ирландии другая его работа — «Блудный сын, получающий наследство». Первая и последняя из серии, состоящей из 5 шедевров живописи, которые художник написал по сюжету евангельской притчи.

Сцену возвращения домой описал в своей картине «Блудный сын» и Иероним Босх , но в отличие от произведений других живописцев — в его работе отсутствуют радость, покаяние и прощение. Скорее, настороженность. Сын возвращается домой в нищете, измученный невзгодами, пристыженный и не знает, как его встретят родители и что его ждет.

Одно из самых последних обращений к этому евангельскому сюжету принадлежит руке Марка Шагала . В его вольной интерпретации, исполненной в стиле примитивизма, отец и сын находятся на улице Витебска в окружении толпы людей, одетых в пеструю национальную одежду. Картину Шагал написал после поездки в Москву и Санкт-Петербург.

Иероним Босх «Блудный сын» («Путник»), 1510 год.

В литературе

Два литературных труда в жанре повествовательной прозы были написаны во второй половине XVII века — «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Савве Гудыне». Оба произведения обращаются к евангельскому сюжету о блудном сыне. В «Горе-Злочастии» главный герой по имени Молодец повторяет путь блудного сына, попадая в «царев кабак», в «Повести о Савве Гудыне» этот сюжет сочетается со сказкой, образуя тем самым витиеватое повествование, примеров которого в те времена не было.

Использовал притчу при построении сюжета своего произведения Александр Сергеевич Пушкин . Сопоставлять его переосмысление евангельского сюжета и саму притчу учат еще в школе, это одна из основных тем при «разборе» повести «Станционный смотритель». Точнее — противопоставлять, ведь в «Станционном смотрителе» этот сюжет показан неожиданно — здесь все наоборот. Вместо обедневшего сына-наследника довольная жизнью боярыня приезжает на похороны обнищавшего отца. Ну а картина «Возвращение блудного сына», висящая на стене в начале повести, играет роль того самого ружья, которое «выстреливает» в конце повествования.

Косвенно этой темы Пушкин касается и в других своих произведениях — повести «Капитанская дочка» и неоконченных «Записках молодого человека».

Красная гора в Оренбургской области — место, описанное в повести «Капитанская дочка». Фото: www.russianlook.com

Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» разделено на четыре части, каждая из которых характеризует одно из состояний героя.

«Отец, отпусти меня... завтра... сегодня!..» — стремление бросить отчий дом, «Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры!» — упоение свободой, «Пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред господом и пред тобою» — лишения, невзгоды и окончательное решение вернуться домой и, наконец, «Узнал... догадался... идет мне навстречу... И праздник, и эта невеста... не мне ли?!». Интересно, что у Гумилева стихотворение завершается без слов прощения, и конец не совсем ясен, хоть все и предполагает счастливый финал.

Всего в двух четверостишиях стихотворения Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» раскрывается если не сюжет, то мораль евангельской притчи. Блудный сын здесь предстает перед Господом, который спрашивает его: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» Но ответа и финала здесь тоже нет: сын захлебывается сладостными слезами, вместо ответа — безмолвие.

В театре

Переносить библейский сюжет на театральную сцену также начали еще в Средневековье, одна из первых русских пьес, написанных по евангельскому сюжету, принадлежит Симеону Полоцкому . В XVII веке он написал «Комидии притчи о Блуднем сыне», которая почти полностью повторяет сюжет, а через несколько лет — «Комидию о Навуходоносори-царе», — драматургическую переработку того же сюжета.

Яркий пример использования сюжета евангельской притчи — балет «Блудный сын» Прокофьева . В работе над балетом были задействованы величайшие культурные деятели: идея пришла Сергею Дягилеву , музыку написал Сергей Прокофьев, в то время живущий на Западе, постановкой спектакля занялся Джордж Баланчин , главную партию исполнил Сергей Лифарь (на фото). «Блудный сын» — шедевр, премьера которого имела оглушительный успех, а в дальнейшем балет вошел в ряд мировой балетной классики.

В 2012 году в Московском драматическом театре им. Рубена Симонова прошла премьера постановки «Блудный сын (Франсуа Вийон)». Сюжет описывает историю жизни средневекового поэта Франсуа Вийона , который, бросив отчий дом в юном возрасте, отправился в путешествие по стране, кутя, сочиняя стихи и попадая в ситуации, которые впоследствии привели к его гибели.

В кино

Фильм «Солярис» Андрея Тарковского неоднозначен и многослоен и, несмотря на, в общем-то, несложный сюжет, разобраться в хитросплетениях философских задумок автора, чрезвычайно сложно. И еще сложнее тем, кто перед просмотром прочитал одноименный роман Станислава Лема . А потому «выцепить» и заметить здесь библейский сюжет с первого раза кажется невозможным. Однако он есть, мало того, весь фильм, кажется, и построен на его основе — зритель убеждается в этом в самом конце, когда в последнем кадре герои создают композицию, похожую на вышеупомянутое произведение Рембрандта. И тогда все встает на свои места: космические путешествия, «гости», возвращение на Землю — все это создает законченную картину.

Донатас Банионис в фильме «Солярис». 1972 год.

Тему евангельского сюжета о блудном сыне использовали во все времена, и каждый раз вдохновляла на создание шедевров и переосмысление поступков, слов и помыслов. Актуальна она и сейчас — в погоне за карьерой, деньгами, славой, очень легко забыть о близких. Эти же произведения, будь то картины, пьесы или литературные труды, напоминают о важности отношений, преданности и уважения к окружающим и близким людям.

Испокон веков художники писали картины на духовные темы. Их цель, по мнению автора, пробудить в людях добро и веру в Бога. В разные эпохи всегда были художники, которые проявляли божью волю через искусство, вдохновляя людей идти праведным путём, не грешить и стремиться к духовному развитию. В этой серии статей, будет представлено несколько примеров таких художественных работ.

И так - блудный сын. В Евангелии от Луки, приводится притча Иисуса Христа о блудном сыне. Она звучит примерно так: У отца было два сына. Младший попросил отца отдать ему надлежащую ему часть имения, и отец разделил своё имение между сыновьями. Младший отправился в дальнюю сторону и растратил всё имущество, ведя развратный образ жизни.

Вскоре в той стране настал голод. Этот сын нанялся к одному купцу, и тот послал его на свои поля пасти свиней. Сын ел пищу, которую скармливали свиньям, и радовался, что по крайней мере не умер от голода. Вскоре его сознание прояснилось и он осознал, что согрешил, и решил вернуться к отцу и просить прощения, чтобы отец принял его обратно.

Увидев сына издалека, отец бросился ему на шею и расцеловал его. Сын же просил у отца прощения и говорил, что не достоин более называться его сыном. Отец его простил и приказал слугам принести сыну лучшую одежду и заколоть для него телёнка.

Старший сын в то время был в поле, и когда он вернулся и увидел ликование и праздник в честь возвращения брата, то был смущен и расстроен, и спросил отца: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же ему ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Тема «блудного сына» отображена также в кино, литературе и балете.

«Блудный сын в таверне», 1635, Рембрандт. Фото: wikimedia.org Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). И к теме Блудного сына художник вернулся год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя - в финальной картине «Возвращение блудного сына».

Читатель, верующий или нет, может догадаться, что смысл этой притчи глубок,и относится не только к минувшим событиям, а, возможно, и к настоящим, и ни к кому-то там, а к нему самому. В быстром темпе суетной современной жизни многие ли из нас задумываются о смысле жизни, о Боге? Наука развивается, и уже не понятно, кто кому служит, наука человеку, или человек науке? В погоне за деньгами, и комфортом кто из нас задумывается о спасении души, о загробной жизни? Что для нас означает эта притча? Есть ли у нас Отец, или мы как блудные дети, наслаждаемся жизнью, не думая, что в один миг может настать голод. Жизнь такая хрупкая, человеческое тело такое хрупкое и всего оно боится - и холода, и голода. Для меня эта притча означает, что Бог Отец любит всех своих детей. А по блудным сынам тужит паче преданных ему, ведь они нуждаются в нём больше. Возможно, он ждёт, чтобы мы «наигрались» в земные игрушки, испытали и славу, и позор, боль и радость, счастье и горе, расцвет и упадок, насытились бы всем этим и пришли к нему. Верный сын от Отца не отходит, он верит. и отец всегда рядом с ним. А блудный сын считает, что у него есть всё. и ему не нужна ни опека, ни поддержка, и покуда он наслаждается материальными благами, Отец ему не нужен, он к нему и не взывает. А когда становиться худо, он начинает молиться Отцу и искать у него помощи.

Мудрый человек, оборачиваясь на человеческую историю, понимает, что наша жизнь чередуется взлетами и падениями. Сколько войн пережили люди, сколько болезней, сколько катастроф и катаклизмов случалось с человечеством. И тем не менее, люди всё еще не верят, всё еще озабочены только суетными делами, всё еще борются друг с другом ряди жалкой выгоды. Даже те, кто идут в храмы, мечети и синагоги, выйдя из ворот, становятся прежними людьми, по-прежнему ненавидят, завидуют и лелеют дурные помыслы. Возможно, эта вечная тема «блудного сына» служит руководством и для нас. Пусть мы совершали плохие поступки в прошлом, пусть грешили в наведении или осознанно. Если мы обратимся к Богу, не для того, чтобы он помог нам в нужде, вылечил родных, перевел деньги на банковский счет или наказал наших врагов, а для того, чтобы прийти к Нему, в его духовную обитель, то осознаем смысл жизни и обретем душевный покой.

Блудные сыны, это не только те, кто живёт экстравагантно, расточают деньги и даже убивают и совершают криминальные поступки ради личной выгоды. А также и все мы, когда наши мысли крутятся только вокруг личных интересов, вокруг семьи, огородов, путешествий, карьеры, иномарки, погоней за продвижением в карьере и тп. Мы перестаем блуждать, когда, чтобы мы не делали, где бы ни были, осознаём, что везде нужно быть хорошим человеком, думать о других в первую очередь, не вредить умышленно живым существам и очищать свою душу, чтобы вернутся к Отцу, как блудный сын.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь)

Тема блудного сына – всевременная, вечная. Она, пожалуй, одна из самых популярных тем в мировой культуре и одна из самых древних.

Известно, что сюжет с ушедшим из дому и обитавшим на чужбине, а затем вернувшимся в отчий дом сыном начинается в древних вавилонских текстах и в греческих папирусах. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк.: 15:11-32). В Евангелии притча, которую рассказывает Иисус Христос, имеет в основном метафорический смысл – драма греха, покаяния и прощения, но есть в этом рассказе и непосредственный житейский сюжет, обыкновенная семейная драма, которая повторяется из века в век, из страны в страну, она трогает сегодня точно так же, как трогала сердца первых слушателей, потому что, в сущности, нет ничего нового под солнцем.

К этой теме много раз обращались и писатели, и поэты, и художники – она неисчерпаема.

Но здесь мы говорим только о живописи, поэтому вспомним, что до Рембрандта этот сюжет привлекал и Дюрера, и Босха, и Рубенса, и Луку Лейденского, и… Впрочем, пора обратиться к картине Рембрандта.

Сюжет картины

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (около 1666-1699). Холст, масло. 260х203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всё-таки сначала надо познакомиться с притчей (тем, конечно, кто с ней ещё не знаком). Потому что без этого трудно даже начинать разговор о сюжете самой картины. Итак, притча.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Мы не видим лица блудного сына, но весь его облик говорит о том, что этот человек довольно настрадался за время своих похождений: потрёпанная одежда, истоптанные туфли, бритая голова… Он не замечает, что одна туфля упала – он весь охвачен чувством раскаяния и радостью встречи с отцом. Художник выделяет светом именно эти две фигуры, самые главные в сюжете, всё остальное видится не очень чётко, даже свидетели сцены прощения.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь картины)

Хотя фигура справа написана почти так же ярко, как и основные герои. Видимо, поэтому некоторые исследователи считают, что это старший сын. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Во-первых, на его лице мы видим сочувствие ко всему происходящему, а в притче старший сын выражает совсем другие чувства. Во-вторых, согласно притче, старший сын узнаёт о возвращении младшего, когда пришёл с поля, где он работал и, в соответствии с этим, должен был быть в рабочей одежде – на картине же он изображён в дорожном плаще.

Существуют и другие версии: например, что в этом образе Рембрандт изобразил себя. Но не будем гадать, ведь на картине изображены, помимо сына и отца, ещё четыре загадочных персонажа. Кто они, художник не разъяснил.

История создания картины

Рембрандт написал картину «Возвращение блудного сына» в последние годы своей жизни. Но это не единственная его работа на данный сюжет. Картину датируют 1666-1669 годами, хотя некоторые считают эти даты спорными, но ещё в 1635 г. он создаёт полотно «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»). Это известный автопортрет художника с женой Саскией, на котором он изобразил себя и её героями библейской притчи о блудном сыне. Эта картина находится в Дрезденской галерее.

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло, 161х131. Галерея старых мастеров, Дрезден

Вспомним этот эпизод из Евангелия от Луки: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Роль блудного сына на картине Рембрандт поручил себе. Он элегантно одет в камзол со шпагой, на голове – шляпа с пером, правой рукой он высоко поднимает хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския в роли блудницы, также в богатом наряде. Блюдо с павлином на столе – символ тщеславия.

Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, 12, 9х13,5 см. Государственный музей, Амстердам

Затем к этой теме художник возвращается год спустя, создав офорт «Возвращение блудного сына», и только 31 год спустя окончательно приступит к своей самой большой картине на религиозную тему – «Возвращение блудного сына».

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Мы начали нашу статью с того, что тема блудного сына всевременная и вечная. Этим же и закончим. И проиллюстрируем заключительным кадром фильма А. Тарковского «Солярис» – возвращение блудного Криса Кельвина к отцу.

Кадр из фильма «Солярис»