Нравственный выбор героев завтра была война. Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война"

Эссе Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война».
Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.
Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.
Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.
С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга.

1. Б. Л. Васильев и его повесть « Завтра была война».

Борис Львович Васильев родился двадцать первого мая 1924 года в семье командира красной армии, в городе Смоленске, на Покровской горе. Когда началась война, Борису Васильеву было всего семнадцать лет. Он ушёл на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под миномётным огнём противника, теряя на этой войне друзей и близких. Именно пережитое писателем на этой войне помогло донести до нас то, что происходило в те страшные годы. Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как «В списках не значился», «Встречный бой».

В популярном когда-то молодёжном журнале «Юность» (№ 6, 1984) была напечатана повесть Бориса Васильева, которая заставила заговорить о себе и читателей, и критиков, и ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель назвал своё произведение «Завтра была война».

Повесть «Завтра была война» написана в 1972 году. И наряду с повестью этого писателя «А зори здесь тихие» стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Его талант выразился главным образом в том, что он мог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком. Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в нашей жизни – юности.

Роман «Завтра была война» о старшеклассниках, которые мечтают о красивом будущем и ещё не знают, что их ждёт за школьным порогом. А за школьным порогом их ждала война...

Свой первый бой герои книги выдержали ещё до Великой Отечественной войны, каждый из героев пережил свою нравственную войну, сделал свой выбор. Мальчишки и девчонки взрослели. У каждого появлялся свой идеал, больше стали прислушиваться к другим людям, к себе. Появлялись разногласия с теми, кому привыкли подчиняться. Молодые герои начали устанавливать свои правила, трезвее оценивать ситуации, совершать много хороших поступков, помогать друг другу.

Бориса Васильева волнует момент произведения - взросление детей. Автор утверждает: «Ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей; воспитывать подрастающее поколение, конечно, необходимо, но взросление должно идти своим особым путём ».

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель размышляет, обдумывая и переоценивая всё то, что произошло с ним сорок лет назад.

Герой Васильева, убелённый сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие. Основная часть произведения - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, повествователь переключается на более ранние события, затем снова возвращается к нему. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

Эпилог подытоживает повесть резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в тысяча девятьсот семьдесят втором году, размышляя вместе с автором над прошлым.

Повесть называется «Завтра была война». Смысл такого названия в том, что автор в настоящем времени рассказывает о прошлом и о том, что ждёт героев в будущем. Слово «завтра» предполагает будущее время, а стоящий рядом глагол «была» - прошедшее время. Это название парадоксально. Васильев подобрал именно это название, потому что он пишет о своей юности, о своем прошлом, когда войны еще не было. Для героев книги война - завтра, а юность была накануне войны. Повесть перед эпилогом заканчивается словами: «Следующий год будет счастливым, вот увидите!». Следующим был 1941 год. В то время это значило, что война будет завтра, а сейчас мы говорим, что война была.

О войне в произведении практически ничего не сказано, и это не случайно. В повести нет бомбёжек, стрельбы и сражений. Самой войны нет. В книге описывается то, как жили люди до неё. До тех страшных сороковых годов. Война ещё впереди, завтра, но суровая её тень уже накрывает всё происходящее в знаменитом на всю школу 9-м классе «Б». Война не главное в этой повести, она как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы.

Борис Васильев пишет: «Разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим». И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

На страницах повести раскрыта целая историческая эпоха. Это были непростые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Сама обстановка морально подготовило подрастающее поколение к предстоящей войне, но никто из них не знал, что их ждет впереди. Каждый из них жил и думал о своем счастливом будущем. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться, но были жестоко оборваны. В это время ученикам знаменитого 9 «Б» выпало тяжелое испытание, именно в эти, ещё довоенные годы, герои книги выдержали свой первый бой.

Девушки и юноши слушают танго «Утомлённое солнце», стремятся на великие стройки пятилеток. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но в эту романтику врывается страшное настоящее: репрессии, аресты и доносы. Семья репрессированного автоматически выключается из жизни общества, и её члены должны сделать свой выбор: либо отречься от родного человека, который вдруг становится врагом народа, либо пережить свой круг ада, страданий и унижений вместе с народом.

2. ТРАГЕДИЯ ВИКИ ЛЮБЕРЕЦКОЙ

История с Викой Люберецкой, трагедия её семьи поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассников девочка. Она, похоже, была старше их, может, поэтому не имела друзей до девятого класса. Возможно, эта непохожесть на других девочек и привлекла Жорку Ландыса, который давно был влюблён в Вику. Вика это чувствовала. Она призналась в этом Искре, в своём прощальном письме.

«А вчера я прощалась с вами, с Жоркой Ландысом, который давно был влюблён в меня, я это чувствовала. И поэтому поцеловалась в первый и последний раз в жизни».

Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искра, не хорошеньким бесёнком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уравновешенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому что Вика всегда ей улыбалась.

Вика всегда стремилась подружиться с Искрой Поляковой. Ей нравилась прямота девушки, ее искренность. Искра, в свою очередь, попросить о чем - либо Вику не могла, считала её несколько подозрительной, какой – то странной, совсем не героической. Вика же считала Искру максималисткой.

Девочки часто спорят о красоте. У Искры была своя точка зрения на красоту. Полякова признавала красоту, запечатленную раз и навсегда на полотнах, в книгах, музыке или скульптуре, а от жизни требовала лишь красоту души, подразумевая, что всякая иная красота сама по себе уже подозрительна. Красота для Искры была лишь результатом, торжеством ума и таланта, очередным доказательством победы воли разума над непостоянным и слабым человеческим естеством. Сомнений для неё не существовала, так как её мать- товарищ Полякова - убеждённая коммунистка - считала все сомнения душевной слабостью. До общения с семьёй Люберецких Искра всегда знала все ответы на все вопросы.

Именно Вика помогла Искре посмотреть на жизнь иначе. А началось, наверное, всё с чтения стихов Сергея Есенина.

«Вика прошла на середину комнаты, раскрыла тонкий, потрёпанный томик, строго посмотрела вокруг и негромко начала:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я с роду…

Это Есенин,- сказала Искра, когда Вика замолчала. - Это упадочнический поэт. Он воспевает кабаки, тоску и уныние.

Вика молча усмехнулась.

Молчала и Искра, поскольку стихи ей очень понравились, и спорить она не могла. И не хотела. Она точно знала, что стихи упадочнические, потому что слышала это от мамы, но не понимала, как могут такие стихи быть упадочническими. Между знанием и пониманием возник разлад, и Искра честно пыталась разобраться в себе самой.

Ты умная, Искра?

Не знаю, - опешила Искра.- Во всяком случае, не дура.

Да, ты не дура,- улыбнулась Вика.- Я никому не даю эту книжку, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.

Спасибо, Вика, - Искра тоже улыбнулась ей, кажется впервые в жизни. – Верну в собственные руки.

Искра бережно прижимала к груди зачитанный сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина».1

Так происходит первый значимый контакт между двумя совершенно противоположными девочками, между Искрой Поляковой и Викой Люберецкой.

Вика тяготится своим одиночеством. Она самолюбива, больше всего боится, что кто-нибудь будет её жалеть, а жалость ей была не нужна. Нужно открытое, честное понимание. Вика верит, что на такие отношения способна принципиальная Искра, честно считавшая, что « в своих делах мы должны разбираться сами. Надо вырабатывать характер». Именно Искра первая среди одноклассников понимает, что Вика перешагнула некий рубеж, повзрослела раньше их, «приноровилась» к новому состоянию.

Девочки не спорят, они смело высказывают свое мнение на волнующие их темы.

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине совершенно разные, но это не мешает им уважительно относиться друг к другу. Рисунок № 3

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине

Вика Искра

    Представление Искры о счастье Вика считала долгом.

    Счастье – любить и быть любимой.

    Святая обязанность женщины – научиться любить, рожать детей, создавать в доме уют.

    Главное – это семья, построенная на взаимном уважении.

    Красота – гармония

    Истину надо доказывать

    Счастье – быть полезной своему народу, это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитализма во всем мире.

    Считает, что для женщины тоже важно служить своему делу

    Красота – результат победы разума над слабостью человеческой души

    Зачем спорить с истиной?

Да, Искра очень тянулась к Вике, чувствуя в ней умную и тонкую девушку. Тянулась к хорошим книгам и разговорам, к уюту большой квартиры, к удобному, налаженному быту, хотя, если б ей сказали об этом, она бы яростно, до гневных слёз, отрицала эту слабость.

Но больше всего девочка тянулась к отцу Вики, Леониду Сергеевичу Люберецкому, потому что у самой Искры отца не было, и в её представлении Люберецкий был идеальнейшим из всех возможных отцов, которого, правда, надо было немножко перевоспитать. И Искра непременно бы его перевоспитала, если бы.… Но никакого « если бы » не могло быть, а пустыми мечтаниями Искра не занималась.

Вика тоже всегда восхищалась своим отцом, считала его идеалом и любила до самозабвения. Она гордилась его наградами: орденом Боевого Красного Знамени за гражданскую войну и орденом за высокие достижения в мирном строительстве. Гордилась его многочисленными именными подарками от наркома: фотоаппаратом и часами, радиоприёмниками и патефонами. Гордилась его статьями, его боевыми заслугами в прошлом и его прекрасными делами в настоящем.

И вдруг в одну тёмную осеннюю ночь арестовали отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Его увезли на «чёрной Марусе» - это машины, в которых увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, - увезли как врага народа.

Отца арестовали. Почему? Неужели её добрый, умный отец - враг? В это, конечно, невозможно поверить. Но, тем не менее, шестнадцатилетняя девочка оказалась перед выбором: либо отречься от своего отца и сохранить верность идеалам своей страны, либо остаться со своим отцом и считаться той, которая предала интересы своей страны.

«Уйти отсюда – значит поверить, что папа и в самом деле преступник. А он ни в чём не виновен, он вернётся, обязательно вернётся, и я должна его ждать!» - в это Вика свято верит.

Дочь не могла отказаться от своего отца, она, шестнадцатилетняя девчонка, выбрала смерть. Это страшный выбор. Жизнь Вики закончилась, так и не успев начаться.

Своё прощальное письмо Вика адресовала Искре, потому что Полякова её самый большой и единственный друг. Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика ценила это.

Вика писала: « Я пишу не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызвали к следователю, и я знаю, в чём именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа -честный человек. Я всё время об этом думаю, думаю о вере в отцов и твёрдо убеждена в том, что, если мы перестанем верить своим отцам, что они честные люди, мы окажемся в пустыне. Тогда ничего не будет. Одна пустота».

Вика поступила так, потому что любила отца, не могла отказаться от него, не могла и не хотела,. Она твердо была уверена, что « нельзя предавать своих отцов, иначе мы убьём сами себя, своих детей, своё будущее», разорвём мир, выроем пропасть между настоящим и прошлым.

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что новый год готовит не только 9 «Б», но и всему советскому народу.

Искра Полякова

Искра – учащаяся 9 «Б». Это «совесть класса». Искра старается не только хорошо учиться, но и заниматься общественной работой. Девушка считает своей обязанностью перевоспитание Сашки Стамескина, не желающего учиться хулигана. В классе Полякову не просто боятся, а по-настоящему уважают, ведь она одна из самых ответственных и серьёзных учениц.

Кумиром Искры всегда была её мать, комиссар Полякова. Суровая женщина, прошедшая гражданскую войну, воспитала дочь в строгости и преданности советской власти. Искра не помнит своего отца, давшего ей необычное имя. Комиссар Полякова сочла своего спутника жизни слишком слабым и малодушным. Рядом с таким человеком невозможно бороться за свои идеалы. Родители Искры расстались, и мать безжалостно уничтожила все фотографии бывшего возлюбленного. Однажды личность матери открывается девушке совсем с иной стороны: комиссар Полякова способна плакать, а в глубине души она просто несчастная женщина.

Трансформация взглядов героини
Слабость, живущая в душе матери Искры, заставляет смягчиться и саму главную героиню. К концу повести девушка пересматривает некоторые свои взгляды. Первый поцелуй заставляет Искру задуматься о том, что помимо общественной работы в жизни может быть и личное счастье, окрыляющее душу и дающее силы бороться за свои политические идеалы.

Полякова меняет своё мнение и об одной из одноклассниц, которую всегда считала надменной ханжой. Стихи «упадочнического» Есенина также перестают казаться девушки антисоветскими.

Искра геройски погибла в годы Великой Отечественной войны. Поляковых казнили фашисты.

Вика Люберецкая

Вика – одноклассница Искры. Отец Вики занимал высокий пост, что позволяло ему всячески баловать свою дочь. Девушка рано осталась без матери и стала единственной радостью в жизни инженера Люберецкого.

Достаток семьи Вики отдалял её от остальных одноклассников. Ребята никогда не вступали с ней в открытые конфликты, но всегда сторонились хорошо одетой «буржуйки», которая приезжала в школу на машине. Девушка не пыталась стать своей, но и не противопоставляла себя классу. Отец Вики знал, что его дочь достаточно благоразумна для того, чтобы правильно распорядиться своими возможностями, и многое ей позволял.

Строже остальных одноклассников по отношению к Люберецкой настроена Искра. Вика кажется ей слишком избалованной, заносчивой и неприспособленной к жизни. Советская школьница просто не имеет права быть такой. Серьёзная неприятность в семье Люберецких заставляет Искру сожалеть о своём презрении к однокласснице. Отца Вики арестовали по подозрению в шпионской деятельности. Девушка понимает, что недолюбливавшие её товарищи будут ненавидеть её ещё больше. Тем не менее, одноклассники отнеслись к семейному горю с пониманием. К Вике стали относиться намного лучше, чем раньше.

Несмотря на поддержку одноклассников, Вика не вынесла тяжести испытания. Она стала дочерью «врага народа». Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, ей следовало отказаться от своего отца. Но Вика не могла этого сделать. Не найдя выхода из своего положения, девушка отравилась. Отчаянный поступок дочери «врага народа» вызвал ещё большее сочувствие ребят в классе. Смерть Вики оказалась напрасной. С её отца были сняты все обвинения.

После гибели Люберецкой Искра получила от неё бандероль, в которой нашла две книги и письмо. Одна из книг оказалась сборником стихов Есенина, вторая – неизвестного Искре писателя Грина. Это были любимые книги умершей одноклассницы. В своём письме Вика сожалела, что Искра не стала её подругой раньше. Люберецкая всегда мечтала дружить с самой честной девушкой в классе, но боялась сделать первый шаг.

Прочие персонажи

Помимо Искры Поляковой и Вики Люберецкой в повести есть и другие главные герои, заслуживающие внимания читателя. К таким персонажам можно отнести Зиночку Коваленко, легкомысленную и всегда влюблённую в кого-то девушку; Ваньку Александрова, получившего прозвище «Эдисон» за свою страсть к изобретательству; Жорку Ландыса, безответно любившего Вику Люберецкую, и многих других.

Важное место в жизни молодых людей занимает педагогический коллектив школы. Классная дама 7 «Б» Валентина Андроновна когда-то исполняла обязанности директора учебного заведения. При ней школа превратилась в подобие солдатской казармы с суровой военной дисциплиной. За свой несносный характер Валентина Андроновна получила прозвище Валендра. Жестокой директрисе недолго довелось занимать свой пост. На её место был принят Николай Ромахин, при котором учащиеся наконец-то почувствовали долгожданную свободу.

Главная идея

Почти каждому человеку свойственно паниковать и драматизировать. Незначительная неприятность нередко приводит к унынию и большому отчаянию. Учащимся 9 «Б» кажется, что в их жизнь пришли настоящие, «взрослые» проблемы. Однако никто из них и не догадывается о том, что всего через несколько месяцев страну ожидает настолько тяжкое испытание, что даже смерть близкой подруги меркнет на фоне грядущей трагедии.

Существуют в мире литературы особенные произведения, для знакомства с которыми вряд ли подходит краткое содержание. «Завтра была война» (Васильев) – это повесть о взрослении. Юноши и девушки, которых продолжают считать детьми, уже успели утратить детскую наивность, но ещё не потеряли той непосредственности, которая свойственна только ребёнку. При этом молодые люди хотят участвовать в общественной жизни, быть полезными и нужными членами общества.

В действиях школьников, несмотря на их желание казаться взрослыми, заметно ещё много ребячества. Некоторые из них только подражают взрослым, а не являются ими на самом деле. Искра Полякова воспитана женщиной, не признающей слабостей в людях. Девушка тоже хочет стать «железной леди». Искра слишком молода для того, чтобы понять, что женщину, взявшую на себя роль мужчины, ждёт одиночество и непонимание окружающих. Поступок Вики Люберецкой тоже нельзя назвать обдуманным. Вероятно, девушка выразила таким образом протест, считая свои действия взрослыми и решительными. В реальности Вика совершила большую глупость, расставшись с жизнью при первых же жизненных трудностях.

Война остаётся за кулисами произведения. Она является событием прошлого в начале повести и событием будущего в её конце. Автор предпочитает не затрагивать напрямую болезненную для многих тему, позволяя читателям увидеть своих героев лишь до и после самой страшной эпохи в истории ХХ века.

4.5 (90%) 6 votes


Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

(4 оценок, среднее: 3.25 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы...
  2. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  3. Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических...
  4. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и...
  5. Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот...
  6. 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный...
  7. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...

Книга в моей жизни

Лев Николаевич Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать? Вот и я, когда беру в руки новую книгу, думаю об этом же. Автор мне знакомый, Борис Львович Васильев, уже прочитаны его повести «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Встречный бой». Герои этих произведений - молодые люди, люди одного поколения, к которому принадлежал и автор. И вот очередной его роман «Завтра была война». Какую роль он сыграет в моей жизни? О чем расскажет? Чему научит?

Это произведение возвращает нас в канун военных событий. Завтрашние солдаты еще не сменили на гимнастерки школьные формы. Идет только 1940 год… Главные герои так же молоды, как девушки-зенитчицы, как Николай Плужников. Они сидят за школьными партами, они спорят, дружат, имеют четкие представлениями о цели, призвании, главной задаче в жизни, разочаровываются в людях, но они остаются такими же сильными людьми, которых не сломили никакие испытания.

Первым суровым испытанием для героев романа стала история с Викой Люберецкой. Трагедия в ее семье поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать выбор, который диктовала им совесть. Свой выбор сделала Вика, она не захотела отказаться от отца, она не захотела расстаться с комсомольским билетом. Свой выбор сделала и Искра, когда не захотела промолчать на митинге. Свой выбор сделали остальные ребята, когда пришли в дом к Люберецким после смерти Вики. Трагедия Вики заставила их задуматься, их разум и душа вступили в конфликт.

Следующим испытанием была война. Судьба 9 б класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось только 19 человек, остальные погибли как герои. Погибла Искра Полякова – совесть класса. Долго сижу над этими страницами, перечитываю их много раз. Слезы капают из глаз. Искра, которую я успела полюбить, на которую хочется быть похожей.

Что сделало ее такой? Вспоминаю прочитанный текст… Может быть, суровое воспитание ее матери? Я считаю, что благодаря этому она стала яркой сформировавшейся личностью. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Вот мне бы такую подругу!

Перелистывая страницу за страницей, я видела, что Искра меняется, взрослеет. Она понимает, что все истины, которым она покорно подчинялась, истины, которые внушила ее мать, они ложны. Она понимает, что существуют еще другие люди, к чьим мнениям нужно и стоит прислушиваться. Весь ее сформировавшийся мир просто рушится на глазах в силу многих обстоятельств: дружбы с Викой, перевоспитание Сашки Стамескина, осознание того, что человек, в котором она была уверена, как в себе, оказывается трусом. Искра не сломалась.

Я вновь прерываю чтение и думаю, а как бы в этой ситуации повела себя я?

Борис Васильев в своем романе показал раннее взросление юных героев. Он показал, что им присуща высочайшая ответственность за свои поступки и слова. Они способны постоять за товарища, за справедливость, за правду. Они не идут на поводу у людей трусливых и подлых. Они готовы шагнуть навстречу человеку, находящемуся в беде. Чуткие, добрые, отзывчивые.

Прочитана последняя страница… Но так не хочется расставаться с этой книгой. Такое чувство, что расстаешься с лучшим другом. А ведь верно, книга – это лучший друг, именно она помогает распознать добро и зло, учит милосердию и щедрости. Вот и роман Бориса Васильева «Завтра была война» открыл в моей душе что-то новое, помог увидеть со стороны моих одноклассников. Я верю, что в трудную для меня минуту жизни они встанут рядом со мной. Мы вместе пойдем в светлое завтра.

Книги творят чудеса – это я усвоила на всю жизнь.