Латышские народные сказки. Избранное

Все могут спать, только я не могу. Неужто ни одна живая душа не скажет: “Чудо-птица, иди и ты спать!”? Услыхал это средний брат, пожалел птицу и говорит:

Чудо-птица, иди спать!

В тот же миг чудо-птица ударила его крылом, и средний брат превратился в березку. Утром подошел младший брат к мосту и видит: покраснела зарубка. Мигом собрался он в тридевятое государство, а король ему говорит, что пошли братья за чудо-птицей, да не вернулись из сада. Отправился младший брат в сад, глядит сюда, глядит туда - нет ни братьев, ни липы с тремя верхушками. Наконец заглянул в густой березняк, видит: стоит липа, а братьев нет, только трава на поляне будто Примята. Схоронился младший брат в густой траве, да так, чтобы до золотой клетки дотянуться можно было, и дожидается. Тихо вокруг. Но как только солнышко зашло, весь сад наполнился щебетом, словно тысячи птичек запели. Тут и чудо-птица прилетела. Села она на золотую клетку, поглядела по сторонам и жалобно-прежалобно заговорила:

Все спят! Неужто ни одна живая душа не скажет: “Чудо-птица, иди и ты спать!”? Молчит младший брат, ни слова не говорит. Подождала немного чудо-птица и еще жалобнее заговорила:

Все могут спать, только я не могу. Неужто ни одна живая душа не скажет: “Чудо-птица, иди и ты спать!”? Ни слова не вымолвил младший брат. Еще немного подождала чудо-птица и громко зарыдала:

Все спят, только мне нельзя. Неужто ни одна живая душа не скажет: “Чудо-птица, иди и ты спать!”?

Тут уж младшему брату невтерпеж стало молчать. Он чуть было не отозвался, да, на его счастье, надоело чудо-птице жаловаться, и она прыг в золотую клетку. Смекнул тут младший брат, что лучше ему промолчать. В клетке чудо-птица по сторонам огляделась: никого поблизости не видно, не слышно, сунула клюв в перья и спокойно уснула.

Тут младший брат тихонько поднялся да правую руку осторожно сквозь дверцу клетки просунул. Только он с левой лапки птицы колечко снял, как тут же левой рукой - хлоп! - дверцу клетки закрыл. Проснулась чудо-птица, рвется из клетки, бьется о прутья, скачет и кричит, будто беда великая стряслась. Долго-долго она билась, только на заре затихла, понурила головку и говорит:

Снял ты мое колечко, теперь я твоя!

Скажи мне, чудо-птица, где мои братья?

Две березки, что рядом с тобой, - это твои братья!

Скажи мне, чудо-птица, а кто все остальные березки?

Остальные березки - тоже люди.

Скажи мне, чудо-птица, как мне эти березки снова в людей превратить?

Ступай подальше в березовую рощу и оглядись хорошенько, увидишь кучу песка. Если на каждую березку высыпать по три горсти того песка, превратятся березки в людей. Так младший брат и сделал. Оживил он сначала своих братьев, а братья помогали других оживлять. Но и втроем им не справиться, стали другие люди помогать песок носить. И вот пропадают березки одна за другой, пока не ожила вся роща и весь сад не заходил ходуном от людской сутолоки. Столпились все вокруг младшего брата и от радости не знают, что делать. Надумал младший брат потешить спасенных.

Спросил он чудо-птицу, может ли она спеть так, как давеча пела. Запела чудо-птица. Что за голосок!

Через три дня все расстались: братья пошли в одну сторону, остальные - в другую. В самый полдень подошли братья к морю. Старшие братья хотят дальше идти, а младший притомился. Лег он на самом берегу моря и уснул. Увидели это старшие братья и решили чудо-птицу украсть, а младшего брата, избавителя, в волны морские кинуть. Как решили, так и сделали. Чудо-птица попала им в лапы, а про колечко-то они начисто забыли, осталось оно на пальце у брата. Воротились старшие братья домой к отцу и давай похваляться, как они чудо-птицу добывали да как, разыскивая ее, намаялись, а куда младший брат подевался, того они и знать не знают. Надеялись братья, что чудо-птица для них всякие чудеса творить будет, да только без колечка не слушает птица никаких приказов, сидит себе нахохлившись. Живут себе старшие братья дома у отца, и горя им мало, а старик отец всякий раз как вспомнит своего младшего, так и всплакнет. Только плачь не плачь - сына не вернешь. Но горевал старик напрасно - не утонул его любимый сын в морской пучине.

Подхватили его русалки легкими ручками своими и унесли в богатый янтарный дворец царицы морской. Приглянулся царице красивый юноша, и вышла она за него замуж.

Зажили они счастливо. Но однажды поведали русалки, что слыхали они жалобный плач старого короля. Жаль стало сыну старика, и решил он ненадолго покинуть янтарный дворец, чтобы утешить отца. Потер младший сын колечко чудо-птицы. В тот же миг колечко превратилось в золотой мост от янтарного дворца до королевского замка. Увидел отец сына целым и невредимым и не знает, что делать от радости. Тут запела чудо-птица и рассказала королю, что старшие сыновья с младшим сделали. Те упали на колени пред отцом и младшим братом и просят помиловать их. Сердце у младшего брата доброе, простил он братьев и отца уговорил, чтоб на старших сыновей своих не гневался.

Три дня гостил младший сын во дворце у отца, три дня о своем счастье рассказывал, а на четвертый день, чуть солнышко взошло, взял он чудо-птицу и вернулся назад, в янтарный дворец. Как открыли янтарные ворота, так золотой мост снова в колечко превратился.

УМНЫЙ СЫН

Жил-был крестьянин, и был у него один-единственный сын. Посылал крестьянин сына в разные школы уму-разуму учиться. Однажды на крыше отцовского дома ворон закаркал. Спрашивает отец сына:

О чем ворон каркает? Ты ведь всяким премудростям обучен, должен знать.

Откуда мне знать? - отвечает сын. Я же в вороновой школе не учился. Тогда послал отец сына на один год в воронову школу. К концу года прилетел к отцу ворон и говорит:

Я - твой сын из вороновой школы, завтра ты должен за мной приехать. Там учеников много, все в воронов превращены. Узнаешь ли ты меня в такой стае воронов? Если не узнаешь, придется мне там остаться. Запомни, как меня узнать. Мы все должны будем усесться на длинной жерди. В первый раз я буду третьим с этого конца, во второй раз - пятым, а в третий раз около моего глаза мушка пролетит. Сказал это ворон и улетел. На другой день поехал отец в воронову школу. Вороны уже на жерди расселись. Надо отцу угадать, который в ряду - его сын.

Третий! - показал отец.

Верно, угадал! После этого вороны разлетелись, перемешались и снова уселись на жердь. Снова отцу угадывать надо.

Пятый! - показал отец.

Верно, угадал!

Опять вороны перемешались, и опять отцу угадывать пришлось. Видит отец: у одного ворона мушка мимо глаза пролетела.

Этот! - говорит он. Обернулся ворон его сыном, и отправились они по морю домой. Когда плыли по морю, на верхушке мачты ворон закаркал.

Ты в вороновой школе учился. Скажи мне, о чем этот ворон каркает? - спрашивает отец.

Ох, отец, если б я тебе рассказал, о чем этот ворои каркает, ты бы меня в море кинул. Не могу я тебе этого сказать.

Рассердился отец на сына за такой ответ и в гневе бросил его в море. Хоть говори, хоть не говори - один конец. Однако сын не утонул, обернулся рыбой, доплыл до берега и снова превратился в человека. Встретил он на берегу одного старика и поселился в его доме. Жил он, жил некоторое время и говорит однажды старику:

Завтра я обернусь певчей пташкой, ты снеси меня в город и продай. Только помни: клетку не продавай! На другой день отнес старик птичку в город. Встретилась ему королевская дочь. Услышала она, как красиво поет птичка, и купила ее за большие деньги. А клетку старик не продал. Взяла королевская дочка птичку и пошла новую клетку покупать. Пока она с продавцом разговаривала, птичка вырвалась и прилетела домой раньше старика. Вскоре юноша опять говорит старику.

Умный сын

Жил-был крестьянин, и был у него один-единственный сын. Посылал крестьянин сына в разные школы уму-разуму учиться. Однажды на крыше отцовского дома ворон закаркал. Спрашивает отец сына:
- О чем ворон каркает? Ты ведь всяким премудростям обучен, должен знать.
- Откуда мне знать? - отвечает сын. Я же в вороновой школе не учился.
Тогда послал отец сына на один год в воронову школу.
К концу года прилетел к отцу ворон и говорит:
- Я - твой сын из вороновой школы, завтра ты должен за мной приехать. Там учеников много, все в воронов превращены. Узнаешь ли ты меня в такой стае воронов? Если не узнаешь, придется мне там остаться. Запомни, как меня узнать. Мы все должны будем усесться на длинной жерди. В первый раз я буду третьим с этого конца, во второй раз - пятым, а в третий раз около моего глаза мушка пролетит.
Сказал это ворон и улетел. На другой день поехал отец в воронову школу. Вороны уже на жерди расселись. Надо отцу угадать, который в ряду - его сын.
- Третий! - показал отец.
- Верно, угадал!
После этого вороны разлетелись, перемешались и снова уселись на жердь. Снова отцу угадывать надо.
- Пятый! - показал отец.
- Верно, угадал!
Опять вороны перемешались, и опять отцу угадывать пришлось. Видит отец: у одного ворона мушка мимо глаза пролетела.
- Этот! - говорит он.
Обернулся ворон его сыном, и отправились они по морю домой.
Когда плыли по морю, на верхушке мачты ворон закаркал.
- Ты в вороновой школе учился. Скажи мне, о чем этот ворон каркает? - спрашивает отец.
- Ох, отец, если б я тебе рассказал, о чем этот ворои каркает, ты бы меня в море кинул. Не могу я тебе этого сказать.
Рассердился отец на сына за такой ответ и в гневе бросил его в море. Хоть говори, хоть не говори - один конец. Однако сын не утонул, обернулся рыбой, доплыл до берега и снова превратился в человека. Встретил он на берегу одного старика и поселился в его доме. Жил он, жил некоторое время и говорит однажды старику:
- Завтра я обернусь певчей пташкой, ты снеси меня в город и продай. Только помни: клетку не продавай!
На другой день отнес старик птичку в город. Встретилась ему королевская дочь. Услышала она, как красиво поет птичка, и купила ее за большие деньги. А клетку старик не продал. Взяла королевская дочка птичку и пошла новую клетку покупать. Пока она с продавцом разговаривала, птичка вырвалась и прилетела домой раньше старика.
Вскоре юноша опять говорит старику:
- Завтра я обернусь быком. Сведи меня в город и продай. Только веревку не продавай!
Так старик и сделал: продал быка без веревки. Стал покупатель новую веревку искать, а бык тем временем вырвался и домой прибежал.
Вскоре опять юноша старику говорит:
- Завтра я обернусь конем. Сведи меня в город и продай. Только помни: золотую уздечку не продавай!
Отвел старик коня в город. Но тут жадность его обуяла, и продал он с конем золотую уздечку. А коня купил колдун, он воронов в школе всяким чудесам обучал. Привел колдун коня домой, отвел в конюшню и велел конюху кормить его похуже.
К счастью, конюх ослушался колдуна и кормил коня вволю, а потом и вовсе на свободу выпустил. Умчался конь, а колдун - за ним. Бежали они, бежали и добежали до берега моря. У моря конь обернулся рыбой, колдун тоже, и поплыли они через море.
На другом берегу стоял королевский дворец, а перед дворцом три королевские дочери вальками белье колотили. Выскочила первая рыба на берег, к принцессам, и обратилась в алмазный перстень. Младшая принцесса первой увидела перстень, надела его на палец и побежала домой. В горнице перстень превратился в юношу. Поведал он девице обо всем, что приключилось и что еще приключится. Сказал, что придут вечером во дворец музыканты и с ними колдун. За игру он потребует алмазный перстень. Но перстень ему отдавать нельзя.
Как юноша сказал, так все и случилось. Пришли ве-чером во дворец искусные музыканты и так хорошо играли - заслушаешься. Кончили играть, король и спрашивает, какую плату они за игру хотят.
- Ничего нам не надо, только дай нам алмазный перстень, что твоя младшая дочь носит.
- Что ж, берите! - согласился король.
Но девушка ни в какую, не отдает перстень. Так и ушли музыканты ни с чем.
Снова обернулся перстень юношей, и говорит он младшей принцессе:
- Завтра опять музыканты придут и за игру алмазный перстень попросят. Если никак от них отбиться не сможешь, брось перстень под стул!
Так все и случилось. Назавтра пришли музыканты и играли еще лучше, чем накануне. Кончили играть и в уплату перстень потребовали. Не отдает принцесса перстень. Коли по-хорошему не дает, хотят они силой отнять. Тут младшая принцесса сорвала перстень с пальца и кинула под стул. Музыканты мигом обернулись воронами и - за перстнем. А перстень превратился в ястреба, и началась у них драка. Но ястреб оказался сильнее и прогнал воронов.
Обернулся ястреб юношей и женился на младшей королевской дочери. Король отдал ему королевство, и зажил юноша счастливо.

Месяц военно-патриотического воспитания закончился, но проблемы взросления мальчиков остались.

Как избавить их от инфантилизма? Слово - мамам.

Нужны ли детям тепличные условия?

Меня зовут Наталья. В нашей семье сегодня два мальчика: Антон и Егор. Разница между ними в десять лет. Антошку я воспитывала сама, Егора - вдвоем с его папой Игорем.

Единого рецепта на все случаи у меня нет. Старшего сына воспитывала так, как нас в свое время родители. Если провинился, наказывала: ставила в угол, чтобы подумал над своим поведением, раз в пятилетку ремешок к попе в гости ходил. После развода с отцом Антона мне пришлось много трудиться, по выходным выходить на службу, домой брать документы. Зарабатывать, одним словом.

В шесть лет Антоша уже был хорошим помощником по дому: мыл посуду, пылесосил. Уроки вместе делали только в первом классе. Однако в переходном периоде, когда мальчик стал подростком, все перевернулось с ног на голову… Мой Антоша, добрый и покладистый, стал похож на загнанного волчонка. Что это было, мне непонятно до сих пор. Свободу я его не ограничивала, друзей не выгоняла… Болтаться до полуночи не позволяла, но пару раз их с ребятами задерживали полицейские за нарушение комендантского часа (до 22 часов старшеклассникам можно было без взрослых гулять). Меня одолевали страшные фантазии о дурной компании, в которую, как мне казалось, попал мой сын. Плакала, скандалила, но руку уже не поднимала: взрослый парень, выше меня ростом… Я перечитала тогда кучу книг по психологии, на консультации к специалистам ходила, еле пережила этот период. Но поняла, что не могу проживать жизнь за своего сына, он должен сам нести ответственность за совершенные поступки.

Мальчик мой незаметно возмужал, стал более самостоятельным. Сам принял решение отслужить в армии сразу после школы, не смогла его переубедить не ходить. Однако ничего страшного не случилось, год пролетел как один день. Антон отслужил, сейчас учится в тюменском университете на дневном отделении факультета, связанного с информационной безопасностью. На вчерашних школьных выпускников смотрит с долей иронии: мол, преподавателя в аудиторию не пропустят, сами вперед летят, ведут себя как дети. И я за него радуюсь.

Как избавиться от «мамства»?

Пережитый страх во время взросления старшего, конечно, отразился на воспитании младшего сына. Я пошла на поводу у умных психологов, стала больше жалеть ребенка, меньше его наказывать, много говорить и объяснять. Боюсь, что я таким образом все крепче привязываю его к себе, что он всегда будет зависеть от нас с отцом...

Более того, я понимаю, что мое усиленное внимание как-то не так работает. Не так, как я хочу: разговоров много, а дел мало… Свои обязанности по дому младший выполняет не всегда. Над учебниками вместе сидим, иногда по два-три часа. Сейчас Егор всего лишь в третьем классе, а что будет дальше?..

Общество, кстати, тоже изменилось. С детьми уже в детском саду проводят лекции об их правах, позабыв упомянуть об обязанностях. Понимаю, что нам с Игорем пока рано говорить о результатах воспитания, но надеюсь на правоту народной мудрости: за одного битого двух небитых дают. Главное, что парень растет в окружении родителей и что я покончила с этим статусом - «мать-одиночка». Скажу вам, исходя из своего опыта: для меня неполная семья, так или иначе, неблагополучная.

Материнские приоритеты

Воспитывать мальчика «по-мужски» для каждой матери – непростая тема. И в идеале для этого нужен просто реальный положительный пример. Однако в жизни все гораздо прозаичнее, и не мы, как говорится, выбираем жизненные обстоятельства. Ольга Живая рассказывает о своем сыне Олеге.

Дрессурой я не занимаюсь

Вообще, я сама считаю большим злом мужчин из категории маменькиных сынков, и это самое отвратительное, во что можно превратить своего сына. Поэтому я Олега стараюсь научить самостоятельности с очень раннего возраста. Он в принципе с этим вполне справляется. Сам может сходить к врачу, сам - в парикмахерскую, сам - на тренировку, в магазин, химчистку. Это у нас давным-давно заведено. Если я задерживаюсь на работе или даже внезапно уезжаю на день-другой из города, то знаю, что мой сын – ему сейчас 16 - вполне способен сам о себе позаботиться. В бытовом смысле уж точно.

Гиперопека и ограждение чада от всех жизненных трудностей – не мои материнские приоритеты. Так же мне не нравятся его успехи, достигнутые любой ценой. Или патологические покорность и послушание, столь удобные и желанные для других мам.

- «Ты должен решить сам» – считаю, что это хороший посыл в общении с сыном-подростком. Не нужно из своих детей ничего лепить, навязывая им собственные желания, свою систему ценностей, реализуя через них то, чего ты сам не достиг в жизни. Мальчиков нужно поддерживать в их начинаниях, принимать их недостатки, не стремясь отлакировать характер. Даже если ребенок не всегда и не во всем соответствует нашим ожиданиям… Все равно однажды он станет таким, каким я его себе представляла.

Не умалять факт взросления

А еще я стараюсь помнить о том, что мой сын – это не моя собственность и не моя игрушка. Он мне не принадлежит, как бы того подсознательно или сознательно ни хотелось. Сейчас я должна быть ему другом, чтобы затем отпустить и позволить пойти своим путем. Поэтому внутренне я радуюсь, когда у него хватает решимости и смелости отстаивать свои границы, свое пространство – во дворе, в школе, в нашем доме. У парня должен быть стержень, характер. Слюни и сопли вообще в нашей семье не принято распускать: объективные жизненные трудности я учу его воспринимать не как трагедию или неприятность, а как шанс для роста. Препятствие надо преодолеть и двигаться дальше. С удовлетворением замечаю, что к ним – жизненным трудностям – мой сын сегодня действительно относится гораздо проще и легче, чем, допустим, я сама в его годы.

Фото предоставлено Натальей Щегловой

ил-был крестьянин, и был у него один-единственный сын. Посылал крестьянин сына в разные школы уму-разуму учиться. Однажды на крыше отцовского дома ворон закаркал. Спрашивает отец сына:

О чем ворон каркает? Ты ведь всяким премудростям обучен, должен знать.

Откуда мне знать? - отвечает сын. Я же в вороновой школе не учился.

Тогда послал отец сына на один год в воронову школу.

К концу года прилетел к отцу ворон и говорит:

Я - твой сын из вороновой школы, завтра ты должен за мной приехать. Там учеников много, все в воронов превращены. Узнаешь ли ты меня в такой стае воронов? Если не узнаешь, придется мне там остаться. Запомни, как меня узнать. Мы все должны будем усесться на длинной жерди. В первый раз я буду третьим с этого конца, во второй раз - пятым, а в третий раз около моего глаза мушка пролетит.

Сказал это ворон и улетел. На другой день поехал отец в воронову школу. Вороны уже на жерди расселись. Надо отцу угадать, который в ряду - его сын.

Третий! - показал отец.

Верно, угадал!

После этого вороны разлетелись, перемешались и снова уселись на жердь. Снова отцу угадывать надо.

Пятый! - показал отец.

Верно, угадал!

Опять вороны перемешались, и опять отцу угадывать пришлось. Видит отец: у одного ворона мушка мимо глаза пролетела.

Этот! - говорит он.

Обернулся ворон его сыном, и отправились они по морю домой.

Когда плыли по морю, на верхушке мачты ворон закаркал.

Ты в вороновой школе учился. Скажи мне, о чем этот ворон каркает? - спрашивает отец.

Ох, отец, если б я тебе рассказал, о чем этот ворон каркает, ты бы меня в море кинул. Не могу я тебе этого сказать.

Рассердился отец на сына за такой ответ и в гневе бросил его в море. Хоть говори, хоть не говори - один конец. Однако сын не утонул, обернулся рыбой, доплыл до берега и снова превратился в человека. Встретил он на берегу одного старика и поселился в его доме. Жил он, жил некоторое время и говорит однажды старику:

Завтра я обернусь певчей пташкой, ты снеси меня в город и продай. Только помни: клетку не продавай!

На другой день отнес старик птичку в город. Встретилась ему королевская дочь. Услышала она, как красиво поет птичка, и купила ее за большие деньги. А клетку старик не продал. Взяла королевская дочка птичку и пошла новую клетку покупать. Пока она с продавцом разговаривала, птичка вырвалась и прилетела домой раньше старика.

Вскоре юноша опять говорит старику:

Завтра я обернусь быком. Сведи меня в город и продай. Только веревку не продавай!

Так старик и сделал: продал быка без веревки. Стал покупатель новую веревку искать, а бык тем временем вырвался и домой прибежал.

Вскоре опять юноша старику говорит:

Завтра я обернусь конем. Сведи меня в город и продай. Только помни: золотую уздечку не продавай!

Отвел старик коня в город. Но тут жадность его обуяла, и продал он с конем золотую уздечку. А коня купил колдун, он воронов в школе всяким чудесам обучал. Привел колдун коня домой, отвел в конюшню и велел конюху кормить его похуже.

К счастью, конюх ослушался колдуна и кормил коня вволю, а потом и вовсе на свободу выпустил. Умчался конь, а колдун - за ним. Бежали они, бежали и добежали до берега моря. У моря конь обернулся рыбой, колдун тоже, и поплыли они через море.

На другом берегу стоял королевский дворец, а перед дворцом три королевские дочери вальками белье коло тили. Выскочила первая рыба на берег, к принцессам, и обратилась в алмазный перстень. Младшая принцесса первой увидела перстень, надела его на палец и побежала домой. В горнице перстень превратился в юношу. Поведал он девице обо всем, что приключилось и что еще приключится. Сказал, что придут вечером во дворец музыканты и с ними колдун. За игру он потребует алмазный перстень. Но перстень ему отдавать нельзя.

Как юноша сказал, так все и случилось. Пришли вечером во дворец искусные музыканты и так хорошо играли - заслушаешься. Кончили играть, король и спрашивает, какую плату они за игру хотят.

Ничего нам не надо, только дай нам алмазный перстень, что твоя младшая дочь носит.

Что ж, берите! - согласился король.

Но девушка ни в какую, не отдает перстень. Так и ушли музыканты ни с чем.

Снова обернулся перстень юношей, и говорит он младшей принцессе:

Завтра опять музыканты придут и за игру алмазный перстень попросят. Если никак от них отбиться не сможешь, брось перстень под стул!

Так все и случилось. Назавтра пришли музыканты и играли еще лучше, чем накануне. Кончили играть и в уплату перстень потребовали. Не отдает принцесса перстень. Коли по-хорошему не дает, хотят они силой отнять. Тут младшая принцесса сорвала перстень с пальца и кинула под стул. Музыканты мигом обернулись воронами и - за перстнем. А перстень превратился в ястреба, и началась у них драка. Но ястреб оказался сильнее и прогнал воронов.

Обернулся ястреб юношей и женился на младшей королевской дочери. Король отдал ему королевство, и за жил юноша счастливо.

Жил-был крестьянин, и был у него один-единственный сын. Посылал крестьянин сына в разные школы уму-разуму учиться. Однажды на крыше отцовского дома ворон закаркал. Спрашивает отец сына:
— О чем ворон каркает? Ты ведь всяким премудростям обучен, должен знать.
— Откуда мне знать? — отвечает сын. Я же в вороновой школе не учился.

Тогда послал отец сына на один год в воронову школу.

К концу года прилетел к отцу ворон и говорит:
— Я — твой сын из вороновой школы, завтра ты должен за мной приехать. Там учеников много, все в воронов превращены. Узнаешь ли ты меня в такой стае воронов? Если не узнаешь, придется мне там остаться. Запомни, как меня узнать. Мы все должны будем усесться на длинной жерди. В первый раз я буду третьим с этого конца, во второй раз — пятым, а в третий раз около моего глаза мушка пролетит.

Сказал это ворон и улетел. На другой день поехал отец в воронову школу. Вороны уже на жерди расселись. Надо отцу угадать, который в ряду — его сын.

— Третий! — показал отец.
— Верно, угадал!

После этого вороны разлетелись, перемешались и снова уселись на жердь. Снова отцу угадывать надо.

— Пятый! — показал отец.
— Верно, угадал!

Опять вороны перемешались, и опять отцу угадывать пришлось. Видит отец: у одного ворона мушка мимо глаза пролетела.

— Этот! — говорит он.

Обернулся ворон его сыном, и отправились они по морю домой.

Когда плыли по морю, на верхушке мачты ворон закаркал.

— Ты в вороновой школе учился. Скажи мне, о чем этот ворон каркает? — спрашивает отец.
— Ох, отец, если б я тебе рассказал, о чем этот ворон каркает, ты бы меня в море кинул. Не могу я тебе этого сказать.

Рассердился отец на сына за такой ответ и в гневе бросил его в море. Хоть говори, хоть не говори — один конец. Однако сын не утонул, обернулся рыбой, доплыл до берега и снова превратился в человека. Встретил он на берегу одного старика и поселился в его доме. Жил он, жил некоторое время и говорит однажды старику:
— Завтра я обернусь певчей пташкой, ты снеси меня в город и продай. Только помни: клетку не продавай!

На другой день отнес старик птичку в город. Встретилась ему королевская дочь. Услышала она, как красиво поет птичка, и купила ее за большие деньги. А клетку старик не продал. Взяла королевская дочка птичку и пошла новую клетку покупать. Пока она с продавцом разговаривала, птичка вырвалась и прилетела домой раньше старика.

Вскоре юноша опять говорит старику:
— Завтра я обернусь быком. Сведи меня в город и продай. Только веревку не продавай!

Так старик и сделал: продал быка без веревки. Стал покупатель новую веревку искать, а бык тем временем вырвался и домой прибежал.

Вскоре опять юноша старику говорит:
— Завтра я обернусь конем. Сведи меня в город и продай. Только помни: золотую уздечку не продавай!

Отвел старик коня в город. Но тут жадность его обуяла, и продал он с конем золотую уздечку. А коня купил колдун, он воронов в школе всяким чудесам обучал. Привел колдун коня домой, отвел в конюшню и велел конюху кормить его похуже.

К счастью, конюх ослушался колдуна и кормил коня вволю, а потом и вовсе на свободу выпустил. Умчался конь, а колдун — за ним. Бежали они, бежали и добежали до берега моря. У моря конь обернулся рыбой, колдун тоже, и поплыли они через море.

На другом берегу стоял королевский дворец, а перед дворцом три королевские дочери вальками белье коло тили. Выскочила первая рыба на берег, к принцессам, и обратилась в алмазный перстень. Младшая принцесса первой увидела перстень, надела его на палец и побежала домой. В горнице перстень превратился в юношу. Поведал он девице обо всем, что приключилось и что еще приключится. Сказал, что придут вечером во дворец музыканты и с ними колдун. За игру он потребует алмазный перстень. Но перстень ему отдавать нельзя.

Как юноша сказал, так все и случилось. Пришли вечером во дворец искусные музыканты и так хорошо играли — заслушаешься. Кончили играть, король и спрашивает, какую плату они за игру хотят.

— Ничего нам не надо, только дай нам алмазный перстень, что твоя младшая дочь носит.
— Что ж, берите! — согласился король.

Но девушка ни в какую, не отдает перстень. Так и ушли музыканты ни с чем.

Снова обернулся перстень юношей, и говорит он младшей принцессе:
— Завтра опять музыканты придут и за игру алмазный перстень попросят. Если никак от них отбиться не сможешь, брось перстень под стул!

Так все и случилось. Назавтра пришли музыканты и играли еще лучше, чем накануне. Кончили играть и в уплату перстень потребовали. Не отдает принцесса перстень. Коли по-хорошему не дает, хотят они силой отнять. Тут младшая принцесса сорвала перстень с пальца и кинула под стул. Музыканты мигом обернулись воронами и — за перстнем. А перстень превратился в ястреба, и началась у них драка. Но ястреб оказался сильнее и прогнал воронов.

Обернулся ястреб юношей и женился на младшей королевской дочери. Король отдал ему королевство, и за жил юноша счастливо.