Не возьмешь когда. Предложения со словом «возьмешь

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Предложение

Транспорт

Коррекционно-образовательные цели. Дать детям понятие о предложении.

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки.

Коррекционно-развивающие цели . Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, ко­ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сюжетные картинки, схема предло­жения, карточки с графическим изображением слов - пред­метов, действий, признаков.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет водный транспорт; воздушный, наземный.

II . Работа с предложением

1. Логопед называет предложение:

Девочка читает сказку.

– Вам понятно, что я сказала?

– Про кого вы узнали?

– Что вы узнали про девочку?

– Что она читает?

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: мальчик, ехать, автобус.

– Понятно вам то, что я хотела сказать?

– Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.

– Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.

Логопед произносит предложение:

Мальчик едет в автобусе.

– О ком вы узнали?

– Что вы узнали о мальчике?

– Где едет мальчик?

– Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предло­жение. (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

2. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлоп. в ладоши и ударяют кулачки

Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? Попеременно хлопают в ладоши и

Как узнать? ударяют в кулачки.

3. Составление предложений

– Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?

Например: Пароход гудит. Что? - Пароход. - Что делает? Гудит.

Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.)

4. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают

Посмотрел. взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и

И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу! летательные движения.

5.Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

– Что я назвала? (Два слова.)

– А теперь я скажу по-другому: машина едет.

– Что я назвала? (Предложение.)

– Как вы догадались, что в пер­вом случае я назвала слова, а во втором - предложение? (В пер­вом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)

6. Графическое изображение предложения Разбор предложения

Машина едет.

– Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)

– Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.

– Что обозначает второе слово? (действие).

– Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями.

Логопед дает графическое изображение предложения на ковролине .

– Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

– Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.

– Как покажем начало предложения? (Уголком.)

– Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах.

Образец: Пароход плывет. Самолет летит.

Что плывет? Что летит? И т.д.

7. Упражнение «Сложи машину

8. Упражнение «Подбери слово»

– Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы с помощью картинок, отвечайте.

Автобус что делает? Грузовик что делает?

Трамвай что делает? Пароход что делает?

Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах.

10. Работа в тетрадях

Дети пишут под диктовку предложение, затем читают предложения.

11. Закрепление материала

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов.

Что изображено? (Предложение.)

– Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения - точкой.)

– Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета.)

III . Итог занятия.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что мы учились различать?

– Что вам помогло в составлении предложений?

– Что больше всего понравилось на занятии?

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д.

Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку:

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».



Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладев словом, предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.

На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 – 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования; каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

С этой же целью используются пособия типа табло, линейки с открывающимися поочередно в соответствии с произнесенными словами окошками (по принципу счетной линейки). Ценность этих пособий в том, что они наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в предложении.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.

В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов.

В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»). (В отличие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспериментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на первом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользоваться порядковыми числительными.) Вопросы можно формулировать по-разному: «Кто слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?»

Один из вариантов игры предусматривает использование приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» (Саша удит рыбу. Саша – рыболов), перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Краткое содержание: Учимся читать - методики по обучению дошкольников чтению. Обучение ребенка чтению через игру. Настольные игры для обучения детей чтению дома. Игры с предложениями. Компьютерные игры для обучения чтению, где скачать?

Дети подходят к чтению предложений в очень разные сроки. Эти сроки зависят и от возраста малыша, и от того, как давно он занимается чтением, и от интенсивности, регулярности занятий. Как же определить момент готовности ребенка к чтению предложений? Наиболее правильным будет начинать обучение чтению предложений после успешного освоения чтения слов из 3-8 букв. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанных слов.

Старайтесь вводить предложения постепенно. Начните с несложных предложений, состоящих из 2-3 слов. Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, постепенно увеличивайте количество слов до 6-8. Если же вашему малышу еще только 4 года, ограничьтесь пока предложениями из 2-3 слов, более длинные предложения он с легкостью научится читать чуть позже.

В статье представлено 13 игр. Предложения, которые приведены в этих играх, примерные и не требуют точного исполнения. Вы можете сами найти или составить предложения, но старайтесь составлять предложения по темам, близким вашему ребенку: о животных, об игрушках, о героях сказок и т. п.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.

Как играть?

Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.

Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.

Варианты:

В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.

Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.

Продолжи предложение

Возраст: с 5 лет.

Как играть?

На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:

КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .

Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!

Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.

СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ .
(БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)

ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ .
(МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)

СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ .
(ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)

ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ .
(САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.

К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.

Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.

На тему "Домашние животные" можно загадать следующие загадки:

Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)

Для темы "Транспорт" подготовьте такие загадки:

Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)

Для темы "Деревья" можете использовать эти загадки:

Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)

Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.

Возраст: с 5 лет.

Как играть?

Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.

Используйте эти и подобные предложения:

В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

Снежный ком

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.

Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.

Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.

Предложение рассыпалось

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.

Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:

КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.

Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.

Например:

КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.

Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.

Как играть?

Напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.

Расскажите ребенку, что из словосочетаний "убежали" самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.

Радуйтесь вместе с ребенком правильно выполненным заданиям, веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов.

Можете использовать в качестве основы игры и простые предложения с опущенными предлогами. Например: ВОДУ НАЛИЛИ_СТАКАН (В) или МАШИНА ПРОЕХАЛА_УЛИЦЕ (ПО).

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага для записей, простой карандаш или ручка.

Как играть?

Напишите от руки или распечатайте на принтере пословицы, специально допустив в них "забавные" ошибки.

Для игры вы можете использовать эти варианты заданий.

Ус хорошо, а два лучше. (УС-УМ)
Работа не полк - в лес не убежит. (ПОЛК-ВОЛК)
Машу маслом не испортишь. (МАШУ-КАШУ)
На ловца и дверь бежит. (ДВЕРЬ-ЗВЕРЬ)
Лес рубят - кепки летят. (КЕПКИ-ЩЕПКИ)
Нашла коза на камень. (КОЗА-КОСА)
Правда глаза полет. (ПОЛЕТ-КОЛЕТ)
Старый круг лучше новых двух. (КРУГ-ДРУГ)
Не игла шьет, а раки. (РАКИ-РУКИ)
На сердитых соду возят. (СОДУ-ВОДУ)
Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (ТРУСА-ТРУДА)
Рыбка мелка, да муха сладка. (МУХА-УХА)
На безрыбье и бак рыба. (БАК-РАК)
У грача лечись, а у умного учись. (ГРАЧА-ВРАЧА)

Для одного занятия достаточно выполнить 3-5 заданий.

Делай раз, делай два

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.

Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.

Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

Я - артист

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать выразительность речи.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.

1. ОТКРОЙТЕ РОТ И СКАЖИТЕ: "А-А-А"!
2. ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ.
3. ПОКУПАЙТЕ МОРОЖЕНОЕ: ФРУКТОВОЕ, СЛИВОЧНОЕ, ШОКОЛАДНОЕ!
4. СТОЙ! КТО ИДЕТ?
5. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛАЯ ПОГОДА И СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ.
6. НАЧНЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.
7. КАКУЮ ПРИЧЕСКУ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ?
8. ВАМ ПИСЬМО!
9. ПРАВО РУЛЯ! ПОЛНЫЙ ХОД!

Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попросите прочитать предложения заново, но при этом еще и сыграть роли людей этих профессий - сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом. Предложите произнести эти фразы в микрофон.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: "В магазине", "На детской площадке", "День рождения", "Помогаю маме", "Семья" и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки.

Составь пословицы

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.

Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.

Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мал муравей телом, да велик делом.
Мал золотник, да дорог.
Как аукнется, так и откликнется.
Добрый пример лучше ста слов.
Поспешишь-людей насмешишь.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":

Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.
Верную дружбу и топором не разрубишь.

Или на тему "Учеба":

Делу - время, а потехе - час.
Тяжело в учении - легко в бою.
Хочешь больше знать - надо меньше спать.
Кто много читает, тот много знает.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Красна птица пером, а человек умом.
Век живи - век учись.

Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.

Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:

Любишь кататься - не сиди на печи.
Век живи - не суйся в воду.
Поспешишь, тогда и друзья с тобой.
Добрый пример не утаишь.
Слово не воробей, в лесу не найдешь.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:

РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.
СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.
СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .
НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .
ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.
ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .
БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.

На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.

Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.

М0КР_ ДОРОГА,
МОКР_ БЕЛЬЕ,
МОКР_ РУКИ,
МОКР_ ЗОНТ или

НОВ_ ДОМ,
НОВ_ КНИГА,
НОВ_ ДРУЗЬЯ,
НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ.

Используйте те же карточки с окончаниями.

Другие публикации по теме данной статьи:

В настоящее время при подготовке детей к обучению в школе, одной из основных задач является формирование устной речи у детей. Ребята должны научиться общаться с детьми и взрослыми, уметь составлять различные виды предложений с опорой на предметы, картинки, действия, пересказывать тексты и составлять рассказы. Эта работа проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании их в начале учебного года и с опорой на закономерности развития фразовой речи.

В своей работе большое внимание уделяем подбору различных видов наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

В работе выделяем несколько этапов:

  1. Знакомство с понятием «предложение».
  2. В предложении есть смысл и законченная мысль.
  3. Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова.
  4. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
  5. Предложение можно произносить с различной интонацией.
  6. Предложение можно обозначить символами и написать буквами.
  7. Из нескольких предложений можно составить рассказ.

В конце ноября начинается работа по знакомству детей с понятием «предложение».

Начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. Затем по действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.

Дети составляют предложения также по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).

А также на панно, где все предметы и изображения животных можно передвигать. Например: Собака сидит около дома. Лодка плывет по реке. Кошка вышла из-за дома.

Для развития интереса детей в работе применяем помимо перечисленных и такие задания, как: «правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне или на экране появится изображение героев сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и других.

Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение и положи лучик солнышка или лепесток цветка, листочки на березку и получится солнечная полянка, на которой стоит березка. Дети также составляют рассказы по серии картинок и по сюжетным картинкам.

Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них. На занятии логопед выставляет либо на доску, либо на экране картинку с изображением белки и елки с дуплом, сажает белку поочередно под дерево, на дерево, в дупло. Дети отвечают: «Белка сидит под елкой, белка сидит на елке, белка сидит в дупле». После каждого ответа логопед называет «маленькое слово» (предлог) в этом предложении. .

Затем детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной зеленой полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой зеленой полоской.

Логопед обозначает на доске символами предложение «Белка сидит в дупле»

!_________ _________ ___ ______________ .

Он предлагает составить схему этого предложения на столах.

Дети читают предложение и разбирают его вместе с логопедом, уточняя порядок слов в предложении, место «маленького слова»- предлога в нем.

В последующей работе ребята составляют и обозначают предложения символами по всем пройденным темам.

Работа по фонематическому анализу предложения усложняется после того, как дети учатся читать. Даем им такие задания, как

Подбери маленькое слово, написанное на карточке, к данному предложению по данной картинке.

Закончи предложение словом по смыслу: «Елочка, елочка, какая …….. (иголочка)».

Вставь в предложение пропущенное по смыслу слова: «Хитрая рыжая ….. повадилась ходить в курятник».

Составь предложение из слов, написанных в изображениях тучек.

В под дети грибы собирали

Можно давать ребятам карточки, на которых предложения изображены символами и они придумывают по ним свои предложения

Например:

Мама спит.

!____________ ___________ ___ _____________

Девочка идет в школу

!____ !_________ __________ _______

По Неве плывут корабли

Можно дать детям карточки, где в предложениях пропущен предлог. Они читают предложение и вставляют по смыслу нужный предлог.

Например: ….. дома отъехала машина.

Книга лежит ….. столе.

Вся работа с детьми по развитию связной речи проводится в тесном контакте с впоспитателями.