Наташа ростова у постели умирающего князы андрея, что значила для неё эта встреча и что возрождает её к жизни? Л.Н. Толтой "война и мир"

Стихотворение «Notre Dame» написано Осипом Мандельштамом в 1912 году. Именно в этот от литературного общества «Цех поэтов» отделилось новое направление. Его авторы называли себя акмеистами – «находящимися на вершине». В числе акмеистов оказался и Осип Мандельштам. Его лирика заявила об этом раньше, чем поэт примкнул к новому течению. Стихотворениям Мандельштама никогда не была присуща абстрактность и погружение во внутренний мир, характерные для символистов.

Каждая строка, каждая метафора у него – четкая линия цельного художественного полотна поэтического произведения. Таково и стихотворение, посвященное собору Нотр-Дам-де-Пари. Стоит отметить, что Мандельштам принял христианство в 1911 году. И больше всего его интересовали истоки католической веры. Изыскания в этой области вдохновили поэта на создание нескольких произведений, в том числе и «Notre Dame».

Размер стихотворения – шестистопный ямб. Он придает строфам и певучесть и ритмичность одновременно. Отсюда ощущение легкости строк, словно они действительно взлетают к самому куполу собора. И если у символистов эпитеты играют «служебную», проходную роль, то у Мандельштама они подчеркивают, усиливают качества описываемого предмета: «…Стоит базилика, и - радостный и первый -/Как некогда Адам, распластывая нервы,/Играет мышцами крестовый легкий свод».

У ключевого слова «свод» целых четыре эпитета и метафорическое сравнение с первым человеком на Земле. Так же, как Адам предстал перед Создателем, архитектурный венец предстает перед лирическим героем, которым является сам автор. Напряжение, созданное в первом четверостишии, рассеивается во втором: «…Здесь позаботилась подпружных арок сила,/Чтоб масса грузная стены не сокрушила,/И свода дерзкого бездействует таран». По сути, здесь описана динамическая статика.

Сильные, выразительные эпитеты – «подпружные» арки, «грузная» масса, «дерзкий» свод – рисуют нам картину архитектурного творения, живущего своей жизнью. И справляются с этим лучше, чем почти незаметные глаголы – «позаботилась», «сокрушила», «бездействует».

В третьем четверостишии поэт говорит о синтезе антагонистичных культур и религий, из которого возникла непостижимая красота рукотворного шедевра: «Души готической рассудочная пропасть,/Египетская мощь и христианства робость,». В заключительном четверостишии поэт подводит итог своим наблюдениям. Как матрешка в матрешке, здесь заключена метафора в метафоре: нависший свод собора символизирует собой некую угрозу, которая в свою очередь олицетворяет сомнения и творческие метания автора.

Размышляя, лирический герой обнаруживает, что угроза в то же время является и стимулом к созиданию: «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/Я изучал твои чудовищные ребра,-/Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам…».

Тема: «Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского»

Г. Москва 2011г.

Болконский – один из самых значимых и неразгаданных до конца персонажей романа-эпопеи «Война и мир». Он относится к числу вымышленных героев, что позволяет автору вкладывать в него свои размышления о мире, делать его глубоким, разносторонним, противоречивым человеком, содержащим в себе самые противоположные и загадочные качества, не обязывая себя перед историей. В то же время князь Андрей не оторван от реального мира и исторических событий своей эпохи, он живёт в реальной России того времени, служит реальному императору Александру и даже участвует в реальных сражениях: Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском. Эта связь вымышленного персонажа с настоящей жизнью и историей, свои неповторимые и однозначные взгляды на которую непрерывно доносит до читателя, позволяет глубоко погрузиться в понимание и непонимание мира автором, людьми того времени и самому задуматься о неразрешимых загадках вечного и преходящего.

Андрей Болконский, кроме того, относится к ищущим смысл жизни героям. Подобно Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, он постоянно находится в поисках самого себя и истины, совершает ошибки, внутреннее развивается. О князе Андрее нельзя сказать, что он готов бескорыстно любить окружающих его людей, что открыт миру и живёт состраданием, самопожертвованием, как княжна Марья и Платон Каратаев. О нём нельзя сказать и того, что слава, положение в обществе и личная выгода стали для него целью жизни навсегда, как у Берга или Бориса Друбецкого. Андрей Болконский удивительно радикально меняется на протяжении романа. Князь Андрей сталкивается с двумя самыми противоречивыми сторонами бытия , подобными войне и миру, – жизнью и смертью. Ничья жизнь не была так наполнена поисками, ничья смерть не вызвала столь разных реакций.

Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. События, такие как смерть жены, рождение сына, война, сражения при Шенграбене, Аустерлице и Бородине, любовь к Наташе, разговоры с Пьером и даже «встреча» со старым дубом сильно влияют на него. Князь Андрей совсем иначе рассуждал о жизни и смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения целью его жизни была слава, его лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Мысли Андрея Болконского в этот период, отражающие его внутреннее состояние, пугают: «Никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...». Но, наблюдая за происходящим на поле боя, он видит, что истинные герои, как Тушин, за которого вступается князь Андрей, не находят признания; незаслуженная слава достаётся хитрым, пронырливым людям, таким как Жерков и Берг. Получив ранение в голову, он смотрит на небо и в этот момент осознаёт что-то вечное, значимое, после чего понимает ничтожность своего прошлого кумира и всего остального, земного по сравнению с этим небом: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

Князь Андрей считал, что, ища славы, он жил для других и этим погубил свою жизнь. Но так ли это?

Андрей Болконский не верит в бога, ему смешна вера его сестры и навещающие её странницы. Но он согласен с тем, что добродетель имеет смысл только в случае существования бога и вечной жизни. После разговора с Пьером на пароме он впервые после Аустерлицкого сражения видит небо. После он встречает Наташу и, наконец, видит дуб в сочной тёмной зелени. С этого момента Андрей Болконский вновь готов жить и искать смысл жизни. Теперь он верит в возможность повлиять на будущее, увлекается деятельностью Сперанского. Но и это ненадолго.

Кульминационная во всех смыслах - война 1812 года - положила начало концу жизни князя Андрея. Теперь война не способ добиться славы, теперь он говорит о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». Теперь смерть подобралась к князю Андрею совсем близко, он видит её сразу, глядя на осколок гранаты: «Неужели это смерть?... Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь». Теперь наступает реальная борьба жизни и смерти, а не рассуждения о них, теперь они уже не ничтожны. Князь Андрей понимает, что любит жизнь и хочет жить, понимает всё то, что пытался понять всё это время, слишком поздно осознаёт то, что не мог осознать долгие годы. И христианскую любовь к людям княжны Марьи, и прощение врага. С этого момента начинается длинная, непонятная, загадочная борьба в сознании Андрея Болконского. Но он с самого начала знал, что смерть одержит в ней победу.

Каждый по-своему воспринял смерть князя Андрея, что ещё раз по-особенному характеризует этого персонажа: Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего из души перед осознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Ничья смерть в романе не описывается с такой подробностью, глазами и мыслями окружающих людей, с таким глубоким изучением затуманенного сознания умирающего. В конце концов, после долгого утомительного поглощения князя Андрея смертью он переворачивает всё с ног на голову. После своего последнего сна князь Андрей понимает, что для него смерть – пробуждение от жизни. «Да это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!».

Внутренние монологи Андрея Болконского, его поступки, отношения с окружающими и его восприятие жизни и смерти во многом помогают понять восприятие автора романа. Его неоднозначная жизнь, противоречивые мысли, простой, но и загадочный, долгий путь к смерти - всё это отражение внутреннего мира множества людей, ищущих смысл жизни и ключ к разгадке тайн человеческого разума, такого, каким его видит.

Библиография:

http://**/default. asp? trID=295

http://slovo. ws/geroi/033.html

  • , 40.39kb.
  • Урок литературы в 10 классе Тема: «Тема «горячего сердца» , 142.99kb.
  • Урок литературы в 6 классе. Учитель О. С. Маевская Вконце прошлого года мы прочитали , 39.61kb.
  • Урок русской литературы в 7 классе. Тема: М. В. Ломоносов. Оды , 35.6kb.
  • Урок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность» , 166.15kb.
  • Урок литературы в 8 классе тема урока: «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема , 108.04kb.
  • Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова , 169.91kb.
  • Урок литературы в 10 классе.

    Тема: «Наташа Ростова на пути к счастью»

    I. Стадия вызова.

    Учитель читает стихотворение…

    Ходит тёмной аллеей Болконский,

    Задумчивый, бледный…

    Мечтает о славе,

    Для нее лишь одной он живет…

    Смерть и раны,

    Потеря жены –

    Ничего уж не страшно ему…

    Разочарованья,

    взлеты –

    все это станет судьбою его…

    И поймет князь, что в мире, огромном и вечном,

    Что может ценнее быть славы его:

    Это НЕБО в бездонной своей бесконечности синей,

    БЛИЗКИЕ,

    Мечется Пьер,

    В мире правду ища…

    В щедрость людскую,

    Порядочность искренне веря…

    Вот вопросы, что мучают душу его:

    Что дурно? И что хорошо?

    Что надо любить и что ненавидеть?

    Что есть жизнь, что есть смерть?

    Для чего надо жить?

    О, как страдает мучительно он от боли

    Всеобщего горя и потерь,

    И всем существом, усилием воли

    Ждет перемен,

    Быть вполне хорошим быть без всякого залога,

    без выкупа у Бога и судьбы…

    Он ненавидит тех,

    Кто живет, предательством играя,

    чья наглая уступчивость - без края,

    чье злобное презрение – без дна…

    И, истину в мученьях постигая,

    Поймет он сам, страдая, мучаясь, любя:

    Величья нет лишь там,

    Где места нет ДОБРУ,

    Где жизнь почувствовать во всем её цвету

    Мешает СМЕРТЬ

    И гибнет ПРАВДА…

    У Наташи распахнуто в полночь окно…

    Дышит чудною прелестью сад,

    И задумчиво светит луна…

    И готова Наташа взлететь высоко-высоко

    Над землею таинственной,

    К звездам, далеким и ярким….

    Жизнь для неё не станет дорогою легкой

    В поисках мира и счастья на свете…

    О, как трудно ей было!

    Но она не забыла

    Разлуки, что были так тяжелы,

    И встречи с любовью…

    Они по-весеннему радостны были…

    Она училась любить и прощать,

    Любить легко, отвержено и грустно…

    В чем прелести ее секрет?

    Нам разгадать его совсем не сложно:

    ЛЮБИТЬ…. Она несет свой крест

    По жизни столько, сколько можно…

    Странный мир такого далекого века и

    гроза далекой суровой войны

    В твой и мой мир врываются

    со страниц величайшей книги-судьбы…

    Тишина за окном…

    Нас никто не тревожит.

    И мы снова листаем потертый от времени том…

    Мы читаем роман

    и на каждой странице итожим,

    Ищем мы продолженье

    Любимых героев судеб…

    То возвращаемся снова и снова

    в дом хлебосольных Ростовых,

    то уносимся в Лысые Горы,

    к героям,

    над которыми время невластно,

    к подвигу, к страстным порывам готовым…

    С ними и нам уж прощаться так жаль…

    И, том закрывая, мечтаем о собственном СЧАСТЬЕ,

    О светлой ЛЮБВИ

    и о НЕБЕ, в своей бесконечности синем…

    Тишина за окном,

    Нам ничто не мешает…

    В окна струится по-весеннему ласковый день…

    Но сквозь тени веков,

    И сквозь тот же шепот, и то ж придыханье

    Услышишь вдруг ты эхо важных слов,

    Что сказаны прекрасными людьми

    И что звучат, как заклинанье,

    На неизменном языке любви,

    Все те же самые признанья:

    «Надо жить,

    Надо верить,

    Надо любить….»

    Учитель:

    Вспомнили героев Толстого? Узнали?

    Их судьбы, по мнению критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и грядущих».

    О Пьере и Андрее Болконском мы говорили. Героиней сегодняшнего урока станет Наташа Ростова.

    ^ Проблемный вопрос.

    Лев Толстой утверждал:

    «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». (Запись на доске).

    Писательница 6о-х годов 19 века в статье « Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женской эмансипации. Кто же прав, автор романа или критик? На этот вопрос попрошу ответить в конце урока.

    ^ II. Стадия осмысления.

    Беседа по вопросам:

    1. С какими женскими образами мы встречались, изучая литературу 19 века?
    2. Какие они? (Вспоминая героинь, учащиеся отмечают: романтичные, одухотворенные, знают место в жизни, сильные натуры, могут пожертвовать собой, неуспокоенные сердца и т.д.).
    3. В романе много женских образов. Назовите их. Какие они? Кто любимый идеал Толстого?
    4. Почему автор более всего любит Наташу?
    5. «Люди, как реки»,- замечал Толстой. Как вы понимаете эти слова?
    (Ребята рассуждают и о «диалектике души», отталкиваясь от образа Наташи)

    Учитель:

    Чтобы правильно понять смысл образа Наташи, чтобы понять ее поступки, чтобы ярче представить ее стремление к счастью, чтобы понять, почему именно она идеал Толстого, обратимся к наиболее ярким моментам её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души»

    Итак, первая встреча ( Учащиеся работают с т. 1ч.1 гл.7-11, читают портрет Наташи).

    Красива ли Наташа? В чем её прелесть?

    /Учащиеся отмечают простоту героини, естественность, жизнерадостность, искренность – главное в её обаянии! В ней есть какой-то внутренний огонь, особая духовная переполненность. «Она порох!» - говорит о ней мать. Наташа переполнена жаждой

    Вторая встреча. Жажда жизни влияла каким-то образом на людей, которые были рядом с нею. Вот князь Андрей едет к ростовым в Отрадное по хозяйственным делам. Он разочарован. Кажется, уже ничего не может вернуть его к жизни. Он убежден: ничего не надо начинать, не надо… он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. И вдруг…

    (Учащиеся читают т.2, ч3, гл.2. стр. 454-455 эпизод встречи с Наташей по дороге в Отрадное)

    Ученик читает наизусть эпизод «Ночь в Отрадном» (т.2,ч.3, гл.2. стр.455) под звуки «Лунной сонаты» Бетховена.

    Учитель:

    Светлый, счастливый мир Наташи поможет князю Андрею по-новому чувствовать ощущать мир.

    А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

    А как оценивают

    ^ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ (прием)

    Учитель: вот еще одна страница в литературе, где герои встречаются под луной.

    В.Шекспир «Ромео и Джульетта ».

    Клянусь тебе

    Священною луной,

    Что серебрит цветущие деревья…

    Джульетта:

    О, не клянись луной

    Непостоянной,

    Луной, свой вид меняющей

    Так часто,

    Чтоб и твоя любовь

    Не изменилась…

    Учитель:

    Луна, холодная луна – это все-таки знак, что любовь порвется, что ей не суждено быть…

    А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

    А как оценивают поведение Наташи Берг, Пьер? Вера?

    /Берг: «У неё неприятный характер, и ума нет…и эдакое, знаете…неприятно….»

    Пьер (в разговоре с Мари Болконской): «Умна ли она? Я думаю, нет. Она не удостаивает быть умной… Она обворожительна, и больше ничего…» Вере, сестре. Она тоже кажется глупой…/

    А каким было бы ваше отношение к Наташе, если бы она была вашей одноклассницей?

    - А какими нравственными критериями оценивает Толстой своих героев?

    /Оценивает их одним: насколько близки они к народу, природе. Мы ни разу не увидим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле, в лесу. Они словно застыли в своей неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки».

    ^ Учащиеся читают эпизод «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7 стр.551)

    Почему Наташей все любуются?

    / главная идея этого эпизода: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимой. Толстой так определяет её жизненный путь: «Сущность её жизни - любовь». Она живет любовью, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

    Первый бал Наташи.

    Учитель:

    Это самые мои любимые страницы в романе. Почему?

    Волнения, тревоги…Кто их не испытал, идя на первый в своей жизни бал? Первый выход, первое ожидание ЕГО, желание быть приглашенной и на танец ИМ!

    Просмотр эпизода «Первый бал Наташи» из видеофильма «Война и мир» (7 минут).

    Беседа:

    1. Как думаете, почему в этой сцене автор прибег к внутреннему монологу?
    2. Как сложится судьба Наташи дальше, после бала? /Бал- начало любви её и князя Андрея/
    3. Чем она пленила Андрея?
    / «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежды, свет; другая – всё, где её нет, там уныние и темнота. Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив» Он полюбил её за естественность. Он любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа/.

    4. Что же заставило князя Андрея на год отсрочить свадьбу? Зрелый человек, Андрей мог ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с мнением старого Болконского?

    /он как бы зацикливается на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не интересует. Он поступил эгоистично. Можно ли в любви думать только лишь о себе?

    Поистине гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Поэтому-то Толстой не оставит наших героев вместе на всю жизнь. Тяжело Наташе в разлуке с князем Андреем.

    Что чувствовала она? что переживала? /нравственную болезнь/.

    ^ Ребята слушают стихотворение поэта Кочеткова «С любимыми не расставайтесь».

    И пусть героев стихотворения отделяют от Наташи и Андрея не один десяток лет, но любовь, встречи и разлуки люди переживают одинаково.

    Учитель:

    Почему Наташа увлеклась Анатолем?

    Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы её судить?

    ^ Анализ эпизода «Наташа у постели умирающего князя Андрея».

    Работа с репродукциями картин Шмаринова /выступление ученика/

    Учитель:

    Читает т.4, ч. 4, стр.493- 495 «Наташа после смерти князя Андрея».

    Что же возрождает Наташу к жизни?

    /Что же? Страдания её были велики. Она одинока. Соня, мама, отец – у них все как всегда. У неё нет ЕГО! Произошло непоправимое.

    Но вот горе обрушилось на семью: погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну. Сначала Наташа не понимает чувств матери. Но кто ещё может помочь маме? Наташа её поддержка. Поддерживая мать, она и сама возрождалась к жизни.

    «Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»,- пишет Толстой. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними/.

    Наташа – русский характер? Русская душа?

    Соответствует ли она тем критериям, которыми оценивает своих героев Толстой?

    Эпилог романа.

    Какой мы видим Наташу в семье?

    /Пересказ ученицы/

    III. Стадия рефлексии.

    Обращаемся к эпиграфу: кто же прав: Толстой или критик, утверждавший Наташу в отсутствии стремления к эмансипации? /ребята высказываются/

    - К чему же пришла героиня?

    - Чего добилась в жизни?

    / Наташа многое пережила. Душевные страдания, конечно, её изменили: она стала чувствовать глубже, они стали сдержаннее, и внешне изменилась. Женщина, которую мы видим перед собой в конце романа, безразлична к проблеме эмансипации. Но видим мы её в самый прекрасный момент её жизни, когда важнее ребенка нет ничего важнее. А её отношение к мужу? Не все понимала она в его деятельности. Но он для неё – самый лучший, самый честный, самый справедливый. Пьер занимается деятельностью, которая может вывести его на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, бросив все, последует за ним и в Сибирь.

    Учитель читает сочинения ребят, которые выполняли в качестве домашнего задания:

    Юноши писали на тему: «Каков мой идеал женщины», а девушки – «В чем я вижу своё счастье?»

    «Счастье уже в том, что живу… но любить и быть любимой – об этом любая девчонка мечтает…».

    «Быть счастливой – это значит быть признанной в обществе, иметь много друзей, никогда не терять самообладания, верить в добро и справедливость и самому вокруг себя делать счастливыми людей…».

    «Счастье- это иметь хорошую работу, …чтобы родные твои были всегда здоровы. Чтобы тебя любили… и понимали…».

    «Счастье любой женщины состоит в благополучии семейной жизни. работа тогда будет увлекать, когда у тебя крепкий тыл и ты знаешь, во имя чего трудишься…».

    «Счастье – быть удачливой во всем, преуспевающей. Если этого добиться, тогда и любовь, и уважение к этому приложатся…»

    «Я не знаю, что такое счастье… Вот я встала - утро солнечное, мама слово ласковое сказала… мне хорошо-хорошо… хорошо, что живу, что меня любят и ценят…».

    «Счастье женщины – в детях…».

    «Идеал? Сейчас таких нет. Готовы с парней не слазить, образно выражаясь, всю жизнь сидеть и скрипеть: то не то, а это не так..».

    «хочу, чтоб моя будущая жена была красивая не внешне, а внутренне. Была мне верна всегда. Любила меня, детей. Была хозяйственной, умела готовить, садить грядки, выращивать цветы, а обрабатывать я их буду. И чтоб работала и имела хорошее здоровье… ».

    «Идеальная женщина – это та, для которой главное – дом, семья, в которой она создает уют, бережет семейный очаг. Верность, преданность и любовь должны царить в этой семье. Остальное – второстепенное…».

    Учитель: Идеалы наши не совсем совпадают. Наташа другая, она жила в другое время. Но у неё можно поучиться умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой и любящей матерью, растить достойных дочерей и сынов Отчизны.

    Сочинение – размышление «Почему Наташа Ростова – идеал Толстого?»

    / / / Анализ эпизода «Наташа у раненого князя Андрея» (по роману Толстого «Война и мир»)

    В романе Льва Толстого «Война и мир» читатель знакомится со многими персонажами, судьбы которых совершенно не похожи, поступки которых совершенно неординарны. Обобщая манеры поведения своих героев, автор пытается вывести определенную нравственную формулу, которая распространялась на всех людей того времени.

    Невероятно увлекательны отношения главной героини – и князя . Когда девушка узнает о ранении любимого, о том, что посещать его в данный момент нельзя, в ее голове появляются всяческие мысли и планы. Когда до Натальи доходили стоны, хоть и не Андрея, но, такого же страдающего человека, она обливалась слезами. Возможно, происходило это из-за чувства глубокого сострадания, или же от беспомощности, от бездейственности. Поэтому, несмотря ни на что, героиня решительно настроилась проведать Андрея.

    Она ожидала засыпания матери и Сони. Изба была наполнена непонятными стуками. Это билось сердце девушки от волнения. Не побоялась Наташа увидеть искалеченных людей, находившихся рядом с князем. Искала она в измученных лицах родные черты.

    Уже прошла неделя, как Болконский пришел в себя. Однако доктор был совершенно не доволен состоянием его повреждений. Раны были очень серьезными. Врач восхищался тем, как князь терпел такую невыносимую боль, а, Андрей, в свою очередь еще и подшучивал, что желает получить книгу для свободного прочтения. Он пытался создать атмосферу своего хорошего самочувствия. Только вот желанной книгой было Евангелие. Думаю, что Болконский также осознавал серьезность своих ран и перед смертью хотел очистить душу.

    Встреча Андрея с Наташей успокоила его. Сердце князя было наполнено настоящими чувствами. Теперь он по-новому смог переосмыслить любовь к этой девушке. Конечно, Наташа, вся измученная терзаниями и запухшая от слез, выглядела не в лучшем свете. Однако Андрей обращал внимание лишь на сверкающие от счастья глаза.

    С этого момента Наташа ни на мгновение не отходила от князя. Доктор был удивлен таким влечением ухаживать за раненым. Мать девушки не стала противиться встречам влюбленных. Они были бескрайне счастливы!

    Данный эпизод романа показывает Наталью в лучших чертах. Она любящая, готовая на все, девушка, которая пытается всячески помочь своему любимому выбраться из беды, поправиться и стать на ноги. А князь, в свою очередь, отвечает взаимными чувствами и искренней любовью.

    На протяжении данного эпизода читатель может наблюдать за взрослением героини. Она умеет не только любить, а и заботиться, ухаживать за раненным Андреем. В такой сложной ситуации Наташа проявляет всю свою доброту, нежность и упорство характера.

    Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к сочинению.

    Оборудование: ОСК; фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена «Лунная соната», статья Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»; статья Цебриковой – Николаевой «Наши бабушки».

    Оформление: на доске число, тема. Портрет Л.Н.Толстого. Портреты девушек: Ильинская, Ларина и т.д. в центре Наташа Ростова и цитаты «Я не жил прежде. Теперь только я живу» (Андрей Болконский). «Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка». « Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать» (Пьер Безухов)

    ОСК на экране – схема.

    На экране лексическое значение слов:

    Синтез - единство (метод единства - единое целое)

    Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена ограничений. Уравнивание в правах.

    «Диалектика души» - (искусство) вести спор, беседу.

    Ход урока:

    Вступительное слово учителя:

    Вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Среди них - и такие:

    Ходит темной аллеей
    Болконский,
    Задумчивый, бледный.
    У Наташи Ростовой
    Распахнуто в полночь окно.
    И никто не тревожит
    Колокольчик на дереве бедных,
    Словно граф – правдолюб,
    Из усадьбы уехал давно…
    Вместе с солнцем встает
    Этот пахарь –
    Писатель России,
    И, как солнце, несет нам
    И свет,
    И тепло,
    И добро.

    На экране высвечивается портрет Л.Н.Толстого

    Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л.Н. Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, - «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей. И прошлых лет, и будущих»

    Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

    На экране высвечивается портрет Н.Ростовой

    Цель нашего урока: мы должны провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташе Ростовой, чтобы этот материал поможет вам при написании заключительного этапа работы – сочинения.

    На экране высвечивается лексическое значение слова «СИНТЕЗ»

    (Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «СИНТЕЗ»)

    Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

    А талантливая писательница 60-х готов XIX века Цебрикова - Николаева в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

    На экране высвечивается лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»

    (Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»)

    Как вы понимаете слово проблема?

    Ответ учеников: Это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

    Учитель: Итак, начинаем с беседы по вопросам. Давайте вспомним, с какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века?

    Ответ учеников: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская и т.д.

    Учитель: Обратите внимание на доску, здесь помещены портреты тех девушек, которые были идеалами у Пушкина, Тургенева, Гончарова, Чернышевского.

    А каков идеал женщин у этих писателей? Как они представляли роль в обществе?

    Ответ учеников: Идеал Тургенева, Чернышевского, даже Гончарова – свободная женщина, которая умеет любить и сама любит, стремится стать соратницей своего мужа. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу, распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Она романтична. Для женщин писателей Тургенева и Чернышевского характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца.

    Учитель: А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

    Ответ учеников: Наташа – идеал писателя.

    Учитель: Почему? Почему Л.Н.Толстой больше всех героинь любил Наташу?

    Чтобы правильно разобраться в этом, чтобы раскрыть образ Наташи, мы должны остановиться на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».(Мы о диалектике говорили на предыдущих уроках).

    На экране высвечивается лексическое значение слова «Диалектика души»

    «Диалектика души» - это:

    Диалектика – искусство вести беседу, спор.

    1. Метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии.

    2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии её форм.

    Вопрос к иллюстрации, которая находится у каждого учащегося на парте

    Учитель: Скажите, удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель?

    Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у художника Шмаринова?

    Ответ учеников:

    Художник Шмаринов стремился показать внутренний огонь, особую духовную переполненность. Он изобразил то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая-то своя, никому не ведомая жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других: Соню, Бориса и остальных детей, изображенных художником Шмариновым.

    На экране – тринадцатилетняя Наташа. Первый бал Наташи.

    Тихо звучит вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир». На фоне музыки ученик читает эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III .)

    Постепенно звуки вальса нарастают и обрываются.

    Учитель: Итак, впервые мы встречаемся с Наташей - тринадцатилетней девчонкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Прочтите описание её поведения, портретную характеристику, внимательно посмотрите на иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых» и ответьте на вопрос: «В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?» Посмотрите, красива ли Наташа?

    Ответ учеников: Внешне - нет! Л.Н.Толстой много раз это подчёркивает. Но обаяние её – в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всем участвовать. Именно такой предстаёт перед нами Наташа при первой встрече с нею.

    Учитель: А вторая встреча?

    Ответ учеников: Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное – имение Ростовых. Он переживает тяжёлый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но вдруг случается нечто. Мир словно пробуждает его ото сна. Эта встреча князя Андрея с Наташей говорит о неистребимой жажде жизни героини, которая влияла на людей, находящихся рядом с нею.

    Работа с текстом:

    (т. II, ч. III, гл. II.) и прокомментировать этот отрывок.

    Ответ учеников: Встретив впервые Наташу, он удивлён, встревожен: «чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как берёзка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живёт и любит жизнь. Болконский был искренне убеждён: «ему начитать ничего не надо, он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Наташа помогает Андрею по-новому взглянуть на мир.

    Учитель: Да! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она (ночь) обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

    Давайте зачитаем отрывок «Ночь в Отрадном» (т.II, ч.III, гл.2) и послушаем «Лунную сонату».

    Дети читают отрывок; звучит музыка «Лунная соната»

    Учитель на фоне музыки:

    Мы с вами сочувствуем князю Андрею, который огорчен, что этой девочке «нет дела до его присутствия», а умение Наташи видеть и чувствовать красоту окружающего мира помогает нам заглянуть в себя, в сокровенные уголки своей души.

    Учитель: Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки…

    Как вы понимаете эти слова? Почему как реки? Скорее всего, для Л.Н.Толстого река – это жизнь, которая течёт, меняется. Можем ли мы это определение отнести к Наташе и Андрею?

    Чтение эпизода « У дядюшки»

    Учитель: Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? Заметили ли вы, что они близки к народу, к природе? Считаете ли вы, что без эпизода « У дядюшки» нельзя представить себе сущность главной героини.

    Задание учащимся:

    Проанализировать сцену «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7) и объяснить слова Наташи о счастье пребывания у дядюшки?

    На экране сцена пляски

    Проанализировать сценупляски (т.II, ч. IV, гл.6) и проследить, как проявляется характер Наташи в ее танце?

    Учитель: В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:

    «В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

    «Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

    Вспомните первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя.

    В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

    Звучит вальс Прокофьева

    На фоне музыки читается эпизод первого выхода в свет героини (т. II, ч. II, гл. 16-17)

    Первый бал героини стал началом любви её князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи. Так что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

    Ответ учеников:

    Его отец поставил жёсткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

    Учитель: Зрелый человек не ослушался отца или не захотел? Почему он не смог не согласиться с условием отца?

    Ответ учеников: Мог, если бы был уверен в Наташе, если бы больше понимал Наташу. Чувства девушки его мало интересовали. Он не понимает, что в любви нельзя думать только о себе.

    Ученик и ученица читают стихотворение

    Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»

    На экране эпизод «В театре» . Работа с текстом. Задание учащимся:

    Проанализировать эпизод «В театре» (т.II, ч. V, гл.9-10) и ответить на вопрос:

    1. Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает?

    Ответ учеников: После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла.

    Учитель: В описании театрального представления Л.Н.Толстой использует особый прием отстранения – описывает знакомое явление как впервые увиденное и поэтому воспринимаемое героиней необычно, странно. Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд, и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя» (конец 9 главы). В этом состоянии она и увлеклась Анатолем Курагиным и отказала своему жениху.

    Вопросы: 1.Как вы думаете, почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

    2.Что привлекло Наташу в Анатоле?

    3. Как Наташа воспринимает Анатоля?

    Ответ учеников: Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой львицы, Наташа невольно поддаётся ее воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и обязательно женится на ней.

    Учитель: Сейчас мы должны понять или осудить Наташу. Как вы расцениваете поступок Наташи?

    Ответ учеников: Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолием произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой, и это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой – гениальный художник слова, таковы его герои, которых он ведёт по реке жизни.

    Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту. Поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах.

    И героиня пишет записку княгине Марье, в которой пишет, то не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Такова её сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и смешным силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.

    Видеофильм

    (эпизоды: « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея»)

    Учитель: Что мы видим на экране?

    Ответ учеников: Страдания, одиночество. Милосердие было присуще русской женщине, теряющей на войне родных и близких.

    Вопросы: 1. Что значила эта встреча для Наташи?

    2. Что же возрождает Наташу к жизни?

    Ответ учеников: Наташа знала, что свидание будет мучительно, и тем не менее она была убеждена, что оно (свидание) было необходимо. Именно любовь возрождает ее к жизни. На семью Ростовых обрушилось горе в тот момент, когда Наташа было одинока, когда страдала. Погиб брат Петя, ещё совсем мальчик. И, поддерживая мать, Наташа поняла, что сущность её жизни – любовь, что она ещё жива в ней, так как автор показывает любовь Наташи к матери. Гибель брата, как ни странно, вызвало Наташу к жизни. Наташа хочет быть рядом с людьми. Наташа – это настоящая русская душа, она старается быть полезной людям, она умеет сопереживать.

    Учитель: Давайте докажем, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

    Ответ учеников: К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им даёт именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните её пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поёт народ». Эта девушка умела понять всё, что было во всяком русском человеке.

    Ответ учеников: Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи появляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, её слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким она лицом вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым. Нелегко решиться на это её родителям. На подводах необходимо было вывести хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но поступить граф Ростов иначе не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.

    Учитель: Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди. «Люди, как реки…». Они близки к народу, к природе. Наташа Ростова проста, добра, естественна, музыка и пение – её символы, она сливалась с природой.

    Но мы ни разу не увидели ни Элен, ни Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди, как реки…» Этим они абсолютно противоположны главной героине.

    Видеофильм

    (эпизод: «Наташа требует отдать подводы раненым»)

    Учитель: Что ж, мы с вами подошли к эпилогу романа.

    Расскажите, как показана Наташа в эпилоге? К чему пришла? Чего добилась в жизни?

    И именно сейчас мы сможем ответить на проблемный вопрос: кто же прав: те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н. Толстой?

    Ответ учеников:

    Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, появление их более сдержанными. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.

    Л.Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего!

    Ответ учеников: А её отношение к мужу? Он для неё – самый честный, самый справедливый, самый лучший. Она пойдёт за ним даже в Сибирь, на каторгу.

    Учитель: Согласны ли вы с Толстым в трактовке этого образа, который был его идеалом?

    Ответ учеников: Не совсем, но Наташа Ростова учит нас делать добро, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, матерью, просто жить и я, думаю, это здорово.

    Опорная СХЕМА - КОНСПЕКТ «Наташа Ростова»

    (прим. со схемой-конспектом вы можете ознакомиться во вложении к данной авторской работе)

    Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим опорную схему и попробуем её прокомментировать.

    В центре – сама Наташа, она как родник чистой воды в болоте – всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу:

    Кого – сразу?

    Берга, который о Наташе сказал: « У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

    Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречён…

    Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё.

    Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки – и не смог.

    Брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь;

    Княжне Марье она приятна, позже их свяжет крепкая дружба.

    Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому их орбита стрелки, обозначающей её, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми.

    Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и Наташе окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Правда, путь её с Андреем не такой уж длинный, поэтому изгиб стрелки короче, по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

    Вопрос:

    Скажите, зачем нам нужна эта схема?

    Ответ учеников:

    Увидеть, что с Наташей рядом хорошо тем, кто ценит её искренность, душевную открытость, что Наташа своей любовью помогает людям.

    Проверочная работа

    Учитель: Посмотрите внимательно на вопросы, которые находятся у вас на парте. Вам даны основные черты образа Наташа в романе. Какие из них наибольшей степени отвечают нашим впечатлениям и почему?

    Вопросы на парте у учащихся:

    1. «Наташе, как почти всем Ростовым свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость…»

    2. «Сущность ее жизни – любовь. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей».

    3. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия и горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр и мудр».

    Видеофильм. Эпизод эпилога романа: «Пьер в детской»

    Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа

    Учитель: Вот мы и подошли к решению вопроса, который мы с вами озвучили в начале урока. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

    И кто же прав, Цебрикова – Николаева, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н.Толстой?

    Ответ учеников были различны: кто-то осуждал Наташу, кто-то восхищался главной героиней, кто-то уверенно заявлял, что в конце романа Наташа предстает перед нами женщиной, которая безразлична к проблеме женской эмансипации. И хотя мы не во всем, может быть, согласны с автором романа Л.Н.Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать, что многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой, ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью.

    Домашнее задание

    Показать, как князь Андрей и Пьер становятся полноправными героями народной эпопеи. Почему Л.Н.Толстой выделяет двух главных героев, а не одного.

    Оценки за урок

    Список литературы:

    Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»