Характеристика катерины измайловой. Русский язык и литература

/ / / Образ Катерины Измайловой в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Образ Катерины в очерке Лескова очень противоречив. Вначале произведения женщина выступает в роли жертвы. Она несчастна в браке, так как супруг, помимо того, что старше ее, так еще и не уделяет ей внимания. Они с отцом постоянно заняты работой и приумножением капитала.

Катерина Львовна же в это просто умирает от скуки. Возможно, если бы у них был ребенок, это бы как-нибудь разбавило ее быт, но ее муж бесплоден. Однако в отсутствии наследников упреки доходят только до девушки, что заставляет ее еще больше мучиться.

Однако постоянная роль жертвы Катерину Львовну не устраивает. Она жива и хочет любви. Поэтому, когда супруг надолго уезжает, девушка, начинает принимать ухаживания молодого приказчика Сергея.

Ее интерес к мужчине с каждым днем возрастает, несмотря на его плохую репутацию. Вскоре, мужчина становится ее любовником и человеком, без которого она не представляет дальнейшего существования.

Когда ее тайная связь вдруг случайно раскрывается свекром, девушка незамедлительно «решает» возникшую проблему. Она безжалостно травит мужчину, подмешав крысиный яд ему в грибы. В этот момент девушкой движет чувство мести, так как свекр не только наказал Сергея плетями, но и заточил его в погребе.

Безнаказанность окрылило женщину. Она перестала бояться людской огласки, а тому, кто что-либо мог сказать, она щедро заплатила. Поэтому, люди хоть и догадывались о ее любовной связи с местным приказчиком, предпочитали молчать.

Однако не оставлял «возлюбленную» в покое. Он часто говорил о том, что по возвращению Зиновия Борисовича станет неугодным для Катерины. Но Катерина Львовна, кажется, придумала, как она расправится и с супругом. Женщине противна была сама мысль о том, что она должна будет делить ложе с кем-нибудь другим.

Женщину обуяла сильная ненависть ко всему, что было связанно с «прошлой» жизнью. Ведь только Сергей научил ее любить, радоваться, чувствовать и желать. Это желание было хищное и непреодолимое. Оно призывало бороться и не отступать. Горе будет тому, кто станет у женщины на дороге.

Зиновий Борисович не догадывался о перевоплощениях, которые произошли с его женой. Ему доложили об ее измене, а так же о странной и скоротечной кончине отца. Мужчина спешил за разъяснениями. Однако мужчина не ожидал увидеть той картины, которая предстала перед его очами…

Позже, когда молодая купчиха с полюбовником расправились и над Зиновием, то спрятали его тело в подвал.

Теперь Катерина становилась прямой наследницей всего капитала Измайловых. Но нужны ли ей были эти деньги?! Нет! Она была счастлива уже потому, что рядом был мужчина ее мечты. Ради него она не остановится ни перед чем, и именно от него, она ждет ребенка.

Нужна ли сейчас ей эта беременность? Нет. Сейчас ребенок женщине не был уже нужен. Она никогда бы не стала для него хорошей матерью.

Когда женщину с любовником застали за убийством племянника и действующего наследника Феденьки, то пару сразу задержали. После наказаний «влюбленных» отправили по этапу, где Катерина Львовна, наконец, узнала цену своей любви. От рожденного младенца она сразу отказалась, а Сергей, перестал обращать на нее всякое внимание. Мужчина влюбился в другую девушку.

Катерина под взглядами мужа, свекра и Феденьки в последний раз идет на двойное убийство. Она прыгает за борт и толкает туда же соперницу…

1. Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — купеческие жены.
2. Образ Катерины Измайловой.
3. Образ Катерины Кабановой.
4. Сходство и отличия героинь.

А. Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих произведениях так же обращался к купеческому сословию. И очень интересным для нас является рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Главную героиню этого произведения зовут Катерина, она теска главной героини пьесы Островского «Гроза». И обе они купеческие жены. Но сходство Измайловой и Кабановой на этом заканчивается. Катерина из рассказа Лескова и Катерина из пьесы Островского отличаются друг от друга так сильно, насколько это вообще возможно. Лескова по праву называют писателем-реалистом. Он на самом деле изображает реальную жизнь, рисует объективно человеческие характеры. Но характеры обычных, на первый взгляд, людей оказываются такими, что у читателя возникает множество вопросов. Каким чудовищем может оказаться человек! Именно такие мысли возникают после прочтения рассказа, главной героиней которого является Катерина Измайлова. В начале рассказа читатель узнает, что Измайлова — обыкновенная купеческая жена, молодая, красивая женщина. Муж ее стар и не привлекателен. Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна. Катерина Кабанова, героиня пьесы Островского, также скучает. Так же уныла и однообразна ее жизнь.

Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И, конечно, никто не думает о том, как тоскливо и скучно может быть молодым женщинам. Две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование. Спасением от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь Катерины Кабановой. То же самое происходит с Катериной Измайловой.

Молодые женщины забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Однако Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейства. Она убивает несколько человек — своего мужа, свекра и даже маленького племянника. Измайлова стремится к свободе, готова ради нее на все. Женщину не мучает совесть, она не задумывается о том, что за свои злодеяния ей придется расплатиться либо на этом, либо на том свете. Катерина просто не задумывается о последствиях своих поступков. Ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять. Катерина Кабанова совершенно иная. Это впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего прошлого. Измайлова о прошлом не вспоминает, она живет только настоящим.

Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она способна уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует свого возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим. Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем. Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Катерина чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе. Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Катерина Измайлова забывает о порядочности, долге, благородстве. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло. Когда она убивает мужа и свекра, отношение к ней со стороны читателя, уже не может быть хорошим. Героиня рассказа не вызывает симпатию и жалость в отличие от героини пьесы Островского. Катерина Кабанова — беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнутся симпатией. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Катерина Кабанова беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость. Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась. Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными. Равнодушие к своему ребенку еще можно было бы простить, учитывая, что Катерина больше никогда его не увидит. Но тот факт, что она убила маленького племянника, думая исключительно об обогащении, вообще лишает героиню Островского права на какое-либо сочувствие. Племянник Измайловых никоим образом не мешал Катерине. Она решает его убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа. Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах. Этого не скажешь о Катерине Измайловой.

Катерина Кабанова очень религиозна, Катерина Измайлова вообще лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. Измайлова живет, руководствуясь исключительно своими желаниями. А они, то есть желания, пугают своей звериной простотой. Катерина Измайлова сильна и решительна. В ее образе нет ничего светлого, это коренным образом отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.

Катерина Измайлова заканчивает жизнь самоубийством, при этом она губит еще одну жизнь — уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она «хочет припомнить молитву и шевелит губами». Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и страшная песня.

Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же, наоборот, светла и поэтична. Столь разные люди воспитывались в одной и той же среде. О нравах патриархального купечества мы знаем благодаря произведениям Островского. И можем с уверенностью сказать, что в купеческой среде не было принято относиться с уважением и вниманием друг к другу. Значит, в атмосфере жестокости, лицемерия и ханжества могут появляться такие люди, как Катерина Измайлова. Жестокость порождает жестокость. Катерина Кабанова была скорее исключением. К тому же мы знаем, что детство Катерины Кабановой было светлым и радостным. Каким было детство Измайловой, нам неизвестно. Возможно, она не видела ничего хорошего в жизни, поэтому темные стороны натуры и взяли над ней верх.

Безусловно, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову нельзя назвать типичными представительницами русского купечества. Они скорее исключение, редкое и поразительное. И именно поэтому произведения, главными героинями которых они являются, продолжают интересовать читателей.


Катерина Измайловна молодая замужняя женщина. Она пылкая и страстная натура. Хрупкая девушка приятной наружной становится преступницей из-за любви к недостойному человеку. Устав от скучной жизни в богатом купеческом доме, она решается на измену. Почти сразу девушка влюбляется в рокового красавца Сергея, в чьих руках становится игрушкой. Она меняется внешне, становится веселее, ведет себя увереннее, хотя до этого в доме себя хозяйкой не чувствовала. Меняется ее внутренний мир. У нее появилась радость в жизни – это свидания с любимым человеком. Для нее нет закона, нет сомнений и угрызений совести. Любовь совершенно ослепила героиню, она стала жестокой, бессердечной. Еще по словам кухарки главный герой «непостоянный подлец» и «какую хочешь женчину, сейчас он ее подлец, улестит, и улестит и до греха доведет».

Эти почти пророческие слова Катерина Львовна пропустила мимо ушей, но новым приказчиком заинтересовалась.

Сергей – молодой приказчик в купеческом доме. Несмотря на слухи о его похождениях, Зиновий Борисович берет его на работу. Сергей очень общительный, умеет найти подход к любой женщине. Главный герой почувствовал, что Катерина Львовна одинока, ей не хватает любви. Она для него легкая добыча, поэтому он слишком навязчив и смел. В начале им движет похоть, а не любовь. Впоследствии он лишь мечтает о богатстве. Сергей очень наглый и самоуверенный человек. Придя первый раз без приглашения к хозяйке, он не сомневается, что она его не прогонит. Хотя риск был велик, что Катерина позовет свекра и тогда приказчику бы не поздоровалась.

А героиня проводит ночь совсем почти малознакомым человеком. После этого дорожит их отношениями больше всего на свете. Она плюет на свою репутацию, совсем потеряв страх. Настоящая любовь не может так быстро свести людей, в данном случае это страсть.

Катерина Измайлова вышла замуж по расчету, хотя автор пытается ее оправдать с первых страниц книги, что девушка она бы бедная, а богатый купец Зиновий присватался - ее и выдали. Возможно неравный брак – это обычное явление для действительности того времени, но все-таки даже Катерина Кабанова, героиня Островского вышла замуж пусть тоже не по любви, но никак не за мужчину, который годится ей в отцы. Зиновий Борисович вдовец, который решился жениться второй раз, скорее даже не потому, что ему нужна жена и хозяйка, или Катерина ему приглянулась, а для того чтобы у него появилось потомство, в частности наследник. Скорее всего Зиновий Борисович не любил Катерину. Купец не переживает, как она одна проводит круглые сутки в одиночестве. Не стал торопиться и он в тот роковой момент, когда жена ему изменила. Любящий муж, обычно спешит к жене, А Зиновий наоборот, задержался. По натуре своей он холодный и рассудительный человек. Скорее всего раз мужчине пошел шестой десяток, то пылких чувств от него уже вряд ли дождешься. Он уже не молод для этого. А Катерина хотела именно любви, хотела восхищения. Но Зиновий и свекор только осуждали, что она за пять лет совместной жизни, не родила ребенка. Катерина Львовна и сама рада была родить, чтобы найти хоть какое-то себе занятие.

Автор снова защищает героиню, когда объясняет причину, которая побудила героиню изменить мужу – «скука русская, скука купеческого дома». Катерина Кабанова, например, пряла, молилась, ходила в церковь. А Измайлова ничем не интересуется, не любит читать. Да и книг у них нет. За много лет она решилась раз выйти погулять - так познакомилась с Сергеем. Все же ее муж уважает, до последнего не веря слухам о неверности. Свекор застав любовника у невестки, не стал ее даже ругать и наказывать. А оставил это дело мужу. Муж и свекор – это не Кабаниха, которая с утра до вечера грызет невестку. Не понятно почему героиня так жестоко расправилась с ними. Ни любовь, ни страсть, не может оправдать преступления, которые она совершила.

Когда последнее самое страшное убийство раскрылось: любопытные прохожие случайно увидели через ставни как кого-то душат, Федя Лямин был уже мертв. Из всех невинных жертв больше всего мне жаль было невинного мальчика. Он только и виноват был, что имел больше права на наследство, чем Катерина. Еще ужаснее, что героиня будучи беременной идет на преступление ребенка. Еще не родившийся сын, чувствуя какое страшное дело задумала его мать: «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем».

После суда в жизни героев происходят изменения. Сергей обвиняет во всем Катерину, несмотря на ее беременность. Беспутные родители не рады ребенку. Измайлова отказывается от него сразу же, а Сергей о нем не вспоминает вовсе. Единственного наследника всего измайловского капитала, теперь воспитывает родственница Зиновия Борисовича, примечательно, что родные Катерины не забирают ребенка к себе. Они, по-видимому, отказались от нее.

Для Катерины самое главное ни деньги, ни свобода, не маленький ребенок, а возможность видеть возлюбленного на пути к каторге. Сергей для нее идол даже теперь. Потеряв его любовь, героиня теряет смысл жизни. Но возможно она бы смирилась с предательством своего любовника, если бы не постоянные издевательства над ней и признание в том, что он не любил ее никогда. Этого Катерина не смогла пережить, она раздавлена этим. Столько людей отправила на тот свет, столько грехов совершила ради него, а он недоволен. Только обвиняет ее во всем, хотя сам занимает не последнюю роль в этом деле. В отчаянии героиня бросается в реку, захватив с собой разлучницу. Сонетку здесь не такая же невинная жертва, как муж, свекор и племянник. Красивая и неприступная, она становится новой подругой Сергея. Она арестантка, тоже совершила преступление, но какое об этом в произведении не говорится. В ней нет ни доброты, ни жалости, ни даже элементарной женской солидарности. Она не менее жестока чем Катерина, но жестокость здесь проявляется не из-за любви, а как личная черта характера Сонетки. Она злобно смеется над чудовищной сценой мести над Катериной, когда несколько мужиков избивают Катерину под руководством Сергея. Сцена не менее подлая чем убийства, бывший приказчик бьет несчастную. Он знает он о ее физической силе. Он ничтожный человек, который не может справиться в одиночку со слабой женщиной. Сонетка не видит его сущности, она тоже ослепла от любви. Сергей решился новой возлюбленной, которую может быть на самом деле впервые полюбил. Хотя мне кажется такой человек как Сергей, быстро утешится и будет винить во все Катерину, но никак не себя.

В 1864 году в журнале «Эпоха» появился очерк Николая Лескова, в основу которого легла реальная история женщины, убившей своего мужа. После этой публикации планировалось создание целого ряда повестей, посвященных роковой женской судьбе. Героинями этих произведений должны были стать простые русские женщины. Но продолжения не последовало: журнал «Эпоха» вскоре был закрыт. Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда» - первой части несостоявшегося цикла - тема статьи.

О повести

Это произведение назвал очерком Николай Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда», как уже было сказано, это произведение, основанное на реальных событиях. Однако нередко в статьях литературных критиков его называют повестью.

О чем «Леди Макбет Мценского уезда»? Анализ художественного произведения предполагает изложение характеристики главной героини. Имя ее - Катерина Измайлова. Один из критиков сравнил ее с героиней драмы Островского «Гроза». И первая, и вторая замужем за нелюбимым человеком. И Катерина из «Грозы», и героиня Лескова несчастливы в браке. Но если первой не под силу бороться за свою любовь, то вторая готова на все ради своего счастья, о чем и повествует краткое содержание. «Леди Макбет Мценского уезда» - произведение, сюжет которого можно изложить вкратце таким образом: история одной женщины, избавившейся от своего мужа ради неверного любовника.

Роковая страсть, толкающая Измайлову на преступление, столь сильная, что героиня произведения едва ли вызывает жалость даже в последней главе, повествующей о ее гибели. Но, не забегая вперед, представим краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда», начиная с первой главы.

Характеристика главной героини

Катерина Измайлова - женщина статная. Обладает приятной внешностью. Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда» стоит начать пересказывать с описания недолгой совместной жизни Катерины с мужем - зажиточным купцом.

Главная героиня бездетна. В доме мужа проживает также свекор Борис Тимофеевич. Автор, рассказывая о жизни героини, говорит о том, что жизнь бездетной женщины, да еще и с нелюбимым мужем, вовсе несносная. Словно оправдывает будущую убийцу Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» начинается с отъезда Зиновия Борисовича - мужа Катерины - на мельничную плотину. Именно во время его отъезда завязывается роман молодой купчихи с работником Сергеем.

Возлюбленный Катерины

Стоит несколько слов сказать и о Сергее - втором главном герое повести «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения Лескова следует делать только после внимательного прочтения художественного текста. Ведь уже во второй главе автор рассказывает вкратце о Сергее. Молодой мужчина недолго работает на купца Измайлова. Всего месяц назад до описанных Лесковым событий он трудился в другом доме, но был изгнан за любовную связь с хозяйкой. Писатель создает образ роковой женщины. И ей противопоставлен характер мужчины хитрого, меркантильного и трусливого.

Любовная связь

О роковой страсти повествует повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Главные герои - Катерина и Сергей - во время отъезда мужа предаются любовным утехам. Но если женщина словно теряет голову, то Сергей не так прост. Он беспрестанно напоминает Катерине о муже, изображает приступы ревности. Именно Сергей толкает Катерину на преступление. Что, впрочем, никак ее не оправдывает.

Измайлова обещает любовнику избавиться от мужа, а его сделать купцом. Можно предположить, что работник именно на это изначально надеялся, вступая с хозяйкой в любовную связь. Но внезапно обо всем узнает свекор. И Катерина, недолго думая, подсыпает Борису Тимофеевичу в пищу крысиный яд. Тело с помощью Сергея прячет в подвале.

Убийство мужа

В тот же подвал вскоре «отправляется» и муж неверной. Зиновий Борисович имеет неосторожность вернуться из поездки не вовремя. Он узнает об измене жены, за что подвергается жестокой расправе. Теперь, казалось бы, все складывается так, как желали преступники. Муж и свекор в подвале. Катерина - богатая вдова. Ей стоит лишь, приличия ради, переждать некоторое время, а затем можно и смело выходить замуж за молодого любовника. Но неожиданно в дом к ней является еще один персонаж повести «Леди Макбет Мценского уезда».

Отзывы о книге Лескова критиков и читателей говорят о том, что, несмотря на жестокость героини, она вызывает если не симпатию, то некоторую жалость. Ведь ее дальнейшая судьба складывается трагически. Но следующее преступление, которая она совершает после убийства мужа и свекра, делает из нее одного из самых непривлекательных персонажей в русской литературе.

Племянник

Новое действующее лицо очерка Лескова - Федор Ляпин. Отрок приезжает в дом дяди погостить. Деньги племянника находились в обороте купца. То ли из меркантильных соображений, а быть может, из страха быть разоблаченной Катерина идет на более страшное преступление. Она принимает решение избавиться от Федора. В тот самый момент, когда она накрывает мальчика подушкой, в дом начинают ломиться люди, заподозрившие, что там происходит нечто страшное. Этот стук в дверь символизирует полное нравственное падение Катерины. Если убийство нелюбимого мужа можно было бы как-то оправдать страстью к Сергею, то смерть малолетнего племянника - грех, за который должна последовать жестокая кара.

Арест

Очерк «Леди Макбет Мценского уезда» повествует о женщине сильной, волевой. Когда любовника отвозят в участок, он признается в убийствах. Катерина же до последнего молчит. Когда же отпираться нет смысла, женщина признается в том, что убила, но сделала это ради Сергея. У следователей молодой мужчина вызывает некоторую жалость. Катерина - лишь ненависть и отвращение. Но вдову-купчиху волнует только одно: она мечтает поскорее попасть на этап и быть ближе к Сергею.

Заключение

Оказавшись на этапе, Катерина постоянно ищет встречи с Сергеем. Но тот тяготится быть с ней наедине. Катерина ему больше не интересна. Ведь она отныне не богатая купчиха, а несчастная арестантка. Сергей быстро находит ей замену. В одном из городов к заключенным примыкает партия из Москвы. Среди них девушка Сонетка. Сергей влюбляется в юную особу. Когда же Измайлова узнает об измене, плюет ему в лицо при других арестантах.

В заключении Сергей становится совершенно другим человеком. И именно в последних главах Катерина способна вызвать сочувствие. Бывший работник не только находит новую пассию, но еще и издевается над прежней возлюбленной. А однажды, дабы отомстить ей за публичное оскорбление, Сергей вместе со своим новым другом избивает женщину.

Смерть

Измайлова после предательства Сергея не впадает в истерику. Ей достаточно лишь одного вечера, чтобы выплакать все слезы, единственной свидетельницей которых становится заключенная Фиона. На следующий день после избиения Измайлова кажется предельно спокойной. Она не обращает никакого внимания на издевательства Сергея и хихиканье Сонетки. Но, улучив момент, толкает девушку и падает вместе с ней в реку.

Самоубийство Катерины стало для критиков одним из поводов сравнивать ее с героиней Островского. Однако на этом все же сходства между этими двумя женскими образами заканчиваются. Скорее, Измайлова напоминает героиню трагедии Шекспира, произведения, на которое автор очерка «Леди Макбет Мценского уезда» делает аллюзию. Коварство и готовность на все ради страсти - эти черты Катерины Измайловой делают ее одним из самых неприятных литературных персонажей.

Н. В. Гоголь в письме к П. А. Плетневу так характеризует В. И. Даля какавтора «физиологических очерков»: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания; он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны... Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая к завязке ни к развязке, над к-рыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле... чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть... Его сочинения живая и верная статистика России...» (письма Гоголя).


Леди Макбет нашего уезда – под этим заглавием очерк напечатан в журнале Эпоха 1 в 1865 году. В очерке отразилось одно из орловских впечатлений Н. С. Лескова. Раз одному соседу старику, который зажился за 70 годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая. (Как я учился праздновать, из детских воспоминаний Н. С. Лескова) На основе некоторых собственных наблюдений написаны острожные главы очерка. Как сотрудник журнала Северная пчела он посещал тюрьмы


Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который я производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов. Н.С. Лесков


«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда».


Шекспир. «Макбет» (Вивьен Ли в роли Леди Макбет) Леди Макбет – личность яркая. Прежде всего в шекспировской трагедии многократно подчеркивается, что она очень красива, пленительно женственна, завораживающе притягательна. Она и Макбет - это действительно замечательная, друг друга достойная пара. Но в отличие от своего мужа Леди Макбет не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания: она в полном смысле слова «железная леди». И потому она не способна разумом постичь, что совершенные ею (или по ее наущению) преступления - грех. Раскаяние ей чуждо.


«Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари, из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось…» Какую другую судьбу Вызывают в памяти эти строки? Судьбу купчихи Катерины Кабановой из пьесы Островского Гроза.


Можно ли обнаружить сюжетные параллели в драме Островского и очерке Лескова? 1)Молодая купеческая жена расстается с мужем, на время уезжающим из дома; 2)во время этой супружеской разлуки к героиням Лескова и Островского приходит любовь; 3)оба сюжета завершаются трагической развязкой – гибелью героинь; 4)сходные обстоятельства в жизни двух купчих: скука купеческого дома и бездетная жизнь за неласковым мужем.


Катерина Измайлова Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел 24-й год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненькая, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы....у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да купаться бы в рубашке над пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою…. Катерина Кабанова …Я жила ни об чем не тужила, точно птичка на воле…Встану я, бывало, рано…схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью…Потом пойдем с маменькой в церковь…до смерти я любила в церковь ходить! Точно … я в рай войду…А какие сны мне снились…какие сны! В отличие от молодой купчихи Измайловой Катерина Кабанова обладает обостренным поэтическим воображением. Она страдает не столько от внешних ограничений, сколько от внутреннего чувства несвободы. Сны и видения Катерины Кабановой для нее – вторая натура, едва ли не более зримая, чем окружающий мир.


Как приходит любовь к Катерине Львовне? со скуки: Что это я, в самом деле, раззевалась?…Хоть встану по двору прогуляюсь или в сад пройдусь…. Как приходит любовь к Катерине Кабановой? Как мечта какая-то: Все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует….


Какие слова о Кабановой, а какие об Измайловой? Катерина Кабанова Мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для самой героини греховным преступлением становится нарушение нравственного закона.) Катерина Измайлова Внутренних преград для страсти героини нет, и поэтому со всей отпущенной ей природой силой она устраняет внешние препятствия, возникающие на ее пути.


Кто же явился режиссером мценской трагедии? Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет! Хотя первое убийство совершается помимо его воли, мысль об убийстве купца Зиновия Измайлова им настойчиво провоцируется: …муж твой наедет, а ты, Сергей Филиппыч, и ступай прочь…и смотри, как возьмут вас за белые ручки и поведут в опочивальню, должен я все это переносить в моем сердце и, может, даже сам для себя через то на целый век презренным человеком сделаться…Я ведь не как другие…я чувствую, какова есть любовь и как она черной змеею сосет мое сердце….


Убийство 1. Свекор Борис Тимофеевич А та все с своим пристает: пусти его да пусти. -- А коли так, -- говорит Борис Тимофеич, -- так вот же тебе: муж приедет, мы тебя, честную жену, своими руками на конюшне выдерем, а его, подлеца, я завтра же в острог отправлю. Тем Борис Тимофеич и порешил; но только это решение его не состоялось. Поел Борис Тимофеич на ночь грибков с кашицей, и началась у него изжога; вдруг схватило его под ложечкой; рвоты страшные поднялись, и к утру он умер, и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна всегда своими собственными руками приготовляла особое кушанье с порученным ее хранению опасным белым порошком. Выручила Катерина Львовна своего Сергея из стариковской каменной кладовой и без всякого зазора от людских очей уложила его отдыхать от свекровых побоев на мужниной постели; а свекра, Бориса Тимофеича, ничтоже сумняся, схоронили по закону христианскому. Дивным делом никому и невдомек ничего стало: умер Борис Тимофеич, да и умер, поевши грибков, как многие, поевши их, умирают. Схоронили Бориса Тимофеича спешно, даже и сына не дождавшись, потому что время стояло на дворе теплое, а Зиновия Борисыча посланный не застал на мельнице.


Убийство 2. Зиновий Борисович Он молча повел глазами и остановил их с выражением злобы, упрека и страдания на жене, тонкие пальцы которой крепко сжимали его горло. Зиновий Борисыч не защищался; руки его, с крепко стиснутыми кулаками, лежали вытянутыми и судорожно подергивались. Одна из них была вовсе свободна, другую Катерина Львовна придавила к полу коленом. -- Подержи его, -- шепнула она равнодушно Сергею, сама поворачиваясь к мужу. Сергей сел на хозяина, придавил обе его руки коленами и хотел перехватить под руками Катерины Львовны за горло, но в это же мгновение сам отчаянно вскрикнул. При виде своего обидчика кровавая месть приподняла в Зиновии Борисыче все последние его силы: он страшно рванулся, выдернул из-под Сергеевых колен свои придавленные руки и, вцепившись ими в черные кудри Сергея, как зверь закусил зубами его горло. Но это было ненадолго: Зиновий Борисыч тотчас же тяжело застонал и уронил голову. Катерина Львовна, бледная, почти не дыша вовсе, стояла над мужем и любовником; в ее правой руке был тяжелый литой подсвечник, который она держала за верхний конец, тяжелою частью книзу. По виску и щеке Зиновия Борисыча тоненьким шнурочком бежала алая кровь. Зиновий Борисыч захрипел. Катерина Львовна нагнулась, сдавила своими руками Сергеевы руки, лежавшие на мужнином горле, и ухом прилегла к его груди. Через пять тихих минут она приподня лась и сказала: "Довольно, будет с него".


Убийство 3. Племянник Федя. Катерина Львовна захватила своей ладонью раскрытый в ужасе рот испуганного ребенка и крикнула: -- А ну скорее; держи ровно, чтоб не бился! Сергей взял Федю за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца большою пуховою подушкою и сама навалилась на нее крепкой, упругой грудью. Минуты четыре в комнате было могильное молчание. -- Кончился, -- прошептала Катерина Львовна


Убийство 4 и 5. Сонетка и Катерина Измайлова. Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту -- и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления. Катерина Львовна показалась на верху волны и опять нырнула; другая волна вынесла Сонетку. -- Багор! бросай багор! -- закричали на пароме. Тяжелый багор на длинной веревке взвился и упал в воду. Сонетки опять не стало видно. Через две секунды, быстро уносимая течением от парома, она снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались.