Конспект организованной партнерской деятельности по формированию гендерной принадлежности и нравственных начал личности «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы. «Повесть о Петре и Февронии»: испытание любовью

07 июля в 11: 00 в библиотеке им. В.В. Маяковского, состоялась встреча с читателями посвященная Всероссийскому празднику «Дню семьи любви и верности».
Присутствующие познакомились с историей праздника. Этот праздник в 2008 году официально объявлен Всероссийским. Инициатива об учреждении нового государственного праздника была единодушно одобрена Советом Федерации и Государственной Думой РФ.
Оргкомитет празднования возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева. Символом Дня семьи любви и верности была выбрана ромашка — полевой цветок, самый распространенный в это время года в России, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности.

Всероссийский праздник День семьи, любви и верности тесно связан с историей и жизнеописанием святых благоверных Петра и Февронии. Эта супружеская чета жила в г. Муроме Владимирской области в XII-ХIII веках. История их романтической любви и примерного жития началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в Древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских».
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами, Давид и Ефросинья они молили Бога, чтобы им умереть в один день и час. Тела завещали положить в одном гробу. Скончались они по преданию в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. В 1547 Петр и Февронья были канонизированы православной церковью.
Мощи святых Петра и Февронии находятся в Свято-Троицком монастыре в самом центре Мурома.
Присутствующим была представлена мультимедийная презентация, содержащая, фотографии памятников преподобных Петра и Февронии в городах Муроме, Ярославле и др. городах России, видео фрагменты концерта, состоявшегося 8 июля 2015 года в Муроме, видеоролик баллады на основе жизнеописания преподобных Петра и Февронии.
Встреча прошла в удивительно непринужденной, почти домашней атмосфере в ин-формационном центре филиала. Присутствующие, с удовольствием подпевали.




…Многим «Повесть о Петре и Февронии» знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.

Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же помогло ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.

Кровь змея обрызгала Петра, и его тело покрылось язвами и струпьями. Ни один врач не мог исцелить княжеского брата, пока один из его слуг не нашел в селе Ласково (Рязанская область) дочь древолаза Февронию. Феврония говорила мудреные и мудрые речи. Она согласилась исцелить Петра при условии, что он возьмет ее замуж. Что это? Честолюбивое желание крестьянки стать княгиней? В повести (по крайней мере, в ее основном варианте) на это нет даже намека. Феврония, говорящая загадками (почти как княгиня Ольга в «Повести временных лет»), знает и видит больше, чем князь Петр и его слуги. Она вещая дева, которой, возможно, было открыто, что ей суждено стать женой Петра, потому что только она может его исцелить. Те, кто анализировали текст повести, обращают внимание на то, что употреблен глагол «исцелить», а не «уврачевать». Можно предположить, что речь идет не только о телесной болезни Петра, но и о его душе. «Неверующий муж освящается женою верующею».

Феврония - образец кротости, смирения, скромности. Она мудра, но не кичится своей мудростью. Петр же совсем другой. Приняв от Февронии закваску, которой следует намазать язвы и струпья, он решает испытать девушку в мудрости. Неужели чтобы узнать, достойна ли она стать его женой? Он посылает ей маленький пучок льна, с тем чтобы, пока он будет мыться в бане и намазывать струпья, она соткала ему из него рубашку, штаны и пояс (или полотенце). Феврония могла бы огорчиться, посмеяться, долго объяснять, что это невозможно... А она в ответ посылает княжескому брату свое задание - из небольшого поленца сделать для нее (простой крестьянки!) ткацкий станок и прочие инструменты. Петр как будто забыл о своем задании. «Это невозможно! » - отвечает князь. «Конечно, - говорит Феврония. - И из маленького кусочка льна соткать одежду взрослому мужчине тоже невозможно». Ни упрека, ни гнева. Простой и разумный ответ.

И возникает вопрос: кто из них кого испытывает? Кто выбирает? Создается впечатление, что Феврония идет по прямой дороге: суждено выйти за Петра - хорошо, взять на себя заботу о его исцелении - хорошо, наставлять его на путь истинный - хорошо. Это пример послушания. Петр же хочет, чтобы все было, как ему угодно. Может крестьянка исцелить его - а мы еще посмотрим, достойна ли она этого. Условие исцеления - брак, а мы еще поглядим, годится ли она на роль княгини. Другим он был в начале повести. Когда в храме отрок предложил ему указать место, где лежит Агриков меч (только им можно было убить змея), то сказал князю: «Следуй за мной». И князь смиренно пошел, сделал, что ему было велено, - и все получилось.

Исцелившись, Петр не женился на Февронии. Он решил от нее откупиться подарками. Подарков девушка не взяла: она знала, что должна стать женой. Тут есть щекотливый момент: когда она лечила Петра в первый раз, то один струп наказала не мазать лекарством. Что же получается - она сама хотела испытать Петра? Убедиться, что он ее достоин? У нас нет четкого ответа. Думается, что, если Феврония была мудра, она предполагала (или наверняка знала), что сразу Петр на ней не женится. Но если этот брак предопределен, надо было каким-либо образом заставить Петра снова обратиться к ней за лечением. Так и произошло. На этот раз свадьба состоялась.

Когда старший брат Павел умер, Петр стал муромским князем. По наущению жен бояре стали наговаривать князю на Февронию: дескать, не соблюдает она этикет, крошки со стола собирает, будто голодная. Придирка бояр ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собрать крошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначались для того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе)? Раньше считалось, что в животных могут жить бесы. Не обвиняли ли бояре Февронию в колдовстве?

Князь Петр решает убедиться в невиновности жены. Он специально обедает с ней и, когда та собрала в пригоршни крошки, разжимает ей руки. Что же он видит? - Чудо: крошки превратились в фимиам. Это чудо еще раз доказало ему, что Феврония достойна быть его женой (и сколько раз еще придется доказывать это право?). С тех пор, говорится в повести, князь не сомневался в Февронии.

Теперь бояре приходят к Февронии. «Отдай нам то, что мы у тебя просим! » - «Берите. Но и мне дайте то же» («то же» в смысле «то, что я попрошу» или «то же» в смысле «то, что вы у меня просите»?). Феврония говорит мудрее бояр. Они просят у нее князя Петра (в смысле - отпусти его, разведись с ним), она же у них - своего мужа. Бояре приходят к Петру, перед князем стоит выбор: или жена, или княжество. Что перевесит: любовь или власть? Для христианина ответ однозначный: живой человек (тем более супруга) дороже богатства и власти. Кроме того, разведись Петр с Февронией, он бы поступил не по-христиански. Ведь тот, кто разведется с женой, толкает ее на прелюбодейство.

Петр и Феврония уходят из Мурома. Они плывут по озеру. И в лодке один человек, вместе с которым едет и его жена, засматривается на Февронию, имея нечистые помыслы. Феврония угадала это и преподнесла мужчине урок. «Зачерпни воды с одного борта лодки и с другого и отпей. Одинакова ли вода?» - «Одинакова, госпожа моя». - «Вот и женское естество одинаково». Не думай, мол, помышлять об измене. В нескольких словах, снова просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены. Это тоже обращение к теме брака.

На берегу, вдалеке от города, князь Петр сокрушается и размышляет: а верно ли, что он оставил город ради Февронии? Неужели он снова будет ее испытывать? Феврония и сама угадала это. Она сотворила чудо - благословила срубленные для костра ветви, и наутро они выросли большими деревьями. Она не прельщала Петра своими чудесами - она просто давала ему понять, что с ними Бог, ведь это Он через нее творил чудеса. Значит, все будет хорошо.

Наутро же бояре пришли с повинной: в городе разразилась настоящая война за право быть князем, поэтому они просят Петра и Февронию вернуться в Муром и править ими. Так супруги и сделали.

Они правили разумно, были своим подданным как отец и мать и вели праведную жизнь. Незадолго до смерти они приняли монашество. Петр - под именем Давид («возлюбленный», вероятно, и Богом, и женой), Феврония - под именем Евфросинья («радость»). Они решили умереть в один день, и ради этого Феврония-Евфросинья даже оставила недоделанным покров - воздух, который она вышивала для храма. Покров мог дошить кто-то другой, а исполнить обет и умереть одновременно с мужем могла только она.

Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди похоронили их в разных. Дескать, они монахи, негоже им лежать вместе. Но трижды тела супругов оказывались в совместном гробу, так что их в конце концов похоронили вместе.

Повесть о Петре и Февронии неоднократно пытались отредактировать в XVI, XVII и XVIII веке. Одним из редакторов был даже патриарх Гермоген. Казалось, что в повести недостаточно подробностей и деталей. Была даже попытка ввести в повесть элемент политической пропаганды. В тот месте, где Петр и Феврония возвращаются в Муром, было вставлено описание радости народа при встрече законных правителей. Во времена Ивана Грозного (который в 1552 году, когда ехал брать Казань, заезжал в Муром, чтобы помолиться святым супругам) шло собирание земель вокруг Москвы. Укрепляя свою власть, царь чувствовал сопротивление бояр, которые не желали потерять влияние в обществе. Поэтому повесть должна была быть им образцом: пока не было князей, в городе началась смута. И только князь смог восстановить порядок.

Главные усилия редакторов были направлены на то, чтобы придать повести форму канонического жития (ведь она не была включена в Четьи Минеи). Такая правка ограничивалась, как правило, добавлением эпитетов «праведный», «благочестивый» и т. п. к главным героям и некоторыми фразами, содержащими христианскую мораль. Например, вставкой о том, что Петр почитал старшего брата Павла, послушно исполнял его повеления и каждый день приходил к нему на поклон.

Но эти редакции не очень прижились, и люди по-прежнему воспринимали «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как историю удивительной любви. Сегодня можно услышать, что это «православный день святого Валентина» (в смысле праздник влюбленных). Это не совсем верно. В народе день памяти святых супругов был (и эта традиция возвращается сейчас) праздником любви, прежде всего, супружеской. Не забудем, что он приходится на период Петровского поста. В этот день принято молить Господа о даровании мира, гармонии и любви в семье и о сохранении Русской земли.

Много общего в «Повести о Петре и Февронии» со сказочными сюжетами.7 В первой части «Повести» рассказывается о том, как змей повадился летать к жене князя Павла, принимая его образ, и был убит братом князя - Петром. Сюжет о змее-соблазнителе очень распространен в волшебных сказках.

Герой такой сказки, выдержав серьезное испытание, получает чудесного помощника, вступает в борьбу со змеем, одерживает победу и становится, как правило, мужем царевны. Победа героя над змеем - это награда за его доброту, за помощь попавшим в беду (зверям, птицам, неизвестному человеку).8 И князь Петр в «Повести» ведет себя как истинный сказочный герой. Узнав, что змей умрет «от Петрова плеча Агрикова меча», он не сомневается в том, что именно он должен убить змея. Благородному и решительному князю помогают небесные силы: во время молитвы ему открывается, где лежит Агриков меч. Петр убивает змея, но его кровь попадает на князя Петра, и его тело покрывается струпьями. Сравнив построение сюжета в «Повести о Петре и Февронии» с волшебной сказкой, Р.П. Дмитриева пришла к выводу, что в «Повести» «развитие сюжета идет самостоятельным путем, не зависящим от законов, действующих в жанре волшебной сказки».9 В частности, неожиданным с точки зрения структуры волшебной сказки является завершение борьбы со змеем: вместо того, чтобы получить вознаграждение за подвиг, Петр приобретает тяжкое заболевание. Это объясняется той функцией, которую выполняет эпизод борьбы со змеем: он служит завязкой второй части «Повести», рассказывающей историю совместной жизни князя Петра и крестьянки Февронии, начиная с женитьбы и кончая смертью. Основой повествования о житии Петра и Февронии также послужил сказочный сюжет о мудрой деве: простая девушка благодаря уму, находчивости, сообразительности выдерживает испытание и становится женой человека высокого социального положения (царя, барина, воеводы).10 Как и сказочная героиня, Феврония говорит загадками, находит достойное решение невыполнимых заданий, которые дает ей Петр, испытывая ее мудрость (соткать ему рубашку из клочка льна), увозит с собой князя из города как самое дорогое (в отличие от сказки изгоняют ее из города бояре). Сказочный характер носят и чудеса Февронии: хлебные крошки превращаются в фимиам, прорастают срубленные деревья. Развитие действия в «Повести» и отдельные ее мотивы имеют прямые параллели со сказкой о мудрой деве. Но сказочный сюжет претерпевает в «Повести» значительные преобразования, он осложняется введением новых героев, изменением конфликта, психологически сложным рисунком характеров героев (Феврония не только умна, но сдержанна, благородна), что превращает сюжет сказки о мудрой деве в новеллистическое повествование о всемогуществе любви, преодолевающей все испытания. Прожив долгую жизнь, управляя городом мудро и справедливо, Петр и Феврония умирают в один день, и после смерти их тела, погребенные в разных местах, чудесным образом соединяются вместе.

Беседа Февронии с юношей - своего рода испытание его ума, которое он не выдерживает. Функция отрока в Повести может быть сопоставлена с функцией сватов: отрок находит девушку Февронию, которая затем станет женой его князя.

Три текста об умной невесте, записанные в Псковской области и помещенные в этом сборнике, содержат ситуацию сватовства. В двух из них (№№ 55, 57) сваты появляются в доме невесты в то время, когда она занята тем же делом, что и Феврония в момент прихода к ней княжеского отрока: сидит за ткацким станом. В вариантах, представленных текстами №№ 55,56, сваты, как и княжеский посланец в древнерусской повести, застают девушку в неприбранном виде, что и обыгрывается в сюжете: «…девка ня знала, что сваты придуть. Она холстинку тке…сидить. Матка: «Протрешь! Протрешь ситцевик!» (Все по поножнам ходить и двигаешься: юбку протре!). А она спустила юбку и сидить в рубашке. И ткала… А сват пришел, а видя, что нявеста-то сидить в рубашке. А они говорить: «Что-то в вас сорока бяз хвоста?» А нявеста ответила: «В нас двор бяз уш!». ..(…собаке нет…) (№ 55). Эти же ситуации и мотивы встречаются и в тексте № 56: «Приехали сваты, застали невесту без платья: «Почему сорока без хвоста?» А в доме нет собаки. Им отвечают. «А v нас двор без ушей!». В приведенных примерах наблюдается совершенно очевидное сходство реплик невесты («В нас двор бяз уш!», «А у нас двор без ушей!») и толкований («собаке нет», «А в доме нет собаки») с загадочными словами героини («Плохо, когда дом без ушей») и разъяснениями их смысла («пес.. .это уши дома») в «Повести о Петре и Февронии».


День семьи, любви и верности - именно так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака.

Что Бог сочетал, человек да не разлучает

Еще в прошлом году меня заинтересовала история Петра и Февронии, но блог написать я не успела. Со времен учебы в музыкальном училище и институте культуры, где большое внимание уделялось истории культуры, в том числе и живописи, и до сих пор мне очень нравятся картины, особенно, русских художников, например, Всеволода Иванова из серии "Ведическая Русь", и многое, что связано с Русью: ее история, фольклор, этнография... Во время подготовки блога, я нашла в интернете замечательные картины Петербургского художника Александра Простева из серии "Житие Петра и Февронии", которые гармонично вписались в моем блоге.


Юный князь Петр


Юная Феврония


Князь Петр


Святая Феврония

По легенде за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Во сне ему привиделось, что исцелить его может только дочь пасечника Феврония. Она вылечила Петра и попросила князя в качестве вознаграждения жениться на ней. Однако он не сдержал слова, поскольку Феврония была простолюдинкой, и болезнь вернулась снова. Тогда он все же женился на девушке, но унаследовав княжение после брата, столкнулся с сопротивлением бояр. Они не хотели княгиню-крестьянку и потребовали прогнать ее, либо покинуть Муром вместе с ней.



Сон князя Петра


Встреча Петра и Февронии


Обман князя Петра. Феврония уходит


Раскаяние князя Петра


Сон князя Петра


Прощение


Феврония невеста


Венчание князя Петра и Февронии


Единение душ


Зависть боярских жен


Нашептывание бояр

Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В городе же начались смута, борьба за престол и убийства. Бояре попросили князя и княгиню вернуться, они согласились, и в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь и уважение горожан.


Изгнание князя Петра и княгини Февронии


Княгиня Феврония утешает князя Петра


Возвращение в Муром

Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию они жили долго и счастливо и умерли в один день – 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В ХVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи. Их мощи хранятся в Свято-Троицком храме в Муроме.


Святые супруги

Предлагаю вашему вниманию мультфильм "Сказание о Петре и Февронии" Студия ВГИК, Режиссер: Надежда Михайлова. Текст читает Глеб Дерябкин. Продолжительность - 13 мин. 2008 г. Посмотрите не пожалеете!

Сюжет основан на житие русских святых Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю.

Символом праздника является ромашка. На Руси многие века существовала традиция устраивать помолвку 8 июля. В современной России День семьи стал широко отмечаться совсем недавно, с 2008 года, но у него тоже уже появились свои обычаи: например, праздновать в этот день свадьбы.

Поздравляю всех с праздником семьи, любви и верности! Цените семью, любите и берегите самое святое, что есть в нашей жизни - своих близких!

Новые записи: (0)
(0)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Благоверные Пётр и Феврония Муромские

(Занятие для детей)

Звучит слайд-шоу по песню «А ты меня любишь?».

В: Всем известна такая дата, как 14 февраля. Называют её?. Кто-то относится к этому дню, как к празднику, заранее готовя кучу валентинок, кто-то недовольно бурчит, что праздник не наш, кто-то относится к этому дню равнодушно.

День Влюблённых

Вновь знакомая картина -

В середине февраля,

В День Святого Валентина,

Как вулкан, бурлит Земля.

Всюду красные сердечки,

"Валентинки" для любимых,

Розы, ленты, банты, свечки

Покупаются для милых.

Все влюблённые планеты

Не скрывают свои чувства,

Шоколадные конфеты

Преподносят - это ж вкусно!

В шоколадном магазине

Оживление с утра,

Полные сердец корзины

Раскупила детвора.

Ведь не только для влюблённых

"Валентинки" посылают.

Милых мам, подруг, сестрёнок

Все мальчишки поздравляют!

В: Но если про день 14 февраля в нашей стране знают все, то про день восьмое июля, знают очень немногие. А ведь это как раз и есть наш, день «всех влюблённых», а если говорить точно, то этот день в православии считается днём памяти Святых Петра и Февронии.

Слайд

А эти Святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. Кто же такие были Пётр и Феврония? Это мы сейчас узнаем из чтения рассказа о Петре и Февронии. Итак, поудобнее усаживаемся и начинаем слушать…

Широко раскинулась земля Русская! Слайд. Есть в ней и степи привольные, и леса дремучие, и синие реки. Слайд. Всем щедро наделил ее Господь и насадил множество прекрасных городов. А среди них град Муром...Слайд.

Давным-давно правил Муромом благоверный князь по имени Павел. Диавол же, сделал так, что злой крылатый змей стал прилетать к жене князя. И, волшебством своим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто это сам князь со своей женой сидит. Долго продолжалось такое наваждение. Но жена не скрывала этого. Со слезами прибежала княгиня к мужу:

Князь мой и господин! Лукавый змей прилетает в мой покой и принимает твой, князь, облик! И лишь одна я могу видеть его истинное скверное обличие. Не знаю, как избавиться от нечистого, помоги, князь, защити меня!

Не знаю, как одолеть злодея, - отвечал, подумав, Павел. - Как убить его? Попытайся выведать у него, от чего должна его смерть приключиться?

Княгиня послушалась. Долго она говорила со змеем, восхваляя его, и наконец спросила: “Какой ты умный! Как много всего знаешь! Умнее тебя, наверное, и нет. Нет того, чего бы ты не знал. А все же и ты, пожалуй, знать не знаешь, от чего будет смерть твоя?” Змей и ответил: “Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча”.

Что за Петрово плечо, что за Агирков меч? Задумались князь и княгиня. А у Павла был брат по имени Петр. Красивый, могучий, кудрявый, настоящий богатырь. Услышал он от старшего брата, что змей назвал его имя, и загорелось его сердце, засверкали голубые и загорелось его сердце. Решил Петр убить змея.

Было у юного Петра в обычае ходить по церквам. Пришел он в нее один помолиться. И вот... Увидел вдруг Петр рядом с собой мальчика, синеглазого, в светлых одеждах. Не то человек, не то ангел Божий. И сказал мальчик:

Княже! Хочешь покажу тебе Агриков меч?

Да увижу, где он! - радостно воскликнул юный витязь.

Иди вслед за мной.

Показал мальчик князю в алтарной стене меж плитами щель, в которой лежал дивный сверкающий меч. Петр взял меч.

Однажды пошел он к старшему брату, отдал поклон и сразу же зашел поклониться его жене. Но у княгини Петр увидел Павла! Уразумел он тогда козни лукавого. Предупредил старшего брата, чтобы он никуда не выходил из своих покоев, и снова поспешил к жене князя, взяв с собой чудесный Агриков меч. Петр снова увидел змея в образе своего брата, но теперь его уже было не провести. Выхватил юноша Агриков меч и изо всех своих богатырских сил с размаху ударил коварного! Меч засверкал, змей, обратившись в свое мерзкое и страшное обличье, затрепетал и умер. И обрызгал блаженного князя Петра своею черною отвратительною кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и появились на теле у него язвы. Слайд .

Загрустил Петр. Угасли его голубые очи, сошел с лица румянец, посеклись русые кудри. Ни один врач не смог помочь ему! Отправились его слуги искать врачей в Рязанскую землю. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково.

Зайдя в один дом, увидел он удивительное зрелище: за ткацким станком сидела девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Слайд.

Слуга заговорил с ней, речи девушки поразили его своей мудростью. Она сказала, что зовут ее Февронией. Юноша объяснил ей, что он слуга муромского князя Петра. Господин его тяжело болен, и если она сможет исцелить его, то князь щедро ее наградит. Феврония ответила, что вылечит князя, а за то он должен будет на ней жениться. Князь принял от Февронии целебную мазь, но потом выздоровел и не захотел держать своего обещания, не женился на дочери бедняка. Но вдруг болезнь возвратилась к нему. Тогда вынужден был Петр со стыдом снова обратиться к Февронии. Она исцелила его, и Петр взял ее в жены. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди.

После кончины Павла стал благоверный Петр самодержцем в Муроме. Он был, счастлив, и Феврония была счастлива.

И всем была хороша княгиня: роста высокого, стан прямой, мудрости была необычайной, со всеми кротка и милостива.

Но невзлюбили ее бояре муромские за то, что она дочь крестьянина-бедняка. Гневной толпой пришли они к Петру. - Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня!

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить заповедей Божиих ради царствования в жизни этой, он жил по заповедям, соблюдал их. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: отказался от княжения своего, чтобы заповеди Божией не нарушить.

Приготовили для Петра и Февронии суда. И вот поплыли они по реке Оке. Медленно плывут ладьи, тихо плещет река, ласково светит в синем небе солнышко, согревая изгнанных князя и княгиню.

Но вот уже начало смеркаться, наступил вечер. Пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Печальным вышел Петр из ладьи и задумался: “Что же теперь будет, коль скоро я по своей воле от княжения отказался?” Тут подошла к нему мудрая Феврония, утешая его: “Не скорби, княже, Милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!”

И что же случилось? На следующее утро, только-только начали грузить с берега на суда пожитки, пришли вельможи из Мурома, умоляя Петра и Февронию вернуться, так как бояре, желая властвовать, устроили в городе кровавую распрю.

Блаженные Петр и Феврония вернулись в город Муром. Правили они, соблюдая все заповеди Божий, молясь беспрестанно и милостыню творя. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали. Слайд.

В старости молили они Бога, чтобы умереть в один день. И приняли Петр и Феврония на склоне лет монашество с именами Давида и Евфросинии. Завещали они, чтобы Похоронили их в единой гробнице и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку. Скончались супруги в 1228 году, но их завещание нарушили и погребли их в отдельных гробах в разных церквях. Господь же явил чудо: на другой день после похорон гробы их оказались пусты. Тела Петра и Февронии нашили в общем гробе. Неразумные люди опять переложили их в отдельные гробы. И снова утром оказались святые в одном гробе! Так и не смогли разлучить их люди и после их смерти. День памяти Петра и Февронии - 8 июля. Слайд.

В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше о семейном согласии.

Символом праздника нашего дня влюблённых является, не сердечко, а цветок – ромашка . Слайд .

Чтобы закрепить, полученные вами от меня сведения о Петре и Февронии, давайте с вами посмотрим мультипликационный фильм, который так и называется: «Сказание о Петре и Февронии».

Ребята, у каждого на столе лежит цветок-ромашка-символ дня влюблённых. И лежат слова. Вам нужно из этих слов, выбрать только те слова, которые сохраняют наши семьи. И наклеить их на каждый лепесток ромашки. Сколько у ромашки лепестков? Столько и должно получиться слов. Работаем.

На этом наше занятие заканчивается, а сделанные нами ромашки пригодятся для нашего следующего мероприятия.