Тест по древнерусской литературе. Контрольная работа по древнерусской литературе

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс.

1. Жанр фольклора:

А) былина;

В) рассказ.

2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:

А) сказки;

В) былины.

3. Персонаж былины:

А) Василиса Премудрая;

Б) Добрыня Никитич;

В) Иван-царевич.

4. Для былин характерна:

А) гипербола;

Б) иносказание;

В) нравоучение.

5. Какой город не упоминается в былинах?

В) Москва.

6. К какому роду литературы относятся былины?

А) Лирика

7. Выбрать определение жанра былины.

А) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях Средневековой Руси.

Б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание

легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

8. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

А) Ссора богатыря и князя.

Б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу.

В) Пир у князя.

9. Соотнеси название былин с циклами .


10. Выбрать определение гиперболы.

А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.

11. Расположи в правильном порядке обязательные сюжетно-композиционные элементы былины.

А) Развязка

Б) Кульминация

В) Завязка

12. Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

13. О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории. Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».

14. С чем связано появление литературы в Древней Руси?
А) с появлением учителей, писателей
Б) появлением письменности
В) появлением татаро-монгольского ига
Г) появлением христианства на Руси

15. На чём писали книги на Руси?

А) на бумаге
Б) на шёлке
В) на пергаменте

Г) на берёсте

16 . Какое выразительное средство использовано в следующей фразе:

«Повести о Петре и Февронии Муромских»: «…благоверный князь Пётр»?

17. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - это произведение:

А) поэтическое;

Б) прозаическое;

В) драматическое.

18. Место действия «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

А) Москва;

В) Владимир.

19. Кто искушал жену князя Павла:

А) Кощей Бессмертный;

В) Баба-Яга.

20. Поучение – жанр литературы:

А) древнерусской;

Б) 18 века;

В) 19 века.

21. «Поучение» Владимира Мономаха – это…

А) нравственные заветы;

Б) лозунги;

В) наговоры.

22. О каком литературном деятеле

18 века идет речь?

Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны. Он открыл новые художественные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.

23. Указать соответствие произведений и их жанров:

24. Какие жанры соответствуют «высокому стилю»?

25. Какому поэту принадлежат строки:

…О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!...

26. Дайте определение:

Ода – это…

27 . Композиция – это…

А) эпизод литературного произведения
Б) столкновение персонажей
В) построение произведения

Ответы:

баллы

баллы

баллы

11) В, Б, А

    11-17 вв.

22) о М. В. Ломоносове

    «Повесть временных лет»

23) 1В, 2Д, 3Г, 4Б, 5А

24) ода, трагедия, героическая поэма

25) М. В. Ломоносову

    эпитет

26) Ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.

    2А, 1Б

Шкала оценивания:

39 - 38 = «5»

37 - 30 = «4»

29 - 21 = «3»

1. Легенды о персонажах библейской истории, сюжетно отличающиеся от канонических, называют:

а) житиями; б) патериками; в) апокрифами; г) хрониками.

2. Какие из указанных произведений, по мнению исследователей, создавались по образцу «Слова о полку Игореве»?

а) «Житие протопопа Аввакума»;

б) «Слово о погибели Русской земли»;

в) «Сказание об Индийском царстве»;

г) «Задонщина».

3. Что из перечисленного было свойственно демократической сатире XVII века:

а) «высокий» стиль изложения;

б) утверждение абсурдности мира;

в) высмеивание пороков общества;

г) тесная связь с фольклором;

д) поддержка царской власти.

4. Соотнесите явления со временем их развития:

а) становление теории «Москва – третий Рим»;

б) расцвет стиля «плетения словес»;

в) появление первой автобиографии;

г) возникновение темы борьбы с монголо-татарами;

д) создание первой летописи.

a) X – первая четверть XIII вв.;

b) вторая четверть XIII – третья четверть XIV вв.;

c) конец XIV – XV вв.

5. Определите по цитате из произведения его название, автора (если известен) и время создания:

а) «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»;

б) «Запели птицы жалостные песни - запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!»;

в) «Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

6. Известно высказывание Д. С. Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Объясните, как вы его понимаете, выскажите свою точку зрения по этому вопросу, подкрепив свое рассуждение примерами из произведений.

Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII в.»:

1. Решите филворд. Из оставшихся букв сложите ключевое слово:

1. Герой комедии «Недоросль».

2. Жанр, прославивший Кантемира.

3. В какой город путешествовал герой Радищева?

4. Литературное направление начала XVIII века.

7. Жанр сентиментальной лирики.

8. Первый реформатор русского стихосложения.

9. Поэт XVIII века, который перевел оду Горация «Памятник».

10. Создатель повести «Остров Борнгольм».

11. Первая русская героическая поэма.

12. Трагедия «Димитрий …».

2. Напишите мини-эссе на тему «… (ключевое слово) в русской литературе и культуре XVIII в.».

3. Определите, какое из данных стихотворений относится к классицизму, а какое – к сентиментализму. Докажите свою точку зрения, приведите примеры из текста.

Текст № 1:

Что с тобою, ангел, стало?

Не слыхать твоих речей;

Всё вздыхаешь! а бывало,

Ты поешь как соловей.

«С милым пела, говорила,

А без милого грущу;

Поневоле приуныла:

Где я милого сыщу?»

Разве милого другого

Не найдешь из пастушков?

Выбирай себе любого,

Всяк тебя любить готов.

«Хоть царевич мной прельстится,

Всё я буду горевать!

Сердце с сердцем подружится -

Уж не властно выбирать».

Текст № 2:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.








11. Триера- это

13. Палестра- это






1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?

1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?
1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?

7 класс

Вариант 1

1.Продолжите определение

Предание- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________

Былины-это…

б)произведения о природе и животных;

в)произведения о современной науке и технике;

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата…

Для былин новгородского цикла характерно:

в)герои: Садко, В.Буслаев;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев

________________________________________________________

7. Какие черты сказки присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

8. Расположите элементы сюжета в правильном порядке

полное излечение Петра, убийство змия, изгнание из Мурома, визит бояр и их раскаяние, принятие монашества, посмертные чудеса, знакомство читателя с Февронией, смерть в один день, женитьба,

Проверочная работа по древнерусской литературе

7 класс

Вариант 2

1.Продолжите определение

Былины- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите верный вариант ответа

Предание-это…

а)произведения устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях;

б)произведения о природе и животных, в котором затрагиваются вопросы их защиты;

в)устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающийся из поколения в поколение;

г)произведения фольклора о добре и зле

3.Какие два цикла былин вам известны

________________________________________________________________

4.Из какой былины приведенные ниже строки

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

_______________________________________________________________

5. Выберите правильные высказывания

Для былин киевского цикла характерно:

а)герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович;

б)тема торговли и путешествий;

в)герои: Садко, В.Буслаев;

г)тема защиты русских земель;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев?

6. Какова тема «Поучения Владимира Мономаха»? (о чем?)

________________________________________________________________

7. Какие черты жития присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8. Заполните пробелы нужными событиями

Змей и его гибель,________________________________________, попытка излечится,_____________________,женитьба,_________________________,

просьба бояр о прощении,______________________________________,смерть в один день_________________________________________.


Установите соответствие

Характеристика

Характеристика

А) Подъём национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель и формировании нравственного идеала.

1. Летопись

А) повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым

2. Послание

Б) лестный отзыв, одобрение

Б) Центры – Киев и Новгород. Главная идея – превосходство христианства над язычеством.

3. Поучение

В) погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)

В)Трагический период, связанный с монголо-татарским нашествием. Главная идея – вера в национальное возрождение.

4. Похвала

Г)Смутное время. Обновление жанровой системы. Распад литературы на демократическую и официальную.

Д) жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя

Д) Появление областных литературных центров. Создание «Слова о полку Игореве…»

6. Хождение

Е) жанр, который рассказывал о ратных подвигах.

Е) Эпоха Московского централизованного государства, слияние областных литератур в общерусскую. Расцвет публицистики. Создание «Домостроя».

7. Воинская повесть

Ж) рассказ о путешествиях