Катерина Белкина: «Мои работы – мой персональный театр. Участие в выставках

Фотокритик Феодора Каплан побеседовала с художницей Катериной Белкиной

Катерина Белкина – тот редкий случай, когда художника знают в лицо и мгновенно распознают его авторский почерк. Замысловатый жизненный путь из Самары в Берлин, характерный визуальный язык, очерченный круг вопросов, с которыми она работает, внушительный список выставок по всему миру, востребованность на арт-рынке, ряд международных наград и премий вкупе с любовью почитателей составляют феномен ее личности. Фотокритик Феодора Каплан побеседовала с художницей Катериной Белкиной о том, откуда берутся идеи, о гендерных ролях и сексуальности художника, о социофобии, агорафобии и о том, как все это многообразие может преломляться в творческом поиске.

Bleek Magazine: Катерина, о том, как начинался ваш творческий поиск, и где вы учились, написано много, но мне хотелось бы начать с другого. Каждый художник получает импульс к созданию тех или иных произведений откуда-то изнутри себя. Чего больше в ваших работах? Сугубо личного эмоционального опыта или опыта вашего размышления о культуре и искусстве в целом?

Катерина Белкина: Это неразделимые вещи, как мне кажется. Сначала ты растешь и учишься видеть, слышать, ощущать. Потом в какой-то момент возникает импульс к действию. По той или иной причине это самый яркий момент, который толкает творческую душу сразу или потом развернуть эту маленькую вспышку в ясную и четкую картину того, что хочешь рассказать. Изначально это всегда сильный эмоциональный момент или набранное по крупинкам личное переживание. Потом необходимо как раз холодное и взвешенное размышление и такой же спокойный скрупулезный подход к работе, ремесленнический процесс. Все это дает рост. Мне нравится метафора – открывание коробок. Вокруг нас в пространстве есть знания и идеи, как бы витающие в закрытых боксах. Люди творческие чувствительнее других, я сюда и ученых отношу, «видят» свои коробки. Затем чувствуют потребность их открывать, извлекать содержимое, осмыслять и в своей неповторимой интерпретации предъявлять миру. Часто такое происходит неосознанно, особенно в самом начале. Потом уже начинаешь понимать, как это работает. Без этого процесса ломает – в народе зовется «муки творчества», «отсутствие музы». Но чтобы ясно и заботливо донести ту или иную идею, нужен опыт и мастерство. Они только со временем нарабатываются. У кого-то быстро и концентрировано, у кого-то дольше.

Мне нравится метафора – открывание коробок. Вокруг нас в пространстве есть знания и идеи, как бы витающие в закрытых боксах. Люди творческие чувствительнее других, я сюда и ученых отношу, «видят» свои коробки. Затем чувствуют потребность их открывать, извлекать содержимое, осмыслять и в своей неповторимой интерпретации предъявлять миру.

Bleek Magazine: Очевидно, ваша оптика – женская, а сюжеты и темы – гендерные. Вы охотнее назвали бы свое искусство «женским» или «феминистским»?

Катерина Белкина: Моя оптика встроенная, прилагается к мозгу внутри женщины, так что от этого никуда. В то же время я очень недолюбливаю этот термин «женское». Никто же не называет науку женской, когда ученый – женщина. Такое определение из области определения «женское вождение». Через пару десятков лет об этом будет смешно слышать, когда женщин и мужчин водителей будет поровну. Уровень каких-либо умений, знаний и талантов человека не имеет гендерной зависимости, а напрямую исходит от образованности и опыта. Так же с искусством. Тем не менее, я не из тех, кто реагирует на подобные определения, разве что с юмором. Я считаю, что у искусства нет пола. Есть разные точки зрения на одни и те же вопросы, исходя из личного опыта автора – разный подход к исполнению. К феминизму я тоже себя не причисляю. Не отстаиваю никаких прав и не имею тяги к морализаторству. Моя деятельность – это наблюдение и рассказ. Почему женщины? В этом я неоригинальна. Так сложилось исторически – воспитывалась на истории искусства от первобытных времен до начала XX века. Теперь трудно все эти музеи с преимущественно женскими изображениями вытряхнуть из головы и избавиться от античной эстетики.

© Катерина Белкина, из серии «Not a Man’s world».

Bleek Magazine: А что в таком случае для вас женственность, и из чего складывается женская идентичность? Можно ли ее сложить или представить, как набор чего-либо – символов, качеств, действий или, например, амплуа, как в вашей серии Not a Man’s World?

Катерина Белкина: Можно, как и мужественность. Мое творчество – отражение внутренней субстанции современной женщины. При этом внешне такая женщина может выглядеть как угодно – это наше достижение, трофей, отвоеванный со временем. Свобода выбора, какой казаться. А внутренний образ у меня получается такой: пустота, легкость, неброскость, текучесть, переменчивость, философский взгляд на вещи. Время диктует женщине быть как никогда изменчивой и мобильной. Это подвижность, но прочность. Гибкость и легкость в теле или при принятии решений, уступчивость, но при этом умение стоять на своем. Время и место требует от нас противоречивых вещей. Быть легкой и тяжелой. Многие женщины не таковы, но стремятся к такому состоянию. Так легче существовать. Амплуа в Not a Man’s World – это всего лишь роли, которые мы выбираем или за нас выбирают.

Время диктует женщине быть как никогда изменчивой и мобильной. Это подвижность, но прочность. Гибкость и легкость в теле или при принятии решений, уступчивость, но при этом умение стоять на своем.

Bleek Magazine: Выбирают, должно быть, те, кто воспринимает женщину как объект смотрения или обладания? И тогда хрупкость и изящество ваших героинь с выбеленной гладкой кожей и утонченными чертами подчиняются «мужскому взгляду». С другой стороны, они предельно холодны и даже будто бы бесчувственны. Какое место в ваших размышлениях занимает тема женской сексуальности?

Катерина Белкина: Мне нравится думать, что это внешняя холодность. Не то чтобы я о ней размышляла, о женской сексуальности. В моих работах она присутствует между прочим, как данность. Это важная функция в нас, дана природой каждой женщине в той или иной степени, набирая обороты с возрастом и с ним же угасая. Присутствует абсолютно в каждой женщине, как и в каждом мужчине. Вопрос – кто зритель, и какой контекст? Говоря об этом, я не имею в виду раскрученное в массовой культуре понятие сексуальности, вульгарной и примитивной, такой липкой, как жвачка под ногами. Это как если бы был назначен один правильный преобладающий вкус – сладкий, к примеру. Все должны любить только сладкое.

© Катерина Белкина, из серии «Paint».

Bleek Magazine: Какова тогда роль невидимого, но подразумеваемого в кадре мужчины? И как с этой ролью соотносится та, которая возникла в вашей серии Paint, где женщина – муза, а мужчина – творец?

Катерина Белкина: Роль невидимого мужчины неоднозначная и в каждой моей серии – разная. Мужчина совершенно явно присутствует в Not a Man’s World, так как модели поведения женщин, о которых я там рассказываю, вытекают из взаимоотношений с партнерами. Home Work – это сатирическая зарисовка на тему того, о чем я говорила, что занятие искусством во все времена было мужской привилегией. В Light&Heavy все мужское олицетворяет пространство: советская и постсоветская архитектура, застывший воздух, пустота и безличие, но в то же время мощь и несгибаемость. Но эта история только в контексте взаимодействия мужчин и женщин в России. Paint – это оммаж искусству XIX и начала XX века, когда музой еще была женщина. Но все же эта серия не про гендерное опять же. Это про скрытую сексуальность застенчивого художника, выраженную через модель. Художник зачастую стыдлив и застенчив, только искусство позволяет ему выставить всех своих тараканов на обозрение. Когда зритель недоволен теми или иными произведениями, я предлагаю ему сразу представить, что другими средствами это было бы еще хуже, а, может быть, и опаснее.

© Катерина Белкина, из серии «Home Work».

Bleek Magazine: И если речь про художника, то насколько ваши работы можно назвать автопортретами, и что определяет ваш выбор – работать в той или иной серии с собственным телом или приглашать других моделей?

Катерина Белкина: Нельзя назвать автопортретами, они ими не являются. Мой выбор – почти всегда работать с собой, пока не надоело. Иногда я делаю паузы, но короткометражные. Так сказать, отвести взгляд. Одна и та же модель – это главный герой или героиня, объединяющий весь комплекс серий. Это дало развитие моему собственному стилю повествования. Мой персональный театр, где я рассказываю зрителю о разных аспектах жизни, и выражаюсь через моих персонажей. Также видение себя в качестве главной модели обусловлен глубоким и точным контактом модели и автора. У социофоба выбор невелик. Это позволяет мне избавить себя от всех трудностей непонимания на этапе съемки, тем самым я выигрываю энергию и время для углубления в данную тему, изучения ее и более точной передачи идеи. Минус также имеется. Это, прежде всего, некоторая закрытость, отсутствие связи с миром. Но он же – и плюс. Потому что на самом деле мне не нужен никто для творчества, кроме моей семьи. И неясно, хорошо ли это.

© Катерина Белкина, из серии «Light&Heavy».

Bleek Magazine: А что для вас во всем этом процессе фотография? Материал для дальнейшей работы?

Катерина Белкина: Есть фотография как искусство или как документалистика, это не про меня. Существует много прекрасного и без моего участия. А есть фотография как материал, как вы подметили. Я – рисователь. Но все же я не выбрала краски, скульптуру или что-нибудь еще. Фотография меня привлекает реалистичностью, близостью к нам. А умение рисовать помогает трансформировать изображение, приблизить его к моим мысленным образам. Мне нравится вот этот конфуз перед моими работами на выставках – а это что? Живопись или фотография? Фотография и фотошоп – вот два моих инструмента. Фотошоп – еще и компенсация за ограниченный бюджет и технические возможности во время съемки. Кроме смеха! Ограничения – это распространенная проблема для русского современного художника, которая потом перерастает в стиль подачи. И, я так понимаю, это потом сложно вытравить даже с переездом. Мы творим вопреки, исходя из минимума возможностей. Голь на выдумки хитра.

Фотография и фотошоп – вот два моих инструмента. Фотошоп – еще и компенсация за ограниченный бюджет и технические возможности во время съемки.

Bleek Magazine: С помощью фотошопа вы добиваетесь предельной стерилизации пространства и всего, что в него вписано. При этом женское тело оказывается очищено от всего физиологического, почти пластифицировано, оставляя ощущение вещи среди вещей. Чем обусловлен такой подход?

Катерина Белкина: Я бы назвала это детализированной схематичностью. Я убираю все лишнее на мой взгляд для упрощения композиции и цветового решения. Не люблю мусор, мельтешение. Мелкие детали в избытке заставляют меня чесаться. Мешают концентрации на главном. Наверное, это какой-нибудь дефект или особенность. То же касается тел и лиц. Я не вижу в людях вот этих всех родинок, морщин и волосков. Вижу цельное. Да и не только я. Я стерилизую их, не стирая индивидуального, а обобщаю в четкий образ. В жизни, конечно, каждая мелочь дополняет характер, но как это выглядит на картинке, мне не нравится. Я показываю как бы схему персонажа и схему пространства языком линий, пропорций, колорита.

© Катерина Белкина, из серии «Empty Spaces».

Bleek Magazine: В Empty spaces вы начинаете работать с урбанистическим пространством, при этом сюжеты, появляющиеся за окном так же безжизненны, как и герои. Стекло, между героиней и индустриальным пейзажем или однообразными ландшафтами спальных районов – что это? Внешняя граница внутреннего мира или знак дереализации действительности, как признак невротичности современного общества? И почему в Light&Heavy героини выходят на улицы города?

Катерина Белкина: Да, стекло – это граница своей коробки. Мы в такие стекла только и смотрим – из домов, из транспорта, в мониторы. Отчего мы в них смотрим? Не думаю, что из-за невротичности. Мы так скучились, сели друг другу на головы в современных мегаполисах, что, конечно, хочется отгородиться, это же логично. Выходишь на природу – открываешься, залезаешь в бетон – захлопываешь дверь. А то догонят и достанут. Отсюда социофобия – болезнь большого города. В Light&Heavy героини выходят за счастьем. Дома рыбы не наловишь. Это серия про охоту без цели. Потому что цели в России навязываются женщинам. Охота и гонки. Только в гончих тут сами охотники оказываются – цели то чужие.

Мы так скучились, сели друг другу на головы в современных мегаполисах, что, конечно, хочется отгородиться, это же логично. Выходишь на природу – открываешься, залезаешь в бетон – захлопываешь дверь. А то догонят и достанут.

Bleek Magazine: В вашей новой серии Revival, из которой я видела пока только две работы, вы вновь обращаетесь к сугубо женской практике – материнству. Какое будет продолжение?

Катерина Белкина: Ну, нет, Revival совсем не про материнство, то лишь символика. Эта серия про возвращение к духовному, спиритуальному. XXI век – век утраты религиозных традиций. Границы правильного и неправильного размываются, благополучие сжирает духовность. Человек только недавно стал жить комфортно, теперь задача – научиться сочетать комфорт телесный с развитием души. И это сложно. Где-то произошел разрыв во времени между религиозным отрезком и поп-культурным. Но вера – это такая жизненно неотъемлемая потребность психики, поэтому человек ищет новые ее воплощения или пытается трансформировать существующие. А так как подобные поиски случаются время от времени, то эта цикличность приводит к повтору. Если Возрождение – это уход от влияния церкви к поиску индивидуальности, материальному живому миру, то Revival – уход от навязанного социумом потребительства и материализма в поиск себя и свой духовный рост. Неовозрождение в повседневной жизни.

© Катерина Белкина, из серии «Revival».

Bleek Magazine: Вы – пример востребованного на арт-рынке художника. В чем, по-вашему, секрет такого успеха?

Катерина Белкина: Есть список ингредиентов в этом рецепте: немного способностей, которые, безусловно, можно развить, упрямство, «чугунный зад», опыт, как результат чугунности, чувствительность к окружающему, который еще можно назвать интуицией, коммуникативность, удача и быстрое реагирование. Конечно, интеллект. Это в идеале. И этот набор, к сожалению, не мой случай. У каждого из нас что-то может отсутствовать из списка, поэтому приходится компенсировать количеством того, что в наличии. В моем случае – упрямством. Проблема этого дурацкого успеха в том, что мало взобраться на пик, так еще надо интенсивно шевелить конечностями для удержания. Но лучше об этом не думать. Да, секрет успеха – не думать о нем! Вот секрет неуспеха – это, совершенно точно, лень. Телесная и духовная. Художник, встань! Иди! Оторви свой чугунный зад! Ох, как же все противоречиво.

Глупых или неинтересных тем не бывает. Бывают ленивые исполнители и формальный подход.

Bleek Magazine: Чугунный зад, пожалуй, не так-то просто оторвать, но если это препятствие преодолено, то что дальше? Как найти фотографу свою тему, как ее развивать и, главное – как привлечь к работам пристальное внимание критиков, галеристов и коллекционеров?

Катерина Белкина: Я не фотограф, поэтому совет я могу дать только таким же как я, помесям. Когда вы начинаете, тему берите, что увлекает без остатка. Как игра в детстве – не остановлюсь, пока не доиграю. Так должно быть интересно! То, что трогает вас, то будет трогать зрителя, при условии полной отдачи, здесь нельзя схалтурить. Но в любой интересной игре наступает момент, когда сложно. Когда не знаешь, как. Тут бы не сойти с дистанции. Не лениться и не бояться переснять, если вам самим не нравится. Переделать. Столько раз, сколько нужно до удовлетворительного результата. А самое главное в выборе темы – выход за пределы комнаты. Чем уже мир, тем сложнее найти тему.

Выбрали тему? Читайте о ней, размышляйте, смотрите, как делали другие – кино, музеи, книги в помощь, анализируйте. Дайте себе время на осмысление – это самый важный этап в процессе. Думайте, но не мешайте своей интуиции. Она поведет в нужном направлении, особенно с опытом это приходит.

Сейчас важное: глупых или неинтересных тем не бывает. Бывают ленивые исполнители и формальный подход. Если у вас в голове только рифма «слезы-розы», то вы недостаточно думали, чувствовали, или не хватает творческой эрудиции. Чем больше художник знает, пережил, прочувствовал, тем шире его палитра.

Привлекать критиков и галеристов не надо, это пустое. Привлекайте зрителя. Создали что-то вразумительное – идите в люди показывать. «Я не могу, я не арт-менеджер» не выведет ваше высказывание дальше двери собственного дома. Не надо рекламировать себя, просто показывайте! Размещайте в соцсетях, посылайте на конкурсы, фестивали, объединяйтесь с другими в групповые выставки. Вас должно быть много, при условии, что то, что вы сделали, интересно зрителю. Вместе со зрителем придут все, кого вы, возможно, ждете – желающие показать, продать, купить и просто помочь. Тут маленькая оговорка – не замыкайтесь на своем районе, городе, стране. Мир большой, и, возможно, завтра вы окажетесь на другом его конце, где то, что вы делаете, будет интересно.

Член Союза фотохудожников России. Участница международных выставок в Канаде и США. 2-е место в номинации «Фотомонтаж» на конкурсе International Photo Awards2007, Лос-Анджелес.

Три проекта Екатерины Белкиной объединяет прочтение разных культурных сюжетов через женскую оптику, а также женский портрет, выступающий как метафора этих сюжетов. Эмоционально насыщенные работы выверены до последней булавки и напоминают журнальные серии. Оглядевшись вокруг пристальным взглядом матери двух прекрасных дочерей, Катерина обнаруживает в современном мире модели женских судеб, описанные столетия назад в знаменитых сказках. В проекте «Немужской мир» она выводит своих героинь из разваливающихся сказок, как из ветхого дома, и уточняет их роли. «Спящая красавица» или пьянящие сны, «Русалочка» или жертвоприношение, «Красная Шапочка» или оправданная жестокость - художница оставляет универсальные точные формулы, с помощью которых надеется вырастить идеальных женщин и сказать им: добро пожаловать в реальный мир. В проекте «Знаменитые охотницы» реальный мир уже подчинен женщинам через разнообразные стратегии женской власти, проявленные в портретах молодых художниц и метаморфозах их тел. Зритель видит женское творческое начало как начинку, как идею-плод внутри женщины. Проект Paint - это омаж Магритту, Петрову-Водкину, Малевичу, Климту, Шиле, Лемпицкой. Чтобы приблизиться к ним, постичь чувства великих художников в момент наивысшего взлета, Белкина смиренно цитирует их творения, подставляя себя в качестве персонажа, становясь музой мертвого гения и моделью для самой себя. Внешняя красота и изящество скрывают внутреннюю острую боль - таков портрет молодой женщины, живущей среди нас.
А. Е.

Официальная презентация проекта 4 сентября 2008г в 19.00.
Вход строго по пригласительным билетам.

Художник по образованию, Катя Белкина — яркая и очень известная персона на арт-рынке. Ее работы — это всегда изобразительный объект на грани живописного произведения и фотографии. Действующие лица — цвета и линии, взгляды и позы. Маниакально влекущие. Загадочные таинственные существа. Химические концентраты, опасные для прямого взаимодействия, заключенные в «пушистую» оболочку. Здесь только женщины. Их 25. И два времени. Прошлое и настоящее, между этим — они, связанные одной общей пропастью их внутреннего пространства. В прошлом скованность и показное спокойствие, укрытие своих тайн под прочными устойчивыми образами. В настоящем же — вырвавшийся наружу поток, полный бреда и безумия, но всё ещё умело скрываемый глянцем. Это не мужской мир. Лишь предположительно — мужской взгляд.

«Я выбираю самых сумасшедших, самых шизофренично-замкнутых и самых желанных. И возвожу их в культ. Они смотрят на жизнь под другим углом, и готовы рассказать вам то, что вы знаете и сами, но боитесь или не хотите понять. В прошлом я лишь наблюдала за ними. Подглядывала в замочные скважины и окна мастерских, где они отдавались уже известным мастерам.

А сегодня я забираю каждую с собой. Я раздеваю их до костей, до самого дна. В каждой ищу себя. А когда нахожу — поражена и разочарована. Бессмысленные переживания, скрытые истерики и явные желания каждой проходят электрическим потоком сквозь меня. И я вдохновляюсь. Выращиваю моё беспокойное воображение, мои размышления о женской душе — пропасти с потайным секретом. Кому легче разгадать его как не мне? Кому легче разглядеть (понять) его как не вам…«Это бесконечный поиск, поиск идеальной женщины. Женщины, которую невозможно не полюбить.

И никакого конфликта автора и модели, уверяет Катя, нет. Точнее — давно уже нет: «Раньше я как автор часто была недовольна — модель преобладала. А давай, говорила модель, поиграем, что я вот такая красивая, а теперь — что я вот какая-то еще. И автор шел у нее на поводу. В свое время это было нужно — получались воздушные, сказочные картинки. Но сейчас я уже не позволяю модели ничего решать. Выбираю чаще всего кадр, где модель меньше всего на себя похожа — ну то есть с наименьшей вероятностью она может быть вот такой». Впрочем, сколько бы ни спорили модель и художник, выигрывает в этом споре всегда зритель.

Об авторе:

Катя Белкина одна из лучших современных российских фотографов и художников, с оригинальным взглядом на искусство. Работает в жанре digital photo. Окончила Самарское художественное училище им. Петрова-Водкина и Самарскую фото-академию. В 2007 году Катя Белкина заняла второе место в номинации «Фотомонтаж» в конкурсе International Photo Awards в Лос-Анджелесе; номинант премии Кандинского 2007 года; призер международного конкурса Px3 Prix De la photographie Paris 2008 года в категориях portraiture pro (I место) и fine art pro (II место). Член Союза Фотохудожников.

Участие в выставках:

2008 Париж, Contes Russes Galerie SMALL&CO
2007 Брюссель, White Fair
2007 Москва. Выставка номинантов на премию Кандинского; Центр современного искусства «Винзавод».
2007 Казань Персональная выставка; Музей Горького
2006 Санкт-Петербург, «ФотоFusion 2006»
2006 Москва, дом Шаляпина «ФотоFusion 2006»
2005 Москва. Совместная выставка с А.Полушкиным «Частная жизнь ожившей натуры» в рамках рекламного фестиваля.
2005 Санкт-Петербург, «Молодые фотографы России- 2005»
2005 Новгород, «Молодые фотографы России — 2005».
2005 Самара, фотовыставка «Открытый город»
2005 Москва, Благотворительная персональная выставка- продажа для фонда Сhildrens Hearts 2003 США, групповая фотовыставка