Что такое дпи определение. Что такое декоративное искусство

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - раздел изобразительного искусства, произведения которого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений.

Термин характерен для культуры Нового времени , подчеркивает подчиненное положение Декоративно-прикладного искусства по отношению к другим видам изобразительного искусства. Отделение Декоративно-прикладного искусства от других изящных искусств отражает концепцию превалирования эстетического значения произведения искусства над его утилитарными свойствами. Широко распространенный в западной истории искусств термин ars minoris (искусство малых форм), близкий к определению Декоративно-прикладного искусства, подчеркивает разницу в масштабе, не противопоставляя произведений разных видов искусств и подразумевая свободу заимствования форм и мотивов. Произведения Декоративно-прикладного искусства (посуда, мебель , другие предметы быта, костюм, оружие, предметы роскоши и украшения, в том числе инсигнии - знаки власти и сана - венец, стемма, тиара) сомасштабны человеку, тесно связаны с его деятельностью, вкусом, достатком, уровнем образования, но их материалы и технологии могут во многом совпадать с др. видами пространственных искусств.

Интерес к Декоративно-прикладному искусству и средневековым ремеслам в среде европейских художников эпохи романтизма середины XIX века связан с ростом выпуска промышленной продукции низкого художественного качества. Прерафаэлитами, представителями движения искусств и ремесел, было провозглашено равноправие искусства и ремесла, и Декоративно-прикладное искусство определялось как «художественные ремесла». В 60-90-х годах XIX века У. Моррис и Ф.М. Браун организовали фирму, специализировавшуюся на отделке интерьеров произведениями Декоративно-прикладного искусства ручной работы. В качестве социальной формы возрождения художественных ремесел была предложена средневекековая форма объединения художников («Гильдия века», 1882, Англия).

Понимание Декоративно-прикладного искусства как самостоятельной области художественного творчества и неотъемлемой составляющей синтеза искусств, отчасти созвучной средневековому церковному художественному синкретизму, характерно для стиля модерн в начала XX века, например для работ художников абрамцевского кружка и объединения «Мир искусства» (М.А. Врубель, В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова и др.). Художники-авангардисты XX века, ставившие задачей преобразование человека посредством реформирования быта и условий жизни, часто работали в сфере Декоративно-прикладного искусства (например, рисунки для тканей В. Степановой 20-х годов XX века). Сочетание творческой свободы в трактовке образа, свойственной ведущим пространственным искусствам, с обилием форм и материалов Декоративно-прикладного искусства стимулировало развитие дизайна - ведущей специализации современного искусства, художественной промышленности и индустрии массовых товаров в XX века. С конца XX века в России активно возрождаются промыслы, специализирующиеся на изготовлении предметов церковного обихода.Ведущая роль в этом процессе принадлежит основанному в 1944 году художественно-производственному предприятию РПЦ «Софрино», выпускающему более 3 тысяч наименований изделий, в т. ч. иконостасы, престолы, ограды на солею, настенную и напольную церковную утварь (киоты, панихидные столы, аналои), мебель для храма, паникадила, ювелирные изделия (иконы и оклады к ним, кадила, дароносицы и дарохранительницы, потиры, блюда, лампады, кресты, пасхальные яйца и т. п.). В швейном цехе изготавливаются облачения для священнослужителей, а также декорированные лицевым и орнаментальным шитьем плащаницы, покровы, хоругви, воздухи, скрижали и др. Церковные ткани высокого художественного качества выходят из златошвейной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Возрождением церковного искусства вышивки занимаются сестры Новотихвинского монастыря Екатеринбурга, создающие храмовые и богослужебные облачения, шитые иконы и сувениры. С восстановлением в 1989 году монастырской жизни в Свято-Троицком Ново-Голутвинском женском монастыре в Коломне были созданы мастерские, среди которых особый интерес представляют вышивальная и керамическая, где изготавливаются расписанные в характерной бело-сине-золотой гамме иконы, миниатюрные скульптурные или рельефные композиции на тему монастырской жизни и др. Современные художники, работающие в технике ростовской финифти, создают миниатюрные образы святых («Святой Сергий Радонежский Чудотворец, с житием», 1997, художник М.А. Рожкова (Масленникова), фирма «Софрино»; «Святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский», 1992, Ростов, художник Б.М. Михайленко, ГМЗРК; «Святой Димитрий, митрополит Ростовский», художник Н.А. Куландин, частное собрание, и многие другие).

Классификация видов Декоративно-прикладного искусства по масштабу, материалу, степени творческой свободы, принятая искусствознанием Новейшего времени, отражает различие их восприятия секуляризованным сознанием и средневековым религиозным сознанием, акцентировавшим смысловое единство архитектуры храма, произведений монументальных (мозаика, фреска) или станковых (иконы) форм и предметов церковной утвари и убранства, наполняющих церковное здание, что подтверждают описи церковного имущества, определявшие церковную утварь, уборы икон, облачения и книги как «церковное строение», «милость Божию». Их описания зачастую более подробны, чем описания иконографии образов, поэтому бытование той или иной иконы, прежде всего чтимой, прослеживается лишь благодаря особенностям ее убранства (оклада, привесов, прикладов).

Для средневек. христианина был важен символический смысл материала, из которого исполнен предмет. Так, драгоценные материалы считались наиболее соответствующими предметам, предназначенным для совершения Божественной литургии или украшавшим жилище Божие. Тесная связь предметов Декоративно-прикладного искусства, в том числе произведений церковной утвари и убранства, с природным материалом и ремесленно-кустарными технологиями его обработки позволяла искусствознанию советского периода рассматривать их в контексте народного творчества. В современной отечественной науке постепенно утвердился термин «церковная утварь» («церковное строение»), обозначающий произведения Декоративно-прикладного искусства, созданные для богослужения и украшения храма. К ним относятся богослужебные сосуды (потиры, дискосы, блюда, тарели, звездицы, копия, лжицы и др.); священнические ризы и облачения престола (антепендиум, индития); светильники (кандеи, паникадила, лампады); украшения икон (оклады, цаты, привесы), книг (оклады Евангелий), интерьера (хоросы, преграды, амвоны, купели); мелкая пластика (камеи и инталии, кресты и иконы из кости, литые кресты-энколпионы и дробницы); колокола.

В средние века существовала традиция делать вклады «на помин души» в церкви и монастыри в виде дарений предметов светской роскоши (ткани, одежды, посуда, украшения), в результате чего ризницы и интерьеры древнейших соборов, например Святой Софии в Константинополе и Святой Софии в Киеве, стали первыми собраниями шедевров Декоративно-прикладного искусства. Сокровищницами произведений средневекового златоделия Западной Европы являются ризницы соборов святого Петра в Риме, Сан-Марко в Венеции, святого Вита в Праге, соборов Генуи, Кёльна, Мадрида, Ахена, Лоретанского монастыря в Праге и собрание Христианского музея в Эстергоме. В России знамениты ризницы Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ), собора Святой Софии в Новгороде (НГОМЗ), храмов Московского Кремля (ГММК).

Детали убора икон Божией Матери (коруна, убрус, рясны, серьги, привесы-мониста, запястья) повторяли типы женских украшений или действительно являлись мирскими ювелирными изделиями, «приложенными» к святыне (Стерлигова. 2000. С. 150-160; Царский храм. 2003. С. 69). Благочестивое рвение не имело государственных границ. Новгородский князь Мстислав Владимирович послал в Константинополь в сопровождении доверенных людей написанное по его заказу Евангелие, для которого там был создан драгоценный оклад, цену которому «един Бог ведае» (Мстиславово Евангелие, 1-я четверть XII века; поновления XVI века, ГИМ).

Материалы и техники Декоративно-прикладного искусства.
Наиболее распространенная классификацияДекоративно-прикладного искусства основана на различиях материалов и методов их обработки. Предметы могут быть выполнены из металла, камня, стекла, керамики, фарфора, тканей, дерева и кости. Некоторые материалы Декоративно-прикладного искусства (металл, камень, дерево) известны с доисторического периода. Техники и технологии их обработки, усовершенствованные с целью создания художественных произведений в эпоху античности, были унаследованы средневековой и современной цивилизацией через Византию (смотри статью Византийская империя, раздел «Прикладное искусство Византии»). О популярности констнтинопольских ювелирных и эмальерных мастерских свидетельствуют дробницы (1-я четверть XII века) с оклада Мстиславова Евангелия (до 1125 года, ГИМ), алтарный образ собора Сан-Марко в Венеции - так называемая Пала д"Оро (Рala d"Oro) (2-я половина XI века), многочисленные византийские ставротеки и эмалевые медальоны, хранящиеся в средневековых христианских сокровищницах. Христианская культура адаптировала произведения античного языческого мира (камеи, инталии, сосуды из полудрагоценных камней) к своим потребностям. Так, декор чаш для воды с изображениями Диониса дополнялся христианскими молитвенными формулами или текстами псалмов, после чего сосуды использовались для литургии.

В эпоху средневековья мастера Декоративно-прикладного искусства разных стран заимствовали друг у друга формы и орнаментальные мотивы. Так, готические остроконечные крестообразные цветы и удлиненные S-образные фигуры встречаются на произведениях византийских мастеров XIV века (дискос Фомы Прелюбовича, 2-я половина XIV века, монастырь Ватопед) и русских серебряников XV века (панагиар 1435 новгородского мастера Ивана, НГОМЗ). Русские злато- и среброкузнецы XIV-XV веков использовали восточные мотивы, в XVI веке украшали предметы церковной утвари дробницами работы золотоордынских мастеров XIII-XIV веков (Царский храм. 2003. С. 354-355. Кат. 125). Турецкие орнаменты появляются на серебряных церковных сосудах константинопольской работы XV-XVI веков (потир патриарха Феолепта, 80-е годы XVI века, Музей Павлоса и Александры Канеллопулос, Афины; смотри: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. оf an Exhibition. N. Y., 2004. P. 446-447. Cat. 271), используются в произведениях балканской торевтики XVI-XVII веков (Feher G. Türkisches und Balkanisches Kunsthandwerk. Corvina, 1975; Христианское искусство Болгарии: Католог выставки. 1 октября - 8 декабря 2003 года. М., 2003. С. 45). Искусство мастеров Стамбула оказало влияние на цветовую гамму русских эмалей XVII века (Мартынова. 2002. С. 14, 20).

Среди техник обработки металла известны литье, ковка, чеканка, выколотка, просечка, канфарение, басма, гравировка, инкрустирование, гальваника (золочение, серебрение, патинирование), скань, филигрань, зернь, эмалирование. Для литургических сосудов предписывалось использовать драгоценные металлы или олово, не образующее токсичных веществ. Клады с серебряными и золотыми церковными предметами известны с позднеантичного и ранневизантийского периодов в Малой Азии и Сирии. Металлические предметы церковного убранства, покрытые изображениями, повторяли иконографические изводы, принятые в иконописи и монументальной живописи, при обветшании их поновляли с сохранением древних частей; если же это было невозможно, их сохраняли в церковной казне или ризнице, отмечая в инвентарях и описях. Металлическую светскую посуду (ковши, чарки) вкладывали в храмы, дарили духовным особам, использовали в богослужении как сосуды для теплоты (укропники).

В технике литья изготавливали кресты-энколпионы, дробницы для украшения окладов и др. Гравировкой выполняли изображения и надписи (потир архиепископа Моисея, 1329, ГММК). В технике огневого золочения, перенятой русскими мастерами у византийских мастеров, украшали церковные и алтарные врата (Васильевские врата, 1335/1336 года, южный портал собора александровского Успенского монастыря). Филигранью, сканью и зернью декорировали оклады икон, книг, лампад. Разновидностью скани были напаянные на поверхность конусы из тонкой проволоки, часто применяемые мастерами Западной Европы эпохи Оттонов (X - середина XI веков) и московскими златокузнецами XIV века, украшавшими ими оклады икон (венец и гривенка иконы «Богоматерь Боголюбская» из Благовещенского собора Московского Кремля, венец Богоматери на иконе «Богоматерь Млекопитательница» (ГОП) (Мартынова. 1984. С. 109; Стерлигова. 2000. С. 207-213; Царский храм. 2003. С. 101-103. Кат. 9-10)). В зрелом средневековье на территории Древней Руси славились новгородская скань и филигрань, в период объединения Русского государства ведущим центром техники скани стала Москва.

Одной из разновидностей эмалирования является техника черни, состоящая в нанесении на гравированное или протравленное на металле изображение массы из серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим обжигом. В XVI-XVII веках чернью украшали дробницы на служебных облачениях, пеленах, церковных предметах, именуемые в описях «дробницы святые писаны чернью» (Опись Образной палаты Московского Кремля 1669 года; смотри: Успенский А.И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII веке // ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 67-71). Чернью декорировали и оружие. Шедеврами сребро- и златоделия в XVII веке были украшенные эмалями образцы парадного оружия работы мастеров Оружейной палаты (Мартынова. 2002. Кат. 65, 66, 80-82, 104, 105, 221-224).

Камнерезное дело тесно связано с архитектурой и скульптурой. Античная традиция украшения зданий скульптурой была унаследована Византией и странами ее круга. Она нашла отражение в наружном декоре христианских храмов в Малой Митрополии в Афинах (XII век), включающем античные рельефы, трансформированные в христианском духе. Русские храмы в домонгольское время, например собор Святой Софии в Киеве, украшали шиферными плитами с рельефными фигурами святых воинов. Небольшая шиферная икона с оплечными изображениями Спасителя и святого Иоанна Предтечи из собрания А.С. Уварова (ГИМ) датируется XVIII-XIX веками.

Иностранцы, приезжавшие в Московское государство с православного Востока (архиепископ Арсений Элассонский в конце XVI века, архидиакон Павел Алеппский в середине XVII века), отмечали роскошь убранства церквей, обилие жемчуга и драгоценных камней на предметах и одеждах. В XVI-XVII веках отполированными и ограненными драгоценными камнями украшали оклады, венцы, привесы, цаты чтимых икон храмов Московского Кремля и др. Так, оклад Владимирской иконы Божией Матери, согласно описи Успенского собора 1627 года, был убран 64 «яхонтами лазоревыми» (сапфирами) разной величины, 44 лалами, 7 изумрудами, 25 раковинами, «камнем юга», «тунпасом» (топазом), примерно 160 «гурминскими зернами» (крупными и средними жемчужинами правильной формы), не считая привесов, прикладов и мелкого жемчуга на обнизи элементов оклада (Описи московского Успенского собора XVII века // РИБ. 1876. Вып. 3. Стб. 375-376). По описи 1701 года, оклад той же чудотворной иконы был украшен почти 1 тысяча алмазов, а также камнями, жемчугом и привесами (Там же. Стб. 575-577). Местный образ Спасителя на престоле («Спас златая риза») имел на окладе 282 «изумрудца» помимо других камней (Там же. Стб. 568). Согласно описи Благовещенского собора 1701-1703 годов, убор Донской иконы Божией Матери, сделанный по заказу царицы Наталии Кирилловны в середине 90-х годов XVII века, представлял собой «настоящую минералогическую коллекцию, т. к. состоял из шести сотен разным образом ограненных изумрудов, множества других драгоценных камней и жемчужин» (Царский храм. 2003. С. 63-78).

К камнерезному искусству относятся произведения глиптики - помещенные в оправу драгоценные и полудрагоценные камни с рельефными (камея) или контррельефными (инталия) изображениями. Византийские камеи с образами святых включались в декор предметов парадного характера (сапфировая камея X века в составе панагии архиепископа Пимена, 1561, НГОМЗ) или в заказанные государями приклады к иконам («Богоматерь Неопалимая Купина» в Кирилловом Белозерском монастыре: золотая икона с цепью и сапфировой камеей с изображением великомученика Георгия - смотри: Опись Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998. С. 74), принадлежали знатным лицам (резной образ великомученика Георгия на камне «яшмере» мезецкого князя Семена Романовича - смотри: Акты суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, 1506-1608 годы. М., 1998. С. 220).

Древнерусские мастера использовали античные, византийские или западноевропейские чаши из полудрагоценных камней для изготовления сосудов для причастия, например потиров (потир архиепископа Моисея Новгородского, 1329, ГММК). Подобные чаши имелись в московских и новгородских соборах, опись 1577-1578 годов фиксирует в соборе города Коломны «патыр… сердоличен» (Города России XVI века: Материалы писцовых описаний. М., 2002. С. 7).

Среди техник художественной обработки стекла распространены выдувные изделия, штамповка, резьба, гравировка. Стеклянная посуда производилась в Древнем Египте, Древней Греции и Риме, в Византии. В домонгольской Руси пользовались спросом цветные стеклянные бусы и браслеты. В Западной Европе в эпоху готики стали делать стеклянные реликварии архитектурных форм, использовавшиеся для демонстрации святынь во время религиозных процессий и церемоний. Расцвет западноевропейского художественного стекла начался с эпохи Ренессанса.

Стекло было основой витража - вида монументальной живописи, достигшего высшего развития в Западной Европе, однако известного в Византии и странах ее круга.

Из стекла изготовлялась смальта для мозаики монументальной и миниатюрной, образцами последней являются византийские иконы XIII-XIV веков.

Стекло является основой перегородчатой и выемчатой эмали, украшающей изделия из металла. Техника перегородчатой эмали, получившая развитие в Византии IX-XII веках, состоит в напаивании на металлическую поверхность тонких перегородок, образующих контуры изображений. Пустоты между ними заполняются порошкообразной цветной стеклянной массой, разведенной на воде или растительном связующем (мед, смола), с последующим обжигом и полировкой изделия. Наиболее знамениты эмали константинопольских мастерских, работавших как для византийских, так и для иностранных заказчиков (эмали X-XII веков. Пала д"Оро; первоначальные дробницы Мстиславова Евангелия, 1-я четверть XII века). Более простой разновидностью эмали является выемчатая, предполагающая заполнение стеклянной массой углублений в медной или бронзовой основе, образующих изображение. Одним из древнейших центров производства эмалей был город Лимож. Лиможскими эмалями украшены предметы утвари, найденные при археологических исследованиях в Суздале, оклад Евангелия из Антониева монастыря (XIII век, НГОМЗ). В зрелом средневековье крупнейшим центром производства эмали был Новгород, на рубеже XV и XVI веков эта роль перешла к Москве. В XVII веке в различных русских центрах (Вятка, Ростов, Усолье) процветала живописная эмаль, украшавшая небольшие дробницы-медальоны. На серебряную или медную основу наносили фоновый слой одноцветной эмали, затем его расписывали эмалевыми красками, обжигали и полировали. С петровской эпохи в этой технике создавались портреты (мастера А.Г. Овсов, Г.С. Мусикийский).

Одним из крупнейших центров производства эмали был Ростов, где к середине XIX века работали около 100 мастеров-эмальеров. В XVIII-XIX веках эмалевыми медальонами (дробницами) с изображениями священных сюжетов украшали предметы церковного убранства (потир работы Егора Искорникова для Донского монастыря, 1795, ГИМ; дарохранительница Казанского собора, 1803-1807 годы, ГМИР; эмалевые вставки работы Д.И. Евреинова со сценами «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» по оригиналу А.Р. Менгса, «Воскресение Христа» по оригиналу неизвестного художника, «Преображение» по оригиналу Рафаэля, «Святое Семейство» по оригиналу А. Бронзино), облачения и архиерейские митры (митра XIX века, ГМЗ «Ростовский кремль»), оклады икон и напрестольных Евангелий. Эмалевые медальоны с изображениями чтимых святых служили паломническими реликвиями («Преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей», 2-я половина XIX века, ЦМиАР, Государственный Музей изоискусств РТ (Казань)). Эмали в сочетании со сканью широко использовались в предметах так называемого русского стиля 2-й половины XIX - начала XX веков.

Материалом керамики (от греческого κέραμος - черепок) служит глина, сформированная от руки или на гончарном круге и затем обожженная. Со времен античности керамические изделия украшали гравировкой, штамповкой, росписью с дальнейшим покрытием облицовочным слоем цветной глазури. В романскую эпоху (XI век) возникает высококачественная архитектурная керамика - облицовочные плитки и изразцы. На территории стран византийского круга создавались керамические иконы, прообразом которых стала одна из главных христианских святынь - Нерукотворный образ Спасителя на чрепии (Керамидион), находившийся в Константинополе, почитавшийся наравне с Нерукотворным образом Спасителя на убрусе (Мандилион). Эти образы, тесно связанные с архитектурой, в московских храмах XIV-XVI веков нередко дополнялись другими элементами фасадного убранства, выполненными в технике керамики, например орнаментальными поясами. Подобные иконы встречались в Болгарии в X веке. Среди русских икон известны: круглая икона «Святой Георгий» из Успенского собора Дмитрова (2-я половина XIV - 1-я половина XV веков), иконы с фасадов Борисоглебского собора Старицы (1558-1561 годы), «Распятие Христово» с арочным завершением и круглая икона «Спас Нерукотворный» (обе 1561, ГИМ). Изразцы с орнаментами входили в храмовый декор русского зодчества XVII века (соборы Ярославля, Иосифова Волоколамского монастыря, Воскресенского Новоиерусалимского монастыря).
В западноевропейском искусстве религиозные сюжеты изображали на печных изразцах (печной изразец с изображением мученичества, Богемия, XV век, Прага, Музей прикладного искусства). В эпоху Ренессанса в Италии получила развитие техника майолики: глина белого цвета покрывается 2 слоями глазури - непрозрачным, содержащим олово, и прозрачным блестящим, содержащим свинец. Роспись ведется по сырой глазури синей, зеленой, желтой и фиолетовой красками, способными выдержать последующий обжиг. Особенно известны майолики, выполненные мастерами флорентийской семьи делла Робиа - Лукой, Джованни и Андреа, сотрудничавшими с выдающимися архитекторами, например с Ф. Бруннелески. Майоликовые рельефы украшали интерьеры храмов (Капелла Пацци, 1430-1443 годы) или фасады зданий (Воспитательный дом, 1444-1445 годы). Популярностью пользовалась посуда из майолики: блюда, паломнические фляги, расписанные библейскими или аллегорическими сюжетами, заимствованными с гравюр, кувшины с украшениями и фигурами святых (кувшин с рельефными фигурами святых Екатерины, Варвары и Елисаветы, Богемия, XVI век, Прага, Музей прикладного искусства; паломническая фляга с изображениями Каина и Авеля, Урбино, XVI век, там же). Предметы из фаянса и фарфора (посуда, мелкая пластика), производившиеся в Европе с начала XVIII века, служили главным образом для светских нужд. Значительно позднее фарфор начал использоваться для церковных украшений (фарфоровые иконостасы в монастырях России 2-й половины XIX века).

Расцвет майолики эпохи модерна связан с декорацией фасадов, в том числе церковных: церквей в честь Воскресения Христова и Покрова Богоматери в Гороховском переулке в Москве (архитектор И.Е. Бондаренко, 1907-1908 годы), Спаса Нерукотворного в поселке Клязьма под Москвой (архитектор С.И. Вашков, 1913-1916 годы).

Среди техник церковных художественных тканей преобладают лицевое и орнаментальное шитье, гобелены. В ткачестве эпохи поздней античности и раннего христианства сосуществовали языческие и христианские орнаментальные мотивы и образы (коптские ткани IV-X веков, ГЭ). В восточном и западном христианстве распространенным способом украшения тканых изделий, особенно предназначавшихся для церковной службы, была вышивка. В эпоху средневековья лицевое шитье было областью женского творчества, отличавшегося особым благочестием, поскольку оно отчасти повторяло занятия Девы Марии во время Ее пребывания в иерусалимском храме, когда Она, согласно изводу Благовещения Пресвятой Богородицы, пряла пурпурную нить. Прядение руками Богоматери символизировало Воплощение, сотканную плоть Богочеловека, что придавало древнему ремеслу богословский смысл.

Орнаментальное шитье в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом, лицевыми и орнаментальными дробницами украшало одежды священнослужителей (Большой (Византия, 1414-1417 годы, ГММК) и Малый (середина XIV века, Византия, XV-XVII века, Россия, ГММК) саккосы митрополита Фотия). Лицевое шитье использовалось при создании пелен к иконам, литургических и надгробных покровов. Иконография сюжетов, как правило, повторяла живописную иконографию. Работа над исполнением важных предметов шитья распределялась подобно работе над иконами или фресками. Знаменщиками композиций были лучшие художники своего времени. Так, в середине - 2-й половине XVII века С. Ушаков занимался знаменанием произведений мастерских Оружейной палаты (Маясова. 2004. С. 9, 46-47). Другие мастера специализировались на «знаменании» слов и трав. Мастерские имели технические секреты и стилистические особенности. В XVI веке популярностью пользовалось шитье мастериц княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии) Старицкой, служившее образцом: известно, что в 1602 году по указу Бориса Годунова в Кириллов Белозерский монастырь возвратили плащаницу («воздух большой») работы старицкой мастерской, который брали в Москву для копирования (Там же. С. 62). В XVII веке славились качеством и количеством произведений мастерские Строгановых.

К драгоценному убору богослужебных книг, прежде всего напрестольных Евангелий, относятся поворозы, или прокладицы,- богато украшенные закладки с орнаментальным шитьем и жемчугом. Ими закладывали тексты, читаемые на богослужении (Сазанова Е.Г. Закладки как элемент оформления напрестольных евангелий XVI-XVII веков. // Кировский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых: Материалы и исследования. Киров, 2005. С. 4-11).

Ткани, а иногда и шитье иностранного производства широко использовались на православном Востоке для церковных облачений. Саккос, вероятно заказанный в Италии для Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса (конец XVI-XVII века, ГММК), украшают шитые вставки с изображениями святых; в середине XVII века этот саккос попал в Россию и принадлежал патриарху Иоасафу II.

Лицевое церковное шитье в западной традиции могло иметь монументальный и мемориальный характер. Так, на ковре из Байё (около 1080 года, Музей в Байё; 2×0,5 м) запечатлена история завоевания Англии норманнами. Кроме того, западная традиция использовала тканые стенные произведения (шпалеры) с изображениями новозаветных событий (поклонение волхвов, житие Богородицы, Апокалипсис). Некоторые тканые изделия церковного назначения, например производившиеся во французском городе Туре ковры для скамей хора с обильным цветочным декором, имитировали завесы с приколотыми живыми цветами, традиционно украшавшие улицы во время прохождения религиозных процессий в праздник Тела Господня (Corpus Christi). Со средних веков до конца XVI века в Нидерландах, Франции, Германии изготовляли тканые произведения, предметы церковного облачения, а также гобелены и шпалеры с сюжетами церковного характера.

С эпохи Ренессанса гобелены ткали по картонам известных мастеров, в том числе на религиозные сюжеты (серия гобеленов «Сказания о деве Марии Саблонской», Брюссель, 1518-1519 годы, по картонам Б. ван Орлея (?)).

С XVII до начала XIX века интерес к религиозным сюжетам и иной продукции церковного характера падает, европейские гобеленные мануфактуры сосредоточиваются на повторении произведений ведущих светских мастеров (П.П. Рубенса, Ф. Буше и др.).

Дерево, в том числе редких пород (кипарис - материал афонских резчиков),- один из наиболее древних материалов Декоративно-прикладного искусства. Ведущие техники обработки дерева - резьба и точение. Деревянные произведения церковного Декоративно-прикладного искусства близки к произведениям архитектуры (царские и входные врата, например «Златые» врата для южного входа в собор Святой Софии в Новгороде (60-е годы XVI века, фрагменты в ГРМ), тябла и иконостасы XVII-XVIII веков, амвоны, например новгородский амвон (1533, ГРМ)) и скульптуры (статуи, распятия, вотивные кресты, например Людогощинский крест (1359, НГОМЗ)), к «иконам на рези» («Никола Можайский», XIV век, ГТГ; «Никола Можайский», XIV век, Никольская церковь Высоцкого монастыря в Серпухове). Из дерева изготовлялись служебные сосуды, а также деревянные кресты, четки, плошки, производимые монастырскими мастерскими для паломников наряду с написанием образов почитаемых святых, копий чтимых в обители икон и с переписыванием житий. В XVI-XVII веках деревянной резьбой обильно украшали 2-сторонние кресты, оправленные драгоценными окладами.

Приемам резьбы по дереву близки приемы обработки кости: слоновая (хрисоэлефантинная техника) была известна с античности, позже в Византии, а также в Западной Европе. Русские мастера резали из моржовой кости (Киликиевский крест (1569, ВГИАХМЗ), резная икона «Святитель Петр, митрополит, с житием» (начало ХVI века, ГОП), по изводу аналогичная живописной иконе Дионисия).

История изучения Декоративно-прикладного искусства Древней Руси.
Идет параллельно с развитием истории и филологии (Стерлигова. 1996. С. 11-20). Этому процессу способствует начало крупных изменений сложившихся средневековых комплексов церковного убранства (Петровский указ 1722 года о привесах, влияние искусства Западной Европы, идей протестантизма). Формируются первые светские собрания - древлехранилища, частные коллекции. До 2-й половины XIX века именно памятники Декоративно-прикладного искусства, а не живопись привлекают внимание ученых и ценителей национальных художественных древностей. Первое монографическое исследование Декоративно-прикладного искусства было посвящено Магдебургским (Корсунским, Сигтунским) вратам новгородского Софийского собора (Аделунг Ф.П. Корсунские врата, находящиеся в новгородском Софийском соборе. М., 1834). Среди публикаций этого периода следует назвать «Древности Российского государства» И.М. Снегирёва (М., 1849-1853 годы. 6 отд.), иллюстрации для которых (рисунки Ф.Г. Солнцева) послужили материалом для исследований И.Е. Забелина по истории русских ремесел.

С середины XIX века активизировалось развитие церковной археологии, дополнявшей письменные источники и изучавшей произведения Декоративно-прикладного искусства как памятники национальной истории и духовности. Были опубликованы: 2-я часть «Археологических описаний церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1861) архимандрита Макария (Миролюбова), содержащая перечень утвари и икон разного времени и разных стран; исследования Г.Д. Филимонова, создателя Общества древнерусского. искусства при московском Публичном музее (существовало в 1864-1874 годах). Церковной утварью представлены памятники национальной истории в музейных и частных коллекциях этого времени: в коллекции П.И. Щукина, переданной им Историческому музею в Москве, в Музее древнерусского искусства АХ (1856), в ЦАМ СПбДА (1879). В трудах Н.П. Кондакова и Н.В. Покровского, опубликованных на рубеже XIX и XX веков, произведения церковной утвари, главным образом новгородские, были включены в историю как русского, так и всего христианского искусства. В это же время создавались описания крупных коллекций церковного убранства, предваряющие музейные каталоги, например описание Патриаршей ризницы в Московском Кремле архимандрита Саввы (Указатель для обозрения московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1863).

После 1917 года большинство иконописцев были вынуждены специализироваться на производстве бытовых предметов (шкатулки, панно, броши, адреса), украшенных росписью, в традиционно занимавшихся народными промыслами селах Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй. Предметы, конфискованные у частных собственников и Церкви, составили основу крупных коллекций государственных музеев, в которых началось систематическое изучение памятников светской и церковной древности и их научная реставрация. В советский период исследование предметов церковной утвари и убранства, воспринимавшихся как второстепенные по отношению к архитектуре, скульптуре, живописи, в том числе иконописи, было возможно или в рамках народного искусства, или в контексте развития стиля, без рассмотрения их литургической функции.

Большой вклад в развитие изучения истории древнерусского искусства, в тлм числе памятников Декоративно-прикладного искусства, внесли находки, сделанные научными археологическими экспедициями. Труды А.В. Арциховского, В.Л. Янина, Б.А. Рыбакова, систематизировавшие итоги археологических открытий, создали базу для фундаментальных исследований истории древнерусского искусства. Во 2-й половине XX века предметы малых форм, выполненные в различных техниках, изучала Т.В. Николаева; произведения золотого и серебряного дела - М.М. Постникова-Лосева, Г.Н. Бочаров, И.А. Стерлигова; художественного литья, в том сисле медного,- В.Г. Пуцко; шитья - Н.А. Маясова. Технику золотой наводки исследовал Н.Г. Порфиридов (НИАМЗ); обработки дерева - Н.Н. Померанцев, деревянной резьбы - И.И. Плешанова (ГРМ), И.М. Соколова (ГММК); перегородчатых эмалей - Т.И. Макарова. Различным вопросам, связанным с памятниками Декоративно-прикладного искусства местных школ Древней Руси, посвящены труды А.В. Рындиной; работы о византийском Декоративно-прикладном искусстве публиковали А.В. Банк, В.Н. Залесская (ГЭ). Были изданы каталоги коллекций предметов Декоративно-прикладного искусства, а также посвященные этому вопросу отдельные монографии. Зарубежные исследователи середины XX века рассматривали предмет в его культурно-историческом контексте (Grabar. 1957). Новый этап в изучении отечественного средневекового Декоративно-прикладного искусства отмечен выставкой, посвященной празднованию 1000-летия христианства на Руси (Москва, АХ, 1988), широко представившей памятники церковного убранства. Современные исследования произведений Декоративно-прикладного искусства строятся на их стилистическом искусствоведческом анализе в соединении с данными церковной археологии и смежных дисциплин источниковедения, палеографии, эпиграфики и др. (Стерлигова. 2000). Современные выставки и каталоги представляют в экспозиции предметы церковного убранства с точки зрения материала и техники, а также их функции в храмовом ансамбле (Царский храм. 2003).

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для коммерческих проектов. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

В наше время разные виды творчества и декора находится на пике моды. И это неудивительно. У человека всегда была потребность в создании чего-либо, творчестве и самовыражении. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду, мастерить посуду и предметы быта. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно-прикладное искусство .

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: предметы интерьера, мебель, посуда, одежда, бижутерия. Издревле данный вид искусства шёл рядом с бытом человека, отражая его представления о мире и красоте. А что же сейчас?

На сегодняшний день существует великое множство видов декоративно-прикладного искусства , самые популярные среди которых:

  • Батик — роспись по ткани (шёлку, хлопку, шерсти) специальными красками. Этот вид искусств пришёл к нам из Индии и Индонезии. В наше время особой популярностью пользуются картины на шёлке, расписанные платки, шарфы и галстуки. Благодаря разнообразию техник и материалов каждый может найти в искусстве батика что-то своё.
  • Гобелен (шпалера) — это также один из видов декоративно-прикладного искусства. Это ковёр без ворса, вытканный вручную, с изображённым на нём орнаментом или сюжетом. Первые гобелены появились ещё в Древнем Египте, Греции, Китае. В Европе гобелены появились в Средние века и украшали замки, дворцы и храмы. Гобелены ткутся вручную на специальном станке. С механической точки зрения техника создания гобелена очень проста, но требует от мастера немало терпения, мастерства и художественных познаний.
  • Керамика — также древнейший вид искусства. В узком смысле слово "керамика" обозначает глину, прошедшую обжиг. С её помощью можно создавать посуду, вазы и другие предметы интерьера. Работа на гончарном круге позволяет отвлечься от повседневных забот, наблюдая как на ваших главах и в ваших руках рождается новый шедевр.
  • Вышивка , пожалуй, один из самых известных видов прикладного искусства. Украшением различными орнаментами и изображениями одежды, предметов обихода и отдельных панно женщины занимались с давних времён. Существует множество видов вышивки в зависимости от техник и материалов (вышивка лентами и бисером, крестиком и гладью, по шёлку и грубой канве). А многообразие мотивов и красок никого не оставит равнодушным.
  • Вязание (изготовление изделий из непрерывных нитей путём создания из них петель и скрепления между собой) было известно ещё во времена Троянской войны. Кроме того вязаные вещи были обнаружены в Перу и на раскопках поселений древних викингов. В настоящее время различают вязание крючком, спицами и на специальной вязальной машинке. В свою очередь, вязать можно предметы одежды (причём для любого сезона), аксессуары, предметы интерьера.
  • Роспись по стеклу также набирает популярность в наши дни. Вдохновлённые средневековыми витражами нынешние мастера создают при помощи специальных красок удивительные по красоте картины на стекле любой формы и назначения (от посуды, до зеркал и стеклянных дверей). Освоить технику росписи по стеклу совсем не сложно и можно даже не уметь рисовать (шаблонами могут быть любые картинки с чёткими контурами).

Здесь перечислены далеко не все виды декоративно-прикладного искусства. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Чем бы вы ни занимались — вязанием или резьбой по дереву , росписью по стеклу или батиком , валянием из войлока или декупажем , — любой вид творчества придаёт сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче.

Если вы хотите освоить новый для себя вид деятельности, но начать знакомство с ним можно с тематических мастер-классов . Это прекрасный способ освоить базовые техники, сориентироваться в материалах и стилях, а также получить заряд энергии и пообщаться с интересными людьми.