Чем отличается искусство от ремесла тезис. Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

(421 слов0) Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь о разрешении отправить прощальное письмо. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комментарий ФИПИ:

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Понятия, значение которых необходимо знать:

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Ремесло - профессиональное заятие.

Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности

Гениальность - высшая творческая способность в научной или художественной деятельности.

Гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности.

Тема - номинативное предложение

Роль искусства в современном мире

Влияние искусства на человека

Причины потребительского отношения к искусству

Последствия потребительского отношения к искусство

Роль искусства в годы ВОВ

Источники вдохновения

Разница между гениальностью и талантом

Тема - вопрос

Что есть истинное искусство?

Искусство и ремесло: в чем разница?

Что является источников вдохновения?

Можно ли растратить талант?

Где заканчивается искусство и начинается ремесло?

Почему люди предают свой талант?

Какова роль искусства?

Почему гении зачастую остаются непризнанными?

Почему люди не могут оценить настоящее искусство по достоинству?

Тема - цитата

Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика.
Жозеф Жубер

Искусство есть заражение чувствами других людей.
Лев Толстой

Теория - монолог, искусство - диалог, в котором собеседник молчит.
Григорий Ландау

Задача искусства - протирать нам глаза.
Карл Краус

Задача художника - сделать людей детьми.
Фридрих Ницше

В семье должно быть не меньше троих детей. Тогда, если один вдруг окажется гением, двое других не дадут ему умереть с голода.
Джордж Кут

Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят.
Артур Шопенгауэр

Чем более велик художник, тем сильнее он должен желать чинов и орденов, служащих ему защитой.
Стендаль

Книги, которые пишутся с целью найти много читателей, — это не сочинения, это произведения авторского ремесла.
Лев Толстой

По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла.
Лев Толстой

Искусство живо природой откровения, ремесло — освоенной точностью.
Борис Андреев

(Материал авторский , публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года .)

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

Тема творчества – основная в произведении Н.В. Гоголя «Портрет». Автор выразил в повести своё понимание сути истинного искусства, особенностей творческой деятельности. Каким должен быть мастер, как необходимо относиться к своему таланту, какие произведения по-настоящему ценят люди? Именно об этом данная повесть автора.

В центре повествования – судьба Андрея Петровича Чарткова. В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.

Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант. Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.

Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их,он постепенно сошёл с ума и вскоре умер. Кто виноват в такой судьбе некогда талантливого художника? Портрет? Демонические глаза старика, изображённые на нём? Или всё же искушение славой, богатством?

Интересна судьба автора портрета. Она сначала была очень похожа на судьбу Чарткова: тот же талант, та же зависть по отношению к тем, кто создаёт талантливые произведения. Однако этот художник сумел понять свои ошибки. Он извинился перед оскорблённым им учеником, ушёл в монастырь, долгие годы изнуряя своё тело. И через какое-то время он смог написать полное святости произведение – «Рождение Иисуса». Талант вернулся к мастеру, так как очистилась его душа.

Истинные произведения искусства могут создать только люди с чистой душой, сумевшие отдать всё своему делу, далёкие от корысти, пишущие правдиво, не идущие на поводу у зрителей и заказчиков, сумевшие устоять пред искушением богатством и славой. Те же, кто далёк от этого, искусство превращает в простое ремесло, причём низкого качества, теряя свой талант. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою » — в этих словах Н.В. Гоголя заключён ответ на вопрос: каким должен быть истинный творец, способный создавать произведения настоящего искусства.

Примечание.

Пересказ повести «Портрет» с цатами из текста можно найти

Данный материал поможет вспомнить содержание произведения, а также обратить внимание на важные мысли автора в нём.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

В литературе есть много сюжетов, где искусство спасает души или губит их…

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению . Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое настоящее искусство?
  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  • Кого можно назвать истинным творцом?
  • Почему люди путают искусство и ремесло?
  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  • Что такое талант?
  • Почему искусство называют вечным?
  • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
  • Можно ли научиться искусству?
  • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

Примерный список литературных произведений по направлению "Искусство и ремесло"

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Произведения и аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

Произведение На что обратить внимание
А.П. Чехов “Попрыгунья” Равнодушие к искусству. Ольга Ивановна вменяет мужу один недостаток, а именно отсутствие интереса к искусству. На что Дымов отвечает, что он не отрицает искусства, а просто его не понимает, он всю свою жизнь учился медицине, и ему было некогда. Возможно, Дымов не понимал именно фальшивого искусства, любовь к которому так усердно пыталась привить ему Ольга. Наигранность, лесть, снобизм были спутниками людей искусства, которые посещали приемы Ольги Ивановны. Можно сказать, что Дымов был равнодушен не к подлинному искусству, а к лживому, ведь грустные мотивы, которые играл его друг на пианино, трогали его сердце.
О. Генри “Последний лист” “Последний лист - последний шедевр художника, спасший жизнь.” Художник нарисовал за окном больной девочки последний желтый листок. Ведь та верила, что не умрет до тех пор, пока все листья не опадут. Именно это творение придало ей сил и помогло исцелиться. Порой мы сами не можем оценить важность собственных поступков.
В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Музыка – важнейший дар, который принадлежит человеку. Слепой от рождения мальчик думал, что в его жизни никогда не будет смысла, пока дядя не привил ему любовь к музыке. Совершенствование своего таланта стало его жизненной целью. Но музыка не только открыла ему новые горизонты, но и сделала сердце мягче, научила его любить. Его судьба сложилась благополучно, он стал известным музыкантом, женился на любимой женщине и стал отцом. Ведь именно музыка научила героя любить жизнь, и жизнь ответила ему тем же.
А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери” Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.
Д. Рубина "Концерт по путевке общества книголюбов". Однажды героиню пригласили выступить на концерте в воспитательно-трудовой колонии. Она была ошеломлена увиденным, перед ее взором возникли «бритоголовые рожи», которые озверело топали, свистели и нецензурно-восхищенно орали. Она читала прозу, в затем стала играть на фортепиано. Воцарилась тишина, и героиня обнаружила, что в зале больше нет угрюмых «рож», а только лица и глаза, страдающие и страстные. Когда же она исполнила песни Высоцкого, грубая прежде публика разразилась аплодисментами. Искусство может преобразить человека даже за несколько минут.
А. Твардовский “Василий Теркин” Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.
А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда” Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.
И.А. Куприн “Тапер” Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечивши ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

Другие направления итогового сочинения.

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019. 100 ТЕМ для подготовки к итоговому сочинению.
Какова роль искусства в жизни общества?
В чем заключается «миссия» художника?
Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями».
В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?
Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?
Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее в себе смутное биение его мечты»? (П. Неруда)
Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?
Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?
Каково предназначение художника?
В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени»
Может ли «ремесленник» стать творцом?
Какова роль труда в жизни человека?
Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?
Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?
Кого можно назвать обывателем?
Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?
Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?
Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?
Кого можно назвать талантливым человеком?
Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?
Что является необходимыми условиями для создания шедевра?
Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?
Для чего нужно сохранять памятники искусства?
Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества. Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?
Что такое искусство?
Что такое ремесло?
Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?
Можно ли измерить «талант»?
В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
Для чего обществу нужны художники?
Что такое «творчество»?
Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
Нужно ли гениям «трудиться»?
Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель».
Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла»?
Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им?
Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза»? (Платон)
Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?
Важно ли чувство меры в искусстве?
Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)
Почему говорят, что искусство вечно?

По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?
Как «человечность» связана с искусством?
Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?
Как связаны концепты «красота» и «искусство»?
Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?
Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра»?
Без чего невозможно творчество?
Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)

Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение»?
Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет»?
Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?
Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?
Способен ли каждый человек познать искусство?
Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к прекрасному»?
Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками»? (Рерих)
Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»?
Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?
Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?
Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь»?
Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?
Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»? (Ливрага)


Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».
Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?
Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил». (Кант)
Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?
Можно ли лишиться таланта?
Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?
Кого можно назвать «врагами таланта»?
Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?
Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)
Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их».
Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?
Важно ли смелость в творчестве?
Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?
Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?
Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».
Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку»?
Только ли избранные способны понять искусство?
Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое устройство и перемешать касты друг с другом»?
Можно ли измерить талант?
Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.
Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?
Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
В чем заключается феномен «творчества»?
Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется непризнанным»?
Кого обычно называют «филистерами»?