Биография квитки. Григорий Квитка-Основьяненко - Малороссийская проза (сборник)

Квитка, Григорий Фёдорович (псевдоним - Основьяненко , укр. Григорій Федорович Квітка-Основяненко; 1778-1843) - украинский писатель.

Родился в 1778 году 29 ноября в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове.

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» - первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы - добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман «Пан Халявский».

По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто - Алексей Коломийцев).

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

История об основании Харькова

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125-126) и в «Российской библиографии» (1881, кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417-421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей, основные из них:

  • Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,
  • Н. П. Дашкевич - академическая рецензия на предыдущее сочинение,
  • Огоновский (в «История русской литературы», III),
  • Н. Ф. Сумцов. «Квитка как этнограф» («Киевская старина», 1893, VIII),
  • Д. И. Багалей. «К. как историк» (там же),
  • В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» К. изд. в «Русской старине» (1893) и «Киев. стар.» (1893, XI-XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная - Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).

Собрание сочинений К. издано в 1887 году в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.

В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».

Память

  • Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок).
  • В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.
  • В 2008 году выпущено в обращение юбилейная монета 2 гривни, Квитке-Основьяненко

Григорий Фёдорович Квитка-Основьяненко - цитаты

Щира любов не приглядається, чи карі, чи чорні очі, чи з горбиком ніс, чи біла шия, чи довга коса: їй до сього овсі нужди мало. Часто бува, що один одного не дуже і розгляділи, не мовили промеж собою ні словечка, не знають, хто є і відкіля; а вже один одного зна, один одного хоч де, то пізна, один на одного дивиться, один без одного скуча, і, якби могли обоє, кинулися б один до одного, зчепилися рученятами та й не розлучалися б повік.

Григорий Федорович Квитка (18 ноября 1778 г., с. Основа (ныне в черте Харькова) – 8 августа 1843 г., г. Харьков) – представитель древнего слобожанского рода украинских казаков, из которого вышло немало старшин. В литературе он выступал под псевдонимом Грицько Основьяненко, образованным от названия его родного села.

Уже с конца 19 в. в литературе о писателе начинает использоваться двойная фамилия Квитка-Основьяненко, которая за ним и закрепилось.

Мальчик рос болезненным и от перенесенной в раннем детстве золотухи – незрячим. Только в возрасте 8 лет он начал видеть. Уже в ранней молодости он проявил незаурядные музыкальные способности, играл на флейте и писал музыку для романсов. Но никакого систематического образования он не получил.

С 1793 г. по настоянию родителей он поступил на военную службу, которую сменил на гражданскую и снова на военную. Выйдя в отставку, он где-то в 1804 г. поступил послушником в Куряжский монастырь близ Харькова, где находился определенное время [разные авторы указывают – от 10 месяцев до 4 лет. Сам Квитка в письме к А.Владимирову от 14 ноября 1808 г. про полтора года жизни в монастыре] .

Выйдя из послушников, Квитка некоторое время не имел никакой службы. Где-то в это время, ок. 1805 г., с ним произошел несчастный случай во время приготовления фейерверка, вследствие которого он ослеп на левый глаз. В это же время началось его увлечение театром, и когда в 1812 г. в Харькове был создан постоянный театр, Квитка стал его директором и был им до 1816 года.

В 1812 г. Квитка был избран секретарем Благотворительного общества, которое образовалось в Харькове. Это общество учредило в Харькове институт для благородных девиц – первое учебное заведение для девушек. Квитка был руководителем этого института до 1821 года и энергично занимался его делами, в частности, покрывая текущие расходы из собственных средств. В 1821 г. он женился на Анне Григорьевне Вулф (1800 – 1852), которая была классной дамой института. Их супружеская жизнь представляла образец удивительного постоянного согласия.

В 1816 г. в Харькове организовался литературный журнал «Украинский вестник». Квитка в течение всех трех лет его существования печатал там свои произведения, а в 1817 г. недолгое время был даже издателем. В 1816 г. он печатал свои стихи в харьковском юмористическом журнале «Харьковский Демокрит», который прекратился в том же году.

В 1817 г. Квитка был избран предводителем дворянства Харьковского уезда и служил на этом посту до 1829 года. В 1832 – 1840 годах он служил совестливым судьей, а с 1840 г. до смерти – председателем Харьковской палаты уголовного суда.

Умер Г.Ф.Квитка в Харькове, похоронен на Холодногорском кладбище. Позже его могила была перенесена на 2-е городское кладбище (ул. Пушкинская, 102), где ее можно осмотреть и сегодня.

Систематической литературным трудом Квитка занялся очень поздно, в 1827 г., когда ему было уже 49 лет. Первые его произведения написаны на русском языке. Еще позже, с 1832 г., он начал писать произведения на украинском языке, хотя русский не оставлял до конца жизни. В литературе он прославился как драматург- комедиограф и автор повестей. Его сатирические комедии на темы дворянской жизни отмечены чертами Просвещения; вместе с тем как сатирик он выступал предшественником не только Гоголя, но и «Губернских очерков» Щедрина. Лучшую оценку общественной значимости этих комедий дала царская цензура, которая систематически запрещала их к печати и представлению в театре. Так, комедия «Выбор предводителя» пролежала в рукописи 148 лет (от 1831 до 1979 г.).

Среди прозаического наследия Квитки первое место принадлежит его повестям и рассказам из быта украинских простонародья, написанными в духе сентиментализма. Именно эти повести обеспечили ему прочное место в истории украинской литературы, в то время как русская литература спокойно обходится без его русских сочинений.

К характерным чертам литературного творчества Квитки следует отнести многочисленные переделки драматических произведений в прозаические и наоборот; также следует знать, что значительную часть украинских повестей он сам перевел на русский язык и напечатал в петербургских журналах. Но и эти автопереводы не нашли благосклонности у русской критики.

Наиболее полные издания произведений Г.Ф.Квитки-Основьяненко были опубликованы издательством «Днепр» (в 8-и томах, 1968 – 1970 гг.) и «Наукова думка» (в 7-и томах, 1979 – 1981 гг.). Не вошли в этих изданий религиозные произведения: «О святой мученице Александре – царице» (опубликована в 1843 г. в журнале «Звездочка») и «Краткая священная история», написанная на украинском языке в 1839 г. и до сих пор не опубликованная. Видно, 174 лет (2013 – 1839) лежания в рукописи было еще недостаточно, чтобы цензура ее позволила…

Литература:

Сумцов Н.Ф. Слободско-украинское дворянство в произведениях Г.Ф.Квитки. – Киевская старина, 1884 г., № 6, с. 201 – 209.

Науменко В.П. Григорий Федорович Квитка-Основьяненко. – Киевская старина, 1893 г., № 8, с. 155 – 189.

Сумцов Н.Ф. Г.Ф.Квитка как этнограф. – Киевская старина, 1893 г., № 8, с. 190 – 214.

Багалей Д.И. Исторические повести и статьи Гр. Фед. Квитки. – Киевская старина, 1893 г., № 8, с. 215 – 244.

Науменко В.П. Григорий Федорович Квитка, как малорусский писатель, перед судом критики. – Киевская старина, 1893 г., № 8, с. 245 – 268.

Озвучте свое мнение!

Григорий Квитка-Основьяненко – основатель художественной прозы в украинской литературе

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко родился 29 ноября 1778 года в Харькове, умер в возрасте 64 лет 20 августа 1843 года в родном городе. Классик украинской литературы, великий писатель и драматург, основоположник жанра художественной прозы в украинской литературе.

Достижения Григория Квитки-Основьяненко.

Если «Энеида» Котляревского показала, что украинский язык идеально подходит для написания литературных произведений, то Григорий Квитка первым создал полноценный жанр эпической прозы, заставив мир зачитываться ею уже 300 лет, переводя его повести, водевили и исторические рассказы об Украине на десятки языков мира.

1. Он автор первых серьезных художественных произведений, написанных на литературном украинском языке. Своим творчеством Квитка-Основьяненко заставил замолчать последних скептиков в среде интеллигенции Российской империи, считавших до этого времени украинский «народный» язык непригодным для полномасштабного литературного творчества, в крайнем случае, кроме, как писать на нем шуточные произведения.

Так, благодаря Григорию Квитке-Основьяненко украинская нация получила полноценную литературную прозу , а через десятилетие и поэзию Т.Г. Шевченко, создавших фундамент классической украинской литературы, на котором впоследствии выросли произведения Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского и др.

Современник Квитка-Основьяненко философ и публицист Александр Герцен в свое время называл литературу единственной трибуной, с высоты которой лишенный общественной свободы народ может заставить весь мир услышать крик своего возмущения. Возвышение в произведениях Квитки-Основьяненко обычных украинских крестьян-тружеников, демонстрация их богатого внутреннего мира была для писателя молчаливым криком с призывом прекратить уничтожение украинской идентичности.

2. Квитка-Основьяненко - маркер пороков в украинском обществе, задавший некий "стандарт" последующей украинской литературе . Еще один современник Квитки, немецкий философ Людвиг Фейербах утверждал, что настоящие писатели играют роль совести в каждой нации. Для украинской нации Основьяненко, несомненно, также был совестью. Сатирические произведения писателя, с меткой критикой некоторых пороков общества того времени, очевидно, были попыткой пристыдить народ, сделать его лучше, честнее и добрее.

Литературные критики едины во мнении о том, что появление в свое время повестей и рассказов Квитки-Основьяненко, написанных на украинском языке, можно считать важным этапом в развитии не только творчества писателя, но и украинской литературы. Благодаря Квитке произошло существенное улучшение качества произведений на украинском языке, литература стала более реалистичной, приблизилась к народу.

3. Квитка-Основьяненко - основатель многих жанров украинской литературе . На протяжении временного промежутка до тридцатых годов 19 века в новой украинской литературе активное развитие зафиксировано преимущественно в поэзии и драматургии. Со временем украинская интеллигенция осознала, что перечень жанров необходимо расширять. Ответом эпохи на общественный запрос стало появление творчества Григория Квитки-Основьяненко.

В произведениях известного харьковского писателя отображена реальность в познавательном ракурсе. Писатель не старался показать читателям персонажей далеких или смешных. На страницах произведений Квитки каждый читающий человек мог узнать знакомый с самого детства быт. Украинскую деревню Григорий Квитка-Основьяненко сделал декорациями на сцене, где эмоции героев фонтанировали. Через глубину человеческих переживаний, мастерски нарисованных литератором, Квитка рассказал современникам о ярких красках украинской души.

С течением времени литература перестала быть просто развлечением, на нее была возложена реалистично-познавательная функция. Отражение реалий в широком спектре, с человеческими трудностями, переживаниями, демонстрацией личности и жизни людей в сложных формах бытия вынуждало литераторов искать новые жанры. Для реализации поставленных задач писатели решили начать творить в прозе эпического характера, начало этой деятельности положил именно Квитка-Основьяненко.

Из-под пера Квитки-Основьяненко вышли первые романы, повести, рассказы. Основатель художественной прозы в украинской литературе очень точно определил потребности исторического периода. Первым произведением писателя в прозе стала его знаменитая повесть «Маруся». Примечательно, что основанием для написания произведения стала дискуссия по поводу художественного потенциала украинского языка.

Литераторы того времени довольно остро спорили, обсуждая творческие возможности украинского литературного языка. До момента написания Квиткой его повести критики всерьез сомневались, что используя украинский язык можно создать прозаическое творение. Более того, в возможности создания повести трагической никто из современников писателя всерьез не верил.

4. Квитка-Основьяненко - писатель, приблизивший украинскую литературу к народу . Сцены из жизни обычных жителей украинской деревни, простого украинского народа вдохновляли Квитку-Основьяненка и служили основанием для последующего построения сюжетной линии. Кроме «Маруси» он стал автором еще нескольких нерифмованных произведений. Рассказы и повести Квитки литературоведами рассматриваются, как огромный шаг в направлении приближенности к народу.

Следует отметить, что в историческую эпоху, когда творил Квитка-Основьяненко, господское сословие относилось к невольникам, как к существам духовно неполноценным, некой разновидности рабочего скота. Изображение этих самых хлеборобов, в большинстве случаев безмолвных тружеников, как героев, представляло собой литературный прием новый, в некоторой степени даже сложный.

Тем не менее, позитивные персонажи в произведениях Квитки-Основьяненко всегда принадлежали к числу хлеборобов. Квитка стал первым украинским писателем, который показал будни простых тружеников правдиво, даже с неким сочувствием. Именно люди-хлеборобы, обычные сельские работяги в произведениях литератора выступали как персонажи позитивные, наделенные глубокой духовностью, просто удивительно широкой гаммой эмоций.

Украинские повести и рассказы авторства Квитка-Основьяненко написаны, как живое повествование, которое ведется от имени «человека из народа», мудрого старика, проживающего в одном из харьковских пригородов. Рассказ ведется от имени умудренного опытом старожила Гришки Основьяненко. Образ народного рассказчика дал писателю возможность видеть и оценивать события с точки зрения обычного сельского жителя, вплетать в нитку сюжета фольклорные материалы, что только повышало художественную выразительность произведений, их правдивость.

Григория Федоровича Квитку-Основьяненко критики называют выдающимся украинским писателем дошевченковской эпохи. Он является основателем и родоначальником новой украинской прозы, автором первой повести, рассказа, жанра социально-бытовой комедии. В глазах общества Квитка возвеличил жителя украинской деревни, простого труженика. Писатель показал не только украинскому обществу, но и читателям со всего мира глубину души простого человека-хлебороба, который умеет не только работать, но и любить всем сердцем.

Как вспоминают современники литератора, Квитка-Основьяненко был человеком интересным, приятным в общении. На жизненном пути великого украинца попадались разные, порой даже комичные случаи:

  • первые произведения Квитка-Основьяненко написал на русском языке в 1816 году. Поэзия и рассказы Квитки-Основьяненко опубликованы на страницах «Украинского вестника», соредактором которого был сам писатель, а также в издании «Вестник Европы». Пробы пера желаемого одобрения критиков не получили. Литературоведы того времени назвали произведения Квитки «не слишком совершенными»;
  • помог открыться всем граням таланта Григория Квитки-Основьяненко только украинский язык. В начале 30 годов 19 века он начал писать на родном языке. Современники писателя отмечают, что немаловажное значение в развитии писательского таланта имеет личность супруги Квитки-Основьяненко. По мнению знакомых писателя, благодаря Анне Григорьевне знаменитому харьковчанину удалось стать литератором. Жена была для Квитки-Основьяненко первым благодарным читателем и очень строгим критиком. Работала она классной дамой в харьковском институте благородных девиц. По настоянию супруги писатель после первой неудачной попытки и разгромной реакции критиков решился еще раз написать;
  • произведения Квитки-Основьяненко настолько гуманны, в них содержится чрезмерное сочувствие к людям, что даже Иван Франко называл его одним из писателей, который вошел в число первых авторов «человеческой повести»;
  • читателям драматургические произведения Квитки-Основьяненко больше пришлись по вкусу, чем проза. Его пьесы «Шельменко-денщик» и «Сватання на Гончарівці» до сих пор не сходят со сцен украинских и зарубежных театров, неизменно пользуются популярностью;
  • церемония захоронения Квитка-Основьяненко собрала почти весь город, харьковчане желали проводить его в последний путь. Похоронили Квитку на Холодногорском кладбище, но в 1930 годах церковь на месте захоронения снесли, освободив место под строительство стадиона «Трудовые резервы». Надгробье было перенесено в Покровский собор, а через некоторое время – на 2 городское кладбище. Сейчас уже вряд ли можно с уверенностью сказать, чей прах покоится под надгробьем с именем знаменитого литератора;
  • известной из слов драматурга является история его рода. В 1604 году в Киев неизвестно откуда пришел старый дед с внуком-сироткой по имени Григорий. Спустя некоторое время дедушки не стало, а Григорий в Киеве прижился. Парень был очень красивым и добрым по характеру, поэтому и начали его называть Квиточкой, когда вырос – просто Квитка.
  • Красивый парень привлек внимание дочери киевского воеводы, девушка молодому человеку также понравилась. После тайного венчания молодожены подговаривают небольшую группу казаков, вместе они совершают бегство на свободные, мало освоенные на то время земли Левобережья. На береге реки Уды беглецы основали поселение, которое затем разрослось до Харькова, часто именуемого Первой столицей Украины. Праправнука основателя хутора Основа современные украинцы знают, как Григория Квитко-Основьяненко. Этот рассказ изложил в одном из своих произведений сам писатель, исторические факты красивой истории не подтверждают.

    Биография Григория Квитка-Основьяненко.

  • 29 ноября 1778 года родился в селе Основа (современная территория Харькова);
  • с детства Квитка-Основьяненко не отличался крепким здоровьем, до 6 лет ослеп. В Озерянскую пустыню с надеждой на исцеление мальчика привезла мать. После молитв и омовения лица ребенка водой из Онуфриевского источника чудо случилось – Григорий начал прозревать;
  • образование в начале жизни получил довольно скудное, обучался дома;
  • на 23 году поступил в подгородний Куряжский монастырь, где пробыл около 4 лет. После ухода из монастыря и до момента увлечения театральной и общественной деятельностью вел полумонашеский образ жизни;
  • активное развитие общественной жизни Харькова начало с открытия в 1805 году университета, а в 1812 году в городе возник постоянный театр. В деятельности театра Квита принимал непосредственное участие – как актер, драматург, а затем и театральный историк;
  • в 1812 году Квитка-Основьяненко основывает Институт благородных девиц, налаживает процесс издания, публикует и редактирует первые в Украине общественно-литературные журналы «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник». В это же время литератор занимается сбором средств на открытие публичной библиотеки в Харькове;
  • на протяжении времени с 1817 по 1828 год Квитку 4 раза выбирают на должность Предводителя дворянства Харьковского повета;
  • КВИТКА, Григорий Федорович, известен как Квитка-Основьяненко, псевдонимы -- Фалалей Повинухин, Евстратий Мякушкин, Г-а, Грицько Основьяненко -- прозаик, драматург, поэт, автор исторических и этнографических очерков. Наиболее известный псевдоним Основьяненко (впервые: Грицько Основьяненка. Салдацький патрет // Утренняя звезда.-- 1833.-- Кн. 2). Писал на украинском и русском языках. Родился в семье полковника Ф. И Квитки, богатого украинского помещика, потомка легендарного основателя Харькова Андрея Квитки. Самым ярким детским впечатлением К. было "чудесное" избавление от слепоты во время молитвы в Озерной пустыни (около 1784 г.). С этого времени он посещал школу при Куряжском Преображенском монастыре. В 1790 г. под влиянием настоятеля монастыря архимандрита Наркиза (дяди К.) он решил постричься в монахи. Отец К., стремясь удержать сына, в декабре 1793 г. определил его в лейб-гвардии конный полк вахмистром. Некоторое время (около XII. 1794--IX. 1796 г.) К. "по слабости здоровья" служил в герольдмейстерской конторе Харькова. В 1796 г. был приписан ротмистром к Северному карабинерскому полку, а затем (1797) к Харьковскому кирасирскому. В 1796--1797 гг. участвовал в военных сборах дворян. Однако вскоре вышел в отставку (около 1796 г.) и в июне 1804 г. поступил послушником в Куряжский монастырь. Сведения о его жизни в поместье отца и в монастыре скудны и противоречивы. В письмах К. упомянуты домашний театр, забавы "театральной банды", обсуждаются планы постановок на сельских ярмарках (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 163--166). В монастыре К. "со всей строгостью исполнял монастырский устав", усердно штудировал священную историю, сочинял "духовные концерты для пения" (Корсун А. А. Воспоминания о Г. Ф. Квитке.-- С. 767), что не мешало ему музицировать на флейте и фортепьяно, посещать литературно-музыкальные вечера в Основе. Его уход из монастыря (апр. 1805 г.) биографы объясняли по-разному: болезнью отца, врожденной веселостью (Данилевский Г. Основьяненко.-- С. 12), "склонностью к общественным развлечениям" (Науменко В. К пятидесятилетию со дня кончины Г. Ф. Квитки-Основьяненко.-- С. 11). С декабря 1806 г. К. числился в составе Харьковского ополчения в должности управляющего канцелярией, в ноябре 1808 г. был избран секретарем дворянского съезда. Однако более всего К. был захвачен идеей восстановления "основянского театра". С сезона 1808/1809 г. К. "сочлен" дирекции и актер Харьковского театра, а с 1812 по 1816 г.-- его директор. По словам К., после открытия университета (1805) и театра (1808) весь "род жизни" в Харькове "переменился" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 94). Литературный дебют К. был связан с университетским журналом "Украинский вестник"; Будучи одним из редакторов-издателей (1816--1819), К. публиковал в нем отчеты о деятельности Благотворительного общества, председателем которого являлся с 1811 г., и "хроники" всесословного Института благородных девиц, созданного в 1812 г. по его инициативе. Судьба института всегда особенно волновала К.; против "предрассудков", мешавших его работе, направлены сатирические "Письма к издателю", выходившие в "Украинском вестнике" (I--IX. 1816) под псевдонимом Фалалей Повинухин. Сатирический герой К. возмущался женским воспитанием и модными увлечениями театром. Вслед за Н. И. Новиковым К.-О. высмеивал "фалалейство" помещиков, "простодушно" оправдывавших и собственный разврат, и взяточничество чиновников, и продажность суда. В 1822 г. К. опубликовал в журнале "Вестник Европы" "Письма к Лужницкому Старцу" (No 9--10), своеобразное продолжение исповеди Повинухина. В 1816--1818 гг. К. опубликовал также восемь стихотворений на русском языке в юмористическом журнале "Харьковский Демокрит" и в "Украинском вестнике". Многие из них по содержанию напоминали "письма" Фалалея. К. часто повторял: "Я непроизвольно, нечаянно, неумышленно попал в писаки" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 216). Рукописи К. 1818--1827 гг. не сохранились, чем, скорее всего, объясняется появление биографической легенды об увлечении К. дворянской службой, "затормозившей" его "творческую активность" (См.: Зубков С. Д. Русская проза Г. Ф. Квитки и Е. П. Гребенки в контексте русско-украинских литературных связей.-- С. 30). С 1817 г. исполнял весьма хлопотные обязанности уездного предводителя дворянства. Его досрочную отставку (май 1828 г.) многие биографы связывали с первыми драматическими опытами. В 1828--1830 гг. К. направил в Московский цензурный комитет несколько комедий: "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе" (1827), "Дворянские выборы" (1828), "Турецкая шаль, или Так водится" (1829), "Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника" (1829), "Шельменко -- волостной писарь" (1829), "Ясновидящая" (1830). Каждая из них содержала как бы часть ответа на вопрос Фалалея Повинухина: "Хорошо ли мы живем? И так ли в нашем звании жить должно?" (Собр. соч.-- Т. 2.-- С. 328). К. остроумно высмеивал нравы провинциального дворянства: чинопочитание, страсть к мошенничеству, суеверие, круговую поруку. Чиновники и дамы уездного города пытаются любыми средствами добиться покровительства мнимого ревизора Пустолобова ("Приезжий из столицы"), участники дворянского съезда стремятся соблюсти "справедливость", распределяя между собой выгодные должности ("Дворянские выборы"), беспаспортный бродяга правит целой волостью ("...Выборы исправника"), помещики, офицеры и ученый Точкин (пародия на М. П. Погодина) оправдывают свои "искушения" советами чудотворцев-мошенников и "ясновидящей" Евгении ("Ясновидящая"). Соблюдая жанровые традиции комедии нравов, К. использует "говорящие" фамилии (городничий Трусилкин, стряпчий Пересолихин, помещики Кожедралов, Проживайкин, Лупилин, Драчугин, Выжималов и др.), тщательно разрабатывает речевые характеристики (особенно удачны женские образы: Матрена Степановна Кусакина в "Приезжем из столицы", Маргарита Чернодушкина и Евгения в "Ясновидящей"), а собственную позицию излагает устами положительных персонажей (Благосудов, Милов, Твердов). В комедиях "Шельменко -- волостной писарь" и "Шельменко-денщик" (около 1835 г.) К. противопоставляет "плохим" дворянам неудачливого, но добропорядочного Кондрата Шельменко, делает волостного писаря проповедником "истинной" морали. Простодушие и лукавый юмор неунывающего Шельменко обеспечили комедиям успех на провинциальной и столичной сцене (премьеры обеих пьес состоялись в Харьковском театре). Другие положительные персонажи К. бледны и безжизненны. Отношение критики к комедиям К. было разным. В нем заметили талант ученика Фонвизина (Телескоп.-- 1831.-- No 1.-- С. 133), "мастерскую и смелую кисть", умение видеть "безобразно-смешную" сторону жизни (Московский телеграф.-- 1831.-- No 21.-- С. 85). Однако поводом для шуток, преследовавших К. всю жизнь, стал "простонародный язык" пьес (Северная пчела.-- 1831.-- No 17). Публикация комедии "Приезжий из столицы" (Пантеон русского и всех европейских театров.-- 1840.-- No 3) послужила поводом для нападок на Н. В. Гоголя реакционной печати, увидевшей в "Ревизоре" подражание К. (документальных свидетельств о знакомстве Гоголя с рукописью К. нет). В цензурных резолюциях указывалось на оскорбляющий дворянское сословие тон автора. По свидетельству С. Т. Аксакова, пьеса "Дворянские выборы" была запрещена со ссылкой на мнение Николая I (Собр. соч.-- Т. 1.-- С. 484). В сентябре 1831 г. К. был избран судьей Харьковского совестного суда и оставался в этой должности до 1840 г. Служба давала ему богатый материал для творчества. "Запас мой с анекдотами, происшествиями не истощился",-- писал К. летом 1832 г. М. П. Погодину. С помощью Погодина он опубликовал в том же году в журнале "Телескоп" повесть "Ганнуся". В ней малороссийские "анекдоты", разнообразные "происшествия", описанные с этнографической точностью (ярмарка, торги в предместьях Харькова и Киева), обрамлены сентиментальной историей "панночки" Ганнуси, рассказанной странствующим офицером. Тематически "Ганнусе" близок сборник "Малороссийские повести, рассказанные Грицьком Основьяненко" (1834--1837). Обжорству, пьянству помещиков и казацких старшин ("Конотопська вiдьма", "Мертвецький великдень") К. противопоставляет смиренное подвижничество крестьян ("Маруся"), их простой быт и высокую духовность, а убогой европеизированной речи -- живой, яркий украинский язык. Этим повестям, написанным на украинском языке, К. придавал особое значение. "Они написаны в разрешении спора,-- замечал он в письме Погодину,-- что на нашем наречии нельзя написать ничего серьезного, нежного, а только лишь грубое, ругательное, кощунное" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 206). Позднее К. опубликовал на украинском языке комические "оперы" "Сватання на Гончарiцi" (1836) и "Бой-жiнка" (1840), "Лысты до любезных землякiв" (1839), повести "Козир-дiвка" (1838), "Сердешна Оксана" (1841) и др., закрепившие за ним славу основателя новой украинской прозы. В 1837 г. повести К. "Салдацький патрет" и "Конотопська вiдьма" перевел на русский язык для журнала "Современник" В. И. Даль. Приветствуя "прекрасную" переделку своей повести и отмечая отдельные неточности (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 213), К., однако, предпочитал авторские переводы, хотя и признавал, что всегда сбивается "на тон малороссийский". Публикации украинских произведений К. содействовал В. А. Жуковский, побывавший в Основе в октябре 1837 г. Именно Жуковский, по словам К., советовал ему писать роман, "развить" темы, намеченные в "Дворянских выборах", "украсив и наполнив сценами из губернских обществ" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 218). Замысел нравоописательного романа появился у К. еще в нач. 30 гг. В декабре 1833 г. он переслал Погодину рукопись романа "Жизнь и похождения Петра Пустолобова". Описывая "похождения" глуповатого и "неблагонадежного" Петруши Пустолобова, К. искусно пародировал дворянские родословные, комически описывал быт учебных и военных заведений (пансион мусье Филу и мушкетерский полк, переполненный бездарными, полуграмотными офицерами), придворный этикет, псевдоблаготворительные масонские ложи, бесконечные судебные тяжбы помещиков. В окончательном варианте романа (1841) он создал выразительную галерею типов помещиков ("благородный" Баготон, отдавший поместье на разорение иностранцам-управляющим, скупой до безумия Жиломотов, развратный Прямиков, расчетливый Звонкий). Следование традициям просветительского романа, сюжетная схема сближают произведения К. с "Российским Жилблазом" В. Г. Нарежного и др. Роман, "наполненный изображениями злоупотреблений властей" (Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 575), в феврале 1834 г. был запрещен цензурой. К нач. 1838 г. К. подготовил вторую редакцию и опубликовал отрывок (Скупец // Новогодник.-- Спб., 1839). И лишь в 1841 г. роман появился в печати под новым заглавием "Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова". Роман лег в основу водевиля "Похождения Столбикова", подготовленного для Александрийского театра К. совместно с Н. А. Некрасовым, П. И. Григорьевым, П. С. Федоровым (премьера состоялась 4 мая 1842 г.). Следуя пожеланию Жуковского "описать старинный быт малороссиян, род жизни, воспитание и все, до последнего" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 221), К. приступил в конце 1837 г. к работе над романом "Пан Халявский" (первая его часть опубл. в 1839 г. в журнале "Отечественные записки"). Роман отличается точностью бытовых зарисовок, глубиной социальных оценок вырождающегося "панства", удачным использованием сказовых форм. Эгоизм, невежество, самодурство, паразитизм Халявских представлены как черты сословные, а не сугубо индивидуальные. "Высший" принцип жизни провозглашает в романе рассказчик, Трушка Халявский: "Мое, мне по праву наследства принадлежащее! Не уступлю ни за какие предложения!" (Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 168). Выход романа отдельным изданием (1840) вызвал поток оскорбительных заметок о его авторе. "Это провинциальное остроумие,-- писал один из рецензентов.-- ...Глубокомысленные наблюдения над человеческим сердцем, делаемые из-за плетня..." (Библиотека для чтения.-- 1841.-- Т. 44.-- С. 7--12). Противоположной была оценка Белинского: "Это превосходная сатира, написанная рукою отличного мастера" (Полн. собр. соч.-- М., 1954.-- Т. IV.-- С. 446), хотя критик и отметил некоторую рыхлость композиции, навязчивость авторских сентенций, излишнюю "обстоятельность" описаний. В 1840--1843 гг. две линии творчества К. (сентиментально-идиллическая, восходящая к "Ганнусе", и сатирическая, начатая в "письмах" Фалалея Повинухина и ярко выраженная в "Пане Халявском") часто сочетаются. Он пишет памфлет "Званые гости" (1840), высмеивающий журнальные дрязги; сатирические "Мемуары Мякушкина" (1841); предельно дидактичную повесть "Ложные понятия" (1840) о судьбах молодого поколения дворян; цикл "губернских сцен", составленный из рассказов и очерков, написанных между 1840 и 1842 гг. ("Званый вечер", "Знакомые незнакомцы", "Друзья", "Ярмарка"), где комически изображает провинциальное "панство", чиновничество. Отвергая современные "ложные понятия" (в т. ч. упоминаемые в прогрессивной печати необходимые демократические преобразования), К. обратился к истории Малороссии и родовым преданиям. Назидательные интонации преобладают в "Панне Сотниковой" (1840), пересказе семейной легенды о гордой дочери тарановского сотника; в повести "Достоверное предание" (1841) -- беллетризованном житии заблудшего, но прозревшего дворянина, в святочном рассказе "Фенюшка" (1841). В же годы он публикует исторические очерки в журналах "Отечественные записки", "Совремник", "Звездочка", в харьковском литературном альманахе "Молодик на 1843 год" и в "Лиратурной газете": "Головатый" (1839), "О слободских полках" (1840), "Город Харьков" (184 "Украинцы" (1841), "История театра в Харькове" (1841), "Предания о Гаркуше" (1842), "1812 год в провинции" (1843) и др. Большинство произведений 40 гг. написаны в стиле физиологического очерка, закономерно завершившего литературную эволюцию К. Служебные перемещения К. были незначительными. В сентябре 1840 г. его избрали председателем Харьковской палаты уголовного суда (вступил в должность в июне 1842 г.), одновременно он исполнял почетные обязанности члена Товарищества наук при Харьковском университете и члена-корреспондента статистического Отдела министерства внутренних дел. Но жизнь его в Основе не была спокойной. 26 апреля 1839 г. К. писал П. А. Плетневу: "Вышла "Козир-дiвка" -- и судья сердится на меня, что никогда бубликов не принимает от посетителей, за "Выборы" и теперь каждый исправник съесть меня готов. В "Новогоднике" вышла статья "Скупец" -- и все додумываются, кого я это описал (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 217). Преследуемый язвительными нападками, по его словам, "толстопузых журналов", "кривыми толками окружающих", "удушаемый собственной хандрою", тяжело переживая разрыв со старшим братом, женившимся на своей крепостной (А. Ф. Квитке принадлежало имение в Основе), незадолго до смерти К. вынужден был признать: "Основа так огадилась, что стыдно титуловаться ею, но нечем переменить. Заменить другим прозвищем, например, Бездомный или что-нибудь такое, не годится и не пристало, а собственного имени не хочется ставить" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 357). Творческий путь К. свидетельствует о глубоких связях русской и украинской литератур, их взаимовлиянии и взаимообогащении. Соч.: Зiбрания творiв. (Собр. соч.): В 7 т. - Кiив, 1978--1981. Лит.: Корсун Д. А. Воспоминания о Г. Ф. Квитке // Литературная газета. -- 1843.-- No 37; Андриевский А. Л Григорий Федорович Квитка. 1778--1843.-- Одесса. 1877; Науменко В. К пятидесятилетию со дня кончины Григория Федоровича Квитки-Основьяненка.-- Киев, 1893; Сумнов Н. Ф. Г. Ф. Квитка как этнограф. (По поводу пятидесятилетия кончины его).-- Киев. 1893; Волков Н. В. К истории русской комедии. Зависимость "Ревизора" Гоголя от комедии Квитки "Приезжий из столицы". -- Спб., 1891 Зубков С. Д. В братском единении. К 200-летию со дня рождения украинского писателя Г. Ф. Квитки-Основьяненко // Радуга,-- 1978.-- No 11.-- С. 145--154.

    Квитка-Основьяненко Григорий Федорович

    (род. в 1778 г. - ум. в 1843 г.)

    Писатель, драматург, общественный деятель, крупный помещик, основатель Харьковского театра.

    Есть люди, без которых Харьков просто немыслим. Не только потому, что все знают о них как о харьковчанах, но потому, что они действительно помогли городу стать на ноги, сделаться одним из крупнейших городов России, центром культурной, торговой, промышленной жизни Украины. Такими людьми для Харькова были Квитки. Недаром в старой части города невозможно шагу ступить, чтобы не наткнуться на свидетельство их рода и их труда.

    Квитки - одна из самых старых помещичьих фамилий в городе.

    Наиболее известным представителем рода был казачий полковник, соратник Петра Великого Григорий Семенович Квитка. Ему пришлось руководить боями, которые велись непосредственно за Харьков. Дело в том, что казаки, бежавшие после Полтавской битвы, под руководством преемника Мазепы Пилипа Орлика вынашивали планы переманить на свою сторону жителей Слободской Украины. Харьков они справедливо рассматривали как центр российского влияния в регионе, потому вместе с татарами совершали набеги на город. В 1718 и 1719 годах запорожцы грабили слободы харьковского казачьего полка. Однако харьковчане под командованием полковника Григория Квитки выстояли и не дали сжечь и уничтожить наш город. Преданная служба царю укрепила позиции Квиток. Им были дарованы обширные угодья, крестьяне. Им принадлежали значительные территории как в самом Харькове, так и в окрестностях. В частности, в их владении находилась большая усадьба на Основе (здесь теперь аэропорт), так называемая Аравия в Захарьковской части города, усадьба за речкой Лопань (сейчас здесь расположен парк имени Квитки-Основьяненко).

    Через много лет после описанных событий 18 (29) ноября 1778 года в селе Основа появился на свет очередной продолжатель рода - Григорий Федорович Квитка.

    Было похоже на то, что Григорий Федорович не сможет прославиться, как его предки - казаки, на военном поприще. Рос он болезненным. Более того, ребенок был практически слеп. Легенда рассказывает, что излечился он с помощью чуда. Мать водила его в Куряжский монастырь (настоятелем тут был дядя молодого Квитки), где с сыном молилась прославленной иконе Озерянской Божьей Матери. И вот, когда Грицю было пять лет, после очередной молитвы и омовения из святого Онуфриевского источника он прозрел. Трудно сказать, что именно произошло с глазами будущего писателя. Так или иначе, Квитка истово веровал в чудотворность иконы и вообще в молодости был крайне набожен.

    Образование Григорий Федорович получил домашнее и довольно скудное. Единственным учителем был монах того самого Куряжского монастыря. После недолгого пребывания в армии, в 1801 году Григорий Федорович решил и сам стать послушником. Он прожил в Куряже около четырех лет, но оказалось, что молодого помещика слишком уж интересует светская жизнь. В 1805 году открывается Харьковский университет, что вносит большое оживление в культурную жизнь города. (Кстати, место, где сейчас находится университет, и территория сада Шевченко были подарены городу Квитками.) Включается в эту жизнь и Григорий Федорович.

    В 1806–1807 годах Квитка служит комиссаром народного ополчения. Судя по всему, это было некой синекурой, потому что большую часть времени Квитка проводит в своем поместье в Основе, ведя по привычке полумонашеский образ жизни, играя, правда, в домашнем театре и занимаясь хозяйством. Но затем он с головой окунается в мир литературы, театра, в общественную деятельность. В 1812 году по его инициативе Харьков обзаводится своим постоянным театром. Григорий Федорович в дальнейшем становится отцом-покровителем этого заведения - он и директор (с 1812 по 1816 год), и актер, и драматург, и историк театра. В том же году Квитка организует благотворительное общество. И опять же в 1812 году стараниями энергичного общественного деятеля в Харькове открывается институт благородных девиц, на содержание которого и сам Квитка жертвует немало денег, и он же добивается ежегодных взносов от дворян и купцов. В 1833 году открывается Харьковская губернская библиотека, право называться ее основателем - опять за Квиткой. Деятельность Григория Федоровича не ограничивается родным городом. В Полтаве он создает кадетский корпус. В Харькове Квитка становится одним из самых влиятельных лиц - столь велики его заслуги как человека, способствующего превращению Харькова в крупный центр культуры. (Тем более, что это удивительно совпадает с тем, что дано от рождения, - богатством, фамилией.) Он становится уездным предводителем дворянства (1817–1828 гг.), «совестным» судьей, главой палаты уголовного суда, членом-корреспондентом статистического отдела Министерства внутренних дел. Василий Каразин написал такую эпиграмму на своего земляка:

    Не надивлюся я, создатель,

    Какой у нас мудреный век:

    Актер, поэт и заседатель

    Один и тот же человек.

    В Украине же Григория Квитку знают, в первую очередь, по его литературной деятельности. Уже в 1816 году он поместил первые свои рассказы и стихи на русском языке в «Украинском вестнике» и «Вестнике Европы». (А самая первая публикация состоялась еще в 1812 году.) Сочинения эти, по признанию литературоведов, были еще несовершенными. В 1827 году Квитка пишет первую пьесу «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». Опубликована она была только в 1840 году, и с ней связана довольно любопытная история. Дело в том, что сюжет произведения уж очень напоминает гоголевского «Ревизора», который увидел свет в 1836 году. Некоторые исследователи (например Г. Данилевский) со всей ответственностью утверждают, что это Николай Васильевич позаимствовал сюжет. Свою пьесу Квитка отправил в Москву Аксакову на рецензию, тот ее показал другу - Гоголю. Гениальный писатель увидел здесь материал для работы, изложил сюжет по-своему, а затем издал, благо связи у него были хорошие. Сам Гоголь, как известно, утверждал, что сюжет был ему подсказан Пушкиным.

    За «Приезжим из столицы» последовали и другие пьесы, продолжающие традиции русской сатирической драматургии, - «Дворянские выборы», «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника».

    Но по-настоящему талант Григория Квитки раскрылся в начале 30-х, когда он стал писать сочинения на украинском языке. Найти себя в литературе, по свидетельству современников, писателю помогла жена - классная дама института благородных девиц Анна Григорьевна. Она поддерживала мужа на писательском поприще, была первым критиком его произведений. Так вот, оказалось, что Григорий Федорович прекрасно знает быт и нравы слобожан, в том числе представителей нижних слоев - крестьян, солдат и т. д., и запросто может рассказывать свои истории на столь подходящем для них «малороссийском наречии». Произведения писателя проникнуты любовью к землякам, юмором, написаны «вкусным» языком. Знавшие Квитку лично заверяют, что писатель был убежден в том, что идеальные герои встречаются в жизни. Он говорил, что в Харькове, а особенно на околицах, например в Гончаровке, живут самые лучшие женщины во всем белом свете, мужчины - рыцари, люди добронравные, мягкие и нежные.

    Две книги «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком» вышли на украинском языке в 1834 и 1837 годах. Грыцько Основьяненко - лишь один из псевдонимов. Кроме него, Квитка подписывался и такими именами, как Земляк ваш Основьяненко, Аверьян Любопытный, Фалалей Повинухин, штаб-лекарь Пампушкин. В историю украинской литературы он вошел как Григорий Квитка-Основьяненко.

    Успех имели повести «Маруся», «Солдатский патрет», «Сердешная Оксана», «Мертвецкий Великдень», «Козырь-дивка» и т. д. Обличая ограниченность и тупость казацкой старшины, выступая против пьянства, обжорства и других пороков, Квитка-Основьяненко с глубокой симпатией изобразил простых людей, раскрыл тяжелые условия их жизни. Еще большая известность, чем повести, суждена была пьесам писателя. «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке» остаются визитными карточками украинского театра вообще и Харьковского театра в частности и по сей день. Пьесы и повести Основьяненко проникнуты гуманизмом, сочувствием к людям. Недаром Иван Франко назвал Квитку одним из первых европейских писателей, который стал автором «человеческой повести». Точное описание жизни простых украинцев позволяет назвать Квитку-Основьяненко этнографом, сделавшим немало для будущего развития науки о населении Малороссии в те времена.

    Произведения Квитки-Основьяненко в 30-40-х годах XIX века были переведены самим автором и изданы и на русском. При переводе Квитка-Основьяненко старался сохранить языковую сочность оригинала - ведь уже было очевидно, что именно в этом сила его произведений, хотя писатель продолжал творить и на «великом, могучем». Так, на русском был написан большой историко-бытовой роман «Пан Халявский», в котором немало иронии и гротеска в изображении старой жизни.

    Активно занимался Григорий Федорович и журналистикой. С 1816 года под его редакцией издавался «Украинский вестник» - первый харьковский журнал. Кроме того, Квитка был инициатором издания литературных альманахов «Утренняя звезда» и «Молодик». С харьковским писателем переписывался Тарас Шевченко, который уже после смерти Квитки писал, что без Основьяненко он был бы другим. Произведения харьковчанина высоко оценили многие российские литераторы, в частности В. Белинский.

    Григорий Федорович умер в той же Основе 8 (20) августа 1843 года. Хоронили его чуть ли не всем городом на Холодногорском кладбище. Выдающийся ученый-филолог И. Срезневский сказал на похоронах: «Помни, Украина, эту могилу: тут погребен тот, кто, оживленный любовью к тебе, твоему благоденствию и славе, и защищая твой обычай и язык, учил тебя твоим языком».

    В 30-е годы церковь на кладбище снесли, а на территории кладбища построили стадион «Трудовые резервы». Надгробный камень с могилы писателя перенесли в Покровский собор, а через несколько десятилетий - на 2-е городское кладбище. Чей прах покоится под этим камнем сейчас - неизвестно.

    В Харькове именем выдающегося его жителя названа улица в центре города, на ней установлена мемориальная доска. Его же имя носит упомянутый уже парк, одна из средних школ. Долгое время собирались власти установить памятник Квитке-Основьяненко, но дело это все время откладывалось. Памятник появился лишь в 1993 году. Автор - скульптор Семен Якубович утверждает, что делалось все в спешке, а потому монумент может развалиться в любую минуту. Учреждена в городе премия имени Квитки-Основьяненко в области театральной критики. В театре им. Шевченко расположен музей драматурга. В 2003 году в городе торжественно отметили 225-летие выдающегося харьковчанина.

    Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

    Квитка Квитка (Григорий Федорович; псевд. – Основьяненко) – известный малорусский писатель, род. в 1778 г. в с. Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провёл в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго

    Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

    Григорий I Григорий I – свят., носит, по своему значению историческому, титул Великого; у нас обыкновенно называется: Двоеслов или Бecловник, «красных ради его бесед», как определяет происхождение такого названия наша Минея. Родился в Риме около 540 г., в богатой и знатной

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КВ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

    Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора

    Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

    Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

    Григорий Богослов (Григорий Назианзин) (ок. 329 – 390 гг.) христианский греческий писатель, поэт и оратор [О недостойных пастырях – своих современниках:] С неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело, и прежде, нежели сделались достойными

    Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

    Григорий Чудотворец (Григорий-Феодор) (ок. 210 – 270 гг.) христианский богослов [Сторонник какого-либо учения] не имеет (…) никакого другого основания, кроме безотчетного влечения к названным философским учениям, и не имеет другого основания для оценки того, что считает

    Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

    Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

    Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

    ГРИГОРИЙ БАКЛАНОВ Бакланов (Фридман) Григорий Яковлевич родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. Участник Великой Отечественной войны; артиллерист, лейтенант. Окончил артиллерийское училище и Литинститут (1951). Работал главным редактором журнала «Знамя» (1986–1993).Печатается

    Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

    Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (род. в 1778 г. - ум. в 1843 г.)Писатель, драматург, общественный деятель, крупный помещик, основатель Харьковского театра.Есть люди, без которых Харьков просто немыслим. Не только потому, что все знают о них как о харьковчанах, но

    Из книги автора

    ГРИГОРИЙ IX (Gregorius IX, ок. 1145–1241), римский папа с 1227 г.; превратил инквизицию в постоянно действующий орган католической церкви 974 Там, где лечение не помогает, необходимо действовать мечом и огнем. Булла «Голос в Раме» от 13 июня 1233 г. ? Лозинский С. Г. История папства. – М.,

    Из книги автора

    ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus, ок. 540–604), папа римский с 590 г.138Не англы, но ангелы. // Non Angli, sed Angeli (лат.).По преданию, увидев ок. 580 г. в Риме детей-невольников из Британии и узнав, что их зовут англами, Григорий решил начать христианизацию этой страны. Он сказал: «Поистине, и

    Из книги автора

    ГРИГОРИЙ IX (Gregorius IX, ок. 1145–1241),римский папа с 1227 г.; превратил инквизициюв постоянно действующий орган католической церкви146Там, где лечение не помогает, необходимо действовать мечом и огнем.Булла «Глас в Раме» от 13 июня 1233 г.? Лозинский С. Г. История папства. – М., 1961, с. 162,

    Из книги автора

    ГРИГОРИЙ XVI (Gregorius XVI, 1765–1846),римский папа с 1831 г.147Ошибочное и нелепое мнение, или, скорее, безумная глупость, будто бы каждому следует обеспечить свободу совести.Энциклика «Mirari vos» («Вы удивляетесь»)от 15 авг. 1832 г.? Markiewicz, s. 163Здесь же: «погибельнейшая и отвратительнейшая