Социальная структура древнеиндийского общества. Древнеиндийская модель сознания - современная интерпретация

Гой ты Русь моя родная анализ стихотворения Сергея Есенина

План

1.История создания

2.Тропы и образы

3.Размер и рифмовка

4.Смысл стихотворения

1. История создания стихотворения. был заядлым путешественником, побывал во многих странах мира. Но он всегда возвращался в Россию: родной дом его находится именно там, и он ему дороже всего.

Несмотря на воспевание Отечества, Есенин романтиком-идеалистом не был. Он прекрасно видел отрицательные стороны жизни в своей стране. Но все недостатки страны поэт прощал. Он прекрасно знал и о раболепии народа, и о казнокрадстве среди чиновников, лицемерии и самодурстве в среде помещиков, постоянном пьянстве мужиков, плохом качестве дорог.

Пребывая в браке с американкой, Есенин имел все шансы остаться за морем. Но предпочёл заграницам он именно Россию. Большинство своих стихотворений Сергей Есенин посвятил Родине и родной природе. Многие его произведения пропитаны любовью к родному краю, умение находить прекрасное во всём у Есенина ярко выражено.

2. Тропы и образы. Родным местом для поэта является русская деревня со множеством крестьянских домов. Поэт ощущал частью природы и находил в ней вдохновение. Стихотворение "Гой ты, Русь" можно считать признанием в любви к родному краю. При всех недостатках Родина у Есенина - это храм, где каждый способен вернуться к духовным истокам. Он невероятно ярко демонстрирует контрасты Русской земли - красоту и убогость, доброту людей и пьянство мужиков, веру в Бога и обожествление царя. Но жизнь крестьян ему кажется более правильной и последовательной, нежели его собственно. Именно поэтому он ценит русскую деревню, дополняя к её образу Яблочный Спас, и сравниваемый с серёжками смех девушек.

Он любит крестьян за почитание традиций предков и за довольство тем, что у них есть. Поэт склонен одушевлять всё живое, и здесь он делает то же самое. К России он обращается как к близкому человеку. Здесь есть и диалектизмы (хоровод называется корогодом) и наличие церковной лексики (Спас; хаты - в ризах образа; рать святая). Вся картина воссоздаётся через приму зрения "захожего богомольца". Почувствовать себя в деревне после службы в церкви помогает множество приёмов, реализуемых автором. Целый звуковой ряд создаёт атмосферу колокольного звона. Даже сама деревенская изба уподобляется храму. А сравнение деревни с храмом - самый важный образ в стихотворении.

Поэт играет цветами. Синь будто бы впивается в глаза. Русскую землю он видит чистой, синей. Этот образ связывался с гладью воды и особенно с небесами. А вот на обилие золотого цвета поэт лишь намекает. Он присутствует в виде и мёда, и яблок, и сжатых полей, и соломенных крыш.

3. Размер и рифмовка. Само стихотворение мелодично, состоит оно из пяти четверостиший; трёхсложный размер - анапест. Рифма здесь перекрёстная.

4. Смысл стихотворения. Стихотворение ориентировано на будущее время на всём своём протяжении. Лирический герой автора собирается в путь, чтобы познать бескрайние просторы родных земель. Лирический герой счастлив, живя в гармонии с природой. Другого счастья ему не надо. Лирический герой Есенина - деревенский кучерявый весёлый паренёк с гармошкой, который поёт песни о родном крае.

К моменту написания стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» в 1914 году Сергей Есенин уже приобрел славу известного московского поэта. Поэтической славы он добился в том числе и благодаря стихотворениям на тему Родины, которой он посвятил большую часть произведений.

Главная тема стихотворения

Образ Руси для Есенина - это его деревенский мир, по которому московский озорной гуляка уже успел стосковаться, - мир деревенского быта и деревенской природы. В домах «пахнет яблоком и мёдом », «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Это серенькая красота средней полосы России, но для каждого деревенского угла и для каждой кочки Есенин находит яркое слово. Критики отмечают, что в действительности описываемые поэтом явления гораздо скучнее и тусклее, чем подобранные им поэтические описания. Есенин сливается с природой, черпает из деревни силы и вдохновение.

В стихотворении поэт обращается к прошлой деревенской жизни, пытаясь воскресить живительные ощущения, которые он испытывал при прогулках в русских лесах и лугах, при работе и созерцании. Главная тема стихотворения - любовь к Родине, желание питаться этой любовью, вдыхать её, переживая прошлое, и излучать ответно. В поэтическом возвращении на Родину Есенин видит себя «захожим богомольцем», словно он находится в пути к некой святыне, спешит ей поклониться и трепетно прикоснуться к ней, мечтая о душевном исцелении. Деревенская Русь ассоциируется с большим храмом, светлым и ясным.

Стихотворение пропитано светлой любовью к Руси, эмоции светлые, радостные. Краски яркие, блестящие: золото («хаты - в ризах образа»), синева («синь сосет глаза»), «зеленый лех».

Настроение стихотворения праздничное: это одновременно и радость свидания, и праздник в селе - Спас с девичьим смехом и плясками на лугах.

В последней строфе Есенин намекает, что он побывал уже во многих странах мира, но нигде не был счастлив так, как в России. И даже если ему предложат поменять Родину не на другую страну, а на рай, он знает, что не найдет счастья и в раю - ему нужна его нищая и богатая, пьющая, веселая и плачущая, возвышенная и примитивная, богомольная и богохульствующая Русь.

Структурный анализ стихотворения

Начало стихотворения показательно - оно стилизовано под обращение в диалогах в древних русских былинах («Уж ты гой еси, добрый молодец). «Гоити» на древнерусском означало пожелание здоровья и процветания. Всюду народный язык, диалектизмы, показывающие трепетное отношение автора к своей родине: «звонно», «корогод», «лех», «приволь».

Яркий поэтический прием, который применяет поэт, - олицетворение Руси. Поэт обращается к Родине, будто беседует с ней. Олицетворяется и пляс - он гремит, и смех - он звенит, и тополя - они «звонно чахнут».

Сравнения развернуты и многогранны: «хаты — в ризах образа», «как сережки, прозвенит девичий смех».

Метафоричен пейзаж: небо, котором тонут глаза, золотые хаты, деревья, шумящие так, что кажется, будто они звенят, не протоптанная тропинка, а «мятая стежка».

Рифма перекрестная, рифмуются между собой четные и нечетные строки. Рифма используется попеременно: в четных строках женская, в нечетных - мужская.

Размер, используемый поэтом, - пятистопный хорей, он сообщает стихотворению решительный, смелый ритм, и чем ближе к финалу, тем более решителен поэт - он осознает, что главное для человека - это любовь к родной земле, которую он впитал с молоком матери и которая спасительная для него на любых жизненных поворотах.

3. Решите задачу: В суд г. Шоле обратилась гражданка О с иском к гражданину Н о признании им ребенка, родившегося якобы от него 1 декабря 1818 г. Гражданин Н категорически отказался признавать ребенка своим, мотивируя это тем, что в период с 5 по 18 мая 1818 г. он находился в реанимации больницы г. Шоле, о чем свидетельствуют представленные документы. Обоснуйте решение суда в соответствии с Гражданским кодексом Франции начала XIX в.

4. Решите задачу: Разбогатевший на военных поставках Густав Плисонье решил украсить свой дом собранием ценных предметов искусства. За немалые деньги он летом 1804 г. приобрел у антиквара картину Ватто, но вскоре выяснил, что выплаченная им сумма чуть ли не вдвое превосходила ту, за которую сам мошенник-антиквар приобрел это полотно у обедневшей дворянской фамилии. Какое решение вынесет французский суд по иску месье Плисонье, согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить, какие деяния в Древнем Риме рассматривались как преступления, что отграничивало их от частноправовых деликтов, какие из уголовных преступлений упоминаются в «Законах XII таблиц». Далее необходимо определить, какие виды наказаний предусматривало римское право, принципы назначения наказания, использовался ли при этом принцип талиона, влиял ли на тяжесть наказания социальный статус потерпевшего и преступника, учитывалась ли вина, формы соучастия, рецидив.

Во втором вопросе рекомендуется на основе анализа конституционных норм составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Также необходимо освятить вопрос о форме государства (форма правления, форма политического режима, форма государственного устройства).

Для решения казуса необходимо ознакомиться с основными положениями Гражданского Кодекса Франции 1804 г., особенно в отношении брачно-семейного и гражданско-процессуального права.

Вариант 15

1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по «Законам Ману».

2. Изобразите схематично государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии.

3. Решите задачу: Гражданин М и его сын прогуливались по набережной р. Сены г. Парижа. М поскользнулся, неловко взмахнул рукой, в которой была прогулочная трость, и острием трости проткнул шею сыну, который здесь же и скончался. Суд присяжных заседателей приговорил М к смертной казни, ссылаясь на ст.13 и 302 УК Франции 1810 г. Прокуратура оспорила это решение. Кто прав?

4. Решите задачу: Окончательно рассорившись с сыновьями Пьером и Луи, вдова богатого виноторговца Франсуаза Шерпантье в сердцах составила новое завещание, которым объявила единственным своим наследником внебрачного сына Жака. Естественно, по кончине матушки законные дети оспорили завещание в суде. Какое решение должен вынести суд согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

Для ответа на первый вопрос необходимо определить, деление на какие социальные группы «Законы Ману» считают наиболее значимым для общественной жизни? Почему на первый план в Древней Индии вышли варновые, а не классовые различия. Далее следует дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности. При этом особое внимание следует уделить характеристике рабства в Древней Индии и определить, почему оно не получило такого широкого распространения, как в других странах?

По второму вопросу на основе анализа рекомендованной литературы и на основе правовых актов следует составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Необходимо также определить причины установления фашистского режима.

Для решения казусов рекомендуем внимательно ознакомиться с положениями Уголовного Кодекса Франции, в особенности касающихся видов и групп преступлений, а также Гражданского Кодекса Франции 1804 г., посвященного, в том числе, вопросам семьи и наследования.

Й СЕМЕСТР

Важным этапом в изучении курса «История государства и права зарубежных стран» является написание контрольной работы по данному предмету.

Контрольная работа должна активизировать самостоятельное изучение студентом курса истории государства и права зарубежных стран и проверить его способность применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов.

Контрольная работа состоит из двух видов заданий: написание реферата по предложенной теме и решение двух задач (казусов). Из предлагаемых пяти вариантов нуж­но самостоятельно выбрать один вариант в соответствии с таблицей. Если по различным причинам у студентов возникают проблемы с написанием реферата по предложенной теме, то они могут взять резервную тему (тема 6).

Контрольная работа должна содержать четкие, последователь­ные, аргументированные ответы на вопросы.

Пересказ материала, заведомо не имеющего отношения к теме казуса, не нужен.

Работа будет зачтена при условии изучения рекомендованных первоисточников. Нужны конкретные ссылки на соответствующие нормы права и другие историко-юридические документы.

Объем контрольной работы - около 15 страниц. Она должна быть выполнена аккуратно, быть удобочитаемой, без грамматиче­ских и стилистических ошибок. В конце следует привести список использованной литературы, поставить подпись и дату.

Время представления работы указано в учебном плане факультета.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ I

Казус 1.

В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф.

Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические указания.

Непосредственному решению казуса должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран/ под. ред. К.И. Батыра. М., 2008 Глава 11, пар. 5.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2008 Т. 1

Казус 2.

К началу Великой французской революции крестьяне деревни Ваккевилль обязаны были уплачивать своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк – шампар. В августе 1789 г., узнав, что Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок, крестьяне уничтожили архив графа Н., сожгли документы, где были записаны их повинности, и отказались от их уплаты. Граф Н. обратился к властям с требованием принять меры для подавления беспорядков.

Как разрешится вопрос о соответствии с законодательством первого этапа революции? Когда во Франции были упразднены феодальные повинности крестьянства?

Методические указания.

Ответ на вопросы казуса требует изучения и анализа антифеодального аграрного законодательства, трех этапов восходящего развития Великой французской революции. Необходимые правовые первоисточники (в выдержках) Вы найдете в нашей «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран». Отвечая на первый вопрос казуса, следует также использовать декрет Национального собрания от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран / под. ред. К.И. Батыра. М., 2008. Глава 17, пар. 1.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра. М., 2008. - Т. 2.
  3. Поликарпова Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской буржуазной революции. М., 1987.

По преданию, все жители Древней Индии принадлежали к одной из четырех Варн. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по истории Древнего мира на тему: «Варны и касты в Древней Индии» (5 класс) Учитель истории МОУ «СОШ № 7» Артамонова И.А.

Цели урока раскрыть особенности социальной структуры древнеиндийского общества; раскрыть сущность и обеспечить усвоение учащимися понятий «Варна», «каста», показать главные отличия этих понятий; подвести учащихся к пониманию того, что для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно социальное неравенство, что и в настоящее время существует деление людей на разные группы; познакомить учащихся с учением Будды, основными положениями буддизма; сформировать умение анализировать исторический источник, извлекать из него необходимую информацию; выработать у учащихся умение использовать полученные знания при заполнении сравнительной таблицы; сформировать способность сравнивать Варны, выявлять общее и особенное; развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные выводы; сформировать навыки самостоятельной работы с историческим материалом, развитие умения ясно выражать свои мысли в устной форме; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе исторического опыта, показать несправедливость социальной дифференциации.

Варны и касты в Древней Индии

План урока «Варны и касты в Древней Индии» Понятие «Варны». Особенности деления древнеиндийского общества на Варны. Характеристика Варн. Религия Древней Индии. Легенда о Будде.

Структура древнеиндийского общества ВАРНЫ Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры касты касты касты касты касты касты касты касты

Понятие «Варна» Варна (санскр. वर्ण , varṇa, «качество, цвет, категория») - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Индийские Варны Брахманы (Жрецы) Кшатрии (Воины) Вайшьи (Земледельцы) Шудры (Слуги) Неприкасаемые

Особенности деления общества на Варны: Члены Варны не должны вступать в браки вне своей Варны Подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи Точно установленный род занятий Члены Варны со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной Варне, если не исключается из нее за нарушение ее законов Переход из одной Варны в другую невозможен Авторитет брахманов

Характеристика Варн Название Обязанности представителей Варн 1. Жрецы (брахманы) 2. Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры)

«Законы Ману». Брахманы 1,31- А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно]. 1,87- А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия. 1,88- Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 1,100 – Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. IX , 317 – Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

«Законы Ману». Кшатрии 1,89- Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев. X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха. X, 119 - Его (царя) истинный долг - победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.

«Законы Ману». Вайшьи 1,90- Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьи X ,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению) , может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.

«Законы Ману». Шудры 1,91- Но только одно занятие Владыка указал для шудры - обслуживание этих каст со смирением. X, 99- Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями. X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные. III, 13 - Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи - той и своей касты; для кшатрия - тех обеих, а также своей; для брахмана - тех [трех], а также своей.

«Законы Ману». «Неприкасаемые» X ,51 – Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X ,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде… X ,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению), не следует общаться с ними…

Религия Индии Буддизм Ступа - место хранения реликвий Будды VI – V века до н. э.

Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда

Решите кроссворд 1. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. 2. Представители второй варны, которые с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. 3. Представители четвертой варны, которые служили высшим варнам. 4. Представители самой высшей варны, которые выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды. 5. Основатель буддизма в Древней Индии. 4 5 3 2 1 КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

4 Б Р А 5 Б 3 Ш Х У 2 К У М Д Ш Д А Д 1 В А Р Н А А Т Ы Ы Й Р Ш И Ь И И назад

Домашнее задание § 21 (читать, пересказывать) Подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев Задание № 86 в рабочей тетради Подготовить сравнительный анализ четырех древнеиндийских варн, используя таблицу в тетради и материал учебника

ЛИТЕРАТУРА История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. / Арасланова О.В. – М.: ВАКО, 2004. Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. // ПС – История. – 1999 –№ 40. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 1.Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего Востока. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский. / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: «Издательство «Высшая школа», 2003. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 г.