Начинается с перехода к соседской общине и продолжается до начала периода. Первобытной соседской общины

Во все времена люди старались объединиться в определенные группы для того, чтобы легче и удобнее было сосуществовать: добывать еду, поддерживать быт и обороняться от врага. В данной статье хочется рассказать о такой форме первичного сообщества, как община.

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община - это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

  1. общее жилище для всех членов;
  2. совместное ведение быта: разделение обязанностей;
  3. совместная трудовая деятельность на благо общины.

Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели - нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины - добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в также запретили половые отношения между единоутробными родственниками - братьями и сестрами.

Правители родовой общины

Кто управлял родовой общиной? Для этого существовала определенная структура органов власти:

  1. общее собрание рода - здесь принималось коллективное решение по тому или иному вопросу;
  2. совет старейшин - принимали решение особые люди, которым община доверяла;
  3. вождь, старейшина - мог принимать единоличное решение, т. к. опять же ему безоговорочно доверяли.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны - его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений - родовая Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных - тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

  • Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
  • Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
  • Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
  • Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.

Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Чем отличается родовая община от соседской?

  • Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
  • Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
  • В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
  • В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

В рассматриваемый период постепенно происходит переход от родовых общин к соседским. Причиной такого перехода стало укрепление экономических функций семьи внутри рода. Развитие производства, появление новых технических достижений привело к тому, что семья могла самостоятельно обеспечить свое существование. Родственные связи иногда начинают тяготить семью, поскольку род требовал совместного пользования собственностью, бескорыстной взаимопомощи, в экстремальных ситуациях – уравнительного распределения. Это шло вразрез с начавшимся накоплением частных богатств. Многие семьи стремились обособиться от своих сородичей. Однако, полное обособление семьи было невозможным: существовала необходимость коллективного труда для строительства и поддержания ирригационных систем, для вырубки леса под пашню, для отгонного выпаса скота и т.д., поэтому семьи кооперируются со своими соседями. Родственные связи постепенно заменяются соседскими, территориальными, откуда и название – первобытная соседская община (синоним – территориальная ). В первобытной соседской общине долгое время переплетались родовые и соседские связи. Например, сородичи могли сохранять общие культы и помогать друг другу, даже если они были разделены территориально. Нередко к соседям начинали относиться как к родственникам (обряды побратимства, покумления, усыновления).

Важно отметить, что в первобытной соседской общине продолжала существовать коллективная собственность на землю. Частная собственность на землю устанавливается поздно, как правило, уже в классовом обществе и при наличии государства. Землей владела вся община; собственностью семьи считались орудия труда, скот, двор со всеми его постройками. Зафиксировано множество переходных форм от коллективной собственности на землю к частной собственности. Например, у большинства меланезийцев или некоторых народов Африки семья имела право на владение общинной землей, только пока эта земля ею обрабатывается. У других народов Меланезии надельные земли уже сохранялись за семьей и в тех случаях, когда они не обрабатывались. А у древних германцев земля фактических сделалась собственностью отдельных семей, хотя и считалась принадлежащей общине Форма коллективной собственности на землю дольше всего сохранялась у скотоводческих народов, ведших пастушеский или кочевой образ жизни .

В период первобытной соседской общины происходит становление частной собственности, которая накапливалась в виде пищевых продуктов, орудий труда, оружия, ремесленных изделий, скота. По данным этнологии, богатства накапливались у представителей родоплеменной верхушки, а также у наиболее трудолюбивых и удачливых общинников. Накопление частной собственности шло вразрез с первобытными представлениями о необходимости равенства и взаимопомощи, поэтому долгое время сохранялись традиции, препятствовавшие накоплению излишков. Например, могло применяться принудительное перераспределение чрезмерных, по мнению соплеменников, богатств. Так, у оленеводов Севера Сибири в XVII–XVIII вв. предельный размер стада на одну семью определялся, по обычаю, в сто голов, излишки же попросту отбирали либо сородичи, либо соседи . Практиковалась также ликвидация накопленных богатств в случае смерти их собственника – или их прямое уничтожение или раздача имущества участникам погребальной церемонии. Это касалось прежде всего вождей и могло выступать составной частью ритуала похорон. Многие собственники сознательно перераспределяли накопленные богатства. Например, у индейских племен Северной Америки существовал потлач – специфический праздник с раздачей богатств. Устроитель праздника представлял на всеобщее обозрение собранные богатства, от одеял до лодок и рабов, а затем все их раздавал приглашенным. При этом предметом особой гордости служили и размер раздаваемых богатств, и сам факт их раздачи. Важно отметить, что устроитель потлача мог рассчитывать на ответные дары во время праздников такого же рода, устраивавшихся затем его прежними гостями. Нередко ответные дары превосходили по своей совокупной ценности первоначальные . На островах Меланезии роль потлача играли престижные пиры, на которых запасы продовольствия, накапливавшиеся иногда на протяжении месяцев, поедались гостями за один присест. При этом для устроителя пира было делом чести пригласить как можно больше сотрапезников.

Важнейшая характерная черта первобытной соседской общины – это возникновение классов. С появлением частной собственности более заметной становится имущественная и общественная дифференциация. В результате неравенства в обществе возникает эксплуатация – безвозмездное присвоение результатов чужого труда. Эксплуатация могла быть внутриобщинной и межобщинной. Основными видами эксплуатации были кабальничество, военный грабеж, контрибуции, данничество, рабство. Главным источником рабства были военные набеги, частые в эпоху первобытной соседской общины. Для этого периода характерно было патриархальное рабство – «простое», «примитивное» рабство, когда рабы считались младшими членами семьи, жили с хозяевами под одной крышей, ели за одним столом. Обращение с рабами было достаточно мягким, рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, моги иметь личные права и имущество. Иногда рабство не было пожизненным и не сразу начало передаваться по наследству.

В этот период в обществе зарождаются классы – большие группы людей, которые различаются по своему месту в системе производства и в распределении результатов труда. Классы постепенно оформлялись не только в экономическом, но и в социальном, и в идеологическом плане. Намечаются три класса: богатые общинники, которые претендовали на власть и всяческие привилегии; рядовые и бедные общинники, не обладавшие привилегиями; рабы, которые были лично несвободны и ограничены в правах.

В период первобытной соседской общины начинаетсяпроцесс складывания государства и права, который называется политогенез. Причины складывания государства можно назвать следующие: усложнение общественного производства, имущественное и социальное расслоение порождало противоречия и конфликты; требовалось укрепление власти, чтобы обеспечить контроль над экономикой и социальной сферой. Характерные черты складывания государства: усиливается роль лидера в обществе; власть передается по наследству; у вождя появляются постоянные помощники – прообраз будущих управленцев, судей; появляются налоги в пользу власти; происходит разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Пути складывания государства называются следующие: аристократический путь, когда родоплеменная знать берет управление в свои руки и претендует на благородство происхождения и на передачу власть по наследству; военный путь, когда во главе общины стоит военный лидер, который мог быть знатного и незнатного происхождения. Вождь опирался на дружину, которая со временем могла превращаться в армию. Войны в период первобытной соседской общины становятся регулярными, так как военные набеги давали возможность быстрого обогащения. Л.Г. Морган предложил термин «военная демократия» – главенство военного вождя со своей дружиной при сохранении таких коллективных органов власти, как народное собрание и совет старейшин. Третьим считается плутократический путь возникновения государства (от греч. «плутос» – богатство); он связан с выдвижением бигменов – богатых и влиятельных людей. Бигмены, как правило, использовали кабальные формы эксплуатации своих соплеменников, и их власть не передавалась по наследству. Происходит также формирование права. Право – это совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и защищенных государством. Право отделяется от нравственности – совокупности норм, защищенных силой общественного мнения и обычаев. Древнейшее право называется обычным правом, так как оно не было записано и его источником служили древние обычаи.


Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными .

Сравнение родовой и соседской общин

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую - это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело , с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины - профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья , каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории - «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения . Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.