В каком месяце отмечается международный день цирка. А на стенах собора Св

С инициативой ежегодного проведения Всемирного дня цирка выступили Европейская цирковая ассоциация (European Circus Assotiation) и Всемирная федерация цирка (Federation Mondiale Du Cirque).

Всемирная федерация цирка со штаб-квартирой в Монте-Карло была основана в 2008 году под патронажем принцессы Монако Стефании (Princess Stephanie of Monaco). Федерация является некоммерческой организацией, созданной для содействия развитию циркового искусства и культуры во всем мире, а также для представления интересов цирка на международном уровне.

Первый цирк был открыт в Лондоне в 1777 году (по другим данным в 1768 году) Филиппом Эстли. Это было первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола. Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей. В цирке Эстли преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, живые пирамиды из наездников, которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку - комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу. Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены - 13 метров, которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью. Кроме конных представлений в цирке Эстли ставились сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. Филипп Эстли стал основателем первой цирковой династии. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. "Амфитеатр Эстли" просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведения Лондона первой половины XIX века.

Уже к началу XX века структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. После введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков воздушной гимнастики, где появилось новое амплуа - "ловитор" (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер "перекрестный полет". В искусстве канатоходцев пеньковый канат заменяется более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. С технической революцией начала XIX века множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники - от гонок по вертикальной стене до "полета из пушки на Луну", от феерий на воде до новых возможностей иллюзиона.

Истоки русского цирка находились в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с XI века. В XVIII веке все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. В начале XIX века цирковые представления проводились в манеже графа Завадовского в Петербурге, было построено специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. В 1849 году в Петербурге открывался казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 году был построен стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки. В декабре 1877 году в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой семьи.

В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России.

После Октябрьской революции было создано Главное управление цирками (ГУЦ), хозрасчетная организация, существовавшая в системе Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. В ГУЦ входили кроме стационарных, передвижные цирки и аттракционы под общим названием Циркообъединение.

В 1957 году ГУЦ было преобразовано во Всесоюзное объединение государственных цирков - Союзгосцирк, руководивший цирковым делом в СССР. Союзгосцирк обеспечивал хозяйственную деятельность цирков; курировал постановочную работу стационарных цирков и цирковых коллективов, проводил подготовку и переподготовку артистов различных жанров.

После распада СССР была "Росгосцирк", которая стала преемницей "Союзгосцирка". Это самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире, объединяет 42 стационарных цирка в России. Система "Росгосцирка", основанная на так называемом цирковом конвейере, представляет почти 500 оригинальных цирковых номеров и программ. Ее артистические кадры составляют почти три тысячи человек, которые пополняются выпускниками Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша), а также участниками любительских цирковых коллективов из 70 регионов страны. В цирковых представлениях участвуют почти две тысячи животных.

Программа празднования Всемирного дня цирка за годы проведения — в этот день труппы цирков устраивают дни открытых дверей для зрителей и благотворительные акции, проводят уличные представления, выставки, карнавалы и шествия с участием клоунов, гимнастов, акробатов, жонглеров и других цирковых артистов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пожалуй, ни единому зданию цирка на пространстве бывшего СССР не доставалось больше, чем цирку Луганска. Здание было построено в 1971 году по типовому проекту авторства архитектора Соломеи Максимовны Гельфер - если кто не знает, аналогичные цирки находятся в Уфе, Самаре, Донецке, Перми, Кривом Роге, Новосибирске, Воронеже, Харькове и Брянске.

После событий лета 2014 года цирк Луганска представлял из себя донельзя печальное зрелище - ВСУ били по нему прицельно, иначе ничем не объяснить подобных разрушений: выбиты практически все стекла, стены посечены осколками, было прямое попадание в купол. Восстановление здания было проведено силами ЛНР и Росгосцирка РФ, при непосредственном содейстии В. Мединского и В. Гаглоева.

Посмотреть, насколько был поврежден цирк Луганска после боевых действий можно здесь:


Поддержка цирков в Луганске и Донецке остается одной из приоритетных задач Росгосцирка, а потому праздник было решено провести в Луганске. Выезд возглавлял гендиректор Вадим Гаглоев, который и стал главным объектом внимания прессы, подтвердив, что Росгосцирк коллег и друзей в беде не оставит:

В фойе можно наблюдать подборку фотографий - разрушения и последующее восстановление здания. Надо сразу заметить, что после ремонта Луганский цирк выглядит даже получше, чем некоторые цирки этого проекта собственно в Российской Федерации.

Подъехал и глава ЛНР И. Плотницкий, он же открывал представление - с поздравлений и вручения дипломов.

Сразу же отметим - в представлении участвовали очень, ОЧЕНЬ много детей из самых разнообразных творческих и самодеятельных коллективов Луганской области. Работа в этом плане ведется самая вдумчивая и широкая на государственному уровне. В России, увы, такое можно встретить всё реже и реже.

А директор Луганского цирка Дмитрий Касьян получает звание заслуженного деятеля искусств ЛНР - не будь его энергии и настойчивости, вообще неизвестно, когда бы цирк снова открылся.

Вадим Гаглоев пообщался с молодежью и поздравил с праздником:

Есть и иностранные артисты - труппа акробатов из Кении. Казалось бы, что они забыли в Луганске? Но ничего, приехали и отлично выступают.

В манеж выходят и взрослые и дети - со своими оригинальными номерами:

Особо отметим посещаемость - зал битком, все места заняты, семьи с детьми. Кому не хватило места стояли в проходах и на лестницах - тут с обязательными правилами техники безопасности несколько попроще чем, к примеру, в Чинизелли. И публика совсем другая - куда более непосредственная и доброжелательная.

Будем откровенны - программа скромненькая, основанная прежде всего на самодеятельных коллективах, но всё настолько от души, что выглядит это очень трогательно. Конечно, не Дюсолей ни разу. Но Дюсолей сюда и не поедет по понятным причинам.

И снова отметим уйму детишек, участвующих в программе - ведь пошиты костюмы, дети счастливы участвовать в представлении, никаких капризов, все очень спокойно, деловито и вместе с тем совершенно радостно. Все работают в свое удовольствие. Причем есть же совсем малыши, по 5-6 лет.

Старейшие артисты Луганского цирка со своими воспитанниками -

Ну и немножко протокольного. Вадим Гаглоев с руководством Луганского цирка и гостями.

А нас ждет вооруженное сопровождение для переезда в Донецк через то самое Дебальцево.

Вспомним еще раз, как цирк Луганска выглядел совсем недавно:

Запомните - всё будет хорошо. Восстановили цирк - восстановим и всё разрушенное. А репортаж из Донецка ждите в следующий раз - в один пост всё просто не влезет.

17 апреля 2009года Европейская цирковая ассоциация (European Circus Assotiation) и Всемирная федерация цирка, действующая под патронажем принцессы Монако Стефании, выступили с инициативой ежегодного празднования Международного Дня цирка.

Дата была выбрана не случайно - четыре года назад именно в третью субботу апреля был впервые отмечен Европейский День цирка. А сейчас прорабатывается вопрос с ЮНЕСКО по поводу внесения Международного Дня цирка в перечень ежегодно отмечаемых дат.
Международный День Цирка – это шанс показать себя и прославить цирк, – сказал Урс Пилс. Мы призываем владельцев цирков, цирковых артистов и просто поклонников цирка во всем мире торжественно отметить Международный День Цирка так, чтобы весь мир запомнил этот день".

Всемирный День цирка-это ещё один повод посмеяться и хорошо провести время в кругу родных и близких.
В Европейскую цирковую ассоциацию на сегодняшний день входят 21 цирк, среди них украинский цирк Кобзов, французский «Буглион», немецкие «Кроне» и «Ронкалли», швейцарский «Кни» и другие.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Цирк называют молодым и самым древним видом искусства.
Древним, по причине того, что упоминание о всевозможных выступлениях акробатов, жонглёров, наездников, клоунов, эквилибристов были найдены при раскопках Кносского дворца

на рисунках, найденных в гробницах фараонов в Египте

.

А на стенах собора Св. Софии в Киеве, среди сюжетов на библейские темы можно увидеть и эпизод выступления скоморохов на народных игрищах.

В современном виде цирк появился в конце XVIII века, а его основателем считается английский наездник Филипп Астли (в некоторых материалах по истории цирка, правильно его имя называют Астлей).



Так выглядела Школа верховой езды Ф.Астлея в Лондоне. в настоящее время на этом месте находится Центральный железнодорожный вокзал Ватерлоо.


А это - самый первый стационарный цирк - "Амфитеатр Филиппа Астлея"

Именно Астлей опытным путём установил, что для лошадей наиболее удобно в полном галопе бежать по кругу диаметром 13 МЕТРОВ. Такой диаметр арены сегодня соблюдается во всех цирках мира. В Лондоне на здании Центрального железнодорожного вокзала Ватерлоо висит мемориальная доска, на которой написано: « Здесь в 1774году находился певый стационарный цирк, построенный Филиппом Астлеем». Первоначально Астлей показывал на арене различные трюки на лошадях, позже номера для зрителей стали показывать акробаты, жонглеры, канатоходцы, клоуны и другие артисты. Однако само название «цирк» придумал не Астлей, а его конкурент Джон Хьюз.
С середины XIX века увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло ускоренными темпами. А уже к началу XX века структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители.


Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность усложнения трюков.Самый первый номер «Воздушный полёт» выпустил и показал зрителю французский гимнаст Леотар.

В России цирк появился значительно позже, чем в странах Западной Европы.
Известно, что выступления кунсберейторов и наездников давались ещё в годы царствования Александра I. Да и раньше, до этого, тоже проходили выступления заезжих цирковых трупп.

Позже Турниер построил свое каменное здание цирка, которое вошло в ведение Дирекции Императорских театров.

Старейшим цирковым стационаром считается цирк Гаэтано Чинизелли в Санкт Петербурге на берегу Фонтанки, который и по сей день успешно используется по своему прямому назначению. Сохранилось до наших дней ещё три старых здания цирков (в Риге, Одессе и Харькове), но они конечно значительно моложе цирка Чинизелли

Но создателями и фундаторами Русского национального цирка являются братья Никитины.

Их отец Александр Никитин был бывшим крепостным крестьянином. Бродя с шарманкой, он вместе с сыновьями давал уличные представления или, как их тогда называли "газирования" (от слова "газон" или "выступать на газонах").
Позже Братья Дмитрий Аким и Пётр открыли своё дело, дав первое представление "Русского цирка братьев Никитиных" в Пензе. А дальше ими была открыта целая сеть добротных, оснащённых по последнему слову тогдашней техники, цирков в Саратове, Самаре, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Харькове, Воронеже и наконец в начале ХХ века был выстроен большой цирк На Триумфальной площади в Москве.

ИХ СЛАВНЫЕ ИМЕНА

Наш отечественный цирк славится своими династиями и является одним из самых лучших цирков в мире. Золотым фондом нашего цирка можно считать многих мастеров арены. Вот - далеко не полный перечень ведущих мастеров и целых династий советского и российского цирка: - Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы,Тугановы,Багдасаровы, Волжанские,Довейко. Артистами обычно становятся дети цирковых. Заметьте (!) в цирке именно так принято называть всех тех, кто дарит зрителям радость, смех и море положительных эмоций, - «ЦИРКОВЫЕ». А вот такое знакомое всем и довольно распространённое, вполне литературное слово, как «ЦИРКАЧ» для цирковых является, чуть ли не оскорбительным, ругательным.
В этой профессии очень много династий, на которых держится цирк. Именно в семьях артистов воспитываются будущие звезды манежа. Очень важно с детства привыкнуть к специфике цирка и освоить профессиональные навыки. Практически в каждом цирковом жанре есть свои известные династии, которые завоевали всемирную славу.
Дуровы - одна из самых известных в России династий дрессировщиков. Эта семья прославилась еще в XIX веке благодаря кавалерист-девице Надежде Дуровой, которая послужила прообразом Шурочки из «Гусарской баллады». Основателями династии считаются братья Анатолий (1865-1916) и Владимир (1863-1934) Дуровы. Анатолий больше увлекался клоунадой: животные играли вспомогательную роль в его выступлениях. А Владимир сосредоточился именно на дрессировке.


В 1910 году Владимир Дуров купил усадьбу в Москве на улице Божедомка, в которой устроил зоологический музей и зоопсихологическую лабораторию. Через два года он открыл здесь театр «Крошка», предшественника знаменитого «Уголка Дурова». В Театре зверей дедушки Дурова по-прежнему проходят представления с участием животных.


Династия Запашных занимается дрессировкой, укрощением, акробатикой, гимнастикой. Она была основана в XIX веке клоуном Карлом Томсоном, который выступал под псевдонимом Мильтон. Дочь Томсона Лидия продолжила дело отца: уже в 15 лет она стала цирковой наездницей. Новую фамилию династии дал муж Лидии, Михаил Запашный, работавший в жанре силовой акробатики.
Михаил Запашный не хотел, чтобы его дети стали артистами цирка, поэтому он никогда не брал их на выступления. Но Вальтер, Мстислав и Игорь Запашные все равно стали выступать на манеже. Они работали в разных жанрах - акробатике, клоунаде, джигитовке, дрессировке и укрощении хищников. Вальтер и Мстислав сосредоточились на дрессуре, которую считали высоким цирковым искусством.
Сыновья Вальтера Запашного Эдгард и Аскольд стали дрессировщиками тигров. Они работают и с другими животными - обезьянами и лошадьми.В настоящее время Эдгар Запашный - директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Династию продолжил также сын Мстислава Запашного - Мстислав Мстиславович.

Кио - самая знаменитая в России династия иллюзионистов. Ее основал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965).

Он отказался от восточной атрибутики и ореола таинственности, которые раньше окутывали профессию иллюзиониста. Собственная фамилия казалась ему неподходящей для цирка, поэтому он взял псевдоним Кио. Любопытный факт из творческой биографии основателя династии иллюзионистов Кио. Эмиль Теодорович никак не мог придумать себе свой сценический псевдоним. А ведь в те годы иметь свой псевдоним, хоть и не официально, но являлся обязательным атрибутом многих артистов. И вот однажды, проезжая мимо одного из Харьковских кинотеатров он заметил, что на светящейся неоновой вывеске "Кино" сгорела буква "н". Так появилось новое имя этого замечательного артиста - КИО. Позже старший сын Эмиля Теодоровича Эмиль Эмильевич, чтобы не только на манеже, а и в жизни быть узнаваемым, специально зарегистрировал в Киеве свою белую "Волгу", тогда только купленную после гастрольного турне по Японии, госномером "КИО 0000"

Кио отец всегда выступал во фраке.
Эмиль Теодорович в 1960 году в Англии был признан лучшим фокусником мира. Кроме того, в 1961 году он получил золотую медаль Международной артистической ложи.
Продолжателями династии стали сыновья великого артиста - Эмиль и Игорь, которые также работают иллюзионистами. Игорь Кио получил Международную премию «Оскар» как лучший артист


Одним из немногих жанров циркового искусства, который не имеет династических традиций, является клоунада. Во многом это связано с тем, что каждый клоун создает свой индивидуальный художественный мир, коренным образом отличающийся от всего, созданного ранее. Клоунаду можно определить, как самый сложный и всеобъемлющий жанр циркового искусства.
Безусловно, главным представителем отечественной клоунады является Юрий Никулин.

За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок - легендарное «Бревно».

Не меньшего успеха в клоунаде добился Михаил Румянцев. Он дебютировал в Московском цирке-шапито в качестве клоуна-коверного. Поначалу повторял черты образа, созданного Чарли Чаплином. Но больше всего Румянцев известен по образу Карандаша. Артист дебютировал в этом образе в 1934 году на манеже Ленинградского цирка. Костюм и грим Карандаша отталкивался от облика обычного человека, своего современника, только были несколько утрированы. Обыкновенный черный костюм, - но мешковатый; обычные ботинки, - но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, - но с остроконечной тульей.
Одной из основных красок его творческой палитры стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы.
Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах. Сегодня имя Михаила Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.
И ещё целое созвездие замечательных имён мастеров манежа, вписавших золотыми буквами свои уникальные номера и аттракционы в Историю циркового искусства. Укротители хищниковТо Гаре, Гюнтер Вильямс и первая женщина укротительница Герой Социалистического труда, Народная артистка СССР Ирина Бугримова, Клоуны Заватта, Акрам Юсупов, Леонид Енгибаров, Олег Попов,братья Ростелли, Жонглёры Крис Кремо, Сергей Игнатов, Александр Кисс, уникальный эквилибрист Лев Осинский, эквилибристы сёстры Кох.









Этот список можно перечислять ещё долго и долго, на столько разнообразен калейдоскоп номеров и жанров, где продемонстрировано высочайшее мастерство цирковых артистов отечественного и зарубежных цирков

ЗНАМЕНИТЫЕ ЦИРКИ МИРА

В мире работают тысячи цирков. Один из самых известных среди них - Китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной».

Это одна из самых древних цирковых трупп мира. Она состоит из 100 артистов, большая часть из которых - прославленные спортсмены-акробаты, завоевавшие многочисленные призы и награды на различных соревнованиях как внутри Китая, так и за его пределами. Среди около десяти номеров труппы есть один уникальный трюк, который никто не может повторить, кроме артистов труппы – это "Хвост павлина". На несущийся по кругу манежа велосипед заходят (!) 14 человек

.

Канадский «Цирк Солнца» (Cirque du Soleil), один из самых лучших и масштабных цирков мира, был основан в 1984 году франко-канадским цирковым артистом Ги Лалиберте. Кстати, Первым космонавтом (вернее, - космическим туристом), представителем цирка в космосе.

Главное достоинство «Цирка Солнца» заключается в том, что он представляет собой не просто отдельную цирковую организацию, а является огромной цирковой корпорацией, которая располагает представительствами в нескольких странах мира: в Лондоне, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Главный центр корпорации находится в Монреале. С момента основания труппа Cirque du Soleil объехала более 250 городов по всему миру. Сегодня в компании работает более четырех тысяч человек. Цирк Дю Солей это - более 30 различных по жанрам формам и содержаниям цирковых шоу, представляющих собой не дивертисментное исполнение, как традиционно мы с вами привыкли воспринимать цирк, а целые спектакли где драматургия сюжета сосредоточила в себе балет, цирк, вокал. Надо ещё и заметить, что основным составом артистов "Цирка Солнца" являются артисты республик СНГ и Китая




Во французском «Цирк Фрателлини» главные действующие лица - клоуны. Братья Кико, Пополь и Баба Фрателлини начали свою звездную карьеру в России в начале ХХ века. Затем они уехали во Францию, где основали академию циркового мастерства и стали легендой циркового дела. Дочь одного из братьев, Анни, стала известнейшей французской клоунессой, и основала знаменитую на весь мир школу Фрателлини (одним из выпускников которой является Венсан Кассель).

«Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли» (США) появился в конце XIX века благодаря пяти братьям Ринглинг, цирковым артистам-самоучкам. Они были настолько успешными - как в своих собственных выступлениях, так и в цирковом менеджменте, что выкупили крупнейший цирк Барнума и Бейли, которые были в то время самыми известными антрепренерами.


Фениас Тэйлор Барнум

В результате конкурентной борьбы все три цирковых предприятия были объединены и образовали знаменитый «Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли», который оказался во главе процесса модернизации циркового дела. Этот цирк прославился тем, что зрители могут наблюдать одновременно за семью аттракционами, демонстрируемыми на трех манежах и четырех помостах. Придя на представление заранее, они получают возможность понаблюдать за тем, как наносят грим артисты и как готовятся к выступлениям дрессированные животные.

Этому цирку характерна та самая гигантомания, что была ещё в самом начале его создания. но и не только этим. До сих пор не сходят с манежей этого величайшего в мире шоу, как рекламирует себя Цирк Ринглинг бразер это - номера "Человек-снаряд"(полёт из пушки),"Американский маятник"(он же "Лапендула",он же "Колесо смерти"), выход на манеж дюжины слонов, которых разводят специально на цирковой солоновьей ферме во Флориде идругие крупномасштабные номера.
Цирк передвигается специально оборудованными железнодорожными составами по всей Америке. За, что в своё время этот цирк ещё называли "Железнодорожным"

Но самый старый, самый престижный, самый высокий и значимый – это Международный фестиваль в Монте Карло, где разыгрываются свои цирковые «Оскары». Ведь именно здесь находится Всемирная федерация цирков. И даже само участие без наград, но в Монте Карло – своеобразная «путевка» в самые престижные программы и цирки мира.

ЭПИЛОГ


О цирке написано нимало книг. Классики и современные писатели, художники, композиторы всегда посвящали свои произведения искусству весёлых, ловких, сильных и отважных. О цирке заснято много кинолент. Причём, как удачных, так и не совсем таких, где показана правда о жизни вечно странствующего циркового народа и его закулисной жизни. Цирк интересен всем. Возможно в этом и заключается его феномен.





Цирк – это не привилегия коронованных особ. Не зря его считают самым доступным видом искусств. Так что Международный день цирка – это особенное событие и для цирков, и для поклонников циркового искусства. Для артистов – это возможность еще раз показать себя и прославить цирк. Для зрителей и поклонников еще раз увидеть или просто вспомнить любимых артистов, вспомнить своё детство и не только рассказать, но и показать своим детям, внукам, а возможно и правнукам это доброе, немножко наивное, но такое искреннее и прекрасное чудо, имя которому ЦИРК.

И, если ваш знакомый
Иль попросту прохожий,
Заявит откровенно без прикрас,
Что нет чудес на свете,
Что цирк терпеть не может.
Не верьте! Он обманывает вас.
Если слон играет на трубе
- Это чудо!
Если клоун пляшет на столбе
- Это чудо!
Если сел медведь на мотоцикл
- Это чудо!
Знать хотите, что такое цирк?
Цирк - это чудо!

Праздники являются неотъемлемой частью нашей социальной жизни, многие из которых касаются лично нас, наших близких и друзей.

Почти каждый день в России отмечают какой-либо праздник.

Человеческий мир полон развлечений. Истоки многих из них находятся в далеком прошлом. Таковы, к примеру, театр, кино, парки аттракционов. То же можно сказать и о цирке. Последнему посвятили отдельный праздник: Международный день цирка. Его отмечают в каждую третью апрельскую субботу. В 2019-м году Международный день цирка выпадает на 20 апреля.


Общие сведения о празднике

Международный день цирка появился в 2010 году по инициативе двух организаций: Всемирной федерации цирка (Federation Mondiale Du Cirque) и Европейской цирковой ассоциации (European Circus Assotiation). Сначала это был исключительно европейский праздник. И, между прочим, саму торжественную дату привязали к таковой Европейского дня цирка, существующего с 2008 года. А в 2010 году она, по большому счету, просто приобрела международный статус, что стало возможным благодаря поддержке, которую получила идея со стороны десятков европейских государств, в том числе и России.

Международный день цирка – очень душевный праздник. Его цель довольна прозрачна: развитие во всех странах планеты циркового искусства. Это очень важно, поскольку последнее является одним из древнейших видов мирового искусства и культуры. Цирк дарит своим зрителям смех, радость, одним словом – позитив. Цирковые представления, разворачивающиеся на арене, заставляют детей испытать ни с чем несравнимое удовольствие, а взрослых – на время отвлечься от собственных проблем и неприятностей. Цирк – это место отдыха от суеты, это другой, сказочный мир, находящийся совсем рядом с нами. И одной из задач Международного дня цирка является сохранение данного чуда, созданного руками и творческой мыслью человечества, а также его совершенствование.

В каждую третью субботу апреля в Международный день цирка любой желающий может сходить в цирк своего или близлежащего города, увидеть наиболее яркие, красочные шоу, а также поучаствовать в мастер-классах, проводимых в рамках праздника жонглерами, акробатами и прочими сотрудниками учреждения, где всегда царит атмосфера легкости и веселья. Во многих странах мира Международный день цирка – это день карнавальных шествий и уличных гуляний. Еще одна интересная возможность, предоставляемая гражданам в рамках озвученной торжественной даты, заключается в том, что по желанию можно окунуться в мир циркового закулисья. Увиденное еще больше заставит полюбить развлечение, имеющее глубокие исторические корни.


Надо отметить, что у мирового цирка есть собственная штаб-квартира. Она располагается в Монте-Карло – малогабаритном королевстве. Сама принцесса Монако Стефания следит за развитием и деятельностью Федерации цирка, являясь патроном организации. Она же стала в свое время инициатором создания указанного объединения, главная цель которого – популяризация циркового искусства и привлечение к нему общественного интереса.


Если говорить непосредственно о нашей стране, то в России в данной области делается тоже немало. Решение организационных вопросов, связанных с проведением Международного дня цирка, а также развитие и поддержание отечественного циркового искусства как такового входит в обязанности представителей Российской государственной цирковой компании. Последняя – это ни что иное, как объединение крупнейших цирков страны. Данная организация учредила собственную премию, вручаемую за особые заслуги в цирковом искусстве. Она же является олицетворением, своеобразной эмблемой Международного дня цирка в России. Премия эта представляет собой фигурку веселого Арлекина, стоящего на одной руке на цирковом шаре.

Цирковое искусство

А почему бы в этот чудесный апрельский праздник - Международный день цирка - не поговорить об истории появления циркового искусства.

Когда зародилось цирковое искусство? На этот вопрос ответить достаточно легко, если вспомнить античность. В древней Элладе часто организовывались праздники, посвященные языческим богам. Эти торжества сопровождались яркими выступлениями актеров – чем не прообраз современного цирка? В Древнем Риме указанная тенденция была развита еще больше, ведь великая держава имела многочисленные цирки, на арене которых демонстрировались на потеху зрителям настоящие цирковые номера. Одним из знаменитых древних римских цирков по праву считается небезызвестный Колизей. Наша страна в этом плане тоже отличилась. Издавна здесь существовали скоморошьи балаганы и ярмарки, заряжающие народ непреходящим весельем надолго. Даже мрачное Средневековье было отмечено многочисленными сценками, в которых участвовали веселые шуты.


Полноценный цирк с канатоходцами, жонглерами, акробатами и дрессированными дикими животными появился уже в более поздней Европе. Однако сначала представления происходили на улице или в специально отведенных для этого местах, а цирк, как правило, был кочующим. И лишь в XVIII столетии появился, наконец, настоящий стационарный цирк, обосновавшийся в здании с круглой ареной и крышей-куполом. Он открылся в Лондоне в 1777 году (по другим данным в 1768 году). Автором и владельцем цирка являлся Филипп Эстли. Изначально круглый манеж предназначался для показов театрализованных представлений с участием в основном лошадей. Позже здесь можно было увидеть и номера в иных жанрах: исторические мелодрамы, сюжетные музыкальные спектакли, феерии. Кстати, именно Филиппу Эстли принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены (13 м). Он же стал основателем первой цирковой династии. В 1782 году филиал «Амфитеатра Эстли» открылся во французской столице. В целом цирк находчивого британца просуществовал до 1895 года и считался очень популярным увеселительным заведением Лондона.


В начале XX–го столетия цирковое представление резко изменило свою структуру. Стационарный цирк обзавелся клоунами: коверными и дрессировщиками. Качественно усложнились трюки воздушных гимнастов из-за введения в практику цирка страховочной сетки. В итоге был впервые исполнен номер под названием «перекрестный полет», а также появилось амплуа «ловитор».


Некоторые изменения претерпело искусство канатоходцев. В частности, пеньковый канат заменили металлически тросом, обладавшим большей прочностью. Это позволило канатоходцам освоить сложные в исполнении акробатические пирамиды. Техническая революция тех лет дала добро на внедрение в цирковое искусство различных механизмов. Как результат, на арене стали демонстрироваться совершенно невероятные номера типа «феерия на воде» или «гонки по вертикальной стене». Впоследствии эта тенденция еще более усовершенствовалась, и сегодня мы имеем возможность наслаждаться цирковыми представлениями, разработанными с учетом всех последних технических новшеств.

В каждой стране есть свои лидеры в области циркового искусства, но лишь немногие из них сумели прославиться на весь земной шар. Какие же мировые цирки входят в список лучших? Это, бесспорно, Cirque du Soleil (канадский "Цирк Солнца), «Райское шоу из Поднебесной», австралийский цирк «Оз». Стоит включить в данный перечень и Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, славящийся невероятными номерами с дрессированными животными. Ходите в цирк чаще – и жизнь покажется ярче!

Мы сердечно поздравляем всех жителей нашей страны с праздником 20 апреля, с Международным Днем цирка! Желаем побольше интересных и захватывающих представлений.

Третья суббота апреля – праздничный день для тех, кто имеет какое-либо отношение к цирку. Дрессировщики и их подопечные, клоуны и мимы, акробаты и эквилибристы, да и просто те, кто любит этот необычный вид искусства, отмечают Международный день цирка. Праздник носит статус международного, а это означает, что отмечается он во всём мире.

История праздника

Международный день цирка – очень юный праздник. Его история берёт своё начало в первых годах XXI века. В 2002 году была учреждена Европейская цирковая ассоциация, которая провозгласила своей миссией защиту культурного наследия Европы и признание цирка как особого вида искусства. Одним из главных её достижений является создание в 2008 году Европейского дня цирка. Его отметили 19 апреля – в третью субботу месяца. Этот праздник должен был объединить всех цирковых артистов и отдать должное их заслугам. Ещё одна задача памятной даты – привить любовь к этому виду искусства не только детям, но и взрослым.

Тот же 2008 год стал годом создания Всемирной федерации цирка. Её штаб-квартира расположилась в европейском государстве Монте-Карло. Своей целью федерация видит развитие как классического циркового искусства, так и его инновационных форм. По мнению основателей организации, такое сочетание должно вывести цирк на новый уровень и привлечь больше зрителей.

В 2010 году Всемирная федерация пришла к выводу, что День цирка должен стать более масштабным и выйти за пределы Европы. В первом Международном празднике участвовало более 25 стран. Российское цирковое сообщество не могло остаться в стороне и поддержало проведение праздника. С этих пор его начали отмечать на международном уровне. Традицию решили не нарушать, поэтому дату празднования оставили ту же, что выбрала Европейская ассоциация.