Большой цирк в риме. Большой цирк в риме - самый обширный античный ипподром италии

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Древний Рим

    Ужасы средневековой Европы. Антисанитария

    Архитектура Древнего Рима (рус.) История древнего мира

    Субтитры

    Когда я изучал историю Древнего Рима, то сложнее всего мне было понять, как соотносятся друг с другом все эти древние руины, но, к счастью, теперь у нас есть д-р Бернард Фришер, который создал превосходную видео-модель, позволяющую наглядно представить себе пространство Вечного Города. Создать подобную модель было весьма сложно по двум причинам. Во-первых, древние города сейчас лежат в развалинах, и, соответственно, нам довольно трудно понять, как эти развалины в действительности выглядели в древности. А во-вторых, до нашего времени дошли лишь случайные обломки, и всем объемом материала мы не располагаем. Конечно, внешний вид Пантеона или Колизея – это еще не внешний вид всего города. Как выглядело все остальное? Большая часть зданий не сохранилась. В общем, в рамках нашей модели мы пытаемся представить, как выглядел весь город целиком. Так давайте же посмотрим! Давайте! Мы как будто летим над городом, над Тибром. Это хорошее место для начала нашей экскурсии, потому что, как известно, Тибр делит Рим на две части. И вон там, в отдалении, я вижу очень большой храм. Это Капитолийский храм, который представлял собой главный храм Рима. Он располагался на вершине Капитолийского холма, который по этой причине считался центром государственного культа и государственной религии. Итак, какой же момент в римской истории вы выбрали для своей модели? Теоретически это 320 г. н.э., когда римское градостроительство достигло своего пика. Прежде всего, это, конечно, касается общественных зданий. Императором в это время был Константин Великий, который вскоре после этого перенес столицу из Рима в Константинополь. Итак, мы летим над рекой и за Капитолийским холмом видим Палатин, еще один из семи канонических холмов Рима. Палатин очень хорошо заметен всем, кто приезжает в Рим. Это тот самый большой холм с дворцами, который прекрасно виден с Форума. Кстати, английское слово «palace[пэлис]», обозначающее дворец, происходит именно от слова «Палатин». Римляне говорили: «Где император – там дворец». Таким образом, термин постепенно оторвался от конкретного холма и стал обозначать просто место, где живет правитель. И действительно, пролетая мимо Большого цирка, мы видим огромный императорский дворец, занимающий практически весь склон холма. При этом мы, конечно, должны помнить о том, что дворец был не только жилищем императора и его семьи, но и центром государственного управления. А какова же связь между дворцом и огромным цирком? Они на самом деле соединены друг с другом. Роскошные цирковые игры нередко давались самим императором, который спускался в свою ложу непосредственно из дворца или вообще мог смотреть скачки прямо из окна своих покоев. Да, конечно, это не был цирк в нашем современном понимании. Мы говорим о различных спортивных состязаниях, чаще всего это были гонки на колесницах. Вспомните хотя бы знаменитую сцену из фильма «Бен Гур». Кроме того, в цирке проходили звериные травли, парады, религиозные и триумфальные процессии. А теперь давайте взглянем на сам город. Нам известно, что в Риме была очень развита культура торговли и имелись настоящие рынки. Но что же мы знаем о повседневной жизни римлян? Очень многое. Мы знаем сотни римских ремесел и профессий, множество различных социальных прослоек. Мы знаем, чем римляне питались и как долго жили. Ученые реконструировали их повседневную жизнь в мельчайших подробностях. А вот мы видим акведук, огромный водопровод, одно из самых впечатляющих сооружений Рима. Да, римляне знамениты своими акведуками. Их город никогда не стал бы таким огромным с миллионом жителей или даже двумя без акведуков, по которым вода поступала в дома из районов, расположенных в 20-30 милях от Рима. Римляне заставили работать эту систему, используя источники, расположенные высоко в горах, откуда вода самотеком сбегала вниз – в город и долину. При этом римские мастера каким-то образом могли строить подобные сооружения таким образом, чтобы их уклон составлял всего 1 фут на 2000, что, конечно, совершенно удивительно. Мы не знаем, каким образом они могли провести настолько точные расчеты, чтобы вода текла сверху вниз медленно, но с постоянным напором. Здесь мы имеем дело с честолюбивым стремлением человека к контролю над природой. Построить город там, где уже есть вода? Нет! Нужно подчинить природу своим потребностям. Римляне были невероятно искусными инженерами. Конечно, они использовали воду для питья, очевидно – для приготовления пищи и т.д., но в то же время многие акведуки заканчивались великолепными фонтанами или вели в огромные общественные бани – так называемые те[э]рмы. И вот этот район, судя по всему, был некоторым образом отделен от более густонаселенной части города. Вот здесь у нас располагаются термы Траяна. Да. Эти термы не были первыми, но они стали образцом для многих других общественных бань. Блок банных сооружений находился в центре своеобразной парковой зоны, обнесенной стенами. Мы уже говорили о том, что императоры всячески стремились обеспечить благополучие горожан, и в данном случае мы имеем дело с превосходным примером подобного стремления. Далее мы приближаемся к, пожалуй, самым знаменитым сооружениям Древнего Рима. Колизей… Но мы сейчас говорим о довольно позднем этапе римской истории. Не было ли раньше на месте Колизея еще какого-нибудь дворца? Конечно, был. Колизей был построен императором Веспасианом, который взошел на престол в 69 г. до н.э., после самоубийства Нерона, который был очень непопулярным правителем. Одной из причин его непопулярности было то, что после великого пожара 64 г. н.э., в ходе которого была уничтожена весьма значительная часть Рима, он конфисковал более 100 акров земли в центре города и построил там собственный дворец. Золотой дом Нерона. А в дворцовых садах располагался большой пруд. И Веспасиан, чтобы показать, что является другом народа, повелел пруд засыпать и возвести на этом месте Колизей, но он изначально не назывался «Колизей». Это название появилось лишь в Раннее Средневековье. Римляне называли это сооружение амфитеатром Флавиев, потому что Веспасиан происходил из рода Флавиев. И это действительно амфитеатр, то есть «двойной» театр овальной формы. Римляне, без сомнения, не называли его Колизеем, но зато они называли Колоссом вот эту огромную статую бога солнца. Вы упоминали о том, что мы говорим о том периоде, когда Римом правил Константин, который еще не перенес столицу на восток. Очень любопытно будет взглянуть вот на эту арку, арку Константина. Она еще совершенно новая. Ей всего пара лет. Константин покинул Рим после того, как разбил Максенция в битве у Мульвийского моста. Насколько нам известно, в Вечный Город он больше не возвращался – и арку так и не увидел. А теперь давайте заглянем внутрь Колизея. Здесь, как в зеркале, отражается все римское общество. Лучшие места – это те, что расположены ниже прочих, ближе всего к арене. Они были зарезервированы для императора, высших чиновников, жрецов и так далее. За ними сидели сенаторы, еще дальше – богатые купцы, а за ними – обычные свободнорожденные граждане. На самом верху располагались места для женщин, рабов и иноземцев. Что же приходили смотреть все эти люди? Сейчас у нас тут происходит как раз то, что чаще всего ассоциируется с Колизеем – гладиаторские бои. Кроме того, в Колизее устраивались любимые римлянами звериные травли, а также казни преступников – нередко весьма красочные и очень жестокие. А теперь давайте повернем налево и двинемся по направлению к форуму. Что это за огромный храм? Это крупнейшее религиозное сооружение Рима. Храм Венеры и Ромы. Он был построен императором Адрианом. Это сооружение является весьма любопытным, потому что на самом деле это два храма с общей внутренней стеной. Один из них был посвящен богине Венере и выходил к Колизею, а второй был посвящен богине Роме и выходил на форум. Судя по всему, на это были свои причины. Венера смотрит на Колизей, который ассоциируется с забавами и играми, т.е. досугом – который сами римляне называли «оциум». Тогда как Рома – богиня более серьезная. Она смотрит на форум, который представляет собой территорию «негоциум», т.е. дел и работы. Далее мы переходим собственно к форуму. Для начала остановимся у Базилики Максенция, последней из крупных гражданских построек, возведенных в Риме до переноса столицы. Это поистине огромное сооружение. Слово «базилика» вполне может быть вам знакомо – так мы нередко называем церкви. Но для римлян это было гражданское здание, в котором в основном проходили судебные заседания. Христиане же просто переняли форму этого здания, потому что нередко молились в базиликах, и наполнили эту форму новым содержанием. Итак, мы попадаем на территорию одной из самых сложных частей Рима. Особенно сложно, глядя на современные развалины, понять, как все эти здания были связаны друг с другом. Я всегда сравниваю форум с Мемориалом ветеранов Вьетнама в Вашингтоне. Это большая открытая общественная территория, которая используется для проведения различных общественных мероприятий типа парадов и торжественных речей. Здания, расположенные вокруг этого открытого пространства, также являются общественными и представляют собой суды и храмы. Кроме того, на форуме – так же, как и на территории вашингтонского мемориала – располагались памятники великим людям и монументы в честь наиболее важных событий. Частные владения, прилегающие к форуму, постепенно скупались, в силу чего каждый император мог построить свой собственный форум. Это были так называемые «императорские форумы». Итак, мы описали полный круг и теперь вновь смотрим на Капитолий. Мы проносимся над Форумом – и к нему еще вернемся. Мы проносимся над Капитолийским холмом и видим Капитолийский храм, а потом перемещаемся обратно к реке, где обнаруживаем большую плоскую площадку, которая называется Марсовым полем. Во времена Республики, когда римская армия состояла из граждан, здесь собирались и тренировались воины. Далее, мы приближаемся к красивому квадратному пруду и смотрим сбоку на очень важное здание, которое именуется Пантеоном. Ротонды, круглой части, в древности мы бы не увидели. Вместо нее мы бы увидели сооружение с восемью колоннами в передней части, которое выглядело как традиционный римский храм. Я хочу сказать, что это здание было построено с определенным сюрпризом внутри. Потому что снаружи оно действительно выглядит как обычный греческий или римский храм, но когда вы входите внутрь, то замечаете наличие ротонды. Я просто хочу еще мгновение полюбоваться масштабом конструкции. Посмотрите на эти колонны – они просто колоссальны. Способность поставить такие огромные камни вертикально уже сама по себе феноменальна. Но это еще не все. Ведь этот камень – это гранит, привезенный из Египта, который находился очень далеко. Это здание, которое прославляет римских императоров. Как нам известно, здесь стояли статуи Юлия Цезаря и Августа, и на этом основании мы полагаем, что Пантеон всегда был связан с императорским культом. Итак, внутреннее пространство Пантеона просто магическим образом раскрывается перед вами. Это просто волшебно. Я водил сюда много экскурсий и спрашивал посетителей, испытывали ли они те же впечатления, что и я. Если вы остановитесь прямо на пороге и будете держать голову прямо, я всегда спрашиваю: «Что вы видите?» И все всегда соглашаются со мной, что здесь видно отверстие в куполе, пол и вы можно смотреть направо и налево. То есть перед вами открывается грандиозное пространство. Но при этом оно находится точно на самом пределе человеческого зрения, и для меня подобные вещи служат показателем истинно классического стиля, который всегда опирается на человеческие формы, пропорции и ограничения. Здание, которое четко соответствует пределам нашего зрения, воистину облагораживает нас. Оно позволяет нам почувствовать себя великими. Оно не принижает нас. А вот, если бы это здание было бы в десять раз больше, мы бы чувствовали себя низведенными до размеров муравья. Конструкция здания теснейшим образом связана с круглыми формами, и в то же время в ней очень много квадратов. Эту игру квадратов и кругов легко заметить, глядя на пол. И, конечно, нельзя не упомянуть потолковые кессоны, которые создают прекрасное чувство ритма. Совершенно верно! И обратите внимание на то, что здесь тоже заметна игра квадратов и кругов, потому что квадратные кессоны образуют полукруглый купол. Но для меня интересней всего то, что этот купол был раскрашен, хотя сейчас почти вся краска уже исчезла. Купол тесно связан с небесными мотивами, и, соответственно, его основание было выкрашено в голубой цвет. Кессоны же были подкрашены желтым – как если бы они излучали солнечный свет, а в середине кессонов, вероятно, имелись розетки, символизировавшие светила или звезды. Как нам известно из одного исторического труда, написанного всего через сто лет после сооружения Пантеона, даже в древности люди не могли понять, как архитекторам удалось построить такой купол. Даже в древности это вызывало удивление. Очень интересно, как падает свет. Если вы посмотрите на купол, то поймете, что солнечные лучи должны направляться на различные кессоны в различное время суток и в определенные дни года. Недавние исследования показывают, что это были не солнечные часы, а, скорее, некая игра света, которая должна была показывать ход времени в течение года. В частности, солнечный свет проходил четко через отверстие в куполе в полдень 21 апреля, освещая основную дверь Пантеона. Как мы помним, Пантеон в рассматриваемом виде был построен при императоре Адриане. А ведь именно этот император особо интересовался празднеством, посвященным дню основания Рима и отмечавшимся как раз 21 апреля. Адриан переименовал это празднество в честь богини Ромы. Судя по всему, именно его заслуга заключается и в создании рассматриваемого драматического эффекта, но при этом мы можем только догадываться о том, какие церемонии проходили в Пантеоне 21 апреля. А теперь давайте вернемся на форум. Здесь сходились многие из основных дорог, проходящих через город, и многие римские граждане проходили здесь по своим делам. И вот камера отъезжает назад. Теперь мы можем охватить взглядом весь город – и понять, насколько сложной, насколько продвинутой была эта древняя цивилизация. Сколько зданий было в этом городе – задумывались ли вы об этом? По данным двух переписей, проведенных в IV в. н.э., в Риме было от восьми до десяти тысяч построек. Население же города, вероятно, составляло 1-2 миллиона, а общая площадь – примерно двадцать пять квадратных километров. Таким образом, это был крупнейший город западного мира – вплоть до XIX века, когда его место занял Лондон.

Терминология

Цирковые сооружения

В начале существования Рима, при первых царях, местом цирка служило Марсово поле ; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого цирка » (лат. Circus Maximus ).

Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов ; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей прочих сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши , но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского «Великого цирка» строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях , в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без подобного здания. В Риме кроме «Великого цирка» находилось ещё три:

  • построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия цирк Фламиния , в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов посреди арены, наполненной водой;
  • цирк Нерона (называвшийся также цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкой при Калигуле , законченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров;
  • цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков.

Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 году остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор , на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Игры

Почти полное разрушение цирков объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирков была каменной. Всё же и при таком состоянии разрушения можно себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части цирка. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость цирка: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблизительно 150 000, а ко времени Константина увеличилось почти до 200 000.

О внутреннем убранстве цирка можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в цирке кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др.

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa , которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Открывались одновременно ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina . Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.

Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и отдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, возможно субсидируемые правительством. Предприятия содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя предприятий было factio ; главный заведующий носил имя dommus factionis .

Различались factiones между собой цветом . Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и поэтому назывались russata и albata . В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей цирка.

Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы цирка были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались навредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости более всего зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из цирков; рука об руку с ней шла выработка понятия о её неуместности, как ремесла, для римской аристократии. Поначалу колесницы в цирке гоняли юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri , там же демонстрировали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так называемых троянских играх (lusus Troiae ).

В последние века республики всё это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей).

Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением цирком Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц , их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону.

Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые погонщики из общества всё-таки были исключением: тон в цирке задавали профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа (Flavius Scorpus) или Диокла , и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру.

Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотатывались ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалий также обматывались ремнями, всё это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не было одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязывались к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны.

является самым большим ипподромом в древнем городе. Найти его можно между холмами в Риме Авентин и Палатин, которые, в свою очередь, расположены на левом берегу . Иными словами, Большой цирк в Риме расположен практически в центре современного города.

Название

Больший цирк в Риме, или Circo Massimo стал называться так от латинского названия, которое звучит как Circus Maximus. Слово Circus в одном из своих значений переводится как ристалище, то есть место для проведения конных соревнований. Прежде в долине, расположенной между холмами проводились скачки. По мнению историков, данное событие могло обозначать собой сезонное празднование, организуемое в честь Нептуна Конного.

Проведение первых таких соревнований датировано 500 г. н. э., во времена правления в Риме царя Тарквиния Приска. В этом действии колесницы запрягались квадригами, то есть, четверкой лошадей, они по прямой мчались со старта. Далее, достигнув края долины, они совершали разворот, после чего во всю прыть мчались в обратном направлении, стремясь первыми достигнуть финиша.

Постепенно, во II в. до н.э., правила подлежали изменениям, что обусловлено было строительством в Риме водопровода, начатом ориентировочно в 146 г. до н.э. Он был проложен вдоль дна долины с предварительной раскопкой тоннеля, достигавшего в высоту 4,5 метра, и в ширину составлявшего 2,5 метра. Через все ристалище протянулся холм. Разравнивать его не стали, потому лошади в соревнованиях были пущены по кругу. Из-за этого в полной мере было оправдано второе значение, которое имеет латинское слово Circus – это круг. В дальнейшем уже от него производным стало слово цирк. И действительно, цирк оказался «массимо», потому как он был большим, по размерам растянувшимся на всю долину. Если говорить о цифрах, то ширина его составила 150 м, в то время как в длину он составил свыше 600.

Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.

Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности. Так, под его указом была проведена перестройка. При ней арена, которой располагал Большой цирк в Риме, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал. С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. В ширину арена составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.

В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще». В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.

Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла. Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Большой цирк в Риме покидали победители соревнований.

Сохранившиеся отголоски прошлого

По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной , или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.


Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна – покровителя ристалищ.

Большой Цирк привлекал жителей Рима в течение следующих 500 лет после правления Цезаря. Создавалось впечатление, что закат славы его не коснется еще на протяжении долгого времени. Надежды на лучшее подкреплялись и тем, что правящие императоры зачастую вносили определенные перемены, украшая, тем самым, Большой цирк в Риме.

В 31 г. до н.э. случился пожар, после которого правящий император Рима Август поспособствовал восстановлению Большого цирка, придав ему такую форму, в которой он известен сейчас. В качестве основы для нее служили каменные трибуны, это ступени, рассчитанные на привилегированных зрителей. Ими были, например, всадники и сенаторы. Деревянными остались верхние ярусы, с наружной стороны были обустроены аркады, в которых размещались трактиры и магазинчики. После Августа Большой Цирк в Риме все также продолжали украшать. Так, во время правления Клавдия карцеры стали мраморными, меты – и вовсе золотыми. Правление Нерона в Риме было отмечено расширением арены, при котором канал был закопан.

Скачки были проведены в последний раз в Риме в 549 г. Тогда правящим императором был Тотил. Это же время стало точкой отсчета, которую для Большого цирка в Риме можно обозначить как эпоху разрушения.

Использованный в древних постройках камень жители Рима разобрали, используя его для дальнейшего строительства новых зданий. Остатки Большого цирка постепенно стали заноситься грунтом. При раскопках, проводимых археологами в XIX в. перед строительством на месте Большого цирка газового завода, были найдены нижние ряды. Их глубина «ушла» вниз на 6 метров.

Что касается современного положения, в котором оказался Большой Цирк в Риме, то сейчас там, где он прежде находился, расположена большая овальная поляна. Руины, оставшиеся от былого Большого цирка в виде каменных трибун, мраморных карцеров и частей дорожек, не оставляют равнодушными никого, потрясая собственными размерами.

Сейчас здесь также расположена весьма важная зона отдыха в Риме. Нередко она используется для парадов военной техники и для проведения концертов и других торжественных мероприятий. День Рождения Рима, кстати, также традиционно празднуется на территории Большого цирка. В 2014 году, кстати, здесь прошел концерт Rolling Stones. Легендарная группа выступила именно в Риме как в единственном месте на территории Италии. Стоит ли говорить, что к проведению этого события сюда собралось свыше 65 тысяч поклонников группы.

Большой цирк в Риме: как добраться

До Большого цирка можно добраться за пять минут, следуя пешком от Колизея и Римского Форума. Непосредственно к Большому цирку также ведет лестница Кака, следующая от холма Палатин в Риме. Считается, что как раз здесь в свое время Как, трехглавый пастух, сын Медузы и Гефеста, известный еще и тем, что он изрыгал пламя, припрятал украденных у Геракла лучших из коров Гериона. Сам Геракл на момент кражи мирно спал на берегу Тибра. Здесь же он вступил в бой с Каком, вернув впоследствии украденное у него.

Итак, возвращаясь к современным условиям в решении, как увидеть Большой цирк в Риме, отметим, что можно для этого воспользоваться метрополитеном. Здесь нужна линия В, на которой потребуется доехать до одноименной станции Circo Massimo.

Если есть желание воспользоваться другими видами городского транспорта Риме из определенной точки отправления, то автобусы 75, 60 81, 175 и 160, а также трамвай под номером 3 довезут к Большому цирку без особых сложностей для вас.

Чтобы свободно перемещаться по Риму на любом виде общественного транспорта, не забудьте приобрести заранее дисконтную карту Рома Пасс. Сделать это можно онлайн по ссылке .

По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.

Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин, однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.

Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.

Большой цирк (Circo Massimo, Чирко Массимо) – это самый большой ипподром в Древнем Риме , расположенный на левом берегу реки Тибр, между холмами Палатином и Авентином, практически в центре современного города.

Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований . В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.

Первые соревнования были устроены в Риме в 500 году до нашей эры, при царе Тарквинии Приске (лат. Lucius Tarquinius Priscus). Колесницы, запряженные четверками лошадей – квадригами – мчались со старта по прямой. Добравшись до конца долины, они разворачивались и во весь опор скакали обратно, стараясь прийти на финиш первыми.

Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.

Описание

Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.


В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.

Теперь благодаря новым размерам (118 м в ширину и 621 в длину!) она одновременно вмещала 12 квадриг.

Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч , в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.

На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей — карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.

Вдоль арены, по центру, шла узкая платформа, украшенная двумя древнеегипетскими обелисками. Оба обелиска уцелели и украшают в Риме (Piazza del Popolo) и площадь перед Латеранским дворцом (Palazzo del Laterano).

С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.

Закат

После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.

Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., восстановил цирк и придал ему окончательную форму . Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал .

В последний раз скачки прошли в Большом цирке в 549 году, во время правления императора Тотилы. После этого началась эпоха разрушения.

Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.

Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.

Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования .

Как добраться

Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от (Foro Romano) и (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на . Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.

Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:

  • автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
  • трамвай № 3.

Легенда о сабинянках

Историки предполагают, что события легенды о сабинянках, ставшей излюбленным сюжетом мировой культуры, развернулись именно здесь, в долине Большого цирка.

Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.

Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Самый обширный ипподром . Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.

Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок (Похищение сабинянок или сабинская война - эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории) , а также похищение скота Геркулеса.

Создание

Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов - (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.

Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт - лат. carceres - из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены.

В те времена состязания колесниц проходили по прямой - доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

Описание большого Римского цирка

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).

Упадок и разрушение

Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение - арка Тита - стояло до XII в., но уже в XVI в. от цирка оставалось не более, чем осталось к XIX веку, когда долину цирка застроили зданиями газовой фабрики. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (напр., рок-концерты).

рим театр цирк гладиатор

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,-- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год -- после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.

У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов -- дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы -- схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя -- с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Ци­церону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они -- и Цицерон и Сенека -- считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.

Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.