Низами Абдулгамидов: «Цель оправдывает средства?».

В конце ноября 2012 года делегация Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) отправилась в Женеву - в штаб-квартиру Организации непредставленных народов (ОНН). Это в целом примечательное событие - принятие лезгинского народа в ОНН - осталось практически незамеченным: его затмила разгоревшаяся сразу после упомянутой поездки в Женеву дискуссия, связанная с флагом ФЛНКА. В качестве символа на флаге, впервые обнародованном представителями ФЛНКА в этой поездке, оказалась так называемая «лунная повозка» - известная научному миру иранская символика. По мнению одних, она является символикой персидского сасанидского рода, а, по мнению других - она является символикой, восходящей к парфянскому роду Аршакидов и в дальнейшем видоизменной сасанидами. Как бы там ни было, исторический «шлейф», следующий за этим символом, очевиден и он, этот «шлейф», привёл к активному неприятию флага ФЛНКА некоторыми лезгинскими кругами, что было высказано многими в ходе развернувшейся дискуссии вокруг флага организации, в том числе, на её же сайте.

По поводу значимости этой дискуссии для лезгин есть различные мнения. По крайней мере, из неё можно сделать два основных вывода об отношении лезгинского общества к вещам, которые могли бы служить его символами. Во-первых, существенная часть лезгинского общества не хочет воспринимать какие-либо символы в качестве общелезгинских, какими бы они красивыми и оригинальными не были, если люди, предлагающие их, не могут объяснить смысл предлагаемых символов. Во-вторых, в лезгинском обществе существует ясно выраженный спрос на символы, которые могли бы поддерживать и укреплять чувство единства, особенно, в молодежной среде.

Также очевидно, что любой флаг, чтобы он воспринимался как общелезгинский флаг, должен символизировать что-то, что отличает лезгин от остальных народов, что подчеркивает нашу самобытность. Причем, это отличие может происходить как из прошлой истории нашего народа, так и из сегодняшних его устремлений.

Некоторые лезгины высказывают мнение, что знак, изображенный на флаге ФЛНКА, подчеркивает нашу самобытность, так как этот знак относится к Кавказской Албании, где жили наши предки, и другого знака, относящегося к этому периоду жизни нашего народа, мы не знаем. Другие лезгины считают, что, если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин, то не нужно для этого использовать именно этот знак, так как есть основания полагать, что заимствование из истории именно этого символа нивелирует эту самобытность, подчеркивая вассально-союзную связь Аррана (Кавказской Албании) с сасанидским Ираном, как такой же знак в истории других народов подчеркивал такую же их связь с Ираном. Как бы там ни было, флаг ФЛНКА не был воспринят существенной частью лезгин как общелезгинский символ.

К тому же, само руководство ФЛНКА заявило, что флаг ФЛНКА является флагом этой организации, не претендующим на роль общелезгинского символа. Как говорится, каждая организация имеет тот флаг, который заслуживает…

При таких обстоятельствах, когда у лезгин сегодня нет общенациональных символов, но есть спрос на них, в повестку дня встает вопрос разработки концепции флага, который может быть воспринят как общелезгинский символ. Ниже мы приводим наши соображения и предложения по этому поводу, предназначенные для обсуждения.

1.Возможная цветовая гамма лезгинского флага.

Для начала определимся с общим кругом так называемых «сакральных» цветов лезгин. К счастью, эта работа была проведена до нас. ФЛНКА, объявив конкурс по созданию своей символики (герба и флага), определила, что «цветовая гамма должна быть выдержана в палитре сакральных цветов лезгин - белом, красном, синем, желтом и в их оттенках».

Очевидно, при создании лезгинского флага мы должны использовать именно эти лезгинские сакральные цвета из перечня, приведенного ФЛНКА в условиях конкурса по созданию её символики. В рамках этого перечня необходимо, прежде всего, определиться с цветом, который на флаге лезгин должен символизировать наш народ. Разумеется, это должен быть тот цвет, которому лезгины отводят особое место в своей культуре. Из четырех перечисленных цветов лезгины выделяли и до сих пор особо выделяют один цвет. Этот цвет - красный. Чем это подтверждается? Отмечая главный праздник народа Яран Сувар, лезгины повязывали запястья всех членов семьи красными нитками, и такие же нитки повязывали на шеях и ногах всей живности в доме, говоря, что красный цвет защищает семью от всего плохого, так сказать, отгоняет от семьи все дурное. В представлении лезгин красный цвет защищает от всех невзгод, этот цвет - наш национальный оберег. О каком цвете ещё в лезгинской культуре говорится так конкретно - о его предназначении, о его значении для лезгин, как о красном цвете? Ни о каком больше. Следовательно, по нашему мнению, красный цвет вполне может и должен символизировать наш народ. Кроме того, этот цвет - символ борьбы лезгин за свою самобытность и цвет крови наших предков, пролитой в борьбе с захватчиками, символ благородства и отваги. К тому же, красный цвет и его оттенки - это те средства, с помощью которых чаще всего создавались и создаются основные рисунки и орнаменты лезгинских ковров, что тоже говорит об особом месте красного цвета в культуре нашего народа. Таким образом, красный цвет может быть определен как самый уместный цвет для символического представления нашего народа. Но, при этом, нужно учесть, что наши исторические земли ныне находятся в двух различных государствах, т.е. сегодня наш народ по месту происхождения делится на две части. Потому на флаге должны присутствовать два равновеликих участка красного цвета.

Что объединяет эти две части нашего народа, что есть в природе такого, что является общим для обеих частей нашего народа? Такой символ у нас всего один - наш священный Самур. Многие, не подумав, утверждают, что Самур нас разделяет. Это не так. Нас сегодня разделяет государственная граница, а Самур - это то общее и то единственное, что есть у обеих частей нашего народа, это материальный символ нашего единства, каким он был и в прошлом. Ни Шахдаг, расположенный в современном Азербайджане, ни Шалбуздаг, расположенный в современном Дагестане, а именно Самур есть осязаемый, материальный символ нашего единства. Потому синий участок флага, расположенный между двумя красными его участками и соединяющий их в единое целое, и может стать символом единения двух частей лезгинского народа на будущем флаге.

Следовательно, лезгинский флаг может представлять собой полотнище, на котором присутствуют два равновеликих красных участка, между которыми имеется синий участок. Если придерживаться современных представлений о флаге, то это может быть флаг с двумя одинаковыми красными полосами и расположенной между ними синей полосой. Вертикальность или горизонтальность полос, соотношение ширины синей полосы и ширины красных полос, прямое или иное начертание этих полос, наличие или отсутствие на стыке полос какого-либо узора с лезгинских ковров и прочее - это уже вопросы эстетики и геральдики, но не концепции. Важна основа: лезгинский народ, состоящий из двух равновеликих частей, объединенных общим достоянием - Самуром, можно изобразить двумя одинаковыми красными полосами с расположенной между ними синей полосой, возможно, волнообразной, символизирующей реку. И, кажется, такая раскраска лезгинского флага есть единственно возможный вариант, имеющий смысл и символизирующий лезгин сегодня и в прошлом. (С незапамятных времен Самур для лезгин был «серединной» рекой и потому имел в народе второе название - «Кьулан вацl» («Серединная река»)).

Определившись с общими принципами цветовой гаммы лезгинского флага, можно сказать, что такая модель флага может стать базовой «платформой» для создания флагов любых лезгинских организаций. На флаг с двумя красными полосами и синей полосой между ними можно нанести любой символ любой организации, и такой флаг будет флагом организации, позиционирующей себя в качестве лезгинского объединения.

2.Возможные символы на лезгинском флаге.

На флаги иногда наносят символы. Мы должны определиться в ходе публичной дискуссии с символами, которые могут служить именно лезгинскими.

И вновь считаем нужным сослаться на добротную изыскательскую работу в этом направлении, проведенную ФЛНКА. В условиях конкурса на создание своей символики, которую она объявляла на сайте, был определен круг основных символов, которые могут быть использованы при создании лезгинской символики: «Среди символов могут быть отмечены такие значимые для лезгин элементы, как солнце, орел, горы, река Самур, море». Здесь мимоходом отметим, что с предложенным ФЛНКА перечнем лезгинских символов мы согласны, хотя и считаем, что море не может быть символом, равнозначным остальным.

Итак, лезгинские символы - солнце, орел, горы, Самур и море. Про Самур мы писали выше при определении цветовой гаммы лезгинского флага. Что же касается моря, указанного ФЛНКА в качестве одного из символов лезгин, то море может быть указано на флаге в той или иной форме, если есть желание отметить, что земли лезгин простираются от гор и до моря. А так в истории и культуре лезгин море не играло практически никакой роли. К тому же, синий цвет, символизирующий Самур, можно считать относящимся и к морю.

Мы предлагаем обсудить более подробно оставшиеся три символа: солнце, орла и горы, с целью выявления причин, по которым эти символы должны быть включены в перечень лезгинских. Прежде всего, хотим сделать одну оговорку. Мы должны уважать память своих предков и потому не ударяться в споры по поводу того, какая религия в истории наших предков была более «правильной». Ко всей череде религий, которых придерживались наши предки, мы в XXI веке можем и должны относиться не столько как к религиям, сколько как к фактам лезгинской истории и составляющим лезгинской культуры, т.е. совокупности материальных и духовных достижений нашего народа.

Теперь мы можем перейти к обещанному подробному обсуждению трех символов. Начнем с орла. У многих специалистов есть мнение, что орёл был тотемной птицей для наших предков, т.е. они считали себя родственно связанными с орлом и, возможно, себя называли по его имени. По крайней мере, легенды о происхождении наименования нашего народа связывают с лезгинским словом «лекь» («орел»). Легенды наших соседей, например, грузин также связывают происхождение лезгин с орлами. При таких обстоятельствах изображение орла вполне подходило бы для символа, который может присутствовать на лезгинском флаге.

Второй символ, который играл важную роль в формировании лезгинского мироощущения - горы. Отношения лезгин к своим горам - это особые отношения. Основную свою гору лезгины долго называли гордым именем «Гъуцарин сув» («Гора богов»). И теперь лезгины с трепетом говорят о Шалбуздаге, о Шахдаге, о Ярудаге и о других лезгинских горах. Для лезгин родные горы - это символы родины. Ни у аварцев, ни у даргинцев, ни у лакцев, ни у кого из наших соседей (кроме прямых родственников - рутульцев, агулов и др.) нет такого отношения к своим горам, какое есть у нашего народа. Потому они не дают своим горам гордых названий, как лезгины, а дают названия типа «Ослиное Ухо», и потому названия своих гор даже они сами плохо знают, не говоря уже о неизвестности другим народам. Одним словом, изображение гор могло бы служить еще одним символом для флага лезгин.

Если вглядеться в глубины нашей истории и культуры, мы убедимся, что изображение солнца - не менее подходящий символ для лезгинского флага, чем изображения орла и гор. Солнце - главное божество в пантеоне наших предков. Вплоть до середины ХХ века в лезгинских селах ещё можно было наблюдать шумные процессии, посвященные Солнцу. Солнце для лезгин было началом всего. Нам повезло: сохранились изображения Солнца, нанесенные нашими предками на камни. Вот два примера таких изображений из ареола проживания лезгин (камень на левом фото обнаружен у с.Яргун):

Наши предки изображали Солнце как «вихревую розетку», у которой лучи были повернуты против часовой стрелки, и концы лучей были похожи на острые лепестки. Кроме лезгинской культуры, такие лепестки при изображении Солнца встречаются, как мы выяснили, только у талышей, только у них лучи Солнца повернуты по часовой стрелке. У наших предков число лучей в изображениях Солнца варьировалось от 6 до 22. С учетом того, что изображение Солнца означало ход времени, и того, что лезгинский народный календарь состоял из периодов, равных 15 дням, мы считаем, что при символическом изображении Солнца для наших целей лучше остановиться на варианте с 15 лучами.

Здесь еще хотелось бы подчеркнуть, что так называемая «вихревая розетка», возникла ещё до нашей эры как символ тех языческих религий, в которых поклонялись Солнцу. Но со временем она стала знаком, признаваемым и монотеистическими религиями, в том числе исламом. Для подтверждения этого утверждения мы приводим фотографию стеллы, находящейся на знаменитом мусульманском кладбище «Кырхляр» в Дербенте.
Более того, главный праздник лезгин Яран Сувар тоже имеет непосредственное отношение к Солнцу. Он символизирует победу Света над Тьмой, дня над ночью. В этот день весеннего равноденствия люди радуются тому, что день стал длиннее, чем ночь - Солнце победило Тьму. Люди с ночи готовятся к утренней встрече предвестника Солнца - божества под названием «Яр». «Яр» у лезгин утром появляется в виде красной зари (отсюда в лезгинском языке однокоренные слова «яр» («заря») и «яру» («красный»)), поэтому наши предки считали красные нити частичками утреннего красного Солнца. В силу особенностей, связанных с законами рассеивания утренних солнечных лучей в толще атмосферы (синяя часть спектра солнечного света в утреннем небе рассеивается больше, чем красная), нашим предкам утреннее Солнце, с которым они связывали надежды на обновление жизни и её новое начало, представлялось красным. Они считали, что, повязывая запястье красной нитью, они несут на себе частичку «нового» Солнца. Именно поэтому наши предки относились к красной нити, символизирующей причастность носящего её к пробуждающемуся Солнцу, как к оберегу, защищающему от всего дурного.

Таким образом, мы выделили три главных символа, которые могут быть нанесены на лезгинский флаг. Это изображения Орла, Гор и Солнца. Каждый из этих символов может присутствовать на лезгинском флаге, как по отдельности, так и в комбинациях с двумя другими символами - над этим ещё стоит подумать. С одной стороны, флаг народа должен подчеркивать его самобытность, поэтому наличие на флаге ряда символов дает о народе более цельное представление. Однако с другой стороны, флаг не может быть нагромождением символов - он должен быть легко воспринимаемым, поэтому на нем лучше изобразить минимальное количество символов, позволяющее идентифицировать народ…

На основе вышеприведенных рассуждений, мы считаем, что как пример возможного варианта можно рассматривать флаг, на котором между двумя горизонтальными одинаковыми красными полосами была бы синяя полоса той же ширины, что и красные полосы, и на синей полосе посередине флага было бы размещено изображение золотистого Солнца с закрученными против часовой стрелки 15-ю лучами с острыми концами-лепестками (как на камне, найденном у с.Яргун).

Вот таким по цветовой гамме и возможным символам мы видим лезгинский флаг. Но при этом подчеркнем, что к вышеизложенным собственным соображениям по поводу флага мы не относимся как к догмам. Изложение наших рассуждений следует воспринимать как приглашение к дискуссии. Мы понимаем, что, возможно, прав был знаменитый писатель Станислав Ежи Лец, говоривший, что одним и тем же мозгом думать и верить нельзя. Но, тем не менее, верим, что у лезгин много ещё «думающих мозгов», и потому обращаемся к лезгинам с просьбой высказать свои соображения по поднятой теме. Может быть, есть более уместные подходы к созданию лезгинского флага, чем те, которые приведены выше. В таком случае, мы просим привести и обосновать их. После обсуждения подходов к созданию лезгинского флага, его концепции, мы могли бы подвести итоги обсуждения. Кто знает, возможно, общими усилиями на этот раз мы создадим лезгинский флаг, узнаваемый и признаваемый большинством нашего народа?!

Н.А. Абдулгамидов, преподаватель

Мы продолжаем освещать тему «Союза лезгин России» и его президента Усмана Камберова. И делаем это не потому, что у нас не хватает интеллекта для понимания произошедшего с Усманом Камберовым и оценки его деяния в бинарной оппозиции «виновен - невиновен». Для того чтобы судить или оправдывать человека, много ума не надо. И упаси нас Боже это делать. Пока идет следствие, мы не будем ни судить, ни оценивать информацию о Камберове и самого Камберова - дождемся объективного судебного решения. Заметим, что стоит отделять персональное дело Камберова и его персону от самой организации как именованной структуры и объединения людей.

Напомним, что официальной информации по делу Усмана Камберова как не было, так и нет до сих пор. От правоохранительных органов на сегодняшний день не поступало каких-либо официальных сообщений о его задержании, аресте или ведении следствия. Во всяком случае, нам об этом неизвестно. Неопределенность рождает как фантазии и домыслы, так и все новые и новые вопросы. Мы верим, что если даже суд осудит его, то душа и личность Камберова содержат в себе возможность преобразования и преодоления негатива.

Надо учитывать, что у Камберова имеются заслуги перед лезгинским народом в его консолидации и развитии самосознания. Более того - и это теперь касается «Союза лезгин России» - он вовлек в процесс создания этой организации, этого общероссийского общественного объединения представителей 47 регионов России, которые продолжают интересоваться судьбой этой организации, перспективами ее строительства. В связи с отсутствием официальной информации, возникают дискуссии, разногласия и различные мнения на этот счет.

Сегодня мы публикуем статью по данному вопросу члена Высшего совета Клуба лезгинских интеллектуалов, члена Совета РОО «НКА «Московские лезгины», старшего преподавателя МФТИ Низами Абдулгамидова .

Центр связей с общественностью

РОО «НКА «Московские лезгины»






Цель оправдывает средства?

Активность лезгин, как представителей определенного этноса, в Москве имела место, начиная с 20-х годов XX века. У лезгинских движений были две ярко выраженные «волны». Первая «волна» активности сформировалась в самом начале - в 20-х годах прошлого века, когда молодые студенты-лезгины, обучавшиеся в Москве, выработали и заложили основы современной лезгинской письменности и литературного языка. Ярким представителем той «волны» был впоследствии ставший знаменитым филологом Гаджибек Гаджибеков, в конце жизни посаженный за свои деяния по развитию лезгинской филологии в тюрьму и расстрелянный.

Вторую «волну» активности лезгин в Москве мы наблюдаем сегодня, а зародилась она еще в далеком 1983 году. Осенью того года в Москве, в ресторане южной стороны гостиницы «Россия» собралось «лезгинское землячество» - в то время лезгины называли так между собой свое собрание. Собралось около 200-250 человек. Это было первое собрание лезгин, работавших и обучавшихся в Москве, спустя почти 60 лет. Собрание представляло собой культурное мероприятие с пением песен, с чтением стихов, с рассказами о лезгинах и об их проблемах. У него был сценарий и ярко выделявшийся ведущий. Лезгинские собрания проводились и в последующие годы, но это мероприятие запомнилось особенно и, прежде всего, благодаря ведущему. Ведущий был молод (около 25 лет), красив (его пышная шевелюра выдавала в нем модника) и говорил на хорошем литературном лезгинском языке. Чувствовалось, что он говорит искренне и от всего сердца. Все присутствующие были восхищены им.

Однако один момент многим не понравился и бросил тень на более чем хорошее впечатление, производимое ведущим… А случилось вот что: после выступления одного молодого выпускника Литературного института со своими стихами на лезгинском языке, ведущий, будучи искренне восхищенным тем, что услышал (а там было чем восхищаться - выступал ныне известный лезгинский поэт Арбен Кардаш), сказал: «У нас были великие поэты. Например, Етим Эмин. У нас есть достойные продолжатели его дела. Вот один из них перед вами! Наши новые поэты будут писать, как Етим Эмин, лучше Етима Эмина!» Тут Арбен, уже уходивший со сцены, вернулся на неё, взял у ведущего микрофон и сказал: «Нельзя говорить об Етиме Эмине, что мы напишем лучше, чем он. Етим Эмин - «наше все». Он навсегда занял это место. Мы, новые литераторы, стоим на плечах этого гиганта». И тогда многие присутствовавшие поняли, что ведущий в порыве эмоций, искренне желая высказать восхищение стихами действительно талантливого нового лезгинского поэта, не смог удержаться и, сам того не понимая и не смущаясь, задел авторитет классика лезгинской поэзии. Он явно следовал принципу «цель оправдывает средства». Как выяснилось через тридцать лет, этот подход оказался не случайным для ведущего того исторического собрания лезгин…

Дальше нет смысла сохранять загадку и умалчивать, что этим ведущим был Усман Камберов. Тем, кто влился в лезгинское «движение» в последние 15 лет, это имя мало что говорит. Но он стоял у истоков зарождения современного лезгинского самосознания. Как я описал выше, он был ведущим первого собрания лезгин в Москве в современной истории. В 80-х и в начале 90-х годов прошлого века он много сделал для пробуждения лезгинского самосознания в Южном Дагестане и в Северном Азербайджане. Именно за это он сидел в азербайджанской тюрьме, перенес чудовищные физические и моральные издевательства. И только благодаря неразберихе, господствовавшей в Азербайджане в период безвластья между побегом Эльчибея и возвращением Алиева, ему чудом удалось избежать худшего и оказаться на свободе. Это случилось в 1993 году, после чего он сошел с публичной политической сцены. Но это обстоятельство никоим образом не умаляет его заслуги перед движением лезгин за возрождение самосознания нашего народа.

Об Усмане Камберове вновь заговорили в июне 2012 года, когда он организовал и провел первый съезд организации под громким названием «Союз лезгин России», где был избран его президентом. Спустя всего 2 месяца, в августе как оглушительный взрыв прозвучала весть о том, что Усман Камберов арестован за участие в покушении на убийство какого-то бизнесмена в Челябинской области. Самым непостижимым для ума в этой новости было то, что Усман подключился к этому преступлению, чтобы получить деньги для проведения первого съезда «Союза лезгин России»!

Как тут не вспомнить первое собрание «лезгинского землячества» 1983 года, где Усман, желая похвалить нового талантливого поэта, принес в жертву этой цели авторитет классика лезгинской поэзии! И через 30 лет, желая красиво провести Учредительный съезд «Союза лезгин России», он, если обвинения подтвердятся, посчитал возможным пожертвовать ради этого жизнью человека, о котором вообще никогда не слышал… Получается, что Камберов в различных житейских ситуациях следует одному принципу: «Цель оправдывает средства»?!

Не знаю, как для других, для меня это неприемлемо. Создание какой-то организации, пусть даже с выдающимся названием, не стоит того, чтобы принести в жертву жизнь ни в чем не повинного перед тобой человека. Как сказал русский классик, даже достижение высшей гармонии не стоит слезинки ребенка. Что тут говорить об общественной организации! Уверен, что выше упомянутый Гаджибек Гаджибеков не стал бы участвовать в убийстве неизвестного ему человека с целью получения средств для издания первого номера газеты «Ц l ийи дуьнья» на лезгинском языке. А эта цель была гораздо важнее и выше, чем создание какого-то «Союза лезгин России».

Для меня нет оправдания тем, кто убивает людей за деньги, кто распространяет наркотики и кто создает притоны путем насилия над бесправными женщинами, на какие бы «благородные» цели потом ни тратились полученные от этих «промыслов» деньги. Это одна сторона дела. Другая сторона затрагивает вот что: как весть об участии президента «Союза лезгин России» в заказном убийстве неизвестного ему человека скажется на имидже всего лезгинского движения, если даже эта версия в ходе следствия не подтвердится?

По моему мнению, эта информация нанесла колоссальный ущерб имиджу лезгин и всего лезгинского. Одно из самых гнусных преступлений - убийство человека из корысти - теперь будут связывать с любым лезгинским общественным движением.

Как нам быть в такой ситуации? Думаю, что мы сейчас должны сделать все возможное, чтобы отделить личное деяние Камберова, если оно имело место, или слухи об этом деянии от слов «лезгин» и «лезгинский». Меньше всего мы сейчас должны давать повод общественности вспоминать о такой организации, как «Союз лезгин России», тем более, что она даже не зарегистрирована. Сейчас любое упоминание об этой организации приведет к увязке ее названия с деянием, которое приписывается Камберову. И ключевым моментом будет связь слухов о столь гнусном деянии со словом «лезгин», так как сама организация имеет только громкое название и больше ничего. Любая публичная попытка реорганизовать эту организацию и назначить другого президента еще до окончания следствия и оглашения его выводов неизбежно приведет к обсуждению того, почему снимается с должности Камберов и что он совершил. В интересах лезгинского движения в целом - не поднимать эти вопросы.

Я знаю, есть такие люди, которые сейчас принимают лихорадочные меры, чтобы возглавить этот так называемый «Союз лезгин России» вместо Камберова. Таким людям хочется указать на то, что негоже так быстро списывать со счетов человека, имеющего много заслуг, хотя и обвиненного в страшном деянии. И еще им стоит иметь в виду, что любые действия в этом направлении, предпринятые до того, как улягутся разговоры вокруг деяния, приписываемого Камберову, разумеется, могут сыграть определенную роль в политической карьере определенного человека, но будут только во вред имиджу всего лезгинского. Ответственные люди, понимающие это и думающие не только о себе любимом, сейчас не будут предпринимать ничего по отношению к организации, названной «Союзом лезгин России»…

Низами Абдулгамидов

Артисты из южной лезгинской столицы впервые посетили столицу российскую В минувшее воскресенье, 30 октября, Кусарский государственный лезгинский драматический театр на сцене Дома культуры «Чайка» показал для московской публики два спектакля на лезгинском языке: «Зи Седеф» и «Аршин мал алан». Отметим, что мероприятие было организовано при финансовой поддержке земляков из Москвы Шахида Аскерова, Сеймура Кадырова, Джавида Рахманова, Кадыра Караханова, Токая Керимова, Шахлара Исаева и Фазиля Гаджиева. Информационную и организационную поддержку мероприятию оказывала Федеральная лезгинская национально-культурной автономия. Работники театра приложили максимум усилий для того, чтобы создать соответствующий национальный антураж – в фойе зала и по всему периметру лестничного пролета были расставлены предметы декоративно-прикладного искусства лезгин: шерстя­ные носки (куьлуьтар), кувшины (кварар) и прочие глиняные изделия (хъенчIин къапар), гребни для шерсти (рекъер), прялка (чхра) и даже ткацкий станок, а полы Дома культуры были щедро устланы лезгинскими коврами.

Погружение в атмосферу начиналось непосредственно со входа в ДК – гостей встречали артисты в костюмах своих героев, а самым запомнившимся оказался персонаж Мешеди Ибада (хоть в этот день пьеса «Не та, так эта» и не была показана). Кроме того, была организована выставка литературы о лезгинской культуре, писателях и о Кусарском районе, а при помощи проектора демонстрировался фильм о работе Кусарского дома культуры и самом городе. Перед началом первого спектакля музыканты устроили мини-представление на сцене, зазывая зрителей в зал и как бы подготавливая к предстоящему действу.За ними на сцену вышел директор Кусарского драматического театра Фаик Кардашов с приветственным словом. От имени всей труппы он выразил радость по поводу столичных гастролей и подчеркнул значимость происходящего для их театра и лезгинской культуры. Затем слово было дано Шахиду Аскерову, который уже на русском языке сказал о важности подобных мероприятий и о том, что такого рода события воплощаются в жизнь, в том числе, благодаря зрителям, всегда готовым поддержать инициаторов мероприятий. Музыкальный спектакль «Зи Седеф» по пьесе Асефа Мехмана (Абдуллаева) продолжался чуть менее полутора часов и был принят зрителями на ура. Особенно хотелось бы отметить игру Кифает Юсифовой, Лале Курбановой и Ялчина Караханова, исполнявших главные роли. В перерыве гостей пригласили в отдельный «Золотой зал» на том же этаже, где музыканты со своими инструментами и танцевальный ансамбль из Кусаров организовали насыщенный антракт. И снова самым активным оказался актер в образе Мешеди Ибада «в расцвете лет» – Багир Ахмедов. Он выс­тупал словно тамада на свадьбе, приглашал всех танцевать и наслаждаться вечером. Таким образом, в перерыве был устроен мини-дем; стоит сказать, участницы нашего ансамбля «Леки», как и другие любители лезгинки в зале, не остались в стороне и исполнили импровизированный женский «лезги кьуьл». Желающие имели возможность устроить фотосессию с актерами в образах, а также сфотографироваться около столов с лезгинской атрибутикой. Перерыв длился полчаса, а за ним последовала вторая комедийная постановка – «Аршин мал алан». Многие знакомы с этим произведением благодаря кинофильму, снятому в АзССР в 1945 году. Поэтому даже та часть молодежи из числа зрителей, которая не владеет лезгинским языком в совершенстве, смогла понять пьесу и оценить шутки актеров. Как и первая часть мероприятия, второй спектакль, длительностью в час, также содержал много музыкальных сцен. Талантливой игрой отличились Камаля Касымова, Рахиля Гаджибекова и Гасрет Насруллаев, а Исмет Садиев в образе Вели особенно запомнился гостям благодаря манере, точно повторяющей игру Лютфали Абдуллаева. В завершении представления артисты исполнили всеми любимую лезгинскую песню «Перизада», в чем их своими бурными аплодисментами поддержал весь зрительный зал. Для финального слова на сцену был приглашен Низами Абдулгамидов. От лица лезгинской общественности он выразил театру благодарность за визит и за подаренные эмоции, а также вспомнил, как, еще будучи подростом, находясь в Кусарах, посещал тот самый Дом культуры, в котором сегодня и располагается Кусарский государственный лезгинский драматический театр. Редакция ФЛНКА располагает рядом комментариев организаторов и гостей праздника лезгинского театрального искусства, состоявшегося накануне в Москве. Сабир Мамедов, Советник Президента ФЛНКА: «Проживающие в Москве лезгины были очень рады кусарцам за то, что они издалека привезли в столицу нашей Родины кусочек искусства своего народа. Это редкое событие в жизни лезгинской общины Москвы. Большое спасибо, аферин всем артистам, музыкантам, танцорам, а также художественному руководителю и директору Кусарского лезгинского театра за чудесный вечер. Пусть театр и дальше процветает и развивается. Желаю сотрудникам театра еще больших творческих успехов». Артист Кусарского лезгинского театра Самир: «Признаюсь, мы были приятно удивлены, когда директор нашего театра сообщил, что всех нас ждут в Москве. Это было важное известие для нас. Мы были рады перспективе выступить перед искушенной публикой огромного города. Важным было также и то обстоятельство, что подобные мероприятия позволяют нам рассказать о нашей культуре, народе и нашем городе.Вечер в столице России прошел прекрасно, я благодарен всем, кто пришел поддержать нас и посмотреть наши выступления, а также участвовал в организации этого мероприятия, надеюсь, это не последний наш приезд в Москву». «Невозможно не отметить великолепную игру актеров, которая не может никого оставить равнодушным. Нужно иметь большой талант, чтобы уметь так безупречно передать характер каждого из персонажей», — поделилась своими эмоциями от спектаклей гостья мероприятия Анжела. «На театр мы пришли всей семьей для того, чтобы в очередной раз проникнуться лезгинским духом, ведь наша сила в нашем единстве. Приезд Кусарского театра стал прекрасным поводом для того, чтобы лезгинская община Москвы вновь объединилась. Нас поразила актерская игра артистов, все мы с заворожением смотрели на развернувшееся на сцене действо. Продолжительные аплодисменты зала, не стихавшие долгое время, стали свидетельством того, что выступления артистов прошли на ура», — рассказали представители семьи Гаджиевых, также принявших участие в вечере лезгинкой культуры в Москве. Кроме того, некоторое количество приятных откликов было оставлено в Книге отзывов, которая находилась на одном из столов в фойе. Мы всегда приветствуем обратную связь!В завершение отметим, что мероприятия подобные театральным представлениям Кусарского лезгинского театра, а также творческому вечеру Седагет Керимовой в Москве являются свидетельством восстановления культурных мос­тов между лезгинами, проживающими по обе стороны государственной границы. ФЛНКА, неоднократно подчеркивающая важность культурных связей между представителями разделенных государственной границей лезгинских и дагестанских народов, приветствует любые созидательные инициативы в этой проблемной области и призывает дагестанские и азербайджанские власти усилить работу в этом направлении, что непременно положительно скажется на культурной жизни народов обеих республик. Большое спасибо всем, кто пришел!

Инайя Нурметова, г. Москва

Большая биографическая энциклопедия

Абдулгамидов, Низами Абдулгамидович

(Лезгин). Лидер Марксистской рабочей партии (МРП); родился в 1961 г. в Дагестанской АССР; окончил Московский физико-технический институт в 1986 г., физик-теоретик; с 1983 г. состоял в КПСС; был участником Московского объединенного фронта трудящихся до 1989 г.; участвовал в инициативных съездах РКП (впоследствии - Движение коммунистической инициативы), в образовании Марксистской Рабочей Партии - Партии Диктатуры Пролетариата, с марта 1990 г. - член Совета МРП, с 1991 г. - лидер партии.

Стал известен как сторонник идеи Советской власти как власти Советов, избираемых по производственному принципу. Поначалу отстаивал на съездах МРП идею диктатуры пролетариата в форме Советов, но в дальнейшем стал одним из инициаторов снятия второй части названия этой партии. Был автором перманентно разрабатывавшейся Программы МРП. Лезгин - партийный псевдоним Н. Абдулгамидова.

  • - Низами́ Гянджеви́ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, азербайджанский поэт и мыслитель. Иллюстрация к «Хамсе». 1490–91 гг. Писал на персидском языке...

    Литературная энциклопедия

  • - - поэт-гуманист и мыслитель. Писал на фарси. Получил известность как автор пяти поэм - "Пятерица" ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Гянджеви, Ильяс ибн Юсиф – азерб. поэт и мыслитель, оказавший сильное влияние на ср.-век. поэзию и обществ. мысль народов Ближнего и Ср. Востока. Жил и умер в Гяндже...

    Философская энциклопедия

  • - спец. в обл. филос. вопросов науки и техники; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Казахе Азерб. ССР. Окончил Азербайдж. политехн. ин-т...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кумыкский советский поэт. Родился в крестьянской семье. В 1934 опубликовал сборник стихов «Обновление» о новой жизни в горах, новых советских людях...
  • - Ахмед ибн Умар, персидский и таджикский писатель. Был придворным поэтом и письмоводителем на службе у правителей Гура и Бамиана...

    Большая Советская энциклопедия

  • - персидский и таджикский писатель. Был придворным поэтом и письмоводителем на службе у правителей Гура и Бамиана...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Принадлежал к средним слоям городского населения. Получил хорошее образование, в молодости писал лирические стихи...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Юсуф - азербайджанский поэт и мыслитель...
  • - Низами́ Гянджеви́ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение —...

    Большой энциклопедический словарь

  • - основан в 1935 на базе педагогического факультета Среднеазиатского университета. Готовит преподавателей общеобразовательных школ, воспитателей, дефектологов и др. В нач. 90-х гг. ок. 10 тыс. студентов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - поэт и мыслитель Слово, идущее от сердца, проникает в сердце...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Абдулгамидов, Низами Абдулгамидович" в книгах

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1141-1209)

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1141-1209) Низами Гянджеви (настоящее имя Низамаддин маул Абу-Мухаммед ибн-Ильяс ибн-Юсуф ибн-Зека), величайший азербайджанский поэт-романтик, родился, жил и умер в городе Гяндже, почему и получил прозвище Гянджеви. В XII веке Гянджа была важным узловым центром

43. НИЗАМИ. «СОКРОВИЩНИЦА ТАЙН»

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

43. НИЗАМИ. «СОКРОВИЩНИЦА ТАЙН» Великий азербайджанский поэт Низами жил в XII веке (1141–1203 гг.). Он написал большое количество поэтических произведений, из которых наибольшую известность получил сборник из пяти поэм («Хамсэ»). Ниже печатается отрывок из поэмы Низами

Восточный поход в освещении Низами

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Восточный поход в освещении Низами О Восточном походе Александра писали персидский и таджикский поэт Фирдоуси (около 940–1020 или 1030) в поэме «Шах-наме», азербайджанский поэт Низами Гянджеви (ок. 1141 – ок. 1209) в поэме «Искендер-наме», Дехлави, узбекский поэт Алишер Навои

Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви [ок. 1141 - ок. 1209]

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви [ок. 1141 - ок. Из книги Большая Советская Энциклопедия (АД) автора БСЭ

Низами Арузи Ахмед ибн Умар

БСЭ

Низами Гянджеви

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Никита Бауэр, Низами Софиев Как правильно не свернуть себе шею. Энциклопедия экстремального спорта

Из книги Как правильно не свернуть себе шею автора Софиев Низами

Никита Бауэр, Низами Софиев Как правильно не свернуть себе шею. Энциклопедия экстремального спорта Заранее предупреждаем, что занятие всеми описанными здесь видами спорта потенциально опасно для здоровья (как, впрочем, и вся жизнь). Имейте в виду, что основная опасность

В среду, 23 декабря, президиум Верховного суда республики отменил апелляционное постановление об отмене уголовного дела в отношении лидера ДРО «Патриоты России» Эдуарда Хидирова.

Напомним, что Хидирову было предъявлено обвинение в мошенничестве, незаконном образовании юридического лица, фальсификации решения общего собрания акционеров и незаконной банковской деятельности. По версии следствия, он организовал преступную группировку, которая в 2011 году осуществила рейдерский захват КБ «Нафтабанк», мошенничество путём фиктивных кредитов на аффилированных преступной организации юридических и физических лиц, вывела их и похитила активы банка, а также средства вкладчиков на сумму более 300 миллионов рублей. После отзыва лицензии у банка, согласно данной версии, группировка похитила средства Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на сумму более 200 миллионов рублей. 2 декабря ВС признал постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела незаконным. Не согласившись с таким решением суда, прокуратура обжаловала его в кассационном порядке. Президиум ВС кассационное представление прокуратуры удовлетворил и направил материал на новое апелляционное рассмотрение. Хидиров в интервью «ЧК» назвал уголовное дело в отношении себя незаконным, так как имеет политическую подоплёку, и сообщил, что не имеет никакого отношения к Нафтабанку («Ситуация со мной – классический пример», №49 от 11.12.2015 г.). По его словам, дело возбуждено на основании ложных заявлений в СК экс-председателя совета директоров КБ «Нафтабанк» Низами Абдулгамидова .

После выхода интервью в печать Абдулгамидов прислал письмо в редакцию «Черновика», в котором опровергает все обвинения в свой адрес. По словам Абдулгамидова, он оказался смещённым с должности председателя совета директоров учреждения в результате «помощи» Хидирова и на основании поддельных документов. После этого новыми юридическими хозяевами банка оказались ближайшие родственники Хидирова и активисты партии «Патриоты России». «По мнению правоохранительных органов, после перехода банка к этим «хозяевам» некое преступное сообщество через этот банк «отмыло» многомиллиардные суммы. Учитывая, что это преступное сообщество было создано Хидировым, следственные органы в отношении него возбудили уголовные дела», – пишет Абдулгамидов, опровергая заявление Хидирова о том, что дело против него возбуждено на основании его заявлений. Хидиров, по его мнению, слишком «возносит» апелляционное постановление ВС от 2 декабря о признании незаконным постановления о возбуждении уголовного дела в отношении себя, в то время как «любому толковому юристу», знакомому с материалами дела, было очевидно, что президиум суда его отменит.

«Скажем, подошёл бы Эдуард ко мне и сказал бы: «Понимаешь, старик, чёрт попутал: украл я у тебя банк, понадеявшись на «крышу», но ни банка, ни денег, ни «крыши» больше нет. Прости…» Тогда я бы ему ответил: «Прощаю…» – пишет Абдулгамидов. ]§[