Какой нужен бал для техника. Почувствуй себя аристократом! Как попасть на бал и сколько это стоит

Завтра - праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день Св.Синод Украинской Православной Церкви Московской Патриархии установил празднование иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы", написанной в Леушинском монастыре и потому особенно нам близкой и дорогой.
На прошлой неделе мне пришло электронное письмо с еще одним свидетельством чудесной помощи от этого образа. Написала его раба Божия Галина из города Кропоткин Краснодарского края, что стоит на берегу реки Кубань. Прежде это был казачий хутор "Романовский", названный так в честь Дома Романовых. Но монархическое название в совесткое время заменили на анархическое. Именной в этом царском месте чудесно прославился образ Царицы Небесной "Аз есмь с вами, и никтоже на вы".
Привожу полностью это драгоценное письмо.

"Дорогой батюшка отец Геннадий!
Хочу рассказать историю о том, как в моей жизни появилась икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Я никогда до этого не была активной прихожанкой церкви, хотя вера в Бога во мне жила всегда. С 21 на 22 мая 2006 года я увидила во сне Богородицу с Младенцем Иисусом на руках. Образ Богородицы на фоне голубого неба был размером от земли до солнца. Одежды на Ней были скромные, но яркие. Она протягивала мне Младенца, как будто хотела, чтобы я Его взяла. Ножки Младенца были возле моего лица и светились. Сознавая свою греховность, я не смогла даже дотронутся или поцеловать их. По сторонам Богородицы на земле стояли две иконы со святыми...
При этом я сама стояла на автобусной остановке и людям которые проходили мимо говорила: "Посмотрите какое чудо!" Но люди шли опустив головы и никто не смотрел на образ Божией Матери.
На следующий день я поехала в Свято-Никольский собор станицы Кавказской. Покупая свечи и книги в церковной лавке, я подняла глаза и увидела перед собой икону с изображением Богородицы, точь-в-точь которую я видела во сне и очень удивилась, потому что такой иконы никогда ранее не встречала. Я спросила, как она называется? Свечница мне ответила, что это икона «Аз есмь с вами, и никто же на вы». Я попросила перевести название и получила ответ: «Я с вами, и никто против вас». У меня в семье в это время были большие проблемы. Я взяла икону в руки, слезы полились из глаз и сразу же появилось облегчение на сердце. Женщина стоявшая за мной тоже хотела купить такую икону, но она была одна. Приехав домой, я стала искать информацию об этой иконе, но ничего не нашла. На другой день я опять поехала в этот храм и попросила акафист иконе «Аз есмь с вами, и никто же на Вы», но такого не оказалось. Я попросила разрешения посмотреть в библиотеке и получила ответ, что там его тоже нет. Но я настаивала, и мне свечница разрешила. Поискав на полках и отодвинув несколько книг, я неожиданно увидела этот акафист. Свечница была очень удивлена и спросила, где я взяла эту книгу. Акафист был совершенно новым и без библиотечного штампа. Купив его, я дома прочитала его «от корки до корки». В этой книги был не только акафист, но и письма мирян, которые просили подсказать, где можно купить икону и акафист, а также описание чудесных случаев исцеления и помощи Богородицы. Мне стало понятно, что этот случай со мной - тоже маленькое чудо. И икона и акафист сами нашли меня.
В 2008 году мой средний сын Филипп вместе с семьей переехал жить в Санкт-Петербург. В один из моих приездов в Питер я подарила соей родственнице икону «Аз есмь с вами, и никто же на Вы». Она мне сказала, что такая икона есть на Леушинском подворье, но я не обратила внимания на ее слова. И только вернувшись домой в город Кропоткин, я в интернете нашла информацию о Леушинском подворье. Оказывается я находилась совсем рядом с храмом, где была икона Богородицы. Вы не поверите, но я в тот момент буквально пешком хотела идти в Санкт-Петербург. С трудом дождалась следующего приезда в Питер и сразу же поехала в храм на Леушинское подворье. При входе в храм слезы буквально захватили меня и я с трудом сдерживала себя, чтобы не зарыдать во весь голос. В это время в храме была только свечница. Видя мое состояние, она спросила: "Вы давно у нас не были?" Я объяснила ей, что здесь в первый раз и поведала всю историю, которая привела меня в этот храм. Тогда она мне посоветовала рассказать об этом отцу Геннадию. Через несколько дней я увидела Вас и робко обратилась к Вам с просьбой выслушать меня. Вы с таким вниманием слушали меня, что слезы опять подступали к горлу и мешали мне говорить.
После нашего разговора, мне захотелось, чтобы и в нашем краю люди узнали об этой замечательной иконе.
Вскоре я со своим сыном и его семьей пришли в храм на Леушинском подворье к иконе Богородицы, чтобы заказать молебен о здравии. Вы одобрили мое начинание. После этого у меня в голове возникла мысль: а что если кто-то из верующих, к которым я буду обращаться с просьбой о пожертвовании средств на написание иконы, спросит: «А в чем сила этой иконы и как она помогла лично тебе?». Буквально на следующий день произошло событие, которое как нельзя больше подтвердило чудодейственность этой иконы Богоматери и указало на то, что я нахожусь на истинном пути. А произошло вот что. Мой сын Филипп работает в Питере на станции техобслуживания жестянщиком, ему нужно было выправить кузов аварийного автомобиля на стапеле (напольная система для правки деформированного кузова автомобиля, действует за счёт многотонных давящих и растягивающих сил). Закрепив растяжки, он приступил к работе. И только произвел первый удар, как одна из растяжек сорвалась и ударила ему в лицо. Он упал и залился кровью. Все, кто находился рядом с ним, испугались и подумали, что его убило, потому, что удар был огромной силы (сила натяжения растяжек несколько тонн). Его отвезли в травмпункт, где удивленные врачи сказали, что у него практически ничего нет на лице, за исключением небольшого рассечения. Ему просто наложили повязку и отправили домой. Когда сняли дома повязку, мы увидели только лишь небольшую царапину под глазом. Правда вечером болела голова, но на утро он встал и пошел на работу. Когда я рассказала об этом священнику, он сказал: «Это действительно произошло чудо!»
После этого прошло уже полгода, мне удалось собрать деньги для написания списка иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" для нашего храма. На эти средства настоятель храма станицы Кавказской отец Георгий заказал такой список в Москве.
Когда я прочитала в интернете не совсем положительные высказывания по поводу иконы Богоматери «Аз есмь с вами, и никто же на вы», то я просто заплакала и мне хочется крикнуть: «Я видела Богородицу именно в этом образе, только он еще более прекрасен, чем на иконе!» Моя внучка Ева, которой 9 лет, видя мои слезы, говорит: «Не плачь, бабушка, есть просто злые люди, не расстраивайся. Богородица с тобой». Теперь мы с нетерпением ждем, когда этот чудесный образ появится в нашем храме и многие люди узнают об этой иконе и получат от нее благодать и помощь.
На ее освящение мы хотели бы обязательно пригласить к нам в храм Вас, отец Геннадий, вы так много сил прилагаете для прославления иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы», а также всех почитателей этого образа.

С уважением - прихожанка Галина".

Уважаемая Галина!
Благодарю Вас за Ваше утешительное письмо, которое свидетельствует, Сама Матерь Божия прославляет Свой образ в Русской земле. С радостью посетил бы Ваш храм, если к Вашему приглашению присоединится настоятель храма о.Георгий.(Совершая поездки на родину в Пятигорск, я проезжаю Ваш славный город). Насколько я знаю, образ, который пишется для Вашего храма, станет первым списком иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" на Кубанской земле. (Ее списки есть в Майкопской епархии, я об этом писал).
Поздравляю Вас с праздником чтимого образа Божией Матери "Аз есмь с вами, и никоже на вы". Пусть Матерь Божия всегда будет с Вами.
С уважением - прот.Геннадий.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Сегодня мы празднуем этот великий праздник Вознесение Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, который совершенно незаметно приблизился к нам после всерадостных 40 дней Светлого Христова.

Казалось бы, совсем недавно был Великий пост, радостный праздник Святой Пасхи, а теперь уже Вознесение. И вот в этот пограничный момент мы еще и еще раз должны осмыслить плоды жизни, смерти и воскресения Господа. Это еще раз нам утверждение, укрепление, напоминание о том, что наше жительство на небесах, как сказал апостол Павел. И он же сказал: как мы носили образ перстного, то есть Адама, так будем носить и образ небесного. Как в Адаме все умирает, так и во Христе все оживут. Первенец Христос, а потом Христовы в воскресении мертвых.

Первенец Христос – первенец во всем – в рождении, в безгрешной святой праведной жизни, первенец в долготерпении, первенец в распятии, первенец в воскресении и первенец, который вошел на небеса проложив дорогу каждому из нас.

Да, будет жизнь будущего века, да, будет Царство Небесное, да, будет жизнь с Богом, да, будет победа жизни над смертью, да, будет победа Христа над диаволом и злом. Завершится история этого мира новым небом и новой землей, в которых правда живет. Господь завершит историю этого мира. Завершит Своей победой. Есть некоторое выражение и некоторое мнение среди людей верующих и неверующих. Даже среди неверующих людей бытует такое слово апокалипсис. И когда показывают фантастические фильмы с разрушением, с цунами, с пожаром, то слово «апокалипсис» стало для всех символом конца света.

На самом деле учение Церкви о конце света, о эсхатологии, (эсхатон переводится как завершение, не конец) о завершении. О завершении великого замысла и промысла Божия об этом мире, чтоб все в конце концов привести к Самому Себе, привести к Богу.

Ибо сам Он сказал: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.. Это тайна Промысла и любви Божией. Завершится все победой Христа над смертью, над дьяволом, над злом и воцарится любовь – Божественная любовь человека к Богу и Бога к человеку.

И праздник Вознесения это еще раз нам напоминание – смотри христианин, твое жительство там, на Небе. Что здесь только время испытания, время созревания тебя для вечности. Здесь всего лишь маленький отрезок времени в 70-80 лет, а там бесконечно ликующая вечность.

Люта зима, но сладок рай. Кто-то из мудрых людей сказал: Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет; без воды можно прожить максимум 5- 7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет; без еды можно обойтись в течение 40-50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет; без Бога можно прожить в среднем лет 70-80, а с Богом можно прожить вечность.

И о вечности однажды блаженный Августин сказал: Не добродетель и не преимущество жить долго, не добродетель и преимущество даже жить вечно, а добродетель - жить благочестиво, и не важно будет долгой эта жизнь или нет – это жизнь с Богом.

И поэтому мы с вами счастливые люди, что мы обрели эту жизнь с Богом и теперь абсолютно не важно какая будет длина этой жизни, потому что книга ценится не за количество страниц, а за ее содержание. Так и жизнь ценится не за ее длину, а за ее наполнение добром, верой и любовью.

Старец Амвросий Оптинский нам всем заповедовал: Будем с вами похожи на колесо, говорил он, которое только одной точкой постоянно касается земли, все остальные устремлены во вне, наверх. Колесо касается только одной точкой земли. Так и ты, христианин, да, делай нужные дела, да, заботься о своей семье, о своем здоровье, о своей работе, профессионализме, получке, о своих внешних делах, но пусть все это будет с благословения, с молитвой, с памятью о Боге, пусть все это будет растворено хождением перед Богом, как говорится в Писании: Ходил Енох перед Богом, угодил Ему и живым взят на Небо.

Даже неверующие люди говорят: все под Богом ходим. Но самое главное помнить бы об этом в своей жизни постоянно. Пусть краткая молитва и воспоминания о Боге растворяет всю нашу жизнь: Господи, благослови! Господи, вразуми! Господи, благодарю! Господи, помилуй! перед началом любого дела в середине, в конце, памятование Его святых заповедей.

Как хотите, чтоб с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Всякий гневающийся на брата своего, есть человекоубийца. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Приидите и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим. Блаженны милостивые яко тии помилованы будут. Не судите, да не судимы будете.

Пусть эти заповеди Господни живут в нашем сердце и в уме. Самое главное в уме. Один из наших оптинских монахов однажды сказал, вы слышали одну пословицу: Свято место пусто не бывает. А он, помолившись сказал: Пусто место свято не бывает.

Если твоя голова пустая, если там только житейские попечения и ничем не освещен твой ум – не законом Божиим, ни заповедями Господними, ни памятованием о Боге, - такой пустой ум святым быть не может. Язык такого человека святым быть не может. Мысли его святыми быть не могут и наоборот. Свет очам моим закон Твой, говорит псалмопевец Давид. Вот так нужно заповеди Божии помнить и хранить их.

У братии Оптиной пустыни, по благословению наместника, так сложился алгоритм духовной жизни: у них есть выписки из Священного Писания, и, наряду со внутренней молитвой, наряду с деланием Евангелия, с деланием памяти Божией во всегдашней молитве, они повторяют про себя заповеди, которые учат наизусть. Чтобы, как сказал Антоний Великий, на каждую мысль, на каждое слово и на каждое дело иметь свидетельство Священного Писания. Какой-то внутренний или внешний наезд со стороны собрата во время послушания, грубое слово: «Эй ты, пес иди сюда» - и монах, прежде чем как мирской человек оскорбиться, вспоминает слова Господни: Если Я, Господь и Учитель, умыл ваши ноги, то и вы умывайте ноги друг друга. Он бежит и говорит собрату: чем могу быть полезен? И тут, с одной стороны, готовность исполнить, а с другой стороны – внутреннее посрамление собрата, который не нашел доброго слова по настроению, из-за давления, из-за старческого склероза, чего только в нашей жизни не бывает.

Если в семье один-два человека, то в Оптиной пустыни – 150 человек братии. И каждый день общение, и каждый день соударение, и каждый день взаимоотношения, и каждый день надо держать себя достойно, по-христиански и по братски. Следить за своими словами, за своим языком, о котором кто-то из мудрых людей сказал: как же бывает сложно наш могучий русский язык держать за зубами. Но надо, но необходимо ради Бога. И человек помнит слова премудрого Соломона: Многие пали от острия меча, но еще больше тех, которые пали от собственного языка своего.

Если бы мы это помнили, если бы мы жили по заповедям Господним, тогда бы наши мысли, наши дела и поступки были бы освящены, и мы много бы глупостей не сотворили, а, наоборот, были бы на самом деле чадами Божьими.
Потому что Господь так и сказал: имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя: любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам. Не соблюдаяй заповедей Моих не любит Мя.

Вот к чему призывает нас Господь по любви Своей и говорит, что это все исходит из сердца. Если ты любишь, то будешь помнить о любви, если не любишь, ты будешь искать причину оправдания: время, нехватка, невозможность, суета. И так до бесконечности.

Будем любить Господа, помня Его слова, чтобы на самом деле их исполнять. Потому что если их нет в уме, этих слов Евангелия, если мы их не помним, если мы их не учим наизусть, если они не становятся содержанием нашего ума и сердца, то это не станет содержанием и достоянием нашей жизни. Из нас будет переть просто наше человеческое воспитание, будет из нас переть наш ветхий человек, когда-то добрый, когда-то злой, когда-то искренний, когда-то хитрый, когда-то жадный, когда-то целомудренный, когда-то блудный. Вот так вот по всякому настроению, куда ветер дует. Но стержнем, основанием и фундаментом должно быть всегдашнее памятование о Боге.

Поэтому сегодня, в этот праздничный день, который славно совпал с днем памяти великого евангелиста Иоанна Богослова всем вам советую вместо всех правил, вместо всех молитв и может быть даже вечерних, с сегодняшнего утра начать читать Евангелие от Иоанна. По дороге, на работе, пенсионеры вообще до обеда, после обеда, во время обеда, чтобы быть на одной волне с этим великим святым, чтобы его молитвами ну хоть что-то запомнили, что-то поняли и что-то, благодаря этому, исполнили.

Чтобы была сугубая молитва к Иоанну Богослову, соприкосновение с тем, что он сказал, и это бы вошло в сердце и душу. И самое главное, в этот день будем просить апостола любви о даровании нам истинно христианской любви, то есть жертвенного служения в отношении друг к другу.

Именно жертвенное служении, потому что любовь это не просто сюсюкание языком, ласками, прочее-прочее, нет, вернее и это тоже, но не это самое главное. Об этом Павел так и сказал: Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. Языком тоже надо любить, добрые слова тоже надо говорить, нехороших слов не надо говорить. Но только говорить – это мало. Поэтому, не достаточно только одного сострадания, сопереживания. Это должно вылиться в соучастие.

Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. И пусть в этот святой день Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, наш ум, душа и сердце, помышляют и поучаются в законе Господнем. Хотя бы в этот день Вознесения и день апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И пусть святые молитвы апостола и евангелиста любви умножат в нас надежду, веру и любовь. Аминь!

архимандрит Мелхиседек

Ах, какой был изысканный бал,
Бал, какого еще не бывало,
Их сиятельство граф
Всех у входа встречал,
Красотою графиня блистала.
Андрей Макаревич

Для школьных и внешкольных педагогов по-прежнему актуальна такая форма общения детей, как танцевальный вечер. Организации и методике его проведения посвящено немало статей в центральных изданиях. Одной из важнейших разновидностей танцевальной программы остается бал. Предлагаемая разработка рассчитана на участников от 13 до 18 лет.

Связь времен

Танцевальная программа (дискотека, бал) – это специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. В энциклопедическом словаре И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в соответствующей статье сообщается: «Бал (франц. bal , итал. ballo , нем. Ball от ballare – «танцевать») – в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.

Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определенный церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно и лишь в новейшее время несколько упрощен.

Начало им (балам) положено Петром I заведенными тогда ассамблеями. <…> Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. <…> С тех пор балы вошли в жизнь как обычное увеселение. Балы торжественные даются обыкновенно при дворах и в домах вельмож…»

Требования к подготовке

Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является весьма привлекательным, однако в ходе подготовки возникают и значительные трудности: незнание подростками правил поведения на балу и старинных танцев (полонез, котильон и т.д.). Для того чтобы ребята во время бала не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев. Может быть, выучить несколько тематических и достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют свое мастерство на суд жюри.

Использование бала в качестве танцевальной программы принесет наилучшие результаты, когда в детском объединении последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи.

Проведение бала в XXI веке является обращением к культурным образцам прежних эпох, другими словами, в основе этого мероприятия лежит моделирование, имитация – ролевая игра. Целостность образа бала создают игровые роли, избранные в рамках одного сюжета, исторического или литературного. Лучше организовать подготовку так, чтобы участники действия приняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому есть смысл заранее проговорить роли в детском коллективе).

Бал лучше всего проводить в достаточно большом коллективе: три-четыре старших класса или загородный лагерь старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются в группы по четыре-пять человек и исполняют игровые роли родственников, приятелей.

Уточним список главных персонажей бала:

Два распорядителя;

Хозяин и хозяйка;

Герои бала с дамами или кавалерами (две-три пары);

Восемь меценатов;

Организаторы шахматного салона, салонов «Игра слов», «Остроумие».

Распорядители

Надо подумать о выборе распорядителей бала. Желательно, чтобы распорядителями были пара: молодой человек и девушка, и лучше, если они будут уметь танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы. Они должны подавать пример всем гостям.

Герои бала

Наш опыт свидетельствует, что весьма уместными на балу будут победители каких-либо конкурсов и соревнований, прошедших в школе (лагере) раньше. В опыте лагеря старшеклассников «Кентавр» бал хорошо сочетается с целой серией предваряющих его конкурсных программ: Рыцарский турнир, Круг ножей, Колизей (соревнование мальчиков и юношей в игровом фехтовании). В итоге на балу появляются настоящие герои. Дело в том, что в императорской России на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, богачи из сказок). Думается, что в методическом плане было бы дурным тоном назначить героев бала волевым решением. Это должны быть настоящие герои. Такие герои в ходе бала будут заслуженно пользоваться особым вниманием, с ними будет связана сюжетная линия общего действа – награждение и чествование.

Любое хорошее настоящее воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества. Не случайно в определении бала есть формула «собрание… лиц обоего пола», поэтому в центре действа следует поместить юношей и девушек. Мы достаточно скептически относимся к варианту выбора королевы и короля бала. Лучше, если право быть героем бала будет заслужено не красотой костюма или лица, а действительно важными для всего сообщества достижениями.

Меценаты

Еще при подготовке к балу необходимо выбрать так называемых «меценатов», тех, кто будет выставлять призы на конкурсы для гостей бала. Лучше всего, если в качестве меценатов выступят наиболее авторитетные педагоги и старшеклассники, чьи призы хотели бы получить многие старшеклассники. При этом можно пойти разными путями: сделать список меценатов открытым либо, наоборот, тайным. Стоит предварительно подготовить всех тех, кто будет дарить свои призы участникам бальных конкурсов. Пусть предполагаемые меценаты заранее подумают, что именно они могли бы подарить. Расскажите им, какой конкурс будет проводиться для розыгрыша конкретного приза. Важно, чтобы человек, вручающий приз, подготовил речь, которую он будет говорить, когда станет награждать победителя «своего» конкурса. Не забудьте предупредить, что речь должна быть короткой, не более одной-двух минут, в ней он должен сказать, почему выбран тот или иной победитель.

Хозяин и хозяйка

Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствовавшие дамы не оставались без кавалеров. Чтобы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустившую даму.

Также важно предупредить тех, кто будет танцевать вальс, открывающий бал, чтобы участники подготовились и могли отрепетировать самый первый и главный танец всего бала. Может сложиться ситуация, когда не один, а несколько человек отличатся от всех остальных и будет сложно определить победителя конкурса. Для того чтобы никого из ребят не обижать и не оставлять без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.

Важно создать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только развешивая и изготовливая с ребятами афиши, но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на балу, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.

Костюмы

В ходе подготовки бала есть важная и непростая задача – обеспечить внешний вид участников, соответствующий торжественности момента. Как показывает наш опыт, значительная часть подростков, юношей и девушек, не очень понимают, как подобрать адекватный гардероб. Отсюда возникают совершенно грустные моменты, когда на сцену в какой-то момент поднимается девушка в сапогах или юноша в нечищеных туфлях.

Взрослым также необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж. Кроме этого очень важно помочь ребятам продумать свой внешний вид (особенно это важно для девочек). Желательно это делать заранее, за несколько дней до бала. Может оказаться, что у ребенка не найдется чистой одежды и ее надо будет постирать и погладить.

«Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака – бархатное платье, на них двух – белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque (по-гречески). Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены».

Л.Н.Толстой

Поведение на балу

Распорядители и конечно же меценаты должны выступать на балу в качестве примера поведения для ребят. Важно ходить общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-учителям – помнить, что есть бальная книжечка, и записывать туда все приглашения. Кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, упоминая о том, чтобы дама записала их в свою книжечку и не забыла о данном обещании.

Хозяину и хозяйке необходимо помогать ребятам в процессе участия в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет выполнить (не сможет сказать комплимент, побоится дарить цветы) – в таком случае надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.

Пространственно-временная организация бала

Один из самых важных моментов при проведении бала – его органичность в жизни детско-взрослого сообщества. Ситуация лагеря или выездного сбора актива школы, конечно, более подходит для этого дела. Однако если всю лагерную смену не заходила речь о бале и вдруг в последние дни мы решили провести танцевальную программу в форме бала, то вряд ли что-либо может получиться. В школе бал целесообразно приурочить к какому-либо событию, однако в конце учебной четверти старшеклассники могут не найти в себе дополнительных сил на подготовку к балу и участие в нем.

По нашему опыту, бал целесообразно устраивать примерно на 1,5–2 часа. Время для проведения данного мероприятия стоит тщательно продумать. Важно помнить, что ребята должны успеть одеться и настроиться на праздник. Желательно, чтобы и после окончания бала они не торопились снять свои красивые наряды и не спешили «бежать» на следующее, другое по эмоциям мероприятие. Важно, чтобы атмосфера праздника осталась с ребятами надолго. В условиях лагеря можно проводить данную форму с полдника до ужина: ребята после часа отдыха успеют одеться и привести себя в порядок, сходят на полдник и через полчаса, одевшись, будут готовы. Хотя самое оптимальное время проведения мероприятия – с ужина до вечерки / вечерних отрядных кругов.

Бал – явление достаточно специфичное и требующее усилий от участников, поэтому исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все готовы танцевать в соответствии с бальным стилем либо вообще длительное время. В то же время у этих ребят имеется потребность проводить свободное время, общаться со сверстниками, с одноклассниками, приятелями. Поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:

Бальный зал, где разыгрывается основное танцевальное действие;

Шахматный салон, где предлагается посостязаться в древней игре в шахматы;

Салон «Игра слов» предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);

Салон «Остроумие» – на этой площадке предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои).

Оформление зала и реквизит

При подготовке бала важно обеспечить реквизит и музыку, необходимые для проведения мероприятия. Организаторам необходимо заранее запастись музыкальными записями,соответствующими бальной тематике (полонез, вальс, танго и т.д.). Не стоит пренебрегать современными медленными танцами, даже хорошо, если они будут достаточно известными. Это поможет ребятам чувствовать себя более комфортно в новой для них атмосфере бала.

Бальных книжечек должно быть больше, чем девочек, желающих пойти на бал. Потому что, во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых, возможен вариант, что кто-то из дам в сильном волнении потеряет книжечку, тогда педагоги должны быть готовы предоставить новую взамен.

Желательно опубликовать (предъявить в устной и письменной форме) партитуру вечера , состоящую из музыкальных композиций и конкурсов. Тогда ребята смогут спланировать, кого и когда они решат пригласить на танец. А девочки соответственно смогут заранее понять, скольким кавалерам они готовы дать согласие на тур танца. Партитура может быть написана на стилизованном цветном листе формата А4.

Необходимо позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера и реквизите, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором проводится бал, будет действительно представлять из себя большой, светлый бальный зал. Для этого можно расставить все стулья по периметру зала, оставив место для героев (им необходимо выделить особенное, почетное место, оно должно быть хорошо освещено, возможно, оно будет находиться на возвышении, например на сцене). Конечно, всегда остается вариант договориться с каким-либо музеем или другим культурным заведением города об аренде большого, светлого танцевального зала. При продумывании расстановки необходимо выделить место для проведения конкурсов. Важно, чтобы каждому участнику вечера было удобно наблюдать за конкурсной программой.

Я помню свое обещание написать о балах. Выполняю. =)

С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы. Бал (от фр. bal , итал. ballo , нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.


Владимир Первунинский - Бал

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.


Владимир Первунинский - Светский раут

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские - гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал Пушкин.

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов - семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Дворянские балы в 19 веке

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


Владимир Первунинский - Бал

Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


Владимир Первунинский - Вальс

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


Владимир Первунинский - Незнакомка


Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Язык цветов

Однако настоящей столицей балов можно считать Вену — после венского конгресса 1815 года зарождающаяся буржуазия начала развлекать светскую публику танцами и великолепной музыкой. И даже сегодня Венский оперный бал является важнейшим событием в Европе!

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские — гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», — писал Пушкин.
Фото:

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов — семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
Фото: Depositphotos

К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда и напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов. Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения.

Балы проходили в специальных залах — апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными, курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.

В зависимости от повода, программа мероприятия могла варьироваться. Угощение включалось в программу любого бала. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте.

Хозяин и хозяйка принимали гостей у входа. После приветствия гости направлялись в бальный зал. В перерывах между танцами можно было отдохнуть. Было принято ухаживать за теми дамами, с которыми мужчины сидели за столом.



Фото: ru.wikipedia.org

Одежде уделялось особое внимание. Короткие, до колен штаны были дресс-кодом для мужчин до конца 17 столетия, потом появится фрак с белой бабочкой и жилетом. Для дам шились легчайшие наряды — из шелка, газа, кружев. Бальное платье было укороченным, чтобы не мешать в танце. Бальные туалеты для молодых девушек на выданье были выдержаны в светлых тонах. Широко использовались украшения из живых и искусственных цветов. В те времена было не принято юным девушкам надевать дорогие массивные украшения. Нетанцующие дамы приезжали в длинных платьях из тяжелых тканей. Замужние женщины были обязаны появляться в головных уборах — легких шляпах, наколках из кружев или беретах.

Кстати, о беретах. Помните, у Пушкина А. С. «…кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит? Увы, давно я не был в свете ». Евгений Онегин, будучи на балу, не узнал Татьяну Ларину в эффектном головном уборе!

«О, времена! О, нравы! » На дворе двадцать первый век! И вновь появился интерес к балам, и каждый из нас стремится хотя бы раз побывать на таком мероприятии.