Главные герои рассказа тургенева воробей. Стихотворение в прозе И.С

Во все времена русским пейзажем любовались и восхищались. Истинные знатоки и любители природы ценят подобные полотна, ведь им присущ тонкий психологизм, правдивость, мягкие краски и даже своеобразная мощь. Все это особенно важно для тех, кто умеет наслаждаться увиденным, понимать и чувствовать красоту природы. И.И. Шишкин – это один из самых знаменитых пейзажистов России. Он мог легко и искусно изобразить морозную свежесть, утреннее солнце, золотистые листья и березовые рощи. При этом его полотна в точности передают действительность без приукрашиваний.

Картина Шишкина Зима была написала в 1890 году. Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу.

На переднем плане видна заснеженная лесная поляна. Возникает ощущение, что недавно прошла буря. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами. В центре стоит несколько небольших елочек. Буря их пощадила, а снег аккуратно прикрыл, подарив надежную защиту от мороза.

Кажется, что с первыми лучами весеннего солнца они встрепенутся и пойдут в рост. Подобная группа елей заметна и в правой части полотна. Слева видны кусты. Их ветви покрыты блестящим инеем. Они выделяются на фоне соседних деревьев. По сторонам расположены высокие сосны. Оттенок их коры меняется от почти черного до теплого красно-коричневого.

Шишкину удалось очень рельефно изобразить снег. Рассматривая полотно, можно заметить все холмики и даже мельчайшие ямки. У тонких натур возникнет желание протянуть к картине руку, чтобы потрогать снег.

Создается впечатление, что картина Шишкина Зима окутана легкой розовой дымкой. Кажется, что это один из зимних закатов, когда солнце не спеша прячется за горизонт. Особое внимание стоит обратить на задний план. Там виды сосны, уходящие вдаль. Это дает понять, что лес очень большой, он раскинулся на многие километры.

Все детали на полотне выписаны очень точно и тщательно. Благодаря мастерству и технике художника можно рассмотреть оттенки холодного низкого зимнего неба. При этом кажется, что чувствуешь незабываемый характерный запах зимнего воздуха. Кора деревьев изображена настолько реалистично и живо, что хочется ее потрогать и ощутить шершавость.

Автор полотна – настоящий романтик. Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту. Картина Шишкина Зима свидетельствует о том, что художник – пейзажист по призванию. Современники не зря назвали Шишкина художником совершенной действительности, ведь у этого талантливого мастера есть много преимуществ. Так, он умеет рисовать без прикрас, в точности передавая реальность. Он не пытается что-то сгладить или изобразить пригляднее.

Шишкин не боится правды, потому его пейзажи всегда ценились. В них чувствуется трепетная и вместе с тем могучая душа природы и ее русский характер. Все это достигается благодаря правдивости и точности изображения.

Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер составлянт 126 на 204 см

Зима

На своей картине великий художник Иван Иванович Шишкин изобразил великолепие снежной зимы. Дремучий, зимний лес, густо окутан белым, пушистым снегом.

Могучие деревья словно окаменели от зимнего холода. Темные, широкие стволы огромных сосен четко выделяются на фоне белоснежного покрывала. Молодые, тонкие деревья согнулись от тяжести, навалившегося на них, зимнего снега. Буквально каждая веточка многочисленных деревьев покрыта слоем пушистого снега. На одной из веток сидит маленькая птичка.

На переднем плане изображена небольшая лесная поляна, укутанная зимним покрывалом. Из под больших сугробов видны, обломанные снежной вьюгой, ветки и стволы сосен.

Справа, лес стоит густой, непроглядной, черной стеной. Слева, сквозь ветки деревьев пробивается свет. Также, вдали виднеется белая полоса света, которая манит вглубь бескрайних просторов леса.

Тишина и спокойствие царит в зимнем лесу. Снег абсолютно чистый и нетронутый, на нем не видно ни человеческого, ни звериного следа. Хвойные деревья, до наступления весны, заснули глубоким, зимним сном.

Талантливый русский художник, для написания картины, использовал белый цвет, оттенки серого, а также слегка желтоватый цвет и множество оттенков коричневого цвета. Несмотря на преобладание на полотне белого, холодного цвета, суровой картина не кажется.

Пейзаж умиротворяет и заставляет с головой погрузиться в сказочную атмосферу зимней чащи. Реалистичность картины пробуждает желание прогуляться по хрустящему зимнему покрывалу таинственного леса.

Сочинение по картине Зима Шишкина

Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения. Великий художник пейзажист, даже его фамилия говорит о его пристрастию к красоте окружающего мира. Эту композицию автор написал в 1890 году. Как и вся живопись творца, картина имеет свои характерные особенности и штрихи. Снежная мгла окутывает стволы деревьев, небесный свод и тонкую колею дорожного просвета. Больше всего поражает глубина изображения. Перспектива уводит далеко в сосновый бор, а темные текстуры лесной чащи скрывает истинную душу природы.

Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место. Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом. Сосновая роща состоит из сравнительно молодых деревьев, некоторые стволы повалены на землю, по всей видимости, еще до начала снегопадов, так как они равномерно укрыты снежным покрывалом. Острые ветви небольшого куста в левом углу, еще раз подчеркивают не рукотворное происхождение этого дивного места.

Картина изобилует красками, хотя на первый взгляд ее можно назвать черно-белой. Богатую палитру художник использует для оттенения и создания объемных образов. Деревья выполнены не только в черном цвете, но и нескольких оттенках коричневого и даже серого. Снег тоже не девственно чист. Здесь присутствуют различные цвета, в частности - желтый.

Невероятный реализм изображения в наше время можно было бы принять за фотокопию, но во времена художника такой техники еще не изобрели и люди полностью полагались на собственные силы и талант. Вот почему среди отечественных пейзажистов, Шишкин несет пальму первенства, как самый лучший рисовальщик.

3 класс, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

Сочинение по картине Зима Шишкина для школьников 2,4,6,7 класс.

Сочинение по картине Зима Шишкина 2 класс

Картину «Зима» нарисовал художник И. Шишкин. На ней он изобразил зимний день в лесу. Этот лес старый. Деревья в лесу очень высокие. На картине совсем не видно их пушистых макушек. Они где-то высоко в небе.

У деревьев толстые стволы. Внизу на них много сухих голых веток. Местами лес сильно густой. Деревья растут совсем близко друг к другу. Солнечного света сюда приникает немного. Его постоянно не хватает маленьким деревцам. Поэтому здесь их так мало.

В лесу много снега. Он не только на земле. Его видно на маленьких деревцах, кустарниках и мощных ветках взрослых деревьев. Снег необыкновенно белый и чистый. Такого в городе почти не встретишь. Погода в лесу превосходная! Безветренно. Осадков нет.

Вдали виднеется лесная полянка. Она освещена ярким солнышком. Небо над ней очень ясное. Как же хорошо в этом лесу! Так и тянет в нём прогуляться! Но вдруг я замечаю четыре наклонившихся дерева. От падения их поддерживают рядом стоящие деревья.

Я внимательно всматриваюсь в картину и вижу под снегом ещё несколько упавших стволов. Нет! В таком лесу гулять нельзя! Здесь слишком опасно! Для прогулок лучше выбрать более спокойное место.

Сочинение по картине Зима Шишкина 4 класс

Известный художник И. Шишкин очень любил лесную природу. На своей картине «Зима» он изобразил лес в зимнее время года. Этот зимний лес необычайно красив! Он весь укрыт нарядным снежным одеялом. Пушистого белого снега много везде - и на земле, и на деревьях.

В лесу растут хвойные деревья. Они уже старые. Их высокие стволы поднимаются высоко в небо. На картине видна только их нижняя часть. Местами деревья растут слишком густо. Солнечного света им не хватает. На стволах у таких деревьев совсем нет нижних веток.

На переднем плане картины деревьев мало. На одном из них сидит птичка и поёт свою лучшую песенку. Из-под снега торчат большие сухие стволы и ветки. Они упали от сильного ветра и уже давно лежат здесь. А рядом с ними растут ещё совсем маленькие деревца.

На заднем плане картины деревьев много. Несколько из них наклонились, но не упали. Их держат соседние деревья. Рядом виден проход к освещенной солнцем лесной полянке. Небо над ней чистое. Ветра нет. Вот бы погулять там немного. Ведь прогулки в хвойном лесу полезны для здоровья.

В целом художник хорошо потрудился. Картина получилась очень чёткой. Она чем-то похожа на черно-белый фотоснимок. Но это её совсем не портит. Так она смотрится ещё красивее и торжественнее.

Сочинение по картине Зима Шишкина 6 класс

На картине И. Шишкина «Зима» изображен погожий день в зимнем лесу. Картина удивляет своим чётким изображением. Художник очень точно воспроизвёл мельчайшие детали зимней природы. Он использовал небольшое количество цветов и оттенков. Несмотря на это, лес выглядит живым и настоящим.

картина Зима Шишкина фото

В лесу очень красиво! Торжественный вид картине придаёт чисто-белый цвет свежего снега, укрывшего землю и ветви могучих лесных деревьев. Этот лес хвойный. Это видно по пушистым заснеженным веткам. Лиственные деревья не смогли бы удержать так много снега на своих ветвях. Зимой у них совсем нет листвы. У этих деревьев редкая крона. Сквозь неё хорошо просматривается их тёмный ствол. Это, наверное, сосны.

Сосны в лесу уже немолодые. Деревья довольно высокие, стволы толстые, а их верхушек на картине вообще не видно. Они находятся где-то далеко за её пределами. Маленькие деревья в лесу есть, но их очень мало. В центре картины изображены три взрослых дерева. Среди них на земле лежат несколько погибших сосен. Они, вероятно, упали во время сильного ветра. Но было это давно. Их длинные стволы и мощные корни почти полностью укрыты снегом.

Ещё несколько сосен в глубине леса завалились на соседние деревья. Они еле держатся и в любой момент могут рухнуть вниз. Это создаёт в лесу тревожную обстановку. По такому лесу спокойно не погуляешь, тем более что поваленные деревья превратились в тяжело преодолимую полосу препятствий. Эта картина в полной мере позволяет насладиться красотами хвойного леса. Но, к сожалению, она не может передать ни запаха зелёной хвои сосен, ни свежести морозного воздуха, ни пения сидящей на дереве лесной птички. Не побывав в настоящем лесу, никогда и не узнаешь продолжение его давней истории.

Сочинение по картине Зима Шишкина 7 класс

Русский художник-пейзажист XIX века И. Шишкин написал множество картин на тему природы. Особенно он любил рисовать лес, и это ему прекрасно удавалось. Художник так изображал отдельные элементы пейзажа, что сомнений в реальности его существования не возникало. По мнению критиков, талант пейзажиста ярче всего выражался в почти черно-белых рисунках.

Его картина «Зима», относящаяся к позднему творчеству художника, яркий тому пример. На этой картине изображен дикий, нетронутый человеком, хвойный лес. Деревья в лесу довольно большие, с длинными могучими стволами. Их хвойные макушки поднимаются высоко в небо, но их на картине совсем не видно.

Погода в лесу отличная! Нет ни ветра, ни осадков. День довольно солнечный. Об этом можно судить по небольшому кусочку ясного неба в прогалине леса. Снег на деревьях там очень светлый. В лес уже давно пришла зима. Кругом довольно много свежего пушистого снега. Его чистейшая белизна и необыкновенная красота покоряют сердце зрителя своим великолепием.

На снегу нет ничьих следов. Создаётся впечатление, что этот лес необитаем. Но это не так. На одном из деревьев сидит маленькая птичка. Наверняка, в лесу водятся и другие животные. На переднем плане картины - три отдельно стоящие дерева. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть вокруг них несколько деревьев, лежащих на земле. Они почти полностью засыпаны снегом, но всё же хорошо различимы.

У одних деревьев переломились стволы, и из земли торчат остроконечные пни, другие - выдраны с корнями, больше похожими на ветки растущих кустарников. Эти деревья погибли, но умная природа умеет о себе позаботиться. Вокруг них хорошо видна молодая поросль леса. На заднем плане картины деревьев очень много. Справа лес более густой и тёмный, а слева – более редкий и светлый. Оно и понятно. Ведь в левой стороне хвойного леса много погибших деревьев. Некоторые из них пока ещё только накренились над землёй.

В целом картина получилась очень интересной. Художник показал не только красоту леса, но и процесс его обновления. Старые деревья погибают, а на их месте появляются новые. Этот процесс всё время повторяется. Один цикл сменяет другой. Таким образом, жизнь леса продолжается. А это значит, что ещё не одно поколение человечества сможет наслаждаться красотой и величием дикой лесной природы.

Методическая разработка урока.

8 класс. Русский язык. Учебник «Русский язык. 8 класс» М.М. Разумовская. Изд. Москва. Дрофа. 2008

г.Нижний Новгород

МБОУ СОШ №45,

Н.М.Подковырина

учитель высшей категории

Тема

Комплексный анализ текста (И.С. Тургенев «Воробей»).

Цель:

Закрепление темы «Типы сказуемых».

Повторение основных речеведческих понятий (основная мысль, стиль, тип речи, структура текста).

Проведение комплексного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств (особое внимание уделить АНТИТЕЗЕ).

Работа над нравственными понятиями: любовь, долг, уважение, героизм.

Развитие творческих способностей в построении собственного текста.

Умение самостоятельно находить материал по предложенной теме.

Ход урока.

$11. Работа с текстом упражнения № 59

$12. Выразительное чтение текста. Фонохрестоматия.

$13. Слово учителя.

Итак, перед нами стихотворение в прозе «Воробей». Эта лирическая миниатюра, замечательный» этюд с натуры» является составной частью маленьких поэм, входящих в цикл «Стихотворений в прозе» замечательного русского писателя И.С. Тургенева.

Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей родины.

$14. Работа с классом.

Что такое стихотворение в прозе?

(Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза. Ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички (т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи).

Орфографическая работа. Объяснить орфограммы в словах:

По аллее, вдоль аллеи, сбросил, неподвижно, беспомощно, медленно, растопырив, прораставшие, все-таки, как бы, взъерошенный, искаженный, отчаянный, смущенный, близкого, желтизна.

Пунктуационная работа. Найти предложения с деепричастными оборотами. Сделать синтаксический разбор одного из них.

Выписать грамматические основы всех предложений. Определить типы сказуемых.

5. Анализ текста:

- К какому стилю речи принадлежит данный текст?

(Это художественный стиль, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие. Очевидны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность, выразительность.)

Определить тип речи.

(Это повествование с элементами описания. В центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий. Описывается молодой воробей, старый воробей).

Определите основную мысль текста.

Выпишите наречия и определите их роль в тексте.

6. Давайте понаблюдаем за тем, как описаны действия в этом тексте:

- Возвращался и шел – однородные сказуемые. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, причем это синонимы, обозначающие одно и то же действие.

Наречие вдруг как бы сигнал к резкому повороту событий, к началу действия. Обратим внимание на взрывную звуковую сторону этого слова: 4 звонких согласных и 1 гласный звук. Отсутствие гармонии, благозвучия.

- уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - вот она завязка действия. Резко уменьшила и медленно начала красться (замедленность показана на лексическом и морфологическом уровне);

- глянул и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ . Итак, действие и его результат.

- упал и сидел, растопырив … последовательность действий. Добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья.

Как показана беспомощность маленького воробья?

(На лексическом и на морфемном уровнях. Наречия НЕПОДВИЖНО , БЕСПОМОЩНО , деепричастный оборот ЕДВА РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ ; суффикс –ЫШК - уменьшительно-ласкательный. Крылышки не просто маленькие, они ЕДВА прорастали.

Почему так много однородных сказуемых?

(Конкретизация, дробление действия помогает нарисовать образную картину).

Опять события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО

И вновь наречие ВДРУГ резко меняет обстановку.

СОРВАВШИСЬ С БЛИЗКОГО ДЕРЕВА

Давайте попробуем заменить деепричастие глаголом. Что изменится?

(Как вдруг сорвался с близкого дерева старый черногрудый воробей и камнем упал перед самой ее мордой). Теряется динамика, действие замедляется. С деепричастным оборотом действия совершаются одновременно, молниеносно

Вернемся к описанию.

Как описан молодой воробей? А старый воробей?

А описана ли собака?

(есть только признаки предмета, о действиях которого повествуется…ЗУБАСТАЯ РАСКРЫТАЯ ПАСТЬ, ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ ).

Что положено в основу описания?

(Антитеза).

На каком языковом уровне дано противопоставление?

(Прежде всего на лексическом).

Кто кому противопоставлен?

(Молодой воробей с желтизной около клюва старый черногрудый воробей.)

Антонимы: молодой – старый. Цвета: желтизна – черный. Грудь – около клюва (маленькая грудка)

- МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО – ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ (разница слишком очевидна. Не просто маленький – большой, а маленький – громадный, т.е. полярные точки). – Выделите суффиксы, определите их значение.

- ЕНЬК - уменьшительно-ласкательный.

- ИЩ- увеличительно-пренебрежительный (но здесь отсутствует оттенок пренебрежительности). Значит, противопоставление дано не только на лексическом, но и на морфемном уровне.

Итак, сзади ДЕТИЩЕ , а впереди ЧУДОВИЩЕ . Почему чудовище – понятно, а почему детище? (В равной степени воробью дорого свое детище и страшно чудовище)

Есть ли еще в тексте антитеза? (Морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк).

- МОРДА и ПАСТЬ . Какова стилистическая окраска этих слов? (Разговорная, грубоватая. Но в данном тексте она уместна).

- КАМНЕМ УПАЛ . Какую картину помогает нарисовать эта метафора?

(В основе метафоры лежит сравнение, помогающее нарисовать картину стремительного падения).

Найдите в тексте слова, ярко описывающие поведение «маленькой героической птицы». Автор использует эмоционально-экспрессивную лексику (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

Как показано, что старый воробей жертвовал собой? (ОН РИНУЛСЯ СПАСАТЬ, ОН ЗАСЛОНИЛ СОБОЮ СВОЕ ДЕТИЩЕ … НО ВСЕ ЕГО МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО ТРЕПЕТАЛО ОТ УЖАСА, ГОЛОСОК ОДИЧАЛ И ОХРИП, ОН ЗАМИРАЛ, ОН ЖЕРТВОВАЛ СОБОЮ!) Особенно выразительна здесь роль глаголов. Они передают точно и образно все мельчайшие оттенки действия. Средством выразительности здесь выступает и синтаксис. (Повтор ритмически подобных синтаксических конструкций).

Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).

Какова здесь функция многоточия? (Фигура умолчания дает возможность дорисовать картину, представить весь тот невыразимый ужас, который испытывала «героическая птица».)

Какова роль противительного союза НО? (Несмотря на весь героизм, жертвенность очевидна, силы были слишком неравными. Показывает безнадежность, отчаяние, страх маленькой птички перед громадным чудовищем).

«КАКИМ ГРОМАДНЫМ ЧУДОВИЩЕМ ДОЛЖНА БЫЛА ЕМУ КАЗАТЬСЯ СОБАКА!».

Каким является предложение по интонации? Обратите внимание на порядок слов в предложении. (Здесь выразительным средством является инверсия).

Почему же воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? (Он не сам упал, а какая-то сила сбросила его оттуда).

Что же это за сила? (ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ).

Что значит благоговеть?

В каком времени ведется повествование? Обратите внимание на глаголы.

(Это глаголы прошедшего времени совершенного вида).

А вывод? (ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ).

Основная мысль, которая стала афоризмом, несущим философское жизнеутверждающее звучание, вселяющая надежду выражена глаголами настоящего времени несовершенного вида. Т.е. это вечно, есть всегда, в каждый момент и никогда не исчерпает себя.

В каких еще произведениях мы встречались с похожей ситуацией?

(Л.Толстой «Орел», Ушинский «Орел и кошка», Носов «Белый гусь»).

Почему Тургенев назвал воробья «героической птицей»? Как вы думаете какой поступок можно назвать героическим?

(ГЕРОИЗМ - это поступок, сопряженный с риском для жизни. Когда тебе страшно, ты боишься, но все-таки жертвуешь собой, т.к. то, ради чего ты жертвуешь, вмещает в себя гораздо больше, чем твоя жизнь. В этом и заключается гармония жизни, природы.)

А всякий ли поступок, связанный с риском для жизни, мы назовем героическим?

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение «Героизм…что это?..» - 1 вариант, «Любовь сильнее смерти – 2 вариант. (Привести примеры из художественной литературы).


Контакты:

Подковырина Нина Михайловна

Тел: 8-952-477-50-80

Почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

К числу вершин поэтического мастерства, несомненно, относится цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева - миниатюр, затрагивающих различные стороны человеческой жизни. Доказательством этому может служить краткий анализ «Воробья».

Тургенев в этом небольшом по объему стихотворении прибегает к описанию сцены из жизни природы, но наполняет происходящее особым философским смыслом, что позволяет перенести все происходящее в сферу человеческих отношений.

Сюжет произведения

Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек - желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки. Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение - это важно для анализа - воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке. Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.

Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев - анализ поведения птицы уже подвел к этому - отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.

Художественные приемы

Описанная сцена вызвала живой отклик в душе писателя. Понять волнение автора и его восхищение поведением воробья помогают средства выразительности. Прежде всего, это ряд прилагательных и глаголов, точно передающих состояние всех героев миниатюры. Отчаянный, взъерошенный, искаженный воробей трепещет и замирает перед громадной собакой-чудовищем. Но он не может поступить по-другому: ведь жизнь ребенка ему дороже его собственной.

Очень важны детали, помогающие представить контраст между псом и птицами и, следовательно, трагизм происходящего: большая, с зубастой раскрытой пастью собака, беспомощный, с желтым пухом на голове птенец и маленькая, но «героическая» воробьиха.

Накал чувств передает и сбивчивость повествования, речь рассказчика - повествование ведется от первого лица - характеризуется обилием многоточий и прерывистых фраз. Их анализ - «Воробей» Тургенева в этом смысле можно считать совершенством всех творений писателя - помогает понять состояние человека, наблюдающего за происходящим. Он благоговеет перед маленькой птицей, в которой воплотилась великая сила материнской любви, и делится своими раздумьями с читателем, способным, по его убеждению, понять все произошедшее так же, как понимает он сам - отсюда прямое обращение «не смейтесь» и указание на сокровенность мыслей («думал я»).

Идейный смысл стихотворения

Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?

Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева - это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.

А на это способен далеко не каждый. Задача автора - привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.

В чем бессмертие произведения?

Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской. Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу - на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.