Сделать задания по композиции и цветоведенью. Законы композиции

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

Задание 1. Силуэт и поле

Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

Материал:

Задание 2. Главное – второстепенное

Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

Последовательность выполнения задания:

Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

Рис. 19. Силуэт и поле:

а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве


Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве;

г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

Примечание:

композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

Последовательность выполнения задания:

1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

Материал:

Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

Примечания:

1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

Типичные ошибки:

неравенство площадей фигур после преобразования;

нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

нет стилевого единства членений.

Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны

Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “сжатие”

Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “кручение”


Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “поворот”

Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

Типичные ошибки:

фигура распадается на два элемента;

направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

Последовательность выполнения задания:

1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

Последовательность выполнения задания:

Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.

Любой макет полиграфии состоит из определенных элементов, например: текст, фотографии, иллюстрации, фигуры и линии, цветовые пятна, различные элементы дизайна и т. д. От того насколько грамотно элементы подобраны друг у другу и зависит целостность композиции и Среди законов компоновки элементов можно выделить контраст, нюанс и повторение (тождество). Это основные принципы построения композиции, которые прослеживаются в той или иной мере почти в каждом дизайне полиграфии. Так как без них практически не возможен, они заслуживают более детального изучения. Итак, в этой статье я расскажу о том, что такое контраст, нюанс, повторение и покажу где оно используется на конкретных примерах.

Контраст - резкое различие элементов по тону, цвету или размерам. Самым контрастным можно назвать черный текст на белом фоне, который вы читаете или на оборот - белый текст на черном фоне. Всю информацию в макете можно разделить на более важную и менее важную, поэтому контраст используют, чтобы выделить один элемент относительно другого или обратить больше внимания на какую-то часть макета.

Нюанс - противоположность контраста. Очень слабая между элементами макета. Его используют для дополнения макета менее важной информацией, едва просматривающейся на фоне или среди другой информации. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях макета, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Повторение (тождество) - повторение элементов. Возможно видоизмененных, но легко узнаваемых. Повторяющиеся элементы дизайна придают макету целостность и единый стиль оформления.

Все эти три принципа свободно уживаются в одном макете. Хотя их сочетание может различаться в любом дизайне просматриваются контрастирующие элементы, повторение стиля и менее контрастные детали хорошо дополняющие макет. Теперь приступим к конкретным примерам:

В данном буклете представлена реклама рыбного продукта - икры. В качестве основных дизайнер использовал два цвета: красный (цвет икры) и зелёного (цвет зелени или воды). Красный цвет очень хорошо контрастирует с желто-зеленым. Если присмотреться к фону, можно заметить пузырьки воздуха или увеличенную икру. Они едва видны и почти сливаются с фоном, поэтому здесь явно используется нюанс. Красная заливка в верхней части макета и красная волна в нижней повторяется и на внутренней стороне. Также главное слово "рыбспецпродукт" выделено с помощью размера и белой обводки, которое делает его видным даже на красном фоне.

Тема следующей листовки - какой-то аппарат для поездов. Здесь, как и на прошлой на фоне едва просматриваются железная дорога, что тоже напрямую связано с темой листовки. Чередование контрастных блоков позволяет легко воспринимать информацию, а также благодаря их правильно подобранному повторению создается ощущение целостности макета. Интересно, что сами блоки сделаны в технологичном стиле по форме рекламируемой детали.

В этом макете в качестве повторяющегося дизайнерского элемента используется дуга или овал выходящий за пределы листовки. Если присмотреться, во внутренней части листовки можно увидеть те же дуги полу прозрачные и не очень заметные. Это использование нюанса. Контраст виден в том, насколько хорошо выделены заголовки каждой полосы буклета и другая важная информация.

Итак, абсолютно в любом макете можно заметить использование контраста, нюанса и тождества. Их сочетание может быть различным, однако применение этих простых законов композиции сделает ваш для зрителя и грамотным с точки зрения рекламы.

Подробнее о законах композиции в этом видео:

(Visited 11 776 times, 8 visits today)

Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.

Монохромная модель (одноцветная гармония) . Из определения видно, что равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком какого-либо из них. Самая простая модель.

Ярким примером монохромной цветокоррекции может служить сепия - придание изображению какого-либо оттенка коричневого цвета с целью имитации старой чёрно-белой фотографии.

СЕПИЯ

При использовании монохромной модели в фото или видео производстве нужно помнить следующее: цвета, находящиеся в цветовом круге, делятся на два типа - тёплые и холодные (о них мы расскажем позже).

Если в изображении Вам необходимо передать атмосферу уныния, неизвестности, враждебной пустоты или душевного холода - лучше пользоваться холодными цветами и оттенками.

Если же Ваш творческий замысел отражает позитивное настроение, безмятежность, умиротворённость - тонировать изображение лучше тёплыми цветами и оттенками.

В принципе, это правило применимо ко всем моделям, учитывая тот факт, что в любом случае какой-то один цвет или оттенок в изображении будет преобладающим (интенсивным). Синеватый оттенок человеческого лица в прекрасный солнечный день - дисгармония. Синеватый оттенок человеческого лица лунной холодной ночью - гармония.

Контрастная модель (двухцветная гармония) . Цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.

Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом но… Если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Именно основываясь на принципе контрастной модели ныне очень модная цветокоррекция изображения TEAL&ORANGE получила очень широкое распространение не только в фотографии и кинематографе, но и на телевидении. Не очень сложная в исполнении, но очень гармоничная модель.

Трёхцветная равномерная (триадная) модель . Трёхцветная гармония . При создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки. Проще - в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.

Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.

Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония) . В этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличии от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония) . Количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

Квадродоминирующая модель (альтернативная четырёхцветная гармония) . В этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.

Существует ещё аналоговая модель (аналоговая гармония) , позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.

Говоря о цветовой гармонии в процессе создания своей индивидуальной формулы цветокоррекции, необходимо рассказать о видах и особенностях цветовых контрастов. Контраст возникает между двумя цветами с чётко выраженными различиями. При этом если различия достигают своего предела, контраст называется полярным (или диаметральным). Самые простые примеры - чёрный-белый, большой-маленький, холодный-горячий. При этом зрительно различить контраст можно только сравнением. Мы можем определить, что нарисованная на бумаге линия длинная, если для сравнения перед нами будет нарисована линия короче. И в то же время длинная линия станет короче по сравнению с более длинной. Таким же образом ощущения от одного цвета могут быть ослаблены или усилены с помощью другого контрастного цвета.

На сегодняшний день в колористике описаны семь контрастных проявлений цвета :

1.

2.

3. Контраст холодного и тёплого

4.

5.

6.

7. Контраст по площади цветовых пятен

Каждый из контрастов обладает своим особым характером, художественной значимостью, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию, благодаря чему колорист может открыть для себя основные художественные возможности цвета.

Контраст по цвету достаточно простой потому, что его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.

Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных. Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.

Контраст по цвету позволяет получить великое множество совершенно различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов. Выразительные возможности контраста по цвету позволяют подчеркнуть в изображении и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность. Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.

Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы вообще. В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Контраст белого и чёрного - самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах,

а контраст жёлтого и фиолетового - в хроматических цветах.

Контраст светлого и тёмного в хроматических цветах подразумевает использование основного цвета в сочетании с дополнительным, полученным в результате изменения насыщенности основного (+/- серый).

При этом существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и как бы стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и как бы стремится внутрь.

Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения, а в фотографии и кинематографе именно контрастом светлого и тёмного в кадре создаётся перспектива: чем дальше от объектива, тем светлее изображение и наоборот. При цветокоррекции об этом стоит помнить.

Контраст холодного и тёплого.

Жёлтый

Жёлто-оранжевый

Оранжевый

Красно-оранжевый

Красный

Красно-фиолетовый - это ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА , а

Жёлто-зелёный

Зелёный

Сине-зелёный

Синий

Сине-фиолетовый

Фиолетовый -

ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА .

На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине: как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.

Исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения (затормаживает), а красно-оранжевый его стимулирует (возбуждает).

Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами. Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.

Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого , имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения. Различные способы проявления этого контраста не только расширяют круг его выразительных возможностей (та же цветокоррекция TEAL&ORANGE ), но и делают его в фотографии и кинематографе важнейшим изобразительным средством для передачи пластических ощущений и перспективы - более удалённые от объектива предметы всегда должны казаться более холодными.

Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет. В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:

Жёлтый - фиолетовый

Жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый

Оранжевый - синий

Красно-оранжевый - сине-зелёный

Красный - зелёный

Красно-фиолетовый - жёлто-зелёный

Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают (и уравновешивают) друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый). Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.

Симультатный контраст - явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультатно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения. В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения. Симультатный контраст может возникать в тех случаях, когда колорист в выборе цвета намеренно или случайно отклоняется от правил, присущих определённой цветовой модели. Например, в случае контрастной модели (двухцветная гармония), в качестве дополнительного цвета к основному жёлтому берётся не фиолетовый, расположенный напротив жёлтого, а сине-фиолетовый или красно-фиолетовый, расположенные рядом с фиолетовым.

В случае трёхцветной равномерной модели (трёхцветная гармония), если в триаде синий - жёлтый - красный вместо синего выбрать сине-зелёный цвет в качестве фона, то красный и жёлтый на нём будут симультатно возбуждаться и проявлять себя совсем иначе, чем на синем фоне.

Возможность возникновения симультатного контраста уменьшается и при наличии контраста светлого и тёмного, то есть при использовании цветов в разной степени их осветлённости. Намеренно добиваться в фотографии или кино симультатного контраста вряд ли есть необходимость, а вот почему он возникает и как его избежать - знать нужно.

Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью. Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.

3. Чистый цвет можно "разбавить" серым, нейтрализовав сам цвет и придав ему блеклый, "слепой" оттенок.

4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.

Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.

Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.

Чтобы добиться выразительности в композиции, используя только контраст по насыщенности, необходимо блеклые цвета сформировать на цветовой основе насыщенных: чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий - с блеклым синим и т.д. В противном случае (чистый красный + блеклый синий) контраст по насыщенности может быть заглушён, например, контрастом тёплого и холодного, и тогда его тихая и спокойная выразительность останется под вопросом…

Контраст по площади цветовых пятен.

Исключительная особенность этого контраста - способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Проще говоря, контраст по площади цветовых пятен определяет количественно-пространственные отношения между двумя или несколькими цветами с целью определения степени их уравновешенности в композиции изображения. Силу воздействия цвета на зрителя определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Именно за размеры цветовых пятен отвечает данный контраст. Ввиду того, что и само понятие цвета субъективное, и геометрические размеры отдельных сложных элементов изображения определить трудно, соотношения площадей цветовых пятен тоже носят приблизительный характер, доверяя скорее глазомеру художника, чем числовым отношениям и расчётам. Но всё же… Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми значениями:

Жёлтый - 3

Оранжевый - 4

Красный - 6

Фиолетовый - 9

Синий - 8

Зелёный - 6

Соотношения гармоничных размеров плоскостей для этих цветов будут выглядеть, например, так:

Жёлтый: оранжевый = 3: 4

Жёлтый: красный = 3: 6

Зелёный: фиолетовый = 6: 9

Такая система количественных отношений действительна только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При изменении насыщенности меняются и соответствующие размеры световых пятен, которые должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться самим изображением.

Всё, о чём было сказано в этом разделе статьи, поможет и фотографу, и видеографу создать в своих работах гармоничный цветовой баланс не только на этапе цветокоррекции, но и на этапе подготовки к съёмке. Зная особенности основных цветовых моделей и видов контраста, можно грамотно расставить декорации, подобрав в интерьере цветовые соотношения не по принципу "Как красиво!!!" а по принципу "Как гармонично!!!", можно заранее расставить соответствующие цветовые акценты, уравновешивающие композицию кадра, можно со знанием дела подобрать правильное цветовое решение в одежде персонажей…В любом случае, Ваши творческие фантазии обретут качественный, законченный вид и не будут вызывать ощущения нехватки или переизбытка чего-то…

Контраст светлого и тёмного основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета.

Контраст между светлыми и тёмными цветами или тонами создаёт эффект усиления качеств обоих. Светлый цвет кажется ещё светлее рядом с тёмным или на фоне, а тёмный - ещё темнее.

Используя разделительную технику в светлотном контрасте, можно добиться различных впечатлений.

Впечатления: драматичности, формальности, динамики, движения, ритмичности, эффект пространства.

Контраст светлого и тёмного. Образ: Any Davray

Контраст светлого и тёмного, эффект резкости. Волосы: Юрий Демченко

Контраст светлого и тёмного основаный на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета.

Контраст насыщенности заключается в противопоставлении ярких и тусклых, насыщенных и блеклых, нейтральных цветов.

При контрасте насыщенности цветов одного тонального ряда менее насыщенный приобретает неповторимый индивидуальный оттенок. Наиболее сильный контраст достигается сопоставлением первичных и нейтральных цветов. Блеклые цвета кажутся более живыми в окружении ярких цветов.

Впечатления: спокойствия, изысканности, ощущения пространства.

Контраст по температуре. Наибольший эффект такого контраста достигается соединением тёплых и холодных цветов. Исключает контраст тёмного и светлого, все цветовые тона композиции должны быть одинаково светлыми или одинаково тёмными.

Контраст будет умеренным между «тёплыми» и «горячими», «прохладными» и «холодными» цветами.

Чем ближе цвет друг к другу в пределах одной цветовой группы, тем меньше будет контраст.

Впечатления: ощущения вибрации, столкновения, приближённости или отдалённости пространства.

Контраст по температуре. Образ: LOreal Professionnei

Контраст дополнительных цветов - это комбинация цветов находящихся друг против друга в цветовом круге.

Этот вид контраста наиболее впечатляющий, так как в каждом сочетании цветов содержится сильный контраст светлого и тёмного, а также холодного и тёплого. Когда цвет находится в окружении своего дополнительного цвета или рядом с ним и оба цвета насыщены, достигается максимальный контраст.

Впечатления: выразительность, вибрация, ощущения пространства. Используется для создания ощущения полного равновесия и гармония.

Пример контраста дополнительных цветов в моделировании образа:

Контраст комплиментарных (дополнительных) цветов. Образ от Matrix

Контраст комплиментарных цветов Образ: Александр Крашенинников для WELLA

Контраст комплиментарных цветов. Образ: Екатерина Гарус для WELLA

Контраст площадей. Цвета могут сочетаться друг с другом в различных пропорциях по площади. Контраст площадей характеризует размерное соотношение между двумя или несколькими цветными площадями.

Силу воздействия определяют два фактора: яркость и размер цветовой площади. Для гармонизации размеров цветовых площадей необходимо соблюдать следующие соотношения:

Исходя из максимально занимаемой фиолетовым цветом площади (9 квадратов из 9), гармоничные размеры площадей для первичных и вторичных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

Жёлтый - 3 из 9
Оранжевый - 4 из 9
Красный - 6 из 9
Фиолетовый - 9 из 9
Синий - 8 из 9
Зелёный - 6 из 9
Тогда соотношения между
Жёлто-красным - 3:6,
Жёлто-оранжевым - 3:4,
Жёлто-зелёным - 3:6,
Жёлто-синим -3:8,
Жёлто-фиолетовым -3:9.
\Различные контрасты цветовых площадей создают разные впечатления: от драматично-формального до мягко-деликатного.
Сильные контрасты цветовых площадей.

Мягкие контрасты цветовых площадей.

Пример контраста площадей в дизайне (здесь ещё контраст комплиментарных цветов)

Симультанный контраст основан на восприятии человеческим глазом дополнительных цветов. Каждый чистый цвет физиологически требует противоположенного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно воспроизводит ощущении присутствия необходимого дополнительного цвета.

Серый цвет зрительно прио

бретает цвет, дополнительный фону: на красном - зелёный; на жёлтом - фиолетовый; на синем - жёлтый.

Любой цвет, расположенный рядом с другим цветом или на его фоне, также подвержен симультанному контрасту.
Жёлтый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом - серо-фиолетовый.
Синий цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом не меняется, на жёлтом приобретает фиолетовый оттенок.
Жёлтый цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на синем - оранжевый, на фиолетовом не меняется.
Синий цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на фиолетовом - жёлтый.
Впечатления: один и тот же цвет на разных фонах будет «вести себя» по-разному, в каждом случае приобретая свой оттенок и вызывая различные эмоции.
На белом фоне все цвета становятся более тёмными и менее яркими.
На сером фоне смягчается сила цвета, прибавляется сочность, но фон принимает оттенок дополнительного цвета.
На чёрном фоне все цвета становятся светлее и ярче.

Любой цвет, расположенный на заднем фоне, может обладать оптическими иллюзиями: увеличиваться, уменьшаться, отступать или выступать.

Белый квадрат на чёрном фоне кажется более крупным, чем чёрный квадрат на белом фоне (внутренние и внешние квадраты одинаковы).

Красный, оранжевый и жёлтый выступают; зелёный, синий и фиолетовый отступают.
Ахроматические цвета не создают движения, но в сочетаниях способны выявлять глубину, пространственность и движение.

Дизайн-макет любого сайта предполагает наличие определенного набора элементов, из которого и складывается интерфейс).

Все эти элементы, исходя из задач интерфейса и потребностей пользователей, должны быть расположены в макете. Понятно, что пользователи, решая свои задачи, последовательно будут обращать внимание на разные элементы. Понятно, что есть, элементы более важны, есть менее важные. Для решения как раз этой задачи – управление вниманием пользователей – и необходимо знать и уметь применять базовые правила контрастов.

Ваши пользователи:

  • Мало кликают по кнопке?
  • Не видят важную информацию?
  • Не понимают куда нажимать?
  • Уходят не совершив целевые действия?
А может быть дело в контрасте? Просто они не обращают внимания на важные элементы?

Прочитайте простые правила контрастов и посмотрите на свой сайт, уверен -вы сможете найти варианты улучшения своих интерфейсов.

И так: контрастные элементы на сайте способны привлечь больше внимания пользователей. Рассмотрим основные виды контрастов.

Контраст размера

Более крупные объекты на сайте воспринимаются пользователями лучше, они привлекают больше внимания, чем маленькие.


Примером использования контраста размера являются разные шрифты. Более важная информация выделяется большим шрифтом.

На примере заголовок большего шрифта, поэтому более заметен и читаем, чем остальной текст. Еще один пример контраста размера можно увидеть на этом же примере. Важно целевое действие, реализовано кнопкой «Да», более крупного размера, чем «Отмена». Это усиливает желание нажать на неё. Варианты отказа правильнее делать менее контрастными, в том числе и за счет меньшего размера.

Контраст цвета

Контраст цвета – это разница между яркостью цветов. Контраст показывает насколько цвет светлый или темный.


Контрастный цвет на сайтах используют для выделения основного действия.
На картинке первый экран главной страницы сайта AskUsers, кнопка «Зарегистрироваться» выделена красным цветом, она является контрастной основным цветам первого экрана – зеленому, черному и белому.

Контраст формы

Сложные объекты вызывают больше нашей реакции, чем простые. На сложных объектах мы дольше фокусируем свой взгляд.

Если нужно сконцентрировать внимание на объекте можно сделать его сложнее других, и его обязательно заметят!

Пример использования контрастов цвета и формы:

Контраст движения

Движущиеся объекты привлекают больше внимания пользователей и никогда не останутся незамеченными. Для управления вниманием пользователя эффективно использовать анимацию.


Примером может служить «прыгающая трубка» обратного звонка, которую вы наверняка встречали на коммерческих сайтах, подталкивает пользователей нажать на неё.