Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому.

По собственному опыту знаю, что написать стилистический анализ не так просто, как кажется. Многие люди просто отчаиваются и бросают работу, делают "абы как", а зря. Это полезное умение, позволяющее шире взглянуть на любой текст.

Может быть, моя работа кому-нибудь пригодится, и кто-то, ознакомившись с моим, напишет свой гениальный анализ. Я получила за него довольно хорошие (а в сравнении с большинством сокурсников - даже очень, 4 с чем-то из 5 за каждый) баллы, однако не могу сказать, насколько он точен, ибо проверка производилась дистанционно.

В любом случае, вот мои примеры стилистического анализа, буду рада вашим комментариям, если он как-то заинтересует вас или поможет в работе или творчестве.

1. Заколдованная буква
(Драгунский «Денискины рассказы»)

Она (елка) лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
- Смотрите, а на елке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
- Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
- Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!
Потом Мишка упал в обморок и застонал:
- Ах, мне плохо! Сыски…
И стал икать:
- Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:
- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Анализ:
Данный отрывок является сочетанием повествования от лица действующего персонажа и прямой речи героев художественного произведения (рассказа). Стиль разговорный, автор намерено делает речь каждого героя индивидуальной (рассказчика, Аленки и Мишки), что подчеркивается передачей звуковой составляющей беседы («сыски» (неправильный выговор ребенка) и междометия-звуки – «ик», «ха-ха-ха», «ой»), которая в свою очередь придает юмористически-абсурдный характер тексту. Даже невинные на первый взгляд описания действия-реакции - У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо – с помощью гротеска (в видении ребенка) создает комический эффект (как и «упал в обморок» - преувеличение, на самом деле обморока не было).
Характерная непринуждённость (употребление просторечий и слов разговорной лексики – дурак, орал, девчонка, поднажал, поддать жару, пересмеять), образность (образы разных по характеру и межличностным отношениям в данной группе участников полилога), эмоциональность (повторы реплик о шишках, знаки препинания (восклицательный знак, многоточие (апосиотеза)), выражающие эмоции), субъективность (в содержании высказываний, речи от лица рассказчика, в эмоциональности)).
Краткие, неполные реплики («Умру от смеха!», «Сыски.», «Ах, мне плохо!») также являются основной чертой разговорного стиля.
В отрывке часто встречаются подчеркивающие авторскую оценку и эмоциональность элементы: восклицательный знак, восклицательный знак с многоточием, многоточие.

Автор устами одного из действующих лиц раскрывает перед нами небольшую картину: трое друзей, очевидно, младшего школьного возраста или еще младше, гуляя во дворе, наткнулись на новогоднюю елку, на которой обнаружили шишки. Соревнование мальчишек как между собой, так и против подруги, ситуация, которая могла бы произойти с каждым ребенком, придают реалистичности и особой выразительности рассказу. Хоть произведение и рассчитано на детскую аудиторию, это не сказка, а как бы возможность подглядеть в замочную скважину за обычной жизнью обычных, близких читателям, ребят, чем объясняется популярность такого рода произведений у аудитории.

***
2. А. С. Пушкин – Капитанская дочка (Глава IV)
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста. У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею во всем околотке. С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал.
Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. Но мир был прерван внезапным междуусобием.
Анализ:
Данный фрагмент повести А. С. Пушкина является повествовательным. Представлен монолог от первого лица. Речь других участников действия в отрывке отсутствует. Главный герой рассказывает о событиях своей жизни в определенный промежуток времени, а также о вызванных ими впечатлениях и чувствах. Связь между абзацами текста параллельная.
В первом абзаце рассказчик говорит про впечатления от Белогорской крепости, описывает своих хозяев и отношения с ними – Ивана Кузмича, его жену Василису Егоровну и их дочь Марью Ивановну, - кратко, но объемно, позволяя читателю создать вполне живой образ даже на основе этих фактов. Подводя краткий итог своим наблюдениям, он вскользь упоминает уже знакомого читателю Швабрина, бросая на него легкую «тень», как он – на Василису Егоровну, персонажа повести. Предложения связаны цепной связью.
Во втором абзаце предложения связаны цепной связью. Автор открывает нам больше о главном герое его же устами и глазами. Он говорит о своем повседневном быте, становится понятна его любовь к чтению и сочинительству, что как бы приближает рассказчика к своему создателю, автору. Имеет место и небольшой иронический момент: безуспешные учения солдат и описание их «дремучести» через излишнюю набожность, видимо, осуждаемую как рассказчиком, так и автором текста. Предложение «Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею во всем околотке» не указывает лицо, так как предложения до и после этого в качестве подлежащего имеют местоимение «я» и лицо очевидно. Здесь, упоминая Швабрина, автор использует инициалы, что придает оттенок пренебрежения и одновременно отдаления героев (а не дружеской фамильярности при обращении просто фамилией).
В третьем абзаце предложения связаны между собой цепной связью, что является признаком повествования.
Использованы общеупотребительные слова и слова, объединенные военной тематикой (комендант, крепость, смотры, учения, караулы, гарнизон, офицер, поручик, крепость). Особенностью является сочетание книжной и разговорной лексики. Лексическая составляющая текста подчеркнута архаизмами (дичиться – пугаться (совр.), вестовщица – сплетница, околоток – окрестность, охота - здесь «желание»), устаревшими формами слов (окончание –ию, -ою и т.д.), жаргонизмами и профессионализмами (особенно касающимися военной службы: комендант, крепость, смотры, учения, караулы, гарнизон, офицер, поручик, крепость). Автор также использовал сочетания «богоспасаемая крепость», «всегдашние шутки», формы слов «домком» (т.е. небольшим домом), «кривой поручик» (описание внешности), «незаметным образом» (т.е. незаметно), обращая внимание на особенности речи и характера рассказчика. Тропы «принят как родной» (сравнение – словно родственник), «доброе семейство» (согласованный эпитет качества – добропорядочное, хорошее), «колкие замечания» (согласованный эпитет – задевающие за живое по своему содержанию) и т.д. обнажают богатую индивидуальную речь рассказчика. Повтор слова «другого» в предложении «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал» наводит на мысль о двусмысленности высказывания: скорее всего, рассказчик не желал другого не только касательно общества, но и жизни в целом, о чем нечаянно упоминает сразу после имени Марьи Ивановны.
Инверсия в большинстве случаев является особенностью речи времени рассказчика. Перед союзом «но» автор использует точку с запятой в предложениях:
1. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
2. С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною.
Это сделано для того, чтобы сохранить обе мысли в одном предложении, не разбивая его на два, что, очевидно, казалось для автора важным. При этом в предложении «Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. Но мир был прерван внезапным междуусобием» предложения намерено разбиты. Подобный прием придает особое значение второму предложению, которого не было бы, будь оно просто частью первого, выделяя его.
Проведя стилистический анализ, мы пришли к выводу, что в данном отрывке представлен текст художественного стиля.

3. «Незаметный.блокнот» Артемий Звершховский
Раз.
Сам себя поднимаешь утром с кровати за уши.
Два.
Не спеша открываешь дверь, закрытую изнутри.
Казалось, что одиноко - это когда никого снаружи.
А оказалось, одиноко - когда никого вну-
три.

Данное стихотворение представляет собой четверостишье в семь строк с перекрестной рифмой вида АВАВ. Его основу составляют общеупотребительные и стилистически нейтральные слова, которые формируют номинативный ряд без оглядки на оценку или какие-либо особенности говорящего. Лексическая база стихотворения представлена наречиями – не спеша, изнутри, одиноко, снаружи, внутри; местоимениями – сам, себя, что, когда, никого, это. Они формируют эмоциональную окраску произведения, описывающего внутренний мир и переживания лирического героя.
Строфа объединена общей тематикой – построена в виде пронумерованного списка, от одного до трех «пунктов»-рифмованных строк. Автор сегментировал каждый «номер» на отдельную строку, чтобы подчеркнуть это своеобразное разделение. Три пункта – три «мысли» героя. Они связаны цепной связью и идут друг за другом в правильном порядке повествования, особенно первые две (подъем с постели и выход из комнаты). Последняя стоит особняком как по содержанию (переход от непосредственно действий к размышлению), так и по форме, и присоединена к остальным параллельной связью. Здесь «номер» выставлен не в начале, а в конце строки, причем задействована внутренняя форма слова (вну-три – как одно слово «внутри» и как последний пункт, цифра три). Автор сравнивает человека с комнатой, о которой шла речь в начале строфы, примеряя те же пространственные понятия «изнутри-внутри, снаружи» к мироощущению и душе своего героя.
Амплификация (изнутри - внутри), инверсированный оборот «поднять за уши» (разбудить силой, без спроса), использованный в ином значении (действие остается насильственным, но теряет долю негативного смысла). Гендерная характеристика текста остается неизвестной, так как слов, использованных в каком-то определенном роде (мужском или женском) нет.
Все вышесказанное позволяет подтвердить, что использованный здесь стиль – художественный.

4. Антон Долин, рецензия на мультфильм «Город героев» для ВестиФМ.
"Город героев" - необычный мультфильм, но, к чести корпорации Disney, надо признать, что других они не делают уже давно; по меньшей мере, с тех пор, как креативную часть всей диснеевской анимации возглавил гениальный Джон Лассетер. Если "Рапунцель" или "Холодное сердце" продолжали традиции привычных сказок про принцесс, то "Вольт" или "Ральф" нарушали рутину неожиданными ходами, как сюжетными, так и формальными. И "Город героев" - еще один пример: кстати, еще и первая диснеевская попытка инкорпорировать комиксы компании Marvel (напомним, уже несколько лет это часть корпорации) в анимацию. Впрочем, супергерои здесь необычные. Центральный персонаж "Города героев" - мальчик-вундеркинд по имени Хиро; то ли японское имя, то ли "герой" по-английски, и само место действия тоже американо-японское - город будущего Сан-Франсокио. Там и живет подросток Хиро со старшим братом и воспитывающей их теткой, пока его, мальчишку, увлеченного боями роботов, не приглашают досрочно поступить в главный здешний университет. Там Хиро, будущий лидер команды супергероев, встретится с подельниками - чудаками, неудачниками, изобретателями-недотепами, корпеющими в лабораториях над своими порой неправдоподобными проектами.

Анализ:
Данный отрывок написан в публицистическом стиле. С одной стороны, он призван проинформировать читателей о фильме, с другой – воздействовать на их к нему отношение через авторский взгляд. Описание мультфильма– предмета статьи - и повествование об его действии идет через авторскую речь, где автор остается «за кадром», что не позволяет выявить гендерную характеристику данного текста.
Основу отрывка составляет стилистически нейтральная лексика и заимствованная лексика, оживляющая текст и придающая ему новизны и сенсационности и использованая к месту: креативный, корпорация, инкорпорировать (сделать частью корпорации), комиксы, компания, вундеркинд, проект и т.д. Она является одновременно признаком публицистики и неким требованием предмета статьи – зарубежного продукта о сплаве культур. Упоминание названий и имен («Дисней, «Марвел» - корпорации, «Рапунцель», «Холодное сердце», «Вольт», «Ральф» - названия мультфильмов, Джон Лассетер – сотрудник Дисней) требуют определенной базы в сознании читателя для лучшего понимания предмета статьи. Имя главного героя мультфильма, указанное в статье, может иметь несколько значений, что и поясняет кинокритик. Название вымышленного города, в котором происходят события мультфильма – Сан-Франсокио – это сочетание названий городов Сан-Франциско (США) и Токио (Япония).
Повторы («там и живет…», «там Хиро…»; «то ли японское имя, то ли "герой" по-английски», «еще один пример…», «еще и первая попытка…») также являются характерной особенностью публицистического стиля.
Текст отличается логичностью, связанностью, представляет собой один абзац, в котором предложения связаны цепной связью.

5. Николай Гумилёв, «Акростих»

Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

Анализ:
Этот текст является акростихом из трех четверостиший с рифмовкой вида АВВА. Первые буквы каждой строки образовывают имя «Анна Ахматова», которой и посвящено данное произведение.
Текст связан цепной связью и построен в виде лирического повествования с сюжетом на мистическую библейскую тематику (ангелы, ад, небосклон = небеса): в начале мироздания ангел посмотрел с небес вниз, и новому миру «досталось в обладанье» его отражение, мечтающее и тоскующее по своей неземной сущности, т.е. сама Анна Ахматова.
Высокая образность, эмоциональность, мелодичность подчеркивают лирическую направленность произведения. Использованы тропы: «Ад молчал» - олицетворение, «рук испуг» - олицетворение, «робкое биение» - олицетворение», «азбука откровений» – эпитет, «предвечный сумрак» - эпитет, «тесно в мире» - метафора. Книжная поэтическая лексика (биение, предвечный и т.д.) смешивается с межстилевой, что может быть характерно для художественного стиля. Лицо не используется, рассказчик остается неизвестен читателю и не является действующим лицом. Гендерные особенности неизвестны. Текст характеризуется регулярностью, связностью, образностью, пространностью, авторский шрифтовой режим (выделение первых букв строчек) позволяет с большим удобством прочесть зашифрованную анаграмму. Использование многочисленных тропов, лирическая направленность, большая выразительность и эмоциональность, выражаемая тропами авторская оценка и книжная лексика – признаки художественного стиля, а значит, можно сделать вывод, что данное произведение относится именно к нему.

5. У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта - стать столяром (Пауст.).

III. 1. Незаметным образом я привязался к добро­ му семейству, даже к кривому гарнизонному поручи­ ку (П.). 2. Бабушка вообще очень любила грибы, груз­

4. Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частнос­ ти на канцелярские тонкости (М.-С). 5. Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная веха­ ми(Кор.).

Д л я с п р а в о к.

1. Обособляются слова и обороты, у т о ч н я ю щ и е смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющи­ ми являются обстоятельства времени и места, например:

На другой день, рано утром, Оленин проснулся от све­ жести в своей перекладной и равнодушно взглянул на­ право (Л. Т.); Эта речка, верстза пять от Льгова, превращается в широкий пруд(Т.).

Обособляются уточняющие определения со значени­ ем размера, цвета, возраста и т. д., например: Самый большой щит, метров в пять шириной, занимал сере­ дину левого ряда (Н. Чук.).

с ними при помощи слов а именно, то есть, напри­ мер:Весь день Анна провела дома, то есть у Облон­ ских, и не принимала никого (Л. Т.). При отсутствии указанных слов ставится тире, например:Он сделал мне честь -посетил меня (П.).

Пояснительные обороты могут присоединяться так­ же союзом или (в значении «то есть»), например:Степь,

или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон

3. Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е оборо­ ты, содержащие дополнительные замечания и разъясне­ ния; чаще всего используются для связи слова даже, особенно, в особенности, например, в частности, глав­ ным образом, в том числе, и притом, да и, по преиму­ ществу, в первую очередь и др.

393. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. Там ниже мох тощий кустарник сухой (П.).

2. Я проснулся поздно часу в пятом пополудни (Акс).

3. Мы отправились и бродили долго до вечера (Т.).

4. Это было глубокой осенью в холодный и сумрачный день (Дост.). 5. На повороте реки впереди под темны­ ми горами мелькнул огонек(Кор.). 6. Вдали высилось темно-красное цвета сырого мяса здание фабрики(М. Г.). 7. Вошла молодая лет семнадцати девушка(Купр.). 8. Летом вечерними зорями на вершину кур­

гана слетает из подоблачья степной беркут (Шол.). 9. Катер шел все время подвигаясь в черной почти чернильного цвета тени отбрасываемой высокими прибрежными скалами(Сим.).

II. 1. В отношениях с посторонними он требовал одного сохранения приличия (Герц.). 2. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном(Т.).

3. В то время именно год назад я еще сотрудничал по журналам (Дост.). 4. В жизни есть только одно не­ сомненное счастье жить для других(Л. Т.). 5. Кольча­ тый тюлень или нерпа относится к отряду ластоногих

III. 1. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны особенно девушки (П.). 2. Карл Иванович большую

часть своего времени проводил за чтением даже ис­ портил им свое зрение (Л. Т.). 3. Ермолай любил по­ калякать с хорошим человеком особенно за чаркой(Т.). 4. Окраска крыши особенно с нашею олифою и краской считалась очень выгодным делом(Ч.). 5. Казалось, что все в том числе леса и поля движется иа запад(Казак.). 6. Присутствие мужа даже сияю­ щего стесняло ее(Купр.).

394. Объясните постановку знаков препинания в пред­ ложениях с обособленными членами, имеющими значе­ ние дополнения. Подчеркните предлоги, начинающие собой такие обособленные дополнения.

1. Я ничего не мог различить, кроме мутного кру­ чения метели (17.). 2. Толпа разошлась, исключая не-

многих любопытных и мальчишек (Т.). 3. Мистер Топкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно(Кор.). 4. Наш хозяин называл нас жуликами и давал на обед, вместо мяса, тухлую тре­ бушину(М. Г.). 5. Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, ору­ дийный огонь не внес заметного замешательства в ря­ ды красных(Шол.). 6. Многие из бойцов, помимо сво­ ей винтовки, были вооружены трофейными автомата­ ми(Полев.).

Д л я с п р а в о к. Могут обособляться падежные формы имен существительных с предлогами или пред­ ложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, сверх, исключая, за исключением и др. Обособление этих обо­ ротов связано с их смысловой нагрузкой, степенью рас­ пространенности, близостью с основной частью предло­ жения, желанием пишущего подчеркнуть их роль в предложении и т. д.

395. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Вместо ответа Кириле Петровичу подали письмо (П.). 2. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг(Акс). 3. Никто исключая камер­ динера не видел его ненапудренным(Т.). 4. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил кроме воды(Л. Т.). 5. Со всеми на па­ роходе не исключая и молчаливого буфетчика Сму­ рый говорил отрывисто(М. Г.). 6. Вместо вбивания кольев можно воспользоваться стволами растущих вблизи деревьев(Акс). 7. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое (Н.-Пр.). 8. Дом кро­ ме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый(А. Н. Т.). 9. Весь май за исключением нескольких ясных солнечных дней шли беспрерывные дожди

396 (повторение). Объясните знаки препинания в приво­ димых ниже предложениях в соответствии с правилами их постановки при обособленных членах предложения.

1. Мы пошли на вал - возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом (П.). 2. И отец с сыном, вместо приветствия после долгой отлучки, стали колотить друг друга (Г.). 3. Илья Ильич учился в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошне­ го управляющего немца Штольца(Гонч.). 4. Лодка полетела поперек реки, скользя по вертящейся быст­ рине, бегущей у самого берега, называющейся «стре­ мя»(Акс). 5. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподнимая одинокую лодку, причаленную к берегу(Л.). 6. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный гру­ дами кирпича - остатками фундаментов(Т.). 7. Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо воз­ вратилась с прогулки(Т.). 8. Прямо против кордона, на том берегу, было пусто(Л. Т.). 9. Кроме города Окурова, на равнине приткнулось небольшое село Воеводино(М. Г.). 10. Шагах в шести от Челкаша, у тро­ туара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень(М. Г.).

397. Выделите: 1) обособленные определения; 2) обособ­ ленные приложения; 3) обособленные обстоятельства; 4) обособленные дополнения; 5) обособленные уточняю­ щие члены предложения.

1. Ты, стройная, с тугой косою, прошла по черным пятнам шпал (Бл.). 2. Оружия любимейшего род, го­ товая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики(Маяк.). 3. Несмот­ ря на сильное переутомление, спать не хотелось(Фад.). 4. В пространной низине, справа, до самого хребта, отвернувшегося в сторону и затерявшегося в мутно-серой дали, виднелся лес(Фад.). 5. На покри­ вившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала(Фад.). 6. Самолетик задымился и, пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад(Леон.). 7. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек(Пауст.). 8. Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей, за-

пряженных в сани, поджидая Давыдова, собравшего­ ся ехать в район (Шол.). 9. Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить(Шол.). 10. Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках (Шол.). 11. Подавленный не столько отсутствием пат­ ронов, сколько смертью командира, Плужников вы­ брался из задымленного подвала(Б. В.). 12. «Св. Ма­ рия» шла вдоль таких мест, где не было почты, да и ничего не было, кроме льда и снега(Кае.).

398. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Вместо ответа на какой-то вопрос Зурин захра­ пел и присвистнул(П.). 2. Вдруг она пробежала мимо меня напевая что-то другое и прищелкивая пальцами вбежала к старухе(Л.). 3. Кой-где выглянули жен­ ские большей частью старушечьи головы (Г.). 4. Пер­ вому старшему изо всех Феде вы бы дали лет четыр­ надцать(Т.). 5. Отдавая дань своему времени Гонча­ ров вывел и противоядие Обломову Штольца(Добр.). 6. Ростов ничего не видел кроме бежавших вокруг не­ го гусар цеплявшихся шпорами и бренчавших сабля­ ми(Л. Т.). 7. Девочка любимица отца вбежала смело обняла его и смеясь повисла у него на шее(Л. Т.). 8. Впереди далеко на том берегу туманного моря вид­ нелись выступающие лесистые холмы(Л. Т.). 9. На всех физиономиях несмотря на усталость искажав­ шую их выражалось глухое пока еще скрываемое раз­ дражение(М. Г.).

399 (повторение). Расставьте знаки препинания. Объяс­ ните их постановку.

1. Мне хочется одного покоя (Купр.). 2. Там над Донцом и Каменском невидимые отсюда а только слышимые развертывались воздушные бои(Фад.). 3. За ней над низкими крышами и садами горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя(Шм.). 4. Надежда Васильевна бледная молча сидела

в кресле (Зайц.). 5. Из прихожей вышел человек вы­ сокий черный со странной морщиной поперек лба(Зайц.). 6. Вероятно Петя представлялся дедушке со­ всем еще маленьким ребенком вроде правнука Же­ нечки ползавшего тут же в желтых цветах одуванчи­ ка(Кат.). 7. После первого же залпа сбитый с ног пу­ лей Григорий охнув упал(Шол.). 8. А через минуту скупой и резкий пошел дождь(Шол.). 9. Грохот близ­ кого боя еще осенью поднял медведя из берлоги нару­ шив его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой бродил он по лесу не зная покоя(Полев.). 10. Он вол­ новался как школьник перед экзаменами и опоздание Тройникова в такой момент воспринял как личный выпад(Бакл.).

400 (повторение). Перепишите текст, ставя нужные знаки препинания.

Море огромное лениво вздыхающее у берега усну­ ло и неподвижно в дали облитой голубым сиянием лу­ ны. Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрач­ ную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется что небо все ниже наклоняется над морем желая по­ нять то о чем щебечут неугомонные волны сонно вползая на берег.

Горы поросшие деревьями резкими взмахами под­ няли свои вершины в синюю пустыню над ними. Су­ ровые контуры их округлялись одетые теплой и лас­ ковой мглой южной ночи.

У костра тихо вздыхает Рагим старый крымский чабан высокий седой сожженный южным солнцем су­ хой и мудрый старик.

Мы с ним лежим на песке у громадного камня ото­ рвавшегося от горы одетого тенью поросшего мхом у камня печального хмурого. На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей и обвешенный ими камень кажется привязанным к уз­ кой песчаной полоске отделяющей море от гор.

На сердце чисто легко и нет иных желаний кроме желания думать.

Море темное могуче размахнувшееся светлеет мес­ тами на нем появляются небрежно брошенные блики луны.

Рагим, расскажи сказку, - прошу я старика. Унылым речитативом стараясь сохранить своеоб­

разную мелодию он рассказывает о гордом Соколе ко­ торый любил свободу больше жизни.

(По М. Горькому)

1. Укажите виды обособленных второстепенных членов.

2. Выделите и и кн. в суффиксах прилагательных и при­ частий.

3. Найдите сложные слова, укажите способ их образова­ ния.

401 (повторение). Перепишите текст, расставляя недо­ стающие знаки препинания. Объясните их постановку.

Было утро теплое без единого облачка без ветерка. В голубом по-утреннему размытом небе четко вырисо­ вывались близкие горы. Какая-то серая птица часто мельтеша крыльями стояла зависнув над полем вы­ слеживая добычу.

Было так обычно так мирно, что все случившееся вчера воспринималось как дурной сон. Если бы не ям­ ка, которую Колька выкопал да не следы лошади глу­ бокие в пробитом среди кукурузы коридорчике, Коль­ ка бы так и решил, что все ему приснилось. Он осмот­ релся отряхнул землю выбрал направление взглянув на солнце и на горы и пошел не стараясь прятаться и пригибаться.

Шел он и шел отлепляя от лица густую паутину, которой была местами перевита кукуруза и вспугивая жирных черных птиц. Когда уже не ждал не надеял­ ся, вдруг выскочил на дорогу. Сухой белый проселок покрытый легкой пылью. На обочинах цвели запозда­ лые ромашки мелкие и кустистые.

Не помнил, как он добрался до Сунжи. Приник к ней желтенькой плосконькой речонке лежал поднк-

мая и опуская в воду голову. Долго-долго так лежал, пока не начало проясняться вокруг.

(По А. И. Приставкину)

1. Найдите глаголы с приставкой при-. Объясните их на­ писание.

2. Укажите слова с уменьшительными суффиксами.

3. Объясните постановку дефиса в словах по-утреннему, долго-долго.

Обращение. Вводные слова

и предложения.

§ 56. Обращение.

402. Выясните значение обращений в приводимых ни­ же предложениях (собственное имя, название лица по родству, по профессии, по общественному положению, по возрасту и т. д.). Укажите, чем выражены обращения и какими знаками препинания они выделяются, какова их роль в художественной литературе (характеристика адресата речи, выражение отношения к нему, повыше­ ние выразительности речи). Обратите внимание на инто­ нацию.

1. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай (Кр.). 2. Сергей Сергеич, это вы ли?(Гр.). 3. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен при­ ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Парамошку с повинною{П.). 4. Сияй, сияй, прощаль­ ный свет любви последней, любви вечерней!(Тютч.). 5. Запылись ты, путь-дороженька! (Колъц.). 6. А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это (Г.). 7. Пошел, кучер!(Т.). 8. Я и не отговариваюсь, тетушка (Г.). 9. В минуту унынья, о родина-мать, я мыслью вперед улетаю(Н.). 10. Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий!(Дост.). 11. А! Золото! Добро пожаловать. Ты что же, молодчик, оброка не пла­ тишь? (С.-Щ.). 12. Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование(Ч.). 13. О город!

О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с ва­ ми! (Бл.). 14. Нина, а Нин, поди сюда(Фед.). 15. Эй ты, в шляпе! Гляди-ка, сколько на жинку навалил, а сам пустой идешь!(Фад.).

403. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Подчеркните обращения.

1. Степанушка родной не выдай милый (Кр.). 2. Ты с басом Мишенька садись против альта(Кр.). 3. Спящий в гробе мирно спи жизнью пользуйся жи­ вущий(Жук.). 4. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и черных скал вершины(П.). 5. Так вот судьба твоих сынов о Рим о громкая держава(П.). 6. Куда лезешь борода? Говорят тебе, никого не велено пус­ кать(Г.). 7. Как хорошо ты о море ночное(Тютч.).

8. Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани (Л.).

9. Ну, полноте полноте балагур шутник вы этакий

(Т.). 10. Здравствуй солнце да утро веселое(Ник.). 11. Хочешь горбун поменяться своею судьбой с моей?(Гум.). 12. Знаешь Лена ведь я сама придумала пес­ ню...(Ахм.). 13. Рыжий львеныш с глазами зелеными страшное наследье тебе нести!(Ив.).

§ 57. Вводные слова и предложения.

404. В приводимых ниже предложениях найдите ввод­ ные слова и словосочетания, выражающие: а) чувства говорящего; б) степень уверенности в реальности сооб­ щаемого; в) источник сообщения; г) связь мыслей, по­ следовательность изложения; д) приемы и способы оформления высказывания; е) обращение к собеседнику или читателю. При чтении соблюдайте интонацию вводности.

I. 1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.). 2. По словам капитана, до бли­ жайшего порта остается два дня пути(Гонч.). 3. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явле-

ниям или, вернее сказать, чудесам природы (Акс). 4. Отец, как видно, был сведущ только в совете ко­ пить копейку (Г.). 5. Я, к сожалению, должен приба­ вить, что в том же году Павла не стало (Т.). 6. В пись­ ме Петрухиной матери было послано, во-первых, бла­ гословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известие о том, что Аксинья пошла в люди(Л. Т.). 7. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок (М.-С). 8. Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском(Фад.). 9. Вот, например, ящики на чердаке{Домбр.).

П. 1. Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурова (П.). 2. Ведь я, как вам известно, из рядо­ вых (Г.). 3. Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу(Л.). 4. Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного(Т.). 5. Как бы, неровен час, чего не спа­ лило?(Ч.). 6. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении(Кор.). 7. Действительно, в третьей комнате, окруженная толпой, Лабунская танцевала(Зайц.). 8. К своему полному разочарова­ нию, мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба(Кат.). 9. После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем(Шол.). 10. Впрочем, о тишине-то я, конечно, зря. Никогда здесь не было тихо(Домбр.).

III. 1. Ты, сказывают, петь великий мастерище (Кр.). 2. Словом, они были то, что говорится счастли­ вы(Г.). 3. Я вам расскажу всю истину, только, пожа­ луйста, не выдавайте меня(Л.). 4. Руки мои, к страш­ ной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло(Т.). 5. Героиней этого романа, само собой разумеется, бы­ ла Маша(Л. Т.). 6. Да и, наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо(М. Г.). 7. Щенок, ви­ дать, из породистых (Н.-Пр.). 8. Таким образом, игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии(Кат.). 9. А мечтал он, может статься, по­ дойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим(Те.). 10. С точки зрения артиллерис­ та, Елютин говорил немыслимые вещи(Бакл.).

1. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком. 2. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. 3. Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою.4. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьевичу, кривому гарнизонному поручику. 5. Юлай, крещеный калмык, сделал коменданту важное донесение. 6. Иван Игнатьич, исполнитель комендантского распоряжения, слышал своими ушами, как они (казаки) говорили: «Вот ужо тебе будет, гарнизонная крыса!» 7. Комендант Нижнеозерной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком. 8. Я взглянул наискось на наперстников самозванца. Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку.

А. Пушкин.

9. На днях я уеду в Москву - последний обитатель большого пустующего дома,- а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - все это безропотно осталось здесь зимовать. (150 слов.)

К. Паустовский.

МАЛЬЧИКИ

1. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. 2. Первому, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой… 3. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. 4. Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое. 5. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено. 6. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько, прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку. Этому мальчику было всего лет семь. (134 слова.)

По И. Тургеневу.

1. Огромного роста человек, техник Хлынов, делал промеры дна и толщины льда. 2. Серафима, тетка Родионовой, жившая с Ольгой, оказалась дома. 3. Прибавились новые вышивки - нанайские нарядные орнаменты. 4. Подходили парни и девушки- чертежники, счетоводы, машинистки. Таня среди них увидела секретаршу Залкинда, молоденькую девушку с круглым личиком. 5. У одной из «улиток» Ковшова и Филимонова поджидал Силин - плотно сбитый парень с открытым лицом и маленькими хитроватыми глазками. 6. Он (Ковшов) взглянул на часы: рабочий день - седьмое ноября - начался и для него. «Улитка» была одним из многих технических усовершенствований которые вводились на строительстве. 7. Вернулись в клуб, место сбора, погрелись, послушали безрадостные последние известия по радио. 8. Первая задача - зимняя сварка труб - разрешалась, по замыслу Георгия Давыдовича, благополучно. 9. Перед ним (Тополевым) был инженер нового типа - инженер-большевик, инженер-хозяин. (107 слов.)

1. По обе стороны реки, насколько мог видеть глаз, простиралась тайга -- величайшее нагромождение растительности. В ее безграничных дебрях суровые северяне - лиственница и голубица - жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга, бархатным деревом и виноградом, и, хозяин тропических джунглей, тигр охотился за северным оленем. 2. Вскоре селения, обжитые и веселые с виду приюты людей у реки, стали проноситься под крылом самолета все чаще. 3. И Батманов налег на Сидоренко, бывшего начальника строительства, заставляя его по нескольку раз в день ездить на пристань, где грузились баржи и пароходы. 4. Тополев, высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами, за весь вечер не проронил ни слова. 5. Нехитрое дело - отправка нескольких барж на участки - обернулось очень сложным. 6. В вестибюле управления поставили громадную доску - витрину соревнования с предпраздничными обязательствами отделов. (140 слов.)

1. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет. (П.) 2. Зимний друг ночей, трещит лучина перед ней. (П.) 3. Коренной моряк, Воропаев впервые увидел море уже будучи взрослым. (Павл.) 4. Без нее, моей старшей сестры, было скучно на даче. 5. Сергей Иванов, ученик десятого класса, был старостой математического кружка. (В.) 6. Все кругом, даже пепельница из розовой раковины, говорило о мирной и долгой жизни. (Пауст.) 7. Деповские (рабочие) собрались в станционном саду. К ним присоединились другие рабочие: стрелочники и работающие на материальном складе. (Н. О.) 8. С работы ушли все, даже дежурный по станции. (Н. О.) 9. Открыв тяжелые двери пакгауза, вошел комендант станции, немецкий лейтенант, его помощник и группа немцев. (Н. О.) 10. Старшая дочь, Валя, прибиравшая на кухне, увидев уходившую мать, спросила: «Ты далеко, мама?» (Н. О.) 11. Тракторы, работающие по ту сторону широкой суходольной низины, напоминали хлопотливо ползающих жуков. (Никул.) 12. Действительно, странно было смотреть на эти огромные возы, засыпанные от рогожного верху до колес снегом. (Л. Т.) (135 слов.)

1. Справа от села сверкала на солнце Волга, мирная река, ничем не похожая на ту, которая текла мимо Сталинграда. (Воронк.) 2. Дверь отворилась, и появились гости. Один из них, плотный седой старичок, с круглой головкой и светлыми глазками, шел впереди; другой, высокий, худощавый мужчина, лет тридцати пяти, с длинным смуглым лицом и беспорядочными волосами, выступал (…) сзади. (Т.) 3. Среди них (построек) изредка встречались кирпичные здания - грубые большие коробки, лишенные архитектурной отделки. (Аж.) 4. Подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных рубахах, любил подзадорить дедушку. (М.-С.) 5. Федя, мальчонка худенький, длинноносый, с несколько удивленным выражением лица, прозвище свое получил не так давно, когда приучался к рыбалке. (Заб.) 6. Большой, сильный человек, убежденный большевик, обветренный морскими шквалами, член РСДРП(б) с 1915 года, балтийский матрос Федор Жухрай рассказывал жестокую правду жизни смотревшему на него зачарованными глазами молодому кочегару. (Н. О.) 7. В прихожей все так же. Вот она, крутая лесенка вниз - в «наши катакомбы», где так хорошо прятаться. (Эмд.) (142 слова.)

1. Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л. Т.) 2. Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения; не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал. (М.-С.) 3. У своих учеников, слесарей-сборщиков, мастер старался воспитать любовь к своему делу. 4. Ивана Лукича, председателя передового колхоза, знали все колхозники окрестных сел. 5. Михеев, приятель Андрея, восьмидесятилетний старик, всю жизнь прожил в лесу. (Никол.) 6. Старый безногий перевозчик, инвалид первой мировой войны, любимец мальчишек, учивший в свое время Алексея ловить пескарей на перекате, (…) оттолкнул тяжелую, лоснящуюся от прикосновений тысяч рук лодку и короткими рывками стал грести. 7. Председатель рыбколхоза Кузьма Федорович Мосолов, бывший сержант танковых войск, коренастый сорокалетний мужчина (…), нетерпеливо дожидался нового инспектора. (Закр.) 8. Мать Тони, представительная дама, несмотря на свои тридцать шесть лет, с живыми движениями молодой девушки, с умными серыми глазами, с некрасивым, но приятным, энергичным лицом, улыбнулась. (134 слова.)

1. Коммунисты Китая, мужественные и героические люди, стали, как и коммунисты России, во главе революционной борьбы своего народа. (Бурк.) 2. Взгромоздившись на большой ящик, московская певица - молодая женщина в темно-сером жакете - звучным контральто пела «Песню о родине». (…) 3. Таня встала к пульту управления (землесосной машины) - продолговатому железному ящику со множеством белых, красных и зеленых кнопок. Вслед за девушкой в багерскую будку вошел начальник земснаряда Степан Ильич Лосев, пожилой сухощавый мужчина в фуражке моряка и сатиновой косоворотке (Мус.) 4. К Степану Ильичу подошла его племянница, электрик Наташа Лосева, невысокая смуглолицая девушка с прямым точеным носиком и густыми бровями. (Мус.) 5. Был конец ноября - самое грустное время в деревне. (Пауст.) 6. Через мостик у водокачки прошли двое молодых людей - гимназисты-семиклассники. Один - сын начальника депо, инженера Сухарько, белобрысый, веснушчатый семнадцатилетний балбес и повеса рябой Шурка, как прозвали его в училище, с хорошей удочкой, с лихо закушенной папироской. Рядом - Виктор Лещинский, стройный, изнеженный юноша. (Н. О.) (138 слов.)

1. Ребята собрали в лесу множество грибов, в частности маслят и рыжиков. 2. В лесах Сибири водятся разные дикие звери, например медведи, рыси, куницы. 3. Друзья охотились в дебрях, или лесных трущобах. 4. Моряки охотились за кашалотами, то есть зубастыми китами с большой головой. 5. Хвойный лес, или бор, начинается прямо за санаторием. 6. Коле Иванову, как лучшему ученику и общественнику, была объявлена благодарность. 7. Без нее, моей старшей сестры, было скучно на даче. 8. Мой товарищ, по фамилии Петров, проявляет большие музыкальные способности. 9. Все учащиеся старших классов, особенно отличники, оказали большую помощь в оборудовании физического кабинета самодельными приборами. 10. Они сумели сделать несколько сложных электрических приборов, в том числе небольшую динамо-машину. 11. Динамо-машина освещает несколько комнат, преимущественно физический кабинет. 12. Бегемот, или гиппопотам, большую часть времени проводит в воде. 13. Бородин, композитор, является автором известной оперы «Князь Игорь». 14. Мазепа, как изменник народа, оставил о себе позорную славу. (138 слов.)

Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин) В этом предложении надо обособить распространенное A) обращение. B) вводное словосочетание. C) уточняющее дополнение. D) уточняющее обстоятельство места. E) уточняющее обстоятельство времени. Правильный ответ: C.

Слайд 13 из презентации «Обстоятельства в предложениях» к урокам русского языка на тему «Обстоятельство»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Обстоятельства в предложениях.ppt» можно в zip-архиве размером 1333 КБ.

Скачать презентацию

Обстоятельство

«Второстепенные члены» - Пример: Я проснулся утром(обст.). Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Дополнение. Определение. Пример: Ваня кушал кашу(доп.). Ехать на велосипеде(доп.). Назад. Подчеркивается пунктиром (----). Подчеркивается точкой с пунктиром (- - -). Пример: Сильный (опр.) волк, умный (опр.) человек.

«Уточняющие члены предложения» - Молодая, лет двадцати, девушка ехала одна. Сегодня, в восемь часов вечера, мы пойдем в гости. Зимой, особенно в феврале, здесь дуют свирепые бураны. Учащиеся должны. Далеко, на том берегу туманного моря, виднелись лесистые холмы. Условия обособления. Контрольный тест. Что значит уточнить?

«Второстепенные члены предложения обстоятельство» - Для лучшего запоминания предлагаю зарифмованное правило А. Косоговского: На вопросы: Где? Дорогой друг! Понятие об обстоятельстве как члене предложения. Кустик прекрасен. Обучающая. Как? Два листика держатся у самой земли. Осталось познакомиться с ещё одним второстепенным членом-обстоятельством. Меню выбора.

«Обособленные члены предложения» - 8. Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. 2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. 6. Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

«Обстоятельство» - Очень интересен Римский форум. Найдите и подчеркните обстоятельства в тексте. Большой сфинкс. Пирамида Хеопса – крупнейшая пирамида мира. Тема урока: Мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Коррекция зрения Физминутка. Храм Парфенон.