Марина мещерякова оперная певица личная. Оперные дуэты: битвы примадонн

ТБИЛИСИ, 10 окт - Sputnik. Солистка Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили Марика Мачитидзе попала на российский телепроект "Большая опера 2016" и блестяще выступила в первом туре.

"Большая опера" - это единственный профессиональный телевизионный конкурс молодых оперных исполнителей, организованный телеканалом "Россия К". Основная его цель — открыть новые имена талантливых вокалистов и помочь им обрести популярность.

Грузинская певица прекрасно исполнила партию Гавот Манон из оперы Жюля Массне "Манон" — все четверо членов жюри сказали девушке "да".

В этом году в судейскую четверку входят российский театральный режиссер, художественный руководитель московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, выдающаяся румынская певица-сопрано Нелли Миричоу, бельгийский оперный певец Аксель Эферэт и российская оперная певица Марина Мещерякова.

Кроме отличного исполнения Марики Мачитидзе, члены жюри отметили и потрясающий наряд грузинской певицы: Марика пела в красном латексном платье, на голове исполнительницы были перья такого же цвета.

"У вас просто очень красивый виноградный солнечный голос. Я хочу сказать, что видно абсолютно сразу, что вы очень талантливый человек. Что вы не просто красивая, а вы темпераментная, вы вышли в этом потрясающем костюме. Я хочу сказать спасибо художникам по костюмам, потому что это действительно очень красиво", — отметил Дмитрий Бертман.

Кроме того, Бертман сказал, что любой режиссер с удовольствием бы поработал с Марикой. Поскольку, по его словам, девушка очень отзывчивая и радостная, что очень важно для артиста.

Но кроме комплиментов Марике Мачитидзе члены жюри адресовали и несколько замечаний. В основном девушке посоветовали не завышать интонационно ноты. Девушка с замечанием согласилась и сказала, что очень волновалась во время номера.

"Вы очень хорошо поете на французском языке, и я все понял. У вас красивый, теплый тембр, очень хороший, богатый тембр. Я увидел Манон на сцене. В этом небольшом эпизоде вы смогли, причем в отсутствии хора, сделать роль живой и создать персонаж", — заключил Эферэт.

Всего в рамках проекта состоится 12 туров, и соответственно в проекте принимают участие 12 участников из Грузии, России, Узбекистана, Беларуси, Армении, Литвы и Казахстана.

Финал запланирован на 26 декабря, на сцене Большого театра. Победителя в прямом эфире выберут телезрители с помощью смс-голосования. Все программы "Большой оперы — 2016" будут транслироваться в эфире телеканала "Россия К" каждую субботу в течение трех месяцев.

Кастинг проекта "Большая опера" Марика Мачитадзе прошла виртуально. Из-за трудностей визового режима между Россией и Грузией исполнительница не смогла приехать в Москву, поэтому прослушивание певицы состоялось посредством записанного девушкой видеообращения.

Синополи отдавал много времени оперному дирижированию. Неоднократно выступал на ведущих сценах мира (Метрополитен, Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская Staatsoper). В 1985 году он дебютировал на Байрейтском фестивале ("Тангейзер"), где с тех выступал регулярно, став ярким интерпретатором творчества Вагнера. В этом году дирижер должен был исполнять на фестивале тетралогию "Кольцо нибелунга"...

"Кастраты в опере"

В издательстве "Классика-XXI" вышла в свет книга "Кастраты в опере". Впервые в переводе на русский язык публикуется уникальная книга Эгнуса Хэриота, посвященная самому загадочному феномену в истории западноевропейской оперы. В центре внимания автора - жизнеописания легендарных итальянских кастратов, в том числе скандально знаменитых оперных звезд - Фаринелли, Сенезино, Бернакки, Каффарелли и др. Книга насыщена огромным количеством малоизвестных исторических сведений и анекдотов об их жизни и творчестве.

"Чем были кастраты для истории оперы? - пишет автор предисловия И.Сусидко - что выдвинуло этих странных созданий, составлявших в более давние времена своеобразную касту отверженных, в центр музыкальной культуры, что заставляло церковь многократно осуждать практику кастрации, но на деле привлекать таких певцов в капеллы? Толпы мальчиков ложились под нож хирурга по своей воле или по принуждению. Отчего? Эгнус Хэриот постоянно задается этими вопросами..." И отвечает на них, - добавим мы, - в своем интереснейшем исследовании, читаемом с неослабевающим интересом.

"Великие певцы XVIII века были, - утверждает Хэриот, - в определенном смысле, предтечами Кларка Гейбла и Мэрилин Монро. Их обсуждали, их сравнивали, их критиковали в модных салонах любого уровня, от России до Португалии, от Ирландии до границ Оттоманской империи. Подобной известности достигали и знаменитые певицы, однако вряд ли какая-нибудь из них достигла такой же славы, как, например, Фаринелли".

Редакция сайта планирует еще раз вернуться к этой удивительной книге и опубликовать развернутую рецензию.

"Макбет" в Мариинском театре

18-19 апреля в Мариинском театре состоялась очередная премьера. На этот раз давали вердиевского "Макбета". Над постановкой трудилась шотландская "бригада": режиссер Дэвид МакВикар и художник Таня МакКаллин. За пультом стоял маэстро Валерий Гергиев. В главных ролях (в первый день) были заняты Сергей Мурзаев (Макбет) и Ирина Гордей (Леди Макбет). Как заметил в газете "Время новостей" (от 20 апреля) Глеб Мышкин, постановку отличают условность и лаконизм визуальных средств. Далее он констатирует, что "спектакль похож на большинство современных постановок Шекспира в драматическом театре. Скорее всего его ждет легкая гастрольная жизнь с Гергиевым и скучные мариинские будни без главного героя".

Геннадий Рождественский - 70 лет

4 мая 2001 года исполняется 70 лет Геннадию Николаевичу Рождественскому. Этот юбилей маэстро встречает на посту Генерального художественного директора Большого театра. Полвека назад молодой дирижер впервые переступил порог этого театра, а в 1965-70 гг. был его главным дирижером. Тогда его вступление в должность ознаменовалось двумя важнейшими спектаклями: первыми постановками на русской сцене опер "Человеческий голос" Ф.Пуленка" и "Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена. В 1974-85 гг. Рождественский - главный дирижер Московского камерного музыкального театра. И здесь он начал свою деятельность с блестящей премьеры - оперы "Нос" Д.Шостаковича. Историю этой постановки и прихода дирижера в театр ярко описывает в своей книге "Моя жизнь - опера" художественный руководитель Камерного театра Б.Покровский.

Творческий путь Рождественского хорошо известен. Работая всю жизнь с ведущими оркестрами страны и мира (БСО Всесоюзного радио и телевидения, Королевский стокгольмский филармонический, Би Би Си и др.) маэстро никогда не забывал оперу. Среди его постановок: "Борис Годунов" (1970, Ковент-Гарден), "Волшебная флейта" (1986, Париж), "Мазепа" (1992, Стокгольм), "Евгений Онегин" (1996, Глайндборнский фестиваль) и др.

На пороге нового века он принял непростое решение - возглавить Большой театр, стать его художественным руководителем. Уже в скором времени мы увидим его первую работу в новом качестве - оперу "Игрок" С.Прокофьева (1-я редакция). Будем надеяться, что эту постановку ждет успех, который так необходим коллективу главной сцены страны, переживающему ныне не лучшие свои времена.

Концерт Марины Мещеряковой в Москве

28 апреля в Большом театре состоится сольный концерт Марины Мещеряковой. Последние годы певица живет за рубежом, где успешно выступает. На сайте Большого театра можно подробнее познакомиться с ее творческой биографией.

Партнером Мещеряковой по концерту будет итальянский тенор Марио Маланьини (р. 1959), менее знакомый отечественным любителям оперы. Он дебютировал в 1984 в Бергамо. В 1986 исполнил партию Альфреда в Ла Скала. Выступает в театрах Германии и других странах. Поет в операх Верди (Радамес, Исмаэль в Набукко, Форесто в Аттиле, Ричард в "Бале-маскараде"), Пуччини (Рудольф, Каварадосси, Пинкертон) и др.

В программе концерта арии и дуэты из опер Беллини, Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Гуно. Дирижер Александр Ведерников.

07.03.2002 в 02:32

«У меня наркотическая зависимость. От оперы»

Всего за шесть лет сделала блестящую карьеру на Западе, где она сегодня едва ли не самая востребованная русская певица. Марина выступала на четырех Зальцбургских летних музыкальных фестивалях. Такой чести не удостаивался пока ни один из наших соотечественников. «Мещерякова родилась, чтобы петь в операх Верди», - твердо уверены на Западе. Добавим - и вообще, для того, чтобы петь. К этому она готова всегда и одним из самых драгоценных своих качеств считает фантастическое трудолюбие.

- Марина, где труднее работать - дома или за рубежом?

После Большого нестрашно нигде. Любой театр - это интриги. И надо каждый день доказывать, что ты чего-то стоишь. Трудно в американском театре: ощущаешь жесткую конкуренцию. Певцы там могут все - у них нет понятия «не могу». Они как терминаторы. Постоянно дышат тебе в спину и считают, что все, кто работает по контракту, занимают их места. Поэтому приходится работать на все двести процентов. Надо быть безукоризненной в стиле, языке, образе... В европейских театрах прессинг не такой жесткий.

- Как известно, ваша творческая жизнь начиналась довольно стремительно...

Я пришла в Большой театр стажером в сентябре 1991 года. А 26 декабря уже спела Антониду в «Сусанине». Потом были партии Марфы, Виолетты...

- А на мировую сцену вы попали...

Благодаря международным конкурсам. На Вексфордском фестивале малоизвестных опер в Ирландии в 1994 году я исполнила партию Тамары в опере «Демон» Рубинштейна. Публика устроила овацию. Это было так непохоже на мою обычную жизнь, что захотелось продолжения. Но еще два года я чувствовала себя Золушкой после бала - ничего не происходило, пока я не получила первую премию на Бельведерском конкурсе в Вене. Сразу после этого пела в Хельсинки, Монте-Карло, Штутгарте и Вене.

- Довольны карьерой?

Может быть, это нескромно прозвучит, но я довольна тем, что судьба посылает мне и замечательных людей, и интересную работу, и удачи... Чувствую себя счастливым человеком.

- Могли бы назвать три имени, определивших вашу судьбу?

Конечно. Мой первый педагог - совершенно потрясающий - Елена Ивановна Шумилова. В свое время она была одной из ведущих драматических сопрано Большого театра. Ее образ всегда со мной, и он в ореоле. Когда в Москве иду в консерваторию, всегда смотрю на окна 203-го класса, где она работала, - и ком в горле. Мою судьбу во многом определила и Личия Альбанезе, лирическое сопрано Метрополитен-опера, любимица самого Тосканини. С ней мы отрабатывали бельканто. Это было под Нью-Йорком. Личия использует итальянский метод обучения: преподаватель и ученик все время общаются - живут бок о бок, готовят вместе и т.д. Она учила филигранной технике пения, раскрепостила меня, заставила организм быть безупречно послушным инструментом. Третье имя - самое громкое - Большой театр. Это мой родной театр, где я встала на ноги. Он для меня как живое существо...

- Сколько партий в вашем репертуаре?

Тридцать пять. Из них десять вердиевских. В конце марта буду петь в Нью-Йорке в последней опере композитора - «Фальстафе», а в мае впервые спою Эльвиру в «Эрнани» в Неаполе. Каждый спектакль - как экзамен, словно бросаюсь на амбразуру.

- Что считаете пиком своей карьеры?

Работу над «Нормой» Беллини в Стокгольме, Берлине, Торонто и Неаполе. Это целая веха в моей жизни. Норма - самая сложная партия в сопрановом репертуаре. «Белькантийская» музыка тем и трудна, что за оркестр не спрячешься - он только аккомпанирует. Норму я готовила в Стокгольме с итальянским дирижером Маурицио Барбачини и с солистами Большого театра Ириной Долженко и Михаилом Агафоновым. Мы пели в Берлине во время гастролей там Стокгольмской Королевской оперы. На первый спектакль шведы поставили своих исполнителей, но был провал. На следующий день пели мы. Занавес на поклоны поднимался 24 раза.

Марина, вы меня тоже заворожили своей Нормой, когда пели ее в Москве четыре года назад. Был ли еще у вас подобный триумф?

Пожалуй. В Париже на спектакле «Дон Карлос». Эболи блестяще пела Ольга Бородина. Просто блестяще. Не слышала лучшей Эболи - по стилю, фразировке, звучанию. Прекрасный наш тенор Сергей Ларин исполнил заглавную партию. 35-летний немец Рене Папе - Филиппа. Я пела Елизавету. Мы понимали друг друга с одного взгляда, с одного жеста. На сцене возникла драгоценная гармония...

- Считается, что Елизавета - партия скорее драматическая. Не думаете, что рискуете, исполняя ее?

Это не совсем так. На Западе Елизавету пели Рената Скотто, Мирелла Френи, Катя Риччарелли. А это все лирические сопрано. В мире сейчас наблюдается тенденция к лиризму. Мода меняется. Все зависит от вкуса дирижера. Елизавета - душа страждущая и страдающая, это наша поэтичная Татьяна. Чувство долга у этих героинь всегда превышает чувство любви. Я пела Елизавету во многих театрах, и она всегда была моей «козырной картой».

- Поете все, что вам предлагают?

Нет. Мне нередко предлагают такие драматические партии, как Аида, Тоска, Леонора в «Силе судьбы»... Соблазн велик, особенно когда приглашают выдающиеся дирижеры и режиссеры, но приходится отказываться. Надо беречь голос.

- Есть ли у вас кумиры?

Да. Это Роза Понсель, американка итальянского происхождения. Пела с Карузо в 20-30-е годы. Была уникальной Нормой. Закончила оперную карьеру в 37 лет - у нее появился страх перед сценой. Сохранились превосходные записи. Мария Каллас, услышав их, сказала, что нет сопрано, равного Понсель. У ее неповторимого голоса виолончельный бархатный звук. Еще один кумир - уникальная Мирелла Френи. Такие личности, как она, появляются, думаю, раз в столетие. Френи - потрясающий музыкант и эталон во всем. Уникальной души человек. Удивительная женщина. Нутро ее читается буквально с первой ноты, и главное в жизни для нее - семья, потом уже идет работа. А я, увлекшись новой идеей, могу все бросить и лететь, куда меня зовут. Пение для меня как наркотик.

- Кого любите из наших певиц?

Многих. Когда начинала певческую карьеру, поклонялась Тамаре Милашкиной. Я училась в Волгоградском музыкальном училище по классу фортепиано, хотя пела, кажется, лет с шести. Как-то мне попалась пластинка с оперными ариями в исполнении Милашкиной. Выучила их и дерзнула поехать в Москву поступать в консерваторию. Меня приняли на подготовительное отделение. Тогда-то я поняла, что опера - мое призвание... Люблю Маквалу Касрашвили - изумительная певица. В Мариинском театре - Ольгу Бородину. Ее меццо-сопрано, на мой взгляд, сейчас номер один в мире. Уникальное сопрано Галина Горчакова...

- Кто обычно болеет за вас?

На премьеры прилетают родные. Мама с моей 12-летней дочкой Настей - из Вены, где мы сейчас живем, муж - из Москвы, папа - из Волгограда.

Знаю, что на премьеру «Нормы» в Стокгольме вы приглашали еще и подруг из Волгограда. А сколько их было на вашем первом сольном концерте в Большом театре в минувшем апреле?

Человек двадцать. Я им позвонила, они отложили свои дела и приехали, чтобы поддержать меня.

- Кто еще принадлежит к числу ваших самых верных поклонников?

Главный - мой йоркширский терьер. Когда распеваюсь, он садится напротив и внимательно слушает. А если серьезно, то это австрийцы и немцы. Они обычно ждут у входа, просят автографы. Такого нет даже в Метрополитен-опера. После трагедии, случившейся 11 сентября, публику к артистам там вообще не пускают. В Вене дружу с Моникой и Альбертом Роганами. Она - модельер, придумывает мне прекрасные сценические костюмы. Он - член правительства, в его жилах течет королевская кровь. Доницетти посвятил его предкам оперу «Мария ди Роган».

- Как вы считаете, интерес к оперному театру в мире растет или падает?

На мой взгляд, падает. Как бы искусственно ни подогревали к ней интерес всякими суперпостановками... Почти у всех сегодня есть современные музыкальные системы, компакт-диски... Меломаны могут дома послушать все что душа пожелает. Но дело не в том, полны залы или нет, а скорее - в качестве того, как слушают оперу, как воспринимают спектакль. Вспомните Большой театр, скажем, сорок лет назад. Какие толпы поклонников осаждали его входы и выходы! Какие фантастические истории слагались о талантах и поклонниках. И так было не только в нашей стране. Сейчас подобное наблюдается все реже. Есть и еще одна причина. Все меньше становится дирижеров, которые понимают и любят голоса, занимаются с вокалистами. У большинства тенденция одна: скорее, скорее, чтобы все сошлось, а на следующий день - в самолет, и снова - другой театр...

- Ваша жизнь - тоже в самолетах и на разных сценах мира. И полна, видимо, разных перегрузок. Стрессы бывают?

Бывают. Наша работа - вся на эмоциях, на ощущениях. Я постоянно недовольна собой. К примеру, ставлю себе определенные задачи, но на спектакле чувствую иную реакцию зала, чем ожидала. Начинаю анализировать. Впрочем, я сильная, люблю все преодолевать. Ощущение преодоления дает мне радость. После даже самой маленькой неудачи у меня как будто крепнут мышцы. Постоянно «вкладываю в себя деньги», как это делают западные мастера, - работаю с педагогами, учу языки...

- Неудачи постигают?

Был случай, когда моя трактовка образа не сошлась с традиционной. В Зальцбурге я пела Эльвиру в «Дон Жуане». Обычно эту партию исполняют томно и нежно. Мне же хотелось сделать из этой героини этакую мадам Грицацуеву - уж больно она заводная, скандальная и наглая. Но меня не поняли...

- Суеверны?

Очень. Перед премьерой «Нормы» в Неаполе мне за сценой повстречался рабочий с пустым ведром. И я все ходила за ним, пока он, наконец, не наполнил его. Все прошло благополучно. Впрочем, я фаталист. Что суждено, того не миновать.

- О чем мечтаете?

Спеть на сцене Большого театра вердиевских Луизу Миллер и Жанну д’Арк. Но все зависит от сроков. Для новой работы мне нужно хотя бы два месяца, но эти сроки надо оговаривать заранее. Могу в своем календаре «выжать» лишь дней десять между постановками. И это в том случае, когда речь идет о партии, которую уже пела...

Беседу вела Лидия Новикова

Жанр, старый как мир, но все еще способный вызвать вздох восхищения. Особенно когда на сцене две дамы с одинаковыми притязаниями на успех
Лора Клейкомб и Дженнифер Лэрмор в «Капулетти и Монтекки» Беллини

Увидеть в Парижской опере «Капулетти и Монтекки» Беллини можно было только что - триумфальную серию спектаклей в мае - июне отпели Анна Нетребко и Джойс Ди Донато. Данная запись - фрагмент той же постановки, но снятой двенадцать лет назад с двумя другими примадоннами - Дженнифер Лэрмор и Лорой Клейкомб. Меломаны, наверное, до изнеможения могли бы спорить, кто лучше, а мы просто насладимся чарующим пением девушек, пребывающих в зените своей карьеры. Особенно хороша Лора Клейкомб: ее тонкая, стеснительная Джульетта обретает черты прерафаэлитской красавицы. Если Парижская опера когда-нибудь вздумает выпустить этот спектакль на DVD, то всем поклонникам бельканто будет безоговорочное счастье.

Марина Мещерякова и Анна Бонитатибус в «Норме» Беллини

Мало кто бы мог сейчас представить, что эти певицы выступали вместе: Мещерякова честно отрабатывает на ведущих сценах мира крепкий вердиевский репертуар, Бонитатибус же в чести у поклонников барокко. Но в 1999 году судьба столкнула их на сцене неаполитанского театра San Carlo в старом как мир и пыльном спектакле «Норма», и выяснилось, что вместе звучат они восхитительно, делая свои голоса настолько легкими и бесплотными, что кажется - поют два ангела. Анна Бонитатибус вполне регулярно приезжает в Москву, а вот Марину Мещерякову в такой прекрасной форме мы вряд ли еще когда-нибудь услышим, и если услышим, то это будет точно не Беллини, а что-нибудь гораздо более бронебойное.

Мирелла Френи и Кири Те Канава в «Свадьбе Фигаро» Моцарта

Фрагмент из легендарного фильма-оперы Жана-Пьера Поннеля, который, кажется, можно смотреть бесконечно. Здесь сошлось все: фантастический состав исполнителей, изумительная работа дирижера (Карл Бем), постановка, в которой нет ни одного лишнего жеста и ни одной случайной детали - в общем, за один этот дуэт можно отдавать дюжину других «Свадьб Фигаро». Наблюдая за двумя примадоннами, замечаешь, что их голоса, такие разные по фактуре, не слишком сливаются и каждая, по большому счету, ведет свою линию, но каким-то непостижимым образом ансамбль складывается безупречный. Вот что значит мастерство.

Эдита Груберова и Агнес Бальтца в «Марии Стюарт» Доницетти

Последний пример встречи двух примадонн скорее из истории оперных курьезов. Вроде бы этот спектакль - 1989 года производства, а такое ощущение, что родом он из дремучих 50-х. Разыгрывающие двух королев Груберова и Бальтца несколько нелепы в своей серьезности; греческую певицу в роли Елизаветы Английской портят непутевый парик и чрезмерно пышное платье. Поют, впрочем, все великолепно: кроме того, в партитуру Доницетти изысканно вплетен неумолимый голос суфлера, подсказывающий исполнителям текст. В результате не очень понимаешь, что делать, смеяться или плакать.

Художник Выстропов Андрей Петрович (род. в 1961 г.)

Актер Зайченко Петр Петрович (род. в 1943 г.)

Спортсменка Ильченко Лариса Дмитриевна (род. в 1988 г.)

Спортсменка Исинбаева Елена Гаджиевна (род. в 1982 г.)

Оперная певица Мещерякова Марина Ивановна (род. в 1964 г.)

Спортсмен Опалев Максим Александрович (род. в 1979 г.)

Выпуск дайджеста «Люди искусства и спорта - наши земляки» продолжает серию «Люди, прославившие наш край» Волгоградской областной детской библиотеки. В данной серии выходили дайджесты и памятки, посвященные знаменитым писателям, поэтам, географам, биологам, которые внесли вклад в развитие разных наук и пополнили литературное наследие края.

Материал раскрывает биографии знаменитого художника Андрея Петровича Выстропова, известного в России и за рубежом; своеобразного и колоритного актера Петра Петровича Зайченко; певицы Марины Ивановны Мещеряковой, завоевавшей оперные подмостки Европы и Северной Америки, а также биографии спортсменов, которые на Олимпиаде в Афинах в 2008 году завоевали золотые медали: Ларисы Дмитриевны Ильченко, Елены Гаджиевны Исинбаевой, Максима Александровича Опалева.

Материалы о наших знаменитых земляках расположены в алфавитном порядке, к каждому разделу прилагается список литературы.

Выстропов Андрей Петрович

(род. в 1961 г.)

Известный художник, чье имя знакомо ценителям современной живописи не только в России, но и за рубежом, Андрей Выстропов родился в Волгограде 26 декабря. Отец Андрея, Петр Никитич, по профессии бухгалтер, участник Великой Отечественной войны, прошел путь от Сталинграда до Берлина, рисовал неплохие копии с произведений старых мастеров, но передать способности к рисованию сыну не успел, тяготы войны сократили его жизнь, и он умер очень рано.

Мама, Любовь Павловна, была прекрасной рукодельницей, ее бисерные ковры отличались тонкостью цветовых соотношений, тщательностью отделки деталей.

До 15 лет Андрей даже не думал о занятии рисованием, его больше всего интересовал футбол, но, получив серьезную травму, подросток, чтобы скоротать длительный постельный режим, стал рисовать все подряд по 6-8 часов в сутки.

В 1978 году, не имея начального профессионального образования, он поступает на художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге), не закончив данное учебное заведение, переводится на второй курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств, ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина).

Дипломная работа Выстропова «Вдовы» (1987) на Всероссийском конкурсе работ выпускников художественных вузов страны удостаивается серебряной медали (золото не присуждалось), а потом два года демонстрируется в Нью-Йоркской Академии художеств. В 1989 году Андрей Выстропов становится членом Союза художников России.

О Выстропове заговорили, его работы вызывали живейший интерес у публики, но чувство неустойчивости 1990-х, отсутствие перспектив все больше угнетало художника. Он уезжает из России на долгие шесть лет (1991-1996 гг.) в Чехию к брату Василию. В Праге они разработали и осуществили совместный проект «Европейское АРТ-агенство «STALKER» (фирма существует по сей день, выставляя произведения искусства наших соотечественников). Андрей Выстропов достаточно быстро завоевал популярность в Чехии, был приглашен в Германию. Около ста персональных выставок, организованных в Европе, США, Японии, более 600 произведений ознаменовали путь художника. В это время были созданы лучшие, по мнению знатоков, картины «символического неоромантизма»: «Король», «Паганини», «Депрессия».

Многие полотна Выстропова наполнены музыкой. Так, несомненной удачей художника стали картины, украсившие интерьер фойе Рейн-Майн Театра в Висбадене (Германия) и посвященные мюзиклу Э. Уэббера «Бульвар Сансет».

В 1995 году Выстропов применяет новую для себя технологию (роспись по стеклу), выполняя витражи на библейские сюжеты для евангелического костела в городе Фельдберге (Германия). Хотя правильнее было бы говорить не о библейских сюжетах, а о портретах библейских персонажей: в витражах художника отсутствует традиционная для этого вида искусства повествовательность, они лаконичны и соответствуют аскетичным интерьерам церкви.

На рубеже веков Андрей Петрович все чаще обращается к сюжетам и образам священной истории («Детство Марии» (1993), «Христос и Иуда» (1998), «В ожидании Каина» (2001)). Персонажи Евангелия получают у него неожиданную трактовку. Так, на картине «Сталинград. С нами - Бог!» (2005), вызывавшей, пожалуй, самые большие споры, рядом с защитниками Сталинграда шагает Христос с винтовкой на плече. Или же на картине «Несение креста» (1996) мы видим спасителя в толпе бегущих по своим делам горожан, которые не замечают Иисуса; только ребенок, способный еще воспринять чудо, оборачивается в его сторону.

В 1999 году Андрей Выстропов возвращается в Волгоград. Участие Андрея в первых вернисажах в родном городе произвело фурор, первая персональная выставка произведений художника была организована в 2000 году в музее изобразительных искусств. Через год прошла его выставка в здании Российской Академии художеств в Москве. В залах на Пречистенке Выстропов показал более 100 своих работ, дающих развернутое представление о его творчестве.

В 2002 году в Музейно-выставочном центре перед волгоградцами были выставлены лучшие полотна художника «Работа закончена» (1998), «Две реальности» (1999), «Сон с ангелами» (1998), «Слепой дождь» (2001) и другие.

В 2004 году выставкой работ Андрея Выстропова открылся персональный выставочный центр в городе Виттенхагене (Германия).

В 2007 году Андрей Петрович получил звания «Заслуженный художник Российской Федерации» и «Человек года» (премия «Провинциальная муза»), а в 2009 году был удостоен Государственной премии Волгоградской области за цикл картин, посвященных Великой Отечественной войне и вклад в развитие культуры и искусства региона.

От жены Алевтины у Андрея Выстропова четверо детей, и художник считает, что они - лучшие его произведения. Он уверен, что трое сыновей и дочка - это возможность увидеть себя маленьким со стороны и прожить еще четыре жизни.

Литература о жизни и деятельности А. П. Выстропова

Вержба, М. Теперь его знают не только в Европе: [о художнике А. П. Выстропове] / М. Вержба // Труд. - 2001. - 27 нояб. - С. 8.
Выстропов Андрей Петрович // Энциклопедия Волгоградской области. - 2-е изд. - Волгоград, 2009. - С. 68.
Ишкова, Л. Андрей Выстропов / Л. Ишкова. - М.: Белый город, 2005. - 48 с.
Ишкова, Л. «За пять минут до любви» / Л. Ишкова // Отчий край. - 2001. - № 2 - С. 171-175.
Козловская, Е. Андрей Выстропов - художник-мыслитель / Е. Козловская. - Режим доступа: http: // www.molodoi-gazeta.ru / - 1.09.2011.
Кузьмина, Т. Андрей Выстропов / Т. Кузьмина. - Режим доступа: http: // www.volgograd.ru / - 1.09.2011.
Кузьмина, Т. Мечта неоромантика: [о художнике А. П. Выстропове] / Т. Кузьмина // Волг. правда. - 2005. - 9 дек. - С. 6.

Зайченко Петр Петрович

(род. в 1943 г.)

Заслуженный артист России (1998), «Человек года» (1997) в конкурсе «Провинциальная муза», лауреат премии «За лучшую мужскую роль» на Международном фестивале в городе Понтеведра (Испания), на кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) и просто душевный человек Петр Петрович Зайченко родился 1 апреля в х. Кайсацком Палласовского района Сталинградской (Волгоградской) области, как он говорит «случайно». Отца ранило на фронте, и командование танкового полка отпустило его на две недели домой. Через девять месяцев отец погиб в страшном бою под черниговским селом Конотопчево, спустя несколько дней после рождения Петра.

Все свои детские и отроческие годы Петр прожил в семье деда Пантелея, известного на всю округу первоклассного сапожника и печника.

Окончив школу, Петр Зайченко решает твердо стать артистом, для чего он отправляется в Волгоград поступать в музыкальную школу, но по причине отсутствия музыкального образования попадает в культпросветшколу. Через год поступает в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова (ныне Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова), в мастерскую Н. Шляпниковой и Ю. Сагъянца.

Окончив училище в 1971 году с красным дипломом, Петр Зайченко был направлен в родной город в Волгоградский драматический театр им. М. Горького, где и проработал до 1974 года.

Молодой актер загорелся идеей постановки спектакля по роману Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю» и за поддержкой обратился к самому автору. Через пару месяцев Петр Зайченко получает от Шукшина приглашение приехать в Клетский район Волгоградской области, где в то время полным ходом шли съемки фильма «Они сражались за Родину», и поговорить об участии Петра Петровича в съемках фильма «Я пришел дать вам волю».

«Мне нужны не просто способные исполнители роли, а единомышленники, у которых, кроме таланта артиста, непременно должна быть душа, способная болеть за народ…», - сказал при встрече Василий Макарович. - «…По этой причине приглашаю принять участие в съемках моего фильма, который в настоящее время находится в запуске,… потихоньку набираю съемочную группу. Заполните, пожалуйста, учетную карточку киноактера…».

Но фильм о Степане Разине не был снят: Василий Шукшин умер.

Петр Зайченко работает в Волгоградской филармонии, Волгоградском казачьем театре. В качестве чтеца («Театр одного актера») он побывал во всех районных центрах Волгоградской области, а также во многих селах, поселках и хуторах, читая публике такие произведения, как «Севастопольские рассказы», «Холстомер» Л. Н. Толстого, «Сашка» В. Л. Кондратьева, «Усвятские шлемоносцы» Е. И. Носова, «Широколобый» Ф. А. Искандера и многие другие. Памятью о тех годах служит медаль «За трудовую доблесть», которой он по праву гордится до сих пор.

Карьера киноартиста у Петра Зайченко началась в 1983 году, когда его пригласил сниматься режиссер Вадим Абдрашитов в картине «Парад планет». Потом Петр Петрович играет в следующих фильмах: в российско-французской психологической кинодраме Павла Лунгина «Такси-блюз» (1990), в испано-бельгийском фильме Энрике Габриэле «Крапачук» (1993), в исторической картине Алексея Салтыкова «Гроза над Русью» (1992), в боевике Михаила Туманишвили «Крестоносец» (1995), в исторической кинодраме Александра Прошкина «Русский бунт» (1998), в кинодраме Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995), в картине Светланы Стасенко «Мишка» (2000), в короткометражном фильме Игоря Волошина «Охота на зайцев» (2003); в сериалах «Дальнобойщики» (2000-2001, 2011), «Захват» (2002), «Темная лошадка» (2003), «Сыщики» (2003), «Участок» (2003), «Формула» (2004), «Богатство» (2004), «Хиромант» (2005), «Две судьбы» (2008) и во многих других.

Принял участие актер и в нашумевших кинокартинах Вадима Абдрашитова «Плюмбум или опасная игра» (1986), Николая Лебедева «Волкодав» (2006), Владимира Бортко «Тарас Бульба» (2009), последняя картина, в которой снимался Зайченко, «Сибирь. Mon A more» (2011) Вячеслава Росса, завоевал много призов на разных фестивалях, а Петр Петрович Зайченко получил главный приз «За выдающее актерское мастерство» на XIX фестивале российского кино «Окно в Европу» (Выборг).

Петр Петрович Зайченко имеет еще один дар - литературный. Его заметки, зарисовки, рассказы, воспоминания часто появляются на страницах журнала «Отчий край». А в 2008 году свет увидела книга актера «Жизнь важнее искусства».

Петр Петрович одарен яркой индивидуальностью и харизмой, критик Берковский сказал о нем: «В актере нация созерцает себя, осознает себя, любуется собой. Вот Вы и есть такой актер, в котором нация многое понимает о себе и каждый раз радуется встрече с Вами…»

Произведения П. П. Зайченко

Домой охота… // Отчий край. - 2004. - № 4. - С. 219-226.
Жизнь важнее искусства: интервью, зарисовки, комментарии. - Волгоград: Издатель, 2008. - 224 с.: ил.
Родные // Отчий край. - 2000. - № 2 - С. 166-170.
«Русский бунт». 1998 // Отчий край. - 1999. - № 2. - С.113-121.
Фантомная боль // Отчий край. - 2001. - № 4 - С. 208-211.

Литература о жизни и деятельности П. П. Зайченко

Богомолов, Ю. Эпоха Петра пришла из Сибири: [Гран-при П. Зайченко на кинофестивале «Окно в Европу»] / Ю. Богомолов // Рос. газ. - 2011. - 15 авг. - С. 7.
Зайченко Петр Петрович // Энциклопедия Волгоградской области. 2-е изд. - Волгоград, 2009. - С. 113.
Петр Зайченко встретился со студентами ВолГУ. - Режим доступа: http: // www.rusactors.ru / - 1.09.2011
Ради сериала на ОРТ Зайченко изучал хиромантию. - Режим доступа: http: // www.volgograd.kr.ru / - 1.09.2011

Ильченко Лариса Дмитриевна

(род. в 1988 г.)

Лариса Дмитриевна Ильченко, чемпионка мира по плаванию на открытой воде, родилась 18 ноября в городе Волгограде. Плавать Лариса начала в возрасте пяти лет, а в семь - прыгнула с 10-метровой вышки. Мама работала инженером в «Гипроводхозе» и воспитывала Ларису одна.

Спортивная карьера Ильченко началась в четыре года, когда мама привела девочку в бассейн «Спартак» к тренеру Александру Владимировичу Иванову. Тренировки в группе Иванова доставляли Ларисе истинное удовольствие. Александр Владимирович выдумывал для начинающих спортсменов множество необычных состязаний. В одиннадцать лет будущая чемпионка попадает к своему нынешнему наставнику Владимиру Николаевичу Захарову. После десяти лет занятий в 2002 году Лариса Ильченко получает звание «Мастера спорта», в 2004 звание «Мастера спорта международного класса», а в 2006 получает «Заслуженного мастера спорта».

В 2003 году волгоградка становится победителем и призером в эстафетном плавании в Первой летней Спартакиаде России, серебряным и бронзовым призером в зональном Первенстве России и призером в Первенстве России среди юниоров.

В 2004 году Лариса Ильченко завоевывает звание Чемпионки России в эстафете по плаванию вольным стилем и на открытой воде, становится призером Первенства России, серебряным и бронзовым призером Первенства Европы среди юниоров.

За период с 2004 по 2008 год Лариса - единственная в истории женского плавания 8-кратная чемпионка мира и первая российская спортсменка, завоевавшая титул Олимпийской чемпионки на дистанции 10 км. (открытая вода) (2008, Пекин).

За спортивные достижения Лариса Ильченко награждена орденом Дружбы (2008) и признана лучшей спортсменкой первого десятилетия ХХI века, является заместителем председателя комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России (ОКР).

Литература о жизни и спортивной деятельности Л. Д. Ильченко



Николаенко, Е. Притяжение водной стихии: [спортивная история Ларисы Ильченко] / Е. Н. Николаенко // Николаенко, Е. К победам по льду и воде. Волгоградский автограф на спортивном олимпе: публицистические рассказы / Е. Н. Николаенко. - Волгоград, 2010. - С. 26-36.

Исинбаева Елена Гаджиевна

(род. в 1982 г.)

Елена Исинбаева родилась в Волгограде 3 июня. Отец Елены - Гаджи Гаджиевич Исинбаев, по национальности - табасаранец, по профессии слесарь, родился в селе Чувек (Дагестан). Мать Наталья Петровна - русская, потомственная казачка, уроженка нашей области, 25 лет проработала в тепловых сетях, по профессии - мастер котельной, сейчас домохозяйка. Родители Елены всегда любили спорт, мама в молодости занималась лыжами и баскетболом, отец - борьбой и боксом. В семье помимо Елены есть младшая сестра Инна и, когда девочкам было пять и четыре года, они, как обычные дети, ходили в садик (с 1985 по 1987), затем в подготовительную группу (с 1987 по 1989), а в 1989 году Елена поступила в школу-лицей (инженерно-технический), который окончила в 1997 году.

Спортивная карьера Елены началась в возрасте 5 лет, родители водили дочерей в спортшколу на спортивную гимнастику. Но в 15 лет Елена так вытянулась, что ее отчислили из группы гимнастики как неперспективную. Это была трагедия для целеустремленной девочки, тогда ее тренер Александр Лисовой, увидев по телевизору выступления чешской прыгуньи с шестом, показал подопечную тренеру легкоатлетов Евгению Трофимову. В 1998 году Елене Исинбаева дебютировала на Чемпионате мира среди юниоров в Аннеси (Франция), а в 1999 году на Всемирных юношеских играх завоевала золото - это была первая победа в списке ее мировых рекордов в легкой атлетике по прыжкам с шестом.

С 1998 по 2000 год Елена Исинбаева учится в училище Олимпийского резерва, а с 2002 по 2005 год - в Волгоградской Государственной Академии физической культуры и спорта по специальности преподаватель физической культуры.

Спортсменке покорились многие вершины. 2000 год - чемпионка мира среди юниоров. 2001 год - чемпионка Европы среди юниоров. 2002 год - серебряный призер Чемпионата Европы среди юниоров. 2003 год - призер Чемпионата Европы и бронзовый призер Чемпионата мира. 2004 год - Олимпийская чемпионка в Афинах. 2008 год - Олимпийские игры в Пекине, на которых она завоевывает золотую медаль. И это только часть ее достижений. Елена Гаджиевна Исинбаева - обладательница множества мировых рекордов (общим числом 27), заслуженный мастер спорта России (2008), награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009), орденом Почета (2006), неоднократно становилась обладателем ежегодной национальной премии «Слава», дважды (2006, 2008) была удостоена самой престижной премии в мире спорта «Всемирной спортивной академии Лоурес» в номинации «Спортсменка года», является почетным гражданином Донецка (2006), удостоена званий «Лучшая легкоатлетка года» (2008) и «Лучшая легкоатлетка десятилетия» (2009), удостоена премии принца Астурийского (2009), удостоена звания посла на юношеской Олимпиаде в Сингапуре (2010), в ее честь назван фонтан в Москве в районе Кузьминок около кинотеатра «Высота».

Интервью с Е. Г. Исинбаевой

В Волгограде у меня больше болельщиков, чем у «Ротора»: [интервью с олимпийской чемпионкой] // Сов. спорт. - 2004. - 25 дек. - С. 10-11.
В казино меня не дождутся: [интервью с Елены Исинбаевой] / беседовала Н. Долгополова // Рос. газ. - 2009. - 26 нояб. - С. 45.
Елена Исинбаева: Никогда никого не жалею. И себя тоже: [интервью с олимпийской чемпионкой] // Собеседник. - 2010. - № 36 (сент.). - С. 16-17.
Елена Исинбаева: [интервью с олимпийской чемпионкой] // Мне 15. - 2009. - № 10. - С. 23-25.
Елена Исинбаева: «Я разговариваю со своими шестами» [интервью с лучшей легкоатлеткой года] / беседовала О. Карась // Огонек. - 2004. - № 39 (сент.-окт.). - С. 54-55.

Литература о жизни и спортивной деятельности Е. Г. Исинбаевой

А я в Россию домой хочу!: [о возвращении Елены Исинбаевой в Волгоград] // Дел. вторник. - 2011. - 15 марта. - С. 1. - (Прил. к газ. «Волг. правда»).
Ивонин, В. Модель олимпийского резерва: [о нашей землячке, Олимпийской чемпионке Елене Исинбаевой] / В. Ивонин // Антидоза. - 2008. - № 9. - С. 28-33.
Исинбаева вернулась к первому тренеру: [о возвращении Елены Исинбаевой в Волгоград] // Гор. вести. - 2011. - 15 марта. - С. 6.
Кухаренко, К. Елена прекрасная: волгоградка Елена Исинбаева признана лучшей легкоатлеткой мира в 2008 году / К. Кухаренко // Рос. газ. - 2008. - 25 нояб. - С. 11, 15.
Лобков, Д. «Серебряная лань»: [о нашей землячке, олимпийской чемпионке Елене Исинбаевой] / Д. Лобков // Твоя лучшая подруга. - 2008. - № 10. - С. 62-63.
Максимова, Т. Елена Исинбаева: «Вдруг я завтра возьму и взлечу на шесть метров!»: [о нашей землячке, легкоатлетке, олимпийской чемпионке Елене Исинбаевой] / Т. Максимова // Эхо планеты. - 2009. - № 4 (янв.-февр.). - С. 55-57.
Мельников, А. Олимпийское золото Елены Исинбаевой - это просто фантастика! / А. Мельников // Гор. вести. - 2004. - 26 авг. - С. 1.
Мельников, А. «Серебряная лань» для Исинбаевой, Ильченко и Опалева: [состоялось вручение премии лучшим спортсменам 2008 года] / А. Мельников // Гор. вести. - 2009. - 12 февр. - С. 30.

Мещерякова Марина Ивановна

(род. в 1964 г.)

Знаменитая оперная певица Марина Мещерякова, исполнительница главных партий во многих спектаклях, покорила лучшие сцены мира, среди которых Большой театр, Венская опера, Метрополитен-опера, Шведская Королевская опера и театр «Ла Скала».

Родилась Марина в Волгограде 31 января в самой обычной семье, где мама - мастер смены на обувной фабрике, а папа - инженер-электрик. В 6 лет будущая прима поступила в музыкальную школу № 1 по классу фортепьяно, затем в училище искусств им. П. А. Серебрякова (ныне Волгоградский институт искусств), которые закончила с красным дипломом.

Учеба давалась Марине легко и, когда ей попалась пластинка с оперными ариями в исполнении Тамары Милашкиной, выучить их не составило труда - ведь это ее призвание. И вот девушка едет покорять Москву и Консерваторию им. П. И. Чайковского по классу вокала. Все годы учебы занимается у прекрасного педагога Елены Ивановны Шумиловой, которая научила ее технике бельканто (сопрано).

26 декабря 1991 года - памятная дата для вокалистки, сбывается мечта Марины, она дебютирует в Большом театре в роли Антониды из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (больше известной, как «Иван Сусанин»). Потом были партии Марфы («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Франчески («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова), Сюзанны («Свадьба Фигаро» В.- А. Моцарта), Виолетты («Травиата» Дж. Верди) и другие.

И все же поворотным в своей судьбе Марина называет 1994 год, когда ей довелось спеть партию Тамары из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна в ирландском городке Вексфорде, где проходит фестиваль редких опер. После этого выступления западные критики окрестили нашу землячку «Марина-фортуна» и «оперная Скарлетт О’ Хара». Это было начало успеха и первая ступень к международному оперному Олимпу.

Марина - единственная, кто ворвался на зарубежные оперные сцены через европейский репертуар, ее голос покорил множество сложных музыкальных произведений: партии донны Эльвиры из оперы «Дон Жуан» В. - А. Моцарта, Елены из оперы «Иерусалим» Дж. Верди, мадам Баттерфляй из оперы «Мадам Баттерфляй» Дж Пуччини, Нормы из оперы «Норма» В. Беллини и другие.

Марина Мещерякова удостоена первой премии на Бельведерском конкурсе (Вена) молодых исполнителей, она четыре раза пела в Зальцбурге на престижном музыкальном фестивале, была признана одной из лучших «вердиевских певиц» нашего времени, такой чести не удостаивался ни один из наших соотечественников. Ее заметили и пригласили выступать в Хельсинки, Монте-Карло, Штутгарте, Нью-Йорке, Торонто, Вене, Стокгольме и на другие знаменитые оперные подмостки.

Марина Ивановна уже несколько лет является певицей американской «Коламбии» - ведущей мировой импрессарской компании, сейчас живет в Австрии и воспитывает дочку.

«Я люблю свой город, - говорит она - люблю своих соотечественников, мы, русские, конечно же отличаемся от европейцев. Мы другие, более искренние, что ли. На западе не принято раскрывать своих чувств, нет той теплоты взаимоотношений. А этого порой так не хватает! И я приезжаю на родину, в дорогой моему сердцу Волгоград, чтобы наполнить душу этой теплотой и искренностью, чтобы дарить ее потом людям через свои сценические образы».

Литература о жизни и деятельности М. И. Мещеряковой

Душу вердиевской певицы питает Волгоград. - Режим доступа: http: // www.dv.in-s.ru / - 1.09.2011.
Новикова, Л. Бельканто русского сопрано [о Марине Мещеряковой, оперной певице] // Лит газ. - 2002. - № 23 (июнь). - С. 9.

Опалев Максим Александрович

(род. в 1979 г.)

Максим Опалев - знаменитый российский гребец на каноэ, олимпийский чемпион 2008 года, многократный чемпион мира, Европы и России, заслуженный мастер спорта и лучший спортсмен года в России (1999), родился 4 апреля в Волгограде. Мама Татьяна Николаевна в прошлом спортсменка-баскетболистка.

В начальных классах Максим посещал различные спортивные секции, но когда пересел на каноэ, то все другие увлечения исчезли мгновенно: и плавание, и футбол. В двенадцатилетнем возрасте, помимо учебы, Максим работал дворником на спортивной базе.

В шестнадцать лет Опалев попал в юношескую национальную сборную. 1995 год. Япония. Первый чемпионат мира среди юниоров, в котором принимал участие молодой волгоградский гребец, и сразу две золотые медали (на разные дистанции). 1996 год. Польша. Чемпионат мира среди юниоров - одна золотая медаль и две серебряные (на разные дистанции). 1997 год. Финляндия. Чемпионат Европы среди юниоров - две золотые медали (на разные дистанции). В тот же год Опалева включают в национальную взрослую сборную России по гребле. 1998 год. Венгрия. Чемпионат мира - золотая медаль. Восемнадцатилетний чемпион мечтает покорить олимпийские достижения. 2000 год, Австралия - первая Олимпиада спортсмена и серебряная медаль. 2003 год. США. На Чемпионате мира Опалев добивается участия России в Олимпиаде в Афинах и завоевывает на Олимпиаде пять медалей: бронзовую, серебряную и три золотых (на разные дистанции).

Помимо спортивной карьеры Максим Опалев успешно заканчивает в родном городе Академию физической культуры и спорта, аспирантуру и становится кандидатом педагогических наук.

2007 год. Польша. Чемпионат Европы - две серебряные медали (на разные дистанции). 2008 год. Китай. Олимпиада в Пекине - золотая медаль. После пекинской Олимпиады становится заместителем председателя спорткомитета Волгоградской области и заместителем председателя Комитета спортсменов при Олимпийском комитете России (ОКР). За большой вклад в развитие физической культуры и спорта награжден Орденом Почета и Орденом Дружбы. В будущем Максим Опалев мечтает принять участие в Олимпийских играх 2012 года в Англии.

Интервью с М. А. Опалевым

Максим Опалев: «После победы мама больше плакала, чем говорила»: [интервью с олимпийским чемпионом] // Труд. - 2008. - 4 сент. - С. 28.

Литература о жизни и спортивной деятельности М. А. Опалева

Ильченко и Опалев - лучшие люди России // Гор. вести. - 2008. - 18 окт. - С. 9.
Калиев, А. Настоящий мужчина: волгоградский спортсмен, олимпийский чемпион, гребец Максим Опалев / А. Калиев // Веч. Волгоград. - 2008. - 5 сент. - С. 9.
Мельников, А. «Серебряная лань» для Исинбаевой, Ильченко и Опалева: [состоялось вручение премии лучшим спортсменам 2008 года] / А. Мельников // Гор. вести. - 2009. - 12 февр. - С. 30.
Николаенко, Е. К победам преклонив колено: [о гребце на каноэ Максиме Опалеве] / Е. Н. Николаенко // Николаенко, Е. К победам по льду и воде. Волгоградский автограф на спортивном олимпе: публицистические рассказы / Е. Н. Николаенко. - Волгоград, 2010. - С. 11-24.

14951 просмотр