Гипсовая девушка с веслом. Девушка с веслом (полная версия)

1. Обязательство о явке.

2. Привод.

3. Временное отстранение от должности.

4. Наложение ареста на имущество.

А) превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора;

Б) состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение;

В) состоит в письменном обязательстве подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства – незамедлительно сообщать об этом;

Г) состоит в принудительном доставлении подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля к дознавателю, следователю или в суд.

7. Расшифруйте общепринятые сокращения (комментарии не требуются).

7.1. МРОТ.

7.2. ГК РФ.

7.3. ЕСПЧ.

8. Заполните пропуски:

8.1 . По решению местных властей при наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен по заявлению лиц, вступающих в брак, но не более чем на__________.

8.2 . Количество участников собрания, необходимого для признания его правомочным принимать решения, называют ____________.

8.3. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере ______процентов стоимости клада.

8.4. В соответствии с действующим законодательством выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации осуществляются по __________системе.

9. Установите соответствие между латинскими фразами и их переводом

а) ad impossibilia lex non cogit;

в) altera pars.

1. По существу дела, к делу.

2. Закон не требует невозможного.

3. Другая сторона.

4. Нет правила без исключения.

5. Всеобщее согласие.

6. За и против.

10. С какого возраста граждане РФ приобретают свои конституционные права?

11.Именно так в Древнем Риме первоначально именовали личного секретаря, владеющего знанием Тирроновых значков, т.е. стенографии, а с третьего века н.э. так именовали всех доверенных "писцов" и канцелярских служащих. Сейчас это одна из юридических профессий. Что это за профессия?

12. В 1914 году в Монако произошла скандальная история. Сбежала невеста принца Альберта III, прихватив с собой фамильные драгоценности. Чтобы их найти, принц созвал консилиум служб уголовного розыска из разных стран. Таким образом, было положено начало... Чему?

13. Решите юридические задачи:

13.1. 13-летняя Оля временно проживает у своей бабушки, в то время, как ее родители живут в соседнем городе. Местом жительства Оля считает квартиру своей бабушки.Права ли Оля с точки зрения закона? Свой ответ обоснуйте.

13.2. 17-летнего Сергея пригласили работать в ночном клубе барменом. Директор ночного клуба рассказал об условиях работы: работа в ночное время, в основном в выходные дни. Кроме того, при приёме на работу устанавливается испытательный срок в один месяц. Допустимо ли в соответствии с трудовым законодательством РФ заключение трудового договора с Сергеем на указанных условиях? Ответ обоснуйте.

Царский период в Риме

Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства.

Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» – Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.

Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви.

В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки – на юге, финикийцы – на острове Сицилия.

Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям. Так в 753 г. до н.э. возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью, жители которого, как потомки его отцов основателей, назывались патрициями. Переселенцы же и их потомки стали называться плебеями, Они платили налог, служили в армии, но не имели земли.

Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль. Италийцы поселились на полуострове уже земледельцами, и основное звено общины составляли хозяева земельных участков. Когда с течением времени прямые потомки первых жителей Рима утратили большую часть земли, первоначально им принадлежавшей, римский царь Сервий Туллий (578-534 до н.э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles – потомство), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием было воспроизведение потомства.

История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц в – их владении землей. Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима. Первоначально земля находилась в общинном владении родов, частная собственность состояла в скоте, но уже к VI в. до н.э. земля становится частной собственностью. Римляне выращивали полбу (разновидность пшеницы) и занимались виноделием. В VIII-VII вв. до н.э. в Риме уже существовали ремесла: так, во времена царя Нумы Помпилия (ок. 715 – ок. 672 до н.э.) в Риме существовали восемь цехов ремесленников. Их положение было почетно, но стало ухудшаться с реформы предпоследнего римского царя Сервия Туллия, по которой полноправными были только земледельцы.

Торговля в первом периоде римской истории ограничивалась пределами Италии и осуществлялась на ярмарках, главной из которых была ярмарка у горы Соракта. Основными предметами обмена издревле были быки, бараны, медь. Найденные археологами раскопки свидетельствуют, что в этих ярмарках участвовали купцы других стран. Рим с самого начала занимал исключительное положение, потому что был средоточием деятельной земледельческой общины и оживленным торговым пунктом.

Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь, наделенный всеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.

Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.

Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов, положивших основание Римского государства (300 человек) и называвшихся поэтому «отцами», составляли сенат.

Период Римской Республики

В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквиния(534/533-510/509 до н.э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика, просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам сроком на один год, один из которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов. Защиту прав плебсов осуществляли народные трибуны.

С 509 по 265 гг. до н.э. все события римской истории укладываются в два процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за подчинение всей Италии. 20 лет спустя после изгнания царей в Риме вспыхнуло восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась реформа государственного управления: кроме двух патрицианских консулов было решено ежегодно выбирать двух плебейских трибунов, обладавших правом «вето» на распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. В результате борьбы патрициев и плебеев в 471 г. до н.э. появились публиевские законы, по которым плебеи отныне получили право занимать консульские и другие должности и получать землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан в рабство за долги.

Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. Наряду с мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда. Главной сельскохозяйственной культурой вместо полбы становится пшеница. Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета. Развитие ремесел в Риме происходило медленно, так как мелкими ремеслами в каждом доме занимались рабы, кроме того государство, ориентировавшееся на земельных собственников, не способствовало их развитию.

К IV-III вв. до н.э. относятся многочисленные мероприятия по поддержанию чистоты в городе, безопасности, распоряжения о постройках, банях, трактирах. При Аппии Клавдии, занимавшем должности цензора, консула и ставшем в 292 г. до н.э. диктатором, сенат отступил от прежней системы крайней бережливости в расходах: были созданы дорогие, но полезные сооружения, отличные дороги в разные концы Италии, в том числе знаменитая Аппиева дорога; превосходный водопровод в Риме; осушены обширные участки, создавшие новые места для заселений и т.д. Аппия считают основателем юриспруденции.

В этот период на Апеннинском полуострове проживало не менее 12 народностей, враждовавших между собой. Более 200 лет Рим вел с ними войны и постепенно в течение V-III столетий до н.э. установил господство над большей частью Италии. Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их нравы, язык, и все италийские племена постепенно романизировались.

Пунические войны. Карфаген, основанный финикийцами на северном берегу Африки, был расположен на пути от богатого материка Азия к Средиземному морю, что позволило его жителям развить торговлю в невиданных до тех пор размерах: они были посредниками по обмену всех товаров от Испании до Индостана.

К концу III столетия до н.э. владения Рима подступили к острову Сицилия, но здесь стремления римлян столкнулись с Карфагеном, превратившимся к этому времени в сильную морскую державу Средиземноморья. Так обозначаются три войны Рима против карфагенян (пунийцев).

С 264 по 241 гг. проходила 1-я Пуническая война, закончившаяся поражением пунийцев (карфагенян), вынужденных отдать Сицилию и Сардинию и заплатить контрибуцию Риму. Но римляне остались недовольными итогами войны, так как их целью был самый богатый в то время город Карфаген.

В ходе 2-й Пунической войны (218-201 до н.э.) Карфаген лишился всех своих внеафриканских владений и роли великой державы. Самой короткой была 3-я Пуническая война (148-146 гг. до н.э.), в ходе которой Карфаген после долгой осады был взят, разграблен, сожжен и по постановлению римского сената стерт с лица земли. За эти же годы римляне разгромили Македонию, разбили войска сирийского царя, а позднее подчинили своей власти Грецию и Западную часть Малой Азии. Так, к концу II в. до н.э. Рим стал центром Средиземного моря.

В этот период в Риме в колоссальных размерах развивалось денежное хозяйство: существовало множество банков, выполнявших всевозможные посреднические функции в различных денежных расчетах; развивалась внешняя торговля; постепенно все население охватило стремление к приобретению богатства, долгом чести и совести считалось аккуратно вести свои денежные дела и увеличивать, а не проживать полученное наследство. В результате Пунических войн и других военных походов римская община значительно расширила свои земельные владения, следствием чего явились новые формы экономической деятельности. Многие завоеванные и конфискованные земли были малоплодородными и, как для правительства, так и для колонистов-крестьян, могли стать слишком дорогим удовольствием. По этой причине правящий класс открыл простор частному предпринимательству: желающим предоставили возможность разрабатывать пустующую землю с условием ежегодно вносить в казну десятину с посева, одну пятую часть с посадок и сбор с числа голов скота, выгонявшегося на пастбища. Следствием этого процесса были такие явления, как рост крупного землевладения, рост числа безземельных, составивших армию батраков, и появление такого крупного социального и экономического фактора, как рабовладение: привозные рабы как результат завоеваний.

Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25-100 га), где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым, интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая. Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелким крестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучше организован, использовались разнообразные орудия и применялись передовые агрономические методы.

Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде. Владельцами новой государственной земли стали в основном римские нобили, к пользованию казенной землей был допущен и второй имущественный разряд – всадники, люди чисто городских и торговых профессий, теснившиеся на торгах для получения аренды. В аренду сдавались солеварни, леса, дегтярные предприятия. Вместе с тем шел процесс скупки мелких владений и превращения их в большие фермы с целостной экономической организацией. Появляются агрономические трактаты, римляне переводят карфагенских авторов, пользуясь их сельскохозяйственными уроками. С этого времени становится известным сочинение римского политического деятеля Катона (II в. до н.э.) «Об агрокультуре», которое известный историк XX в. Р. Виппер оценил следующим образом: «В нем отражается эта новая для Италии жажда земли, не крестьянская, не лично-трудовая, а помещичья, предпринимательская, отражается взгляд капиталиста, который уже строит на земельном хозяйстве сложный бюджет».

Хотя к концу II в. до н.э. Рим и превратился в великую мировую державу, он клонился к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения, использовавшим колоссально развитый невольничий труд, в корне был разрушен фактор, на который издавна опиралось государство: хозяйство мелких землевладельцев. Во всех отраслях деятельности применялся труд рабов, которые занимались ремеслами, руководили большими предприятиями своих господ, учили детей, управляли банковскими операциями. Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым. С начала II в. до н.э. в Италии непрерывно происходят восстания рабов: 134-132 гг. до н.э. – восстание в Сицилии, было казнено свыше 20000 человек, 73-71 гг. до н.э. – восстание под руководством Спартака, было казнено более 6000 человек.

Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелких собственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства. Римское правительство всегда поддерживало мелкое землевладение путем раздачи неимущим вновь приобретенной земли, однако, после Пунических войн этот процесс замедлился и число полноправных римских граждан уменьшилось.

Лучшие из римлян видели опасность подобной тенденции и задумывались о необходимости реформ. Такими людьми были братья Тиберий и Гай Гракхи. Избранный в 133 г. до н.э. в народные трибуны Тиберий предложил закон, по которому все казенные земли, занятые частными лицами, должны быть отобраны в казну и розданы не имевшим земли гражданам участками по 7,5 десятины, за пользование которыми владельцы должны были вносить умеренную арендную плату. За пять лет после внесения этого закона 75000 человек получили вновь участки земли и были внесены в списки граждан. Тиберий Гракх был убит, а его дело продолжил брат Гай. Учитывая нехватку земель в Италии, он предложил выводить колонии граждан за море, облегчил военную службу, ввел смягчения в уголовное право, ослабил властвующую знать. Ограничив власть сената, он сосредоточил большую власть в своих руках: раздачу земель, хлеба, наблюдение за выбором присяжных, консулов, руководство путями сообщений и общественными постройками.

Период Иперия

В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

В 82 г. до н.э. полководец Луций Корнелий Сулла (138-78 до н.э.) установил свою единоличную власть и впервые на неопределенный срок провозгласил себя диктатором. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н.э. он признал, что не достиг своей цели и сложил полномочия.

Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме. Поняв необходимость серьезных реформ для превращения диктатуры в империю, Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое больше жалованья, чем другие военачальники; союзникам Рима он щедро раздавал права римского гражданства. Будучи объявленным в 45 г. до н.э. пожизненным диктатором, Цезарь провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Он начал чеканить золотую монету со своим изображением, появляться в знаках царского достоинства. Стремление Цезаря к царской власти восстановило против него многих сенаторов, они организовали заговор во главе с Марком Брутом (85-42 до н.э.) и Гаем Кассием (? - 42 до н.э.). В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, но восстановление аристократической республики, на что надеялись заговорщики, не произошло.

В 43 г. до н.э. Марк Антоний (83-30 до н.э.), Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.), Лепид (около 89-13 до н.э.) заключили между собой союз, окончательно победили республиканцев и разделили в 42 г. до н.э. между собой Римскую державу. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октавиан в 31 г. начали новую гражданскую войну, окончившуюся победой Октавиана, получившего от сената титул Августа и провозглашенного с 27 до н.э. императором. Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и даже верховным жрецом.

Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца. Он оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.

После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских императоров (сальтусы}, которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор.

При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжелой службой.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедывать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Апарихом (около 370-410) ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи, называвшейся позднее Византией (в 395 г. император Феодосии перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную с Римом и Восточную с Константинополем). Однако заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи.

Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась история новой «варварской Европы».



Очень интересный пост-расследование про одну из самых знаменитых скульптур советского времени. Оказывается, их было две! Правда, я так и не понял, в чём между ними была разница.

Оригинал взят у kapuchin в Девушки с веслами Ивана Шадра

Довольно много неясностей, расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка, согласно Википедии, в 1935 году, но быстро убрали в том же году. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто (но без каких-либо ссылок на источники информации) Вера Волошина, 1919 года рождения. Но если, как пишут в Википедии, Шадр начал работу в 1934 году, то эта девушка в то время жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, вот фрагмент из неё: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". В общем, кто ему позировал для первого варинта - не известно, но точно, что не Вера Волошина.

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе. В журнале "Строительство Москвы" (№10 за 1937 год) о скульптуре писали: "Что касается центральной скульптуры "Девушка с веслом, то её нельзя назвать физкультурницей, свободно и легко держащей весло, она своей нарочито жеманной позой скорее напоминает "будуарную статуэтку" в увеличенном масштабе". Стольже же критичен отзыв в сборнике "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: "Так, например, фигура "Девушки с веслом" (скульптор Шадр), украшающая один из фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы, не свободна от некоторых элементов эротики и страдает излишней стилизованностью." (Цит. из книги К. Кухер "Парк Горького в сталинскую эпоху 1928-1941", М., Росспэн, 2007). Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.


Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году. Если высота первой скульптуры была около 12 метров, то второй - то ли 8 метров, то ли 4,6 метра. Судя по фото, второй вариант был более классического вида. Наиболее часто встречается, что скульптура была разрушена во время немецкой бомбардировки, но есть мнение, что она была тихо убрана во время одной из реконструкций парка значительно позже. Второй вариант мне кажется более правдоподобным, парк и скульптура не слишком разумные цели для бомбардировки, разве что совсем уж случайное попадание. А вот то, что официальное отношение к показу обнаженного тела в послевоенные годы стало негативным, действительно имело место быть.

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Х.Формана, 1939 год:

Фото Э.Евзерихина, 1936 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда):

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

Совсем короткий фрагмент киносъемки из парка Горького, увиденный мной сначала в фильме "Великий Октябрь. Голая правда" 2007 года. Позже разобрался, что это вырезано из фильма "Сталинское племя" 1938 года о параде физкультурников 1937 года, тут из начальной части фильма, где физкультурники собираются на парад, постановочная съемка. Девушка с веслом тут мелькает, к сожалению, её голова и плечи полностью закрыты логотипом телекомпании. В интернете есть фильм 1938 года целиком, однако, качество очень плохое.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. И, как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры.

Статуя «Девушка с веслом» символизирует «гипсовый» соцреализм в живописи и скульптуре. . Эта работа перенесла множество видоизменений и преображений. В советскую эпоху её воспевали поэты. Эта скульптура украшала множество парков Советского Союза.

Самую раннюю версию создал скульптор Иван Шадр в 1935 г. Высота самой первой его работы 12 м. Предполагалось, что она украсит парк Горького. Однако критики с огромным сомнением оценивали скульптуру. Именно по этой причине она очень недолго пробыла в парке столицы, её выслали в город Луганск. «Холодное отношение к форме и содержанию» послужило для этого основанием.

История модели скульптуры

История девушки, которая позировала скульптору. Звали её Вера Волошина. Она была очень благопристойной девушкой, училась в Московском Институте физкультуры, и являлась довольно узнаваемой спортсменкой. Вера стеснялась позировать в обнажённом виде, поэтому жена скульптора неизменно присутствовала в мастерской на каждом сеансе.

Около трёх месяцев понадобилось мастеру, чтобы слепить голову, примерно столько же потребовала работа над фигурой. Осталось на удивление мало фотографий скульптуры, поэтому исключительно по фотоснимку 1935 г., который сделал Александр Гринберг, мы можем получить хоть какое-то представление о ней. На фото И. Шадр за работой у себя в мастерской.

Достоверным фактом является то, что во время войны Вера добровольно отправилась на фронт и воевала в отряде партизан. Она была в отряде, где находилась и Зоя Космодемьянская. Осенью 1941 г. разведгруппа Веры Волошиной выполняла задание в немецком тылу. Однако когда они возвращались, её ранили, но забрать девушку не смогли. Веру казнили, но она до конца вела себя очень мужественно.

Вторая версия статуи

И. Шадр смог создать ещё одну вариацию скульптуры. Натурщицей для неё стала Зоя Бедринская, которая была гимнасткой. Мастер сделал ей другую причёску. И в этот раз высота статуи была 8 метров, более романтичной и тонкой стала фигура девушки. Непосредственнее стала и поза скульптуры. Эта версия была принята критикой с большей благосклонностью. Скульптура осталась в столице.

Ещё один мастер

Другой скульптор вдохновился мыслью создать идеальную скульптуру, чтобы украсить парк. Ромуальд Идоко смог сделать скульптуру гораздо «живее» и менее грандиозной. Он изобразил девушку в бюстгальтере для купания и спортивных трусах. Изменилась и стойка статуи. Девушка стоит, опираясь всего лишь на одну ногу, другую модель слегка согнула в колене и отвела в сторону. Так мастер смог сделать скульптуру гораздо «спортивнее».
И тот и другой мастер сделали попытку совместить в своих работах активную позицию по жизни, мягкость, здоровье и женственность. Благодаря настоящему таланту оба скульптора сумели создать такие разные, но связанные одной мыслью произведения искусства, которые украшали парки и скверы советского Союза. Совершенные фигуры девушек были подчёркнуты чёткими линиями весла. Для подчёркивания в античной скульптуре использовалось копьё, которое изображали в руках богов. В работах И. Шадра даже можно увидеть прямую связь со скульптурой античности. Он заимствует положение фигур.

Массовые копии

Впоследствии множеству мастеров нашей огромной страны были сделаны заказы на другие вариации «скульптуры молодой физкультурницы». Большая часть этих вариаций и версий, к сожалению, не могут выдержать критику. Работы, которые они создали, выделялись массивностью, к тому же в них отсутствовала женственность. Прекрасную мысль талантливых мастеров (И. Шадра и Р. Идоко) уничтожили, воплощая другие мысли.
С течением времени скульптура «Девушка с веслом» начинает символизировать безвкусицу и пошлость. Авторы новых копий не всерьёз подходили к своей задаче, в их скульптурах нет внутреннего содержания, утрирована фигура спортсменок, отрешённое выражение на лице. Эти детали сделали работу талантливых мастеров настоящей неэстетической подделкой.

Сегодня копию статуи «Девушка с веслом» мы можем найти в Третьяковской галерее. К сожалению, во время Великой Отечественной войны при бомбёжке была уничтожена оригинальная работа, которая стояла в парке имени М. Горького.

Фото из книги: Соболевский Н.Д. Скульптурные памятники и монументы в Москве, 1947

Есть несколько расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка в 1935 году, но убрали в 1936-м или до открытия летнего сезона 1937 года в 1937 году, при этом на кадрах кинохроники 1936 года она присутствует. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто Вера Волошина, 1919 года рождения. Но в 1935 году эта девушка жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею в конце августа 1938 года для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, автобиография из её личного дела в этом институте и это личное дело сохранилось. Вот фрагмент автобиографии: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". На фотографии А. Гринберга ниже из газеты "Советское искусство" за 17 июля(№33) 1935 года скульптура уже практически в законченном виде. В общем, кто ему позировал для первого варианта неизвестно, но точно, что не Вера Волошина.

Текст к фотографии в газете, начальная буква имени в инициалах Шадра указана в нем неверно: «Скульптор А.Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров». На фото: скульптура «Девушки с веслом» в мастерской А.Д. Шадра».

Первый вариант скульптуры на фотографии из семейного архива М. Евстафьева:

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе, совсем не с отрешенным выражением лица, не античная богиня, а девушка из повседневной жизни. Вот отзыв из публикации А. Карра и Л. Лунца "Реконструкция московских парков"(с. 50) из сборника "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: " Всяческого одобрения заслуживает включение в ансамбль парка архитектурно-скульптурных форм. В то же время и в этой области в парке не все благополучно. Так, например, фигура девушки с веслом (скульптор Шадр), оформляющая один из новых фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы и не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности".

Тогдашние критики, если бы выражались более прямолинейно, то думаю, назвали бы её голой бесстыжей девкой. Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.

Ленинград, девушки с веслами после парада физкультурников, 1932 год

Первый вариант скульптуры в парке Горького, фотография из журнала "Архитектура СССР", 1935, №11-12, с.48-49, воспроизведенная в книге В. З. Паперного "Культура Два", издание 2016 г.

Первый вариант на фотографии из "Вечерней Москвы" за 11 авг. (№184) 1935 года. Ранее, 4 августа(№178), газета сообщала детали установки скульптуры: "«ДЕВУШКУ С ВЕСЛОМ» привезли сегодня рано утром в парк им. Горького. Эта гигантская скульптура работы скульптора И. Д. Шадр, изготовленная из гипса, распилена сейчас на 8 частей.

Скульптурные мастерские «Всекохудожника» уже приступили к установке «девушки с веслом» в центре фонтана, на площади Пятилетки. Пятиметровая девушка с веслом водружается на пьедестал из красного гранита, окруженный кольцом падающей воды фонтана. Глубокий бассейн фонтана, до краев наполненный водой. облицован черным полированным лабрадором. Будущим летом гипсовая скульптура будет заменена бронзовой".

Второй вариант, фото Х.Формана, 1939 год

Газета "Советское искусство" за 28 мая(№24) 1937 года сообщала, что в этот день открывается выставка московских скульпторов в музее изобразительных искусств и эта выставка продлится месяц. Среди работ упоминается новый вариант "Девушки с веслом" Шадра.

Второй вариант получал не столь однообразно негативные оценки. Ниже три отзыва посетивших эту выставку из разных номеров газеты "Советское искусство" за 1937 год.

А. Волгин(№25, 29 мая): "Знакомая москвичам по Парку культуры и отдыха на редкость неудачная «Девушка с веслом» Шадра, пошлейшая «Девушка на пляже» Златовратского могут у кого угодно отбить любовь к скульптуре".

В. Бакшеев(№27, 11 июня): "Я хочу показать на нескольких примерах, как плохо наши скульпторы знают человеческое тело. Очень удачная по своей пластичности, по пропорциям торса «Девушка» Шадра - голову имеет как бы приставленную с другой фигуры. Ee слишком крутой поворот в профиль неестественен".

М. Нейман(№35,29 июля): "В ряду физкультурных композиций заметно выделяются «Девушки с веслами» и
«Девушки с цветами». Авторы первых - Шадр, Иодко и Филдс. Все они вполне сложившиеся, но очень непохожие друг на друга мастера. При сопоставлении их работ Шадр выигрывает в монументальности, a Иодко в выразительности образа".

В предновогоднем номере "Советского искусства" за 29 дек. (№60) 1937 года был напечатан шарж на Шадра, сопровождаемый такими словами:

"Когда, мы говорим o скульпторе Шадре собеседники всегда вспоминают:
- Это создатель «Девушки с веслом»?
Тaк скульптор в представлении зрителя вечно связан c одним из его произведений. И здесь художники связали скульптора и его произведение. А где кончается одно и начинается другое - читатель и сам разберется".

Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой). В некоторых текстах о скульптуре утверждается, что она была разрушена во время немецкой бомбардировки. Однако, на рекламном плакате ЦПКиО 1947 года скульптура девушки с веслом присутствует (скан РГБ):

Дата поступления этого плаката в электронную библиотеку РГБ - 30 июля 2018 года, ранее я этот плакат не видел, но и до этого были убедительные аргументы, что во время войны скульптура не была разрушена. Во-первых, она присутствует на плане парка в книге "ЦПКиО имени Горького. Справочник. Путеводитель", изданной в 1950 году, как пишет К.Кухер в своей книге о парке Горького. Во-вторых, также в книге Н.Д. Соболевского "Скульптурные памятники и монументы в Москве" 1947 года издания автор пишет о скульптуре как существующей. Напротив, немного ранее в книге Н.Д. Соболевский упоминает об установленных в 1923 году скульптурах на территории Первой всероссийской сельскохозяйственной выставки и в этом случае отмечает, что эти работы не уцелели. Пишет он и о действительно уничтоженных при немецком налете скульптурах, стоявших в нишах здания Большого театра, и барельефе на фронтоне, а также о том, что скульптуры и барельеф были восстановлены уже в 1942 году.


Если говорить о периоде времени с 1950 года по 1953 год включительно(год смерти Сталина), я думаю, что трусоватые чиновники, они же неуёмные борцы за нравственность, точно бы не решились на разрушение скульптуры при его жизни (при нем её установили, значит, его её вид устраивал), потом какое-то время еще она простояла по инерции. На скульптурах, устанавливаемых в уже послевоенный сталинский период чиновники, близкие к искусству, давали себе полную волю. Весьма показательный образец их бредового влияния ниже, хотя, конечно, и скульпторы не в меньшей мере несут ответственность за подобные "шедевры":

Фото из книги Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве, 1953

Или вот еще образец: композиция "Готов к труду и обороне" для здания МГУ на Ленинских горах:

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Э.Евзерихина, 1938 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

К открытию сезона в парке в 1937 году в газете "Советское искусство" за 17 мая того года описывалось, что нового в парке ждет посетителей. В частности, вот касающееся "Девушки с веслом": «Около фонтана на площади Пятилетки сделаны четыре новых водоема, которые окружат стеной падающей воды шадровскую "Девушку с веслом"».

Кадр кинохроники, использованный в документальном фильме "Я шагаю по Москве. Фильм о фильме" 2010 года:

Из книги Ю.Д. Колпинского "И. Шадр. Альбом" 1964 года, считается, что это копия первого варианта:

Фото из буклета "Вида Москвы" 1936 года, первый вариант:

Кадры кинохроники, 1936 год, первый вариант:

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда), парк был открыт 18 августа 1936 года:

В отличии от пьедестала в Москве, в Луганске пьедестал сам по себе являлся художественным произведением. Еще одна фотография из Луганска:

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. Старая фотография 1964 года этюда первого варианта была выше. И как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры и этюд первого варианта:

Кадры из сюжета телеканала "Вести-Москва". Девушка, вторая модель, производит впечатление столь скромной, что, на мой взгляд, не очень сочетается с совершенно обнаженной фигурой:

В газете "Московские новости" за 3-10 дек. (№84) 1995 года был опубликован материал журналистки Ольги Мартыненко "В защиту «Девушки с веслом»: Кто позировал Ивану Шадру?" Вот что там было, в частности, написано:

«Иван Шадр искал по спортивным обществам натуру для задуманной им «Девушки с веслом». Зоя Бедринская, окончившая к тому моменту техникум, работала в мастерской архитектора Каро Алабяна <...> и занималась гимнастикой в обществе ЦДКА. Ее красота и классическое сложение привлекли внимание скульптора. После долгих уговоров она согласилась позировать. Три месяца Шадр лепил голову, но дальше было сложнее, ибо речь шла об обнаженной натуре. Шадр, по словам Зои Дмитриевны, советовался с искусствоведом Абрамом Эфросом: одевать «Девушку» или нет? Решили не одевать. Для Зои это было невыносимо, и потому на каждом сеансе присутствовала жена Шадра. В общей сложности девушка позировала 6 месяцев, несколько раз Шадр давал ей отдых <...>. Шадр, говорит Зоя Дмитриевна, относился к «Девушке» трогательно, как к собственному ребенку, почти каждый вечер ходил на нее смотреть, нередко вместе со своей натурщицей <...>». (Цит. по: Золотоносов М.Н. Парк тоталитарного периода и советская садово-парковая скульптура 1930-х годов: номенклатура, семантика, культурный контекст//Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры, т. 2, №2 (1996) С.127, купюры в тексте - Золотоносова. Кроме того, Золотоносов пишет, что Бедринская сама обратилась в газету в 1995 году и сообщила, что моделью для скульптуры Шадра была именно она. Её обращение в газету он связывает с собственной публикацией в "Московских новостях" в номере за 3-10 сентября 1995 года "Среди кузнечиков: Замет­ки о неписьменной культуре", что в ней было, касающееся скульптуры Шадра, он не поясняет.