Герасимов Сергей Васильевич (1885–1964). Герасимов Сергей Васильевич Sergei Gerasimov

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков.

Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).
Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе).

С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной Премии СССР. Лауреат Ленинской Премии.

В 1907 г. окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где его преподавателем был К. А. Коровин, а в 1911 стал выпускником Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества, где работу с молодым художником помимо К.А. Коровина продолжили легендарные В.А. Серов и А.Е. Архипов.

В 1914 г. Герасимов был отправлен на фронт, где рядовым солдатом пробыл до 1917 г. Всесоюзную известность художнику принесли работы «Крестьянин» (1918), «На Волхове. Рыбаки» (1931), «Клятва партизан» (1933), «Колхозный праздник» (1937), «Мать партизана» (1943), «Кутузов под Бородиным» (1952), которые вошли в золотой фонд советского искусства.

Персональные выставки Сергея Герасимова проходили в Москве, Ленинграде, Риге, Бухаресте, Варшаве, Праге и Братиславе.

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина. На родине Сергея Герасимова в Можайске открыт музей его имени.

Герасимов Сергей Васильевич

Он не был келейным художником, живущим только в мире своих образов, и активно участвовал в жизни своей страны. С. В.Герасимов долгое время руководил Союзом художников СССР, а значит, участвовал в осуществлении руководящей роли коммунистической партии в области изобразительного искусства. О нём вспоминают как об умелом администраторе с репутацией умеренного либерала, он был внимательным и умелым преподавателем, оставившим множество учеников. Но главное его наследие - картины, акварели и графика, отмеченные печатью огромного таланта и тонко чувствующей души.

Малая родина

В 1885 году в подмосковном Можайске в небогатой семье родился Сергей Васильевич Герасимов. Биография художника гласит, что жизнь его была связана с этими местами очень долгое время. Впоследствии, уже занимая ответственные должности в Москве, он приезжал в свой можайский дом, где находилась небольшая мастерская, и использовал любую возможность, чтобы писать картины, пытаясь выразить в пейзажах неяркую красоту окрестностей.

Сын кустаря-кожевника, он сумел получить прекрасное образование, окончив два ведущих столичных художественных училища: Строгановское художественно-промышленное и Училище живописи, ваяния и зодчества. Повезло ему и с преподавателями, среди которых были и Сергей Иванов. Кроме виртуозной живописной техники работы масляными красками, Сергей Васильевич овладел акварелью, литографией, офортом и другими видами графики, что расширяло его творческие возможности.

Поиск стиля

Октябрьскую революцию он встретил состоявшимся мастером. С. В. Герасимов был известен работами, созданными в различном материале и в разнообразных жанрах: «У телеги» (1906), «Свадебные в трактире» (1909), «Портрет И. Д. Сытина» (1912), «На Севере» (1913). Жанровые сценки, портреты и особенно пейзажи того времени наполнены тонким поэтическим чувством, выраженным в свободной живописной манере, близкой к импрессионизму.

Поиски новых форм в живописи, которыми ознаменовалось начало XX века, не могли пройти мимо молодого, но очень образованного Герасимова. Впоследствии художник пройдет период увлечения Сезанном и ранними кубистами («Фронтовик» (1926)). Было время, когда ему казались близкими примитивисты. Но мнение большого числа критиков, относящих Герасимова к выдающимся мастерам русского импрессионизма, кажется наиболее оправданным. Даже механическое причисление его к основоположникам в живописи больше связано с его высоким положением в официальной иерархии.

Новые времена

После большого перерыва, вызванного Первой мировой войной и трудностями революционного времени, С. В. Герасимов включается в активную художественную жизнь молодой страны. Он участвует в работе таких творческих объединений, как «Маковец», «Общество московских художников» и Ассоциация художников революционной России (АХРР), что стала предтечей Союза Художников СССР.

Он пытается освоить революционно-пропагандистский жанр: «Клятва сибирских партизан» (1933), «В. И. Ленин на Втором съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1931), «Колхозный праздник» (1937). С. В. Герасимов успешно работал в жанре иллюстрации, создав графические листы к «Делу Артамоновых», «Капитанской дочке», к Некрасову, Толстому, драмам Островского, к другим классическим и современным ему книгам. Его акварели, в которых угадывались приёмы работы пастозными, масляными красками, признавались новаторскими многими отечественными и зарубежными ценителями. Но любимым жанром оставался пейзаж.

Певец средней полосы

Художник много путешествовал. Сергей Васильевич Герасимов, биография которого содержит сведения о турне по европейским странам, оставил серию виртуозных натурных этюдов, сделанных в Италии, Франции, на Кавказе. Во время Великой Отечественной войны он попал в эвакуацию в Среднюю Азию. Там на его картинах «поселился» жаркий восточный колорит, с яркими красками и ослепляющим светом. Но был край, куда его всегда тянуло, куда он всегда возвращался - Подмосковье, родной Можайск.

В небольших этюдах, изображающих окрестности его родного городка, и в более проработанных полотнах талант мастера особенно гармоничен. Сергей Герасимов - русский художник, продолжавший традиции Левитана, Васильева, Куинджи. Главное в его пейзажных картинах - «Зима» (1939), «Плотина» (1929), «Весенний разлив» (1935), серия видов Можайска (1940-1950) и многих других - удивительное эмоциональное содержание, гармония и свежесть колорита, виртуозное живописное мастерство.

1943 год, «Мать партизана»

Его творчество по-настоящему многогранно. Мастер тонких поэтических нюансов, художник Сергей Герасимов в годы войны создаёт полотно, ставшее символом стойкости народа, проявленной в противостоянии грозному и жестокому врагу.

Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина говорила иностранным зрителям о русском характере больше, чем тома идеологически выдержанной литературы. Она многое объясняла, повествуя о причинах непобедимости нашего народа. Что побудило Герасимова к написанию этой картины? Видеть здесь только стремление соответствовать идеологическим критериям - неверно. «Мать партизана» - произведение истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы, его воспитавших.

Сергей Краткая биография

Время и место рождения - 14 сентября 1885 года, Можайск.
1901-1907 - учеба в Строгановке.
1907-1912 - обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1912-1914 - участие в выставках, преподавание в художественной школе при типографии И. Д. Сытина.
В 1914 году призван на военную службу.
1917 год - возвращение в Москву, участие в творческих художественных объединениях.
Преподавательская деятельность: Государственная школа печатного дела при Наркомпросе (1918-1923), Высшие художественно-технические мастерские (1920-1929), Московский полиграфический институт (1930-1936), Институт им. Сурикова (1937-1950), Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова (1950-1954).
1958-1964 - Первый секретарь правления Союза художников СССР.
Скончался 20 апреля 1964 года.

Сегодня, любуясь на картины советских художников, трудно пройти мимо полотен, которые принадлежат кисти Сергея Васильевича Герасимова: они, на самом деле, красивы и выразительны.

Говоря о биографии этого известного художника, нужно, естественно, начать с даты и места его рождения: а появился на свет С.В. Герасимов 14 сентября1885 года в городе Можайске, который теперь находится в Московской области. С малых лет Сергей Васильевич тянулся к рисованию и стремился запечатлеть на листах бумаги увиденный им мир.

С 1901 по 1907 год он учился в Художественно-промышленном училище им. Г.Строганова в Москве. Затем свое образование продолжил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, который с успехом закончил в 1912 году. Причем в то время ему преподавали такие именитые художники как С. В. Иванов и К. А. Коровин.

Революцию Герасимов принят восторженно и сразу же направил свой художественный талант на укрепление советской власти: он занимался оформлением революционных празднеств, которые проводились в то время в Москве. Творчество того периода у художника в основном сводилось к написанию простых по композиции сюжетов - картины маслом отражали в основном монохромные портреты мужчин и женщин и несложные по эмоциональному посылу пейзажи.

Однако на этом фоне выделяются картины Сергея Васильевича Герасимова, написанные уже в послереволюционные годы, которые стали настоящим достоянием искусства страны. Так, в 1924 году художник пишет прекрасный женский портрет "Крестьянка с петухом", который сегодня находится в Русском музее. Также выдающимся его произведением стал мужской портрет - «Фронтовик»: сегодня на это полотно любуются тысячи людей, посещая Третьяковскую галерею.

Анализируя период творчества Герасимова в послереволюционные годы, можно заметить, что его живопись советского периода отражает много и жанровых сцен, главным образом изображая сельский пейзаж и трудный процесс становления крестьянства в новой России. Также художник много обращался и к историко-революционным темам: при этом его соцреализм выступает в монументально-эпическом плане. Примером такой работы может служить картина "Клятва сибирских партизан", написанная им в 1933 году, которая в настоящее время находится в Русском музее.

Советская живопись 30-х годов у Герасимова отражает общий эмоциональный подъем народа: его картины становятся более напыщенными и ликующе-мажорными. Для того, чтобы в этом убедиться, стоит посмотреть на его полотно "Колхозный праздник" (1937 год, Третьяковская галерея). В пейзажной же живописи художника важное место занимают традиции русской пленэрного творчества. При этом советские художники и критики того времени признавали Сергея Герасимова как одного из самых лучших советских пейзажистов. До сих пор, глядя на его картины, поражаешься их замечательной поэтичностью, тонким ощущением природы, свежестью колористических решений.

Именно в то время им были написаны картины, которые сегодня находятся в Третьяковской галерее: "Зима" (1939 г.), "Лёд прошёл" (1945г.), серия "Можайские пейзажи", "Овсы" и "У переправы" (1954 г.). Также в годы Великой Отечественной войны мастер создает дышащее патриотическим пафосом полотно "Мать партизана" (1943 г., Третьяковская галерея).

В послевоенный период Герасимов пишет много тематических картин, из которых наиболее значимой становится картина "За власть Советов", написанная в 1957 году и тоже находящаяся сегодня в Третьяковской галерее. Кроме того, в то время Сергей Васильевич рисовал иллюстрации к книгам А. М. Горького, Н. А. Некрасова и др., занимался преподавательской деятельностью. В 1958 году Герасимов становится народным художником СССР, а в 1966 году он посмертно получил Ленинскую премию.

20 апреля 1964 года советского живописца Сергея Васильевича Герасимова не стало: он умер в Москве. Однако его картины пережили автора и до сих пор радуют людей своей красотой и правдивостью.

Ирина Алексеева

С сайта "Советская живопись"

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Девушка в голубой кофте

Зима

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К.А.Коровина и С.В.Иванова.

Кутузов на Бородинском поле.

В.И.Ленин на втором съезде Советов среди
делегатов-крестьян.

В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков.

Городской пейзаж.

Ранняя весна

Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

Золотая осень

За власть Советов.

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров.

Иллюстрация к роману А.М.Горького Дело Артамоновых

Колхозный праздник

Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Сирень в цвету

Во время выборов

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом.

Корова на лугу

Мать партизана

Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).

Зима

Начало весны.

Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе).

Снова весна

Весеннее утро.

С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Клятва сибирских партизан.

Церковь Покрова на Нерли.

Пейзаж с башней. Начало весны.

Герасимов Сергей Васильевич (26(14).09.1885-20.04.1964) 2А

Живописец и график, акварелист, иллюстратор. Представитель русского импрессионизма, создавший ряд эталонных соцреалистических картин. Писал тематические и жанровые картины, портреты, замечательные по живописному мастерству пейзажи. Мастер лирического жанра, автор картин на сельскохозяйственные темы, а также работ исторического характера, иллюстратор произведений русской и советской художественной литературы.

Народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств СССР (1947). Государственная премия СССР и Ленинская премия (1966, посмертно) за серию картин «Земля русская». Серебряная медаль Международной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937) и диплом II степени на выставке «Индустрия социализма» за картину «Колхозный праздник» (1937); золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958) за картину «Мать партизана» (1941-1943) и иллюстрации к роману М.Горького «Дело Артамоновых» (1939). Золо-тая медаль Академии художеств СССР (1958) за картину «За власть Советов» и серию «Можайские пейзажи» и золотая медаль Академии художеств СССР (1962). Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Профессор, доктор искусствоведения (1956).

Родился в Можайске в крестьянской семье, жил в Москве и Можайске, где в 1915 построил себе дом-мастерскую. Умер в Москве. Учился на декоративном отделении в Московском центральном художественно-промышленном училище им. С.Г.Строганова (1901-1907) у К.А.Коровина, С.В.Иванова и С.В.Ноаковского; в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1911) у В.А.Серова, С.В.Иванова, А.Е.Архипова, К.А.Коровина и А.М.Васнецова. В 1914 был отправлен на фронт, где рядовым солдатом пробыл до 1917.

Участник объединений «Московский салон» (1911-1920), «Мир искусства» (1921), «Маковец» (1922-1925), «Общество московских художников» (1926-1929) и АХРР (1930-1932).

Персональные выставки: в Москве, Ленинграде, Риге, Бухаресте, Варшаве, Праге и Братиславе. С 1906 участник крупнейших международных выставок. Экспонировался на акварельных выставках общества им. Леонардо да Винчи.

Основные работы: «Крестьянин» (1918), «На Волхове. Рыбаки» (1931), «Клятва партизан» (1933), «Колхозный праздник» (1937), «Мать партизана» (1943), «Кутузов под Бородиным» (1952).

В ранней живописи («Фронтовик», 1926, ГТГ) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). Пейзажем увлекся в 1930-е. Следуя заветам учителей, избирает объектом изображения внешне непритязательные мотивы русской природы. С.В.Герасимов - прирожденный колорист, умеет ценить и звучные цветовые сочетания. В «Клятве сибирских партизан» (1933, ГРМ) осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. За картину «Колхозный праздник» (1937) присуждена серебряная медаль Между-народной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Париже и диплом II степени на выставке «Индустрия социализма». Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана» (1943-1950, ГТГ).

Сквозь все творчество проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед, - в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия «Можайские пейзажи», 1954, ГТГ) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.

Преподавал в художественной школе при типолитографии И.Д.Сытина (с 1912), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-1923), Московском полиграфическом институте (с 1935 реорганизованном в Изоинститут; 1930-1936), Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурико-ва (1936-1950); с 1940 профессор.

Директор МГХИ им. В.И.Сурикова (1946-1948). Завоевал прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора МГХИ). Декан факультета монументальной живописи МВХПУ (бывшего Строгановского училища, 1950-1964).

Председатель Московского Союза художников (1940-1951). С 1957 член Президиума, академик-секретарь Отделения живописи Правления Союза художников СССР, с 1957 секретарь, первый секретарь Правления Союза художников СССР (1958-1964).

С 1963 депутат Верховного Совета РСФСР. Посетил многие страны Европы, Турцию. На родине Сергея Герасимова в Можайске открыт музей его имени.

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва), Государственном литературном музее (Москва), Государственном музее русского искусства (Киев), Мемориальном доме-музее С.В.Герасимова (Можайск), в художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Сочинения: Об искусстве. М., 1973.

Библиография: О.Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были...». М., 2004. С.67-519; Vеrn Grosvenor Swanson. Soviet impressionism. Antique Collectors" Club. Italy. 2001. Plates 45; Matthew С.В. Socialist Realist Painting. London, 1998; Matthew С.В. Russian and soviet painters. 1900-1980-s. London, 1998, p.96; Живопись 20-30-х годов. СПб. 1991. C.71-73; К.Кравченко. СВ. Герасимов. М. 1985; Кеменов B.C. Академия художеств СССР. Л. 1982. С.100-103, 400; Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки. ГТГ, Москва; Выставка произведений народного художника СССР С.В.Герасимова. Каталог. М., 1966; Галушкина А.С. С.В.Герасимов. Л., 1964; Мастера советского искусства. С.В.Герасимов. М. 1951; Разумовская С. С.В.Герасимов. М., 1936; Щекотов Н.М. Сергей Васильевич Герасимов. М.-Л.., 1944; Сергей Герасимов. 40 лет творческой деятельности. Каталог выставки. М.,1946.