Западный павильон михайловского замка. Как добраться до замка-музея и когда его посещать

Каждый человек на планете знает о том, сколько дней в году. Не знакомы с этой информацией только маленькие дети. Обычный год состоит из 365 дней по Григорианскому календарю. Введен он в 16 веке. С тех пор ему подчинялся весь католический мир, а со временем приняли его и в России. В високосном году на 1 день больше - 366.

Интересуются количеством недель в году методические работники, бухгалтеры, бизнесмены и менеджеры, школьники и студенты. Это знание дает возможность составить учебные планы, распланировать работу над проектом или учебой.

Сколько недель в году?

Чтобы узнать точное количество, нужно определиться с интересующим календарем. Выделяют 3 вида календарей, чаще всего встречающихся в мире:

  • Григорианский
  • Исламский
  • Еврейский

Обычный год состоит из 365 дней, неделя из 7 дней. Если поделить общее количество на 7, то получается 52,142. Это значит, что календарный год содержит 52 полные недели и еще 1 день. Этот вариант актуален лишь в том случае, если начало календарного периода пришлось на понедельник. В любом ином случае будет 51 полная неделя и 2 неполные. Такое же количество недель будет и в високосный год.


Исламский календарь можно встретить во многих мусульманских странах. Там он утвержден официально и используется для вычисления дат религиозных праздников. Количество дней в нем меньше, чем в Григорианском - 354. Разделив это количество на 7, получаем 50 недель и 4 дня. Опять же, это утверждение будет верным только если начало года выпало на первый день недели - понедельник. В иных случаях - 49 недель и 2 неполные.


Намного интересней разобраться с Еврейским календарем. Подсчет дней и лет в нем идет по совсем иному принципу. Времяисчисление в нем разделено на циклы из 19 лет: из них 12 "простых" и 7 високосных. При этом "простые" годы меньше високосных на 30 суток. "Простые" и високосные годы в свою очередь делят на 3 группы:

  • правильные,
  • достаточные,
  • недостаточные.

При этом “простой” правильный год длится 354 дня, достаточный продолжается 355 дней и недостаточный - 353. Високосный год соответственно 384 (правильный), 385 (достаточный) и 383 (недостаточный) дня.

После простых подсчетов видно, что согласно еврейскому календарю длительность "простого" года - 50 полных недель и 1 неполная. Високосный год состоит из 54 полных недель и 1 неполной.

Сколько учебных недель в году?

Это вопрос актуален для каждого, кто учится в школе или институте, а также для методистов и преподавателей. Согласно этой информации составляют учебные планы, пишут учебники, планируют контрольные и сессии.

Единственного верного ответа на этот вопрос просто не существует. Каждое учебное заведение регламентирует срок обучения самостоятельно. Длительность учебного года во многом зависит от возраста обучающихся. Младшие школьники проводят в школе меньше всего дней за учебный год, у студентов нагрузка выше.


Чтобы получить приблизительные данные в первую очередь нужно посчитать, сколько длится лето. 3 летние месяца - это 92 дня. 92 разделить на 7 получается 13 недель и 1 день. Из 52 вычитаем 13 и получаем 39 недель. Это продолжительность года без учета лета. Нельзя забывать, что в школе каникулы есть еще весной, осенью и зимой. Каждые из них длятся в среднем по 1 неделе. 39-3=36 недель.

Важно помнить, что в течение года встречаются государственные праздники, в которые установлены официальные выходные. К ним относятся:

  • 1 января - Новый год;
  • 23 февраля - День защитника Отечества;
  • 7 января - Рождество Христово;
  • 8 Марта - Международный женский день;
  • 1 мая - Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая - День Победы.

Количество праздничных дней может варьироваться в зависимости от государства. Важно только то, что все они считаются нерабочими. В праздники дети не учатся.


Еще бывают дополнительные каникулы и карантины в случае эпидемии гриппа. Таким образом получаем вывод, что в учебном году 34–36 недель. Для примера, 2016–2017 год состоит из 34.

У студентов времени для отдыха намного меньше. Для них предусмотрены каникулы между сессиями - 2 недели, а также 1,5 месяца летом. Получается около 8 недель в году. Остальные 44 приходится посещать ВУЗ.

Сколько рабочих недель в году?

Посчитать, сколько придется трудится в течение года немного проще. Взрослые люди не ходят на каникулы, но им положен отпуск. Его продолжительность зависит от условий труда, состояния здоровья и занимаемой должности. В среднем это 4 недели. Вычтем их из общего количества недель в году. Получается 48. От этого числа отнимается 7 дней новогодних и рождественских выходных. Итог - 47.


Для большей точности можно еще убрать 7 дней на государственные праздники. Получается, что на долю среднестатистического человека в год выпадает 46 рабочих недель. Важно понимать, что это приблизительные подсчеты, т. к. праздники периодически совпадают с выходными. В високосные годы это количество не изменится.

Сколько недель в 5 и 10 годах?

Если точкой отсчета считать 2017 год, то 5 лет захватят 2018, 2019, 2020 и 2021 год. При этом 2020 - високосный, а значит в нем 366 дней. Чтобы рассчитать количество недель в 5 годах 365 умножаем на 4 и прибавляем 366. Получаем 1826 дней. Делим это число на 7 - 260,857. То есть в 5 годах, один из которых високосный 260 полных недель и 6 дней. Если же в выбранную пятерку входят 2 високосных года, то количество недель - равно 261.


Аналогичные подсчеты делают и с десятилетием. 365 умножаем на 7 и прибавляем 366 умноженное на 3. Получаем 3653. Делим результат на 7. Итог 521 полная неделя и 6 дней.

Путем несложных подсчетов получаем, что в среднем за жизнь человек проживает 3392 недель. Из них он 575 недель отдает учебе и 1645 - работе. Значит на отдых остается всего 1172 недели, а это меньше трети жизни.

19 марта одному из старейших и известнейших музеев Санкт-Петербурга — Русский музей отметит свое 120-летие!

В честь этого события все здания музейного комплекса можно будет посетить совершенно бесплатно! Специальные билеты будут выдавать в кассах (вход на выставку Айвазовского останется платной).

19 марта в честь Дня Русского музея для бесплатного посещения всеми желающими будут доступны Михайловский дворец, Мраморный дворец, Михайловский замок и Строгановский дворец.

Читайте также: « » - куда еще сходить совершенно бесплатно!

19 марта 1898 года открыли Русский музей. Первые посетители появились на следующий день после открытия, а через некоторое время в музее появилась большая коллекция экспонатов.

На сегодняшний день — это самый крупный в мире музей русского искусства, неповторимый красивейший архитектурный комплекс из дворцов и садов в самом центре Питера, а в коллекции музея более 400 тысяч экспонатов.

В честь знаменательной для музея даты с 10:00 до 18:00 можно посетить все филиалы хранилища бесплатно по специальным билетам, которые можно получить в кассовых залах музейных пространств.

Помимо того, первые 120 посетителей Михайловского дворца получат сюрпризы. В этот день в парадном вестибюле здания откроется выставка детского творчества «С днём рождения, музей!».

Программа мероприятия

С 12.00 в каждом из филиалов посетителей будут ждать камерные концерты в исполнении музыкантов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, викторины с розыгрышем каталогов выставок и целый ряд приятных сюрпризов.

С 14.00 до 15.00 – состоится выступление музыкантов фонда поддержки искусств «Арт-линия» в Академическом зале (№14) Михайловского дворца.
C помощью мобильных приложений посетители музея смогут пройти квесты по Михайловскому замку, Мраморному и Строгановскому дворцам. Любители квестов смогут познакомиться с историей филиалов музея и их прежними владельцами, совершить путешествие по страницам русской истории, проверить эрудицию и внимательность.

Доступ к текстам осуществляется через приложение izi.TRAVEL (Скачивается в App Store/Play Маркет) по поиску названия: «Квест по Мраморному дворцу», «Квест по Михайловскому замку», «Квест по Строгановскому дворцу» или по ключевому словосочетанию «Русский музей». Рекомендуем установить приложение izi.TRAVEL и скачать квесты заблаговременно перед посещением музея.

При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.

История создания

Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.

По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна - придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.

Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.

Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».

Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.

Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.

Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.

Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.

Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже - высокие окна с закругленными окончаниями, над ними - скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского - помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.

После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».

В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы - Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.

Михайловский замок сегодня

К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.

В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции - «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.

Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал .

Нужно начинать с Манежной площади. Именно здесь, по адресу Манежная площадь, дом 4, когда-то стояли трёхпроходные железные ворота, через которые посетители попадали на территорию замка. Центральный сегмент ворот предназначался для царственной семьи и особо важных иностранных гостей, а боковые проходы - для всех остальных посетителей. Ныне этих ворот не существует. На их месте в 1908 году был построен Дом Офицерского корпуса Собственного Его Императорского Величества конвоя.

Проект здания Офицерского корпуса принадлежит архитектору Б.И. Сегену. Здесь изначально располагался офицерский корпус лейб-гвардии Уральской казачьей сотни. Смелая постройка Болеслава Сегена, инженера 1-й Санкт-Петербургской инженерной дистанции, по всей видимости, вполне устраивала императора Николая II, несмотря на то, что полностью перекрыла задуманную архитектором Карло Росси перспективу Кленовой аллеи.

Сейчас ведутся разговоры о том, что Офицерский корпус будет надстроен ещё одним этажом. Если этот проект осуществится, то нарушит внешний вид памятника архитектуры федерального значения.

На данный момент Дом Офицерского корпуса находится в собственности ООО "Особняк на Манежной".

Если обойти этот дом, то перед нами откроется сама Кленовая аллея, которую с обеих сторон отграничивают два длинных здания. Они расположены по адресу Инженерная улица, дома 11 и 13.

Здание, расположенное по адресу Инженерная ул., дом 11, относится к Конюшням Михайловского замка (левый павильон). Здесь по первоначальной задумке располагался Экзерциргауз (манеж для строевых занятий солдат в плохую погоду). Здание было построено архитектором В.Ф. Бренна в 1798-1800 годах, и перестроено в 1823-1824 годах архитектором К.И. Росси.

К этому зданию со стороны Дома Офицерского корпуса торцом примыкает ещё один дом (Манежная площадь, дом 6). Это здание Михайловского Манежа. Архитектор В.Ф. Бренна, построен в 1798-1800, реконструирован архитектором К.И. Росси в 1823-1824 годах. Стиль Классицизм.

Здание уникально тем, что его интерьеры имеют прекрасное естественное освещение, которое обеспечивают 54 высоких окна с полуциркульными завершениями.

Вплоть до 1917 года Михайловский Манеж был главным манежем войск гвардии и петербургского гарнизона. Так же в нём в XIX веке проводились различные выставки. Манеж часто арендовало Императорское общество садоводов, а в 1893 году в Манеже состоялась Первая Всероссийская гигиеническая выставка, в 1907 году - первая выставка автомобилей, организованная созданным в 1902 году Императорским Российским Автомобильным обществом. Этой выставке покровительствовал Великий Князь Михаил Александрович. В 1909 году здесь была проведена Международная выставка новейших изобретений, в которой участвовал Всероссийский аэроклуб. В 1913 году прошло несколько выставок, посвящённых празднованию трёхсотлетия Дома Романовых.

В 1949 году Манеж был превращен в крытый Зимний стадион. В настоящее время здесь располагается выставочный комплекс "Михайловский Манеж".

Инженерная улица, дом 13, Манежная пл., дом 2 - собственно конюшни Михайловского замка (правый павильон). Изначально это здание так же построено архитектором В.Ф. Бренна, в 1799-1800, и перестроено в 1823-1824 годах архитектором К.И. Росси.

Оба здания построены в стиле Классицизм, и являются памятником архитектуры федерального значения.

Когда Карл Росси производил реконструкцию района, прилегающего к зданиям Конюшен, он связал в единую композицию торцовые фасады манежа и конюшен. Как украшение фасадов Росси использовал барельефы из военных доспехов. Вероятнее всего, композиции доспехов принадлежат скульпторам С.С. Пименову и В.И. Демут-Малиновскому. Фасады, которые выходят на Инженерную улицу, были переделаны уже в конце XIX - начале XX веков. Сейчас эти фасады реконструированы с приближением к первоначальному облику.

К зданию Конюшен по адресу Инженерная, дом 13, примыкают другие постройки, которые вместе образуют комплекс зданий треугольной формы, занимающий всё пространство по адресу Инженерная 13, Караванная 1х, и пл. Белинского 1. Однако, это не единый ансамбль, так как остальные здания, примыкающие к зданию Конюшен, пристроены в разное время и разными архитекторами.

Караванная улица дом 1, и Инженерная улица дом 13х - Здание Инженерного Ведомства (Главного управления казачьих войск и Главного военно-медицинского управления). Пристроено в 1880-1882 годах. Архитекторы Х.И. Грейфан, А.А. Карбоньер и Д.В. Покотилов, стиль Эклектика.

Пройдя вдоль зданий Конюшен и Манежа, и выйдя на Инженерную улицу, на другой её стороне мы увидим два одинаковых строения. Это Левая и Правая кордегардии Михайловского замка (Инженерная улица, дома 8 и 10). Архитектор В.Ф. Бренна, здания построены в 1798-1799 годах.

Трёхэтажные каменные кордегардии построены в виде павильонов крестообразного плана, с четырьмя выступами по диагональным осям и скруглёнными северным и южным фасадами с объединяющими второй и третий этаж колоннами ионического ордера. По первому этажу фасады обработаны горизонтальным рустом, в них прорезаны высокие окна с полуциркульными завершениями. Над окнами по замыслу Бренна размещены скульптурные барельефы, ограниченные сверху горизонтальной тягой.

Далее, за Правой кордегардией, по адресу Инженерная улица, 12 и 12А располагается здание пожарной части Большого Санкт-Петербургского государственного цирка. Архитектор А.М. Кочетов, построено в 1905-1906 годах в стиле Неоклассицизм. К исторической территории Михайловского замка не относится.

По Кленовой улице, дом 2, располагается здание учебной электростанции Николаевской инженерной академии. Архитекторы Тейхман и Загорянский. Построено в 1893-1894 годах в стиле Неоклассицизм. Здание выделяется невысокой башенкой с островерхим завершением и арочными окнами с полуциркульным верхом.

С этим зданием произошла интересная история. В 2001 году дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность". Однако, уже 24 сентября 2009 года учебная электростанция на Кленовой улице исключена из перечня выявленных объектов культурного наследия. Причины такого странного отношения к историческому зданию установить не удалось. Тем не менее, сам вид здания говорит о том, что оно представляет собой интересный исторический объект. К исторической территории Михайловского замка не относится.

Пройти по рассматриваемому маршруту можно от ст. метро Гостиный двор, в сторону Аничкова моста, до улицы Малой Садовой, по которой Вы попадёте прямо на Итальянскую улицу, по которой, пройдя около 100 метров в сторону реки Фонтанки, попадёте на Манежную площадь.

Информация о Манежной площади подготовлена М.В. Гуминенко.

Манежная пл., 10. Конюшни Михайловского замка (левый павильон). Архитектор: Росси К.И. Год постройки: 1823-1824. Стиль: Классицизм. Фото 2013 г.

Манежная пл., 6. Михайловский Манеж. Архитектор: Бренна В.Ф. Росси К.И. Год постройки: 1798-1800, 1823-1824. Стиль: Классицизм.

Михайловский Манеж, фрагмонт здания. За ним - угол дома Офицерского корпуса Собственного Е. И. В. конвоя.

Михайловский Манеж. Фрагмент.

Михайловский Манеж. Фрагмент.

Михайловский Манеж. Фрагмент украшения дверей.

Манежная пл., 4. Дом Офицерского корпуса Собственного Е. И. В. конвоя. Архитектор: Сеген Б.И. Год постройки: 1908. Стиль: Неоклассицизм.

Скульптура во дворе Дома Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя.

Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя, фрагмент.

Манежная площадь. Слева направо: Михайловский Манеж, Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя, Конюшни Михайловского замка (правый павильон).

Манежная пл., 2. Конюшни Михайловского замка (правый павильон).

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фрагмент фасада со стороны Манежной площади.

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фрагмент фасада со стороны Манежной площади.

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фрагмент фасада со стороны Кленовой улицы (слева на фото часть стены Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя).

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фасад здания по Караванной ул.

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фасад по Караванной ул. Далее по Караванной - Здание Инженерного Ведомства (Главного управления казачьих войск и Главного военно-медицинского управления)

Здание Инженерного Ведомства (Главного управления казачьих войск и Главного военно-медицинского управления). Справа - угол Конюшни Михайловского замка по Инженерной улице.

Инженерная ул., 10. Правая кордегардия Михайловского замка.

Правая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент фасада с восточной стороны.

Правая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент фасада с восточной стороны.

Кордегардия Михайловского замка, фрагмент фасада.

Правая кордегардия Михайловского замка. Ворота и фрагмент ограды пожарной части.

Инженерная ул., 12А. Ворота и фрагмент ограды пожарной части.

Инженерная ул., 12А. Пожарная часть. Архитектор: Кочетов А.М. Год постройки: 1905-1906. Стиль: Неоклассицизм.

Инженерная ул., 10. Правая кордегардия Михайловского замка. Архитектор: Бренна В.Ф. Год постройки: 1798-1799. Стиль: Классицизм.

Правая кордегардия Михайловского замка. Западный фасад, со стороны Кленовой ул.

Инженерная ул., 8. Левая кордегардия Михайловского замка. Архитектор: Бренна В.Ф. Год постройки: 1798-1799. Стиль: Классицизм. Восточный фасад, со стороны Кленовой ул.

Левая кордегардия Михайловского замка. Восточный фасад, со стороны Кленовой ул.

Левая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент фасада со стороны Кленовой ул.

Барельефы на стенах кордегардии Михайловского замка.

Колонна левой кордегардии и фрегмент Михайловского замка.

Левая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент. Фото 2013, весна.

Левая кордегардия Михайловского замка со стороны Инженерной ул.

Особняк военного министра (Садовая ул., 4). Вид со стороны Кленовой ул.

Михайловский замок со стороны Кленовой ул. Памятник Петру I.

Михайловский замок со стороны Кленовой ул. Памятник Петру I.

Кленовая ул., 2. Здание учебной электростанции Николаевской инженерной академии. Архитекторы: Тейхман О.К., Загорянский. Год постройки: 1893-1894. Стиль: Неоклассицизм.

Здание учебной электростанции. Фонарь на стене.

Здание учебной электростанции. Фрагмент козырька над входом.

Здание учебной электростанции. Входная дверь.

Здание учебной электростанции. Фрагмент фасада по Кленовой ул.

Здание учебной электростанции. Башенка здания.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1745).
24 сент. 2009 (во время губернаторства Матвиенко) здание учебной электростанции на Кленовой улице исключено из перечня выявленных объектов культурного наследия и не взято под охрану.

Перспектива Кленовой улицы. По сторонам видны фрагменты фасадов кордегардий.

Кленовая улица со стороны Инженерной улицы. В перспективе - Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя, фрагмент.

Инженерная ул., 11. Конюшни Михайловского замка. Архитектор: Росси К.И. Год постройки: 1823-1824. Стиль: Классицизм.

Конюшни Михайловского замка, Инженерная улица.

Инженерная ул., 13. Караванная ул., 1х. Белинского пл., 1. Конюшни Михайловского замка. Архитекторы: Бренна В.Ф., Росси К.И. Год постройки: 1799-1800, 1823-1824. Стиль: Классицизм.

Инженерная ул., 13. Конюшни Михайловского замка.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Кленовая улица, справа - фрагмент стены Дома Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя.

Михайловский Манеж со стороны Манежной площади.

Кленовая улица, вид от Дома Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.


Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.


Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2017 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.